Научная статья на тему 'Механизм обеспечения безопасности продукции'

Механизм обеспечения безопасности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
PRODUCT SAFETY / SAFETY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / HACCP SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Дежурова Ольга Викторовна

The article is devoted to the problem of choosing of a method of product safety discussed in scientific literature. The author analyses standards containing the requirements to the system of management of product safety and the system of quality management. This analysis makes certain conclusion concerning the application of the known tools for the decision of the problem of product safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism providing safety of product

The article is devoted to the problem of choosing of a method of product safety discussed in scientific literature. The author analyses standards containing the requirements to the system of management of product safety and the system of quality management. This analysis makes certain conclusion concerning the application of the known tools for the decision of the problem of product safety.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения безопасности продукции»

Ом. с.-х. ин-т. — Омск, 1992. — С. 45-48.

3. Евдокимов Ю.А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю.А. Евдокимов, В.И. Колесников, А.И. Тетерин. - М., 1980. — 228 с.

КОВАЛЬ Владимир Сергеевич, ассистент и аспирант кафедры тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизации животноводства, ремонта машин.

ЧЕРНЯКОВ Алексей Витальевич, кандидат техничес-

ких наук, доцент кафедры тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизации животноводства, ремонта машин.

СУХОВ Алексей Владимирович, ассистент и аспирант кафедры тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизации животноводства, ремонта машин.

644008, г. Омск, Институтская пл., 2

Дата поступления статьи в редакцию: 05.02.2009 г.

© Коваль B.C., Черняков А.В., Сухов А.В.

УДК 658.5 (075) А. Л. АХТУЛОВ

О. В. ДЕЖУРОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ________________________________

Статья посвящена обсуждаемой в научной литературе проблеме выбора метода обеспечения безопасности продукции. Проведен анализ стандартов, содержащих требования к системе менеджмента безопасности продукции и системе менеджмента качества, который позволяет сделать определенные выводы относительно применения известных инструментов для решения обозначенной проблемы.

Ключевые слова: безопасность продукции, система менеджмента безопасности продукции, система менеджмента качества, система ХАССП.

Вопросы безопасности продукции являются первостепенными для производителей. Проблема обеспечения безопасности продукции, в пищевой отрасли решается путем применения системы ХАССП (англ.НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), которая в усовершенствованном виде предложена в ИСО 22000:2005.

Однако следует отметить, что требования ИСО 22000:2005 распространяются не только на предприятия пищевой отрасли, но и на организации, которые имеют косвенное отношение к производству пищевой продукции, например, к ним могут относиться промышленные предприятия, которые производят оборудование, упаковочные материалы и другую продукцию, которая может быть использована при производстве пищевой продукции. Таким образом, в соответствии с концепцией управления безопасностью продукции, заложенной в данном стандарте предполагается, что механизм, обеспечивающий достижение основной цели его применения пригоден для использования на предприятиях, участвующих в цепи создания пищевой продукции, т.е. на промышленных предприятиях, организациях, занимающихся хранением, транспортированием продукции, розничной торговлей. Таким образом, формируя систему управления в соответствии с концепцией ИСО 22000:2005, уместно говорить не о безопасности пищевой продукции, а о безопасности продукции в целом, подра-

зумевая в том числе результаты деятельности промышленных предприятий.

Намерение России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) вызвало необходимость гармонизировать законодательную базу и вместе с тем принять ряд национальных стандартов, идентичных международным. В январе 2008 г. введен в действие национальный стандарт [ 1 ], который является аналогом международного стандарта ИСО 22000:2005. До этого момента системы менеджмента безопасности продукции внедрялись на соответствие [2].

На данный момент оба стандарта имеют статус действующих и перед организациями, у которых возникла необходимость, во-первых, в создании условий для выпуска безопасной продукции, во-вторых, в повышении конкурентоспособности продукции, как на внутреннем рынке, так и в получении возможности выхода на внешний рынок, возникают вопросы о выборе стандарта на соответствие, согласно которому будет разрабатываться и внедряться система менеджмента безопасности продукции; отом, в какой степени верна позиция ряда специалистов [3], по мнению которых система менеджмента безопасности продукции рассматривается как альтернатива системе менеджмента качества.

