Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / студент / безопасность жизнедеятельности / навык / учебная программа / inclusive education / student / life safety / skill / curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна

В статье рассматривается специфика обучения студентов с инвалидностью, а также реализации инклюзивного образования в системе высшей школы. Акцентируется внимание на характерных особенностях обучения теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности студентов с особыми потребностями по состоянию здоровья. Рассматривается необходимость разработки специализированных учебных программ и иной документации образовательного характера, которые позволили бы помочь студентам с инвалидностью совершенствовать навыки искомого поведения в экстренных ситуациях. Определяется степень разработанности в научном сообществе решений обозначенной проблемы и приводится аргументация проведения узконаправленных исследований с целью разработки педагогических подходов к реализации полноценного комплексного обучения студентов с инвалидностью навыкам безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the specifics of teaching students with disabilities, as well as the implementation of inclusive education in the higher school system. Attention is focused on the characteristic features of teaching theoretical and practical aspects of life safety of students with special health needs. The necessity of developing specialized training programs and other educational documentation that would help students with disabilities to improve the skills of the desired behavior in emergency situations is considered. The degree of development of solutions to this problem in the scientific community is determined and the reasoning for conducting narrowly focused research is given in order to develop pedagogical approaches to the implementation of full-fledged comprehensive training of students with disabilities in life safety skills.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

разработки и

реализации проекта

Производственно-технологическая (проектно-технологическая) практика

Выпускная квалификационная

оформления проекта в области

профессиональной деятельности

идеи, результатов, ограничений, команды) Планирование проекта (работы, вехи, ресурсы) Расчет бюджета проекта Планирование управления человеческими ресурсами, выполнением, контролем проекта Обеспечение качества проекта

Совершенствование выбранного функционального направления компании в форме проекта с детальным описанием предполагаемого пути реализации Проектирование

Таким образом, в рамках нового учебного плана удалось добиться стройной непротиворечивой содержательно и структурно взаимосвязанной системы последовательного формирования навыков проектной работу у обучающихся-будущих менеджеров.

Выводы. Навыки проектного управления приобретают все большее значения доя современных менеджеров. Несмотря на всегда конкретный характер проекта как формы организации управленческого труда, проектные навыки специалистов носят универсальный надпредметный характер, и их формирование должно осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки. В ходе проведённой теоретико-методической и практической работы удалось выстроить содержание образовательной программы по принципу возрастания сложности проектных заданий и глубины погружения в проблематику проектного управления.

Литература:

1. Березин, A.C. Развитие экосистемы проектной деятельности университета в интересах ключевых стейкхолдеров региона / A.C. Березин, O.A. Минаева, A.C. Медведицкова, О.В. Юрова // Вопросы инновационной экономики. - 2023. -Том 13,-№ 1.-С. 453-470

2. Груздева, М.Л. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений / М.Л. Груздева, H.H. Тукенова // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 7. -No2.-C. 1.

3. Дятлова, Б.Н. Специфика проектной деятельности менеджера государственного и муниципального управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - № 1. -С. 10-14

4. Завьялова, Н.Б. Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, A.A. Стукалова, С.М. Максимова // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. -№ 19. - С. 2759-2768

5. Поздняков, А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе / А.П. Поздняков // Вестник ТГУ. - 2007. -№ 9. - С. 91-98

6. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 609н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства": [зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 №34197] // Консультант.ру: [сайт], 1997. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158497/a6e5fBa4aa262c49elefb99e56953d0e3b91c5c7/ (дата обращения 10.09.2023)

7. Савинова, С.Ю. Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров / С.Ю. Савинова, Н.Г. Шубнякова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №5. - С. 46-51

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.": [Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. №970; зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.2020 №59449] // Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт], 2016. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380302B_3_31082020.pdf (дата обращения 10.09.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Баштукаева Зарема Исламутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ

ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения студентов с инвалидностью, а также реализации инклюзивного образования в системе высшей школы. Акцентируется внимание на характерных особенностях обучения теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности студентов с особыми потребностями по состоянию здоровья. Рассматривается необходимость разработки специализированных учебных программ и иной документации образовательного характера, которые позволили бы помочь студентам с инвалидностью совершенствовать навыки искомого поведения в экстренных ситуациях. Определяется степень разработанности в научном сообществе решений обозначенной проблемы и приводится аргументация проведения узконаправленных исследований с целью

разработки педагогических подходов к реализации полноценного комплексного обучения студентов с инвалидностью навыкам безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студент, безопасность жизнедеятельности, навык, учебная программа.

