Научная статья на тему 'КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «ТАЙНЫ ГОРОДСКОГО ПАРКА»)'

КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «ТАЙНЫ ГОРОДСКОГО ПАРКА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / методика преподавания русского языка как иностранного / внеаудиторная работа / экскурсия / квест / квест-экскурсия / Russian as a foreign language / methods of teaching Russian as a foreign language / extracurricular activities / excursion / quave / quave excursion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржакова Анна Геннадьевна

В статье содержится описание квеста как формы работы с иностранными учащимися, представлены методические рекомендации по применению квест-экскурсии при обучении русскому языку как иностранному. Приведен проект квест-экскурсии «Тайны городского парка» для учащихся из Китая с базовым уровнем владения русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржакова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST EXCURSION AS AN INTERACTIVE FORM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN (ON THE MATERIAL OF QUEST EXCURSION «MYSTERIES OF THE CITY PARK»)

The article contains a description of the quest as a form of work with foreign students, provides guidelines for the use of quest excursions in teaching Russian as a foreign language. The project of the quest excursion «Mysteries of the City Park» is presented for students from China with a basic level of Russian language proficiency.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «ТАЙНЫ ГОРОДСКОГО ПАРКА»)»

4. Назаренко Е.Б. Современные фильмы на уроках РКИ. «Питер FM» / Е. Б. Назаренко, Д.В. Халявина // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 41-47.

5. Иванова О.В. Система упражнений по работе с адаптивным художественным фильмом в группах учащихся-инофонов базового уровня (А2) на занятиях по РКИ / О. В. Иванова // Известия ВГПУ. 2018. №2 (125). С. 54 - 59.

УДК 372.881.161.1 А.Г. Коржакова

Благовещенск, Амурский госуниверситет

КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «ТАЙНЫ ГОРОДСКОГО ПАРКА»)

В статье содержится описание квеста как формы работы с иностранными учащимися, представлены методические рекомендации по применению квест-экскурсии при обучении русскому языку как иностранному. Приведен проект квест-экскурсии «Тайны городского парка» для учащихся из Китая с базовым уровнем владения русским языком.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания русского языка как иностранного, внеаудиторная работа, экскурсия, квест, квест-экскурсия.

A.G. Korzhakova

Blagoveshchensk, Amur State University

QUEST EXCURSION AS AN INTERACTIVE FORM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN (ON THE MATERIAL OF QUEST EXCURSION «MYSTERIES OF THE CITY PARK»)

The article contains a description of the quest as a form of work with foreign students, provides guidelines for the use of quest excursions in teaching Russian as a foreign language. The project of the quest excursion «Mysteries of the City Park» is presented for students from China with a basic level of Russian language proficiency.

Key words: Russian as a foreign language, methods of teaching Russian as a foreign language, extracurricular activities, excursion, quave, quave excursion.

doi 10.22250/WFDA.2020.16.9

Современное образование, ориентированное на интерактивные методы обучения и инновационные технологии, безусловно, должно наполняться различными формами внеаудиторной работы.

Внеаудиторная работа всегда занимала особое место в образовательном процессе. Появившись в России еще в XIX в., внеаудиторные формы работы под влиянием социальных,

политических, экономических и других факторов претерпели множество изменений и преобразований.

Сегодня внеаудиторная работа представляет собой специально организуемые внеучебные занятия, главными функциями которых являются приобретение и углубление знаний; расширение кругозора; приобщение к культурным ценностям; развитие интеллекта и личности в целом на любой возрастной ступени.

В процессе обучения русскому языку как иностранному роль внеаудиторной работы особенно важна. Позволяя изучить культуру, быт, традиции, историю, географию России и особенности русского народа, она формирует всестороннее представление о стране изучаемого языка, что, несомненно, облегчает понимание сложных концептов, норм и правил, воспитывает коммуникативную культуру, уважение и любовь к русскому языку, содействует мотивации к его изучению.

Одной из форм внеаудиторной работы, которая активно используются в методике преподавания РКИ, является учебная экскурсия.

Если в период своего становления экскурсионная деятельность применялась в основном в рамках изучения естественных наук, краеведения, посещения производственных предприятий, совершения туристических походов, то сегодня экскурсия - это форма внеаудиторной работы, объектами изучения которой могут быть различные предметы, явления, процессы или области знаний.

Учебная экскурсия как форма педагогического процесса в преподавании РКИ обладает большим образовательным потенциалом. Данная форма способствует всестороннему изучению страны изучаемого языка, расширяет общий кругозор, помогает адаптироваться в новой языковой среде, что положительно влияет на эффективность усвоения языка. Экскурсия выполняет информационно-познавательную, воспитательную, развлекательно-досуговую, эстетическую и коммуникативную функции, а также способствует формированию основных компетенций: лингвострановедческой, языковой, коммуникативной.

Организация экскурсий может осуществляться на различных этапах и уровнях обучения РКИ с использованием широкого круга традиционных и инновационных методов экскурсионной деятельности.

