Научная статья на тему 'К вопросу формирования проектной компетентности художников по костюму в образовательной среде вуза'

К вопросу формирования проектной компетентности художников по костюму в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT COMPETENCE / COSTUME DESIGNER / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стебакова Т.Г., Родкина А.А., Карпеева С.А.

В статье раскрывается сущность проектной компетентности и ее значение в профессиональной деятельности художника по костюму. Использование проектной деятельности, связанной с созданием дизайнерских, швейных и текстильных проектов в рамках обучения будущих художников по костюму будет способствовать формированию проектных компетенций и, как следствие, проектной компетентности, т.е. готовности выпускника к эффективной проектной деятельности в сфере проектирования одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стебакова Т.Г., Родкина А.А., Карпеева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OFFORMATION OF THEPROJECT COMPETENCE OF COSTUME ARTISTSIN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article reveals the essenceof projectcompetenceand its importance in the professional activity of the costume designer. The useofprojectactivitiesrelatedto the creation of design, sewing and textile projects in the framework of training future costume artists will contribute to the formation of project competencies and, as a result, project competence, i.e. the graduate’s readiness for effective project activities in the field of clothing design.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования проектной компетентности художников по костюму в образовательной среде вуза»

УДК 378.391.745 СТЕБАКОВА Т.Г.

кандидат технических наук, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: tanyastebakova@yandex.ru РОДКИНА А. А.

кандидат технических наук, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: anyarodckina@yandex.ru КАРПЕЕВА С.А.

кандидат педагогических наук, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: karpeevas@bk.ru

UDC 378.391.745 STEBAKOVA T.G.

Candidate of technical Sciences, department of fashion

industry, Orel State University E-mail: tanyastebakova@yandex.ru RODKINA A.A.

Candidate of technical Sciences, department of fashion

industry, Orel State University E-mail: anyarodckina@yandex.ru KARPEEVA S.A.

Candidate of pedagogical, department of fashion industry,

Orel State University E-mail: karpeevas@bk.ru

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ХУДОЖНИКОВ ПО КОСТЮМУ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

ON THE ISSUE OFFORMATION OF THEPROJECT COMPETENCE OF COSTUME ARTISTSIN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

В статье раскрывается сущность проектной компетентности и ее значение в профессиональной деятельности художника по костюму. Использование проектной деятельности, связанной с созданием дизайнерских, швейных и текстильных проектов в рамках обучения будущих художников по костюму будет способствовать формированию проектных компетенций и, как следствие, проектной компетентности, т.е. готовности выпускника к эффективной проектной деятельности в сфере проектирования одежды.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная компетентность, художник по костюму, профессиональное обучение.

The article reveals the essenceof projectcompetenceand its importance in the professional activity of the costume designer. The useofprojectactivitiesrelatedto the creation of design, sewing and textile projects in the framework of training future costume artists will contribute to the formation of project competencies and, as a result, project competence, i.e. the graduate's readiness for effective project activities in the field of clothing design.

Keywords: project activity, project competence, costume designer, professional training.

Изменение целей образовательного процесса вызывает необходимость обеспечивать личностный и социально-интегрированный результат деятельности уже в университетской среде с учетом личностных деятельност-ных характеристик. Рассматривая степень образованности студента с позиции компетентностного подхода, мы делаем вывод, что она определяется умением студента достигнуть намеченной цели, используя полученные знания. Знания и умения как элементы результата обучения необходимы, но сейчас их уже недостаточно для ведения профессиональной деятельности, особенно в сфере искусства костюма и текстиля.

По мнению Р.М. Баскаева, необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы у студентов накапливался практический опыт профессиональной деятельности, помогающий им решить профессионально-ориентированные задачи [2].

Ключевые понятия компетентностного подхода - это «компетенция» и «компетентность». Данные понятия ши-

роко используются в образовательном процессе.

В соответствии с определением, принятым за основу в ФГОС, компетенцией считается способность использовать полученные знания, сформированные умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, компетентность - это реализованная в практической деятельности компетенция [4].

Компетентность исследователи сравнивают со способностью человека профессиональновести свою трудовую деятельность. Компетентность характеризуется не только определенным для профессиональной области набором знаний, умений, навыков, но и умением использовать их на практике. Компетентностью сегодня можно считать качественную характеристику оценки результатов процесса обучения.

Для формирования компетенций сегодня идут поиски различных технологий обучения. Инновационные технологии обучения рассматриваются в работах В .Я. Виленского, П.И. Образцова, А.И. Умана, Е.Н. Ковешниковой,

© Стебакова Т.Г., Родкина А.А., Карпеева С.А. © Stebakova T.G., Rodkina A.A., Karpeeva S.A.

