Научная статья на тему 'Интегративная междисциплинарная модель повышения эффективности базовой инженерно-графической подготовки студентов'

Интегративная междисциплинарная модель повышения эффективности базовой инженерно-графической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / GRAPHIC DISCIPLINES / COMPETENCE APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH / MODULAR TECHNOLOGIES / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Н.Г., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В.

В статье рассмотрены проблемы модернизации инженерного образования в области графических дисциплин, вызванные изменением требований к содержанию образования, широким внедрением информатизации в производственную деятельность и в учебный процесс, изменением методологии проектно-конструкторской деятельности. Приводится анализ традиционной системы графической подготовки в высшей школе, ее сильные и слабые стороны. Рассмотрены факторы, влияющие на эффективность инженерного образования в современных условиях. Представлен проект междисциплинарной интеграции в инженерно-графической подготовке технического высшего образования. Приводится краткое содержание учебных модулей и рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE INTERDISCIPLINARY MODEL IMPROVING THE EFFICIENCY OF BASIC ENGINEERING AND GRAPHIC TRAINING OF STUDENTS

The article deals with the problems of modernization of engineering education in the field of graphic disciplines caused by changes in the requirements for the content of education, the widespread introduction of information in production and in the educational process, the change in the methodology of design activities. The analysis of the traditional system of graphic training in higher education, its strengths and weaknesses. The factors affecting the efficiency of engineering education in modern conditions are considered. The project of interdisciplinary integration in engineering-graphic preparation of technical higher education is presented. A summary of the training modules and recommendations for their implementation are given.

Текст научной работы на тему «Интегративная междисциплинарная модель повышения эффективности базовой инженерно-графической подготовки студентов»

УДК 378.14 КАЛАШНИКОВА Н.Г.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: naka.61@mail.ru ГОРИН А.В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gorin57@mail.ru ТОКМАКОВА М.А.

Студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gorin57@mail.ru ТОКМАКОВ Н.В.

Студент, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: stalker2013@yandexl.ru

UDC 378.14

KALASHNIROVA N.G.

Candidate of technical sciences, associate professor, Department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel

State University E-mail: naka.61@mail.ru GORIN A.V.

Candidate of technical sciences, associate professor, Department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel

State University E-mail: gorin57@mail.ru TOKMAKOVA M.A. Student, Orel State University E-mail: gorin57@mail.ru TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: stalker2013@yandexl.ru

ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАЗОВОЙ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

INTEGRATIVE INTERDISCIPLINARY MODEL IMPROVING THE EFFICIENCY OF BASIC ENGINEERING AND GRAPHIC TRAINING OF STUDENTS

В статье рассмотрены проблемы модернизации инженерного образования в области графических дисциплин, вызванные изменением требований к содержанию образования, широким внедрением информатизации в производственную деятельность и в учебный процесс, изменением методологии проектно-конструкторской деятельности. Приводится анализ традиционной системы графической подготовки в высшей школе, ее сильные и слабые стороны. Рассмотрены факторы, влияющие на эффективность инженерного образования в современных условиях. Представлен проект междисциплинарной интеграции в инженерно-графической подготовке технического высшего образования. Приводится краткое содержание учебных модулей и рекомендации по их реализации.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, графические дисциплины, инженерно-графическая подготовка, инженерно-графические компетенции, модернизация инженерного образования, интегративная междисциплинарная модель обучения.

The article deals with the problems of modernization of engineering education in the field of graphic disciplines caused by changes in the requirements for the content of education, the widespread introduction of information in production and in the educational process, the change in the methodology of design activities. The analysis of the traditional system of graphic training in higher education, its strengths and weaknesses. The factors affecting the efficiency of engineering education in modern conditions are considered. The project of interdisciplinary integration in engineering-graphic preparation of technical higher education is presented. A summary of the training modules and recommendations for their implementation are given.

Keywords: higher professional education, graphic disciplines, competence approach, interdisciplinary approach, modular technologies, project training.

