Научная статья на тему 'Система эффективного повышения подготовки студентов художественно-графического факультета в процессе преподавания дисциплины «Искусство отделки одежды» при проектировании костюма на компьютере'

Система эффективного повышения подготовки студентов художественно-графического факультета в процессе преподавания дисциплины «Искусство отделки одежды» при проектировании костюма на компьютере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОДЕЖДЫ / КОНСТРУКТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭСКИЗ / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР "COREL DRAW" / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "NOVO CUT" / GRAPHIC REDACTOR "COREL DRAW" / COMPUTER PROGRAM "NOVO CUT" / INTERSUBJECT COMMUNICATION / DECORATIVE CLOTHES ELEMENTS / DESIGN OF CLOTHES / COMPUTER TECHNOLOGIES / THE SYSTEM OF AUTOMATE CLOTHES / ART SKETCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Т. А., Терехова И. В.

В данной статье рассматриваются особенности дисциплин «Искусство отделки одежды» и «Проектирование костюма на компьютере» и их система взаимосвязи в процессе обучения студентов художественно-графического факультета. Представлены примеры выполнения практических заданий по художественной и конструкторской разработке декоративных элементов в компьютерных программах. Тесное сотрудничество преподавателей дисциплин специализации способствует достижению главной цели подготовкихудожников-стилистов высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EFFECTIVE RISE PREPARATION OF THE STUDENTS AT THE DISCIPLINE OF «ART OF THE DECORATION OF CLOTHES» DURING PROJECT CLOTHES ON COMPUTER ON THE ART-GRAPHIC FACULTY

This article deals with the main features of disciplines «Art of Clothes Furnishing» and «Computer Suit Design» and their system of interrelation in the process of training the students of the Art-Graphic Faculty. There are some examples of practical tasks on the art design of the decorative clothes elements with the help of computer programs. A close cooperation between teachers of various special subjects promotes the overall objective achievement, that is the preparation of qualified artists-stylists.

Текст научной работы на тему «Система эффективного повышения подготовки студентов художественно-графического факультета в процессе преподавания дисциплины «Искусство отделки одежды» при проектировании костюма на компьютере»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Т.А. ИЛЬИНА, учебный мастер кафедры художественного

проектирования швейных изделий Орловского государственного университета Тел. 8 (4862)747568; rector@.osu.ru И.В. ТЕРЕХОВА, старший преподаватель кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета Тел. 8-953-625-80-05; terehov@orel.ru

СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСКУССТВО ОТДЕЛКИ ОДЕЖДЫ» ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА НА КОМПЬЮТЕРЕ

В данной статье рассматриваются особенности дисциплин «Искусство отделки одежды» и «Проектирование костюма на компьютере» и их система взаимосвязи в процессе обучения студентов художественно-графического факультета.

Представлены примеры выполнения практических заданий по художественной и конструкторской разработке декоративных элементов в компьютерных программах. Тесное сотрудничество преподавателей дисциплин специализации способствует достижению главной цели — подготовкихудожников-стили-стов высокого уровня.

Ключевые слова: межпредметная связь, декоративные элементы одежды, конструктивное моделирование одежды, компьютерные технологии, система автоматизированного проектирования одежды, художественный эскиз, графический редактор «Corel DRAW», компьютерная программа «NOVO CUT».

Общие тенденции развития рынка образования можно описать следующими процессами: глобализация, стандартизация и доступность образования. В связи с этим основными задачами развития образовательной сферы РФ становятся: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности образования и развитие системы непрерывных межпредметных связей специальных дисциплин.

Бурное развитие персональных компьютеров, локальных и глобальных вычислительных сетей, информационно-телекоммуникационных технологий в конце XX века дало мощный импульс к использованию компьютерного обучения в отечественном образовании. В настоящее время наиболее ярко проявляется тенденция разработки информационных образовательных технологий как междисциплинарная интеграция, которая повышает эффективность обучения дисциплинам специализации.

В Орловском государственном университете на художественно-графическом факультете наряду с многочисленными художественными специальностями ведётся подготовка и по специальности 071501 «Художественное проектирование костюма». В этом учебном блоке студенты изучают ряд специальных дисциплин в соответствии с программой курса, в перечень которых входят и «Проектирование костюма на компьютере», «Искусство отделки одежды».

