Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ИЗ ФОНДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУЖНОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА им. И. С. ШЕМАНОВСКОГО (г. САЛЕХАРД)'

ПРЕДМЕТЫ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ИЗ ФОНДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУЖНОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА им. И. С. ШЕМАНОВСКОГО (г. САЛЕХАРД) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ГОЛОВНОЙ УБОР / ВЕНЕЦ / НАГРУДНИК / КАФТАН / НЕНЦЫ / СЕЛЬКУПЫ / ЭВЕНКИ / КЕТЫ / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. И. С. ШЕМАНОВСКОГО / YAMAL-NENETS REGIONAL MUSEUM AND EXHIBITION COMPLEX NAMED AFTER I. S. SHEMANOVSKY / SHAMAN COSTUME / HEAD-DRESS / CROWN / BREASTPLATE / CAFTAN / NENETS / SELKOUPS / EVENKS / KETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

На основе сравнительно-типологического метода с целью установления этнической принадлежности анализируются предметы шаманского костюма, приобретенные на территории Северо-Западной Сибири,кафтан, нагрудник и два головных убора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on comparative and typological method aiming at ethnical identification, the article investigates articles of a shaman costume acquired on the territory of North-West Siberia,a caftan, a breastplate, and two head-dresses.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ИЗ ФОНДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУЖНОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА им. И. С. ШЕМАНОВСКОГО (г. САЛЕХАРД)»

ПРЕДМЕТЫ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ИЗ ФОНДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУЖНОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА им. И. С. ШЕМАНОВСКОГО (г. САЛЕХАРД)1

А. А. Богордаева

На основе сравнительно-типологического метода с целью установления этнической принадлежности анализируются предметы шаманского костюма, приобретенные на территории Северо-Западной Сибири,— кафтан, нагрудник и два головных убора.

Ключевые слова: шаманский костюм, головной убор, венец, нагрудник, кафтан, ненцы, селькупы, эвенки, кеты, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского.

До настоящего времени шаманский костюм относится к наименее изученным элементам традиционной культуры народов Северо-Западной Сибири. Во многом это обусловлено закрытостью самой темы в связи с существующими внутри культуры ограничениями и запретами ритуально-обрядового характера, с историко-политическими процессами: колонизацией Сибири и последующей христианизацией, установлением советской власти на Крайнем Севере и «борьбой с религиозными предрассудками» и т. д. В то же время развитие музейной сети в Сибири, появление здесь научно-исследовательских учреждений, а также этнографическое изучение способствовали накоплению материалов и комплектованию музейных коллекций по сибирскому шаманизму. Однако чаще всего, в силу вышеперечисленных обстоятельств, складывание шаманского комплекса в местных краеведческих музеях происходило стихийно — это были случайные находки (иногда столь же случайных людей) или же предметы передавались не самими владельцами, а третьими лицами. В результате многие предметы сложно атрибутируются, затруднена их географическая и этническая привязка. Между тем каждый из них является уникальным источником по этнографии Сибири.

К числу раритетных предметов музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского принадлежит шаманский кафтан, который в музейной документации значится как «парка шамана» (рис. 1, 2)2. Известно, что он происходит с территории Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Эта территория (бассейн верхнего и среднего течения р. Таз) входит в ареал северных (тазовских) селькупов, для которых характерны длительные этнокультурные контакты с тундровыми ненцами, кетами и эвенками. У всех этих народов, включая селькупов, бытовал шаманский костюм, различавшийся рядом признаков.

Кафтан является недавним приобретением музея и прошел реставрацию — был почищен, а некоторые утраты ровдужной бахромы, аппликации и др. восстановлены. Традиционно он сшит вручную сухожильными нитками из оленьей шкуры — стриженного большешерстного неблюя ворсом внутрь и имеет 48-50-й размер, его длина — 103 см, ширина подола — 151 см. Кафтан имеет обертывающий покрой и сшит без боковых швов с плечевыми швами (рис. 3). На спинке от талии вставлены два клина, расширяющие подол. Кафтан имеет округло вырезанный ворот и пришитый к нему воротник-стойку. Края полочек от ворота надставлены полосами шкуры (шириной 8-10 см). Пройма прямая, рукав заужен к краю, сшит из целого куска шкуры со швом внизу, имеет широкий обшлаг (ширина 11 см) и четырехугольную ластовицу, составленную из двух треугольников. К краям обшлагов пришиты рукавицы, сделанные ворсом внутрь и состоящие из четырех деталей: тыльной части, ладонной, половины большого пальца и манжетки.

