ПЕДАГОГИКА ВА МЕТОДИКАИ ТАЪЛИМ (ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ В ПРАКТИКЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Давлатшоев И.
Институт развития образования Академии образования Таджикистана
Народное искусство, изначально связанное с коллективной деятельностью людей и представляющее одновременно материальную и духовную культуру народа, как первобытная общность, сохраняет в своей основе самодеятельность занятий. Ремесло как народная форма искусства развивалось на основе преемственности поколений и народных традиций, которое определяется типом творчества, методом работы над образом. Таджикское народное ремесло в практике школьного просвещения используется как живой феномен художественной культуры, как особый тип духовного творчества.
В структурном плане художественное формообразование прикладного ремесла заключается в их обусловленности задачами и факторами материального ручного производства, продукта эстетической деятельности, его знаковые функции, соотношения в нем красоты и пользы, специфики потребления художественной культуры и системы технических вкусов и духовной ценности.
Если раньше не выделялась специфика народного искусства, как самостоятельное явление культуры, и она приравнивалась к художественному и самодеятельному творчеству, то в настоящее время получила самостоятельный, родовой статус, который открывает новые перспективы не только в его изучении, но и в решении проблем художественной практики школьного образования. Народное искусство на современном этапе имеет разнообразные формы бытования и развития. Как элемент национального сознания людей, народное ремесло отвечает эстетическим запросам, обслуживает практические нужды населения (гончарная посуда, кузнечное ремесло, плотничество, шитьё, резчики, вышивки и другие художественные промыслы), вырастающие на почве местной культурной традиции, поддерживаемый спросом извне.
Во всех регионах страны широко были распространены разнообразные ремесла и домашние промыслы, кустарное производство тканей, кожаное, деревообделочное, прикладное, сапожное, ювелирное, гончарное, кузнечное и другие народные ручные занятия. Например, при помощи примитивных орудий кузнецы изготовляли многочисленные предметы домашнего обихода, всевозможные виды светильников, ножа, топора, серпа, молота и т.д. Очень было широко развито деревообделочное ремесло. Кустари - столяры изготовляли предметы для бытового употребления, в процессе которого изготовлялись на примитивном ручном труде. Женщины занимались ткачеством, вязали и вышивали чеканы, используя продукцию собственного хозяйства. Деревянные ткацкие станки простейшие конструкции, которые экспонируются в центральных исторических музеях нашей страны.
Одним из древнейших видов таджикской культуры является народно - прикладное искусство вышивка и гончарное дело, которые получили дальнейшее развитие и распространённое применение в быту. Вышивными материалами украшались разнообразные домашние одежды, настенные принадлежности. «Вышитые национальные изделия отличаются причудливыми рисунками, резким разнообразием геометрических и растительных мотивов, а также богатством живописного яркого колорита» [6, с. 148]. Многие мастерицы различных регионов нашей страны представляют на республиканские конкурсы экспозиции сюзане, женские платья, тюбетейки, тесьму,) и другие мужские и женские одежды.
Разнообразные бытовые инструменты - деревянные чашки, ложки, молот, колесо, диск, прялка, топляк, двери, окна, игрушки, книжные полки, сандели, подставки для книг, кафш (мужская обувь), сито, мельница, маслобойка, клетка, шкатулка, сундук, музыкальные деревянные инструменты - дутар (двухструнная), рубаб (шестиструнная),
тор (10-12 струнная), дойра (бубен, деревянный и кожаный), тамбур (деревянный двухструнный - объёмом больше чем дутар), чанг (многострунный, на которых с двумя палочкой сыграют музыканты) и мн. др. из покон веков широко использовались в семейном хозяйстве. Стремясь к интеграции материальной и художественной культуры, функционализм прикладного искусства и плотничье ремесло придавал принципам формообразования в материальной сфере универсальное значение и комплексный подход к бытовым изделиям, неправомерно распространяя их к использованию для бытового обслуживания и семейного хозяйствования. На этой основе из поколения в поколении расширились предметы народного творчества и выделение всех структур ремесел, охватывающий целый комплекс практического конструирования. Плотничье бытовое и прикладное ремесло рассматривается как закономерность материально-художественной культуры народа в эстетической и трудовой деятельности.
