Научная статья на тему 'ИГРА-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РКИ'

ИГРА-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (МАО) / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КВЕСТ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломейцева Екатерина Борисовна, Шмалько-Затинацкая Светлана Александровна

В статье рассматривается популярная на сегодняшний день в преподавании технология - квест. Авторы статьи рассмотрели понятие «квест», описали виды квестов, раскрыли их методический потенциал в рамках преподавания русского языка как иностранного, обосновали выбор того или иного квеста в методике преподавания РКИ. Эта технология подходит для любого уровня учащихся, помогает адаптировать учебный процесс ближе к реальной ситуации общения, что полезно при обучении языку. Квесты имеют лингвокультурный потенциал, что делает эту технологию универсальной и предпочтительной к использованию в методике преподавания РКИ. Далее описывается оригинальный квест, разработанный преподавателями кафедры интенсивного обучения РКИ, «Мы знаем Санкт-Петербург», который был реализован в рамках Урока-фестиваля русского языка для иностранных студентов вузов России «Нас подружил Петербург» (15-20 апреля 2019 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломейцева Екатерина Борисовна, Шмалько-Затинацкая Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME-QUEST AS A METHOD OF ACTIVE TRAINING IN RKI

The article deals with the technology popular today - a quest. The authors of the article described a concept of "quest", described the types of quests, revealed their methodological potential in the framework of teaching Russian as a foreign language, substantiated the choice of one or another quest in the methodology of teaching RFL. This technology is suitable for any level of learners, helps to adapt the learning process closer to the real communication situation, which is useful when teaching a language. Quests have a linguistic and cultural potential, which makes this technology universal and preferable for use in teaching RFL. The article describes the original quest "We know St. Petersburg", developed by the teachers of Intensive Teaching RFL department. It took place as a part of a Lesson-festival of Russian language for foreign students of Russian universities "Petersburg made us friends" (April 15-20, 2019).

Текст научной работы на тему «ИГРА-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РКИ»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры интенсивного обучения РКИ Коломейцева Екатерина Борисовна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург); преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Шмалько-Затинацкая Светлана Александровна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ИГРА-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РКИ

Аннотация. В статье рассматривается популярная на сегодняшний день в преподавании технология - квест. Авторы статьи рассмотрели понятие «квест», описали виды квестов, раскрыли их методический потенциал в рамках преподавания русского языка как иностранного, обосновали выбор того или иного квеста в методике преподавания РКИ. Эта технология подходит для любого уровня учащихся, помогает адаптировать учебный процесс ближе к реальной ситуации общения, что полезно при обучении языку. Квесты имеют лингвокультурный потенциал, что делает эту технологию универсальной и предпочтительной к использованию в методике преподавания РКИ. Далее описывается оригинальный квест, разработанный преподавателями кафедры интенсивного обучения РКИ, «Мы знаем Санкт-Петербург», который был реализован в рамках Урока-фестиваля русского языка для иностранных студентов вузов России «Нас подружил Петербург» (15-20 апреля 2019 года).

Ключевые слова: методы активного обучения (МАО), интерактивные методы обучения, квест, русский как иностранный (РКИ), лингвострановедение.

Annotation. The article deals with the technology popular today - a quest. The authors of the article described a concept of "quest", described the types of quests, revealed their methodological potential in the framework of teaching Russian as a foreign language, substantiated the choice of one or another quest in the methodology of teaching RFL. This technology is suitable for any level of learners, helps to adapt the learning process closer to the real communication situation, which is useful when teaching a language. Quests have a linguistic and cultural potential, which makes this technology universal and preferable for use in teaching RFL. The article describes the original quest "We know St. Petersburg", developed by the teachers of Intensive Teaching RFL department. It took place as a part of a Lesson-festival of Russian language for foreign students of Russian universities "Petersburg made us friends" (April 15-20, 2019).

Keywords: methods of active learning (MAO), interactive technologies in teaching, quest, Russian as foreign language (RFL), linguistic and regional studies.

Введение. Вектор современной методики преподавания ориентирован на интерактивные формы учебной деятельности. Методы активного обучения служат для вовлечения учащихся в познавательную деятельность и решение проблем, приближенных к реальным жизненным ситуациям. Развитие практических навыков способствует одновременно углублению и теоретических знаний [21, С. 3211.