Среди традиционных методов можно выделить методы экскурсионного показа и рассказа. Именно эти составляющие являются основой любой экскурсии с самого начала становления экскурсионного дела.

Наряду с традиционными методами современная экскурсия наполнена инновациями. Как правило, нововведения в экскурсионной деятельности обусловлены внедрением новых информационных технологий (виртуальные экскурсии, показ 3D объектов, использование штрих-кода, кюар-кода, мобильные приложения и т.д.) или созданием новых видов экскурсий с помощью интерактивных и анимационных методов (экскурсии с мастер-классами, игровыми элементами, костюмированные экскурсии, квест-экскурсии и др.)

В последнее время квест-экскурсии получили широкое распространение в России. Квест представляет собой игру, в ходе которой участники выполняют логические задачи, работают над поиском информации, учатся взаимодействовать с информационными ресурса-

ми, находить полезную информацию и уметь применять ее для достижения конечной цели миссии.

Квест-экскурсия - это услуга по организации посещения специально отобранных объектов экскурсионного показа, предполагающая наличие сюжетной линии и препятствий в форме различных задач, головоломок, игр, разгадывая которые участники знакомятся и изучают конкретные объекты посредством использования имеющихся знаний, наблюдения и общения с другими субъектами.

Сущность квест-экскурсии - органическое взаимосвязанное по смыслу единство показа, рассказа и технических или игровых приемов, дополненное формами, методами, техникой, содержанием, тематикой проведения. В данном организованном процессе изучения окружающей среды и мира существенную роль занимает эмоциональная сторона, которая является главным компонентом игрового процесса.

Квест-экскурсия - инновационная форма внеаудиторной работы, которая отличается активным участием самих студентов. Преимущество таких интерактивных мероприятий в том, что в них присутствует элемент игры, соревновательный азарт (если участвует несколько групп), что, несомненно, увлекает и делает процесс обучения более непринужденным. Особенно целесообразно использование таких форм работы на начальных этапах обучения, когда одной из главных целей является создание устойчивой мотивации к изучению языка, заинтересованности в обучении, сплочение группы.

Статья содержит проект квест-экскурсии «Тайны городского парка» для учащихся из Китая с базовым уровнем владения языком. Данное мероприятие отличается активным взаимодействием участников экскурсии между собой, группы с преподавателем.

Тема: «Тайны городского парка».

Тип мероприятия: квест-экскурсия.

Место проведения: городской парк культуры и отдыха г. Благовещенска.

Аудитория: учащиеся из Китая (базовый уровень).

Цели: расширение и углубление знаний о стране изучаемого языка; повторение изученной лексики и знакомство с новыми словами; развитие языковых и коммуникативных навыков; развитие внимательности, умения работать в группе.

Необходимые материалы:

- раздаточный материал: листы с заданиями; кроссворд; инструкция;

- анкеты для опроса.

Ход занятия

Организационный момент (10 мин.): вступительное слово преподавателя, объяснение задания, инструктаж, ответы на вопросы.

Преподаватель: «Добрый день! Сегодня мы хотим вам предложить поучаствовать в увлекательной прогулке по городскому парку. Прогулка будет не простая. Ваша задача последовательно отвечать на вопросы и выполнять задания. Отгаданные слова (словосочетания) необходимо записывать в кроссворд».

Основная часть: выполнение заданий учащимися (1ч. 40 мин.).

Задания

Место культурного отдыха и досуга жителей и гостей города.

Найдите план (карту) городского парка. Каким цветом обозначена эстрада? Запишите слово в кроссворд.

Определите, что на плане городского парка обозначено красным цветом?

Фигуры какого животного расположены у входа в городской парк?

Прочитайте текст.

Замок любви

Вешать замок на мостах, столбах, специальных сооружениях - популярная свадебная традиция. Замкнутый замок на свадьбе - символ крепкого союза, заключенного влюбленными в этот день. Ключ, которым его закрывают, выбрасывают в реку или просто вдаль, это делается для того, чтобы никто никогда не смог открыть этот замок и нарушить клятву, данную влюбленными.

Отправляйтесь к месту с замками любви. Там найдите скульптуру из трех сердец. Запишите в кроссворд одно из женских имен.

Повернитесь спиной к этому имени. Запишите в кроссворд название объекта, который вы видите, и отправляйтесь к нему.

Решите задачу. Запишите слово (словосочетание), которое у вас получилось, в кроссворд.

веселье + игрок (прочитать справа налево)

ь = ы, г = к, к = г

а) в каждой строке найдите лишнее слово:

1) красивый, дорогой, хорошая, новый;

2) экономист, юрист, врач, отец, профессор, инженер, математик;

3) первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое, редкое;

4) апельсин, груша, огурец, банан, яблоко, лимон;

5) математика, биология, химия, философия, история, выставка;

б) компьютер, принтер, факс, телефон, окно, монитор, плеер;

7) кухня, гостиная, спальня, дом, ванная.