Введение

Глубокие процессы интеграции различных отраслей техники, технологии и науки, глобализация в сфере цифровых технологий, повсеместное повышение требований к уровню жизни в современном обществе делают

все более актуальным создание совершенных технических систем проектирования, изготовления продукции, управления технологическими и производственными процессами. Существенное усложнение инженерных систем предъявляет все более высокие требования к

* Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания

© Калашникова Н.Г., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В. © Kalashnirova N.G., Gorin A.V., Tokmakova M.A. Tokmakov N.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

качеству инженерного персонала. Современный уровень конкуренции в производственной сфере, требует от участников производственного процесса постоянного развития профессиональных качеств, повышения интеллектуального уровня, готовности и способности к постоянному совершенствованию профессиональных компетенций, готовности, адаптации профессиональной деятельности к уровню достижений инновационных исследований. Изменяются требования к содержанию компетенций существующих профессий, возникают новые профессии с принципиально-новым, инновационным набором компетенций [1].

В паспорте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, обозначена цель программы: «Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [6]. Развивающиеся тенденции диктуют новые требования к организации образовательных систем подготовки инженеров, обновлению компетенций, направленных на развитие навыков проектирования и конструирования. В связи с тем, что специфика проектно-конструкторской деятельности связана с необходимостью постоянного получения, анализа, обработки, преобразования информации, основная часть которой представлена в графическом виде, значительную роль в формировании инженерных компетенций играют графические дисциплины.

В работе представлен проект организации базовой системы обучения графическим дисциплинам бакалавров машиностроительных направления подготовки с учетом требований системной междисциплинарной интеграции, предъявляемых к высшему инженерному образованию, с использованием современных информационных технологий и возможностей компьютерной графики, а также обсуждаются организационно-методические условия ее реализации.

Основная часть

Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и процветания национальной экономики любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал. Отставание в области передовых технологий, представляющих фундаментальную основу технической и технологической базы и обеспечивающих инновационные прорывы, приводит к неизбежной деградации в общечеловеческом прогрессе. Одной из задач современного развития общества является создание и развитие инновационной экономики знаний, высоких технологий и наукоемких производств.

В рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской федерации на долгосрочную перспективу» министерство науки и образования РФ

изложило тенденции будущего все более тесного сближения образования и производства [4]. В рамках формирующейся в России инновационной экономики знаний должен быть создан единый национальный комплекс «Образование - Наука - Промышленность», в котором ускорителем интеграционных процессов должны выступать инновации. Инновация (нововведение) рассматривается в данном случае как результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Подготовка специалистов, способных осуществлять инновационную деятельность, требует внесения коренных изменений в систему инженерного образования.

Результатом современного образования является формирование компетентности, которая рассматривается как интегративное свойство личности, обусловленное совокупностью качеств личности студента - знаний, умений, навыков, опыта, способностей, ценностно-смысловых ориентаций, которые обеспечивают и усиливают его готовность к работе по специальности в профессиональной области [3]. Одним из концептуальных положений обновления содержания высшего инженерного образования рассматривается обновление компетенций, направленных на развитие навыков проектирования и конструирования, которое требует изменения системы образования, его содержания, методов и технологий.

Инженерная деятельность связана, в первую очередь, с интеллектуальным сопровождением процесса производства, использованием инновационных научных знаний в технической практике. Согласно классификации квалификаций инженерной деятельности, от инженера требуется готовность к ведению комплексной инженерной деятельности, проектированию и решению сложных инженерных задач [2]. В соответствии с этим положением в современных образовательных стандартах постоянно повышаются требования к инженерному образованию, особенно в сфере проектно-конструкторской компетентности.

Инвариантной относительно предметного содержания функцией интеллектуальной деятельности технического специалиста является оперирование геометрическими визуальными образами (графиками, схемами и геометро-графическими моделями объектов), что ставит изучение цикла геометро-графических дисциплин на особое место [7].