При рассмотрении стандартов на системы менеджмента безопасности продукции становятся очевидным, что механизмы управления, предусмотренные [ 1 ], дают новые возможности в области обеспечения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N*2 (80). 2009 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (80). 2009

Анализ требований стандартов на системы менеджмента безопасности продукции

Объект стандартизации Результат выполнения требования

ГОСТ Р ИСО 22000-2007 ГОСТ Р 51705.1-2001

1 2 3

Управление стратегией 4.2.1 а, 5.1 а, 5.1 с, 5.2 Политика в области безопасности продукции. Цели по обеспечению безопасности продукции. Планы реализации целей в области безопасности продукции. Работа с персоналом по вопросам разработки, внедрения и постоянного улучшения системы менеджмента (система мотивации) 4.1.1 4.1.2 Политика в области безопасности выпускаемой продукции. Цели по обеспечению безопасности продукции. Планы реализации целей в области безопасности продукции.

Процессы планирования системы менеджмента 4.1 Определение области распространения. Приказ о разработке системы менеджмента безопасности продукции (СМБП) 4.2.1 с, 5.3 Планы по разработки, внедрению СМБП и прочая документация, сопутствующая процессу разработки, внедрения и актуализации системы 4.1.3 Приказ о разработке системы ХАССП (область распространения которой определена руководством)

Ответственность руководства Свидетельства работы высшего руководства с персоналом организации

Распределение ответственности и полномочий 5.5 Приказ о назначении Руководителя группы безопасности продукции. Должностная инструкция Руководителя группы безопасности продукции 7.3.2 Приказ о формировании группы по безопасности продукции 5.4 Положения о подразделениях, Должностные инструкции 4.1.4 Приказ о формировании группы ХАССП 4.1.4.2 Приказ о назначении Координатора группы ХАССП 4.1.4.1-4.1.4.5 Положение о группе ХАССП

Управление аварийными ситуациями 5.7 Формирование процедуры по управлению аварийными 5.8 ситуациями и несчастными случаями, способными повлиять 5.9 на безопасность продукции. Назначение ответственного 5.10 за управление данной процедурой Не содержит требований.

Процессы планирования и производства продукции 7.2, 7.4.4 Программы обязательных предварительных мероприятий. Планы по верификации программ обязательных предварительных мероприятий 7.2 Формирование перечня потенциальных опасностей, относящихся к безопасности продукции, программы обязательных предварительных мероприятий. Ведение планов по верификации программы обязательных предварительных мероприятий 7.3 Сбор и структурирование информации, необходимой для анализа опасных факторов, которая включает описание сырья, ингредиентов, материалов, конечной продукции, описание запланированного использования продукции, блок-схемы, описание этапов процесса и управляющих воздействий 7.4.2 Выявление этапов, на которых может возникнуть опасность и определение приемлемого уровня опасности 7.4.3 Выбор методологии и оценка с ее помощью степени риска. Формирование перечня опасностей, которыми необходимо управлять. 7.4.4, 7.5, 7.6.1 Определение, если требуется, управляющих воздействий для опасных факторов, относящихся к безопасности продукции и по выбранной методике оценка управляющих воздействий на предмет их эффективности при применении. Классификация опасных факторов по стилю управления и внесение в производственную программу обязательных предварительных мероприятий или План ХАССП 7.6.2 Определение по выбранной методике критических контрольных точек 7.6.3 Определение посредством экспертных методов критических пределов для критических контрольных точек 7.6.4 Система мониторинга для каждой критической контрольной точки 7.6.5, 7.10 Определение мер коррекции и корректирующих действий в случае превышения критических пределов, и внесение их в план ХАССП 4.2.1 Документально оформленные сведения о сырье, материалах, ингредиентах и готовой продукции 4.2.2.1,4.2.2.2 Блок-схемы производственных процессов и планы производственных помещений 4.3.1 Перечень, который содержит все виды опасностей, включая опасности, приведенные в Санитарных правилах и нормах 4.3.2 Оценка опасности с точки зрения вероятности ее появления и тяжести последствий 4.3.3 Определение предупреждающих действий для всех выявленных опасных факторов и документирование их по форме, представленной в стандарте. 4.4.1 -4.4.3 Определение критических контрольных точек для внесения в план ХАССП и последующего их контроля методом, приведенным в стандарте. 4.5 Формирование плана ХАССП: определение критических пределов Внесение критических пределов в Рабочие листы ХАССП 4.6 Разработка системы мониторинга и внесение результатов в план ХАССП и рабочие листы ХАССП 4.7.1-4.7.3,4.7.5 Разработка корректирующих действий и внесение их в план ХАССП и рабочие листы ХАССП

