Научная статья на тему 'К вопросу о формировании управленческой компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России в системе высшего военно-профессионального образования'

К вопросу о формировании управленческой компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России в системе высшего военно-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Павел Юрьевич, Бунин Сергей Викторович

В настоящее время существует необходимость совершенствования процесса формирования управленческой компетентности будущих офицеров в системе высшего военнопрофессионального образования. Реализация данной задачи осуществляется путем изменения учебных программ. В статье авторами рассмотрены способы совершенствования на основе общих принципов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Павел Юрьевич, Бунин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании управленческой компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России в системе высшего военно-профессионального образования»

РАЗДЕЛ IX

ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.1:33

Гончаров Павел Юрьевич

Адъюнкт очной формы обучения Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск

Бунин Сергей Викторович

Кандидат педагогических наук, Москва

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Goncharov Pavel Yurevich

Post-graduate of the Military Academy of a full-time course of study, Novosibirsk military Academy of Internal Troops named after General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Novosibirs

Bunin Sergey Viktorovich

The candidate of pedagogical sciences, Moscow

TO A QUESTION ON FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE IN HIGHER MILITARY SCHOOL

На современном этапе развития вооруженных сил министерства обороны России и внутренних войск министерства внутренних дел России всё большее внимание уделяется повышению качества управления войсками. Это приводит к повышению требований к управленческой подготовке офицеров, а, следовательно, - необходимости совершенствования образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Высшее военное учебное заведение - учреждение, органично сочетающее специфические черты военных и образовательных структур [3], основной целью деятельности которого является подготовка офицеров для силовых структур государства в качестве высоко квалифицированных управленцев, так как выпускники такого учебного заведения являются государственными служащими. Вместе с тем процесс подготовки офицера к управленческой деятельности и формирования у него управленческой компетентности имеет ряд особенностей.

С учетом усиления роли управленческого компонента в рассматриваемой профессиональной деятельности, будущий офицер, помимо владения необходимым объемом знаний и умений, соответствующих Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, должен освоить широкий круг вопросов управления. Таким образом,

его управленческая компетентность как комплексная личностно-професси-ональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и навыки, будет проявлением образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности [7].

Сам характер современной управленческой деятельности требует от офицера квалифицированного понимания широкого круга вопросов, напрямую связанных с многоуровневостью управленческих задач в этой профессиональной области: от принципов и нормативных основ организации системы управления в целом, технологий управления личным составом до приемов управления взаимодействием другими государственными органами [7]. Одним словом, - офицер должен быть компетентным специалистом в области управления.

Анализ различных подходов к определению дефиниции «компетентность» показал многообразие толкования базового термина.

Так С. Я. Батышев рассматривает компетентность педагога, оценивая её по трем основным показателям: а) уровню знания и понимания того, чему он намерен обучить других; б) мера владения технологией преподавания; в) умение добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся. Рассмотренные выше критерии эффективности профессионального обучения по существу определяют профессионально-социальную компетентность [2].

М. Г. Резниченко определяет профессиональную компетентность как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и характеризующей профессионализм личности. Профессиональная компетентность включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [8].

Большинство авторов термин компетентность отождествляют с совокупностью индивидуальных качеств, знаний умений и навыков личности в профессиональной сфере.

Термин «компетентность» не всегда отличают от понятия «компетенция». Автор придерживается позиции, что компетентность - это качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной совокупностью компетенций, в то время как сама компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, т. е. компонентов содержания образования, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

На основе вышеизложенного автор предлагает рассматривать компетентность как совокупность компетенций, - знаний, умений и навыков, социального опыта, - объединённых в единую функционирующую систему по признаку отношения их к одной сфере человеческой деятельности.

Компетентность человека является одной из основных целей образования. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действо-

вать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т. д.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту.

Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования.

Понятие «компетентный» специалист подразумевает человека, «обладающего компетенцией, то есть знающего, осведомлённого в какой-либо области» [8]. Готовность офицеров к управленческой деятельности можно определить, как необходимый и достаточный уровень профессионально значимых качеств, гарантирующий успешное выполнение профессиональных обязанностей, а также соответствие личности социальному статусу избранной профессии. [4]. Критериями эффективности управленческой деятельности командира называются показатели, по которым можно сделать выводы о степени достижения поставленных целей [5].

На основе вышесказанного автору видится целесообразным уточнить понятие «управленческая компетентность офицера», которая представляет собой такой уровень развития у офицера профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, при котором становится возможным эффективное осуществление управленческой деятельности.

Специфика управленческой компетентности обусловлена действием общих, особенных и единичных требований к военной службе, а сущность и структура определяются сформированностью у будущего офицера комплекса качеств, отвечающих требованиям, целям, задачам и характеру современной управленческой деятельности, в состав которого входят командно-организаторская, обучающая, воспитательная и эксплуатационная деятельности.