Annotation. The article discusses the specifics of teaching students with disabilities, as well as the implementation of inclusive education in the higher school system. Attention is focused on the characteristic features of teaching theoretical and practical aspects of life safety of students with special health needs. The necessity of developing specialized training programs and other educational documentation that would help students with disabilities to improve the skills of the desired behavior in emergency situations is considered. The degree of development of solutions to this problem in the scientific community is determined and the reasoning for conducting narrowly focused research is given in order to develop pedagogical approaches to the implementation of full-fledged comprehensive training of students with disabilities in life safety skills.

Key words: inclusive education, student, life safety, skill, curriculum.

Введение. Обучение безопасности жизнедеятельности в рамках внедрения инклюзивного образования в системе высшей школы представляет собой проблему иного порядка. Ранее с подобной проблемой сталкивались преимущественно специализированные или коррекционные учебные заведения. Однако в таких учебных заведениях во многом проблема решалась посредством реализации специальных учебных программ. Инклюзивное образование в системе высшей школы, а именно, когда совместно обучаются обычные студенты и студенты с инвалидностью, потенциально приводит к необходимости разработки новых научных и педагогических подходов, которые лишь незначительно могут опираться на существующие ранее образовательные программы в учебных заведениях различных типов. Под инклюзивным образованием понимается определенная форма образовательного процесса, в рамках которого могут обучаться лица с особыми потребностями наравне с другими обучающимися [14, С. 46].

Основные положения инклюзивного образования закреплены в профильном законе об образовании [12]. Более уточненные концепции организации инклюзивного образования в совокупности отражены в Конституции Российской Федерации (РФ) [6], а также в профильном законе о социальной защите инвалидов на территории РФ [13]. Функционирует также Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п, в котором отражены положения о формировании учебных планов в образовательных организациях коррекционного типа [10]. Однако смысловая нагрузка инклюзивного образования состоит в том, что такое образование реализуется преимущественно в образовательных организациях, которые не являются коррекционными. Соответственно, адаптация существующих образовательных программ в системе высшей школы по различным профилям подготовки является ответственностью непосредственностью педагогов.

Многие педагоги высшей школы ориентируются на педагогический подход, который в свое время был предложен Монтенем М., базировавшийся на гармоничном совершенствовании личности человека и выявлении в нем природных и потенциальных способностей. В тоже время практика показывает, что адаптация инклюзивного образования, к примеру, в рамках безопасности жизнедеятельности целесообразно осуществлять в соответствии с видением Мещерякова А.И. и Суходольского Б.Г., которые разработали систему являющуюся прототипом современного инклюзивного образования. Мещеряков А.И. сумел доказать в своей педагогической практике, что недостаточная функциональность организма в процессе обучения может быть компенсирована посредством развития других физических способностей человека [8, С. 6]. Данный аспект представляется важным в процессе обучения студентов с инвалидностью навыкам безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Обучение студентов с инвалидностью в рамках безопасности жизнедеятельности позволяет в наглядной форме реализовать отдельные компоненты инклюзивного образования, однако рассматриваемый образовательный процесс сопряжен с некоторыми существенными проблемами педагогического характера. Российское законодательство гарантирует право лицам с инвалидностью на получение образования по любому профилю подготовки. Если вступительные экзамены представляется возможным провести для всех категорий лиц с инвалидностью, путем создания соответствующих условий в зависимости от потребностей абитуриента по состоянию здоровья, то в процессе получения особыми студентами образования возникают сложности организационного и содержательного порядка.

Некоторые дисциплины расширенного перечня специализаций студентам с инвалидностью, возможно, освоить как в аудиторном режиме, так и путем самостоятельного изучения. Цифровизация образования значительно расширила потенциальные возможности для лиц с инвалидностью освоить многие образовательные программы в дистанционном формате. Однако проблема состоит в том, что результативное освоение основной образовательной программы становится трудоемкой задачей для студентов с инвалидностью при реализации практических компонентов [9, С. 28].