Инженерно-графические компетенции, теснейшим образом связанные с проектно-конструкторской деятельностью, являются базовыми при формировании у будущих инженеров профессиональных качеств.

Графическая компетентность инженера определяет способность сочетать знания функциональных и конструктивных особенностей технических объектов с высоким уровнем использования графических систем автоматизированного проектирования, визуализации информации, применение навыков технической графики при оперативном управлении технологическими

процессами, свободную ориентацию в среде графических информационных технологий, графическую коммуникацию. Широкое использование современных информационных технологий, автоматизированных систем управления и переработки информации условно-графического характера выдвинуло такие дополнительные требования к развитию визуального мышления инженера, как динамизм, образность, умение системно, алгоритмически и ассоциативно мыслить, визуально представлять результаты своей деятельности. Возросла роль компьютерного геометрического моделирования в науке, производстве и инженерном образовании. [10]

В итоге результатом обучения должно стать формирование профессиональных инженерно-графических компетенций в рамках избранной профессии: способность (готовность) создания интегрированной модели изделия на основе трехмерного моделирования технических объектов, а затем последующее автоматизированное построение необходимых изображений и получение конструкторских документов [11].

Все перечисленные выше условия и процессы неизбежно приводят к необходимости модернизации содержания и форм графической подготовки инженеров.

В техническом образовании инженерно-графические компетенции традиционно формируются в течение всего периода обучения в процессе сквозной поэтапной подготовки. Первый этап - базовая геометро-графическая подготовка на начальных курсах обучения. Второй этап - профильная проектно-конструкторская деятельность в соответствии с выбранным направлением подготовки при изучении специальных дисциплин, прохождении практик, выполнении курсовых проектов и выпускной квалификационной работы.

Получение обучающимися базовой графической подготовки происходит в процессе изучения общетехнических графических дисциплин. Под графическими дисциплинами в настоящее время подразумеваются дисциплины, изучающие средства, законы и способы представления информации с помощью графических моделей: рисунков, чертежей, схем, диаграмм и т. д. Целью графических дисциплин является формирование компетенций, связанных с образным мышлением, визуализацией информации, способности понимать графическую информацию, выражать технические идеи в графической форме, применять современные графические компьютерные системы для реализации электронных моделей и проектов. Графические дисциплины обеспечивают преподавание целого ряда специальных инженерных дисциплин, поскольку интеллектуальная деятельность инженера связана в значительной мере с геометро-графическими визуальными образами [12].

Традиционно сложившаяся модель графического образования имеет линейно-дисциплинарную последовательную структуру образовательного процесса, схема которой приведена на рисунке 1.

Такая организация делит дисциплину на три основные структурные части: начертательная геоме-

трия, техническое черчение, компьютерная графика. Начертательная геометрия, как дисциплина, определяет развитие пространственного мышления, творческих способностей к анализу и синтезу пространственных форм на основе их графических отображений, закладывает теоретическую основу геометрического моделирования.

Рис. 1. Линейно-дисциплинарная модель образовательного процесса.

Техническое черчение определяет приобретение знаний и умений инженерного документирования, формирование представлений о системе конструкторской документации, навыков использования нормативно-технических документов. В задачи компьютерной графики входит формирование навыков работы с конкретными пакетами графических программ: изучение и практическое освоение методов компьютерного выполнения чертежей; способов автоматизированной разработки графической конструкторской документации; автоматизированного проектирования с использованием графических баз данных; графического компьютерного моделирования.

Подобная логика курса обосновывалась объективной необходимостью подготовки студента к решению наиболее часто встречающихся практических задач при освоении традиционных общетехнических и специальных дисциплин.

В результате изолированного изучения графических дисциплин каждой в отдельности и в отрыве от других общеинженерных и специальных дисциплин, студенты не всегда понимают связь между разделами, не умеют использовать знания и навыки для объяснения процессов и явлений, изучаемых в других курсах. В таких условиях затруднено формирование компетенций, связанных с решением практико-ориентированных междисциплинарных задач. Такая организация образовательного процесса требует затраты большого количества аудиторных часов, снижает эффективность усвоения учебного материала каждой дисциплины, затрудняет использование полученных знаний и навыков в процессе дальнейшего обучения.

