Научная статья на тему 'Готовность курсантов к принятию управленческих решений как критерий эффективности образовательного процесса в военном вузе'

Готовность курсантов к принятию управленческих решений как критерий эффективности образовательного процесса в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Вадим Владимирович

В настоящее время существует необходимость определения эффективности образовательного процесса в высших военных учебных заведениях МВД России. Уровень готовности курсантов к принятию управленческих решений рассматривается автором в качестве критерия эффективности образовательного процесса. На основе определения данного критерия автором разработаны предложения по совершенствованию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность курсантов к принятию управленческих решений как критерий эффективности образовательного процесса в военном вузе»

УДК 37

Виноградов Вадим Владимирович

Доцент, начальник адъюнктуры очной и заочной форм обучения Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск

ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Vinogradov Vadim Vladimirovich

Docent, Chief of Post-graduate work, Military Institute of Internal Troops named after General ofthe Army I. K. Yakovlev ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Novosibirsk

READINESS OF CADETS FOR MAKING ADMINISTRATIVE DECISIONS AS A CRITERION OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS HIGHER MILITARY IN SCHOOL

Социально-экономические преобразования Российского общества с необходимостью определяют потребность в научном обосновании процесса профессиональной подготовки государственных служащих в целом и офицерского состава военнослужащих, как одной из категорий государственные служащих, в частности. При этом процесс реформирования военной организации государства объективно связан с оптимизацией одной из основных составляющих профессиональной подготовки офицера, - управленческой деятельности, - с повышением ее качества и эффективности.

Существует ряд моментов, требующих рассмотрения и уточнения для правильного определения эффективности образовательного процесса в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это необходимо для правильного выявления факторов, определяющих качество данного процесса и его эффективность в сфере формирования у курсантов военных учебных заведений высшего профессионального образования готовности к принятию управленческих решений.

Необходимость исследования обусловлена тем, что профессиональная деятельность офицеров внутренних войск в современных условиях наполняется качественно новым содержанием в результате преобразований в государстве, реформы военного образования, изменения статуса внутренних войск, усложнения организационных, социально-правовых и воспитательных функций военной службы.

Возрастание социальной значимости профессиональной деятельности офицера вызывает острую необходимость внесения серьезных корректи-

вов в образовательный процесс, совершенствование структуры и содержания военно-специального образования, повышение научно-методического уровня преподавания, придание военно-профессиональной направленности учебно-воспитательному процессу в целях повышения его эффективности.

В настоящее время необходимо не просто совершенствование содержания организационных форм, методов и средств обучения, а коренное изменение самой концепции военного образования, его педагогической технологии.

Только при этих условиях, возможно, решить главную задачу кадрового обеспечения внутренних войск - формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного офицерского корпуса внутренних войск, способного эффективно решать поставленные перед ними задачи.

В связи с этим вопросы1 подготовки будущих офицеров к принятию управленческих решенной весьма актуальны для высших военных учебных заведений внутренних войск МВД России, да и, пожалуй, для всей военной педагогика в целом. Поэтому сегодня одной из основных задач, стоящих перед военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, является задача подготовки офицерских кадров, имеющих высокие теоретические и практические управленческие навыки, готовых принимать грамотные управленческие решения.

Решение - это один из важнейших видов человеческой деятельности. В своей повседневной жизни люди подавляющее большинство решений принимают без достаточно серьезного обдумывания и анализа, чаще всего, руководствуясь или интуицией, или здравым смыслом. При этом иногда человек даже не задумывается над возможными последствиями своих интеллектуальных и практических усилий. В воинской деятельности такая ситуация недопустима.