1

Работа выполнена по проекту «Адаптивные функции традиционной одежды народов Северо-Западной Сибири» в рамках программы Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

Автор благодарит главного хранителя Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского Л. П. Сазонову за предоставленную возможность работать с музейными предметами и выражает сердечную признательность ст. науч. сотр. отдела фондов И. Н. Федосеевой за оказанную помощь.

Рис. 1. Шаманский кафтан из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (г. Салехард) (б/н). Вид спереди

Рис. 2. Шаманский кафтан. Вид сзади

Кроме того, кафтан имеет дополнительно пришитые детали, которые не изменяют его покроя, а скорее являются частью декоративного оформления. Так, клиновидные куски ровдуги нашиты от проймы к обшлагу на заднюю часть каждого рукава. На поясную часть спинки нашита полоса черной хлопчатобумажной ткани («пояс»), на которую верхним краем пришит прямоугольный кусок черного сукна (40x7 см). К краю подола кафтана прикреплены пять треугольных клиньев («хвостов») из окрашенной в красный цвет ровдуги, из них по одному (7,5x11 см) нашито на нижний край полочек, один — самый большой (27x14 см) — к середине края подола спинки и по одному (7,5x11 см) — по бокам от него.

прикреплено еще по одной пластине полуовальной формы с ребром, проходящим по центру. Одна сторона такой пластины нарезана на пять полосок, концы которых загнуты вверх. На другой стороне вырезана и загнута вверх шея с головой и рогами оленя.

К каждой ровдужной полосе, пришитой к краям полочек кафтана, прикреплено по десять фигурок змей, декорированных насечкой прямыми и косыми параллельными линиями. При этом шея с головой змеи подняты вверх, а хвост загнут вниз. Под нижней фигуркой змеи на правой полочке закреплена плоская антропоморфная металлическая фигурка с вырезанными ногами, руками и головой. На голове обозначены глаза и рот. На левой полочке также закреплена антропоморфная фигурка с вырезанными ногами и головой. На голове обозначены глаза и рот, на туловище — ряд горизонтальных линий.

Плоский железный обруч пришит в поясной части спинки. К его верхней части привязана зооморфная фигурка с длинным горизонтальным туловищем, короткими лапками и длинной шеей, заканчивающейся маленькой головой, на которой обозначены уши. К нижней части обруча привязана модель сабли с отверстием в рукояти и лезвием, орнаментированным с обеих сторон перекрещивающимися линиями.

Под обручем над талией закреплена металлическая пластина полукруглой формы (вероятно, упрощенная форма аркалана — набор параллельно соединенных железных пластин с изображением рогов на обоих концах [Прокофьева, 1971. С. 27]), на внешнюю сторону которой в технике насечки нанесен геометрический орнамент. Вся поверхность пластины поделена тремя парами вертикальных параллельных линий и двумя горизонтальными параллельными линиями на три прямоугольника. В центре левого и среднего вырезаны косые кресты, правый разделен пополам горизонтальной линией. Верхний край украшен зигзагом, в нижнем сделано тринадцать отверстий. В отверстия продеты двухсторонние железные крючки. На крючки подвешены восемнадцать плоских антропоморфных и одна зооморфная фигурки. Фигурки вырезаны из белого металла. Зооморфная фигура прикреплена к центральному отверстию на пластине и имеет вид морского животного (нерпы, белухи или морского зайца).

Антропоморфны фигурки (высота 9-10,5 см, ширина 3,5-4 см) имеют круглую или овальную голову, выгнутые руки, прямое туловище и ноги. Кисти рук и стопы загнуты. На фигурках сделаны насечки: на девяти — по 2-3 горизонтальные линии на локтях и коленях (из них одна фигурка без руки), на пяти — насечки на локтях и коленях, а также на туловище обозначены позвоночник и ребра. Четыре фигуры — без насечек, из них одна — с отверстием в груди. Еще одна антропоморфная фигура (высота 5,5 см, ширина 3 см) имеет обтекаемую форму, небольшую голову, широкие бедра.

Металлические украшения кафтана дополняют медные колокольчики кустарного производства. Так, самый большой колокольчик (диаметр 5,6 см, высота 6,1 см) прикреплен к нижнему углу большого среднего клина, пришитого к спинке подола кафтана. По одному колокольчику (диаметр 4 см, высота 4,3 см) пришито к концам клиньев полочек.