Следует также отметить существенное изменение роли графических дисциплин в формировании инженерных профессиональных компетенций и их места в структуре современного образовательного процесса, связанное с инновационными изменениями инженерной деятельности.

В качестве основной задачи начертательной геоме-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

трия всегда предполагалось решение задач инженерной графики, а также задач по общетехническим и специальным дисциплинам, методами, основанными на построении графической проекционной геометрической модели, где выполнялся чертеж условий задачи (кон -струкция) по заданным размерам, с нанесением необходимых условий: нагрузок, реакций. Подобная модель является расчетной схемой для последующего выполнения аналитических расчетов, инженерного анализа, оптимизации результатов и создания конструкторских документов для реализации конструкции. В настоящее время в практической инженерной деятельности такой подход не является актуальным, так как современные методы автоматизированного проектирования позволяют решать все эти задачи более эффективно. В тоже время, гораздо большее значение приобрели задачи по теории проецирования, способов получения изображений и моделированию геометрических объектов. Эти задачи способствуют развитию у студентов пространственного воображения и способности мыслить пространственными геометрическими образами. Эти качества определяют высокий уровень инженерной компетентности.

Исторически сложилось, что при изучении технического черчения значительное количество времени отводилось на формирование практических навыков выполнения графических документов вручную, изучения технических приемов построения изображения, улучшения качества графики. В условиях современного производства все эти качества не являются основными составляющими профессиональной инженерной компетентности, так как конструкторские документы уже давно выполняются автоматически с использованием информационных технологий и компьютерной техники. Однако отказываться полностью от изучения технического черчения нельзя. Логика геометрических построений, требования к содержанию и оформлению изображений (определение видов и необходимого количества изображений чертежа, задание размеров, содержание технических требований, толщина линий, размерные и текстовые стили и т.п.), комплектность документов остается неизменной, не зависит от способа выполнения документов и определяется только инженером-разработчиком в соответствии с требованиями стандартов. Следовательно, подобные знания и навыки по-прежнему являются неотъемлемой составляющей инженерной компетентности и должны быть заложены в результаты освоения дисциплины.

Компьютерная графика, которая не так давно появилась в учебных планах технических направлений подготовки, существенно изменилась как по содержанию, так и по значимости в формировании профессиональных компетенций. Сегодня эффективность любого из видов инженерной деятельности - производственно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, возможна только в случае широкого использования информационных технологий.

За последние 25 лет коренным образом изменились

принципы конструирования и создания технических документов за счет широкого внедрения CAD/CAM/ CAE-технологий. CAD-системы (computer-aided design - компьютерная поддержка проектирования) предназначены для решения конструкторских задач и оформления конструкторской документации, CAM-системы (computer-aided manufacturing - компьютерная поддержка изготовления) предназначены для обеспечения технологической подготовки производства, разработки программного обеспечения для технологического оборудования. САЕ-системы (computer-aided engineering -поддержка инженерных расчетов) представляют собой совокупность систем инженерного анализа, каждая из которых позволяет решать определенную группу задач: расчет на прочность, анализ и моделирование тепловых процессов, расчет гидравлических систем и машин, расчет процессов литья и т.п. Все эти системы используют виртуальную трехмерную модель, которая однозначно, с высокой точностью описывает геометрические параметры изделия. Построение квазиреальной компьютерной модели для последующего автоматизированного расчета, получения результатов инженерного анализа, становится одной из основных задач проектной деятельности инженера [14].Требование способности (готовности) применения современных методов и средств проектирования и машинной графики, математического, физического и компьютерного моделирования объектов и технологических процессов является инвариантной составляющей профессиональных компетенций стандартов высшего технических образования для различных направлений подготовки.

