Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
веб-квест / технология / интегрированный урок / русский язык / литература / средняя школа. / web-quest / technology of education / integrated lesson / Russian language / literature / middle school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова К.А.

В статье описан методический потенциал реализации образовательных веб-квестов как современной и продуктивной технологии преподавания русского языка в средней школе. Работа содержит систему заданий аналитического, репродуктивного, аналитико-синтетического и продуктивного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF WEB-QUEST TECHNOLOGY APPLICATION IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

The material of the article is devoted to the methodological role of educational web-quests as a modern and productive technology of teaching the Russian language in a middle school. The article carries a system of tasks of analytical, reproductive, analytical, synthetic and productive nature.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Список литературы

1. Хисматуллина, Ю.Р. Тенденции развития мирового образовательного пространства в постиндустриальном обществе [Текст] / Ю.Р. Хисматуллина // Философия образования. - М., 2006. - №3. -С. 32-35.

2. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М., 2003. -101 с.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - М., 2004. -№5. - С. 3-12.

4. Петрусевич, А.А. Практика современного образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / А.А. Петрусевич, В.В. Лоренц. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). - Бишкек, 2013. - 176 с.

6. Калдыбаев, С.К. О сущности и роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования [Текст] / С.К. Калдыбаев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Челябинск, 2014. - №1. - С. 61-67.

7. Калдыбаев, С.К. О содержании понятия «Результат обучения». / В книге: Современная система образования: теория и практика: монография. / под ред. И. В. Ткаченко. - Ставрополь: Логос, 2015. - С. 7-32.

8. Калдыбаев, С.К. Основы педагогического оценивания: Учебное пособие по подготовке бакалавров (направление "педагогическое образование"). [Текст] / С.К. Калдыбаев, А.М. Мамытов, С.И. Иптаров. - Бишкек, 2014. - 180 с.

9. Дюшеева, Н.К. Результаты обучения: сущность, содержание и методика описания [Текст] / Н.К. Дюшеева // Известия Кыргызской академии образования. - Б., 2014. - № 2(30). - С. 39-46.

10. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Давыдова К.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, магистрант 2-го года обучения факультета «Высшая школа корпоративного управления»

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF WEB-QUEST TECHNOLOGY APPLICATION IN

TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

Davydova X.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Master's degree in economics Faculty of Graduate School of Corporate Governance

Аннотация

В статье описан методический потенциал реализации образовательных веб-квестов как современной и продуктивной технологии преподавания русского языка в средней школе. Работа содержит систему заданий аналитического, репродуктивного, аналитико-синтетического и продуктивного характера.

Abstract

The material of the article is devoted to the methodological role of educational web-quests as a modern and productive technology of teaching the Russian language in a middle school. The article carries a system of tasks of analytical, reproductive, analytical, synthetic and productive nature.

Ключевые слова: веб-квест, технология, интегрированный урок, русский язык, литература, средняя школа.

Keywords: web-quest, technology of education, integrated lesson, Russian language, literature, middle school.

В настоящее время отмечается высокая актуальность установления успешной межкультурной коммуникации между представителями разных лингвосоциумов по ряду глобализационных причин. Ведущими из которых являются как интенси-

фикация интеграционных процессов, присущих современному этапу развития общества и образования, в частности, активизация международных связей учебных заведений разных ступеней, функционирование национальных школ, расширение

личных контактов обучающихся с представителями другой языковой культуры; а также возникновение мультикультурной среды как объективной реалии мировой действительности.

Ряд данных социальных условий объективно порождает смену образовательной парадигмы языкового обучения, главным направлением в которой теперь признается расширение дидактического пространства, сообразного актуальному техно- и информационноцентрическому развитию образования.

В обстоятельствах подобных социальных тенденций должен быть изменен взгляд на ученика. Школьник как активный пользователь Интернет-сферы, игровых платформ, социальных коммуникационных сетей требует аналогичного отношения к нему и как к субъекту процесса преподавания: он должен участвовать в сотворчестве, «сопоиске» и «содобывании» знания. Опираясь на эту идею, одним из главных приоритетов, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает обучение в сотрудничестве.

Данная концепция может быть успешно реализована посредством внедрения в образовательный процесс сетевых ресурсов Интернета и лидирующих продуктов digital-среды - видеотексты, средства массовой информации, Vr- и Ar- технологии и пр. Подобная экспансия современных информационных и инновационных технологий в образовательную среду детерминирует качественное изменение форм обучения и новых видов достижения цели языкового образования в школе.

Прежнее обучение, построенное по традиционным принципам передачи учителем готовых знаний и пассивного усвоения их учащимися, рассматривается как неэффективное и не отвечающее современным требованиям процесса обучения.

Ряд исследователей (Т.П. Воронина, А.В. Хиж-кина [2], А.Д. Гарцов [3], Г.В. Савицкая [10]), выступая сторонниками внедрения инновационных технологий, утверждают их методическую целесообразность в рамках компетентностного подхода в образовании: пробуждение интереса к активному процессу приобретения знаний, активизации процесса формирования умений, навыков и компетенций, необходимых для их применения в собственной речевой практике.