Управление документацией 4.2.2 Документированная процедура управления документацией 4.2.3 Документированная процедура управления записями 5.1 6 Документированная процедура проведения анализа со стороны руководства. Методика расчета результативности СМБП 5.6.1 а Документированная процедура взаимодействия с поставщиками и подрядчиками 5.6.1 Ь Документированная процедура взаимодействия с потребителями 5.7 Документированная процедура по управлению потенциальными аварийными ситуациями и несчастными случаями 7.4.3 Методика оценки опасностей 7.4.4 Методика оценки управляющих воздействий 7.4.4, 7.6.1 План ХАССП 7.5 Производственная программа обязательных предварительных мероприятий 7.6.2 Методика по определению критических контрольных точек 7.6.5, 7.10 Документированная процедура управления несоответствующей продукцией 7.10.3 Документированная процедура оповещения 4.9.3 Документированная процедура управления документацией 4.2.3 Документально оформленная процедура актуализации информации о продукции (4.2.1) и информации о производстве (4.2.2) (может быть включена в документированную процедуру управления документацией) 4.2.2.2 Инструкции о процедурах уборки, дезинфекции, дезаэрации, гигиене персонала 4.7 Документированная процедура управления несоответствующей продукцией 4.7.4 Документированная процедура отзыва продукции 4.8 Документированная процедура проведения внутренних проверок системы ХАССП

Объект стандартизации Результат выполнения требования

ГОСТ Р ИСО 22000-2007 ГОСТ Р 51705.1-2001

1 2 3

Управление записями 4.2.3 Перечень записей, которые имеют отношение к безопасности продукции и ведутся персоналом 6.2.1, 7.3.2 Документация, являющаяся свидетельством компетентности персонала организации 5.6.1 Записи по обмену информацией с заинтересованными сторонами 5.8.1 Записи о анализе СМБП высшим руководством 6.2.2 Ь, с Записи о проведении и результатах обучения персонала 6.3 Записи, свидетельствующие о состоянии инфраструктуры организации 6.4 Записи, свидетельствующие о состоянии производственной среды 7.2.3 Записи о результатах верификации программ обязательных предварительных мероприятий 7.3.2 Записи о квалификации членов группы по безопасности продукции 7.9 Записи, определенные в системе прослеживаемости 7.10 Записи о выявленных несоответствиях 7.10.3 Записи о возвратах 8.3 Записи результатов калибровки и поверки 8.4 Записи о результатах внутренних аудитов 4.9.1 -4.9.2 Перечень регистрационноучетной документации 4.4.4.4.9.1 Отчет о результатах анализа опасных факторов и выявлении критических контрольных точек 4.9.1 Рабочие листы ХАССП 4.9.2 Отчеты о результатах внутренних проверок 4.9.3 Данные мониторинга

Процесс обмена информацией 5.6 Установление способов обмена внешней/внутренней информацией по вопросам безопасности продукции и закрепление ответственности за сотрудниками в должностных инструкциях Не содержит требований

Управление взаимодействием с потребителями Формирование документированной процедуры отзыва продукции

