Научная статья на тему 'Проектирование современной женской одежды по мотивам эвенкийского декоративно-прикладного искусства'

Проектирование современной женской одежды по мотивам эвенкийского декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУМАЛАНЫ / ЭВЕНКИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ КОСТЮМ / ЭВЕНКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭВЕНКИЙСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова Галина Рафисовна, Путинцева Людмила Александровна

В статье представлены результаты изучения традиций самобытного эвенкийского декоративно-прикладного искусства (предметы и виды одежды, используемые материалы, цвет, орнамент и др.), на основе чего разработана коллекция современной женской молодежной одежды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование современной женской одежды по мотивам эвенкийского декоративно-прикладного искусства»

Дизайн.

Живопись

УДК 687.1.016.5

Г.Р. Семенова, Л.А. Путинцева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПО МОТИВАМ ЭВЕНКИЙСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье представлены результаты изучения традиций самобытного эвенкийского декоративно-прикладного искусства (предметы и виды одежды, используемые материалы, цвет, орнамент и др.), на основе чего разработана коллекция современной женской молодежной одежды.

The paper presents the results of a study of original traditions of the Evenki of arts and crafts (objects and items of clothing, materials, colors, ornaments, etc.), which was developed based on the collection of contemporary women's apparel youth.

Национальный костюм - кладезь мыслей и вдохновения для современного человека, в нем история народа, его национальные традиции, национальное самопознание. Декор эвенкийского костюма сформирован в коллективе и коллективно, его принципы и приемы формировались из поколения в поколение. К глубокому сожалению уходят из жизни последние носители древнего эвенкийского языка, многие обряды и традиции, веками связанные с оленеводством, охотой, рыболовством, другими народными промыслами (выделка мехов, изготовление национальной одежды, обуви, изделий декоративно-прикладного искусства др.), утрачиваются безвозвратно.

Тема изучения и сохранения эвенкийской культуры малоизучена. Это свидетельствует об ее актуальным.

По статистическим данным, в настоящее время дети этноса составляют 40% от численности российских детей в возрасте до 15 лет. Воспитание их в лучших традициях коренных народностей - одна из важнейших задач современности. Известно, что одежда играет немаловажную роль в процессе воспитания, поэтому данное исследование, объектом которого является самобытная эвенкийская культура, в частности национальный эвенкийский костюм, может способствовать сохранению традиций коренных народов Севера и Дальнего Востока.

Эвенки - один из малоизученных коренных народов Приамурья, многочисленный в прошлом, малочисленный сегодня. В России раньше их называли тунгусами. Они жили не только в Забайкалье, но и на обширных просторах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря. Существование в различных природных зонах, контакты с другими народами способствовали возникновению у них разных хозяйственных укладов. У части эвенков древнейшие формы хозяйства (охота и рыболовство) дополнялись оленеводством и скотоводством. Но среди них выделялись группы, различающиеся формой ведения хозяйства.

Изготовление своеобразно декорированных орудий труда, утвари, одежды, обуви, головных уборов, рукавиц и их художественное оформление играли в жизни северных народов не менее важную роль, чем их основные занятия - охота, оленеводство, рыбалка. Традиционные

художественные промыслы уходят корнями в далекое прошлое, но многие из них широко бытовали еще сравнительно недавно - в 20-30 гг. прошлого века. И до сих пор живы замечательные умельцы, сохранившие секреты древнего мастерства.

Из шкур животных чаще других использовались шкуры лосей, оленей, изюбров. Ежегодно в определенные сроки производилась их заготовка для шитья одежды, обуви, головных уборов, причем даже тогда, когда ткани в жизни этих народов стали привычными.

Шили одежду женщины, причем они же обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу (замшу из оленьей или лосиной шкуры). Мужчины обычно только снимали шкуру с убитого животного. Весь процесс, начиная с первичной обработки шкуры и выделки ровдуги и кончая отделкой готовой вещи, в условиях кочевого быта осуществлялся вручную, без применения каких-либо машин и механизмов, он был чрезвычайно длительным и трудоемким. В зависимости от погоды шкуры сушили до двух-трех и более недель, затем подвергали многократному скоблению и размягчению.