Т.Кудрявцева, В. Кудрявцева,И. Лернера, А. Матюшкина, Н.В. Матяш, М. Махмутова, М. Скаткина, З.Е. Митяевой и др..

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г на первое место ставит развитие проектной деятельности, включенную в образовательные стандарты подготовки бакалавров, как основной вид профессиональной деятельности.

[8]Модернизация системы высшего образования подразумевает подготовку бакалавров, способных осуществлять профессиональную деятельность на высоком творческом и интеллектуальном уровне.

Для успешной профессиональной деятельности выпускнику по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля» необходимо иметь определенный набор знаний, умений и навыков, а также способность к адаптации в производственных условиях и готовность нести ответственность за принятые решения.

На наш взгляд, при обучении будущих художников по костюму, в первую очередь, необходимо формировать профессиональные проектные компетенции, которые частично начинают развиваться уже при изучении одной дисциплины. В процессе изучения всех дисциплин образовательной программы у студентов сформируется целостная система знаний, умений, навыков, а также разовьется самостоятельная профессиональная деятельность, а именно, будет сформирована проектная компетентность.

Понятие «проектная компетентность» в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой довольно сложный феномен. С одной стороны, это связано с проблемой понимания собственно понятия компетентности в научном знании, с другой стороны - с проблемой определения психологических условий развития компетентности как субъектной характеристики человека

[9]. В связи с чем, особого внимания заслуживает рассмотрение содержательных аспектов проектной компетентности художника по костюму.

Являясь интегративной структурой, проектная компетентность включает и освоение видов проектной деятельности согласно ФГОС ВО, а также приобретение практического опыта.

Т.В. Альникова, С.Б. Гулиянц, И.В. Дементьева в своих исследованиях отмечают, что проектные компетенции обеспечивают специалисту возможность продуктивно осмыслить и выполнить какие-либо профессиональные действия. К проектно-конструкторской деятельности относят проектные компетенции специалистов технических направлений подготовки [1, 6, 7].

По мнению Е.В. Вехтер, проектно-конструкторская компетентность является интегративной характеристикой бакалавра, способного и подготовленного для создания технических объектов [5].

Иную позицию занимают Никитина Л. Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. С точки зрения авторов проектная компетентность необходима для умения применять проектные технологии во всех видах профессиональной деятельности. По их мнению проектная компетенция бакалавра технического направления - это его интегративная профессиональная характеристика, которая отражает способность и готовность не только создавать технические объекты, но и

умение использовать свои проектные навыки в любых видах профессиональной деятельности. Авторы считают, что проектная компетентность является способностью индивидуума организовать решение профессиональных задач посредством метода проектов [11].

А.П. Болозович и др. предлагают следующее определение проектной компетентности. Проектная компетентность - это сформированный у бакалавра комплекс знаний и умений, позволяющих определять тактические и стратегические задачи, посредством которых реализуется проект [3].

Анализируя содержание научных работ Н.В. Матяш и др., которые раскрывают понятие «компетентности», можно увидеть, что все они опираются на понятие проектной деятельности и требуют объяснения содержания проектной компетентности. В работах авторов проектная компетентность рассматривается с позиции субъектной характеристики человека и трактуется как интегративная характеристика человека, проявляющаяся в его способности к самостоятельной профессиональной деятельности [9; 10].

Проектнаякомпетентность будущего художника по ко-стюмупредставляется нам как характеристика способности и готовности выпускника к созданию проектов одежды с использованиемпроектных знаний и умений, инновационных технологий и средств проектирования. Формирование проектной компетентности художников по костюму мы отождествляем с ведением профессиональной проектной деятельности и непосредственно с процессом проектирования одежды. Она базируется на осознании сущности и значения проектной деятельности, владении специальными знаниями, умениями и навыками, выборе необходимых проектных решений, умении применять полученные знания в конкретных производственных условиях.

Содержание проектной деятельности сегодня нашло свое отражение в федеральном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля». Оно структурировано таким образом, чтобы можно было разработать эффективную концепцию обучения студентов через проектную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) представлены требования реализации основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». Большое внимание в контексте современных преобразований уде -ляется следующим требованиям, составляющим основу проектной деятельности художника по костюму: выпускник должен уметь применять базовые знания в сфере художественного проектирования костюма при создании проектов одежды; уметь ставить цели, формулировать и решать задачи художественного проекта костюма, используя эстетические, этические и другие аспекты сферы профессиональной деятельности;уметь разрабатывать художественные проекты одежды, используя стилистические, конструктивно-технологические и экономические параметры; уметь создавать уникальные проекты одежды, уметь применять информационные технологии для создания проектов одежды, уметь анализировать научно-техническую информацию по профилю своей профессиональной деятельности [12].

Результатами проектной деятельности являются:

• усвоение проектных знаний;

• развитие проектных умений;

• готовность к осознанной практической деятельности.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность будет способствовать формированию проектной компетентности будущего художника по костюму.