Определенные виды практических занятий представляется возможным для участия в них студентов с инвалидностью. К примеру, выполнение ими лабораторных работ, взаимодействие с техническим оборудованием или выполнение определенных видов работ ручным способом, в целом облегчает организационную часть практических занятий с участием студентов с инвалидностью. В частности, изучаемая во всех вузах дисциплина по безопасности жизнедеятельности в обязательном порядке подразумевает освоение теоретической части и практических навыков, к примеру, при оказании первой медицинской помощи или организации эвакуации людей из помещения повышенной опасности.

Теоретическая часть образовательной программы по безопасности жизнедеятельности почти не вызывает у педагога сложностей. Соответственно, не возникает необходимости в отношении коррекции теоретической части учебного плана и учебно-методического комплекса по обозначенной дисциплине. Практическая часть осложнена спецификой состояния здоровья студентов с инвалидностью. Представляется очевидным и определенным, что обучение студентов с инвалидностью в рамках инклюзивного образования должно учитывать обязательное отсутствие определенных физических возможностей по состоянию здоровья. К примеру, студент с ослабленным зрением может не осознать и не оценить степень опасности визуальным способом, что может привести его лично к опасности и невозможности принятия им своевременных мер. Идентичный аспект прослеживается в отношении студента с ослабленным слухом или студентом, передвигающегося в инвалидном кресле [4, С. 122]. В этом случае совершенствование навыков в рамках безопасности жизнедеятельности осложнено за счет невозможности выработать определенные поведенческие реакции, к примеру, оперативность движений, быстрота реакции или своевременное оповещение других людей о необходимости принятия экстренных мер в ситуации повышенной опасности.

В настоящее время данный аспект почти не отображен в федеральных образовательных стандартах, в которых упоминается лишь необходимость и целесообразность создания условий для обучения лиц с инвалидностью [11]. Проблема состоит в том, что университет может создать теоретически любые комфортные условия для обучения студентов с инвалидностью. Однако данные условия не предполагают автоматическую адаптацию студента с инвалидностью в экстренной ситуации.

Обозначенные аспекты не означают, что студенты с инвалидностью невозможно обучить практическим навыкам

выживания в сложной ситуации и спасения других людей. Все существующие учебные планы и учебно-методические комплексы в рамках безопасности жизнедеятельности должны предусматривать в обязательном порядке критерии и подходы, которые педагог может применить на занятиях для поддержки студентов с инвалидностью в процессе совершенствования искомых компетенций. Немаловажным аспектом выступают ресурсы, которыми обладают многие студенты с инвалидностью.

Установлено, что отсутствие одной физической возможности зачастую компенсируется усилением другой. К примеру, незрячий студент обладает достаточно хорошим слухом. Подобная ситуация прослеживается в отношении слабослышащих студентов или студентов, перемещающихся в инвалидном кресле. Каждая специфика состояния здоровья студента с инвалидностью предполагает наличие уникальных качеств, которые в некоторых случаях более существенны, нежели физические возможности обычных студентов.

Несмотря на то, что физические возможности как ресурсы студентов с инвалидностью, подлежат отдельным фундаментальным исследованиям и последующей разработке специализированного теоретического материала для них, уже в настоящее время каждый педагог может самостоятельно разработать комплекс практических компонентов, которые способствуют корректной оценке степени опасности и принятию возможных мер студентам с инвалидностью в экстренных ситуациях. В действительности комплекс мер, которым может обучиться студент с инвалидностью, достаточно широк, хотя не всегда очевиден: студент с инвалидностью может нажать на тревожную кнопку, написать сообщение, позвонить в службу МЧС, своевременно принести лекарство, сделать искусственное дыхание или в рамках имеющихся физических возможностей эвакуировать людей в безопасное место.

Перечень действий разрабатывается педагогом в зависимости от состояния здоровья и специфики инвалидности студента. Данные действия должны быть не только включены в учебные программы, но также распространены посредством научных трудов и учебных материалов для сведения других педагогов, также взаимодействующими с такими студентами в рамках обучения безопасности жизнедеятельности.

Существует дополнительный компонент, в отношении которого также отсутствует как теоретическая, так и практическая составляющая в образовательных программах по безопасности жизнедеятельности. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение здоровых студентов и студентов с инвалидностью. Соответственно, некоторые теоретические и практические компоненты в рамках изучения обозначенной дисциплине могут осваиваться при активном взаимодействии студентов между собой. Таким образом, здоровые студенты могут частично выполнять роль сопровождающего для студентов с инвалидностью и помогать особым студентам осваивать определенные навыки жизненной важности.