В старину сшивание как меха, так и ровдуги производилось жильными нитками. Их делали из сухожилий, вырезаемых из спины, хребта или ног убитого животного. Такие нитки органично соединялись со сшиваемым материалом. Мягкая эластичная жилка не резала мех и ровдугу и вместе с тем не рвалась и не перетиралась со временем, как это происходит с обычными нитками, особенно на морозе. Сшитую с изнанки одежду украшали с внешней стороны декоративными швами, которые маскировали места соединения отдельных частей и служили для прикрепления аппликаций из ткани. Эвенкам было знакомо немало интересных декоративных швов.

Костюмы эвенков, эвенов и юкагиров, их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры, - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов.

Старинный эвенкийский костюм в настоящее время совершенно вышел из обихода, его можно увидеть только в музеях. Он очень сложного кроя, и, кроме того, прекрасного цветового решения. Известный финский лингвист М.А. Кастрен (Castren, Mathias Alexander), путешествовавший в 1845-1848 гг. по Енисею, писал: «Тунгусы - изящный, нарядный и щеголеватый народ. Их по справедливости можно было бы назвать аристократами Сибири... Они... наряжаются в фантастические костюмы.». Отмеченную щеголеватость и фантастичность, наряду с практичностью, эвенкийскому костюму придают характерный покрой, а также украшения яркой цветовой гаммы из бисера, разноцветных полосок ткани, меха.

Излюбленными в одежде эвенков были охристо-желтый, синий, красный или розовый, иногда бутылочно-зеленый, а также черный и белый цвета. В пропорциональном отношении в отделке бисером или аппликацией (цветной тканью) охристо-желтого цвета было больше всего. Синий применяли в отношении 1:3, 1:4, розовый или красный - примерно в пропорции 1:2 с охристо-желтым. В вышивке нитками и бисером соединение таких цветов чрезвычайно выразительно. Каждый цвет при этом «звучит» с особой силой. В изделиях эвенкийских мастериц постоянно встречается сопоставление красного и голубого, желтого и синего и т.д. Такие сочетания цветов воспринимаются гораздо эмоциональнее, чем сочетания одних только теплых -красного, желтого, или одних только холодных - синего, голубого, фиолетового. Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий и бело-синий бисер.

Национальный эвенкийский костюм обладает некоторыми общими чертами с традиционной одеждой народов Севера. Вместе с тем он несколько отличается оригинальностью оформления и своеобразием пошива. Эвенкийская национальная одежда подразделялась на рабочую, бытовую, праздничную, свадебную и погребальную. При этом обычно менялся не

покрой, а вид одежды. Основное различие состояло в количестве украшений и использованных видов материалов, особенно в одежде праздничного назначения. Выбор материала всецело зависел от преобладания того или иного местного материала, употреблявшегося для изготовления одежды: оленьих шкур, шкур лося, мехов, ровдуги.

Традиционная национальная одежда эвенков отличается удивительной стройностью, даже изысканностью. Под верхней меховой одеждой мужчины носили очень нарядный костюм. Это был короткий, плотно обтлегавший грудь, плечи и спину кафтан. Его шили из летней или осенней шкуры оленя, из ровдуги. Кафтан - древнейший вид верхней одежды - был распашным, с расширяющимися книзу полочками, отороченным по низу и плечам длинноволосым мехом и расшитым по краям горловины и низа рукавов, низа переда и спинки цветным бисером Как правило, его подпоясывали широким ровдужным поясом, обильно расшитым цветным бисером. Обычно он имел вставки на спинке в местах соединения рукавов (рис. 1).

На ноги надевали высокие, до бедер, меховые, также расшитые бисером торбаса (от якутского этэрбэс - сапоги из оленьих шкур), на голову - шапку-капор из меха выдры, росомахи или из лисьих и песцовых лапок.

У забайкальских эвенков (ороченов) женская верхняя одежда была в виде кафтана, сшитого из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полочками, с приталенной спинкой. Боковые полотнища его в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие сборки. Шею закрывал отложной воротник. Украшение одежды состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами. Рукава (широкие в пройме) суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную часть кисти руки. В девичьей одежде верхняя часть этой одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и части рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.

