Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий'

Развитие творческих способностей в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ХУДОЖНИК-СТИЛИСТ / DESIGN ACTIVITIES / CREATIVE SKILLS / TEACHING METHOD / ARTISTIC DESIGN OF TEXTILE PRODUCTS / THE ARTIST-STYLIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпеева С.А., Родкина А.А.

В статье уделено внимание организации педагогического процесса в реализации конструкторской и творческой деятельности художника-стилиста средством художественного конструирования текстильных изделий. Рассматриваются особенности этапов обучения художественному конструированию текстильных изделий в процессе развития творческих способностей у художников-стилистов в конструкторской и творческой деятельности, решение творческих задач проектирования текстильных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпеева С.А., Родкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF TRAINING TO THE ARTISTIC DESIGN OF TEXTILE PRODUCTS

In the article attention is paid to the organization of educational process in the implementation of design and creative work of the artist-stylist by the means of artistic design of textile products. The features of the stages of the artistic design of textile products training in the process of the development of the artists-stylists’ creative abilities in design and creativity, the solution of creative textile design problems are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий»

УДК 378.14.026.9:687.016.5P3 КАРПЕЕВА С.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного проектирования и технологии швейных изделий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: karpeevas@bk.ru РОДКИНА А.А.

кандидат технических наук, заведующая кафедрой художественного проектирования и технологии швейных изделий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: Anyarodckina@yandex.ru

UDC3 78.14.026.9:687.016.5P3 KARPEEVA S.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of art design and technology of garments, Orel State University named after 1,S. Turgenev E-mail: karpeevas@bk.ru RODKINA A.A.

Candidate of Technical Sciences, head oftheDepartmentof artistic designand technologyof garments, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: Anyarodckina@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF TRAINING TO THE ARTISTIC DESIGN

OF TEXTILE PRODUCTS

В статье уделено внимание организации педагоги ческого процесса в реализации конструкторской и творческой деятельности художника-стилиста средством художественного конструирования текстильных изделий.

Рассматриваются особенности этапов обучения художественному конструированию текстильных изделий в процессе развития творческих способностей у художников-стилистов в конструкторской и творческой деятельности, решение творческих задач проектирования текстильных изделий.

Ключевые слова: конструкторская деятельность, творческие способности, метод обучения, художественное конструирование текстильных изделий, художник-стилист.

In the article attention is paid to the organization of educational process in the implementation of design and creative work of the artist-stylist by the means of artistic design of textile products.

The features of the stages of the artistic design of textile products training in the process of the development of the artists-stylists' creative abilities in design and creativity, the solution of creative textile design problems are discussed.

Keywords: design activities, creative skills, teaching method, artistic design of textile products, the artist-stylist

Методы обучения художественному конструированию текстильных изделий неразрывно связаны с историей возникновения портновского ремесла и зародились в процессе развития конструкторской деятельности и непрерывных поисков наиболее рациональных путей и методик художественного конструирования текстильных изделий. В зависимости от задач и особенностей развития художественного конструирования текстильных изделий видоизменялись методы обучения, способы и приемы. Целью методики преподавания художественного конструирования текстильных изделий является подготовка творческой личности. Основополагающим здесь является объединение творчества и обучения художественному конструированию текстильных изделий.

Важно рассматривать в комплексе принципы, задачи, методы обучения художественному конструированию текстильных изделий. Способность конструировать возникает в процессе конструкторской деятельности. Творческие способности получают свое развитиев твор-

ческой деятельности во время выполнения постоянных специальных упражнений по художественному проектированию и художественному конструированию текстильных изделий.

Вопросы методики преподавания художественного конструирования текстильных изделий приобретают в настоящее время особое значение. Они не могут замыкаться только на конструировании (узкопрофессиональных требованиях). Необходимо рассматривать этот вопрос с позиции творчества и опираться в учебном процессе на единство учебных и творческих задач.

Соединяя в единое целое конструкторскую и творческую деятельность художника-стилиста (бакалавра), решается вопрос творческого развития. Эти виды деятельности у художника-стилиста должны развиваться параллельно, дополняя друг друга. Увлечение изучением только конструированием ведёт к оторванности от творческого процесса в художественном конструировании текстильных изделий.

© Карпеева С.А., Родкина А.А. © Karpeeva S.A., Rodkina А.А.

Использование различных сочетаний методов обучения художественному конструированию текстильных изделий ведёт к учету всех сторон подготовки художников-стилистов, включая:

а) начальный уровень подготовки по дисциплинам творческого направления «Технический рисунок», «Композиция костюма», «Архитектоника» и тд.,

б) индивидуальные психологические особенности творческой личности;

в) оптимизацию учебного процесса по художественному конструированию текстильных изделий;

г) специфику творческой и конструкторской деятельности.