В целом техника изготовления кафтана — использование стриженной оленьей шкуры (не-блюя) ворсом внутрь и сухожильных ниток для сшивания деталей — характерна для широкой территории Сибири. Особенности покроя кафтана — из цельной шкуры, без боковых швов и с двумя расширяющими подол клиньями, вставленными от талии, а также пришитые к подолу «хвосты» позволяют уточнить его ареал. Выделяя пять основных типов покроя шаманской плечевой одежды народов Сибири, Е. Д. Прокофьева соотнесла данный тип кроя с группой Б, которая характеризует покрой шаманской плечевой одежды почти всех групп эвенков и воспринявших его от них народов — долган, северных якутов, шорцев и др. [1971. С. 80]. Основным его отличием от наиболее архаичной группы А, к которой относятся кафтаны кетов и самодийцев (за исключением ненцев), является наличие клиньев, расширяющих подол. Таким образом, учитывая район приобретения кафтана, можно предполагать его эвенкийское происхождение или его заимствованный характер у селькупов.

Приемы украшения кафтана — раскрашивание, вышивка подшейным волосом оленя и бисером, аппликация, бахрома и жгуты, нашивка металлических украшений использовались как эвенками, так и селькупами, кетами, нганасанами, энцами [Иванов, 1954. С. 126; Прокофьева, 1971. С. 13-30; Федорова, 1988. С. 99-100]. Кроме того, по ряду признаков, а именно: нашивание клиньев на край подола, «пояс» на спинке с бахромой и десятью жгутами с кусочками меха, бахрома на локтевой стороне рукава, нанесенная краской на спинку вертикальная полоса, прикрепленные к рукавам кафтана металлические пластинки, орнаментация рукавиц — данный кафтан сходен с энецким и нганасанским шаманскими кафтанами [Прокофьева, 1971. С. 13, 15-16].

Рассматривая кафтан селькупского шамана в целом и отмечая его значительное сходство с кетским, Е. Д. Прокофьева к числу отличительных признаков селькупского кафтана отнесла многочисленные антропоморфные изображения (уродцев — безголовых, безруких людей) — шаманское войско, а также зооморфные в виде птиц и ящериц [Там же. С. 22, 97]. Набор антропоморфных фигур — шаманское войско на спинке кафтана из салехардского музея свидетельствует в пользу его селькупского происхождения. Важной деталью металлических украшений шаманского кафтана из салехардского музея является также изображение морского животного, что говорит о его большой значимости в жизни того общества, где шаман осуществлял свою деятельность. Таким образом, ареал бытования кафтана географически сдвигается к побережью Тазовской губы, а этнически — к тазовским селькупам.

По значению в оформлении исследуемого шаманского кафтана присутствуют все четыре типа, выделанные Е. Д. Прокофьевой [1971. С. 84-85]. Так, образ зверя-птицы выражается в нарезанной бахроме, нашитых жгутах и клиньях в виде «хвостов» и «крыльев», в прикрепленных к рукавам, плечам и рукавицам металлических пластинах. Зооморфные и антропоморфные металлические фигурки символизируют помощников и духов-покровителей шамана, а металлический обруч на спинке изображает какое-либо небесное светило (солнце, луну или звезду) или землю. Включение в оформление шаманского костюма подвесок в виде оружия (луки со стрелами, копья, сабли) отражает его индивидуальные особенности и позднюю стадию формирования его декора в значении брони. Все эти типы отражают стадиальный характер формирования декоративной отделки шаманского костюма и в той или иной степени присутствуют почти в каждом шаманском облачении.

В целом исследуемый кафтан имеет ряд признаков, позволяющих определить его принадлежность селькупскому шаману. В то же время имеющиеся в этнографической литературе описания плечевой одежды селькупского, кетского, эвенкийского, энецкого и нганасанского шаманов обнаруживают сходные с ним черты. Период бытования кафтана можно определить XIX — первой половиной XX в.

* * *

К одним из наиболее ранних предметов музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шема-новского относится шаманский нагрудник (№ 19). В музейной документации он значится под названием «нагрудник шамана-ненца», поступившим в 1964 г. (рис. 6). Территория и время его бытования не указаны. Фотография нижней части нагрудника была опубликована в монографии Л. В. Хомич «Ненцы» [1995. С. 241]. Нагрудник изготовлен из пластин, вырезанных из жести, имеет форму неправильной трапеции и состоит из трех частей: нагрудной, поясной и набедренной. Длина нагрудника 91 см, ширина 21-37,5-41,5 см.