Обеспечение широкопрофильного, системного инженерного образования требует адекватного отражения в инженерной подготовке. Традиционная линейно-дисциплинарная структура образовательного процесса не обеспечивает систематизацию и активизацию изучения методов пространственного геометрического анализа и синтеза, модификации, оптимизации и параметризации моделей технических объектов [13].

Для решения этих задач необходимо изменение структуры, обновление содержания курса графических дисциплин и модернизация методик и технологий обучения.

Критерием определения целей, отбора и структурирования содержания инженерных дисциплин является их системная интеграция на базе графических информационных технологий и систем. Выявление и создание интегративных системообразующих связей между профессионально значимыми познавательными и практико-ориентированными структурными компонентами содержания графической подготовки должно быть направлено на развитие профессиональных качеств обучающихся, обеспечивающих их успешную проектно-конструкторскую деятельность [12].

Для успешного формирования компетенций, заложенных в профессиональных стандартах высшей школы, главными задачами графических дисциплин являются изучение теоретических основ геометриче-

ского моделирования и его реализация на базе современных компьютерных технологий, а также получение практических навыков графического документирования при разработке конструкторской и технологической документации.

Схема организации обучения графическим дисциплинам в контексте интегративной междисциплинарной модели, ориентированной на широкое использование компьютерных технологий проектирования, представлена на рисунке 2.

Структурирование содержания учебного материала на модульной основе дает возможность мобильно выстраивать вариативный образовательный процесс с модульной интеграцией или дифференциацией содержания с представлением обучающих материалов в виде модульных блоков.

Структура интегративного междисциплинарного базового курса графических дисциплин включает укрупненные модули:

Модуль 1. Теоретические основы геометрического моделирования

Методы проецирования, способы получения изображения пространственных предметов на плоскости. Основные геометрические объекты и их изображение на проекционных чертежах. Задачи геометрического моделирования (определение принадлежности, взаимное пересечение объектов, метрические задачи). Модуль 2. Технологии компьютерной графики Основные системы и способы получения изображений средствами компьютерной графики. Изображение геометрических объектов в пространственной системе координат. Геометрическое моделирование: линии, точки, тела, поверхности, анализ формы объекта, базовые элементы формы, декомпозиция геометрического объекта, параметризация.

Рис. 2. Интегративная междисциплинарная модель инженерно-графической подготовки.

Модуль 3. Графическое документирование конструкторской документации

Структура и основные требования ЕСКД. Элементарные построения и техника ручной графики. Изображения чертежа, правила оформления графических документов. Изображение конструктивных

элементов технических объектов. Выполнение эскизов. Изображения типовых разъемных и неразъемных соединений.

Модуль 4. Компьютерное моделирование

Виды изделий и конструкторских документов. Понятие о структуре изделия: комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, комплекты. Спецификация, общие требования. Сборочный чертеж. Рабочий чертеж детали. Компьютерное моделирование сборочных единиц. Электронная модель изделия.

Изучение первых двух модулей и двух последующих возможно осуществлять параллельно, при наличии технических возможностей.

Изучение модулей сопровождается активным использованием СЛО-систем и средств мультимедийного представления обучающей информации. Работа в СЛО-системах при изучении каждого модуля предусмотрена как в рамках аудиторных часов, так и при самостоятельной работе студентов.

Эффективность образовательного процесса может быть существенно повышена при использовании активных форм учебной деятельности на базе технологии проблемно-модульного обучения при использовании компьютерных технологий и СЛО-систем [9].

В последнее время в высших учебных заведениях стали активно использовать проектное обучение [5]. При реализации этой образовательной технологии базовые характеристики основных профессиональных компетенций формируются в процессе деятельности, максимально приближенной к профессиональной. Проектная деятельность в области техники теснейшим образом связана с графическими технологиями, необходимыми для повышения эффективности проектирования, представления результатов работы. Одновременно использование знаний и навыков графических дисциплин при решении прикладных проектных задач позволяет максимально сформировать необходимые инженерно-графические компетенции. Использование интеграционной междисциплинарной модели обучения графическим дисциплинам позволяет использовать метод проектного обучения практически с начала изучения дисциплины.