Особенность высших военных заведений состоит в том, что формирование управленческой компетности происходит в ходе воздействия на него

педагогических программ нескольких учебных дисциплин. Проблема формирования у будущих офицеров управленческой компетентности носит многоаспектный, междисциплинарный характер [6].

Требует уточнения толкования базового термина «управление». Так, например, Питер Ф. Дукер считает, что «управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Данное определение «управления» подчеркивает его организационную функцию. М. X. Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют «управление» как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей». В этом определении обозначены основные управленческие функции в совокупности, как единое целое.

Ценным для выявления сущности управленческих функций явилась позиция С. Н. Тидора считающего, что «управление - координация взаимодействия, вектором которого является цель - результат». Специалист управления в процессе профессиональной деятельности, применяет базовую технологию, в основе которой следующие этапы принятия управленческого решения: постановка цели решения; установление критериев решения; выработка и сравнение альтернатив; определение и оценка риска; принятие решения; оценка эффективности данного решения.

К сожалению, не смотря на острую необходимость повышения качества подготовки молодых офицерских кадров, задача выработки единой педагогической программы формирования управленческой компетентности как совокупности компетенций у курсантов высших военных учебных заведений внутренних войск МВД России на государственном уровне не получила должного разрешения.

Проблема формирования управленческой компетентности стоит и перед педагогикой в целом, и перед военной педагогикой как её отраслью в частности. Однако, педагогические программы учебных дисциплин в данном вопросе не всегда согласованны между собой, формы и методы их реализации зачастую разняться, как, впрочем, и конечные цели их воздействия.

В настоящее время сложилась потребность в разработке методики определения качественной характеристики уровней сформированности управленческой компетентности, степень развития её составляющих компонентов.

Управленческая компетентность означает: наличие глубоких знаний, методического опыта и мастерства; высокая организованность и гибкое мышление; широкое использование в работе современных научных методов управления; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке; объективность докладов; своевременность в доведении до исполнителей всех документов и распоряжений; систематический контроль исполнения; инициативу и самостоятельность, спокойствие, выдержку; умение четко разрабатывать и аккуратно оформлять служебные документы. В неё также входит умение сочетать

инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении. Оценка всех этих параметров требует комплексного подхода, используемого сегодня не в должной мере.

Кроме того, управленческая деятельность офицера должна рассматриваться в контексте общей теории деятельности. Задача изучения деятельности, и в частности управленческой и учебно-профессиональной, заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал, показать, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира, каков механизм регуляции деятельности, как в её процессе изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и на совершенствование его общей и профессиональной культуры.

Существенным для рассмотрения управленческой деятельности как специфического вида человеческой деятельности является понимание того, что человек, как субъект, осуществляет деятельность в единстве её стратегической, тактической и операциональной сторон.

Ещё одним негативным моментом, возникающим при формировании у обучаемых мотивации к повышению управленческой компетентности является недостаточный учёт специфики высших военных учебных заведений, а также специфики применения методов развития данной мотивации в военной среде.

Существует ещё одно противоречие. Оно состоит в нижеследующем. В науке существует такой принцип, что обобщающая отрасль научного знания определяет частные науки. Так, например, при подготовки государственных служащих в Сибирской академии государственной службы базовой дисциплиной по отношению управленческой подготовки в конкретных сферах государственного управления является менеджмент. При формировании же управленческой компетенции офицеров сложно выделить ведущую научную дисциплину.

Высшее образование предполагает развитие у обучающегося мыслить глобально. При изучении, скажем, тактики общевойскового боя, освоив основы организации боя отделением, взводом, затем ротой, курсант изучает организацию и ведение боя батальоном, а в последующем и основы боя мотострелкового полка, хотя эти знания относятся к более высокой категории и изучаются в академии. В сфере же управленческой подготовки формирование управленческой компетенции завершается на частном уровне получением управленческих знаний и развитием управленческих умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности войск, без их общего теоретического обобщения. И не смотря на то, что подобный подход даёт возможность подготовить офицера как военного специалиста, он отнюдь не является наилучшим. Отсутствие теоретического обобщения приводит к затруднению понимания сути управленческой деятельности.

Возникает вопрос: почему в военной сфере при формировании управленческих качеств офицера должна отсутствовать ранее упомянутая на-

учная дисциплина, если проведя аналогию с боевой подготовкой офицера молено сделать вывод о том, что общее научное знание определяет частное (например, стратегия определяет тактику)?

Автором была предпринята попытка оценить уровень сформированнос-ти управленческой компетентности у выпускников Новосибирского военного института внутренних войск МВД России в целях определения эффективности её формирования в ходе реализации учебных программ.