Особую роль в методике активного обучения на современном этапе принадлежит игровому обучению -эдьютейменту (англ. Edutainment - образование посредством развлечения) [13, С. 1921. Игра на протяжении всей истории человечества использовалась как средство обучения и социализации. Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых обосновал создатель понятия «детский сад» немецкий педагог Фридрих Фрёбель, убидительно доказав, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка [7, С. 4201. Наиболее широкое признание в зарубежной и отечественной педагогике игровое обучение получило в начале ХХ века. Связано это было использованием в обучении деловых игр для решения производственных проблем [21. Общепризнанным автором первой в мире деловой игры является Мария Мироновна Бирштейн (1932 г). Разработкой и внедрением деловых игр в образование занимались также Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Эльконин Д.Б., А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, но уже в 1938 году в СССР такие методики попали под запрет [10, С. 231. Позже в России к данному методу вернулись, чему поспособствовали такие специалисты в области МАО и деловых имитационных игр как Н.В. Борисова, И.Г. Абрамова, М.М. Бирштейн, Ю.С. Арутюнов, А.А. Вербицкий, В.Ф. Комаров, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимов, Р.Ф. Жуков, В.Н. Кругликов, С.Г. Колесниченко и другие [4, С. 85; 10, С. 251.

В современной научно-методической литературе нет единого определения понятия edutainment / эдьютеймент. Н.А. Кобзева дает следующее определении «Edutainment - это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение» [13, С. 1921.

Изложение основного материала статьи. В обучении иностранному языку игра является одним из ведущих видов деятельности, причем на современном этапе развития лингводидактики, она актуальна не только в начальной школе, но и при обучении взрослых. Изучая новый язык, мы невольно погружаемся в атмосферу детства. Использование различных языковых и речевых игр позволяют снять психологический барьер, стимулирует коммуникативные и познавательные потребности обучаемых. Данная технология, как указывает С.В. Кувшинов предполагает «создание «игровой реальности», при которой происходит погружение в своеобразную развлекательно-образовательную среду, что делает процесс обучения увлекательным и положительно сказывается на усвоении учебного материала...» [91.

Одни из популярных игровых инновационных видов МАО является метод, получивший название «Квест-технология». Образовательный квест - это «проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой могут использоваться информационные ресурсы» [81.

В данной статье мы задались целью исследовать опыт по созданию и проведению оригинального квеста по РКИ, использующего лингвокультурную составляющую. Задачами исследования были: описание имеющихся данных о квестовом обучении, выявление видов квестов, а также подготовка материала к созданию оригинального лингвокультурного квеста и дальнейшая его аппробация в преподавании РКИ. В связи с чем для исследования использовались: теоретические методы, такие как накопление и отбор фактов, анализ информации; эмпирические методы сравнения квеста с другими интерактивными технологиями в преподавании РКИ, а также эксперимент по проведению смешанного квеста в рамках урока по РКИ.

В образовательном процессе квест представляет собой «специальным образом, организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и прочего» [5, С. 121. Впервые термин введен в 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий из университета Сан-Диего. Сам Берни Додж классифицировал квесты по трем параметрам:

- по длительности (кратковременный - углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 встречи и длительный -углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок);

- по месту проведения (в замкнутом помещении; на местности с элементами ориентирования; на местности с элементами краеведения; веб-квесты; смешанные);

- по предметному содержанию (монопроекты - охватывают отдельную проблему и интегрированные проекты) [20, С. 3231.

Концепции веб-квеста с опорой на идеи Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», была далее развита Т. Марчем (США) в аспекте когнитивной психологии. Исследователь определяет веб-квест как учебную структуру, использующую ссылки на ресурсы в Интернете и аутентичную задачу, связанную с мотивацией учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением с целью развития у них умения работать как индивидуально, так и в группе в ходе поиска информации и ее преобразования [16, С. 611.

Само понятие квест (англ. quest - «поиск») связано с информатизацией образования, т.е. процессом использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании [191. Так, например, на сегодняшний день в квестах часто применяется технология BYOD («bring your own device»), когда студенты решают задания квеста с помощью своих мобильных телефонов через приложения. Актуальность квест-урока связана с применением инновационных интерактивных методов, в которых ИКТ выступают в качестве научно-исследовательской базы урока [151.

В целом «эдьютеймент», как пишет О.Л. Гнатюк - это «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы и обеспечивающий при этом информирование аудитории при максимально облегчённом анализе событий» [6, С. 541.