Предложенная структура и методика преподавания графических дисциплин позволяет сформировать у студентов целостное представление о процессе инженерной деятельности, получить навыки конструирования и автоматизированной разработки проектно-конструкторской документации изделий. Разработка объемных моделей реальных изделий и получение проекционных чертежей на базе этих моделей помогает глубже понять сущность метода проецирования, выявить закономерность между графическим изображением и моделью изделия. Полученная подготовка является базой, которая позволяет обучающимся в дальнейшем освоить компьютерное моделирование сложных изделий и вариативную модернизацию деталей; разрабатывать ассоциативные чертежи моделей; работать с электронной версией конструкторской и технологической документации.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Заключение

Интегративная междисциплинарная модель организации учебного процесса при изучении цикла графических дисциплин позволяет обучающимся координировать новые знания с теоретическими положениями других дисциплин и опытом практической деятельности, использовать графические информационные технологии для решения технических задач и, одновременно, для лучшего усвоения материала. Модель направлена на формирование способности решения прикладных задач, связанных с будущей специально-

стью, методами графических дисциплин, обеспечивает систематизацию, обобщение и закрепление знаний, навыков и умений. Использование подобной модели в образовательном процессе способствует более полному формированию инженерно-графических компетенций, повышению научного уровня инженерного образования, формирует у будущих специалистов уверенность в своих профессиональных качествах, способствует повышению их конкурентоспособности на современном рынке туда.

Библиографический список

1. Атлас новых профессий. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Сайт проекта: atlas100.ru. Полный текст: atlas100._ru/upload/pdf_files/atlas.pdf .

2. Батоврин В.К. Стандарты системной инженерии: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» / В.К. Батоврин; под ред. М.С. Липецкой, К.А. Ивановой; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2012. Вып. 4. 64 с. — (Серия докладов в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации»).

3. Байденко В.И. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт / В.И. Байденко, Н.И. Максимов, Н.А. Селезнева. М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2012. 153 с.

4. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад, подготовленный Агентством стратегических инициатив, Московской школой управления «Сколково» и Сколтехом в рамках глобального форсайта образования до 2035 года. Сайт проекта: edu2035.org. Карта форсайта: map.edu2035.org. Краткий текст доклада: edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf

5. ВехтерЕ.В. Реализация проектного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика» / Е.В. Вехтер, В.И. Сафьянникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). // Тематический сборник журнала «Вестник московского образования». 2014. № 2. С. 8.

7. Горнов А. О. Инвариантная структура основной образовательной программы инженерной подготовки на основе логики деятельности / А.О. Горнов, В.В. Кондратьев, Л.А. Шацилло //Сборник докладов и научных статей МНК Синергия 2017 под. ред. проф.

B.В. Кондратьева. - Казань: Из-во КНИТУ 2017. - С.98-103.

8. Калашникова Н.Г. Модульные технологии преподавания графических дисциплин / Н.Г. Калашникова, М.В. Борзова // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2011. № 4(288). С. 104-110.

9. Калашникова Н.Г. Проектирование и реализация технологии обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода / Н.Г. Калашникова, А.В. Горин, М.В. Борзова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 4(77).

C. 223-229.

10. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера / В.А. Рукавишников // Образование в России. 2008. №5. С. 132-136.

11. УсановаЕ.В. Формирование базового уровня геометро-графической компетентности в электронном обучении / Е. В. Усанова // Геометрия и графика. 2016. Т. 4, № 1. C. 64-72.

12. Усанова Е.В. Базовая геометро-графическая подготовка в техническом вузе в контексте методологии параллельного инжиниринга / Е. В. Усанова // Инженерное образование. 2017. Выпуск 21. С.97-103.

