Научная статья на тему 'К вопросу о формировании готовности бакалавров прикладном математики и информатики к выполнению проектной деятельности'

К вопросу о формировании готовности бакалавров прикладном математики и информатики к выполнению проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОЕКТ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH TEAM / FULL LIFE CYCLE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Рюмшина О.А., Булгаков В.В.

Обсуждаются вопросы формирования готовности бакалавров прикладной математики и информатики к выполнению проектной деятельности. В частности, рассматривается возможность освоения навыков проектной деятельности на примере совместной работы над проектом полного жизненного цикла, выполненным по заказу предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Рюмшина О.А., Булгаков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS BACHELOR'S READINESS TO IMPLEMENTATION OF DESIGN ACTIVITIES

The issues of the formation of readiness of bachelors of applied mathematics and computer science to the implementation of project activities are discussed. In particular, the possibility of mastering the skills of project activities is considered on the example of teamwork on a full life cycle project, commissioned by the enterprise.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании готовности бакалавров прикладном математики и информатики к выполнению проектной деятельности»

УДК 378+519.1 ДОРОФЕЕВА В.И.

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: dorofeevavi@gmail.com СИМАНЕВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: simanevata@mail.ru БУЛГАКОВА М.С.

аспирант, 4 год обучения направления подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: matilda_kitten@rambler.ru РЮМШИНА О.А.

аспирант , 4 год обучения направления подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: comadu@rambler.ru

БУЛГАКОВ В.В.

аспирант, 3 год обучения направления подготовки 44.06.01 Педагогические науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: bylg@ramber.ru

UDC 378+519.1 DOROFEYEVA V.I.

Candidate of physico-mathematical sciences, associate professor, Head of Department of informatics of Orel State

University

E-mail: dorofeevavi@gmail.com SMANEVA T.A.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of informatics of Orel State University E-mail: simanevata@mail.ru BULGAKOVA M.S.

Post-graduate student, 4 year of study 09.06.01 Computer science and engineering of Orel State University E-mail: matilda_kitten@rambler.ru RUMSHINA O.A.

Post-graduate student, 4 year of study 09.06.01 Computer science and engineering of Orel State University E-mail: comadu@rambler.ru BULGAKOV V.V.

Post-graduate student, 3 year of study 44.06.01 Teacher education of Orel State University E-mail: bylg@ramber.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS BACHELOR'S

READINESS TO IMPLEMENTATION OF DESIGN ACTIVITIES

Обсуждаются вопросы формирования готовности бакалавров прикладной математики и информатики к выполнению проектной деятельности. В частности, рассматривается возможность освоения навыков проектной деятельности на примере совместной работы над проектом полного жизненного цикла, выполненным по заказу предприятия.

Ключевые слова: проектная деятельность, научно-исследовательский коллектив, проект полного жизненного цикла.

The issues of the formation of readiness of bachelors of applied mathematics and computer science to the implementation of project activities are discussed. In particular, the possibility of mastering the skills of project activities is considered on the example of teamwork on a full life cycle project, commissioned by the enterprise.

Keywords: project activity, research team, full life cycle project.

Одной из основных задач подготовки квалифицированных бакалавров в области прикладной математики и информатики является задача формирования готовности бакалавров к выполнению проектной деятельности. В работе [1] рассматриваются аспекты подготовки студентов согласно действующим образовательным стандартам. Отмечается, что упор при подготовке бакалавров делается на практико-ориентированный и прикладной

виды деятельности. Анализируя образовательный стандарт можно заметить, что среди компетенций проектной и производственно-технологической деятельности на первом месте стоит компетенция способности работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной деятельности (ПК-4) [2].

Однако обеспечить освоение данной компетенции

© Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Рюмшина О. А., Булгаков В.В. © Dorofeyeva V.I., Simaneva T. A., Bulgakova M.S., Rumshina O.A., Bulgakov V.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

является не такой простой задачей, как это может показаться на первый взгляд. Прежде всего, возникает необходимость либо организовать прохождение производственной практики в научно-исследовательском коллективе, либо направить студентов на производственное предприятие, где они могли бы поучаствовать в решении прикладной задачи, либо создать научно-исследовательскую группу в рамках группы бакалавров. Опыт преподавания профильных дисциплин бакалаврам прикладной математики и информатики и руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами показывает, что наиболее реальным способом является объединение нескольких студентов в творческую группу по выполнению одного сложного проекта. Задача преподавателя в данном случае состоит как в постановке целей, задач, методов реализации проекта, так и в предварительном распределении обязанностей студентов при выполнении проекта.

