Z0 гроглото
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 10 | 2023. Volume 8. Issue 10
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Квест как метод активного обучения русскому языку как иностранному в военном вузе
Павлова Т. С.
Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании эффективности применения квест-технологии в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку. В статье рассматриваются возможности квест-технологии по использованию межпредметных связей, позволяющие на занятии по русскому языку как иностранному совместить изучение собственно языкового материала и фактов военной истории России. Приводится пример проведения квеста на занятии по русскому языку как иностранному в Военном университете им. князя Александра Невского, на котором организуются повторение и обобщение изученного языкового материала и в то же время ознакомление обучающихся с важными морскими победами в истории России. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения квест-технологии в обучении русскому языку как иностранному, выявлены факторы, влияющие на эффективность усвоения материала, используемого в квесте. В результате выполнения исследования доказано, что квест-технология стимулирует иностранных курсантов к проявлению активности в процессе обучения, повышает их интерес к учёбе, поэтому её применение на занятиях по русскому языку как иностранному является целесообразным для совершенствования практического овладения русским языком и формирования у иностранных военнослужащих истинных представлений о военной истории России.
EN
Ouest as a method of active Russian as a foreign language teaching at a military university
Pavlova T. S.
Abstract. The aim of the research is to substantiate the effectiveness of using quest technology in the process of teaching Russian to foreign servicemen. The paper discusses the potential of quest technology in relation to applying interdisciplinary connections, which makes it possible to combine the study of the language material itself and the facts of the military history of Russia in Russian as a foreign language classes. The work provides an example of the quest organised in Russian as a foreign language classes at the Prince Alexander Nevsky Military University, which involved repetition and summarisation of the studied language material and at the same time familiarisation of students with important naval victories in the history of Russia. The scientific novelty of the research lies in highlighting the didactic potential of using quest technology in Russian as a foreign language classes, identifying the factors affecting the effectiveness of mastering the material used in the quest. As a result of the research, it has been proved that quest technology gives foreign cadets an incentive to be active in the learning process, increases their interest in studying, therefore, its use in Russian as a foreign language classes is appropriate for improving the practical mastery of the Russian language and forming true ideas about the military history of Russia among foreign servicemen.
Введение
Обучение иностранному языку, в том числе русскому языку как иностранному (далее - РКИ), требует от преподавателя решения нескольких задач одновременно: это и развитие у обучающихся всех видов речевой деятельности на изучаемом языке, и знакомство иностранцев с культурой страны изучаемого языка, а также с её историей (в ситуации обучения в военном вузе речь идёт прежде всего о военной истории). Постепенное погружение в языковую среду, объяснение культурных особенностей и исторических этапов, через которые прошла Россия, помогает иностранным обучающимся легче пережить период адаптации, в том числе психологической. Именно на это ориентированы обучающие тексты учебников, с этой же целью преподаватели вводят в занятия поэтические и прозаические произведения русской литературы (Павлова, 2023).
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230153
© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
Рассказывать иностранным обучающихся о русской культуре и истории нужно не только для того, чтобы помочь им адаптироваться к жизни в России. В книге Александра Минкина «Немой Онегин» высказана интересная мысль: «Общие книги без всяких усилий создают общие понятия, критерии. Нет общих книг - нет взаимопонимания. Мы (страна и мир) разваливаемся не по государственным границам, а по человеческим» (Мин-кин А. В. Немой Онегин: роман о поэме. М.: РГ-Прогресс, 2021, с. 235). Актуальность исследования заключается в необходимости формирования у иностранных военнослужащих (далее - ИВС) представлений о России (её истории и культуре) на занятиях по русскому языку. Чтение и совместное с иностранными обучающимися обсуждение произведений художественной литературы, текстов об истории знаковых для России сражений, прослушивание песен и просматривание фильмов о войне, участие иностранцев в каких-либо культурных и памятных мероприятиях - всё это выполняет роль скреп, которые объединяют, формируют положительное отношение к России, её народу и языку, создают добрые воспоминания о периоде учёбы в России. Преподаватели РКИ, особенно работающие в военных учебных заведениях, должны не просто научить иностранного военнослужащего русскому языку, а воспитать из него друга России, который, вернувшись на родину, будет с уважением относиться к нашей стране, к её истории, культуре и её народу.