Согласимся с точкой зрения современного военного исследователя Е. В. Макаренкова о том, что решение - это всегда «процесс, который начинается с появления проблемы и заканчивается ее разрешением»*[5]. Однако, несмотря на инвариантность проблем, возникающих в воинской практике, на наличие четко сформулированного и апробированного алгоритма подготовки и принятия решения этот процесс не всегда идет «по накатанному» пути. Почему часто аналогичные решения, принятые в подобных ситуациях, не результативны? Почему правильные, традиционные мыслительные и практические операции командира бывают неэффективными? Поиск ответов на данные вопросы должен проходить через анализ всех процессов, влияющих на выработку, принятие и исполнение решения, в том числе и процесса подготовка к принятию управленческих решений.

Данный фактор играет существенную роль при выполнении служебнобоевые задач и, следовательно, может служить одним из основных критериев оценки эффективности деятельности высшего военного образовательного учреждения, качества высшего образования, получаемого в них. Сам

* Макаренков Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации. - М.: ВУ, 1999. - С. 5.

термин «качество высшего образования» представлено в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова оно понимается как сбалансированное соответствие высшего образования многообразным потребностям, целям, нормам (соответствие уровня знаний, умений и навыков выпускников требованиям стандартов). В узком смысле качество высшего образования есть качество подготовки специалистов с высшим образованием*[8].

Эффективность образовательного процесса в высшем военном учебном заведении определяется в конечном итоге качеством подготовленности его выпускников к решению задач, стоящих перед внутренними войсками мирного и военного времени.

В настоящее время в военно-научной литературе преобладают два основных подхода к определению понятия готовности личности к деятельности:

Рассмотрение готовности, как определенного состояния личности, обуславливающего возможность ее участия в какой-либо деятельности. Это состояние определяется вероятным характером и степенью участия личности в предстоящей деятельности [2]. Данный подход отражает сущность понятия готовности как условия успешной деятельности.

Определение готовности как комплекса интегрированных, но разнородных свойств, различающихся по их месту и функциям в структуре личности. В данном случае готовность к деятельности рассматривается как «...система качеств личности, выступающая как одно из проявлений ее всестороннего гармоничного развития, подготовленности к выполнению важнейших социальных функций» [4].

Наиболее содержательным в этом плане представляется подход к определению готовности сформулированный А. Г. Пилипонским, который опирается на известную теорию диспозиций личности, разработанную

В. А. Ядовым. Он исходит из того, что «готовность по своей сущности есть определенное состояние субъекта деятельности» [5].

Состояние субъекта деятельности может быть самым различным. Но деятельность предполагает то состояние субъекта, при котором она возможна как таковая. Другими словами, готовность к деятельности есть не просто состояние субъекта, а такое его состояние, при котором он наиболее оптимально по своим качествам соответствует характеру данной деятельности [5].

Военно-профессиональная готовность офицера формируется в ходе всего процесса обучения в военном вузе. Существует ряд условий, определяющих эффективность процесса её формирования [1]:

- Внутренние условия;

- Внешние условия.

В качестве внутренних условий можно назвать успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень нара-

* Струминская Л. М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе [Электронный ресурс]:- Автореферат дис. канд. пед. наук: 13. 00. 08. - Новосибирск, РГБ, 2007

ботанности умений и навыжов, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости [1].

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке.

Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. Иными словами, - общая способность к усвоению знаний [1].

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата, - обученности.

Обученность - это запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату) [1].

В качестве внешних условий эффективности процесса обучения выступают:

- степень адаптации выпускника к профессиональной деятельности;

- темпы роста процесса самообразования как следствие процесса обучения;

- уровень образованности или профессионального мастерства;

- готовность повысить свою квалификацию.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что для формирования готовности выпускника высшего военного учебного заведения к военно-профессиональной деятельности необходимо создание ранее названных условий эффективности как самого педагогического процесса в целом (общие условия), так и одной из наиболее значимой его составляющей, - образовательного процесса (внешние и внутренние частные условия).

Именно готовность выпускника к военной службе и определяет эффективность педагогического процесса в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования в целом. Её оценка может производиться субъективно или объективно.