В эпоху коммуникационных технологий наиболее важным становится именно коммуникативный навык, однако овладевая большим объемом информации при изучении иностранного языка (лексика, грамматика, фонетика) учащиеся, не всегда справляются с построением успешной коммуникации. Зачастую проблема кроется в фиксированности на традиционно-ориентированных формах обучения, тогда как важнейшая коммуникативная компетенция остается несформированной, поэтому так актуален поиск более эффективных активных форм обучения современной лингводидактикой.

Поскольку в качестве средства развития коммуникативной компетенции студентов мы выбрали технологию «эдьютеймент», а именно квест-технология как одного из ее видов, остановимся подробнее на этом методе в рамках преподавания РКИ. На наш взгляд при обучении РКИ квест-технология позволяет эффективно развивать умения во всех видах речевой деятельности при сохранении высокой мотивации, и вместе с тем развивая общекультурные компетенции обучающихся. Вслед за Игумновой Е.А. отметим, что метод квестов способствует также повышению учебной компетентности студентов, оптимизации учебного процесса. Происходит это по причине увеличения учебного времени, отведенного на самостоятельную работу [10, С. 51. Элементы практической работы, включенные в квест, позволяют в полной мере применить такие учебные принципы, как принцип наглядности, принцип интерактивности [18, С. 2021.

Квест-урок может быть применён как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет решать проблемы лично-ориентированного обучения [17, С. 1001. Однако практика преподавания РКИ показывает, что квест-технология хорошо зарекомендовала себя именно для групповой работы, так как построена чаще всего на взаимодействии между игроками, коммуникации в игре, взаимоотношении в команде. Как отмечают многие методисты, общегрупповое взаимодействие повышает эффективность усвоения языкового материала [21, С. 3211.

Уроки-квесты могут проводиться как в аудитории, так и вне её. По способу проведения квесты можно поделить на так называемые «живые» квесты и веб-квесты [221. Есть чуть более развернутая классификация, в которой квесты делятся на веб-квесты, QR-квесты, компьютерные игры квестового содержания, медиа-квесты, «живые» квесты и комбинированные квесты [20, С. 123-1261. Сейчас введено и другое деление по длительности. Квесты могут быть краткосрочными (используются для углубления знаний, их интеграции, рассчитаны на одно занятие) и длительными (используются для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитаны на несколько уроков) [14, С. 50; 18, С. 361.

По сюжету квесты могут быть:

• линейными, где участники переходят от одного задания к другому. Выполнив одно, переходят к следующему по цепочке, пока не закончат;

• штурмовыми, где все игроки сразу получают основное задание и перечисленные ключевые подсказки, но при этом самостоятельно решают задачи так, как им удобно;

• кольцевыми, которые похожи на линейные, но точка финиша и старта в них совпадает. Учащиеся по окончании квеста приходят в то же место, с которого стартовали [1, С. 110-112; 181.

В практике преподавания РКИ квест-технологию можно использовать на любом уровне владения языком. Квест необходимо разрабатывать исходя из целей и задач обучения языку, учитывая лексико-тематическую и грамматическую наполняемость заданий квеста. Наш опыт показывает, что в преподавании РКИ метод квестов позволяет вовлекать во взаимодействие студентов групп разного языкового уровня и разных культурных кодов, создавая условия для междисциплинарной работы и использования оригинальных аутентичных материалов. Квесты, относясь к интерактивным методам обучения, позволяют реализовать партнёрские отношения преподавателя и студента. Сначала преподаватель выступает в качестве партнёра-организатора, а затем партнёра-участника игры. Студенты могут работать и самостоятельно.

Результатом анализа стала практическая разработка квеста на примере игрового урока «Мы знаем Санкт-Петербург» в рамках Урока-фестиваля русского языка для иностранных студентов вузов России «Нас подружил Петербург», проведённого Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) при поддержке Фонда «Русский мир» 15-20 апреля 2019 года.

Для участия в квесте были сформированы группы из десяти человек. Уровень владения языком участников группы был различным, но сами группы были равнозначны. Кроме непосредственных участников, была группа студентов, которая занималась проектированием и организацией самого квеста. Еще одна группа студентов, приняла участия в тестировании и проведении квеста. Участие студентов в организации квеста нам представляется интересным методическим решением задачи, поспособствовавшему в участии большому охвату учащихся (более 70 человек из р, разделению их функций и индивидуальной ответственности, вовлеченности в общее дело. Функция преподавателя была тьюторской - сопровождение обучающегося, направленное на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного развития [21, С. 2031.