Максимальному погружению иностранных обучающихся в культурно-исторические реалии России способствует применение игровых форм занятий. Считается, что игра позволяет убрать психологический барьер, стимулирует коммуникативные и познавательные потребности обучающихся. Активно применять игровое обучение стали в XX веке, например А. А. Вербицкий (1991). За последние 10 лет написано множество научных работ, посвящённых применению игровых технологий в РКИ (Гумерова, Кудрявцева, Чусова, 2020; Яковлева, 2020; Турко, 2023). Количество и разнообразие публикаций показывает, что преподаватели часто используют игры при обучении русскому языку как иностранному, и дело не только в том, что игра помогает снять психологический барьер. На занятиях, на которых применяются игровые технологии, «работа приобретает творческий характер, требующий самостоятельного переноса знаний, умений и навыков в новый контекст их применения. Использование русского языка становится естественным...» (Ваулина, Николенко, 2017, с. 83). Одним из вариантов игровой технологии является квест, о котором пойдёт речь в данной статье.
Гипотеза исследования: образовательный квест позволяет одновременно организовать повторение изученного материала по дисциплине «Русский язык. Основы речевой коммуникации» и в то же время ознакомить иностранных обучающихся с определёнными историческими событиями так, чтобы основная информация осталась в их памяти.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие «квест» в педагогической науке;
- описывается система заданий авторского квеста, позволяющая иностранным обучающимся, с одной стороны, повторить и обобщить изученный на занятиях по русскому языку как иностранному материал, а с другой -усвоить новую для них информацию о днях воинской славы России;
- приводятся результаты эксперимента, показывающие целесообразность использования квест-технологии в работе с иностранными военнослужащими на занятиях по русскому языку для формирования у них истинных представлений о военной истории России.
Методы исследования: сделан анализ научных публикаций за последнее десятилетие, посвящённых использованию квест-технологий в практике преподавания РКИ. Обобщён личный опыт применения квеста на занятиях по РКИ в военном вузе. Проанализированы занятия по РКИ в Военном университете им. князя Александра Невского на предмет включённости военной компоненты в дидактические материалы на разных этапах обучения РКИ. Из эмпирических методов в данном исследовании применялись следующие: наблюдение за усвоением иностранными военнослужащими лингвокультурологических и исторических сведений о России, проведение педагогического эксперимента с целью определения целесообразности использования на занятиях по РКИ квест-технологии для формирования у ИВС истинных представлений о военной истории России, установление связи между применением квест-технологии на занятиях по РКИ и уровнем сформированное™ знаний о военной истории России.
Теоретической базой исследования послужили работы авторов, занимавшихся вопросами игрового обучения (Вербицкий, 1991; Гумерова, Кудрявцева, Чусова, 2020; Яковлева, 2020) и, в частности, применения квест-технологии в образовательной сфере (Сафонова, 2018; Коломейцева, Шмалько-Затинацкая, 2021; Власова, 2018; Холодкова, 2020; Коломейцева, 2022; Ваулина, Николенко, 2017; Иванова, 2019).
Практическая значимость. Описанный в статье опыт использования квест-технологии может быть применён преподавателями РКИ военных вузов в практической деятельности, а также при разработке заданий для учебных пособий.
Обсуждение и результаты
Понятие «квест» в педагогической науке
Квест - это сюжетная игра, содержащая различные головоломки, загадки, логические задания и т. п. Квесты имеют свои типы (социальный квест, ориентированный на достижение социально полезного результата, например повышение компьютерной грамотности определённых слоёв населения; развлекательный квест; промо-квест - продвижение товара или услуги в игровой весёлой форме; образовательный квест), а также множество разновидностей (Сафонова, 2018; Коломейцева, Шмалько-Затинацкая, 2021;
Антипова, Сидорова, 2022). Среди видов квестов по месту и способу организации можно назвать следующие: пешеходный квест, автоквест, квест в чужом городе, квест в торговом центре, веб-квест, квест-проект, урок-квест, библиоквест и др. (Абдуразакова, 2018).
По развитию сюжета выделяют три вида квестов:
- линейные, в которых задания располагаются по цепочке (перейти к следующему заданию участник может, если выполнит предыдущее);
- штурмовые - это квесты, в которых участники сразу получают главное задание и подсказки и сами решают, как будут эти задания выполнять;
- кольцевые - те же линейные квесты с разницей в том, что участники начинают двигаться из разных точек, которые впоследствии станут для них финишными.
В педагогической практике используются в основном образовательные квесты. «Реализуя, в первую очередь, учебные задачи, образовательный квест выгодно отличается от стандартной формы организации занятия элементами сюжета, ролевой игры, необходимостью взаимодействия с другими участниками, использования ресурсов какого-либо помещения (какой-либо территории) и/или различных информационных ресурсов» (Власова, 2018, с. 22). В научной литературе можно найти множество определений образовательного квеста. Приведём некоторые из них.
«Образовательный квест - это современная интерактивная технология обучения, которая включает в себя набор заданий, охватывающих какую-либо тему (проблему), способную заинтересовать участников, нацеленных на получение и запоминание информации, приобретение опыта работы в команде и формирование базовых компетенций» (Анисимова, Волкова, Ковалёва, 2021, с. 21).