Для объективной оценки готовности выпускника военного образовательного учреждения высшего профессионального образования к решению управленческих задач может использоваться методика оценки удовлетворённости потребителей (т. е. штабов, воинских частей) уровнем данной готовности. Подобный способ, например, используется при определении эффективности системы1 менеджмента качества подготовки специалистов в вузе.

Анализ результатов удовлетворенности потребителей ориентирует на поиск «слабых мест», выявление причин их появления и устранение недостатков в образовательном процессе с помощью корректирующих мероприятий.

Применяемая в ходе такого анализа функциональная модель управления качеством образовательного процесса (взаимосвязи элементов образовательного процесса и мониторинга его качества), построенная на основе цикла

Э. Деминга также позволяет эффективно корректировать образовательный процесс в высшем учебном заведении [8].

Функциональная модель управления качеством образовательного процесса (взаимосвязь элементов образовательного процесса и мониторинга его качества).

Объективная оценка осуществляется на основе анализа отзывов командования соединений и воинских частей внутренних войск на выпускников, прибывших в них для дальнейшего прохождения военной службы.

По данным исследования, проведённого на основе отзывов, полученных из соединений и воинских частей внутренних войск Сибирского регионального командования, среднеарифметические оценки по десятибалльной системе оценки уровня военно-профессиональной готовности выпускников различных годов обучения составляют (табл. 1):

Таблица 1

Оценка профессиональных качеств выпускников 2003, 2004 и 2005 годов, проходящих военную службу в Сибирском региональном командовании внутренних войск МВД России

Характеристики выпускников 2003 год 2004 год 2005 год

Средняя арифметическая оценка успешности профессиональной деятельности выпускников 6,49 6,57 6,58

Однако данная оценка сегодня весьма относительна в силу определённых проблемных вопросов, возникающих при попытке её осуществления. К сожалению, не смотря на острую необходимость повышения качества подготовки молодых офицерских кадров к решению управленческих задач в связи с возрастанием внутренних и внешних угроз государству, вопросы выработки критериев оценки подготовленности молодых офицеров в данной сфере не получили должного разрешения. Фактически трудно выделить какую-либо методику подобной оценки, которая бы активно применялась как во внутренних войсках МВД России, так и в вооружённых силах МО России. Кроме того, параметры, необходимые для объективной оценки готовности выпускника высшего военного учебного заведения оцениваются командирами подразделений, соединений и воинских частей исходя из своих личных наблюдений за служебной деятельностью молодых офицеров, что является, скорее, субъективной оценкой. Человеческий фактор, характер взаимоотношений между командиром (начальником) и подчиненным накладывают серьёзный отпечаток на весь отзыв о последнем в целом. В результате невозможно объективно определить уровень сформированности управленческих навыков выпускника военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России и объективная оценка качества образовательного процесса в высшем военном образовательном учреждении становится невозможна.

Поэтому становится актуальной проблема разработки методики определения готовности курсантов и выпускников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования к решению управленческих задач. Она обусловлена с одной стороны,- необходимостью оценки эффективности образовательного процесса в высшем военном учебном заведении и его корректировки на основе такой оценки, и с другой стороны, -недостаточной теоретической разработанностью методики оценки уровня готовности курсантов и офицеров к решению управленческих задач, а также отсутствием внедрения подобных методик в практику. Одним словом,-данная проблема требует не только теоретического, но и практического разрешения.

Кроме того, создание комплекса вышеназванной оценки позволит определять готовность курсантов к принятию управленческих решений на различных этапах обучения в высшем военном учебном заведении, а, следовательно, - своевременно корректировать процесс данной подготовки.

Автором в мае 2009 г. было проведено исследование, в результате которого удалось оценить степень сформированности готовности курсантов выпускного курса Новосибирского военного института ВВ МВД России к принятию управленческих решений.

