Научная статья на тему 'Повышение уровня обучения бакалавров художественному конструированию текстильных изделий в направлении дидактика'

Повышение уровня обучения бакалавров художественному конструированию текстильных изделий в направлении дидактика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР / ИНЖЕНЕР -КОНСТРУКТОР / ПРОБЛЕМА / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SHAPING OF ABILITIES AND SKILLS / DESIGN ACTIVITIES / BACHELOR / ENGINEER-DESIGNER / PROBLEM / METHOD OF TEACHING / DESIGNING TEXTILES / DIDACTIC METHODS / SYSTEM / PROFESSIONAL COMPETENCES / ENGINEERING AND DESIGN / CREATIVE / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпеева С.А.

Статья посвящена проблеме формирования у бакалавра профессиональных и общекультурных компетенций по художественному конструированию текстильных изделий в процессе повышения уровня обучения студентов в вузе. Рассмотрена система организации педагогического процесса, общие дидактические методы их реализации в конструкторской деятельности бакалавров по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпеева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING OF THE LEVEL OF BACHELORS'' TRAINING TO THE ARTISTIC DESIGN OF THE TEXTILE PRODUCTS IN THE TREND OF DIDACTICS

The article is devoted to the problem of the formation of bachelor’s professional and general cultural competences on the artistic design of textile products in the process of raising the level of students training at high school. The system of organization of educational process, general teaching methods for their implementation in the design work of bachelors in the direction of training 29.03.05 «Design of light industry products» are considered.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня обучения бакалавров художественному конструированию текстильных изделий в направлении дидактика»

УДК 378.14.026.9:687.1.016.5P3 КАРПЕЕВА СЛ.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного проектирования и технологии швейных изделий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. E-mail: karpeevas@bk.ru

UDC378.14.026.9:687.1.016.5P3 KARPEEVA S.A.

Assistant professor of art design and technology of garments, Orel State University named after IS. Turgenev

E-mail: karpeevas@bk.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ В НАПРАВЛЕНИИ ДИДАКТИКА

THE INCREASING OF THE LEVEL OF BACHELORS' TRAINING TO THE ARTISTIC DESIGN OF THE TEXTILE PRODUCTS IN THE TREND OF DIDACTICS

Статья посвящена проблеме формирования у бакалавра профессиональных и общекультурных компетенций по художественному конструированию текстильных изделий в процессе повышения уровня обучения студентов в вузе. Рассмотрена система организации педагогического процесса, общие дидактические методы их реализации в конструкторской деятельности бакалавров по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности»

Ключевые слова: формирование умений и навыков, конструкторская деятельность, бакалавр, инженер -кон-структор, проблема, метод обучения, конструирование текстильных изделий, дидактические методы, система, профессиональные компетенции, инженерно-конструкторская, творческая, научная деятельность.

The article is devoted to the problem of the formation of bachelor 's professional and general cultural competences on the artistic design of textile products in the process of raising the level of students training at high school. The system of organization of educational process, general teaching methods for their implementation in the design work of bachelors in the direction of training 29.03.05 «Design of light industry products» are considered.

Keywords: shaping of abilities and skills, design activities, bachelor, engineer-designer, the problem, method of teaching, designing textiles, didactic methods, system, professional competences, engineering and design, creative, scientific activity.

В современной высшей школе бакалавру приходится справляться с множеством проблем в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий. Обладать нестандартным творческим и конструктивным мышлением для современного бакалавра просто необходимо. При этом основной задачей педагогического процесса в обучении художественному конструированию текстильных изделий стоит создание условий для формирования профессиональных компетенций.

Бакалавр}7 необходимо постоянно повышать свой уровень образования. Поэтому каждый педагог отвечает на вопросы «Как активизировать познавательную деятельность бакалавра?», «Как стимулировать бакалавра заниматься систематически?», «Как правильно сформировать общекультурные и профессиональные компетенции?».

В процессе совершенствования обучения бакалавров сегодня актуальна замена одних методик другими, значительная перестройка образовательных стандартов высшего профессионального образования, переработка учебных планов.

Каждый год создаются новые предпосылки для са-

мостоятельной работы бакалавров, а также для формирования у них профессиональных и общекультурных компетенций в процессе учебной деятельности.

Достижение высшего уровня профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) зависит в первую очередь от эффективной подачи учебного материала, выполнения упражнений - мастер классов.