Привлекают внимание большинство людей гончарные изделия, такие как пиалы, кувшины, декоративные вазы, авторами которых являются прославленные таджикские народные мастера из разных районов и городов страны. Эти изделия как духовное богатство культуры нашего народа поражают своим разнообразием и формами, богатством узоров и красок. Гончарное производство является одним из древнейших ремесловых искусств в Центральной Азии, где таджикская керамика очень разнообразна и отличается богатством и красотой орнамента. До революции изготовлением посуды из глины в городах занимались мужчины, работая на гончарном станке, а в горных районах изготовлением посуды занимались и мужчины и женщины, работая вручную.
Нужно отметить, что эти разнообразные формы искусства до сих пор широко используются среди населения, особенно в горных краях. Большинство из народных промыслов не теряли своего значения и сущности. Наоборот они развиваются новыми конструкциями и орнаментами. На базе этих традиционных искусств таджикского народа происходит создание и становление нового обновленного разнообразного творчества.
Молодые художники и исполнители воспитывались на традициях реалистического искусства других мастеров. Из традиций многонационального искусства многое вошло в духовную культуру таджикистанцев. Постепенно с прогрессом становления и развития таджикского государства связаны пути повышения профессионального уровня разнообразные формы искусства. Потому что любовь к искусству глубоко жила в народе. Во многих регионах республики открылись культурные центры, клубы, народные театры, библиотеки, к оформлении которых привлекались мастера народного ремесла и искусства.
Всесторонне с появлением новой технологии обновлении общества и модернизации социалистической культуры развивался уровень профессионализма в искусстве. В основе профессионального искусства особое значение придаётся изобразительной деятельности, которая отражается в системе художественной формы работы, основанная на исторически сложившихся разделении труда и специализация в виде народной самодеятельной традицией. Функционирование и развитие изобразительного искусства в обновлении народного творчества регулируется сложившимися и меняющимися социальными нормами, заказом на художественное произведение со стороны общества, особенностями эстетического идеала и художественного стиля. В нем постоянно проявляется диалектическая взаимосвязь между заказчиком, автором или исполнителем и публикой. Нужно отметить, что из пакон веков развиваются изобразительное искусство и другие промысловые сооружения, когда наряду с коврами, тканями и архитектурной резьбой украшались дворцовые и храмовые помещения.
Качественно новый этап развития изобразительного ремесла приходило на заре развитого социализма, когда профессия художника вычленялась среди других профессий, становилась основным источником дохода, личность автора или исполнителя играла заметную роль в становлении культуры, развития духовного воспитания публики.
«Получили своё дальнейшее развитие традиционные виды искусства: живопись, графика, ремесла, а новые виды не только стали возникать, но и вошли в структуру таджикского изобразительного искусства как её органическая часть» [1, с. 20].
Таким образом, профессиональное искусство немыслимо без последовательного обучения методам и навыкам художественного творчества, народной традиции, освоения исторического опыта искусства в данной области, художественного наследия, без накопления суммы знаний и профессиональных навыков, составляющих основу школы, творческого направления, стиля и духовной формы образования.
Школьная педагогическая практика свидетельствует о роли трудового обучения, эстетического просвещения в духовных приобретении навыков, профессиональных направлений учащихся в исполнении многообразных видов народного искусства и народных промыслов таджикских предков. Проблеме общественно полезной профессиональной трудовой подготовки школьников и организаций историко -краеведческих музеев, посвящены исследования многих видных ученых-педагогов как, например, М. Ашуралиев, Б. Бойназарова, Х.А. Джалиловой, Х.Ю. Джураевой, М.И. Криштуль, О. Мусоева, А.Д. Сазонова, А. Семёнова, А.Е. Сейненского и мн. др., которые в них выделяются становление будущего специалиста по различным профессиям и отраслям образования. Правильная профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных опытов в период создании историко - краеведческого музея, организации производственной экскурсии, участия самих школьников в поиске и сбора документов, учёт и хранение поступающих материалов, оформление экспозиций музеев, комплектовании их фондов подлинниками, использование фондов музея средствами и наглядными техническими обучениями, расчленение по тематике видов и форм экспонатов, привлечение в них знатных людей и передовиков производства, деятелей науки и культуры развивают у школьников чувство любознательности, расширяют и углубляют знания школьников, воспитывают любовь к своему краю [7, с. 4-5]. При организации музея по таким разнообразным экспозициям ремесленных приборов учащиеся усиленно стараются разобраться в сущности трудовой значимости и духовных качеств народных инструментальных ценностей.