Проектное содержание деятельности будущих художников по костюму сегодня направлена на замену образовательной практики, давая возможность студентам проявить творческую активность. Методы традиционной системы обучения и проектная деятельность как метод обучения принципиально отличаются качеством вовлеченности участников совместной деятельности. Если в тради-ционномцель - исполнение, то в содержании проектной деятельности цель - вовлеченность студента в активное творчество.

Отсутствие авторских трактовок проектной компетентности художника по костюму обусловливает необ-

ходимость формулирования собственного определения данной категории, исходя из качественных характеристик проектной компетентности и базируясь на определениях, представленных в научной литературе.

Проектная компетентность будущего художника по костюму:

• характеризуется междисциплинарностью и надпредметностью;

• является интегративной характеристикой выпускника, частью его профессиональной компетентности;

• решает профессиональные задачи в рамках должностных обязанностей;

• формируется при решении ведущих профессиональных задач, связанных с индустрией моды.

Подводя итоги, мы определяем проектную компетентность художника по костюму как компонент его профессиональной компетентности, интегративную характеристику личности, которые обеспечивают создание и модернизацию проектов индустрии моды, разработку условий, необходимых для ведения профессиональной деятельности в рамках его должностных обязанностей.

Библиографический список

1. Альникова Т. В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.02. Томск, 2007. 24 с.

2. Баскаев Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ // Инновации в образовании. 2007. № 1. С. 10-15.

3. БолозовичА.П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

4. ВербицкийА.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС. 2004. 84 с.

5. Вехтер Е.В. Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования проектно-конструкторских компетенций у студентов технического профиля // Вестн. Том .гос. ун-та. 2012. №354. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-problemy-formirovaniya-proektno-konstruktorskih-kompetentsiy-u-studentov-tehnicheskogo-profilya (дата обращения: 16.06.2018).

6. Гулиянц С. Б. Формирование проектной компетенции учителя иностранного языка в вузе: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2013. 24 с.

7. Дементьева И. В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2013. 27 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

9. МатяшН.В., ВолодинаЮ.А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.06.2018). 0421100116/0032.

10. Мятяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Н.В.Мятяш Н.В.- 2-е изд., доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2012. 160 с.

11. Никитина Л.Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г., Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза. / Л. Л. Никитина, Ф.Т. Шагеева, В.Г. Иванов // Коллективная монография. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) / Утвержден Приказом министерства образования и науки российской федерации от 25 мая 2016 г. № 624.

References

1. AleinikovaT.V. Formation of research competence of students on elective courses in physics: Avtoref. dis....kand. PED. Sciences: 13.00.02. Tomsk, 2007. 24 p.

2. Baskaev R.M. on the trends of changes in education and the transition to the competence approach. // Innovations in education. 2007. № 1. Pp. 10-15.

3. Brozovic A.P. Methodology of formation of design competence of a specialist in the field of investment activity: dis. ... kand. PED. sciences'. Tambov, 2008.

4. VerbitskyA.A. Competence approach and theory of contextual learning. M: CI PCPs. 2004. 84 p.

5. Waechter E.V. Theoretical-methodological aspects of problems of formation of design competence of students of technical profile // Vestn. Thom.state UN-TA. 2012. No. 354. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-problemy-formirovaniya-proektno-konstruktorskih-kompetentsiy-u-studentov-tehnicheskogo-profilya (date accessed: 16.06.2018).

6. Guliants S.B. Formation of design competence of teachers of a foreign language in high school: author. dis....kand. PED. Sciences: 13.00.08. M., 2013. 24 p.

7. Dementieva I.V. Formation of design and research competence of high school students: author. dis....kand. PED. Sciences: 13.00.01. Chelyabinsk, 2013. 27 p.

8. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 / Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008 № 1662-p

9. Matyash N. In. Volodina Yu. a. Method of assessing the project competence of students [Electronic resource] / / Psychological research:

electron. scientific. Journ. 2011. N 3 (17). URL: http://psystudy.ru (date accessed: 20.06.2018). 0421100116/0032.

10. Mint N. B. Innovative pedagogical technologies. Project-based learning: proc. benefits for students. Institutions of higher. Prof. Education / N. In. Matias N. In.- 2-e Izd., DOP. - M.: publishing center «Academy», 2012. 160 p.

11. Nikitina L. L., Shageeva F. T., Ivanov V. G., the Technology of formation of design competence of the specialists of light industry in the conditions of engineering of the University. / L L. Nikitina, F. T. Shageeva, V. G. Ivanov // Collective monograph. Kazan: RIC «School», 2007.

12. Federal state educational standard of Higher education in the field of training 54.03.03 art of costume and textiles (bachelor level) / Approved by The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of may 25, 2016 № 624.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.