Разработке данного квеста включала постановку цели, ключевое задание и чёткое описания процедуры работы в квесте, а также критерии его оценивания и состояла из нескольких этапов:

Первый этап. Группа «разработчиков» продумывала план игры. Собирала необходимую информацию. Составляла тексты поликодового характере, имеющие вербальный и невербальный информативные компоненты: фотографии, схемы, URL-ссылки и пр.

Второй этап. Группа «тестировщиков» проверила квест.

Третий этап. Группа «соревнующихся» предварительно получила тексты, с содержанием которых должна была ознакомиться перед игрой. Тексты рассказывали о достопримечательностях Санкт-Петербурга, их истории и интересных фактах (прим. Авторами текстов были студенты, собравшими них информацию). Далее непосредственно пред игрой был выдан пакет материалов, включающий описанием объектов, маршрутный лист и инструкцию к игре-квесту. В инструкции к игре, было сказано, что приветствуется и поощряется дополнительная информация об объектах.

Группа «организаторов» ждала «соревнующихся» на заданных объектах с вопросами и оценочными листами. Получив маршрутный лист, группа-соревнующихся отправлялась по маршрутному для выполнения задания.

Время прохождения и выполнения задания было ограничено. За соблюдением правил строго следят участники-организаторы. Особым образом отмечались творческие задания.

Завершающим этапом стало подведение итогов. Хотелось бы отметить, что оценивание неотъемлемая часть учебно-познавательной деятельности, являющаяся регулятором и показателем результативности.

В качестве результата исследования приведем технологическую карту разработанного урока (таблице 1).

Таблица 1

Структура и содержание квеста «Мы знаем Санкт-Петербург»

Структура квеста Содержание квеста

Название квеста «Мы знаем Санкт-Петербург»

Цель Донести до студентов лингвострановедческую информацию об истории города.

Задачи квеста 1. Научить студентов ознакомительному и поисковому чтению. 2. Организовать студенческую работу в команде. 3. Научить студентов основам аналитической работы.

Продолжительность 4 часа

Описание аудитории квеста Иностранные студенты РГПУ им. Герцена СПб и других вузов РФ.

Сюжет квеста Иностранные студенты, живущие в Санкт-Петербурге, получили задание собрать информацию об известных местах СПб и разработать квест.

Основное задание квеста Собрать информацию, придумать вопросы и разработать интересный маршрут.

Герои квеста Иностранные студенты их преподаватель.

Материалы к квесту Тексты о Санкт-Петербурге, «маршрутные листы», интернет, оценочные листы к квесту.

Навигаторы-подсказки квеста Ог-коды, спрятанные бумажные подсказки, подсказки от студентов-организаторов.

Итог квеста Заполнение оценочного листа, награждение победителей сувенирами.

Примеры заданий (рис. 1). Задание 2. «Площадь искусств».

Вы выступаете в роли экскурсовода. Ваша задача познакомить своих гостей с площадью Искусств. Рассмотрите схему площади на рисунке 1. Каждый из «объектов» схемы имеет свой номер. Определите «объекты» и запишите их названия рядом с соответствующим номером. (рис. 1)

Рисунок 1. Схема "Площадь Искусств"

Задание 2. «Шифр». Чтобы понять, куда двигаться дальше, найдите находящийся у объекта 4 qr-код (рис. 2), отсканируйте его и найдите зашифрованный объект. Когда будете на месте, расскажите об объекте.

Рисунок 2. QR- код для задания 2

Выводы. Игра-квест позволила реализовать множество дидактических принципов обучения, представляя учебный материал в виде проблемных ситуаций и вовлекая обучающихся в совместный анализ и поиск решений. Обсуждения при анализе и решении задач в проведении игры позволило создать творческую и позитивную атмосферу, стимулировало активность студентов. Были созданы условия саморегуляции студенческого коллектива в результате общей работы, реализующих на практике принцип совместной коллективной деятельности. Хотим отметить еще одно несомненное достоинство данной игры. Квест - это не только самостоятельная работа по освоению информации о городе, но и возможность учащихся воочию познакомиться с историей и культурным наследием города, в котором многие из них учатся и живут. Как отмечает О.Ю. Белоглазова, применение квестов помогает активизировать ассоциативный механизм запоминания лингвострановедческого и лингвокультурного материала [3, С. 361. Таким образом, квесты являются активным методом обучения, который применим в реализации многих дидактических принципов, обладает хорошим потенциалом, позволяет выполнить как лингвострановедческие, так и языковые задачи обучения.