Умение - это способность выполнить действие, иными словами, способность достичь поставленной цели |3|. Выполняя задания лабораторных и практических работ, с применением необходимых инструментов таких как - (линейка, лента для снятия мерок, манекен), бакалавр приобретает конструкторские умения. Достаточно в форме мастер - класса показать, как выполняется упражнение, то на основе накопленных знаний по дисциплинам: «Прикладная антропология», «Макетирование», «Архитектоника объемных форм», умения формируются сравнительно быстро. Умения совершенствуются при неоднократном повторении действий, которые выполняются рационально, четко и быстро.

Формирование навыков происходит автоматически с опорой на чувствительные ориентиры стандартных

© Карпеева С.А. © Karpeeva S.A.

элементов в процессе повторных стабильных действий - интеллектуальных, сенсорных и моторных операций, что освобождает сознание и удовлетворяет бакалавра (аналитическая методика, операционная система) и происходят действия автоматически. С начало действия выполняются четко, легко и быстро, но при объединении элементов в целостные действия возникают трудности. умения не проявляются, а сформированные навыки оказываются шаблонными. Никакие действия бакалавров до конца автоматизированными не бывают. Автоматизированные действия бакалавра совершенствуются элементами регуляции, контроля, частичным сознанием, что облегчает конструкторскую деятельность и формирование профессиональных компетенций.

По другой синтетической, содержательной методике формирование профессиональных компетенций осуществляется по предметной системе. С начало навыки формируются медленно с некоторыми ошибками. Потом с каждым этапом формирования знаний, закономерности процессов художественного конструирования текстильных изделий, умений находить различные пути решения проблемы, навыки отличаются высоким уровнем, гибкостью. В то же время преподавателю необходимы знания всех процессов успешного формирования профессиональных компетенций: особенности организации учебного процесса, характер осваиваемых действий, методы обучения, индивидуальные возрастные особенности обучаемых и многие другие факторы. Все эти факторы учитываются преподавателем во время учебного процесса. Безусловно, применение соответствующих методов обучения, правильное понимание выполнения действий, учет преподавателем индивидуальности восприятия нового материала, вовлеченность бакалавра в конструкторскую деятельность на уровне возможностей создаёт успешное формирование профессиональных компетенций. Вовлечение бакалавров в конструкторскую деятельность - является главной задачей преподавателя. Проводятся занятия индивидуального характера как добровольные, так и обязательные. Практические и лабораторные работы выполняются по образцам точных, готовых конструкций, индивидуально разработанных в рамках предложенной темы. В процессе формирования профессиональных компетенций достигается адаптация к конструкторской деятельности, удовлетворение качеством выполняемых действий, осуществление самоконтроля.

Тщательная разработка конспекта, дидактического и методического материала, отличное состояние лабораторной базы, ведет к успеху любого занятия. Запланированные действия педагога направленные на развития познавательной активности бакалавра, активизации конструктивного мышления, ведут к правильному формированию профессиональных компетенций. Если к занятию будут тщательно подготовлены как преподаватель, так и бакалавр, то поставленная цель обязательно будет достигнута.

Формирование профессиональных компетенций в области художественного конструирования текстиль-

ных изделий происходит как на лекциях (получение теоретических знаний), так и на практических и лабораторных работах. Организовывая практические и лабораторные работы по художественному конструированию текстильных изделий необходимо учитывать, что хорошо знающий теорию бакалавр может применять свои знания на практике в профессиональной деятельности. Целью проведения лабораторных работ является научить бакалавра решать конкретные практические задачи, применяя правила, что ведет к формированию профессиональных компетенций. Но это выполнимо при высокой активности бакалавра на занятиях и их степени теоретической подготовленности.

В определении принципов организации педагогического процесса инженерно-конструкторской, творческой и научной деятельности бакалавров по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», необходимо придерживаться единства цели, содержания, методов обучения художественному конструированию текстильных изделий и соблюдать их взаимообусловленность.

На формирование профессиональных компетенций влияет выбор содержания дидактического и методического материала, методов обучения, развития и воспитания - все это главные принципы педагогики.

Бакалавр формируется не только профессиональными компетенциями, но и определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессиональной деятельности (общекультурные компетенции). Деятельность педагога и бакалавра в образовательном процессе представляется как взаимодействие субъектов. Их активность является главным принципом организации совместной деятельности. Только при этом педагогические воздействия педагога на бакалавра будут эффективны.

