Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
применение / квест / технология / процесс / обучение / иностранный язык / вуз / application / quest / technology / process / learning / foreign language / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова Лейла Насруллаевна, Дибирова Айшат Магомедовна

В статье раскрывается применение квест технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе. На сегодняшний день ключевыми требованиями к преподавателям английского языка становится успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также применение разнообразных форм обучения. Авторы подчеркивают, что в процессе прохождения квеста студенты получают возможность изучить разные явления и процессы, новые термины и закономерности, учатся взаимодействовать и находить общий язык друг с другом при прохождении разных игр. Рассмотрена структура квеста, принципы проведения и предложен план его проведения. Перечислены достоинства применения квест-технологии при обучении английскому языку. Авторы приходят к выводу, что использование квест-технологии это разносторонний ресурс, который выступает как самостоятельная единица обучения, так и как вспомогательная, например, при проверке усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the application of quest technology in the process of teaching a foreign language in higher education. Today the key requirements for English language teachers are the successful implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education, as well as the application of various forms of teaching. The authors emphasise that in the process of passing the quest students get an opportunity to study different phenomena and processes, new terms and regularities, learn to interact and find a common language with each other when passing different games. The structure of the quest, the principles of conducting it and the plan of its carrying out are considered. The advantages of using quest-technology in teaching English are listed. The authors come to the conclusion that the use of quest-technology is a versatile resource, which acts as an independent unit of learning, and as an auxiliary, for example, when checking the learning material.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

совершенствовать некоторые ключевые компетенции, в частности, при освоении образовательной программы по безопасности жизнедеятельности. Приведенный пример решения образовательных проблем при реализации инклюзивного образования показывает, что путь дорожной карты в действительности выступает результативным инструментом и позволяет выявить критерии для разработки специализированных учебных программ и учебно-методических комплексов. Некоторые компоненты дорожной карты рассматриваемого университета могут быть распространены и апробированы на базе других учебных заведений, в особенности медицинского профиля.

Выводы. Таким образом, обучение безопасности жизнедеятельности в рамках инклюзивного образования на данный момент представляет существенную проблему в научном и педагогическом сообществе. Необходимо проведение узконаправленных исследований, обсуждение путей решения данной проблемы на тематических конференциях и других публичных мероприятиях научного характера, которые позволят дополнить существующие федеральные государственные стандарты обязательным компонентом, связанным с обучением студентом с инвалидностью практическим навыкам, в том числе в рамках безопасности жизнедеятельности. Инклюзивное образование необходимо внедрять в образовательный процесс более активно, так как исторически все педагогические проблемы урегулировались посредством практической апробации научных выводов педагогов, психологов и других профильных специалистов.

Литература:

1. Дагестанский государственный медицинский университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgmu.ru/7ysclid4onmhp57cn277211436 (дата обращения: 06/11/2023)

2. Жолудова, А.Н. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - Т.7. - №. 2 (25). - С. 332-342

3. Зарицкая, В.В. Новые аспекты в преподавании безопасности жизнедеятельности в медицинском вузе в рамках инклюзивного образования / В.В. Зарицкая// Педагогика, психология, общество: от теории к практике. - 2022. - №12. -С. 208-210

4. Колодкин, A.C. Формирование безопасного поведения студентов вуза / A.C. Колодкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №. 2-1. - С. 121-123

5. Колыванова, Л.А. Концепция педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в инклюзивном профессиональном образовании: автореферат дис. ...д-ра пед.наук: 13.00.08 / Колыванов Лариса Александровна. - Самара, 2017,- 52 с.