В собственном художественном творчестве проявляются самые сокровенные мысли и чувства, выявляющие духовные отношения детей и подростков к действительности. Стремление к занятиям художественной самодеятельности искусством содействуют систематическая демонстрация творчества самих детей через организацию тематических выставок, с периодическими меняющимися рисунками, аппликациями, лепными изделиями из природного материала, выставки, отражающие экологические зарисовки «Таджикистан в рисунках детей» и т.д.
Авторы предлагают использование полученных знаний по основам наук, трудовой до профессиональной подготовки школьников в общественно полезном труде в школе и вне школы, на производстве, а также в процессе технического творчества. Х.А. Джалилова в своем исследовании при разработке темы исходит из той позиции, что руководители кружка по вышиванию должны организовать работу юных кружковцев, так чтобы они способствовали развитию у девушек творческих способностей. По ее мнению «в процессе приобщения девушек к искусству вышиванию следует обратить параллельного внимания компонентам успешного владения. Деятельность как интуиция, образование, опыт, творчество и мастерство, в совокупности составляют основу высокого уровня овладения искусством вышивания. Поэтому приобщение девушек к искусству вышивания способствует формированию их духовного мира» [2, с. 9]. В работе указаны, что в основном делается упор на учебный процесс, только после овладения необходимыми профессиональными знаниями ученицы подключаются к решению общественно полезным и производственным трудом.
В исследовании Х.Ю. Джураева раскрываются пути и способы соблюдения правил к требованиям дидактических принципов при компьютерном обучении, позволяющие определить сущность содержание, структуру и особенности соблюдения правил и требований к дидактическому изучению компьютерной технологии и готовности учащиеся к реализации дидактических принципов на практике информатики. В работах этих авторов прослеживаются такие вопросы, как правила повторения различных операций на компьютере, самостоятельное творческое выполнение компьютерных учебных задач и упражнений по основам информатики и вычислительной техники, целесообразные организации практических занятий, использование наглядных средств обучения и т. д. Несомненно, эти работы способствуют у школьников приобретению чувства коллективизма и товариществу, взаимопомощи и взаимоответственности,
инициативности и умение осуществить творческий поиск, профессиональную подготовленность к исполнению любых технологических операций [3, с. 9-13].
Особо важное значение для духовного развития личности имеет создание музеев разного направления в общеобразовательных школах нашей республики. Историко-краеведческие музеи являются основой духовного богатства для таджикских школьников, в которых можно практически осуществить основные задачи профессионального, технологического, инновационного, комплексного и методологического приёмов, методов, форм, средств и условий повышения эффективности учебно- воспитательного процесса в целом. «Музей можно назвать «волшебной машиной времени. В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассвое занятие, ученик может совершить путещшствие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен...Школьный музей - широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением» [8, с. 4,5]. Учителя и учащиеся в процессе постоянного поиска лучшего опыта практического внедрения, усвоения духовного познания мира в первую очередь обращаются к материалам музея. В опытно -экспериментальных школах республики организованны историко-краеведческие музеи (школы № 1 г. Рогуна и таджикско-русская гимназия им. Пушкина района Рудаки), которые имеют приоритетный статус в организации практических уроков труда, изучении истории таджикского народа, проведении вечеров литературы и искусства, а также воспитательных часов и других внеклассных занятий. Такая целенаправленная работа способствовала созданию историко - краеведчских музеев, где постепенно возрастают количества экспонатов и качества их обновления. В школе № 1 г. Рогун школьники, изучая опыт других школьных музеев, приобретают знания, навыки и мастерства в поисках нужных первостепенных экспозиций. Педагогическое сотрудничество с музеями показывает, что в процессе проведении комплексных мероприятий учащиеся становятся свидетелями по проведению в музеях разнообразных воспитательных задач, где под руководством опытных учителей и организаторов внеклассной работы учащиеся приобретают навыки самостоятельной деятельности, изучают историю своего края, участвуют в семинарах и конференций, организуют круглый стол, викторины, КВН. На основе выявленных практических материалов они систематически общаются со знатными людьми своего микрорайона, с передовиками производства, с родителями, общественностью. Поэтому музей имеет большой потенциал духовных средств по воспитанию и образованию подростков и молодежи в духе патриотизма и интернационализма. Например, исторический и трудовой музеи ср. шк. № 1 г. Рогуна имеет много экспонатов с трудовыми энергетическими делами крупного в мире гидроэлектростанции Таджикистана. При встрече с многонациональными специалистами гидроэлектростанции, в ходе обмена опыта со школьниками передают друг другу знания и навыки взаимопомощи, взаимообогащения и взаимодействия. В собственном художественном творчестве проявляются самые сокровенные мысли и чувства, выявляющие духовные отношения детей и подростков к действительности. Стремление к занятиям художественной самодеятельности искусством содействуют систематической демонстрации творчества самих детей через организацию тематических выставок с периодическими меняющимися рисунками, аппликациями, лепными изделиями из природного материала, выставки, отражающие экологические зарисовки «Таджикистан в рисунках детей» и т.д.