В работе Е. В. Сафоновой «Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы» есть следующее определение: «В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой учащиеся на основе рекомендуемых информационных ресурсов и собственного опыта ведут целенаправленный поиск решения учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам» (2018, с. 84).
В приведённых и других аналогичных определениях понятия «квест», встречающихся в научных публикациях, одним из ключевых слов является слово поиск, что, с одной стороны, объясняется переводом на русский язык английского слова quest, а с другой - отражает сущность этого вида занятия. При прохождении квеста обучающиеся должны самостоятельно искать информацию либо пути решения поставленной задачи. И в этом ценность квеста, так как известно, что информация, добытая самими обучающимися, а не полученная в готовом виде, лучше и прочнее запоминается.
Преподавателю, у которого появилась идея создать образовательный квест, необходимо ответить на несколько вопросов:
- В каком режиме будет проводиться квест (в реальном, виртуальном или комбинированном)?
- На какой срок рассчитан квест (краткосрочный или долгосрочный)?
- Это будет групповая или индивидуальная работа?
- Каково предметное содержание квеста (моноквест или межпредметный квест)?
- Какая будет структура сюжета квеста (линейная, кольцевая, штурмовая) (Власова, 2018)?
В большинстве публикаций, посвящённых квестам в РКИ и написанных преподавателями гражданских вузов, можно видеть, что используются преимущественно веб-квесты. Организация квеста на занятии по РКИ в военном вузе имеет ряд ограничений: запрещено использование Интернета, а также невозможно свободное перемещение по территории вуза в часы учебных занятий. Следовательно, проведение квеста возможно только в аудитории с использованием технических средств, не имеющих выход в Интернет.
Система заданий авторского квеста
В Военном университете им. князя Александра Невского преподавателями кафедры русского языка проводится огромная работа по обучению ИВС русскому языку, а также по формированию у них знаний об истории и культуре России. Так, для довузовского этапа обучения профессорско-преподавательским составом кафедры, в том числе и автором данной статьи, был создан учебник «Русский язык (как иностранный)» (Анохина Э. Н., Антипова И. А., Павлова Т. С., Сидорова О. Ю., Смирнова И. В., Федоренко А. А. Русский язык (как иностранный): электронный учебник / под общ. ред. проф. Т. Е. Токаревой. М.: Военный университет, 2022), содержащий большое количество текстов об известных русских полководцах и флотоводцах, лётчиках и космонавтах, о битвах Великой Отечественной войны, о воинских традициях и т. д. Во внеучебное время проводятся конкурс чтецов, на котором иностранные обучающиеся читают стихи о войне, памятные мероприятия, посвящённые различным важным для России событиям, например Дню полного снятия блокады Ленинграда, а также изредка организуются экскурсии в музеи Москвы. Так создаются своего рода скрепы, способствующие развитию у иностранных обучающихся чувства уважения к России и её трудному историческому пути.
На этапе вузовского обучения в дисциплине «Русский язык. Основы речевой коммуникации» (с 1 по 5 курсы) военная компонента представлена преимущественно дополнительными материалами (текстами, художественными фильмами, тематическими беседами, художественными произведениями о войне), которые вводятся в занятия в преддверии памятных дат, дней воинской славы России, праздников. Несмотря на все усилия преподавателей, иностранные обучающиеся часто не знают даже основных исторических событий России и в тесте на вопрос: «Почему День Победы считается одним из самых важных праздников?» - могут ответить:
«Потому что это выходной день» (Павлова, 2023, с. 157). Возможно, эта информация не запоминается, потому что не касается их лично, не задействует эмоциональную сферу и, конечно, не добывается обучающимися самостоятельно, а даётся в готовом виде.
Автор данной статьи предположил, что квест как активный метод обучения, ставящий иностранных обучающихся перед необходимостью самостоятельно искать информацию, разгадывать загадки и ребусы, будет способствовать более эффективному запоминанию исторической информации, при этом позволит одновременно повторить изученный на занятиях по русскому языку материал.
Чтобы проверить это предположение, автором данной статьи был разработан квест «Повод к войне или причина войны», ориентированный на повторение трёх изученных в семестре на дисциплине «Русский язык. Основы речевой коммуникации» тем: «Стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля», «Газетно-информационный подстиль», «Средства речевой выразительности», а в рамках военно-исторической составляющей рассчитанный на информирование иностранных военнослужащих о трёх великих морских сражениях, повлиявших на развитие российского флота, а именно: Гангутском сражении 1714 г., Битве при Тендре 1790 г., Синопском бое 1853 г. Пройдя весь квест, участники должны ответить на главный вопрос квеста: «Что было поводом, а что причиной Крымской войны 1853-1856 гг.?».