Субъективная оценка осуществлялась самими выпускниками высшего военного учебного заведения. По данным исследования оценки готовности к управленческой деятельности составляют (табл. 2):

Таблица 2

Оценка

выпускниками уровня своей готовности к управленческой деятельности, %

Год выпуска

2007 2008 2009

«отлично» 34 36 32

«хорошо» 48 44 51

«удов.» 18 20 17

«неудов.» - - -

Объективная оценка осуществлялась на основе тестирования сформированное™ управленческих навыков выпускников Новосибирского военного института внутренних войск в 2009 году. В результате исследования были получены следующие результаты (табл. 3):

Таблица 3

Сформированность управленческих качеств выпускников НВИ ВВ МВД РФ

Уровень сформированности управленческих качеств Количество выпускников Процент от общего количества выпускников, прошедших тестирование

эффективный руководитель 50 26,9

руководитель в целом эффективен, однако управленческие навыки требуют совершенствования 95 50,1

недостаточно эффективный руководитель 40 21,5

слишком низкая эффективность руководителя 1 0,6

Результаты тестирования свидетельствуют о необходимости совершенствования программ подготовки офицеров внутренних войск.

Совершенствование учебных программ основывается на диалектическом законе количественно-качественных изменений. На наш взгляд совершенствование учебных программ может осуществляться двумя путями- экстенсивным или интенсивным.

Экстенсивный путь предполагает увеличение количества часов на изучение наиболее профессионально значимых дисциплин, углублённое изучение наиболее сложных тем. Повышение качества педагогического процесса в данном случае происходит в результате увеличения усваиваемых обучаемыми знаний, более качественной сформированностью у них профессионально значимых умений и навыков, вследствие увеличения количества занятий, проводимых

с обучаемыми. Увеличение учебного времени, таким образом, приводит к улучшению качества военно-профессиональной подготовки обучаемых.

Положительными чертами такого пути совершенствования педагогического процесса можно считать наличие достаточно большого количества учебных занятий, в ходе которых происходит усвоение большего количества материала и уменьшение количества обучаемых, которыми учебный материал не усвоен, так как имеется больше времени на то, чтобы разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах.

Относительно длительный промежуток времени изучения учебных дисциплин, возникающий в результате увеличения времени, отводимого на освоения учебной программы, предоставляет больше времени на оценку эффективности педагогического процесса и на его корректировку относительно конкретных учебных групп и лекционных потоков. Проблема использования состоит в том, что вследствие необходимости освоения выпускником военного учебного заведения высшего профессионального образования внутренних войск министерства внутренних дел Российской Федерации двух специальностей одновременно (например, юриспруденция и Боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений), время на изучение большинства дисциплин сжаты до предельного минимума. Увеличение времени, отводимого на их изучение, зачастую невозможно ввиду исчерпанности его лимита, отводимого на учебу. Таким образом, применение вышеназванного пути совершенствования учебных программ ограничено физическим отсутствием свободного времени, которое может быть использовано в высшем военном учебном заведении в качестве учебного.

Интенсивный путь совершенствования педагогического процесса основывается на увеличении усваиваемых обучаемыми знаний, более качественной сфор-мированностью у них профессионально значимых умений и навыков, вследствие качественной переработки содержания учебных программ, применения новых методик преподавания, использования последних достижений науки и техники. В результате улучшения качественного содержания учебных программ, применения наиболее целесообразных форм и методов преподавания происходит увеличение усваиваемого обучаемыми материала, повышением практического опыта, что в итоге качественно повышает их профессиональную подготовленность и способствует повышению эффективности педагогического воздействия.

Суть данного пути состоит в том, что происходит качественная переработка содержания учебных дисциплин без изменения количества учебного времени, отводимого на их изучение. В результате все изменения в организации и ходе педагогического процесса происходят на качественном уровне, воплощаясь в итоге большим количеством хорошо подготовленных специалистов военного дела.

Положительным при таком подходе является то, что подобное совершенствование позволяет организовать учебный процесс в соответствии с последними достижениями научно-технического прогресса, внедрять последние разработки и инновации в обучении сразу в практику.