6. Конституция РФ: сайт. - 2023. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lonlylft6p454550623

7. Корнеева, А.Н. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогическом ВУЗе / А.Н. Корнеева // Материалы пула научно-практических конференций. - 2022. - С. 377-379

8. Краснопевцева, Т.Ф. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования / Т.Ф. Краснопевцева, И.Ф. Фильченкова, И.В. Винокурова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №. 1 (30). - С. 5-9

9. Полянская, А.Г. Инклюзивное образование в высшей школе: оценка состояния и перспективы развития / А.Г. Полянская, Л.Н. Воронина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. - Т. 2. -Екатеринбург. - 2023. - С. 28-31

10. Приказ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»: сайт. - 2023. -URL: https://www.edu54.ru/upload/files/prikazy_minobr/29-2065-p.pdf7ys clid=lonlufcje4149678497 (дата обращения: 06.11.2023)

11. Профессиональныестандарты: сайт,-2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2(flaTa обращения: 06.11.2023)

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РоссийскойФедерации»: сайт. - 2023. - URL: https://normativ.kontur.ru/do cument?moduleld=l&documentld=455158&ysclid=lonmllj4ag794771078 (дата обращения: 06.11.2023)

13. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: сайт. -2023. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523(ÄaTa обращения: 06.11.2023)

14. Шилина, С.А. Инклюзивное образование в России как одна из форм социализации лиц с ограниченными возможностями / С.А. Шилина, К.И. Федорова // Научный журнал Дискурс. -2019,- №. 10,- С. 45-56

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для ЕНФ Рабаданова Лейла Насруллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков для ЕНФ Дибирова Айшат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрывается применение квест технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе. На сегодняшний день ключевыми требованиями к преподавателям английского языка становится успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также применение разнообразных форм обучения. Авторы подчеркивают, что в процессе прохождения квеста студенты получают возможность изучить разные явления и процессы, новые термины и закономерности, учатся взаимодействовать и находить общий язык друг с другом при прохождении разных игр. Рассмотрена структура квеста, принципы проведения и предложен план его проведения. Перечислены достоинства применения квест-технологии при обучении английскому языку. Авторы приходят к выводу, что использование квест-технологии это разносторонний ресурс, который выступает как самостоятельная единица обучения, так и как вспомогательная, например, при проверке усвоения учебного материала.

Ключевые слова: применение, квест, технология, процесс, обучение, иностранный язык, вуз.

Annotation. The article reveals the application of quest technology in the process of teaching a foreign language in higher education. Today the key requirements for English language teachers are the successful implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education, as well as the application of various forms of teaching. The authors emphasise that in the process of passing the quest students get an opportunity to study different phenomena and processes, new terms and regularities, learn to interact and find a common language with each other when passing different games. The structure of the quest, the principles of conducting it and the plan of its carrying out are considered. The advantages of using quest-technology in teaching English are listed. The authors come to the conclusion that the use of quest-technology is a versatile resource, which acts as an independent unit of learning, and as an auxiliary, for example, when checking the learning material.

Key words: application, quest, technology, process, learning, foreign language, university.

Введение. В современных, быстро меняющихся условиях в мире, подвергается глобальным реформам система высшего образования, в частности, методика преподавания иностранных языков. Существенным стимулом подобных перемен мы видим в стремительном развитии инновационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Ежедневно мы получаем все новые и новые инструменты для удовлетворения наших жизненных потребностей, которые становятся частью нашего общества. На сегодняшний день ключевыми требованиями к преподавателям английского языка становится успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также применение разнообразных форм обучения. Именно поэтому в современных образовательных реалиях важнейшими аспектами образовательного процесса является подбор, создание и разработка методического комплекса, направленного на развитие у студентов учебно-познавательного интереса [7, С. 33]. Преподавателю важно создать увлекательный процесс обучения для студентов с применением разного рода образовательных и интерактивных технологий, направленных на повышение мотивации у них к изучению английского языка. Квест-технология включена в образовательных процесс в таких формах, как: поиск и работа с информацией в Интернет-ресурсах, умение выявлять достоверную и необходимую информацию для получения новых знаний, возможность студентов пользоваться SMART досками при предоставлении своего проекта или выполнении заданий на занятиях.