На кафедре информатики физико-математического факультета Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева накоплен достаточный опыт реализации студенческих проектов небольшими группами студентов. Как правило, такая группа включает 2-3 студента. Выполнение проекта начинается на 3 курсе и продолжается в процессе написания двух курсовых работ, производственной практики и выпускной квалификационной работы. По длительности это занимает, примерно, 2 года обучения в бакалавриате и часто продолжается при обучении в магистратуре. Во время защиты диплома студенты представляют единый законченный проект, при этом каждый из участников проекта характеризует именно им выполненную подзадачу. В качестве примеров таких проектов можно привести информационную систему составления расписания для физико-математического факультета, виртуальный музей факультета, веб-приложение для визуализации задач математической физики, прикладной пакет для решения задачи эволюции бугра грунтовых вод и др.

Одним из примеров совместного выполнения проекта является разработка специализированной информационной системы по заказу питомника «Болховский уезд». Заказчики проекта столкнулись с необходимостью автоматизации некоторых процессов в своей деятельности и использованием информационных технологий. Однако необходимые прикладные программы, понятные неспециалистам в области программирования, фактически отсутствовали в сфере разведения животных средств автоматизированного и централизованного контроля над процессом разведения. Следовательно, возникла необходимость создания подобного механизма для упрощения процесса учёта имеющихся в питомнике особей и установления контроля над сроками прививок и родов.

Целью работы выступала разработка и создание специализированной базы данных, реализующей функции упорядочения и централизации необходимых данных питомника «Болховский уезд», а также полнофункционального приложения, отвечающего всем требованиям

пользователя.

К написанию проекта были привлечены два студента, между которыми были разделены основные компоненты системы. В рамках выполнения проекта студентами поэтапно были решены различные небольшие подзадачи. При этом требовалось постоянное взаимодействие всех членов исполнительской команды, научного руководителя и заказчиков проекта для обсуждения деталей работы.

В итоге было разработано приложение, которое позволило заказчикам проекта полностью автоматизировать весь процесс управления информацией, касающейся деятельности данного питомника. Например, можно добавить информацию о новом животном в базу питомника и использовать эти данные для дальнейшей работы (см.рис.1)._

Добавить новое животное

■Код Вид Кдичад ноиер-рга-дойлов'ной'

|Цкошачьи V |

Домашняя кличка Пол Порода

м v ¡Абиссинская

Класс животного производитель ДаТ !BL а рождения Титул D1.2000 Офас ш 5

| Добавить^ | Отмена

Рис. 1. Внешний вид одного из окон разработанного приложения.

После этого в открывшейся среде возможно выполнение стандартных операций с введенными данными и решение задач с разным уровнем сложности, фильтровать, отбирать, сортировать по желанию и т.п. (см.рис.2,

3).

Прививка взрослого животного 1! ц

1 Код Тип Кличка Прививка Дата

1 I109 |пеРвая v |мара v IdHPPI vl 01.01.2000

j Добавить | [ Отмена J jj

Рис. 2. Пример выполнения операции с данными.

Котята mm

| №д Дата роздеИия Покупатель

2012-11-25 V 1 ГЕерушклн Игорь Петрович г.Орел ^

| КличКа Пол Порода

_ |й £ |вин

| О и; рас Примечание

1 1 II

I Добавить | | Отмена J

Рис. 3. Пример отбора данных.

К моменту завершения работы над проектом все пожелания заказчика были удовлетворены. Разработанное приложение было полностью готово к практическому использованию после предварительной адаптации. Очевидно, что выполнение данного проекта позволило студентам не только тщательно разобраться с разделом баз данных и освоить навыки программирования, но и

научиться совместно ставить задачи, разбираться с методами их решения и действительно совместно решать.

Таким образом, совместное выполнение прикладных задач положительно скажется на освоении бакалаврами прикладной математики и информатики компетенций, связанных с проектной деятельностью. Это даст им возможность научиться распределять ресурсы, организовывать совместную работу, более ответственно подходить к

результатам своей работы, т.к. они будут использованы в совместном проекте. Впоследствии выпускники бакалавриат, которые имели опыт выполнения совместных проектов, будут уверенно чувствовать себя в профильной организации, когда они столкнуться с реальными задачами, т.к. у них уже будет навык разработки реальных программных продуктов.

Библиографический список

1. Дорофеева В.И., Донцова Ю.А. К вопросу формирования готовности бакалавров прикладной математики и информатики к практико-ориентированной деятельности//Ученые записки Орловского государственного университета, № 4(81), 2018 г., с.307-309.

2. ФГОС ВО направления подготовки 010302 от 12.03.2015 N 228 (ред. от 09.09.2015)

References

1. Dorofeyeva V.I., Dontsova Yu.A. To the question of the formation of readiness for practical-oriented activity at bachelors of applied mathematics and informatics// Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81, 2018, р.307-309.

2. FSES HE the area of training 010302 of 12.03.2015 N 228 (as amended 09.09.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.