Это краткосрочный (продолжительностью 90 мин.) линейный междисциплинарный квест, проводившийся в пределах учебной аудитории без выхода в Интернет. Контингент обучающихся (экспериментальная группа) -иностранные курсанты 3 курса, изучающие юриспруденцию и владеющие русским языком в пределах Второго сертификационного уровня (ТРКИ-П/В2). Квест проводился в конце 5 семестра на занятии, отведённом для повторения и обобщения изученного материала, перед зачётом в рамках дисциплины «Русский язык. Основы речевой коммуникации».
Цель квеста для обучающихся - выполняя задания, определить, что было поводом, а что причиной Крымской войны 1853-1856 гг.
Задачи квеста:
1) в рамках военно-исторической работы ознакомить обучающихся с историей трёх морских побед России: Гангутское сражение, Битва при Тендре, Синопский бой;
2) в рамках дисциплины «Русский язык. Основы речевой коммуникации» организовать повторение изученного теоретического материала по темам «Стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля», «Газетно-информационный подстиль», «Средства речевой выразительности».
Помимо экспериментальной группы, была контрольная группа курсантов, в которой квест не проводился, а ознакомление с историей названных выше трёх морских сражений России проходило традиционными способами: чтение текстов об истории сражений и последующее обсуждение по вопросам после текстов, просмотр художественных фильмов «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов».
Квест начинается с лексической работы над словами «повод» и «причина», и при помощи толкового и/или двуязычного словаря обучающиеся уясняют разницу между этими словами, вынесенными в название квеста.
На первых слайдах презентации обучающимся предъявляется инструкция, в соответствии с которой курсанты выступали в роли сыщиков, изучающих подсказки и постепенно продвигающихся к истине (Рис. 1).
Ии.сапр'укцил
Человек веегда оставляет следы. Идите по следу, находите спрятанные зацепки и подсказки, подключайте все свои знания, применяйте метод Шерлока Холмса и тогда...
Впрочем, не будем терять время!
Вот первая загадквн
Как отсталая в глазах Европы Россия («ужоеы-Ш! лодочками, на которых катают барышеЯ люрггтро держввд? — — _
Рисунок 1. Инструкция к квесту
В качестве подсказок использовались небольшие тексты по истории конкретного сражения. Подсказки были спрятаны в разных местах аудитории: шкаф, книга, шкатулка (последний предмет был заранее принесён в аудиторию).
На слайде презентации (Рис. 1) появляется первый вопрос квеста: Как отсталая в глазах Европы Россия парковыми лодочками, на которых катают барышень, победила великую морскую державу? Если иностранные обучающиеся не могут сразу ответить на этот вопрос, у них есть возможность воспользоваться первой подсказкой, зашифрованной в кроссворде, который выводится на интерактивную доску на следующем слайде.
Задания кроссворда нацелены на повторение теоретического материала из лекции «Стилевые черты и языковые особенности публицистической речи» (Рис. 2):
1. В семье нас пятеро детей, и я, пожалуй, всех коварней. Есть много функций у меня, но две из них мне всех дороже: я вести разные несу, меняя взгляды, убеждаю.
2. Однотипность в передаче сообщений, устойчивость, образец.
3. Я информацию люблю проверенную, точную, поэтому моя стилевая черта.
4. Лежит в основе любой эмоции, потому что позволяет определить, что такое хорошо, а что такое плохо.
з
4 Ф
0 1 3
л У б п 11 Ц и с т и ч е с к и й
е т т
н а О
0 н г
ч д р
н а а
□ Р Ф
с т и
т ч
ь н
О
с
т
ь
Рисунок 2. Кроссворд 1
Разгадав кроссворд, обучающиеся получают первое кодовое слова: Пётр. Это кодовое слово отсылает курсантов к образу Петра I, с которого начался русский флот, о чём иностранные обучающиеся впервые узнают на подготовительном курсе. На следующем слайде даётся портрет Петра I, повторяется основной вопрос и сформулированы ещё два вопроса, его детализирующие: 1. О каком сражении идёт речь? 2. Какие «лодочки» имеются в виду? В случае затруднения иностранные обучающиеся могут обратиться к следующей подсказке (фрагментам текста о Гангутском сражении), но, чтобы узнать, где её искать, они должны отгадать загадку:
Терем этот в доме стоит, секрет в себе хранит.
Любит дверцы открывать и секретов набирать.
Отгадкой к данной загадке является слово «шкаф». В шкафу в аудитории обучающиеся находят следующие фрагменты текста, которые они должны прочитать, объединить информацию в один текст и ответить на заданные им ранее вопросы. Предполагается, что с фрагментами (всего их 4) текста будут работать несколько человек.
