Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектные навыки / будущие менеджеры / проектная деятельность / project skills / future managers / project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

В статье представлено детальное описание процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров к проектной деятельности в вузе. Обобщены требования к проектным навыкам выпускников по направления подготовки Менеджмент, содержащиеся в профессиональном и образовательном стандартах, сформулированы проблемы, связанные с формированием и развитием проектных навыков в процессе освоения образовательных программ. Раскрыты процессуальные особенности процесса формирования проектных навыков, обозначены содержательные и организационные компоненты работы со студентами. В статье представлено описание конкретных элементов учебного плана, позволяющее перейти от освоения общих навыков проектной работы к самостоятельному проектированию для решения профессиональных задач. Сделаны выводы о возрастании важности целенаправленной работы по формированию навыков проектной деятельности у будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a detailed description of the process of professional training of future managers for project activities at a university. The requirements for the project skills of graduates in the field of Management training, contained in professional and educational standards, are summarized, and problems associated with the formation and development of project skills in the process of mastering educational programs are formulated. The procedural features of the process of developing project skills are revealed, and the content and organizational components of working with students are outlined. The article presents a description of specific elements of the curriculum, which allows you to move from mastering general design work skills to independent design for solving professional problems. Conclusions are drawn about the increasing importance of purposeful work to develop project skills in future managers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ»

Как известно процесс репликации начинается с образования репликационной вилки. В презентации на первых двух слайдах создаются изогнутые линии, которые имеют «узлы». Эти узлы способны менять место и угол изогнутости линии. На первом слайде ДНК скрученная, на втором, при переходе, она плавно «раскручивается». Такой эффект позволяет продемонстрировать в динамике образование репликационной вилки. Однако, если по отдельности разглядывать слайды, то на втором можно увидеть, что узлы изогнутых линий просто выстроены в одну линию. Репликационную вилку образует фермент ДНК-хеликаза (геликаза), он на презентации выглядит как овал фиолетового цвета. На первом слайде он был за активной областью слайда, но уже во втором окружность по прямой перемещается в ту точку, в которую мы ее определили на втором слайде. По такому принципу были расставлены и другие ферменты: топоизомераза, ДНК-праймаза, ДНК-полимераза и ДНК-лигаза.

Для начала репликации необходимо построение праймеров. Праймеры добавили в виде обычных линий (рис. 1).

При помощи изогнутых линий были указаны и дочерние цепи ДНК. Но для того, чтобы их различать, они были окрашены в оранжевый цвет. В связи с тем, что дочерние цепи строятся по-разному: лидирующая - непрерывно, а отстающая- отдельными фрагментами Оказаки, направление построения дочерних цепей показаны стрелками Текст рекомендуется добавлять лишь на единичных слайдах, чтобы не перегружать слайд элементами, делая его проще и понятнее обычному школьнику. Такую презентацию в любой момент можно перестроить под любой тип урока или вовсе перестроить по своему вкусу. Так как применен всего один эффект на все слайды, то удаление или модернизация каких-либо частей не приведет к ошибкам, дефектам. «Трансформация» автоматически выполняет перемещения, появления и исчезновения, а также модернизацию объектов. Создание презентации не будет занимать много времени. Для ее разработки не нужно обладать специальными навыками [1].

Выводы. Использование современных технологий, таких как Flash-анимации и презентации, позволяет учителям более гибко адаптироваться к индивидуальным особенностям и потребностям учеников. Возможность представлять информацию в разных форматах и детализациях позволяет учитывать различные стили обучения и уровни понимания материала, что в целом улучшает качество обучения и способствует успеху каждого ученика. Эти инструменты не только повышают эффективность обучения и помогают ученикам усвоить сложные биологические концепции, но также способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникации и сотрудничества, которые являются важными компетенциями для успеха в современном мире.

Литература

1. Бородина, H.A. Использование powerpoint-презентации как средства повышения мотивации студентов / H.A. Бородина // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15-16 февраля 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 43-45

2. Зареченский, О.Н. Из опыта использования мультимедийных средств визуализации на уроках биологии / О.Н. Зареченский, Ю.А. Ющенко, О.В. Хотулёва // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №78-3. -С. 102-105

3. Кондаурова, ПК Использование электронных образовательных ресурсов при обучении элементарной математике и методике ее преподавания будущих педагогов-математиков / И.К. Кондаурова, М.А. Харитонов // Балтийский гуманитарныйжурнал,-2022. - Т. 11,№ 4(41). -С. 13-18

4. Крутелева, A.C. Применение цифровых ресурсов при обучении биологии в школе / О.С. Крутелева, О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-4. - С. 135-138

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлено детальное описание процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров к проектной деятельности в вузе. Обобщены требования к проектным навыкам выпускников по направления подготовки Менеджмент, содержащиеся в профессиональном и образовательном стандартах, сформулированы проблемы, связанные с формированием и развитием проектных навыков в процессе освоения образовательных программ. Раскрыты процессуальные особенности процесса формирования проектных навыков, обозначены содержательные и организационные компоненты работы со студентами. В статье представлено описание конкретных элементов учебного плана, позволяющее перейти от освоения общих навыков проектной работы к самостоятельному проектированию для решения профессиональных задач. Сделаны выводы о возрастании важности целенаправленной работы по формированию навыков проектной деятельности у будущих менеджеров.