Изложение основного материала статьи. Одна из новейших технологий организации учебного процесса является квест-технология. Она представляет собой построение определенного количества и разных по своей образовательной задаче заданий, где студенты должны решить их на основе полученных знаний и опыта. Обычно строится на основе определенного сюжета или игры. В процессе прохождения квеста студенты получают возможность изучить разные явления и процессы, новые термины и закономерности. С одной стороны, может показаться, что применение игровых технологий является общедоступной формой проведения занятия и каждый преподаватель может применить их при объяснении или закреплении материала. Однако такое впечатление может создаваться только на первый взгляд. На самом же деле квест технологии -ценный образовательный ресурс, соотносящий в себе свободный выбор участника в его действиях и возможность проживание студентами разного рода эмоций и получение впечатлений, которые он запомнит на всю жизнь.

Стоит сказать, что для педагогически правильного проведения игровых технологий необходимо следовать четким инструкциям. Преподавателю важно перед применением той или иной формы работы провести со студентами беседу и обсудить правила игры. Прежде всего, стоит начинать с организации учебной атмосферы при использовании игровых технологий. Сюда можно отнести мимику, жесты, голос преподавателя. Все это будет направлено на расположение студентов к изучению нового материала. Далее стоит не забывать про такой важный компонент проведения игровых технологий, как построение коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентами. Здесь уточняется о следующих пунктах: приветствие, проверка рабочего места участника, определенная расстановка парт (круг, полукруг, квадрат, буквой «П»), постановка педагогом проблемного вопроса.

Нельзя забывать про умение преподавателя создания определенной атмосферы, а именно создание легенды игровой технологии. Чтобы у студентов сформировалась внутренняя мотивация и стало интересно принимать участие в той или иной форме работы, педагог должен создать внешнюю мотивацию и организовать так учебное пространство, чтобы студент сам захотел осмыслить задание или выполнить педагогическую задачу. Думается, если педагог заранее распределит обязанности студентов - организация пространства, проверка домашнего задания, выделение проблемного вопроса темы, студенты не только с воодушевлением воспримут новые знания.

Превалирующее количество игровых технологий внедрены в современные уроки английского языка в разных формах. Особую популярность набирают цифровые игровые технологии. Предполагается, что студенты смогут взаимодействовать с информационно - коммуникационными технологиями, в которых будут находиться уже знакомые им игровые методики. Все они имеют определенные педагогические задачи и направлены на формирование у студентов основных умений и навыков. Студентам будет интересно провзаимодействовать с разными видами игры, следовательно, будет возрастать интерес к изучению дисциплины.

Применение игровых и компьютерных технологий на занятиях английского языка несет в себе разную обучающую направленность и способствуют формированию мотивации, запоминания материала и применения его на практике, а также использование новых знаний в своей будущей профессии.

Е.С. Полат и М.В. Андреева определяют квест-технологию как проблемное задание, с элементами ролевой игры предполагающее поиск студентов решения педагогической задачи в сети Интернет. Следовательно, можем предположить, что это некая приключенческая игра, где студент на основе опыта и полученных знаний должен достичь определенную цель [6,С. 25].

Квест-технология может быть интегрирована как исследовательский проект, где студенты становятся исследователями самостоятельно поставленной проблемы. Они изучают литературу, ее анализируют, учатся отбирать достоверную информацию, развивают навыки творческой деятельности.

На современных уроках английского языка квест-технология используется как проблемное задание, поставленная педагогом. Она несет в себя определенное количество педагогических задач, которые подразумевают в результате овладение студентами ключевыми умениями и навыками работы с информаций и ее анализ. Своей красочностью с элементами развлекательного характера технология мотивирует студентов изучить правила английского языка, пройти каждое задание, обдумать как следует поступить в представленной ситуации, какие знания можно применить для ее решения. Тем самым, студенты не только имеют возможность поиграть на занятии, но и учатся искать искомое, выделить смыслы и получать определенный результат. Также, квест-технология развивает у студентов творческие способности. В ходе создания квеста, педагог может поставить задачу студентам самим продумать цели достижения новых знаний при прохождении квеста. У обучающихся появится мотивация к формированию умений и навыков на уроках английского языка.