В тоже время уникальность данной ситуации состоит в том, что такие направления как эвакуация людей в безопасное место или оказание первой медицинской помощи должно также предполагать, что в экстренной ситуации в помощи может нуждаться человек с инвалидностью. Следовательно, студенты получают уникальную возможность освоить навыки по спасению человека с инвалидностью, который оказался в трудной ситуации или беде. В настоящее время данный компонент также отсутствует в учебных материалах по безопасности жизнедеятельности. Таким образом, инклюзивное образование в рамках обучения безопасности жизнедеятельности значительно расширяет представление о научно-теоретических основах обучения данной дисциплине. Существует два способа совершенствования обозначенной составляющей, однако вне зависимости от реализуемого учебным заведением или педагогом способа необходимо провести ряд исследований с обязательной апробацией образовательной программы на базе исследуемых здоровых студентов и студентов с инвалидностью.

Необходимость в данных исследованиях объясняется высокими рисками при адаптации специализированных учебных программ по безопасности жизнедеятельности. Рассматривая два способа, необходимо обозначить, что первый способ затрагивает разработку специализированных учебных программ в рамках исключительно обучения студентов с инвалидностью навыкам безопасности жизнедеятельности. Второй способ предполагает разработку учебных программ в рамках инклюзивного образования. Обозначенный второй способ с одной стороны, более комплексный и трудоемкий при реализации образовательных компонентов. Однако, с другой стороны, он позволяет охватить широкий перечень нестандартных ситуации с участием различных, с точки зрения поведенческих реакций и физических возможностей, людей.

В настоящее время научно-теоретические подходы, отраженные в трудах исследователей различных направлений, весьма незначительны. Внимание акцентируется в отношении формирования инклюзивного образования в целом, а также разработки педагогических подходов для обеспечения искомых условий образовательного характера. Способы обучения студентов с инвалидностью аспектам безопасности жизнедеятельности в науке почти не представлены, так как данная тема лишь обретает признаки актуальной проблемы. В диссертации на соискание доктора наук Колывановой Л.А. обозначены педагогические подходы, которые в целом позволяют обеспечивать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности для студентов с инвалидностью [5, С. 14].

Одним из решений научно-теоретического характера рассматриваемой проблемы является создание специализированных учебных материалов для студентов с инвалидностью в рамках освоения тематических направлений безопасности жизнедеятельности. Часть содержания образовательной программы представляется возможным трансформировать в наглядные учебные пособия, в том числе электронные [3, С. 208].

Другая часть, тематических направлений может быть адаптирована усилиями каждого учебного заведения с учетом профиля подготовки и состояния здоровья определенных студентов с инвалидностью. Несмотря на то, что инклюзивное образование охватывает весь образовательный процесс учебного заведения, в каждой группе может обучаться один или два студента с инвалидностью. Кроме того, специфика заболеваний может быть также незначительна [7, С. 378]. Это значит, что в действительности педагогу достаточно разработать комплекс практических занятий для одного студента с инвалидностью или для группы особых студентов с идентичным заболеванием. Вне зависимости от степени сложности реализации инклюзивного образования, в рамках безопасности жизнедеятельности, данный подход целесообразно всесторонне развивать во всех учебных заведениях РФ [2, С. 334].

На базе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России) реализуется ежегодная дорожная карта, которая, в том числе определяет концепцию научно-теоретических основ обучения безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью [1]. В частности, с марта по апрель 2023 года была актуализирована нормативно-правовая база развития инклюзивного образования локального характера. Рассматриваемый университет в течение года проводит инструктаж сотрудников в целях результативного взаимодействия и обучения студентов с инвалидностью в рамках инклюзивного образования. В течение года, в соответствии с дорожной картой, предусмотрена закупка специализированных технических и программных средств, а также адаптация электронных ресурсов для обучения студентов с особыми потребностями, в том числе по безопасности жизнедеятельности. ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России заинтересован в адаптации современных технологий образовательного и социального характера в целях предоставления возможности особым студентам

совершенствовать некоторые ключевые компетенции, в частности, при освоении образовательной программы по безопасности жизнедеятельности. Приведенный пример решения образовательных проблем при реализации инклюзивного образования показывает, что путь дорожной карты в действительности выступает результативным инструментом и позволяет выявить критерии для разработки специализированных учебных программ и учебно-методических комплексов. Некоторые компоненты дорожной карты рассматриваемого университета могут быть распространены и апробированы на базе других учебных заведений, в особенности медицинского профиля.

