Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Информатика / компетентностного / информатизации / технологии. / Computer science / competence-based / informatization / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахсутова А.А.

В статье рассматривается связи с внедрением компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, предъявляются важные требования к процессу обучения, в том числе и к проведению занятий по информатике. Согласно с поставленными задачами исследования, нам в этом разделе предстоит определить пути совершенствования обучения информатике студентов технических специальностей условиях компетентностного подхода. Эти направления и пути станут механизмом реализации предложенной нами методической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE APPROACH

The article considers the connection with the introduction of the competence-based approach in the system of higher professional education, presents important requirements for the learning process, including the conduct of classes in computer science. In accordance with the objectives of the study, in this section we will determine the ways to improve the teaching of computer science to students of technical specialties in the context of a competence-based approach. These directions and ways will become a mechanism for the implementation of the methodological system proposed by us

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

ciency. Fostering should aim to promote the self-discipline, activeness and active participation of secondary school teachers during the fostering process, helping the teachers to be well aware of the importance of fostering activities in a correct way. At the same time, it helps them have proper attitudes and motivations in the process of participating in training and self-improvement, and overcoming all difficulties to complete the set training tasks.

3. Conclusion

Teachers are an important force that directly determines the quality of education in schools and educational institutions. Continuous professional development for teachers is a necessary and indispensable condition to meet the requirements of educational innovation. Therefore, capacity building and training for teachers need to be organized regularly, ensuring updating in order to form in teachers the necessary competencies in specific contexts.

The fundamental changes in the general education program 2018 in Vietnam have required secondary school teachers to be able to organize diverse teaching forms, creating opportunities for learners to interact

with the learning objects to acquire scientific knowledge and develop personal capacity. To meet this requirement, teachers need to be capable of experiential teaching. Along with self-improvement, fostering activities are an important way to develop competency in general and experiential teaching capacity in particular for teachers.

References

1. Bo Giao due va Bao tao (2018), Hoat dong trai nghiem va Hoat dong trai nghiem, huong nghiep, Ban hanh kem theo Thong tu 32/2018/TT-BGDBT ngay 26 thang 12 nam 2018.

2. David A.Kolb (1984), Experiential Learning: Experience as the source of learning and development, Prentice-Hall.

3. Phi Thi Hieu, Nguyen Bo Huong Giang, Le Van Khuyen (2019), Build qualities and competencies for students through activities experience, Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019), Atlantis Press, ISBN 978-94-6252-848-2, pp.732-736.

РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Ахсутова А.А.

магистр, преподаватель Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева

г. Алматы, Республика Казахстан

IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE

COMPETENCE APPROACH

Akhsutova A.

Almaty University of Energy and Communications named after Gumarbek Daukeev Almaty, Republic of Kazakhstan

Аннотация

В статье рассматривается связи с внедрением компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, предъявляются важные требования к процессу обучения, в том числе и к проведению занятий по информатике. Согласно с поставленными задачами исследования, нам в этом разделе предстоит определить пути советшенствования обучения информатике студентов технических специальностей условиях компетентностного подхода. Эти направления и пути станут механизмом реализации предложенной нами методической системы.

Abstract

The article considers the connection with the introduction of the competence-based approach in the system of higher professional education, presents important requirements for the learning process, including the conduct of classes in computer science. In accordance with the objectives of the study, in this section we will determine the ways to improve the teaching of computer science to students of technical specialties in the context of a competence-based approach. These directions and ways will become a mechanism for the implementation of the methodological system proposed by us.

Ключевые слова: Информатика, компетентностного, информатизации, технологии.

Keywords: Computer science, competence-based, informatization, technology.

Вопросы совершенствования обучения информатике в системе высшего профессионального образования регулярно поднимаются самими преподавателями вузов, учеными и исследователями в

области информатики вузов. Исследователь Н.С.Прокопова ведет речь о совершенствовании предмета инфоматики в вузе. Для этого он предла-

гает рассмотреть специфику обучения информатике в условиях информационной образовательной среды. А это предполагает применения нетрадиционных, активных и интерактивных методов и форм обучения, преимущественного проведения творческих и интегрированных занятий. Она считает, что приоритет следует придавать самостоятельным и научно-исследовательским работам. Подчеркивается особая роль лекций проблемного характера, применения ситуативных задач, организации деловых игр и диспутов, развивающих критическое мышление студентов [85].

Вопросы совершенствования методической системы обучения рассматриваются в диссертационном исследовании Т.Д. Морозовской. Она предлагает использовать информационно-коммуникационные технологии для формирования рефлексивно-оценочного умения студентов, учитывать особенности контингента экономистов. Для совершенствования методической системы обучения информатике следует четко определить принципы обучения: гипертекстовости, наглядности, пропедевтической обусловленности изучения основ информатики, контекстности обучения, индивидуализации обучения, самостоятельности в обучении, информационности. С этой целью ею был разработан учебно-методический комплекс, включающий гипертекстовое учебное пособие, содержащее теоретический материал, примеры решения задач, систему тренировочных упражнений и контрольных заданий, контрольные вопросы, а также методические рекомендации по его использованию в процессе обучения студентов экономических специальностей [86].