Рис. 6. Шаманский нагрудник из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (г. Салехард) (ОФ № 19)

Нагрудная часть сделана из трех горизонтально соединенных прямоугольных пластин (рис. 7). К середине верхней из них прикреплены выпуклый жестяной круг (диаметр 7-7,3 см) и по бокам от него два прямоугольника, каждый из которых имеет по середине ребро. На средней пластине размещены два круга и прямоугольник с ребром между ними. С обратной стороны к нижним углам этой пластины приклепаны две жестяные полосы. На одной их них с обратной стороны сохранились красно-черный рисунок неопределенной формы и надпись в две строки черной краской на желтом фоне: «Д...станского Центр. Совета Народного хозяйства». На другой с наружной стороны сохранился неопределенный рисунок зеленого, красного, коричневого и черного цвета и надпись в шесть строк черными буквами: «ПРИГОТОВЛЕНЫ ИЗ ОТБОРНЫХ ФРУКТОВ НА СИРОПЕ ИЗ ЧИСТО.». К этим боковым полосам прикреплена нижняя пластина нагрудной части, имеющая трапециевидную форму. Ее верхние углы и боковые края загнуты. На краю левой стороны сделано сквозное отверстие, в которое продета медная проволока, связывающая ее с боковой полосой.

Рис. 7. Верхняя часть нагрудника

При помощи металлической проволоки к боковым полосам прикреплены прямоугольные куски кожи (5x3 см и 2,7x5 см). К нижним краям кожи таким же образом прикреплены жестяные полосы, слегка согнутые вдоль края. Под правую полосу для прочности подложена еще одна такая же полоса. К ней присоединены с помощью проволоки две подвески, каждая из которых состоит из двух трубочек, скрепленных ровдужными ремешками. К концам приклепана поясная часть нагрудника.

Поясная часть составлена из двух пластин, соединенных заклепками (рис. 8). По нижнему краю сделано 14 отверстий. В семь из них продеты ровдужные ремешки с надетыми на них жестяными трубочками и подвесками в виде вырезанных из жести лап животного. Поясная часть соединяется с набедренной с одной стороны при помощи двух кожаных прямоугольников, скрепленных проволокой, с другой — полоской хлопчатобумажной ткани (ситца) коричневого цвета.

Рис. 8. Средняя часть нагрудника.

Набедренная часть состоит из жестяного прямоугольника, вставленного между двойными боковыми и нижней полосами жести. С обратной стороны прямоугольника на синем фоне красной и золотой краской надпись в одну строку: «Государственный трест». Края нижней полосы загнуты. В ней сделано два ряда отверстий. В десять отверстий нижнего ряда продеты петли из проволоки (одна — из ровдуги) с прикрепленными к ним жестяными трубочками.

К средней пластине нагрудной части присоединена цепочка (длина 63 см) из звеньев, скрученных из проволоки, на конце — с мешочком, сшитым вручную хлопчатобумажными нитками из смешанной ткани зеленого цвета. Нагрудник надевался на шею при помощи ровдужной петли, концы которой закреплены проволокой на его верхних углах.

Бытование нагрудников в качестве предмета шаманского облачения в комплексе с плечевой одеждой или отдельно от нее фиксируется у многих сибирских народов — энцев, нганасан, кетов, селькупов, эвенков, якутов, долган, эвенов, удэгейцев, негидальцев, юкагиров, бурятов [Прокофьева, 1971. С. 13-76]. У некоторых народов использование нагрудника во время камлания свидетельствовало об особом ранге шамана. Как правило, нагрудник в комплекте с некоторыми другими атрибутами получали молодые, начинающие шаманы. Шаманы отдельных категорий у нганасан, кетов, селькупов, якутов использовали нагрудник без плечевой одежды [Там же]. По данным этнографической литературы, в составе ненецкого шаманского костюма нагрудник встречается реже, чем у других народов Сибири. Так, упоминание о нагруднике (вероятно, ровдуж-ном) имеется в описании одежды шамана енисейских ненцев [Попов, 1944. С. 93].