Пример текстов:
Фрагмент 1
Северная война между Россией и Швецией продолжалась с 1700 года по 1721 год. В этой войне Россия боролась за возвращение захваченных шведами в XVI-XVII веках русских земель и за выход к Балтийскому морю.
Фрагмент 2
В конце июня 1714 года русский гребной флот, состоящий из 99 галер и скампавей (малая галера), с 15-тысячным войском под командованием генерал-адмирала Федора Апраксина сосредоточился у восточного побережья полуострова Гангут (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в городе Або (100 километров северо-западнее мыса Гангут, нынешнее финское название Турку). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, три фрегата и отряд гребных судов под командованием вице-адмирала Густава Ватранга), занявший позицию у южной оконечности Гангута.
Как видно из приведённых фрагментов, курсанты узнают не только о Гангутском сражении и военных кораблях, участвовавших в нём, но и о Северной войне, длившейся 21 год, и за что в этой войне боролась Россия.
Прочитав фрагменты текста и ответив на поставленные вопросы, обучающиеся переходят ко второй загадке (следующий слайд): Кого назвали Суворовым на море? Кодовое слово, являющееся одновременно ответом на загадку, также зашифровано в кроссворде (Рис. 3), который нацелен на повторение теории по темам «Стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля», «Газетно-информационный подстиль», однако на один из вопросов кроссворда обучающиеся смогут ответить, если внимательно прочитали текст о Гангутском сражении и запомнили, что главный корабль этого сражения - галера.
1. Слово, образованное в результате сокращения других слов до начальных букв.
2. Недавно полученное сообщение, жанр газетно-информационного подстиля публицистического стиля.
3. Меня ты не создаёшь, потому что меня уже создали другие, чтобы я экономно выражало определённое содержание.
4. Экономия языковых средств как стилевая черта публицистической речи.
5. Боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла.
Рисунок 3. Кроссворд 2
Разгадав кроссворд, курсанты по выделенным цветом клеточкам получают кодовое слово: Ушаков. (Необходимо заметить, что фамилия Ф. Ф. Ушакова знакома иностранным обучающимся по текстам из учебника «Русский язык (как иностранный)» (Анохина, Антипова, Павлова и др., 2022), по которому они занимались на довузовском этапе обучения.) На следующем слайде курсантам предъявляется ещё два вопроса, связанных с личностью адмирала Ф. Ф. Ушакова: 1. Какая битва вписана в историю мирового военно-морского искусства? 2. В чём суть новаторского подхода Ф. Ф. Ушакова? При этом, отвечая на второй вопрос, обучающиеся должны сформулировать его так, чтобы он поместился в отведённые клеточки.
Однако, чтобы получить материал и разгадать вторую загадку, ответив на все включённые в неё вопросы, обучающиеся должны выполнить задание, нацеленное на повторение темы «Средства речевой выразительности», в частности вспомнить известные им фигуры речи (Рис. 4).
Рисунок 4. Задание квеста
После того как иностранные обучающиеся называют фигуры речи, использованные в приведённом фрагменте поэмы, преподаватель задаёт вопрос: «Посмотрите ещё раз на слайд презентации, иллюстрацию и отрывок из поэмы А. С. Пушкина. Можете ли вы догадаться, в каком предмете спрятана ваша следующая подсказка?». Как правило, обучающиеся догадываются, что следующая подсказка спрятана в бочке, находят на подоконнике деревянную шкатулку (по форме действительно напоминающую небольшую бочку), где содержатся фрагменты текста о Битве при Тендре, которая вписана в историю мирового военно-морского искусства благодаря новаторскому подходу Ф. Ф. Ушакова - «ломать линию», т. е. нарушать традиционное линейное построение кораблей.
Третья загадка, к которой переходят курсанты, звучит так: С именем какого адмирала связана последняя битва парусных судов? Чтобы ответить на этот вопрос, обучающимся необходимо разгадать ребус (Рис. 5).
Рисунок 5. Ребус
В случае если обучающиеся не помнят, как / не умеют разгадывать ребус, они должны выполнить ещё одно задание, чтобы получить подсказку в виде правил чтения ребусов, при этом из всего списка правил выбраны именно те, которые помогут разгадать данный ребус. Предложенное задание потребует от обучающихся применить их сформированное во время предыдущих занятий умение создавать сравнения.
Задание: Подберите к словам сравнения с союзами как, словно, как будто, указывая на внешнее сходство:
небо
жёлтые листья на деревьях
Разгадав ребус, иностранные обучающиеся получают слово Нахимов.
