Научная статья на тему 'К вопросу о формировании технологий транспортной безопасности'

К вопросу о формировании технологий транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ / НАЧИНАЮЩИЙ ВОДИТЕЛЬ / ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / A GROUP METHOD / TRAINING TO THE DRIVING / THE BEGINNING DRIVER / SAFETY REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степененко Игорь Юрьевич, Тюрикова Ольга Алексеевна

Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством применения определенных принципов обучения начинающих водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of formation of technologies of transport safety

In article questions of safety of traffic through training of beginning drivers are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании технологий транспортной безопасности»

безопасностью пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла товара. Данный стандарт предназначен для применения всеми организациями, участвующими в создании пищевой продукции.

Ключевым элементом международного стандарта ИСО 22000:2005 является система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points), получившая признание в мире. Принцип системы НАССР позволяет определить причины и выявить опасные факторы технологического процесса изготовления пищевого продукта (контрольные критические точки). Результативность действия системы НАССР должна подтверждаться данными мониторинга безопасности пищевых продуктов, выпускаемых предприятием.

Актуальным для России является также внедрение модели СМБПП (системы менеджмента безопасности, пищевых продуктов), которая на основе законодательных требований к системам управления опасности действует в экономически развитых странах мира - США, Канаде, Австралии, Японии и др. [2].

Принятие отечественными организациями управленческих решений, способных сделать пищевые производства конкурентоспособными в условиях глобального рынка, повысит международный авторитет России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жиряева Е., Хайланд Т. Применение стандартов Codex Alimentarius в Российской Федерации // Пищевая промышленность. 2006. № 12. С. 7-9.

2. Сажинов Г. Ю. Международный опыт развития систем контроля производства продукции // Молочная промышленность. 2001. № 10. С. 11-13.

3. Соклаков В. Безопасность пищевых продуктов: Стандарт ИСО 22000: 2005 // Стандарты качества. 2006. № 12. С. 60-65.

X

УДК 37:656.052.8+629.047 И.Ю. Степаненко, О.А. Тюрикова

СТЕПАНЕНКО Игорь Юрьевич - ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: igor@vvo.ru, ТЮРИКОВА Ольга Алексеевна - старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). © Степаненко И.Ю., Тюрикова О.А., 2012

К вопросу о формировании технологий транспортной безопасности

Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством применения определенных принципов обучения начинающих водителей.

Ключевые слова: групповой метод, обучение вождению, начинающий водитель, требования безопасности.

To the question of formation of technologies of transport safety. Igor Y. Stepanenko, Olga A. Tyurikova -

School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

In article questions of safety of traffic through training of beginning drivers are considered.

Key words: a group method, training to the driving, the beginning driver, safety requirements.

Обеспечение безопасности граждан России в различных областях жизнедеятельности - цель работы профессиональных организаций и коллективов, специалисты которых решают множество универсальных и уникальных задач. Актуальная задача - обеспечение безопасности участников дорожного движения. Главная ее цель - формирование безопасного поведения человека - входит в число инструментов снижения фактора риска. Одним из путей решения рассматриваемой задачи является обучение всех участников дорожного движения, в том числе водителей.

Наибольшую сложность представляют вопросы создания методических комплексов обучения начинающих водителей практическим приемам управления транспортными средствами, последовательное формирование умений и навыков различного уровня. Характерным отличием применяемых в практическом

обучении методик является соотношение количества групповых и индивидуальных занятий. По этому признаку педагогические технологии, включающие в свой состав различные методические комплексы, можно классифицировать как «групповые» и «индивидуальные». Индивидуальные занятия проводятся преподавателем или мастером производственного обучения в условиях отсутствия (или сведенного до минимума) влияния третьих лиц на учащегося, групповые - соответственно, с группой, внутри которой обеспечивается взаимодействие и взаимовлияние участников. Техническое обеспечение учебного процесса также немаловажно, но вторично, поскольку является логическим следствием подбора применяемых конкретных методик, вошедших в состав технологии.

Цель настоящего сообщения - дать краткий обзор принципов формирования технологии группового обучения начинающих водителей на примере НОУ «Автошкола АНИК» в г. Владивостоке. В основе формирования данной конкретной технологии лежат три понятия - «технология», «группа» и «система».

Понятие «технология» включает в себя комплекс материальных и формальных (информационных) объектов и процессов с определенными или заданными свойствами, объединенных связями и отношениями, оно содержит все необходимое для достижения конечного результата с заданными выходными параметрами. В любой технологии обучения можно выделить три обязательных аспекта: научный - обусловленный тем, что педагогическая технология является частью педагогической науки и использует научный инструментарий, процессуально-описательный - обусловленный методическими требованиями к документированию технологических процессов, процессуально-действенный - обусловленный исполнением обучающих действий и операций. Технология может иметь в своем составе ранее сформированные целостные методики и сама при этом входить в состав методики более общего характера.

Очевидно, что по уровню применения технология обучения начинающих водителей относится к частно-методическим; по философской основе - к научным и прагматическим; по ведущему фактору психического развития - к социогенным и психогенным; по характеру содержания - к профессиональным технологиям.

Технология обучения начинающих водителей практическим навыкам управления представляет собой комплекс, включающий две технологические системы: 1) формальную, содержащую описательную часть методик, входящих в данный комплекс (методические рекомендации, инструкции, квалификацию сотрудников и т.д.); 2) материальную, состоящую из применяемых средств организации обучения и оборудования (оргтехника, транспорт, средства связи, сигнальное оборудование, специальное оборудование и т.д.).