Исследователи Самаркандского государственного университета им. Алишера Навои предлагают активные методы для повышения эффективности обучения информатике. В их работе раскрываются роль и эффективность проблемного обучения, метода проектов, деловых игр, интегрированных уроков, которые успешно сочетаются с инновационными технологиями. Деловые игры на занятиях информатики обеспечивает развитие мышления студентов, обеспечивают сосредоточение на главный смысл учебного материала, стимулирует интерес к информатике и формирует потребность к применению усвоенных знаний на реальных ситуациях. Метод проектов лучше применяется в обучении информатике. Метод проектов ориентирует студентов на развитие творческих умений и способностей в освоении учебного материала. В учебном процессе они выполняют различные проекты, такие, например, как создание презентаций, аудио и видео материалов. Такие занятия способствуют студентам сознательно освоить учебный материал. Важное значение имеет мультимедийные презентации. Они позволяют активизировать деятельность студента, индивидуализировать процесс обучения, развивать самостоятельность, формировать положительные мотивации. У них формируется умение работать с информацией для решения практических задач, умение работать с пакетами

прикладных программ, умение исследовать, предложить и отстаивать свои идеи и решения [87].

О совершенствовании процесса обучения информатике с применением новых информационных технологий делится мнениями исследователь Жа-лалабадского государственного университета Р.А. Терегулова. Автор отмечает эффективность применения новых информационных технологий, новых форм и методов обучения информатике. Прежде всего, выделяются такие методы и формы активизации обучения, как метод проектов, электронные учебники, компьютерные обучающие программы, презентации, интернет занятия по информатике. Метод проектов лучше ориентируется на реализацию личностно-ориентированного обучения. Она способствует развитии творчества, активизации познавательной деятельности. Наиболее широкие возможности работы предлагают электронные учебники и учебные пособия. Такие учебники ориентированы на личностные особенности студента, позволяет выстраивать личные образовательные траектории студента. Компьютерное обучающие программы разрабатываются в соответствии с учебными программами и позволяют успешно фор-мированть умения студентов по учебному материалу. В учебном процессе активно следует применять компьютерное презентации. Они обеспечивают наглядность предоставления учебного материала и позволяют лучше усвоить учебный материал. Больше возможностей предоставляют интернет занятия по информатике. Такие занятия позволяют решать множество дидактических задач, формировать поисковые умения, тем самым, формируя мотивации к изучению информатики. Эти формы и методы формирует умения студентов искать, отбирать и анализировать необходимые информации; формулировать проблемные ситуации для решения с использованием компьютерных технологий; усвоить закономерности изучаемых явлений; применять усвоенные знания на практике [88].

Исследователи КГУ им. Ишенаалы Арабаева А. Сыдыкова и Н.Абдурашитов отмечают преимущество электронного учебника в обучени информатике. Электронный учебник, являясь программно-информационной системой педагогического назначения предназначен для формирования учебной деятельности учащихся. Электронный учебник эффективен, когда используется гипертекст, позволяющий структурировать учебный материал.

В структуру электронного учебника входят текстовые, графические, цифровые, фото-, видео- и другой информации, которые в совокупности обеспечивают успешное усвоение учебного материала. Использование электронного учебника в качестве компьютерных средств обучения в учебном процессе способствует прежде всего обеспечению качества обучения; перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность; непрерывности обеспечения учебного процесса электронными учебно-методическими средствами [89].

Об использовании электронных учебных средств в обучении вузовской информатики делится мыслями исследователь А. Ибраев. Электронные учебные средства больше ориентируется на использование визуальных технологий, которые обеспечивают наглядность предоставления учебного материала, формирует навыки восприятия графической информации. При применении электронных обучающих средств в обучении информатике следует использовать офисные пакеты, которые направлены на формирование профессиональных навыков с использованием новых информационных технологий. Автор предлагает использовать электронные обучающие средства в трех направлениях: а) формирование начальных навыков использования НИТ; б) продолжение использования НИТ в решении определенного круга задач; в) углубленное использование электронных обучающих средств для решения сложных практических задач [90].

Кроме этого, на изучение вопроса о совершенствовании обучения информатике направлены публикации авторов [91; 92; 93; 94; 104; 106].

Рассмотренные выше рекомендации ученых по совершенствованию процесса обучения информатике позволяет нам изложить пути совершенствования методической системы обучения информатике. Сам процесс обучения курса информатики в вузе предполагает широкое использование информационных и мультимедийных технологий. Следовательно, широкое использование НИТ в обучении информатике - это обычный процесс. Совершенствование методической системы предполагает максимальное использование средств НИТ и в связи с этим, данный процесс должен обеспечить повышение качества обучения информатике.

Утвержденный в государственном стандарте высшего профессинального образования компе-тентностный подход предполагает реорганизации структуры учебного процесса в вузе. Прежняя структура процесса обучения, предполагающий последовательность организации учебного процесса: цель, содержание, методы и формы, контроль результатов обучения уже показывает свое несовр-шенство для формирования компетенции.