Рассмотрим достоинства применения квест-технологии при обучении английскому языку: у студентов за счёт поощрения в ходе прохождения различных квестов повышается мотивация к получению новых знаний; информационно-компьютерные технологии сочетают в себе структурированный материал, оформленный необычной графикой, яркими

иллюстрациями, разнообразным количеством цветовых гамм. В дополнении к компьютерным технологиям преподаватель также используют аудио и видео средства обучения, что еще больше вызывает у студентов увлечение предметом; инновационные технологии стимулируют у студентов творческую, исследовательскую, поисковую, умственную деятельности; огромный набор разных типов заданий, где каждое несет в себе те или иные функции, направленные на формирование умений и навыков; формирование у студентов умений самостоятельного решения поставленных задач.

В своей работе Медведева H.A. предполагает, что квест-технология берет истоки из проектного метода. Стоит сказать, что они схожи между собой. Основаны на самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Студенты в ходе выполнения практических заданий приобретают новые знания, умения и навыки. Данная технология может также выступать как форма контроля знаний студентов [2, С. 60-63].

Однако педагогу стоит помнить, что квест будет иметь положительную динамику, если соблюдены структура и принципы построения. Только тогда студенты смогут вынести из него новые знания и приобрести умения и навыки. Перед подготовкой стоит понимать, какое количество участников будет задействовано в прохождении, возможно и в подготовке. В основном принято разделять квесты на групповые и одиночные (индивидуальные). Следует отметить, что в подготовке технологии будет использоваться разные формы и методы. Так же различают квесты по временному периоду: краткосрочные, так и долгосрочные. Подразумевается, что в первом случае квест будет создан для одного или двух раз применения, а во втором случае квест будет использоваться продолжительное время и в зависимости от целей и задач, будет дорабатываться. Такое разделение по времени подойдет для разных уровней изучения английского языка.

Также при создании стоит учитывать форму проведения. В данном случае идет речь о компьютерных играх-квестах, QR-квестах, медиа-квестах, веб-квестах и пространственных квестах. При подборе формы методической разработки нужно обращать внимание на наличие компьютерного класса в школе и возможности выхода в сеть Интернет. Соответственно, каждый из представленных квестов будет нести разные педагогические цели и задачи.

Немаловажным является место проведения. Квесты могут быть как в компьютерной, так и реальной жизни. Можно провести веб - квесты с определенной тематикой, а можно устроить квест на улице: в другом городе, в парке, на туристических маршрутах. Заранее педагогу нужно будет договориться с администрацией, если это выездной квест, также необходимо будет обсудить возможности организации веб-квеста или компьютерного квеста в специально оборудованном кабинете.

Педагог может выбрать каким будет его квест: сюжетным, бессюжетным, творческим, научным или аналитическим. Сюжетные подразумевают наличие определенной легенды и тематики. Бессюжетные в основном включают в себя совокупность заданий по разным темам, с разными целями. Творческие квесты формируют у студентов стремление к прекрасному, умение создавать готовый продукт. Аналитическим присуще подбор и анализ разной информации, умение ее оценивать и систематизировать [4, С. 2].

Если с темой квеста преподаватель определился, то далее ему нужно выбрать его структуру. Данное определение означает, что педагог при подборе материала, должен расположить и организовать все элементы квеста. О.В. Мороз, A.A. Косярский, К.А. Борзов, ОГ. Боровик пишут, что квесты, исходя из структуры, могут быть штурмовые, когда каждый участник задействован в процессе, у каждого свои педагогические задачи. Линейные - все действия основаны на линейном принципе построения - последовательно идут друг за другом. Кольцевые представляют собой действия, которые приводят к начальным заданиям [3,С. 96].

Существуют также квесты по предметному содержанию. Они бывают монопредметными и межпредметными. Это означает, что в первом варианте материал составлен по одному предмету, например, только по английскому языку. А межпредметные обычно включают в себя разные взаимосвязанные предметы, например, английский язык и история. Педагог выбирает на свое усмотрение, по какому предметному содержанию ему провести квест.