В состав технологического комплекса входят несколько методик, позволяющих последовательно сформировать требуемый объем знаний (теоретическое обучение) и приобрести умения и навыки (практическое обучение). Обучающие методики должны быть сформированы с учетом представления о том, что дорожное движение являет собой многофункциональную нестационарную динамическую систему, имеющую сложную структуру.

Система определяется как объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, знаний и т.д. и представляет собой совокупность компонентов (элементов), объединенных связями и отношениями. Компонентами (элементами) системы могут быть объекты, субъекты, информация, а также и другие системы [1]. Элементы в системе определенным образом структурированы, что позволяет ей выполнять некоторую функцию, служащую внешним проявлением ее свойств. Системы могут быть одно- или многофункциональными.

Функции системы могут оставаться неизменными (стационарная система) либо изменяться со временем (нестационарная система). В зависимости от того, меняет ли система свое состояние с течением времени, она может быть статической или динамической. Для исследования динамических систем их разбивают на элементарные динамические звенья. По типу реакции динамические звенья могут быть безынерционными, инерционными, дифференцирующими и интегрирующими.

Одна из основных характеристик функционирования системы - устойчивость, т.е. способность ее возвращаться к состоянию равновесия или циклическому режиму после устранения возмущающего воздействия. Устойчивость определяется свойством противостоять в первую очередь возмущениям, идущим изнутри системы. Системный подход предполагает рассмотрение целостных свойств объекта, выявление связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Главным признаком системного подхода является доминирующая роль сложного над простым, целого над компонентом.

Дорожное движение классифицируется как система, относящаяся к следующим типам: большая, сложная, самоорганизующаяся, искусственная, эргатическая, децентрализованная, многомерная, гетерогенная, нелинейная, стохастическая. Наиболее очевидно в ней проявляются следующие свойства: целостность, эмер-джентность, синергизм, конвергенция, эквифинальность, полисистемность. Безопасность обеспечивается повышением устойчивости системы. Устойчивость системы в значительной степени обусловливается характеристикой включенных в нее звеньев. В данной системе водитель функционирует как динамическое звено, проявляющее свойство инерционного (начинающие водители), дифференцирующего или интегрирующего

(наиболее опытные водители) характера. Таким образом, с точки зрения системного подхода основной целью обучения начинающих водителей является формирование интегрирующего характера функционирования в системе дорожного движения.

При обучении водителей традиционно применяются только индивидуальная и групповая формы организации учебного процесса.

В психологии группа - это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков [2, 3]. По размеру группы делятся на большие, малые и микрогруппы (два-три человека).

Большие группы имеют сложное строение и могут быть реальными, т.е. контактными (например, школа), или условными (например, национальные).

Малые группы - это всегда непосредственно контактирующие индивиды. Отдельное место занимают группы, в которых отношения между членами опосредуются не содержанием групповой деятельности, а сугубо личной симпатией-антипатией. Такие группы называют неорганизованными, диффузными или конгломератами. Малые группы могут быть по степени близости отношений между членами первичными (семья, друзья) и вторичными (учебные, производственные); по предоставляемым членам группы правам -паритетными (равные права) и непаритетными; по ценности для участников - группами членства (участие по необходимости) и референтными группами (как эталон поведения).

Экспериментально доказано, что внушающее влияние диффузной группы на индивида весьма значительно. В условиях дефицита информации о лицах, образующих неорганизованную группу, индивид проявляет повышенную внушаемость.

В процессе дорожного движения водитель находится во взаимодействии с другими его участниками, и его текущее ближайшее окружение представляет собой группу с переменным составом. Группа окружения имеет выраженный диффузный характер паритетного членства, отношения в которой опосредуются правилами дорожного движения и усвоенными социальными нормами. Данная группа оказывает на поведение индивидуума существенное влияние, характер которого обусловлен скоротечностью происходящих событий в условиях ограниченного числа каналов передачи информации.

Групповое давление оказывает внушающее воздействие тем большее, чем слабее информационный обмен и ниже уровень индивидуальной психологической защиты. Численный состав группы окружения водителя напрямую влияет на безопасность по следующим объективным причинам. Человек вынужден распределять внимание и удерживать в поле зрения все возможные источники опасности. Объем внимания ограничен физиологическими возможностями организма, поэтому даже очень внимательный водитель не способен удерживать произвольным вниманием более 7 объектов. Врожденный трудноугасаемый ориентировочный рефлекс периодически вызывает реакцию на посторонние раздражители, отвлекая внимание от объектов концентрации. Классическим считается объем внимания 5 ± 2 объекта. Попавшие в поле внимания объекты должны удерживаться определенное количество времени в памяти, поскольку даже сравнительно скоротечные процессы движения имеют значимую протяженность во времени. Объем памяти также небесконечен и определяется 7-8 изолированными объектами. Таким образом, даже с хорошо развитыми способностями к вниманию и запоминанию водитель начинает ошибаться в условиях интенсивного дорожного движения, когда группа окружения составляет более 5-7 движущихся автомобилей. Опытный водитель стремится включить в поле произвольного внимания наиболее опасные объекты (условно уменьшая группу окружения), удерживая менее опасные в поле непроизвольного внимания. Неопытный водитель пытается объять необъятное, распределяя внимание между максимально возможным числом объектов, условно увеличивая группу окружения.

С учетом вышеизложенного представляется разумным использовать в процессе обучения как можно больше групповых практических занятий. Это позволит сформировать у учащихся навыки внутригруппо-вого взаимодействия и повысить психологическую сопротивляемость групповому давлению в условиях реального дорожного движения. В конечном итоге это уменьшит риск развития событий дорожного движения по нежелательному сценарию и повысит общий уровень безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова В.И., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 679 с. (Университеты России).

2. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с.

3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушкина. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. 336 с. (Сер. Педагогическое образование).

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.