Основой духовного развития школьников является применение инновационного метода интерактивного (активизации учащихся) обогащения школьников, где при изучении основы компьютерной технологии и вычислительной техники учащиеся входят в Интернет и активно и самостоятельно работают. В ходе взаимодействия обогащают друг друга опытом взаимной деятельности, интегрируя и дифференцируя процесс обучения и образования. В ходе обучения основ компьютерной технологии учащиеся под руководством опытных специалистов приобретают навыки и мастерство педагогической инновации, делают ставки на международных и межрегиональных участиях коммуникационной взаимосвязи, решают общечеловеческие задачи глобальные проблемы по образованию и духовному развитию современных школьников.
В процессе взаимодействия учащихся на основе фактического материала по изучению истории, обществоведения, таджикского и русского языков и литературы школьники используют технические средства и наглядные способы выхода на широкомасштабный мониторинг Интернета и решают новые современные задачи, применяют в практике других школ республики образцы особо важных технологических операций по требованию реформы образования.
Таким образом, использование народных традиций и культурных промыслов в практике духовного развития и просвещения школьников достигаются высокого уровня, когда учащиеся в обязательном порядке под руководством опытных организаторов воспитательной работы и специалистов педагогической технологии компьютеров изучают основы инновационного подхода к системному применению знаний и навыков разнообразного народного искусства на практике. А компьютер будет в пользу людей, если четкими критериями обозначена цель, вложено совершенно точное количество данных для конкретной задачи и правильно составить алгоритм ее решения. При компьютерном подходе четкими критериями достигается конечная цель, определяется конкретный круг вопросов, которыми нужно овладеть ученику с применением общепризнанных правил, законов педагогики и психологии: доступность, последовательность, наглядность, профессиональная подготовка современных школьников. Главное чтобы учащиеся на основе новой технологии усвоения знаний и навыков смогли работать практически и самостоятельно получать полное удовлетворение в процессе взаимного изучения и получения опыта духовности.
Литература:
1. Бойназаров Б. История становления и развития изобразительного искусства Таджикистана / отв. ред. А. Раджабов.- Душанбе, 2006.- 108 с.
2. Джалилова Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к професинально-трудовой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/ Х.А.Джалилова.- Душанбе, 2007. - 21 с.
3. Джураева Х.Ю. Способы реализации дидактических принципов при компьютерном обучении в условиях общеобразовательных школ республики Таджикистан: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Х. Ю. Джураева. - Душанбе, 2007.- 24 с.
4. Дододжонов А. А. Трудовое воспитание и политехническое образование школьников в республике Таджикистан (1946-1960): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А. А. Дододжонов.- Душанбе, 1998.- 26 с.
5. Журкина А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеурочной деятельности. Автореф.дисс. д.-ра пед. наук/А.Я. Журкина. - М., 1988. - 35 с.
6. Историко-краеведческий музей: путеводитель / Сост. О. Мусоев, Р. Кадыров и др. Под ред.Х. Гулямова, З.И. Бабкина и др. - Душанбе: Ирфон, 1983.- 160 с.