После того, как педагог выбрал форму, структуру, предметное содержание, назначение, деятельность студентов, еще одним критерием при разработке квеста является его построение. К нему относятся следующие принципы:

1. Принцип добровольного участия студентов, основанный на их заинтересованности в прохождении. Только когда именно студентам будет интересно пройти задания и изучить материал, только тогда можно говорить, что квест создан в соответствии с образовательными характеристиками.

2. Принцип выборности. Здесь мы говорим о том, что педагогу не нужно ограничиваться 2-3 заданиями. Для того, чтобы участникам было интересно поучаствовать в квесте, необходимо больше 5 заданий, чтобы они смогли выбрать те, которые уже могут сделать и подумать над теми, которые вызывают у них затруднения.

3. Принцип логичности построения квеста означает, что все задания должны быть распределены по уровню сложности, четко структурированы и логически связаны между друг другом.

4. Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям студентов. Задания должны быть подготовлены в зависимости от тех знаний, которые получили студенты на разных этапах подготовки и исходя из их психолого-педагогического портрета.

5. Принцип координации. Квест должен быть составлен так, чтобы студенты, при прохождении заданий получали новые знания, умения и навыки и чтобы материал наталкивал студентов на правильное решение и логично подводил к решению другого.

6. Принцип эмоциональной нагрузки студентов. Здесь речь о том, что весь квест будет направлен на формировании у него хорошего настроения и незабываемых эмоций.

7. Принцип импровизации. Считается, что не бывает квеста без внедрения фантазий. Преподаватель - это не только педагог, которые направляет студентов в процессе обучения, но и актер, искусствовед, певец, танцор и т.д.

8. Принцип отсутствия резкого окончания квеста. Этот пункт достаточно важный, так как, чтобы у студентов остались знания и эмоции, полученные в ходе квеста, преподавателю не нужно резко обрывать его деятельность.

9. Принцип межпредметных связей. Прежде всего термин «межпредметные связи» означает интеграцию нескольких предметов в одном квесте.

10. Принцип соотношения временного периода и возрастных особенностей студентов. При подборе материала педагог должен выбирать временной промежуток квеста в зависимости от психологических характеристик студентов.

В соответствии с принципами, описанными выше, преподаватель составляет квест. Стоит помнить, что он, как и любой образовательный материал, имеет четкую структуру. Квест не может быть обычным индивидуальным листом обучения для студентов. Для того, чтобы технология отвечала всем стандартам ФГОС ВО, при ее создании необходимо четко учитывать ее построение. Квест-технология начинается с введения. Здесь мы прописываем цели, задачи, предполагаемые результаты, разделение обязанностей между участниками, указываем тематику квеста и описываем его легенду. Делаем оформление рабочего листа [1, С. 108].

После введения переходим к основной части, где первым пунктом являются задания. Как указывалось выше, они должны быть составлены в соответствии с уровнем сложности и возрастными особенностями студентов. При их

составлении преподаватель должен определить какую образовательную значимость они несут, какие умения и навыки получат студенты. Прописать их цели и задачи. Педагогу важно определить, как будет проходить выполнение заданий. Перед прохождением квеста вместе с участниками обсудить все задания, принципы их выполнения. Дать краткую характеристику заданиям, способы их решения. Данный раздел самый объемный, так как включает всю информацию квеста.

Чтобы преподаватель смог правильно оценить полученные результаты и выставить отметки, ему необходимо создать критерии оценивания. Это следующий значимый аспект. В него входит огромное количество факторов: какие факты знают студенты, какие у них есть знания, на каком уровне они сформированы, как они умеют работать с источниками, применять творческие возможности. Перед его написанием оценивается какое задание сможет вызвать затруднение у студентов, в каком объеме они смогут его выполнить и затем прописать критерии исходя из методической совокупности материала. Подпунктом критериев оценивания станет план действий студентов. Здесь педагог распишет какие Интернет-ресурсы и знания им нужно применить для выполнения заданий квеста. На что нужно обратить внимание при прочтении материала и какое оборудование понадобится для его решения. В разделе заключение педагог должен обязательно указать список литературы, а также рекомендации к выполнению заданий. Для того, чтобы проверить действительно ли квест сформировал у участника те результаты, которые были запланированы, необходимо провести рефлексию. Это позволит получить обратную связь от студентов, понять понравилось ли им прохождение квеста, заинтересовало ли оно их.