Выводы. Таким образом, обучение безопасности жизнедеятельности в рамках инклюзивного образования на данный момент представляет существенную проблему в научном и педагогическом сообществе. Необходимо проведение узконаправленных исследований, обсуждение путей решения данной проблемы на тематических конференциях и других публичных мероприятиях научного характера, которые позволят дополнить существующие федеральные государственные стандарты обязательным компонентом, связанным с обучением студентом с инвалидностью практическим навыкам, в том числе в рамках безопасности жизнедеятельности. Инклюзивное образование необходимо внедрять в образовательный процесс более активно, так как исторически все педагогические проблемы урегулировались посредством практической апробации научных выводов педагогов, психологов и других профильных специалистов.

Литература:

1. Дагестанский государственный медицинский университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgmu.ru/7ysclid4onmhp57cn277211436 (дата обращения: 06/11/2023)

2. Жолудова, А.Н. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - Т.7. - №. 2 (25). - С. 332-342

3. Зарицкая, В.В. Новые аспекты в преподавании безопасности жизнедеятельности в медицинском вузе в рамках инклюзивного образования / В.В. Зарицкая// Педагогика, психология, общество: от теории к практике. - 2022. - №12. -С. 208-210

4. Колодкин, A.C. Формирование безопасного поведения студентов вуза / A.C. Колодкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №. 2-1. - С. 121-123

5. Колыванова, Л.А. Концепция педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в инклюзивном профессиональном образовании: автореферат дис. ...д-ра пед.наук: 13.00.08 / Колыванов Лариса Александровна. - Самара, 2017,- 52 с.

6. Конституция РФ: сайт. - 2023. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lonlylft6p454550623

7. Корнеева, А.Н. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогическом ВУЗе / А.Н. Корнеева // Материалы пула научно-практических конференций. - 2022. - С. 377-379

8. Краснопевцева, Т.Ф. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования / Т.Ф. Краснопевцева, П.Ф. Фильченкова, И.В. Винокурова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №. 1 (30). - С. 5-9

9. Полянская, А.Г. Инклюзивное образование в высшей школе: оценка состояния и перспективы развития / А.Г. Полянская, Л.Н. Воронина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. - Т. 2. -Екатеринбург. - 2023. - С. 28-31

10. Приказ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»: сайт. - 2023. -URL: https://www.edu54.ru/upload/files/prikazy_minobr/29-2065-p.pdf7ys clid=lonlufcje4149678497 (дата обращения: 06.11.2023)

11. Профессиональныестандарты: сайт,-2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2(flaTa обращения: 06.11.2023)

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РоссийскойФедерации»: сайт. - 2023. - URL: https://normativ.kontur.ru/do cument?moduleld=l&documentld=455158&ysclid=lonmllj4ag794771078 (дата обращения: 06.11.2023)

13. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: сайт. -2023. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523(ÄaTa обращения: 06.11.2023)

14. Шилина, С.А. Инклюзивное образование в России как одна из форм социализации лиц с ограниченными возможностями / С.А. Шилина, К.И. Федорова // Научный журнал Дискурс. -2019,- №. 10,- С. 45-56

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для ЕНФ Рабаданова Лейла Насруллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков для ЕНФ Дибирова Айшат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрывается применение квест технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе. На сегодняшний день ключевыми требованиями к преподавателям английского языка становится успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также применение разнообразных форм обучения. Авторы подчеркивают, что в процессе прохождения квеста студенты получают возможность изучить разные явления и процессы, новые термины и закономерности, учатся взаимодействовать и находить общий язык друг с другом при прохождении разных игр. Рассмотрена структура квеста, принципы проведения и предложен план его проведения. Перечислены достоинства применения квест-технологии при обучении английскому языку. Авторы приходят к выводу, что использование квест-технологии это разносторонний ресурс, который выступает как самостоятельная единица обучения, так и как вспомогательная, например, при проверке усвоения учебного материала.

Ключевые слова: применение, квест, технология, процесс, обучение, иностранный язык, вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.