13. Хейфец А.Л. Учебный курс теоретических основ 3Э-компьютерного геометрического моделирования и его перспективы / А.Л. Хейфец // сборник трудов международной научно-методической конференции ИНФОРИНО - 2012 «Информатизация инженерного образования». М.: Изд-во МЭИ, 2012. С.119-122.

14. Юшко С.В. 3Э-моделирование в инженерной графике [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Юшко [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. 272 c. -: http://www. iprbookshop.ru/79241.html.

Reference

1. Atlas of new professions. Almanac of promising industries and professions for the next 15-20 years. Website: atlas100.ru. Full text: atlas100. ru/upload/pdf_files / atlas.pdf .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Baturin V.K. Standards for systems engineering: a series of reports (green books) in the framework of the project "Industrial and technological foresight of the Russian Federation" / V. K. Batovrin; M. S. ed., Lipetsk, K. A. Ivanova; Fund "Center for strategic research "NorthWest". SPb., 2012. - Issue. 4. 64 p. - (a Series of reports under the project "Industrial and technological foresight of the Russian Federation").

3. Baidenko V. I. design and implementation of competence-oriented educational programs of higher education: European experience / V. I. Baidenko, N. So. Maximov, N. Ah. Selezneva. - M.: FGBOU VPO "MGTU im. A. N. Kosygina", 2012. 153 p.

4. The future of education: a global agenda. Report prepared by the Agency for strategic initiatives, the Moscow school of management SKOLKOVO and Skoltech in the framework of the global foresight of education until 2035. Website: edu2035.org. Map of foresight: map. edu2035.org. Brief report: edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf

5. Waechter E.V. the Implementation of project-based learning while studying the discipline "Engineering graphics" / E. V. waechter, V. I. Safyannikova // Modern problems of science and education. 2015. № 1-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=

6. State program of the Russian Federation "development of education" for 2013-2020 (Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 295). // Thematic collection of the journal "Bulletin of Moscow education". 2014. No. 2. P.8.

7. Gornov A.O. Invariant structure of the basic educational program of engineering training based on the logic of activity / A. O. Gornov, V. V. Kondratiev, L. A. shatsillo / / Collection of reports and scientific articles of MNC synergy 2017 under. editorship of Professor V. V. Kondratiev. Kazan: KAZAN state technical University, 2017. P. 98-103.

8. Kalashnikova N.D. Modular technologies of teaching graphic disciplines / N. D. Kalashnikova, M. V. Borzova / / Fundamental and applied

problems of engineering and technology. 2011. № 4 (288). Pp. 104-110.

9. Kalashnikova N. D. Design and implementation of technology of teaching graphic disciplines in the logic of the competence approach / N.D. Kalashnikova, A.V. Gorin, M. V. Borzova / / Scientific notes of Orel state University. 2017. № 4 (77). Pp. 223-229.

10. Rukavishnikov V. A. Geometro-graphic training of engineer / V. A. Rukavishnikov // Education in Russia. 2008. №5. Pp. 132-136.

11. UsanovaE. V. Formation of the basic level of geometric and graphic competence in e-learning / E. V. Usanova // Geometry and graphics. 2016. Vol. 4, № 1. Pp. 64-72.

12. Usanova E. V. basic geometric and graphic training in technical University in the context of the methodology of parallel engineering / E.V. Usanova / / Engineering education. 2017. Issue 21. Pp. 97-103.

13. Heifets A. L. Training course of theoretical foundations of 3D-computer geometric modeling and its prospects / A. L. Heifets / / proceedings of the international scientific-methodical conference INF0RIN0-2012 "Informatization of engineering education". - Moscow: Publishing house MEI, 2012. Pp. 119-122.

14. Yushko S. V. 3D-modeling in engineering graphics [Electronic resource]: textbook / S. V. Yushko [etc.]. - Electron. text data. - Kazan: Kazan national research technological University, 2017. 272 p. - : http://www.iprbookshop.ru/79241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.