Преимущественными характеристиками в контексте сравнения с традиционными методами обучения обладает технология веб-квеста.

Под образовательным веб-квестом в методической литературе понимается педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются информационные ресурсы Интернета [1].

Т. Марч характеризует веб-квест как построенную по типу опор учебную структуру, в которой используются ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и решается задача мотивации ученика к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением посредством развития

умения искать, обрабатывать и преобразовывать информацию в более сложное знание» [12].

Вопросами разработки и реализации веб-кве-стов в области русского языка и литературы занимались Ю.В. Лукьяненко [6], Л.Е. Савельева [9], О.А. Казановская [4].

На основе их успешного опыта мы можем выдвинуть гипотезу о продуктивности внедрения технологии веб-квеста в уроки интегрированного типа.

В рамках нашего исследования нами был разработан фрагмент веб-квеста «Великое наследие» для интегрированного урока русского языка и литературы (с элементами истории), в котором осуществлялась работа по стихотворению А.С. Пушкина «Памятник».

Мы считаем, что веб-квест технологию можно использовать на уроках русского языка в средней школе, т.к. на данном примере можно наглядно представить духовную, нравственную и культурную значимость русского языка и произведений русской литературы, описать национальную специфику русского языка.

Таким образом учащиеся приобщаются к русской национальной истории и культуре, изучают русский язык и культуру русского народа, историю языка и историю народа.

Опираясь на характерную структуру данной веб-технологии, мы выделяем такие элементы как введение, центральное задание, формулировки задания, оценивание, заключение и комментарий для преподавателя.

Во введении учитель предлагает ученикам разделиться на три команды (историки, языковеды, писатели), каждой из которых будет отведена определенная исследовательская функция.

Результаты своей работы по поиску, анализу, систематизации и оформлению добытого знания ученики представляют в форме творческого отчёта (презентация, видеоролики), который в перспективе может быть использован, например, при создании виртуального музея исторических мест, описанных в произведениях русской литературы.

В центральном задании командам предлагается ответить на главный проблемный вопрос: «Какие из слов при прочтении стихотворения оказались для вас непонятны?». Поиск ответа предлагается осуществить через ряд частных проблемных заданий, распределенных в соответствии с ролями учеников.

Для воспроизведения текста стихотворения учитель может воспользоваться проигрыванием звукозаписи эталонного чтения произведения отечественными чтецами или прочитать текст сам, обращая внимание на значимые моменты, которые в последствие будут подлежать детальному анализу.

Так, «историкам» предлагается провести экскурсию к месту, упоминаемому в стихотворении в первой строфе, - Александрийскому столпу.

Ученики, отмечая неоднозначность трактовки данного образа, находят посредством Интернет-ресурса изображения Александровской колонны в Санкт-Петербурге и Маяка Фарос Александрийского.

Один из «историков» рассказывает историческую справку об Александровской колонне, другой

- об Александрийском маяке как о чуде света.

Второй группе - «языковедам» - предлагается исследовать лексическое наполнение стихотворения на предмет насыщенности маркёрами «старины». Они семантизируют устаревшие глаголы (с приставкой воз-: «воздвиг» - «построил», «вознёсся» - «поднялся»), отмечают архаизмы (семантические архаизмы: доколь - до тех пор пока, слух

- слава, назовёт - удостоит признания, сущий - существующий, язык - народ; лексико-фонетический архаизм: тунгус - эвенк, народность Восточной Сибири; устаревшая краткая форма местоимения: всякий - всяк); выделяют примеры архаических неполногласных форм в словах (глава - голова, тле-нье - тление), устаревших форм («дикой» вместо современного «дикий», «приемли» - «прими»), также описывают традиционно поэтические фразеологизмы («Веленью Божию» устаревшая краткая форма от прилагательного «божий» и сейчас редкое или фразеологически связанное существительное «веленье» (ср.: «по веленью долга», «по щучьему веленью» и т.д.).

Группа учащихся-языковедов дает остальным исследовательским группам задание по семантиза-ции лексем «пиит», «муза», «приемли» (устанавливается факт устарелого произношения глагола «оспоривать» без перехода корневого -о- в -а- при суффиксе -ыва- /-ива-, что является огласовкой, характерной для первой половины XIX в.), «венец» (отмечается, что в данном случае актуализируется традиционно-поэтическое использование слова «венец» как символа признания заслуг кого-либо).

Учитель в ходе квеста может задать вопрос, затрудняет ли использование данных слов процесс восприятия текста. Учитель отмечает, что данные лексемы находятся на современной языковой периферии, а в одическом произведении они являются художественно оправданными и выступают одним из средств создания высокого, торжественного, патетического стиля. Учитель также может попросить уточнить, какие произведения высокого стиля уже знакомы ученикам.