Из всего комплекса известных по литературе шаманских нагрудников нагрудник из салехардского музея отличается материалом, из которого он сделан. Известно, что у забайкальских эвенков бытовал подобный нагрудник, состоящий из набора соединенных в одно целое, подобно аркалану, железных подвесок, изображающих, как и в нашем случае, грудную кость птицы, ребра, сердце и соски [Прокофьева, 1971. С. 31, 96]. Такой нагрудник привязывали ремнями спереди к кафтану, а иногда делали к нему подкладку. Кроме того, шаманские нагрудники с прикрепленными к ним металлическими изделиями в виде выпуклых кругов и пластин с ребром в значении сердца (по середине сверху), сосков (по бокам на груди), ключиц, ребер (сверху и по бокам), грудной кости (в центре) были известны у энцев, нганасан, селькупов, эвенков, долган, эвенов, бурят [Там же. С. 15-76]. Если рассматривать жесть как заменитель железа, меди, бронзы — наиболее применяемых металлов для изготовления шаманской атрибутики, то по своей трапециевидной форме и оформлению нагрудник вполне вписывается в существовавшие у сибирских народов традиции. Это относится и к трубочным и лапчатым подвескам нагрудника, которые применялись также для оформления шаманского костюма у энцев, нганасан, кетов, селькупов, якутов, эвенов [Там же. С. 13-76].

Таким образом, сравнение по форме, материалу и оформлению нагрудника из салехардского музея с описанными в этнографической литературе показывает, что нагрудник подобного рода мог использоваться у энцев, нганасан, селькупов, эвенков, долган, эвенов, бурят и, вероятно, ке-тов. Отталкиваясь от записи в музейной документации и полученных материалов, предположим, что данный нагрудник бытовал у енисейских ненцев, имевших этнокультурные контакты с теми народами, у которых в составе шаманского костюма отмечаются сходные элементы. Вместе с тем достаточно четко по фабричным надписям на жести устанавливается время создания и бытования нагрудника — первая половина XX в.

* * *

Также в 1964 г. в салехардский музей, вероятно, вместе с шаманским нагрудником поступил шаманский головной убор — «корона» (№ 6). Территория и время бытования, а также этническая принадлежность предмета не указаны. Он сделан из красного, зеленого, синего и голубого сукна с использованием сухожильных и хлопчатобумажных ниток, подшейного волоса оленя и металла (железа) (рис. 9). Для обработки металла применялась ковка, клепание, нарезка, прорубка и гнутье.

Общая высота головного убора составляет 22 см, ширина налобной части 16 см, длина окружности 62 см, длина жгутов 42-85 см. Его основу составляет головная повязка, сшитая из красного сукна и состоящая из полосы, проходящей по окружности головы (ширина 8 см), и пришитых к ее верхнему краю четырех полос (ширина 4,5 см) красного сукна, которые соединены между собой на макушке. По бокам к нижнему краю головной повязки пришиты полосы красного сукна шириной 9 см и длиной 13-14 см, концы которых разрезаны на узкие ленточки. Лен-

точки скручены и сшиты сухожильной ниткой декоративным швом с подкладкой подшейного волоса оленя. Таким образом слева сделано 6 жгутов, справа — 5. Кроме того, по два таких же жгута, но из зеленого сукна, пришиты по краям. Нижние концы жгутов нарезаны на узкие полоски, которые образуют кисточку. Один жгут из черного сукна с нашитыми на него по спирали полосками голубого и красного сукна и с кисточкой из черного, голубого и красного сукна пришит к заднему шву головной повязки. Кисточки из полосок сукна красного и зеленого цвета пришиты с изнанки к налобной части головной повязки (длина 11 см, ширина 1,5 см).

Рис. 9. Шаманский головной убор из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (г. Салехард) (ОФ № 6)

К налобной части повязки прикреплена хлопчатобумажными нитками черного цвета полукруглая металлическая пластина. По ее верхнему краю сделаны складка и 7 отверстий для крепления. Нижний край пластины вырезан зубчиками, которые загнуты вверх под углом 90°. Над зубчиками сделано три пары отверстий. В центре налобной части приклепана металлическая пластинка (3x3 см), ее нижний край также нарезан зубчиками и загнут под углом 90°.

На макушке на пересечении красных суконных полос прикреплены внахлест друг на друга и крестообразно еще две металлические пластины (ширина 4,5 см), их концы нарезаны полосами и загнуты вверх. К передней части нижней пластины приклепана еще одна (ширина 5,5 см), края которой также разрезаны и загнуты вверх.