Поставленная цель обучения художественному конструированию текстильных изделий реализуется в отборе методов, средств обучения, содержания учебного процесса. Здесь подходят методы преподавания и контроля способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций; проблемные, эвристические, исследовательские и многие другие [3]. Поскольку процесс формирования профессиональных компетенций возможен в рамках учебной инженерно-конструкторской, творческой и научной деятельности бакалавров, то выбранные методы и средства обучения должны эффективно влиять на эту деятельность. Все это выполнимо в рамках дисциплин «Художественное конструирование текстильных изделий», «Макетирование», «Конструктивное моделирование текстильных изделий» и др.. а также при организации мастер классов, учебных курсов.

Выбирая методы и формы организации учебного процесса необходимо учесть сложность теоретического и практического материала, методическую базу, количество учебных пособий по художественному конструированию текстильных изделий, позволяющих выполнять упражнения самостоятельно. Актуальной формой обу-

чения является лекция (восприятие информации пассивное), диалог-лекция, мастер-классы (презентации с использованием мультимедийного оборудования) на практических и лабораторных работах, где максимально активизируются творческое и конструктивное мышление бакалавров на каждом этапе обучения, а также дополнительные задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа призвана сократить аудиторное время, стимулировать творчество бакалавра, научную деятельность и т.д. Но в действительности из-за недостаточной методической базы, недостатка времени бакалавру самостоятельное овладение научным материалом, выполнение ряда лабораторных работ оказывается малоэффективным. Поэтому грамотно организованная аудиторная работа с преподавателем является наиболее эффективной.

В проблемной ситуации необходимо выяснить направления задач направленных на формирование профессиональных компетенций и активизацию инженерно-конструктивного мышления. Осознание в потребности познавательной деятельности бакалавра, в её активации, в потребности новых научных знаниях приводит к попытке решать проблемы художественного конструирования текстильных изделий известными и доступными способами.

Преподаватель и бакалавр в совместной деятельности решают проблемные ситуации, социальные проблемы, что составляет проблемное обучение. На занятиях художественным конструированием текстильных изделий постоянно необходимо проектировать новые модели с другими характеристиками, улучшать качественные характеристики разработанных конструкций. Учебные задания разрабатываются с учетом профессиональных задач и проблемных ситуаций, решаемых самостоятельно бакалаврами с учетом индивидуальных особенностей. Согласно этому учебные задания должны быть разной степени сложности. По рекомендациям психологов перед одаренными бакалаврами ставятся проблемные ситуации более сложного характера с различными сформулированными проблемами. Применение игровых методов обучения позволяет применять на практических и лабораторных занятиях учебные задания, приближенные к производственным задачам. Например, предлагается учебная задача сыграть роль инженера -конструктора, что способствует развитию творческого, конструктивного мышленияи профессиональных компетенций. Поиск решения учебной задачи и принятие оптимального решения обуславливает применение эвристических методов обучения: метод мозговой атаки, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и т.д. [4].

Рассматривая систему инженерно-конструкторской деятельности бакалавра, ученые-исследователи подразумевают различные дидактические пути формирования профессиональных компетенций в художественном конструировании текстильных изделий.

Наиболее характерны шесть основных систем обучения художественному конструированию текстильных изделий, позволяющие формировать профессиональные

компетенции: предметная, операционная, операционно-предметная, предметно-операционная, операционно-комплексная [3].

По системе предметно-операционной педагог определяет программу учебного курса по художественному конструированию текстильных изделий, где темы заданий изучаются последовательно без ограничения во времени.

При исследовании предметно-операционной системы в учебной программе курса по художественному конструированию текстильных изделий учитывается объём изучаемых тем, количество времени на выполнение заданий освоения дисциплины, также отмечена необходимость формирования правильных инженерно-конструкторских приемов; но программой не предусмотрено формирование профессиональных компетенций по предметной системе. Система инженерно-конструкторской подготовки бакалавра при грамотной организации конструкторской деятельности будет эффективна, выбрав правильные методы обучения.

Методы обучения - это взаимосвязанная система последовательных действий педагога. Педагог организует познавательную, конструкторскую деятельность бакалавра с помощью средств обучения для усвоения теоретических знаний и формирования практических профессиональных компетенций.

Методы обучения представляют собой множество критериев, учитывающих психолого-педагогические принципы организации процессов; выбор сочетаний методов обучения; выбор методов науки: уровень подготовленности бакалавров к работе реализуемыми выбранными методами, степень интенсивности обучения во времени.

Известный факт, что лекция повышает научный уровень подготовки бакалавров и является ведущим методом обучения, формирующим научные знания -метод информационно - рецептивный. В этом случае педагог передает теоретические знания в форме лекции, бесед, диалога. Здесь используются разнообразные технические средства обучения, наглядные пособия (образцы выполненных учебных работ, макеты), презентации. Бакалавр воспринимает научную информацию по вопросам инженерно-конструкторской деятельности, выполняет схемы конструкций текстильных изделий, изучает учебно-методическую литературу.