7. Криштуль М.И. Школьный музей: методичесая пособия в помощ учителям и классным руководителям (на тадж. яз) / М.И.Криштуль.- Душанбе, 1976.- 52 с.
8. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе шк. общественно - полит. музеев. Книга для учителя/А.С.Сейненский.- М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЛО В ПРАКТИКЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Данная проблематика является одна из важнейших задач трудовой и до профессиональной подготовкой школьников, когда на основе организации и создании историко - краеведческих музеев подростки и юноши в процессе общественно полезного поискового труда приобретают традиционный жизненный опыт старших поколений, получают статус в организации практических уроков труда, изучая истории своего края и народа. Отмечается, что изучение народных традиций и культурных промыслов в практике духовного развития и просвещения школьников достигаются высокого уровня, когда учащиеся в обязательном порядке под руководством опытных организаторов воспитательной работы и специалистов педагогической технологии компьютеров приобретают навыки и мастерство инновационного подхода к системному применению современной технологической знаний по народной искусстве на практике.
Ключевые слова: народная традиция, промысль, ремесло, история культуры, духовное просвещение школьников, историко-краеведческий музей, прикладная искусства.
USE PUBLIC PROVIDENCE AND CRAFT IN PRACTICAL PERSON OF THE SPIRITUAL
ENLIGHTENMENT SCHOOLBOY Given problem is one of the the most most important problems labor and before professional preparation schoolboy, when on base of the organizations and creation historian - an regional museum teenager and youths in process of the public useful search labour gain the traditional life experience of the senior generations, get the status in organizations practical lesson labour, studying histories of its edge and folk. The Study public tradition and cultural providence in practical person of the spiritual development and enlightenments schoolboy are reached high level, when pupil in obligatory order under the direction of experienced organizer unbringing work and specialist to pedagogical technology computer gain the skills and skill inovation approach to system using the modern technological knowledges on public art in practice.
Keywords: public tradition, providence, craft, history of the culture, spiritual enlightenment schoolboy, historian-regional museum, aplied arts.
Сведения об авторе: Давлатшоев И., кандидат педагогических наук, зав. отделом педагогики и психологии Института развития образования Академии образования Таджикистана, e-mail: [email protected]
About author: Davlatshoev I., PhD of pedagogical sciences, the head of department of pedagogy and psychology, Institute of Development of Education of the Academy of Education of Tajikistan
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Каландаров А. Ш., Мансурова Ч. С.
Финансово-экономический институт Таджикистана
Глобализация образования, возросшая мобильность и международное сотрудничество в области высшего образования, перспективы развития и вхождения Таджикистана в мировой рынок квалифицированного труда ставят непременным условием совершенствования качества высшего образования.
На современном этапе развития мирового пространства в условиях глобализации, когда ежедневно происходят многочисленные природные и социальные потрясения (экологические катастрофы, голод, бедность, сокращение энергетических ресурсов) проблема экологического образования молодежи в педагогической теории и практике является одной из актуальных задач.
Современные требования, предъявляемые к высшей школе, по новому ставят вопросы л совершенствовании системы экологического образования, которая должна не только сохранять уровень экологической подготовки, но и найти новые пути воспитания личности студентов формирования у них основ экологической культуры, потребности в осознании ее сущности как залог успешной экологической деятельности. Однако практика показывает, что многие студенты высших учебных заведений не готовы к осуществлению этой функции.
После завершения обучения в ВУЗ-е выпускники - специалисты должны владеть теорий и методикой экологического образования и воспитания, которые проявляются в функциях и обязанностях к реализации технология экологического образования.
Важное место среди педагогических условий формирования у студентов экологического образования и воспитания занимают обще дидактические условия, которые способствуют разработке системы непрерывного экологического образования с учетом требований Государственного стандарта высшего образования и позволяют выявить дидактический потенциал формирования экологической культуры студентов в учебном процессе.
Анализ научных трудов показал, что экологическое образование вышла на одно из первых мест в общем, и профессиональном образовании.
Основываясь на изучении теоретических и практических подходов к экологическому образованию и концепцией экологического образования, можно