© T.A. Ильина, И.В. Терехова

Перед педагогами ставятся задачи, направленные на обучение и развитие у студентов способностей по специальности. Система преподавания вышеуказанных дисциплин теоретически обобщает практический опыт работы, формирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и прогрессивной компьютерной технологии. Система рассматривает особенности работы педагога со студентами и выявляет взаимосвязь дисциплин по специальности, а именно «Проектирование костюма на компьютере» и «Искусство отделки одежды». Важное значение здесь имеют структура, содержание образования, его цель и задачи, планирование материала, принципы и способы обучения, с помощью которых прослеживается взаимосвязь этих дисциплин. Процесс обучения студентов осуществляется с помощью оформительской деятельности, в ходе которой студенты учатся изготавливать оригинальные художественные декоративные отделки швейных изделий различными способами, видами и из различных по фактуре материалов, предварительно проектируя декор костюма на компьютере. Это является важным условием в процессе развития компьютерных технологий мирового масштаба.

Преподавание дисциплины «Искусство отделки одежды» ведётся на 4 и 5 курсах.

Целью курса «Искусство отделки одежды» является обобщение и закрепление знаний по специальности, полученных студентами в процессе обучения, и применение этих знаний при решении художественно-технологических задач, а также ознакомление студентов с основами технологии изготовления декоративных элементов швейных изделий и приобретение навыков его изготовления. Неотъемлемой частью курса является формирование эстетического вкуса студентов, системы технологических знаний, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. В результате изучения курса «Искусство отделки одежды» студенты должны получить общие сведения об отделке одежды, теоретические знание и практические навыки в области технологии отделки одежды, а также применять полученные знания при изготовлении проектируемых моделей с учётом развития передовых технологий и моды.

Стимулом учебно-творческой деятельности студентов может являться такая организация учебного процесса, которая была бы направлена на создание художественного образа отделки костюма. Студент во время поиска данного образа де-

кора костюма должен сам найти нестандартные решения задачи и творчески использовать имеющиеся у него в распоряжении средства и уже накопленные ранее знания. Очень важно научить студентов свободному владению дидактическим материалом и технологией в полном объёме. Все эти качества сами по себе не могут создать художественный образ декора костюма. Необходимы фантазия, вкус, художественно-творческая одарённость, способность мыслить образами.

В процессе изучения данной дисциплины решаются следующие задачи:

— изучение приёмов изготовления декоративных элементов костюма;

— развитие творческого мышления и конструкторских способностей при разработке декора костюма;

— формирование у студентов умений и навыков в применении знаний, полученных при изучении дисциплин специализации, на практических занятиях дисциплины «Искусство отделки одежды».

Эта дисциплина изучает виды и формы декоративной отделки одежды, её рациональное использование в костюме, а также процесс проектирования декора костюма и технологии изготовления декоративных элементов костюма.

Для создания декоративной отделки костюма на начальном этапе может быть изображена либо вся форма декоративного решения отделки костюма, либо ее фрагмент. Это первый набросок идеи формы отделки костюма. Он предполагает лаконичное изображение пропорций отделки и костюма, формообразование отделки костюма.

Мы считаем, что выполнению эскизов должны предшествовать упражнения по стилизации натурных объектов, которые направлены на развитие фантазии, ассоциативного мышления, способности мыслить образами. На первоначальном этапе работы важно определить идею, замысел будущего декора костюма, что, возможно, поможет решить эту задачу.

Работу следует начинать с зарисовок растений, животных, птиц. Упражнения по зарисовке и анализу развивают творческое мышление, приводят его в состояние эмоциональной работоспособности. После этого зарисовку необходимо внимательно изучить и на ее основе сделать уже стилизованные наброски.

Мы считаем, что в это время целесообразно включение в творческий процесс серии упражнений по выполнению копий рисунков выдающихся художников-модельеров, которое будет способствовать совершенствованию графических умений

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и навыков студентов, а также активизировать их творческую деятельность, что в итоге даст возможность полнее раскрыть творческий потенциал каждого. Импульс к творческой деятельности в процессе создания декора костюма может дать богатейший музейный, краеведческий, иллюстративный материал по костюму в целом.

Здесь обучение может проходить путем выполнения копий и зарисовок, которые в дальнейшем будут использоваться в работе над эскизами. В этом процессе студенту важно определиться в пропорциях формы костюма и его отделки, в цветовом решении.

При разработке декоративных элементов необходимо учитывать назначение декора, форму и пропорции костюма, цветовое решение декора и костюма, возрастные особенности предполагаемого потребителя [1].

Для правильного изготовления декора на модель необходимо выбрать наиболее оптимальный метод изготовления отделки, учитывая при этом вид материала для отделки и костюма, а также композиционное соответствие.

Основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения студентами специализации в соответствии с учебным планом, можно разрабатывать и создавать модели с разными элементами декора. Эти модели будут значительно отличаться друг от друга по внешнему виду и образному содержанию. Добиться такого разнообразия моделей одежды можно за счёт следующих приёмов:

— использование накладных съёмных и несъёмных деталей отделки;

— применение отделки в виде воланов, рюшей, оборок, складок, а также отделочных материалов (тесьмы, кружева, шнура и т.д.);

— сочетание различных по цвету, фактуре, рисунку отделочных материалов;

— использование декоративной фурнитуры (пуговицы, кнопки, пряжки, замки и т. д.);

— использование различных по цвету, фактуре отделочных швейных ниток для декорирования костюма;

— использование различного рода аппликаций, что особенно часто применяется в детской одежде;

— использование дополнительных декоративных элементов в костюме, таких как декоративные цветы, шейные платки, галстуки и т. д. [2].

Повышение качества высшего профессионального образования, безусловно, определяется использованием новых активных методов обучения. Широкое применение информационных техноло-

гий способно резко повысить эффективность методов изучения дисциплины «Искусство отделки одежды» на практических занятиях и при самостоятельной подготовке студентов. Как раз в рамках дисциплины «Проектирование костюма на компьютере» художественная и конструкторская подготовка студентов осуществляется с использованием компьютерных программ.

Преподавание дисциплины «Проектирование костюма на компьютере» также ведётся на 4 и 5 курсах. Данная дисциплина специализации позволяет расширить теоретические знания студентов, необходимые для проектирования одежды на типовую и индивидуальную фигуру, и овладеть необходимыми навыками и умениями в практическом применении знаний художественного изображения, конструирования, конструктивного моделирования, градации по размерам и ростам с применением ЭВМ. Студенты должны научиться методам разработки базовых и модельных конструкций мужской, женской и детской одежды различных видов и силуэтов с использованием компьютерной программы NOVO CUT (Германия).

В ходе изучения дисциплины «Проектирование костюма на компьютере» студенты осваивают основные вопросы теории и выполняют серию практических заданий на закрепление теоретических знаний по проектированию моделей одежды, используя графические редакторы и САПР (систему автоматизированного проектирования).

Использование в процессе обучения САПР «NOVO CUT» помогает контролировать и регулировать индивидуальный процесс усвоения материала, учитывать различные уровни подготовки студентов, обеспечить условия для самостоятельной работы студентов, заинтересовать их и добиться более сознательного отношения к собственной учебной деятельности, что в итоге поможет создать полноценных специалистов швейного производства.

Целью курса является закрепление у студентов умений и навыков по художественному проектированию костюма, конструированию и конструктивному моделированию различных видов одежды, изучение возможностей применения этих знаний в практической деятельности.

В процессе изучения данной дисциплины формулируются и решаются следующие задачи:

— расширить и практически закрепить теоретические знания и навыки по художественному проектированию костюма, используя графический редактор «Corel DRAW»;

— углубить и практически закрепить теоретические знания и навыки по конструированию

и конструктивному моделированию одежды при работе в САПР «NOVO CUT»;

— осуществлять эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики;

— развивать фантазию у будущих художников-стилистов при выполнении практических заданий.

Происшедший стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств, за последние 10 лет сделал эту технику достаточно доступной. Внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Обоснование необходимости внедрения компьютерной техники в образовательную практику высшей школы содержит два основных, тесно связанных компонента. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров — одно из ярких его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки художников-стилистов на уровне современных требований.

Поэтому мы уверены, что изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе — важнейший компонент подготовки студентов к дальнейшей трудовой деятельности. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников высших учебных заведений будущая профессия станет в основном компьютерной.

Задания по художественному изображению декоративных элементов одежды и конструктивной разработке деталей, выданные студентам на занятиях дисциплины «Искусство отделки одежды», могут с успехом реализовываться также и на практических занятиях по «Проектированию костюма на компьютере».

Организация деятельности студентов включает в себя постановку познавательных задач в начале каждого занятия и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, предъявление алгоритма поэтапных действий при выполнении базовых (начальных) заданий. «Проектирование костюма на компьютере» — необыкновенная дисциплина по многим причинам: одна из самых новых в учебной программе обучения художников-стилистов, одна из самых перспективных, самых динамичных и т.д.