Затем на слайде сформулирован вопрос, связанный с личностью этого адмирала: О каком сражении говорят как о последней битве парусных судов?
Чтобы ответить на этот вопрос, курсантам предлагается посмотреть небольшой видеофрагмент о П. С. Нахимове. Во время просмотра они понимают, что ответом на поставленный вопрос является «Синопский бой». После этого на слайде выводятся главные вопросы квеста: Повод к войне и причина войны? Что стало поводом к войне?
Чтобы понять, о какой войне идёт речь, и ответить на вопросы, обучающиеся должны прочитать на эту тему текст, а чтобы найти, где спрятан этот текст, им необходимо отгадать загадку:
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
Ответом на загадку является слово «книга». Следовательно, фрагменты нужного им текста обучающиеся должны искать в книгах, которые есть в аудитории. Прочитав и обсудив между собой текст (в ходе обсуждения преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы по данному тексту, иначе иностранные курсанты не обращают внимания на важную информацию), курсанты отвечают на главный вопрос квеста -что было поводом, а что причиной войны. Разгром турецкого флота в результате Синопского боя явился поводом к вступлению в конфликт Англии и Франции, которые ввели свои эскадры в Чёрное море, однако истинная причина была в другом - обеим странам не нравилось, насколько укрепилось к середине XIX века влияние России и в Европе, и на Балканах. Ответ: Победа как повод к войне. Дело раскрыто.
Как видно из описанного квеста, иностранные курсанты не только узнают, что было поводом и причиной начала Крымской войны 1853-1856 гг., при этом её ход и результаты не являются объектом рассмотрения в данном квесте, но и получают информацию о трёх значимых для России морских победах (являющихся днями воинской славы России), о том, в рамках каких войн происходили эти сражения и какие новаторские приёмы флотоводцев помогали побеждать.
Квест на занятиях по РКИ в Военном университете им. князя Александра Невского используется редко, поэтому воспринимается иностранными обучающимися как необычная, не повседневная форма работы, вызывает интерес, увлечённость процессом разгадывания и поиском подсказок в аудитории. Узнавание новой информации подкрепляется положительными эмоциями, что должно способствовать более прочному её запоминанию. Однако, чтобы проверить это, были применены разработанные автором данной статьи тесты, которые в 2022 году были признаны в Военном университете как рационализаторское предложение, - «Способ контроля сформированное™ навыков чтения и аудирования текстов по военно-исторической тематике на уроках РКИ. Этап вузовского обучения».
Пример теста:
1. За что боролась Россия в Северной войне?
а) за возвращение захваченных шведами в XVI-XVII вв. русских земель и за выход к Баренцеву морю;
б) за возвращение захваченных шведами в XVI-XVII вв. русских земель и за выход к Чёрному морю;
в) за возвращение захваченных шведами в XVI-XVII вв. русских земель и за выход к Балтийскому морю.
2. Сколько длилась Северная война между Россией и Швецией?
а) 21 год;
б) 4 года;
в) 1 год.
3. Какой флот участвовал в Гангутском сражении со стороны Российской империи?
а) парусный флот;
б) паровой флот;
в) гребной флот.
4. Какие корабли выбрал Пётр I для Гангутского сражения?
а) галеры;
б) скампавеи;
в) линейные корабли.
5. Как завершилось Гангутское сражение?
а) русский флот захватил шведские корабли;
б) шведский флот захватил русские корабли;
в) из-за равенства сил Россия и Швеция не стали продолжать сражение.
6. Почему Гангутское сражение вписано в историю русского флота?
а) потому что это первая крупная победа русского регулярного флота;
б) потому что этим сражением руководил Пётр I;
в) потому что это сражение произошло в годы Северной войны.
7. В рамках какой войны произошло сражение у острова Тендра?
а) русско-турецкая война 1787-1791 гг.;
б) русско-французская война;
в) русско-японская война.
8. Кто командовал русской эскадрой в битве при Тендре?
а) адмирал Ф. Ф. Ушаков;
б) адмирал П. С. Нахимов;
в) адмирал Г. А. Спиридов.
9. Кто командовал турецкой эскадрой в битве при Тендре?
а) адмирал Сеид-бей;
б) Селим III;
в) капудан-паша Гусейн.
10. Какое построение кораблей было общепринятым во всех флотилиях мира в соответствии со строгими канонами морского боя?
а) строй кильватера;
б) линейное построение;
в) строй уступа.
11. В чём заключалась новая для XVIII века тактика, предложенная командующим Черноморского флота?
а) строгое соблюдение канонов морского боя;
б) отказ от линейного построения кораблей и воздействие на слабую часть строя противника;
в) отказ от использования парусных судов.