Ключевые слова: проектные навыки, будущие менеджеры, проектная деятельность.

Annotation. The article provides a detailed description of the process of professional training of future managers for project activities at a university. The requirements for the project skills of graduates in the field of Management training, contained in professional and educational standards, are summarized, and problems associated with the formation and development of project skills in the process of mastering educational programs are formulated. The procedural features of the process of developing project skills are revealed, and the content and organizational components of working with students are outlined. The article presents a description of specific elements of the curriculum, which allows you to move from mastering general design work skills to independent design for solving professional problems. Conclusions are drawn about the increasing importance of purposeful work to develop project skills in future managers.

Key words: project skills, future managers, project activities.

Введение. В профессиональной деятельности менеджеров проектные навыки приобретают особое значение, что связано с широким распространением проектных идей, подходов и практик во многих областях и сферах народного хозяйства, начиная с промышленного производства и заканчивая социальной сферой. Современный менеджер является как исполнителем отдельных задач в рамках проекта, так и должен быть готов быть инициатором идей, подлежащих реализации в проектной форме. В связи с этим формирование и развитие проектных навыков будущих менеджеров в процессе освоения образовательных программ в вузе приобретает все большую значимость [3].

В настоящее время университеты используют разные подходы и способы организации проектной деятельности и вовлечения в нее студентов. Анализ публикаций, раскрывающих модели формирования проектных навыков и накопленный опыт подготовки к реализации проектов, позволяет утверждать, что для этой цели необходимо целый комплекс взаимосвязанных условий [4; 7].

Целью публикации выступает описание процесса формирования и развития проектных навыков студентов-будущих менеджеров в процессе освоения образовательной программы уровня бакалавриата.

Задачи публикации:

- анализ источников, освещающих требования к навыкам проектной деятельности будущих менеджеров;

- описание процессуальных и организационно-содержательных характеристик процессе формирования проектных навыков, обучающихся;

- формулировка рекомендаций по формированию и развитию проектных навыков при реализации образовательных программ.

Изложение основного материала статьи. Формирование и развитие навыков проектной деятельности является важной задачей профессиональной подготовки будущих менеджеров. Образовательные организации, осуществляющие профессиональную подготовку по направлению 38.03.02 Менеджмент, ориентированы на то, чтобы освоение проектных навыков осуществлялось на протяжении всего периода реализации образовательной программы.

Несмотря на важность проектных навыков для профессиональной деятельности менеджеров, широкое распространение технологии проектного обучения в высшей школе, в практике профессиональной подготовки таких специалистов наблюдаются противоречия, связанные с спецификой формирования готовности к проектной деятельности. Навыки проектной работы невозможно полностью сформировать без участия обучающихся в проектной работе, в отрыве от реальных производственных ситуаций и управленческих проблем.

Анализ публикаций и исследований, отражающих практику подготовки к проектной деятельности в условиях высшего образования, позволяют сформулировать ряд организационно-содержательных проблем, связанных с формированием проектных навыков, среди которых:

- фрагментарность элементов проектирования в структуре образовательных программ, когда предлагаемые формы проектной работы студентов определяются спецификой дисциплин и курсов и слабо связаны между собой;

- ориентированность содержания проектной работы на содержание учебных дисциплин и их несоответствие требованиям, которые определены образовательными и профессиональными стандартами;

- слабое участие предприятий-партнеров и представителей работодателей в деятельность по разработке и реализации проектов учебного, исследовательского, прикладного характера [5].

Опрос выпускников образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, проведенный в 2020-2021 учебном году рамках внутрикафедрального мониторинга качества образования, позволил установить, что система формирования у обучающихся проектных навыков требует более четкой структуризации, логического согласования и методической проработанности. В частности, высокий уровень обладания проектными навыками (что подразумевает готовность участвовать в проектах в области своей профессиональной деятельности в качестве исполнителя и руководителя функционального направления) указали только 24% выпускников, 37% оценили свой уровень проектных навыков как средний (готовы участвовать в проектах в качестве исполнителей при внешней поддержке со стороны руководителя) и 39% не знакомы со спецификой проектной деятельности в условиях реальных предприятий, что характеризует низкий уровень их проектных навыков. Полученные результаты опросы иллюстрируют ситуацию, когда насыщение дисциплин и практик проектными инструментами и формами работы со студентами (например, учебными проектами) не приводит к формированию способности применять такие навыки для решения реальных производственных задач.