Выпишите только первые буквы найденных слов. Какое слово у вас получилось? Запишите его в кроссворд.

- узнайте, сколько стоит посетить аттракцион «автодром». Цену запишите в кроссворд буквами;

- прочитайте текст. Впишите лозунг праздника на место пропуска и в кроссворд. При возникновении трудностей, обратитесь за помощью к прохожим. Будьте вежливыми и доброжелательными.

День труда

1 мая во многих странах мира отмечается международный праздник - День труда (Праздник Весны и Труда).

Несмотря на то, что он приходится на последний месяц весны, именно он считается символом начала тепла и солнечного света. В Советском Союзе День труда отмечался каждый год с большим размахом.

После того, как распался Советский Союз, эту дату всё равно продолжают отмечать. Но прежнего ажиотажа вокруг праздника уже нет.

Сейчас этот день традиционно отмечают пикником. Несмотря на то, что праздник больше не радует людей в таких масштабах, его значение не забыто. Знаменитый лозунг

«_» всё еще продолжает звучать в поздравлениях. Тёплый праздник,

сплотивший весь трудовой класс, будет оставаться в числе самых любимых.

Найдите в парке колесо обозрения. Посчитайте, сколько в нём кабинок. Ответ запишите в кроссворд.

Найдите в парке человека по этому описанию:

Молодой человек среднего роста. Волосы - тёмные, глаза - карие. Он одет в серые джинсы и чёрную куртку. В руках у него красная папка с документами и белый пакет.

Узнайте у него, когда отмечается день города и сколько лет Благовещенску исполнилось в 2019 г. Возраст города запишите в кроссворд буквами.

Этот человек скажет, куда идти дальше. Следуйте его инструкциям.

Прочитайте текст.

Год театра

2019 год - год театра в России. 300 лет назад в России не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров - традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали.

Найдите афишу Амурского театра драмы. Узнайте, какой спектакль показывали 5 мая. Название спектакля запишите в кроссворд.

Итак, вы подошли к завершению прогулки по городскому парку. Выполняя задания, вы приближались к разгадке. В выделенном столбце кроссворда скрыто название предмета. Ваше последнее задание - найти этот предмет в парке.

Заключение (15 мин.): подведение итогов, обсуждение, вручение призов, проведение опроса для анализа проведенного мероприятия и планирования последующих.

Таким образом, квест «Тайны городского парка» объединяет в себе сразу несколько тем, изучаемых на базовом уровне, и является обобщающим, итоговым мероприятием в учебном процессе.

Задания квест-экскурсии расположены, преимущественно, по принципу постепенного усложнения. Как мы можем проследить, начиная с простых упражнений (вспомнить названия цветов, животных), участники переходят к работе с небольшими текстами, решению ребусов, выполнению грамматических заданий, коммуникации на русском языке. Таким образом, одно мероприятие может гармонично объединять разнообразные формы работы и реа-лизовывать такие цели, как:

- повторение изученной лексики и введение новых слов;

- расширение знаний о стране изучаемого языка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие внимания, логики, умения работать в группе;

- стимулирование интереса к изучению русского языка.

Квест-экскурсия «Тайны городского парка» была проведена для китайских учащихся подготовительного отделения АмГУ. В мероприятии приняли участие шесть человек. В ходе

экскурсии участники выполняли грамматические упражнения, задания на проявление догадки и внимания; вспомнили числительные, названия цветов и животных, черты внешности человека, а также познакомились с некоторыми русскими традициями и праздниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова Е.А. Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №11.1. С. 38-40.

2. Лях О.А., Лиханова В.В. Инновации в экскурсионной деятельности // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. №3. С. 89.

3. Кургина С О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // АНИ: экономика и управление. 2017. №3 (20). С. 66.

4. Год театра в России. Режим доступа: https://2019.culture.ru.

5. Битехтина Н.Б. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. М. 2005. С. 64-96.

УДК: 372.881.161.1 А.Г. Сивухина, Г.М. Старыгина

Благовещенск, Амурский госуниверситет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНЕКДОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

В данной статье анализируется репрезентированность юмористических текстов в учебно-методических пособиях по русскому языку как иностранному, а также рассматривается дидактический потенциал анекдота применительно к обучению грамматическим и лексическим аспектам РКИ.

Ключевые слова: анекдот, обучение русскому язык как иностранному, дидактика, методика преподавания русского языка как иностранного, грамматические формы, лексические единицы, национально-культурная специфика.

A.G. Sivuhina, G.M. Starygina

Blagoveshchensk, Amur state university

DIDACTIC POTENTIAL OF JOKE IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS FOREIGN

In this paper we discuss the joke as a didactic method for teaching the grammar and lexical aspects of the Russian language foreign students.

Keywords: joke, Russian as a foreign language, teaching the Russian as a foreign language, didactics, methods of teaching the Russian language, grammatical forms, lexical units, national and cultural specificity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.