Управление ресурсами 6.1 Обеспечение руководством организации возможности беспрепятственной разработки, внедрения СМБП, а также обеспечение ресурсами для поддержания системы в рабочем состоянии 6.2.1 Теоретическая подготовка персонала (ГОСТ Р ИСО 22000-2007), осуществляющего разработку, внедрение СМБП 6.2.2 Ь, с Планы по обучению персонала 6.3 Обеспечение инфраструктурой, с помощью которой требования стандарта возможны для выполнения. Мероприятия по поддержанию инфраструктуры в рабочем состоянии 6.4 Обеспечение производства средствами для поддержания производственной среды в рабочем состоянии 4.1.4.1 Документы, свидетельствующие о компетентности членов группы ХАССП 4.1.4.5 Обеспечение руководством организации возможности беспрепятственной разработки, внедрения системы ХАССП, а также обеспечение ресурсами для поддержания системы в рабочем состоянии

Процессы измерения и анализа системы менеджмента 7.8 План верификации СМБП 8.1, 8.2,8.3 Система проверки результативности управляющих воздействий, мониторинга и измерений 8.4 Выбор сотрудников для прохождения курса обучения «внутренний аудитор» Формирование процедуры проведения внутреннего аудита и ее документирование 4.8.2,4.8.3 Программа проверки системы ХАССП 4.8 Формирование документированной процедуры внутренних проверок системы ХАССП

Улучшение системы менеджмента 5.8 Проведение анализа СМБП руководством организации 5.5 <1 Отчет высшему руководству организации о результативности и пригодности СМБП 7.10.4 Отчет о возвратах для анализа со стороны руководства организации 8.5 Планирование периодической оценки и актуализации СМБП, включающих производственные программы обязательных предварительных мероприятий и план ХАССП 4.8.2 Рекомендации по улучшению системы ХАССП по результатам проведения внутренних проверок.

безопасности продукции и интегрирования системы и позволяют решить ряд задач, непредусмотренных ГОСТ Р 51705.1-2001 (табл. 1).

Вопросы периодического анализа и актуализации системы менеджмента безопасности продукции фактически являются реализацией принципа постоянного улучшения на языке стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2000.

Стандарт [2] также предусматривает актуализацию системы ХАССП (п. 4.1.4). С точки зрения постановки этой задачи, данный процесс сравним с актуализацией системы менеджмента безопасности продукции, требуемой [1], но, по своей сути, имеет основное отличие, которое состоит в том, что вопросы по актуализации системы выносятся на уровень высшего руководства, что обуславливает иной подход к решению тех же задач, и вместе

с тем рассматриваемый процесс является одним из инструментов реализации принципа лидерства руководства и постоянного улучшения и является исключительно важным для обеспечения результативности системы, так как помогает ее контролировать и развивать.

Следует обратить внимание на то, что [2] не содержит требований относительно определения результативности процессов, в то время как в [1] их включили.

Результативное функционирование системы менеджмента безопасности продукции невозможно при наличии необоснованно избыточного количества критических контрольных точек, которые могут быть идентифицированы при условии невыполнения основных нормативных требований к организации производства продукции. Частичным решением это-

го вопроса являются программы обязательных предварительных мероприятий, наличие которых обусловлено |1]. Эти программы могут содержать сани-тарно - гигиенические требования к объектам и другие уместные требования.

В современных условиях такие понятия, как биотерроризм, загрязнение окружающей среды, не являются пустыми и приобретают новый смысл, поэтому требование нового стандарта определить потенциально возможные обстоятельства и аварийные ситуации (например, пожар, перебои в электроснабжении), оказывающие влияние на безопасность продукции, а также разработать процедуры управления ими, являются очень своевременными.

Также в [2] не определена необходимость наличия системы прослеживания, что является еще одним недостатком данного стандарта

Прослеживание — признанная ведущими зарубежными специалистами система мероприятий, цель которых состоит в поддерживании системы менеджмента безопасности продукции за счет, механизма выявления причин несоответствий. Результатом данных мероприятий является своевременный отзыв/ изъятие продукции и разработка - реализация предупреждающих действий. Согласно ГОСТ Р ИСО 22000-2007 п. 7.9 организация должна установить систему прослеживания.