12. Когда и где произошло последнее крупное сражение в истории парусного флота?
а) 18 июня 1851 г. в Цемесской бухте;
б) 18 ноября 1853 г. в Синопской бухте;
в) 18 апреля 1854 г. в Ольгинской бухте.
13. Кто был заинтересован в войне между Россией и Османской империей?
а) Франция;
б) Англия;
в) Индия.
14. Почему Англия была заинтересована в войне между Россией и Османской империей?
а) Англия хотела сделать Османскую империю своей колонией;
б) Англии, как и Франции, не нравилось, что Россия укрепила своё влияние в Европе и на Балканах. Им нужно было ослабить Россию;
в) Англия хотела ослабить Османскую империю при помощи России.
15. В чём было преимущество у русских моряков перед началом боя с турецкими кораблями?
а) в количестве судов;
б) в количестве орудий;
в) в количестве судов и орудий.
16. В чём заключалось тактическое преимущество турецкого флота перед началом Синопского боя?
а) турецкие корабли расположились в бухте Синопа полумесяцем;
б) с берега турецкий флот поддерживал огонь шести батарей;
в) турецкие корабли выстроились в прямую линию, перекрыв вход в бухту.
17. В чём заключалась тактика П. С. Нахимова, позволившая русским морякам выиграть Синопский бой?
а) русская эскадра начала атаковать турецкий флот ночью, чтобы максимально незаметно войти в Си-нопскую бухту;
б) П. С. Нахимов вывел вперёд 3 корабля, которые уничтожили флагманский корабль турок;
в) П. С. Нахимов решил атаковать противника двумя колоннами, а войдя в бухту, русские корабли подходили к турецким кораблям так близко, чтобы максимально использовать артиллерию.
18. Что использовали в качестве повода для вступления в конфликт Англия и Франция для развязывания Крымской войны1853-1856 гг.?
а) спор между католической и православной церковью за право владеть ключами от Вифлеемского храма;
б) численное преимущество русского флота;
в) победу русского флота и разгром турецкого флота в Синопской бухте.
Тест содержит вопросы по истории трёх морских сражений, рассмотренных в квесте (6 вопросов по теме Ган-гутского сражения, 5 - Битвы при Тендре, 7 - по теме Синопского боя). Тестирование проводилось и в экспериментальной, и в контрольной группах. Для наглядности результаты тестирования представлены в Таблице 1,
в первой колонке которой названа тематика вопросов теста, а во второй и третьей - приведён процент верных ответов в обеих группах.
Таблица 1. Результаты тестирования (% верных ответов)
Тематика теста Контрольная группа Экспериментальная группа
Гангутское сражение 21% 38%
Битва при Тендре 41% 50%
Синопский бой 44% 66%
Более высокий процент верных ответов в тесте по вопросам об истории Битвы при Тендре и Синопского боя по сравнению с вопросами о Гангутском сражении в контрольной группе объясняется, по мнению автора статьи, тем, что по данным событиям сняты хорошие цветные художественные фильмы «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов», которые обучающиеся смотрели после чтения текстов, а значит, было визуальное и слуховое подкрепление полученной информации. Экспериментальная группа, в которой проводился квест, также смотрела данные фильмы, однако первичное предъявление информации было в форме квеста, а значит, собирались сведения об исторических событиях с большим интересом в ходе разгадывания загадок и поиска подсказок. Следовательно, основными факторами, повлиявшими на эффективность усвоения материала, используемого в квесте, стали: 1) сама форма проведения занятия, увлёкшая иностранных курсантов, 2) активность иностранных военнослужащих в поиске информации, которая не предъявлялась им в готовом виде. Этим объясняется более высокий процент правильных ответов по всему тесту в экспериментальной группе, в которой квест проводился. Можно считать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Заключение
Таким образом, в педагогической науке квест представляет собой интерактивную технологию обучения, в основе которой - сюжетная игра, содержащая систему заданий по определённой теме и ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск информации. Проведённый эксперимент показал, что в условиях военного учебного заведения, где по понятным причинам существуют определённые ограничения (выхода в город на экскурсии и использования Интернета), квест-технология, действительно, является методом активного обучения иностранцев русскому языку, позволяет обучающимся быть активными участниками процесса обучения. Так как квест предполагает наличие сюжета и определённых ролей (в рассмотренном примере роли сыщиков), обучающимся приходится активизировать полученные ранее на занятиях знания и умения, а также свои личностные способности в анализе ситуации, в разгадывании кроссвордов и ребусов и умение работать в команде.