И возникают вопросы: Как научить создавать образ? Как раскрыть, сформировать творческие способности? и др.

Развитие творческих способностей является цельной системой включающей цель и содержание обучения, систему контроля и оценки, разработанные дидактические материалы.

В учебном процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий можно выделить три этапа. Первый этап - начальный (можно назвать вводный). В ФГОС ВО поставлены конкретные профессиональные задачи для направления подготовки 54.03.03 «Искусства костюма и текстиля» связанные с творческим направлением выполнением художественных эскизов, набросков моделей, технических рисунков. Художественно-конструкторская деятельность художника-стилиста начинается с технического рисунка с новыми конструктивными решениями по разрабатываемым моделям, с усовершенствованными деталями в текстильныхизделиях. Дисциплины «Рисунок» и «Технический рисунок» обеспечивают формирование образного, художественного мышления у художника-стилиста, а это в свою очередь развитие пространственного и конструктивного видения моделей в проектировании. Эти дисциплины являются начальными и основными навыками в профессиональной компетенции художника-стилиста, что позволяет легче овладеть знаниями последующих дисциплин. Технический рисунок - это точное проекционное и конструктивное изображение моделей, характеризующий форму, силуэт, конструктивные решения элементов конструкции с переходом из художественного образа.

Изучение и использование средств художественного конструирования текстильных изделий оказываются творческим началом составляющим подготовку художника-стилистанаправления подготовки 54.03.03 «Искусства костюма и текстиля». Сегодня в учебном процессе большое значение имеет поиск прогрессивных методов обучения художественному конструированию текстильных изделий, открывающих творческий потенциал будущих профессионалов.

Основное внимание художника-стилиста на начальном этапе обучения (1-2 курсы) нацелено на развитие творческих способностей на отработку умений и навыков исполнительского характера конструкторской дея-

тельности. На первом курсе у бакалавра формируется отношение к учебной работе, задается общее направление учебного процесса на последующие курсы обучения активного творческого потенциала для развития творческих способностей художника-стилиста. Постигаются методы и методики художественного конструирования текстильных изделий, активно накапливается профессиональный творческий опыт, учебные задания носят определяющий характер. Любое активное проявление творческого профессионального характера бакалавром всегда надо поощрять.

Изучение и использование средств художественного конструирования текстильных изделий оказываются творческим началом, направленным на подготовь художника-стилиста.

Второй этап - средний(промежуточный) этап обучения (3 курс). Этот этап связывает начальный и заключительный этапы. Здесь проявляются и развиваются профессиональные конструкторские навыки, творческие качества художника-стилиста. Учебно-аналитические задачи художественного конструирования текстильных изделий являют свое закономерное продолжение в творческом плане и находят выражение в характере индивидуальных качеств. На среднем этапе обучения вероятно разделение учебно-аналитического и творческого подходов в художественном конструировании текстильных изделий, можно разделить учебные и творческие задания. Отдельные учебные упражнения требуют разработки чертежа по готовому техническому рисунку, заданной методике, с готовыми формулами, разменными признаками и процессом построения. Эта является механическая работа, не требующая творческого подхода, а помогает отработать навык разработки базовых конструкций текстильных изделий. Менее сложные конструкции текстильных изделий разрабатываются на начальном этапе обучения.

Третий этап - заключительный (4 курс). На этом этапе предъявляются высокие требования к художник-стилисту, так как он способен решать творческие задачи проектирования текстильных изделий. Изучены в основе методы и методики художественного конструирования текстильных изделий, знания приведены в систему, приобретён опыт творческой работы. Использование практических навыков в творческом поиске по художественному конструированию текстильных изделий подкрепленных теоретическими знаниями выступает на первый план. На четвертом курсе обучения художественному конструированию текстильных изделий стоит задача передать через текстильное изделие образ. Выполняется дипломный проект, требующий творческого подхода к вопросам проектирования и художественного конструирования текстильных изделий.

В связи с увеличением в учебном плане часов на самостоятельную работу необходимо пересмотреть методический фонд по художественному конструированию текстильных изделий, рассмотреть вопрос индивидуализации и дифференциации учебного процесса. При индивидуальных формах обучения художественному

конструированию текстильных изделий показатели эффективности обучения выше. Этот процесс сложный и должен учитывать уровень индивидуальных способностей бакалавра, его подготовку и потребности. Мы должны увидеть профессионала в области художественного конструирования с уникальным творческим подходом к проектированию текстильных изделий.

Направление к индивидуальности обучения художественному конструированию текстильных изделий проходит через организацию самостоятельной работы бакалавров под руководством преподавателя, консультации, мастер-классы, НИРС, проектирование коллекций, участие в международных и всероссийских конкурсах. Это позволяет обратить внимание на вопросы творческого использования знаний, умений и навыков, что привод к развитию творческой личности бакалавра.