На первом этапе обучения проектированию костюма на компьютере студентам предлагается познакомиться с теорией при помощи удобного электронного учебника. Основные преимущества электронной формы предоставления учебной информации для аудиторной и самостоятельной работы студентов — это компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения), интерактивность, а самое главное — его содержание, представляющее собой синтез теории по основам художественного проектирования костюма и параллельное описание способов осуществления изобразительных приёмов в графическом редакторе и САПР, используя разнообразные функции. Электронный учебник также включает в себя примерные задания для самостоятельного выполнения после изучения каждой темы.

При работе с электронным учебником по художественному проектированию появляется возможность стимулирования творческой активности и развития навыков самостоятельной работы у студентов путём постановки проблемных заданий. Например, изобразить сюжетный рисунок для планируемой вышивки гладью, имея изначально овал или квадрат...

Положительным качеством электронного учебника является возможность организации самотестирования студентами знаний, полученных в ходе изучения отдельных разделов дисциплины «Проектирование костюма на компьютере», предоставления студентам индивидуальных темпов работы на практических занятиях в зависимости от начальной подготовки к работе на компьютере. Студент не находится в состоянии стресса из-за опасения «ничего не успеть». На начальном этапе обучающие задания имеют два уровня сложности. Студент самостоятельно выбирает свой уровень, чувствуя свои силы. Таким образом, выполняя базовые задания, студент находится в «зоне комфорта» и поэтому может раскрыть свой творческий потенциал и проявить интерес к работе в программе. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Следующие, итоговые по темам задания, одинаковые для всех уровней подготовки, выполняются студентами по общей программе.

Как уже было упомянуто выше, для художественного изображения эскизов декора на практических занятиях по дисциплине «Проектирование костюма на компьютере» используется графический редактор «Corel DRAW». Это программа векторной компьютерной графики. Предназначенная по

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

уровню возможностей для профессиональной работы, она в то же время ориентирована на массового пользователя по простоте освоения и удобству интерфейса. Это очень мощный, интуитивно понятный графический редактор, удовлетворяющий требованиям профессионалов и подходящий для тех, кто начинает знакомство с миром компьютерной графики [4]. Программа хорошо подходит как для создания нового собственного изображения, так и для корректировки уже существующего (или ранее созданного). Работая в данном

графическом редакторе, наши студенты развивают фантазию и вкус, ведь, используя его средства, можно почти сразу увидеть и оценить форму, покрой изделия, цветовое сочетание, в том числе и декоративных элементов. Художники-стилисты могут подготовить несколько компьютерных зарисовок на данную тематику и отобрать наиболее удачные решения костюма или его декоративных элементов. Вот, например, на рисунке 1 можно увидеть изображение аппликации, выполненное в графическом редакторе Corel DRAW.

Рис. 1 — Графическое изображение аппликации в редакторе Corel DRAW

Для конструирования и конструктивного моделирования съёмных и несъёмных декоративных элементов одежды на практических занятиях по дисциплине «Проектирование костюма на компьютере» используется САПР NOVO CUT (Германия). Конструирование на компьютере с использованием прикладной подсистемы САПР NOVO CUT — «Конструирование по измерениям» основывается на предварительном вводе исходной информации в программу для автоматического расчёта параметров отрезков базовой конструкции швейного изделия, а затем её поэтапного построения на экране монитора. Исходными данными для конструирования одежды на компьютере являются измерения фигуры, конструктивные прибавки и технологические припуски. Базовые конструкции являются основой для создания модельной конст-

рукции. Для построения модельной конструкции в компьютерной программе NOVO CUT используются те же приёмы конструктивного моделирования, которые применяются и при конструктивном моделировании вручную на миллиметровой бумаге: объединение, рассечение деталей, коническое и параллельное их расширение и т. д.

Для построения базовых конструкций одежды с использованием компьютерной программы NOVO CUT «Конструирование по измерениям», на наш взгляд, наиболее подходит Единый метод конструирования одежды (ЕМКО СЭВ). Последовательность этапов построения конструктивных точек и способ радиусографии для оформления некоторых криволинейных срезов базовой конструкции удобны для автоматизированного проектирования моделей одежды.

Построение базовых, а затем и модельных конструкций осуществляется при помощи функций (функциональных кнопок), которые установлены в программе и разделены на три группы. На экране монитора отображаются функции для конструирования, конструктивного моделирования и функции, применяемые для создания лекал и установления на них маркировочных данных. Конструктивное моделирование одежды — это модификация исходной конструкции с целью изменения её модельных характеристик (формы, покроя, характера поверхности, линий членения) [3].