Таким образом, новый стандарт содержит ряд инструментов, которые обеспечивают результативное функционирование системы и при адекватном подходе к их реализации не позволят сделать систему формальной, поэтому очевидно, что [1] постепенно заменит ГОСТ Р 51705.1 -2001.

В научной литературе [3,4] широко обсуждается вопрос о целесообразности выбора между стандартом на системы менеджмента безопасности продукции и системы менеджмента качества.

Согласно [4] часть требований [ 1 ] реализуется при внедрении системы менеджмента качества. Цель ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - создать условия в организации, которые бы обеспечивали удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон. С точки зрения потребителя, это удовлетворение его претензий к качеству продукции/услуги. [5] Если к этому вопросу подходить с позиций определения понятия «качество», то качество уже само по себе подразумевает безопасность объекта. При этом рассматриваемый стандарт является универсальным и позволяет сформировать систему менеджмента качества в любой организации, и не предлагает определенных алгоритмов управления факторами, влияющими на безопасность, качество продукции и удовлетворенность заинтересованных сторон. В нем описаны лишь минимальные требования к состоянию объектов управления, и их взаимосвязи, которые одновременно являются факторами, влияющими на достижение указанных выше целей. Каждый объект, описанный в стандарте, — это отдельная система, которой нужно управлять и для которой существуют определенные методы управления, и их комбинация, определяется родом деятельности организации. При формировании СМК выполняются, как правило, минимальные требования. При рассмотрении структуры стандартов на первый взгляд может показаться, что часть требований к объектам управления идентичны и при формировании интегрированной системы менедж-

мента путем добавления к существующей системе менеджмента качества системы менеджмента безопасности продукции, некоторые требования будут выполнены [4]. Но стандарты имеют разные цели их применения и если требования к некоторым объектам управления идентичны (например, ГОСТ Р ИСО 9001 -2001 п. 7.5.3 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 п. 7.9), то набор задач для реализации данных требований будет отличаться. Поэтому в случае интеграции систем управления, получение синергетического эффекта от их совместного функционирования будет зависеть от других факторов.

Таким образом, ошибочно полагать, что система менеджмента безопасности продукции заменит систему менеджмента качества. Вместе с тем стандарты имеют структуру, которая при формировании интегрированной системы менеджмента облегчит и ускорит работу.

Предприятиям для получения возможности доступа на международный рынок в условиях существующих различий в области санитарно-гигиенических норм и правил наиболее логичным шагом будет фор-мирование системы менеджмента безопасности продукции на соответствие новому ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 22000-2007. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. |Текст]. - Введ. 2008-01-01. — М. : Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: ОАО «ВНИИС», 2007. - 41 с.

2. ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. [Текст]. — Введ. 2001-07-01. — М. : Госстандарт России : ОАО «ВНИИС», 2001. - 11 с.

3. Эффективное внедрение НАССР: Учимся на опыте других / Т. Мейес, С. Мортимор ; пер. с англ. В. Широкова. — СПб. : Профессия, 2005. — 288 с.

4. Сопин Е.Ф., Приймак Е.В., Ильясова Г.Т. Взаимосвязь принципов ХАССП и требований стандарта ISO 9001:2000 // Методы менеджмента качества. — 2006. — №11. - С. 22-24.

5. Дежурова О.В. Интегрированная система менеджмента как способ повышения конкурентоспособности предприятий : межвуз. сб. тр. молодых ученых, аспирантов и студентов. — 2008. — Вып. 5, ч. 2. — С. 73-76.

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений, действительный член Академии проблем качества России, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

ДЕЖУРОВА Ольга Викторовна, аспирантка кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

644080, г. Омск, пр. Мира, 5

Дата поступления статьи в редакцию: 02.03.2009 г.

© Ахтулов А.Л., Дежурова О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.