В связи с выходом в 2020 г. новой редакции образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент была проведена работа по переформатированию основной образовательной программы и учебного плана в части формирования проектных навыков будущих менеджеров. Целью такой работы выступала проектирование полноценной последовательной подготовки обучающихся к проектной деятельности на основе требований образовательного, профессионального стандартов и запросов работодателей.

В первую очередь, была проведена работа по уточнению требований к навыкам проектной работы будущих менеджеров в положениях образовательного и профессионального стандартов.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, утвержденного 12 августа 2020 г., требования к проектным навыкам выпускников содержаться в составе универсальных компетенций (УК-2 «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, ресурсов и ограничений»), а также их значимость косвенно отражена в ОПК-4 (через способность выпускника к разработке обоснованных организационно-управленческих решений) [8].

Профессиональный стандарт Специалист по стратегическом и тактическому планированию и организации производства, утверждённый Министерством труда и социальной защиты РФ 08.09.2014 № 609н, содержит требования к проектным навыкам специалистов, отраженные в трудовых действиях. К ним можно отнести такие требования как «Руководство подготовкой проектов текущих планов структурных подразделений (отделов, цехов) промышленной организации по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним», «Работать в коллективе, выстраивать эффективные коммуникации с коллегами и руководством», «Выбирать способы организации производства инновационного продукта в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации, планирования и контроля реализации проектов» [6].

Обобщая перечисленные нормативные требования к проектной подготовке будущих менеджеров, можно утверждать, что такой специалист должен владеть навыками:

- целеполагания и проектирования задач в конкретных условиях;

- стратегического и тактического планирования деятельности структурных подразделений;

- организации проектной работы, направленной на разработку, внедрение, контроль инновационных продуктов в изменяющихся условиях;

- эффективного взаимодействия в коллективе, коммуникаций и сотрудничества в рамках выполняемых проектов.

Далее в рамках проведенной работы были уточнены функционально-целевые характеристики процесса развития проектных навыков будущих менеджеров. Для этого целостный процесс подготовки к проектной деятельности был представлен во взаимосвязи этапов, дающих представление об уровневой структуре данного процесса:

1. Уровень общетеоретической подготовки (1-2 курс программы бакалавриата) ориентирован на формирование общего представления обучающихся об основах проектного управления в современном мире. Обучающиеся осваивают основные понятия проектной деятельности («проект», «жизненный цикл проекта», «команда проекта» и пр.), овладевают базовыми навыками проектирования (на примере разработки учебных проектов).

2. Уровень общепроектной подготовки (3 курс бакалавриата), на котором происходит знакомство со спецификой проектного управления применительно к разным задачам менеджмента (инновационному развитию организации, управлению изменениями, исследованию систем управления, производственному менеджменту). Обучающиеся овладевают и закрепляют навыки проектной работы в различных контекстах, ситуациях, что позволяет формировать у них целостное представление об интегрированности элементов проектного управления практически во все функциональные направления работы организаций.

3. Уровень узкоспециального проектирования (4 курс бакалавриата) ориентированный на развитие уже сформированных навыков проектной работы в форме целостных завершенных проектов, направленных на решение прикладных профессиональных задач. На данном этапе оформляется целостное представление о процессе разработки проекта от начала и до завершения, оттачиваются важные для реализации проектов навыки (коммуникативные, лидерские и пр.).

В качестве условий формирования и развития навыков проектной деятельности будущих менеджеров были выделены следующие:

- активное привлечение предприятий-партнеров к разработке содержания программ учебных дисциплин и практик, а также организации образовательного процесса;

- широкое использование технологий и форм активного обучения организации работы студентов в рамках проектов;

- постепенное усложнение сложности содержания и требований к проектной работы по уровням обучения;

- учет результатов проектной работы обучающихся в их портфолио, активизация участия в разнообразных конкурсах, мероприятиях, связанных с проектным управлением [1; 2].

Опираясь на уровневую структуру процесса формирования проектных навыков, был спроектирован учебный план, учитывающий специфику подготовки к проектной деятельности, «предметная область» формирования проектных навыков будущих менеджеров включала совокупность логически взаимосвязанных дисциплин и практик, освоение которых позволило последовательно усиливать проектную направленность образовательного процесса в целом (таблица 1).