Литература:

1. Алимская Т.Н. Образовательный квест как эффективная интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС // Копилка уроков. Сайт для учителей. [Электронный ресурс^ URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/obrazovatiel_nyi_kviest_kak_effiektivnaia_intieraktivnaia_tiekhnologhiia_dieiati (Дата обращения: 30.10.2020).

2. Белоглазова О.Ю. Современные технологии реализации лингвокраеведческого потенциала в практике обучения русскому языку как иностранному // Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - 2009. -Пятигорск: ПГЛУ. - C. 3-8.

3. Вавулина А.В., Николенко Е.Ю. Методические особенности использования технологии веб-квест при обучении РКИ на разных уровнях // Stephanos. - 2017. - Т. 25. - № 5. - С. 81-91.

4. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика проф. образования. - Белгород, 2014. - 24 с.

5. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. - М.: Кнорус, 2010. - 256 с.

6. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. - М.: Изд-во: товарищество И.Д. Сытина, 1912. - 500 с.

7. Жданкина Н.В. Создание веб-квеста [Электронный ресурс! // Мега-талант. URL: https://mega-talant.com/biblioteka/metodichka-po-sozdaniyu-veb-kvesta-85237.html (Дата обращения: 02.11.2020).

8. Иванова А.А. Конструирование игрового образовательного квеста как средство формирования лингвокраеведческих знаний у иностранных студентов [Электронный ресурс1 // Журнал «Образовательный потенциал». -

2013. - № 3. - URL: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2019/01/Ivanova-A.A.pdf (Дата обращения: 02.11.2020)

9. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. - Чита: издательство ЗабГУ, 2016. - 164 с.

10. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. - 2012. -№ 4. - С. 192-195.

11. Коломейцева Е.Б. Вебинар "Квесты в преподавании РКИ: как все правильно организовать и распланировать на примере работы с прецедентными именами русской культуры по учебному пособию "Узнаем больше о России" для издательства IPR, 14.09.2020. [Электронный ресурс^ URL: https://www.youtube.com/watch?v=X3SduOhCbaQ&list=PLRzHZiF2tgd7pW5mUp-zTwxiFY1GEiiyw&index=8 (дата обращения 09.08.2021)

12. Кувшинов С.В. Edutainment: Аудиовизуальные интерактивные технологии в образовании. [Электронный ресурс^ URL: http://www.polymedia.ru/ru/news/142/ (Дата обращения: 15.09.2021).

13. Оганджанян О.П. Применение веб-квестов в обучении русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы гуманитарного образования. - 2017. - № 3. - С. 48-51.

14. Осяк С.А., Султанбекова С.С. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс1 // Современные проблемы науки и образования. Эл. Журнал. - 2015. - №1, Ч. 2. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (Дата обращения: 18.10.2020).

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,

2014. - 256 c.

16. Alcock M, Fisher M., Zmuda A., Jacobs H. The Quest for Learning: How to Maximize Student Engagement (Strategies to Engage Students in the Classroom Using Guide Inquiry) / Bloomington: Solution Tree Press, 2018. - 243 p.

17. Amer A., El-Okda M. Using Web Quests in teaching and learning English // Materials of Language Centre 6th Annual Conference: Language Learning in the Cyber Age: Innovations and Challenges, Sultan Qaboos University, Sultan Qaboos University. - Oman: Oman university press. - 2006. - P. 321-325.

18. Brito S.M. Active Learning - Beyond the Future [Электронный ресурс1 / URL: https://www.intechopen.com/books/active-learning-beyond-the-future/introductory-chapter-active-learning-beyond-the-future. (Дата обращения: 02.11.2020.15)

19. Militiades D.L., Misseyanni A. Active Learning Strategies in Higher Education / Bingley: Emerald Publishing LTD, 2018. - 400 p.

20. Moser, A. Using mini Webquests to upgrade your language teaching // Language Learning in the Cyber Age: Innovations and Challenges. Sultan Qaboos University. Oman: Oman university press. - 2006. - P. 321-325.

21. Teacher Resourses: Using the Quest and Challenges [Электронный ресурс1 / Iowa: Iowa Pathways, 2009. - URL: http://www.iowapbs.org/iowapathways/teacher-resources-using-quests (Дата обращения: 02.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.