Формирование у бакалавров профессиональных компетенций, связи теоретических знаний и применение их в ходе лабораторных, практических работах осуществляется методом репродуктивного обучения (выполнение рисунков, конструктивных схем, методических карточек) с помощью мультимедийного оборудования. В этом случае преподаватель направляет и корректирует инженерно-конструкторскую деятельность в течение периода обучения [2].

Выполняя лабораторные работы, бакалавр лучше усваивает учебный материал, теория подтверждается практикой и это зависит от методической, от теоретической и практической лабораторной базы, а также орга-

низации работы бакалавра на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

Переходным является метод проблемного изложения. Происходит постановка проблемной ситуации при переходе к другому уровню исследовательского и эвристического методов обучения художественному конструированию текстильных изделий бакалавров сформируются общепрофессиональные компетенции инженерно-конструкторской, творческой и научной деятельности.

Преподаватель выдает задание на самостоятельную работу отличное от типового выполнения (например, проектирование конструкции на нетиповую фигуру). Хотя бакалавр разрабатывал конструкции на типовую фигуру, при выполнении этого задания могут возникнуть трудности.

Начальное обучение художественному конструированию текстильных изделий всегда носит проблемный характер, а также и задания, направленные на самостоятельное выполнение, при этом создается прочный фундамент для исполнения дальнейших проблемных заданий.

В нестандартной изменённой инженерно-конструкторской деятельности целесообразно применить исследовательский метод проблемного изложения, выполнения вводных практических упражнений.

Так, например, бакалаврам выдается исследовательское задание, где выполняется анализ базовых конструкций по различным силуэтам, покроям, распределения конструктивных прибавок.

Применение этих методов способствует активи-

зации инженерно-конструкторской деятельности в самостоятельной работе при незначительной помощи преподавателя.

Постепенное, поэлементное овладение приемами художественного конструирования текстильных изделий предполагает эвристический метод обучения. С помощью выполнения несложных практических упражнений, изучения учебной методической литературы инженерно-конструктивное мышление у бакалавра развивается уже с первого семестра. В последующих семестрах выполняются задания по художественному конструированию текстильных изделий различного ассортимента. Они способствуют формированию продуктивной инженерно-конструкторской, творческой и научной деятельности бакалавра.

В результате вовлечения бакалавров в спланированную инженерно-конструкторскую деятельность по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» решение проблемы формирования знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, развития конструктивного мышления у бакалавров становится возможным

Следовательно, формирование профессиональных и общекультурных компетенций наиболее эффективно происходит в правильной профессиональной организации учебной индивидуальной деятельности бакалавров. Применение сочетающихся методов и средств обучения непременно даст отличный результат в освоении приемов художественного конструирования текстильных изделий и активности в учебном процессе.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2004. 176 с.

2. Виленский М.Я., Образцов ПЛ., Уман АЛ. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В.А. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.

3. Карпеева С. А. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования умений и навыков у художника-стилиста по дисциплине «Конструирование костюма». // Образование и общество. Орел: Июль-август 2008. №4 (51) С.40

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник. М: Гардарики, 2004.

5. Кукуишн B.C. Общие основы педагогики. М- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

6. Хрестоматия: Психология развития. СПб.: Издат.дом»Питер», 2001. 512 с.

7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 2003. 336 с.:ил.

References

1. Actual issues of forming interest to learning./Ed. G.I. Schukin. M.: Education, 2004-176 p.

2. Vilenskii M.Ya., Obraztsov P.I., Uman A.I. Technologies of professional-based learning in higher education: Textbook. Second edition/Ed. by Slastenin V.A.-M .: Pedagogical Society of Russia, 2005-192p.

3. Karpeeva JL4. Some psychological and pedagogical aspects of formation of skills of the artist-stylist for the discipline "Designing the costume" [Text] / S.A. Karpeeva // Education and Society. Orel- July-August 2008.№4 (51). P.40

4. Kodzhaspimva G.M. Pedagogy. Manual.M: Gardariki, 2004.

5. Kukushin VS. General principles of pedagogy. M - Rostov n / D: Publishing Center "Marta", 2006

6. Reader. Psychology of development. SPb .: Publishing house "Peter" 2001-512 p.

7. Shatalov V.F. The experiment continues. M .: Education, 2003. 336 p, with ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.