Таблица 1

Процесс формирования проектных навыков будущих менеджеров

Элементы учебного плана Формируемые проектные навыки Содержание проектной подготовки Методы и формы развития проектных навыков

Уровень общетеоретической подготовки

Социальное проектирование навыки идентификации, описания и анализа проектов в области профессиональной деятельности Общие понятия проектирования Процесс проектирования Формы и инструменты в проектирования Обсуждение Дискуссии Эссе Аналитические задания

Основы управления проектами История и география проектного управления Общие характеристики проектов в сфере управления

Уровень общепроектной подготовки

Инновационный менеджмент навыки анализа проектов в разных функциональных областях компаний навыки разработки отдельных элементов проекта (структуры команды, плана мероприятий, плана исследования и пр.) навыки проектирования решений Проект как форма разработки реализации инновационной идеи Источники идеи для проектов развития Способы обоснования идеи оформление интеллектуальной собственности Аналитические задания Кейсы Учебные проекты Конференции

Управление изменениями Проект как способ изменений в компании Формы вовлечения персонала в организационные проекты способы борьбы с сопротивлением персонала

Управленческие решения Проект как форма управленческого решения Этапы разработки и согласования решений Способы организационно-экономического обоснования проекта

Исследование систем управления Проект как форма исследования системы управления Процесс проведения исследования Оценка организационной, технологической, экономической эффективности исследования

Уровень узкоспециального проектирования

Тренинг по командообразованию навыки совместной работы навыки лидерского поведения навыки коммуникации навыки планирования, управления временем, самоконтроля Приближенные к реальным ситуации, требующие согласования интересов, расстановки приоритетов, разработки совместного плана действий, проявления инициативы, освоения разных командных ролей Кейсы Тренинг Обсуждение Дискуссия

Тренинг лидерства

Коммуникационный менеджмент

Тайм-менеджмент

Технология навыки разработки и Формирование Устава проекта (актуальности, Учебный проект

разработки и

реализации проекта

Производственно-технологическая (проектно-технологическая) практика

Выпускная квалификационная

оформления проекта в области

профессиональной деятельности

идеи, результатов, ограничений, команды) Планирование проекта (работы, вехи, ресурсы) Расчет бюджета проекта Планирование управления человеческими ресурсами, выполнением, контролем проекта Обеспечение качества проекта

Совершенствование выбранного функционального направления компании в форме проекта с детальным описанием предполагаемого пути реализации Проектирование

Таким образом, в рамках нового учебного плана удалось добиться стройной непротиворечивой содержательно и структурно взаимосвязанной системы последовательного формирования навыков проектной работу у обучающихся-будущих менеджеров.

Выводы. Навыки проектного управления приобретают все большее значения доя современных менеджеров. Несмотря на всегда конкретный характер проекта как формы организации управленческого труда, проектные навыки специалистов носят универсальный надпредметный характер, и их формирование должно осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки. В ходе проведённой теоретико-методической и практической работы удалось выстроить содержание образовательной программы по принципу возрастания сложности проектных заданий и глубины погружения в проблематику проектного управления.

Литература:

1. Березин, A.C. Развитие экосистемы проектной деятельности университета в интересах ключевых стейкхолдеров региона / A.C. Березин, O.A. Минаева, A.C. Медведицкова, О.В. Юрова // Вопросы инновационной экономики. - 2023. -Том 13,-№ 1.-С. 453-470

2. Груздева, М.Л. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 7. -No2.-C. 1.

3. Дятлова, Б.Н. Специфика проектной деятельности менеджера государственного и муниципального управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - № 1. -С. 10-14

4. Завьялова, Н.Б. Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, A.A. Стукалова, С.М. Максимова // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. -№ 19. - С. 2759-2768

5. Поздняков, А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе / А.П. Поздняков // Вестник ТГУ. - 2007. -№ 9. - С. 91-98

6. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 609н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства": [зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 №34197] // Консультант.ру: [сайт], 1997. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158497/a6e5fBa4aa262c49elefb99e56953d0e3b91c5c7/ (дата обращения 10.09.2023)

7. Савинова, С.Ю. Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров / С.Ю. Савинова, Н.Г. Шубнякова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №5. - С. 46-51

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.": [Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. №970; зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.2020 №59449] // Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт], 2016. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380302B_3_31082020.pdf (дата обращения 10.09.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Баштукаева Зарема Исламутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ

ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения студентов с инвалидностью, а также реализации инклюзивного образования в системе высшей школы. Акцентируется внимание на характерных особенностях обучения теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности студентов с особыми потребностями по состоянию здоровья. Рассматривается необходимость разработки специализированных учебных программ и иной документации образовательного характера, которые позволили бы помочь студентам с инвалидностью совершенствовать навыки искомого поведения в экстренных ситуациях. Определяется степень разработанности в научном сообществе решений обозначенной проблемы и приводится аргументация проведения узконаправленных исследований с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.