Третья группа - «писатели» - в рамках веб-квеста с помощью обращения к лексикографической литературе, размещённой в сети Интернет («Словарь языка Пушкина», «Толковый словарь живого великорусского языка», «Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений», «Большой энциклопедический словарь» и т.д.) описывают слова с точки зрения их полисемантики: «нерукотворный», «столп», «язык», «слух» и др. На данном этапе мы считаем целесообразным совместить это со словарной работой, отработкой орфографических правил.

«Писателям» также предлагается ответить на вопросы: «Что такое эпитеты?», «Что такое антонимы?», «Что такое морфема?», - найти их в тексте стихотворения, произвести морфемный разбор слов («нерукотворный», «милость», «памятник») и указать в тексте все глаголы повелительного наклонения.

В результате проведения квеста общими усилиями ученикам предлагается составить презентацию по теме «Лексический портрет пушкинской эпохи», выделив все языковые черты лексем (с примерами), отмеченные в стихотворении).

Таким образом, мы видим, что представленный образовательный веб-квест продуктивно может быть использован на уроках интегрированного типа при изучении русского языка на его разных уровнях, при сопутствующем анализе устаревшей лексики текстов художественной литературы.

В ходе выполнения веб-квеста ученики составляли презентации, находили исторический материал, изображения исторических достопримечательностей, рассказывали об их феномене, выискивали устаревшую лексику и доказывали ее принадлежность к данному пласту путём описания ее фонетических, морфологических и семантических маркёров. Информационными, аудио-визуальными источниками выступают Интернет, лексикографические материалы, с помощью которых учащиеся осуществляли словарную работу, формулировали лексическое значение слов, определяли их семантико-стилистическую роль в предложенном тексте [11].

В результате нам представляется целесообразным сделать вывод о том, что работа с технологией веб-квеста позволяет ученикам полноценно включать себя в активную научно-исследовательскую деятельность через ознакомление с историческими сведениями, иллюстративным материалом и фактами языкового портрета эпохи, требующими современной интерпретации исторических фактов языка. Описанный комплекс заданий имеет воспитательное значение и усиливают эффекты учебных занятий в части развития у обучающихся смысло-образования и нравственно-этической ориентации.

При реализации технологии веб-квеста активную роль играют Интернет-ресурсы, взаимодействие с которыми способствует повышению у учеников познавательного интереса, мотивации к учебной деятельности на основании её практической направленности - активная работа с языковым материалом, поиск культуроведческих справок и пр. Актуализация информационных технологий также повышает эффективность самостоятельной работы. Технологии данного рода могут стать основными инструментами в сфере образовательной, учебной и творческой деятельности студентов [Каримова].

Представленный материал урока отвечает логике актуального документа ФГОС, предписывающего учебному предмету роль дидактического ресурса метапредметного развития.

Список литературы

1. Быховский Я.С. Образовательные веб-кве-сты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999/html, свободный. - (дата обращения: 26.09.2021).

2. Воронина Т.П. Инновации в технологиях обучения РКИ / Т.П. Воронина, А.В. Хижкина // Обучение и воспитание: методики и практика. -2015. - № 20. - С. 86-90.

3. Гарцов А.Д. Электронный формат обучения РКИ: новые методические возможности / А.Д. Гарцов // Вестник РУДН. - Вопросы образования: языки и специальность, 2010. - № 4. - С. 121-125.

4. Казановская О.А. Разработка проекта «Веб-квест. Лексика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/razrabotka-proekta-vebkvest-leksika-1327750.html, свободный. - (дата обращения: 26.09.2021).

5. Каримова Д.А., Жумаева Э. Ш., Халилова Л. М. Инновационные технологии преподавания // Инновационные технологии в образовательном процессе. Сборник научных трудов Курского филиала Финуниверситета. По материалам XIV Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (29 ноября 2016 года). / Под редакцией к.э.н., доцента Л.А. Дремовой. - Курск, 2017. - С. 44-47.

6. Лукьяненко Ю.В. Образовательный веб-квест «В поисках истины, или загадки для знатоков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/ktoestktoilivpoiskahistiny /Ыш1, свободный. - (дата обращения: 26.09.2021).

7. Мартиросян Н.В. О некоторых инновационных технологиях в преподавании РКИ / Н.В. Мартиросян // Секция 12 «Развитие образователь-

ного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». - Круглый стол 2 «Инновационные технологии и методы обучения». - 2018. - С. 143145.

8. Путий Т.Н. Веб-квест технология как средство развития познавательной активности учащихся при обучении русскому языку // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: сборник научных трудов (выпуск 8). - Киев, 2014. С. 263-267.

9. Савельева Л.Е. Образовательный веб-квест «Слово о полку Игореве» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sites.google.com/site/vebkvestclovoopohodeigo revom/homе/html, свободный. - (дата обращения: 26.03.2020).

10. Савицкая Г.В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка / Г.В. Савицкая // Русский язык за рубежом, 2012. - № 1. - С. 102104.

11. Сокол И.Н. Подготовка учителей к внедрению квест-технологии // Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года (часть 1) Самара. 2014. - С. 131-134

12. March T. Web-Quests for Learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozline.com/webquests/intro.html свободный. - (дата обращения: 26.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.