Бакалавр в процессе обучения сталкивается с комплексом информации, которая даёт восприятие окружающего мира, где роль отводится эмоциональным, индивидуальным, интеллектуальным особенностям личности. На личностном восприятии художник-стилист воплощает художественный образ модели, отвечающий современным требованиям моды. От восприятия-реальной действительности мира зависит создание им художественного образа, где объективная реальность является первоосновой.

Творческая деятельность художника-стилиста рассматривается как результат познавательной, творческой и конструкторской деятельности в совокупности. В практике эти виды деятельности находятся во взаимодействии между собой. Художник-стилист воспринимает, изучает, познаёт и оценивает художественный образ как объект своей деятельности.

Воспринимая творческий объект своей деятельности, художник-стилист оценивает его, не отделяя процесс проектирования от самого восприятия в момент его изучения. Процессы восприятия, являют в себе элементы творчества при их оценивании и изучении.

Развитие творческих способностей на занятиях художественным конструированием текстильных изделий является способностью видеть целостно творческий объект в каждом отдельном случае этапа проектирования. В практической работе восприятие над образом активно перестраивается в форму сосредоточения внимания на поиске наибольшего количества информационных признаков текстильных изделий, а также количественном и качественном выборе признаков, необходимых для их проектирования. Здесь нужно уделять место управлению познавательной деятельности.

Важным качеством творческих способностей рассматривается специфически развитое конструктивное

мышление в процессе продуктивной деятельности. Деятельность художника-стилиста, связанная с художественным конструированием текстильных изделий, отличается тем, что мышление является в форме оперирования художественными образами текстильных изделий. В процессе творческого освоения художественного конструирования происходит формирование образов восприятия, представления и воображения. Бакалавр должен объективно видеть недостатки и квалифицированно оценивать каждый этап своей работы.

Работа бакалавра направленная на развитие творческих способностей состоит из этапов. Первый этап - художественное конструирование простых текстильных изделий, формы. Второй этап - художественное конструирование текстильных изделий с использованием аналогов. Третий этап - художественное конструирование текстильных изделий по образцу. Четвёртый этап -художественное конструирование текстильных изделий по разработанным художественному и техническому эскизам. В процессе обучения надо показать, что художественное начало положено в творческом создании всех текстильных изделий.

Характер работы бакалавровв значительной степени определяется уровнем технических возможностей и качеством развития творческих способностей в художественном конструировании текстильный изделий. В процессе наблюдения за работой бакалавров (индивидуальные - типологические особенности) выявлено, что темп развития творческих способностей разный. Это оказывает влияние на конечный уровень подготовленности. Для развития творческих способностей ещё необходим метод индивидуального подхода в обучении, что стимулирует учебную и творческую активность бакалавров.

К условиям развития творческих способностей в художественном конструировании текстильных изделий следует отнести ряд задач по формированию волевых качеств бакалавра. Обучение бакалавров художественному конструированию текстильных изделий должно проходить в творческой обстановке. Здесь может быть коллективное посещение выставок текстильных изделий, творческих мастерских, встречи с известными мастерами своего дела, углубленное изучение литературы по художественному конструированию.

В результате этих мероприятий бакалавр сам делает поиск выразительных средств художественных образов, у него формируется и накапливается багаж знаний, приобретается художественный вкус необходимый для развития творческих способностей в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2004.176 с.

2. Виленский М.Я., Образцов ПЛ., Улюн . 1.11. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В.А. -М.: Педагогическое общество России, 2005-192 с.

3. Карпеева С.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования умений и навыков у художника-стилиста по дисциплине «Конструирование костюма».//Образование и общество. Орел: Июль-август 2008 №4(51) С.40

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник.М: Гардарики, 2004 г.

5. Кукуишн B.C. Общие основы педагогики. М-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 г.

6. Хрестоматия: Психология развития. СПб.: Издат.дом»Питер»,2001-512с.

References

1. Actual issues of I arming interest to learning. / Ed. G.I. Schukin. M .: Education, 2004 176 p.

2. Viknskii M.Ya., Obraztsov P.I., Uman A.I. Technologies of professional-based learning in higher education: Textbook. Second edition / Ed. by Slastenin V.A.-M .: Pedagogical Society of Russia, 2005-192p.

3. Karpeeva Some psychological and pedagogical aspects of formation of skills of the artist-stylist for the discipline «Designing the costume». // Education and Society. Orel- July-August 2008 №4 (51) P.40

4. Kodzhaspimva G.M. Pedagogy.Manual.M: Gardariki, 2004.

5. Kuhushin VS. General principles of pedagogy. M Rostov n / D: Publishing Center «Marta», 2006

6. Reader. Psychology of development. SPb .: Publishing house «Peter» 2001. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.