Компетентностный подход предполагает реорганизации структуры учебного процесса [95]:

А) Предварительный контроль знаний, умений и навыков студентов с целью выявления у них опорных знаний для усвоения учебного материала. Проведение такого вида работ позволяет вести индивидуальную работу со студентами в соответствии с их индивидуальной образовательной траекторией.

Б) Формулировку общей проблемы по теме занятий и ее обсуждение с участием студентов. На занятиях необходимо привлечь внимание студентов на поиск ответов на поставленные проблемы. На данном этапе преподаватели должны формировать положительный мотив у студентов.

В) Организация групповых, парных работ студентов с использованием компьютерной технологии для решения проблемы. Студенты активно работают над решением поставленной проблемы и коллективно обсуждают для выработки единого решения. Для демонстрации готовят слайды.

Г) Выступление групп по результатам решения проблемы, демонстрация презентаций.

Д) Оценка результатов выполненных работ с точки зрения проверки достижений поставленных планируемых результатов обучения.

В обучении информатике следует использовать интерактивные методы обучения. Поскольку главная задача обучения информатике - это формирование умений и навыков использования компьютерной технологии, основными учебными действиями на занятиях должны быть выполнение различных упражнений (тренировочные, творческие, практические, графические, устные, письменные и

др.).

Занятия по информатике должны отвечать следующим требованиям [95]:

• понимания со стороны студентов необходимости владеть базовыми теоретическими знаниями;

• осознание необходимости выработки навыков и умений, имеющих профессиональную направленность;

• обеспечение оптимальных условий для формирования навыков и умений (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных)

• обучение студентов рациональных методов овладения навыками и умениями;

• обеспечение самостоятельной деятельности каждого студента;

• соблюдение систематичности и логической последовательности в формировании навыков и умений студентов;

• разработка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью;

• широкое включение в систему практических занятий творческих задач;

• систематический контроль за выполнением практических задач;

• постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следовательно, обучение информатике в условиях компетентностного подхода нацелено на использование полученных знаний в жизненных ситуациях, на выработку практических умений. Студенты должны принять активное участие в анализе учебных проблем. На занятиях по информатике должны быть широко использованы информационные ресурсы: компьютеры, электронные библиотеки, интернет ресурсы, электронные учебники и комплексы, справочники. Студенты должны иметь возможность приобрести знания самостоятельно, выстраивать свои индивидуальные образовательные траектории, свободно излагать свои мысли обсуждении проблем, отстаивать свои точки зрения.

Список литературы

1. Хисматуллина, Ю.Р. Тенденции развития мирового образовательного пространства в постиндустриальном обществе [Текст] / Ю.Р. Хисматуллина // Философия образования. - М., 2006. - №3. -С. 32-35.

2. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М., 2003. -101 с.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - М., 2004. -№5. - С. 3-12.

4. Петрусевич, А.А. Практика современного образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / А.А. Петрусевич, В.В. Лоренц. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). - Бишкек, 2013. - 176 с.

6. Калдыбаев, С.К. О сущности и роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования [Текст] / С.К. Калдыбаев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Челябинск, 2014. - №1. - С. 61-67.

7. Калдыбаев, С.К. О содержании понятия «Результат обучения». / В книге: Современная система образования: теория и практика: монография. / под ред. И. В. Ткаченко. - Ставрополь: Логос, 2015. - С. 7-32.

8. Калдыбаев, С.К. Основы педагогического оценивания: Учебное пособие по подготовке бакалавров (направление "педагогическое образование"). [Текст] / С.К. Калдыбаев, А.М. Мамытов, С.И. Иптаров. - Бишкек, 2014. - 180 с.

9. Дюшеева, Н.К. Результаты обучения: сущность, содержание и методика описания [Текст] / Н.К. Дюшеева // Известия Кыргызской академии образования. - Б., 2014. - № 2(30). - С. 39-46.

10. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Давыдова К.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, магистрант 2-го года обучения факультета «Высшая школа корпоративного управления»

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF WEB-QUEST TECHNOLOGY APPLICATION IN

TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

Davydova X.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Master's degree in economics Faculty of Graduate School of Corporate Governance

Аннотация

В статье описан методический потенциал реализации образовательных веб-квестов как современной и продуктивной технологии преподавания русского языка в средней школе. Работа содержит систему заданий аналитического, репродуктивного, аналитико-синтетического и продуктивного характера.

Abstract

The material of the article is devoted to the methodological role of educational web-quests as a modern and productive technology of teaching the Russian language in a middle school. The article carries a system of tasks of analytical, reproductive, analytical, synthetic and productive nature.

Ключевые слова: веб-квест, технология, интегрированный урок, русский язык, литература, средняя школа.

Keywords: web-quest, technology of education, integrated lesson, Russian language, literature, middle school.

В настоящее время отмечается высокая актуальность установления успешной межкультурной коммуникации между представителями разных лингвосоциумов по ряду глобализационных причин. Ведущими из которых являются как интенси-

фикация интеграционных процессов, присущих современному этапу развития общества и образования, в частности, активизация международных связей учебных заведений разных ступеней, функционирование национальных школ, расширение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.