Приёмы конструктивного моделирования применяются и при разработке деталей декоративной отделки одежды. В процессе реализации этой идеи для построения деталей декора в программе САПР NOVO CUT используются приёмы модификации без изменения формы изделия (1-й вид конструктивного моделирования) и модификации с изменением силуэта (2-й вид конструктивного моделирования), т. е. конструктивное построение деталей декора в соответствии с эскизом и дальнейшее их коническое и параллельное расширение (заужение), объединение или рассечение деталей и т. д.

Для проведения конструкторско-технологического анализа модельных особенностей изготавливаемого изделия необходимо определить точное месторасположение декоративных элементов в соответствии с техническим эскизом или фотографией модели, правила их конструктивного или

художественного построения, технологию изготовления, внешний вид, конфигурацию, параметры, положение отделочных строчек, кантов, бейки, аппликации как элементов оформления, величины припусков на швы. Без этой исходной информации процесс разработки и декорирования модели невозможен.

Для правильного расположения декоративных элементов на изделии необходимо учитывать конструктивно-декоративные линии модели, а также границы её деталей. Например, положение карманов на чертеже определяют, ориентируясь на линии базисной сетки, и учитывают то, что мешковина кармана не должна выглядывать от низа изделия и попадать под петли со стороны борта; для лучшего восприятия аппликацию или локальную вышивку располагают на определённом уровне приблизительно посередине детали. С помощью функций прикладной программы NOVO CUT на основе деталей модельной конструкции студентами выполняется конструирование и конструктивное моделирование различных декоративных деталей отделки. На рисунке 2 показан результат построения деталей отделки горловины — жабо и волана. На основе ранее построенных конструкций декора в программе NOVO CUT легко и быстро можно создавать декоративные детали других форм и размеров, изменив лишь некоторые параметры (длину, ширину, величину конического расширения и т. д.).

Рис. 2 — Конструктивное моделирование декоративных элементов отделки горловины женского платья

(жабо, волан) в программе NOVO CUT

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Декоративно-прикладное искусство может стать учителем вкуса, гармонии, способности понимать прекрасное и самому создавать его. Технология развития способностей студентов служит для удовлетворения потребности общества в творчески мыслящих людях. Занятия в свободное время предполагают выбор студентом таких видов деятельности, которые способствовали бы развитию и проявлению его индивидуальности, в результате чего может быть достигнута максимальная реализация способностей. Художественнографические факультеты обладают специальными средствами для формирования и развития практических навыков по специальности 071501 «Художественное проектирование костюма». Творческий процесс по созданию модного костюма

позволяет в ходе практической работы приобрести специальные умения и навыки, которые обладают возможностью применения в любой области художественной деятельности.

Очевидно, что при таком взаимодействии дисциплин «Искусство отделки одежды» и «Проектирование костюма на компьютере» в процессе обучения художников-стилистов по костюму повышается уровень подготовки будущего специалиста. Знания, умения и навыки по изготовлению декоративных элементов одежды, полученные в учебных мастерских и закреплённые при работе на компьютере, развивают творческие способности студентов и должны помочь в будущем на производстве правильно организовать творческий процесс создания новых разнообразных моделей.

Библиографический список

1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях [Текст]. — С-П. — ТОО «Лейла», 1994 — 320 с.

2. Кокеткин П.П. Одежда: технология — техника, процессы — качество. [Текст] — М.: Изд. МГУДТ, 2001. — С. 390-431.

3. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. [Текст] — М.: МГАЛП, 1999. — 216 с.: ил.

4. Петров М.Н. Самоучитель Corel DRAW [Текст] — С-П. «Питер», 2003. — 624 с.: ил.

I.V. TEREHOVA, T.A. ILYINA

THE SYSTEM OF EFFECTIVE RISE PREPARATION OF THE STUDENTS AT THE DISCIPLINE OF «ART OF THE DECORATION OF CLOTHES» DURING PROJECT CLOTHES ON COMPUTER

ON THE ART-GRAPHIC FACULTY

This article deals with the main features of disciplines «Art of Clothes Furnishing» and «Computer Suit Design» and their system of interrelation in the process of training the students of the Art-Graphic Faculty.

There are some examples of practical tasks on the art design of the decorative clothes elements with the help of computer programs. A close cooperation between teachers of various special subjects promotes the overall objective achievement, that is the preparation of qualified artists-stylists.

Key words: intersubject communication, decorative clothes elements, design of clothes, computer technologies, the system of automate clothes, art sketch, graphic redactor «Corel DRAW», computer program «NOVO CUT».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.