Однако сложность его использования состоит в том, что для качественной переработки учебных программ по всем учебным дисциплинам потребуется привлечение всего профессорско-преподавательского состава военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. В этом случае на их плечи ложиться тяжелейшая задача, решить которую без отрыва преподавателей и научных сотрудников от служебных обязанностей видится практически невозможным.

Анализируя два вышеназванных пути совершенствования учебных программ, мы приходим к выводу о том, что наиболее целесообразнее использовать компромиссный вариант, так как реализация того или иного подхода в чистом виде на практике не представляется возможным.

Исходя из этого автор считает целесообразным следующий альтернативный способ совершенствования педагогического процесса в высшем военном учебном заведении внутренних войск министерства внутренних дел Российской Федерации.

Во-первых, в рамках программы изучения какой-либо учебной дисциплины большее время отводить на изучение тех тем и учебных вопросов, которые имеют наибольшее практическое значение для военно-профессиональной деятельности офицера внутренних войск.

Во-вторых, необходимо по мере имеющихся возможностей несколько изменить тематику ряда учебных дисциплин, сделав уклон в сторону повышения практических занятий, в ходе которых отрабатывать большее количество учебных вопросов, направленных на формирование управленческих навыков.

В-третьих, эффективным было бы сокращение количества учебного времени, отводимого на изучения «общеразвивающих», мало значимых в формировании офицера как специалиста, с последующим перераспределением освободившегося времени на военно-прикладные дисциплины.

В-четвертых, необходимо внедрять прогрессивные методы обучения и научные разработки в педагогическую практику. Это может найти своё выражение, например, во введении специальных курсов по отдельным дисциплинам, разработке различных пособий и др.

В-пятых, необходима качественная переработка учебных программ с учётом последних достижений в науке. Особенно это касается дисциплин, опирающихся на знания технических наук.

И, наконец, необходимо обновление учебно-материальной базы, информатизация военного образования с учётом последних достижений информационновычислительной техники, педагогической науки в сфере применения данных знаний в образовательном процессе, а также учетом необходимых информационных ограничений, обусловленных характером военной службы.

Решение вышеозначенных задач позволит решить проблему кадрового обеспечения внутренних войск МВД России высококвалифицированными управленческими кадрами, повысить эффективность процесса формирования управленческой компетентности будущих офицеров.

Библиографический список

1. Бордовская, Н., Реан А. Педагогика [Текст] // Электронная библиотека// Педагогика// www.5ka.ru

2. Варваров, В. И., Командир и подчиненные [Текст] / В. И. Варваров, Р. Е. Мерзляк - М.: Воениздат, 1986.

3. Егоров, В. В., Педагогика высшей школы: Учебное пособие [Текст] / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий В. Г. Храпченков - Новосибирск: САФБД, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванов, В. П. Формирование личности офицера [Текст] / В. П. Иванов - М.: Воениздат, 1986.

5. Макаренков, Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации [Текст] / Е. В. Макаренков - М.: ВУ, 1999. - С. 5.

6. Панкратов, В. Н. Культура общения офицера [Текст] / В. Н. Панкратов - М.: ТОО «Тнтел Тех», О-во «Знание» России, 1993.

7. Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации № 1938 от 30. 09. 2005. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации Высших Учебных Заведений» [Текст] // СПС Консультант-плюс, 2009.

8. Струминская, Л. М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе [Электронный ресурс] [Текст]: - Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08./ Л. М. Струминская - Новосибирск, РГБ, 2007.

УДК 378

С. А. Белоусова, А. Е. Орёл

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ *

S. A. Belousova, A. Ye. Oryol

MANAGEMENT MECHANISMS AND MODERNIZATION RISKS IN EDUCATIONAL SPHERE AT REGIONAL LEVEL*

Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае

* Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование механизмов снижения, компенсации и контроля модернизационных рисков в сфере образования» (№ проекта 08-06-00829а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.