Вышесказанное позволило нам выявить план создания квеста: определение тематики квеста; создание легенды; описание целей, задач и планируемых результатов; определение уровня сложности квеста; выбор временного периода и количества участников; подготовка необходимых ресурсов. Работая в команде слаженно, можно получить итоговый результат. По прохождению квеста студентов надо наградить за достижение обозначенных целей, так как награды представляют для них определённую ценность. Эта технология требует большого количества времени и тщательной подготовки со стороны преподавателя, в связи с чем достаточно проводить его один или два раза в год или за весь курс изучения иностранного языка на первом этапе обучения в вузе [5, С. 85].

Отметим, что данная технология широко апробировалась во время пандемии и перехода вузов на дистанционный формат обучения [8].

Выводы. Таким образом, как видим, использование квест - технологии это разносторонний ресурс, который выступает как самостоятельная единица обучения, так и как вспомогательная, например, при проверке усвоения учебного материала. Квесты учат студентов работать в команде, отстаивать свою точку зрения, проявлять лидерские качества и адекватно относиться к мнению других. Однозначно, создание обучающего квеста требует больших усилий со стороны преподавателя-разработчика, однако, результаты и сам процесс проведения подобных занятий могут явиться интересным педагогическим экспериментом и неоценимым опытом.

Литература:

1. Кытманова, Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку / Е.А. Кытманова // Вестник Московского государственного областного университета. -2011. - №1. - С. 108-116

2. Медведева, Н.А. Квест-технология с использованием интернет-ресурсов и ее применение при преподавании английского языка для формирования социокультурной компетенции / Н.А. Медведева // «Квест-технология с использованием интернет-ресурсов и её применение при преподавании иностранного языка для формирования социокультурной компетенции»: сборник-М.: МШ У. -2019. - С. 58-68

3. Милющенко, В. Квесты: эволюция жанра / В. Милющенко // Лучшие компьютерные игры. - 2005. - №4(41). -С. 3-7

4. Мороз, О.В. Игровая квест-технология в системе дополнительного образования / О.В. Мороз, А.А. Косярский, К.А. Борзов, О.Г. Боровик // Школьные технологии. - 2019. - №6. - С. 94-98

5. Плаксина, ИВ. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. - 3-е изд., испр. И доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 2023. - 151 с.

6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

7. Савельева, С.В. Квест как технология обучения в условиях реализации ФГОС высшего образования / С.В. Савельева, И.Х. Валеева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №4(28). - С. 33-38

8. Gadzaova, L.P. Organization of the educational process in the university during the pandemic / L.P. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva, K.R. Kapieva, Т.Е. Dzhagaeva 11 Propositos y Representaciones. - 2021. - T. 9. - № S 1. -C. el375.

Педагогика

УДК 372.8

доктор педагогических наук, профессор Родионов Михаил Алексеевич

Пензенский государственный университет (г. Пенза);

доктор педагогических наук, профессор Гаврилова Маргарита Алексеевна

Пензенский государственный университет (г. Пенза);

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Ирина Викторовна

Пензенский государственный университет (г. Пенза)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В данном исследовании авторы затрагивают актуальную на современном этапе развития высшего образования проблему - построение индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогических направлений подготовки. В разделе «Введение» обосновывает актуальность выбранной темы исследования. Далее рассматриваются основные понятия, такие как «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». В итоге делается вывод, что образовательные маршруты могут быть выстроены разными путями и применительно различных методов, в зависимости от личных и профессиональных детерминантов. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение как в дидактическом и развивающем, так и в профессиональном ключе. Далее авторы выделяют следующие этапы при организации движения студента по индивидуальному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.