В целом этот головной убор представляет как бы промежуточную форму между шаманскими «венцом», который сшивался из ткани или ровдуги, и «венцом» металлическим. Венцы из ткани или ровдуги с перекрещивающимися на темени полосами применялись у энцев, нганасан, кетов, селькупов, эвенков, якутов, долган и эвенов [Прокофьева, 1971. С. 15-49]. «Косы» (видимо, так следует трактовать черные жгуты, пришитые к затылочной части) прикрепляли к венцам кеты и селькупы, а металлические пластины в виде рогов — энцы, нганасаны, якуты, долганы, эвены [Там же]. Подобного рода головной убор — ровдужный или суконный венец использовали во второй половине XIX — начале XX в. и ненецкие шаманы [Прокофьева, 1971. С. 10-12; Хомич, 1995. С. 237-240]. Его отличительным признаком у ненцев Е. Д. Прокофьева называла маску (кусок ткани, пришиваемый к передней части венца и закрывающий лицо) [Там же].

Отсутствие на салехардском венце характерного признака — маски, закрывающей лицо, с одной стороны, и наличие других характерных признаков (жгутов, металлических нашивок в виде рогов) — с другой, позволяет расширить этнотерриториальные рамки его бытования, включить в

них ареалы расселения ненцев, энцев, нганасан, кетов, селькупов, якутов, долган, эвенов.

* * *

Следующий предмет из фондов окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Ше-мановского — головной убор, записанный как «корона» (№ 1084) (рис. 10). По музейной документации, она поступила в музей в 1980 г. из п. Толька Красноселькупского района ЯНАО, т. е. с территории расселения тазовских селькупов.

Рис. 10. Шаманская «корона» из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (г. Салехард) (ОФ № 1084)

Головной убор изготовлен в технике расковки из шести железных полос, соединенных клепанием и болтами. Основание его составляет обруч (ширина 1,4 см), сделанный из двух полос. Сверху к обручу прикреплены две перекрещивающиеся по середине полосы (ширина 1,3-1,7 см, длина 26,5-28 см, толщина 0,2 см). К месту перекрещивания на болт в свободном вращении прикреплены металлические рога, имитирующие оленьи, с двумя короткими задними отростками и двумя длинными передними разветвленными отростками. Поверх рогов закреплена треугольная пластинка. Корона декорирована косыми параллельными линиями, выполненными в технике насечки. Высота головного убора без рогов составляет 6,5 см, с рогами — 17 см, длина окружности — 58 см.

Головной убор этого типа был распространен у многих народов Сибири, в том числе у кетов, селькупов, эвенков, якутов, бурят [Прокофьева, 1971. С. 21-76]. В числе специфических признаков селькупского железного венца Е. Д. Прокофьева назвала встречающееся чаще изображение оленьих рогов на макушке и наличие длинной ровдужной косы, прикрепленной сзади [Там же. С. 22].

* * *

Итак, предметы шаманского костюма из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского входят в комплекс шаманской атрибутики народов Северо-Западной Сибири периода XIX — первой половины XX в. Из них наиболее четкую этническую привязку имеет кафтан, который по некоторым признакам (состав металлических подвесок, территория поступления) может быть отнесен к принадлежностям костюма тазовских селькупов. В среде этой же группы селькупов, вероятно, бытовал и металлический венец или

шаманская корона. Достаточно широко определяется ареал бытования мягкого венца и металлического нагрудника: он включает территорию расселения сибирских ненцев, селькупов, эн-цев, нганасан, долган, эвенков, якутов и кетов. Учитывая поступление этих предметов в салехардский музей, можно предположить, что они бытовали в среде сибирских (енисейских) ненцев.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М.; Л.: АН СССР, 1954. 840 с.

Попов А. А. Енисейские ненцы (юраки) // Изв. ВГО. 1944. Вып. 2-3.

Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27. С. 5-100.

Федорова Е. Г. Украшения верхней плечевой одежды народов Сибири (ханты, манси, ненцы, энцы, нганасаны, кеты, эвенки, эвены, чукчи, коряки) // СМАЭ. 1988. Т. 42. С. 86-104.

Хомич Л. В. Ненцы. СПб.: Рус. двор, 1995. 336 с.

Тюмень, ИПОС СО РАН

Basing on comparative and typological method aiming at ethnical identification, the article investigates articles of a shaman costume acquired on the territory of North-West Siberia,— a caftan, a breastplate, and two head-dresses.

Key words: shaman costume, head-dress, crown, breastplate, caftan, Nenets, Selkoups, Evenks, Kets, Yamal-Nenets regional museum and exhibition complex named after I. S. Shemanovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.