Одежда - одинаковая для мужчин и женщин - была распашной и в литературе именовалась обычно «фраком». Шили ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части представляли собою узкие полочки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший от холода грудь и живот. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкими, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Нижний край одежды сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем край переда. По полочкам вниз от

Рис. 1. Один из видов эвенкийского кафтана.

пояса, по нижнему краю одежды, на спинке от плеча вдоль проймы пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Мужская одежда отличалась от женская лишь формой нагрудника: нижний конец у мужского нагрудника был в виде острого мыса (рис. 1), у женского - прямой. Позднее эту одежду стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями и украшали бисером, мозаикой из полосок меха, окрашенной ровдуги и тканей.

Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей или надевали нагрудник «нэл», являющийся важной конструктивно-декоративной частью тунгусского костюма. Он служил для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевался под кафтан на шею и свисал до самого живота. Особой красотой отличался женский нагрудник. Широкий вверху он закрывал по ширине всю грудь и имел резко выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у горловины и на поясной части образовывали геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите вышивки бисером преобладали гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый. Между белыми, золотистыми и голубыми полосами бисера прокладывали более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их.

Такими же красочными, как и старинные кафтаны, были зипуны, но их покрой был другим. Нередко к основной части зипуна пришивали рукава другого цвета. На спине, ниже пояса, делали цветные вставки, придававшие вещи некоторую расклешенность (рис. 2).

Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая «парка». Парка (порхы, порга) - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Северной Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины (рис. 3). Она была короткой, с прямыми сходящимися полочками, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной приталенной спинкой. Такого же покроя шили одежду из ровдуги и сукна. Меховая парка не имела никаких украшений. Парку из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц.

Рис. 2. Эвенкийский женский зипун.

Рис. 3. Долганская женская парка (слева), нганасанская мужская парка (справа).

Нижняя поясная одежда состояла из отдельных частей - натазников и наголенников. Натазники (пэрки) представляли собой очень короткие, покрывающие только таз, штаны. Вторым видом нижней поясной одежды являлись наголенники, или ноговицы. Материал, из которого изготовляли наголенники (замша или камыс - шкура оленя), менялся в зависимости от сезона года. К нижней поясной одежде народов Севера относятся и брюки-штаны. Шили их из ровдуги или из прочной ткани. Покрой штанов был прост. Верхняя часть штанов была широкой, не стесняющей движений, а нижняя - узкой, с разрезом у щиколотки и завязками, чтобы легче было заправлять штанины в чулки. По бокам пришивали ремешки.

ГВ1Р|ЙВШ1В(1 Головной убор эвенков имел капорообразную форму. Капор -

\ мягкий головной убор, облегающий всю голову, иногда закрывающий

даже шею (рис. 4). Шапки эвенков всегда простые по фасону, удобные и легкие, по форме приближались к круглому чепцу. Также у эвенков существовал старинный вид головного убора. Шили его из шкурки с головы оленя, отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером. Такой головной убор считался обрядовым и сохранился до советского времени.

Рукавицы (кололло) - обязательный элемент эвенкийской одежды. Рукавицы с одним пальцем шили из оленьих камусов шерстью наружу. Характерная особенность эвенкийской меховой рукавицы - разрез повыше большого пальца, чтобы освободить пальцы, не снимая с руки рукавицу в сильные морозы. Наладонная часть выкраивается мехом вовнутрь. Детские рукавицы шились без пальцев с теплой меховой подкладкой - кукчу, рукава дохи зашивали наглухо, чтобы не выпадали кукчу. Эвенкам были знакомы перчатки. Материалом для них служили кумус и замша. Края перчатки вышивали окрашенным волосом оленя или лося и красочно вышивали (рис. 5).

Практическое использование

одежды не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. Как правило, по швам и краям одежды располагалась вышивка, чтобы мешать проникновению в одежду злых духов.

Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен по композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей значительно обогащают этот простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам нарядность.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Одежда, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшались бисером, вышивались оленьим волосом и цветными нитками, инкрустировались кусочками меха, полосками кожи и ткани различной окраски, покрывались плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками. Украшения имели чисто конструктивный характер: обрамления борта, нижнего края, обшлагов,

Рис. 5. Виды рукавиц.

основных швов одежды, выпушки, кантики подчеркивали конструкцию вещи и создавали богатейшую фактуру.

В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства. Из кусочков меха мастерицы составляли узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких меховых вещей являлось комбинирование полос белого и темного меха. Иногда полосы того или другого цвета по одному краю вырезали зубчиками, и на этот край нашивали полосы другого цвета.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца.

Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческоческого рода, укрепления могущества общины. Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки (рис. 6). В орнаменте запечатлены стилизованные изображения живой природы: волны, облака, растения, обитатели тайги - звери.

Рис. 6. Эвенкийские орнаменты.

Смысловое значение орнамента давно забыто, но (такова живучесть народных традиций) узор сохраняет древнее композиционное решение. Орнаменты народов Приамурья - это гимн красоте окружающей природы. В технике меховой мозаики шьются и украшаются изображениями солнца, луны и звезд, например, кумаланы. Кумалан - национальный ковер эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые были главной частью приданого невесты.

Кумаланы используются и в настоящее время. Они имеют как хозяйственное назначение (ими покрывают вьюки при транспортировке на оленях, укрывают вещи, их расстилают в чумах), так и ритуальное (шаманские коврики, необходимые в семейных обрядах эвенков) (рис. 7).

Кумаланами украшают стены жилища (рис. 8).

Рис. 7. Традиционный кумалан.

Рис. 8. Кумалан -настенное панно.

Кумаланы шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося путем чередования белых и черных фрагментов. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя (рис. 9). Размеры кумаланов имеют от 60-80 см в ширину до 130-170 см в длину.

Рис. 9. Кумаланы, выполненные в современной технике.

На основе проведенного исследования жизни, быта, костюма и декоративно-прикладного искусства эвенков разработана коллекция «Кумалан» современной женской молодежной одежды в этническом стиле, состоящая из пяти моделей. В моделях использованы характерные черты и цветовые сочетания эвенкийских видов одежды и орнамента, виды силуэтов, основных форм костюма, сочетания различных материалов: натуральной кожи и шифона, натурального меха и трикотажа. Особое внимание в коллекции уделено декоративным отделкам с использованием современных материалов и фурнитуры: бисера, пайеточной ленты, разнообразной тесьмы (прямой и в форме косичек), а также специальных красок для кожи (рис. 10, 11).

Рис. 10. Коллекция «Кумалан» - вид моделей спереди.

Рис. 11. Коллекция «Кумалан» -вид моделей со спины.

В коллекции четко читается образ источника творчества - кумалан (специфическое тунгусское произведение искусства). Национальная одежда несет в себе мажор, радость жизни, внутреннюю гармонию, что нашло отражение в коллекции, которая явилась результатом вдохновения, полученного на основе анализа национального эвенкийского костюма и декоративно-прикладного искусства.

Коллекция «Кумалан» имела успех на Всероссийском конкурсе «Магия моды - 2011», где получила специальный приз редакции модного журнала «Дорогое удовольствие. Благовещенск». Такая оценка работы свидетельствует о том, что исследование национальной художественной культуры во всех ее проявлениях, видение ее ценности и исторической значимости способствуют тому, чтобы эти материальные и духовные ценности через древнее мастерство - декоративно-прикладное творчество, живопись, искусство - стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений.

1. Мазин, А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX - начало XX вв.). -Новосибирск: Наука, 1984.

2. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя. / сост. Т.Б. Митлянская- М.: Просвещение, 1983.

3. Кочешков, Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве тунгусов // Материалы науч.-практ. конф. «Россия и Китай на дальневосточных рубежах». - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001. - С. 76.

4. Художественные изделия народов Севера Сибири: СССР. - М., Внешторгиздат, 2002.

5. Материальная культура эвенков. Одежда. http://tvsh2004.narod.ru/ethnos/mkult.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.