В процессе обучения иностранных военнослужащих РКИ квест-технологию можно использовать на этапе закрепления и повторения материала. Квест позволяет применить междисциплинарный подход в обучении (в нашем исследовании это русский язык и военная история), в игровой форме организовать обобщение изученных в семестре тем, подготовить иностранных военнослужащих к зачёту и при этом дать иностранным обучающимся сведения о наиболее знаковых событиях из истории России, а именно: Гангутском сражении, Битве при Тендре и Синопском бое.
В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на эффективность усвоения материала, используемого в квесте: 1) занятие, проведённое в форме квеста, повышает интерес иностранных курсантов к изучаемой дисциплине, а значит, концентрирует их внимание на рассматриваемой теме; 2) информация не предъявляется иностранным обучающимся в готовом виде, они должны её самостоятельно искать, т. е. проявлять активность в процессе обучения.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что использование квест-технологии в работе с иностранными военнослужащими на занятиях по русскому языку для формирования у них истинных представлений о военной истории России целесообразно и эффективно.
Надо признать, что разработка и организация даже краткосрочного квеста требует от преподавателя длительной и трудоёмкой подготовки, однако интерес, энтузиазм, с которым иностранные обучающиеся участвуют в подобных занятиях, и результаты, которые они впоследствии показывают, оправдывают затраченные на подготовку квеста силы и время.
Перспективами дальнейшего исследования могут быть разработка новых квестов с использованием междисциплинарных связей русского языка и военной истории и последующее издание сборника квестов для преподавателей русского языка как иностранного в военных вузах.
Источники | References
1. Абдуразакова Д. С. Технология образовательного квеста в системе преподавания русского языка как иностранного // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. науч. тр. по мат. XIV междунар. междисциплинар. форума молодых ученых (г. Москва, 15 января 2018 г.). М.: Профессиональная наука, 2018.
2. Анисимова Е. В., Волкова Е. А., Ковалёва А. Ю. Образовательный квест как современная технология обучения иностранцев русскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).
3. Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Применение образовательного квеста как формы контроля на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
4. Ваулина А. В., Николенко Е. Ю. Методические особенности использования технологии веб-квест при обучении РКИ на разных уровнях // Stephanos. 2017. № 5 (25).
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
6. Власова Н. А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 3 (30).
7. Гумерова А. М., Кудрявцева З. Г., Чусова К. В. Применение игровых технологий на уроках РКИ // Вопросы педагогики. 2020. № 9-2.
8. Иванова А. А. Конструирование игрового образовательного квеста как средство формирования лингво-краеведческих знаний у иностранных студентов // Образовательный потенциал: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 30 января 2019 г.). Чебоксары, 2019. № 1.
9. Коломейцева Е. Б. Квест-технология при изучении личности и произведений Ф. М. Достоевского на уроках РКИ // Русская литература в иностранной аудитории: сб. науч. ст. по итогам XIII междунар. науч.-практ. конф. «Человек в его духовном развитии: творчество Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)» (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2021 г.). СПб., 2022. Вып. 10.
10. Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2.
11. Павлова Т. С. Военная проза как средство приобщения иностранцев к национальным русским ценностям на занятиях РКИ // Русская литература в иностранной аудитории: мат. XIV междунар. науч.-практ. конф. «Миры России. Русский человек, природа, язык как предметы осмысления в иностранной аудитории» (г. Санкт-Петербург, 18 ноября 2022 г.) / под общ. ред. Т. Г. Аркадьевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. Вып. 11.
12. Сафонова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. 2018. № 1.
13. Турко У. И. Современные игровые технологии на уроках русского языка как иностранного: обзор лингво-дидактических практик // Art Logos. 2023. № 2 (23).
14. Холодкова М. В. Реализация квест-технологии на начальном этапе обучения РКИ (на примере «живых» квестов) // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: мат. IX межцунар. науч. конф., посвящ. 10-летию кафедры русского языка как иностранного (г. Тамбов, 14-15 апреля 2020 г.). Тамбов, 2020.
15. Яковлева Е. И. Использование игровых технологий при изучении имени числительного на уроках РКИ: промежуточный уровень // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 130-летию со дня рождения Н. С. Трубецкого, проведенной в рамках научно-педагогического симпозиума «Образ России в международном образовательном пространстве: евро-азиатский вектор» (г. Екатеринбург, 27-28 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. Вып. II.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Павлова Татьяна Сергеевна1, к. филол. н. 1 Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
Pavlova Tatyana Sergeevna1, PhD
1 Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow
1 m12ov142t@yandex.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 03.08.0023; опубликовано online (published online): 27.09.2023.
Ключевые слова (keywords): квест-технология обучения; обучение русскому языку как иностранному; практическое овладение русским языком; межпредметные связи; иностранные курсанты; teaching quest technology; Russian as a foreign language teaching; practical mastery of the Russian language; interdisciplinary connections; foreign cadets.