Автором в мае 2009 г. было проведено исследование, в результате которого удалось оценить степень сформированное™ готовности курсантов выпускного курса Новосибирского военного института ВВ МВД России к управленческой деятельности, то есть степень сфёрмированности управленческой компетентности (таблица).

Таблица - Формирование управленчских качеств курсантов (%)

Уровень сформированное™ управленческих качеств Количество выпускников Процент от общего количества выпускников, прошедших тестирование

Эффективный руководитель 50 26,9

Руководитель в целом эффективен, однако управленческие навыки требуют совершенствования 95 51,1 ;

Недостаточно эффективный руководитель 40 21,5

Слишком низкая эффективность руководителя 1 0,5

Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии противоречия между потребностью совершенствования процесса формирования управленческой компетентности курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью практических средств обеспечения данного процесса.

Из этого следует вывод о том, что создание системы работы и дополнительных курсов, направленных на формирование управленческой компетентности курсантов высших военных учебных заведений внутренних войск МВД России позволило бы решить возникающие противоречия и добиться более высоких результатов.

Одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса в военном ВУЗе является улучшение процесса формирования управленческой компетентности будущих офицеров, подготовки их к управленческой деятельности. Подобная подготовка офицера должна включать не только формирование у него общих понятий о процессе управления (базовых общетеоретических знаний), но и развитие практических знаний, умений и навыков в сфере принятия управленческих решений во всех сферах боевой и повседневной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос о путях совершенствования. Можно предположить, что данный процесс будет осуществляться одним из нижеследующих способов. Одним из путей такого совершенствования является 220

внедрение в процесс обучения новых учебных дисциплин, например,- менеджмента. Это позволит сформировать у курсантов необходимую теоретическую базу управленческой деятельности. Следует также добавить, что подобное внедрение требует переработки курса данной учебной дисциплины в целях адаптации его к военной среде, а также сокращения до минимально необходимого объёма учебных часов.

Второй путь состоит в разработке дополнений к учебной программе (опять же, используя отдельные, наиболее необходимые положения менеджмента), позволяющих более полно учитывать специфику высших военных учебных заведений и координировать усилия учебных дисциплин в сфере формирования управленческой компетентности будущих офицеров.

Решение проблемы формирования управленческой компетентности будущих офицеров внутренних войск целесообразно с позиции компетентно стного подхода.

Этот подход основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать важные практические задачи и воспитания личности в целом. Компетентностный подход позволяет, в частности, совершенно по-другому строить цели и содержание образования, формировать ключевые для военно-профессиональной деятельности офицера компетенции, в последующем образующие управленческую компетентность.

А. В. Баранников так формулирует содержание так называемых «ключевых компетенций» процесса образования [1]:

- учебные компетенции: организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта; и т. д.

- исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию; использовать различные источники данных; работать с документами и т. д.

- коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать публично; литературно выражать свои мысли.

Реализация данного подхода в сфере военно-профессионального образования позволит повысить эффективность процесса формирования управленческой компетентности

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует, что процесс совершенствования формирования управленческой компетентности в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования может осуществляться различными путями. Однако какими бы способами не осуществлялось подобное совершенствование, в конечном итоге результатом должны стать дополнения к учебной программе, позволяющие не только более качественно осуществлять управленческую подготовку будущих офицеров, но и объективно оценивать достигаемые результаты.

Библиографический список

1. Баранников, А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход [Текст] / А. В. Баранников // Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - 114 с.

2. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / С. Я. Батышев. - 2-е изд., нерераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

3. Волокитин В. А. Основы науки управления [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Гребенюка. / В. А. Волокитин, В. В. Каменев. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, - СПб, 2004, — 132 с.

4. Егоркин, В. П. Формирование готовности офицера принимать управленческие решения (На материале высшего военного командного училища (военного института) Министерства обороны Российской Федерации) [Электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - М. РГБ, 2006.

5. Одинцов, С. Г. Формирование у будущих офицеров готовности к принятию управленческих решений [Текст]: автореферат дис. канд. наук / С. Г. Одинцов. -13.00.08 -М.: РГБ, 2006.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57.000 слов [Текст]/ под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. / С. И. Ожегов. - 15-е изд., стереотип, - М. Рус. яз., 1984 г.-816 с.

7. Поздняков, А. П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. [Электронный ресурс]: автореферат доктора пед. наук: 13.00.08. - Тамбов.: РГБ, 2007 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).

8. Резниченко, М. Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов факультета начального образования. / М. Г. Резниченко. -Самара: издательство СГПУ, 2003. - 132 с.

9. Рогожкин, Н. Е. Формирование готовности будущих офицеров к управленческой деятельности. [Электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - М. : РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.