Научная статья на тему 'Ориентация конструктора швейных изделии в творческой деятельности в процессе формирования профессиональных компетенций'

Ориентация конструктора швейных изделии в творческой деятельности в процессе формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПРОБЛЕМА / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF COMPETENCIES / DEVELOPMENT ACTIVITIES / STUDENT / PROBLEM / LEARNING METHOD / CONSTRUCTING GARMENTS / DIDACTIC METHODS / THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпеева С.А., Стебакова Т.Г.

Статья посвящена проблеме улучшения качества образования в области конструирования швейных изделий в процессе повышения уровня подготовки студентов в вузе. Рассмотрена система организации педагогического процесса, общие дидактические методы их реализации в конструкторской деятельности в обучении конструированию швейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпеева С.А., Стебакова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION OF THE DESIGNER OF GARMENTS IN CREATIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES

The article is devoted to the problem of improving the quality of education in the design of garments in the process of improving the level of training of students in high school. The system of organization ofpedagogical process, General didactic methods of their realization in design activity in training in designing of garments is considered.

Текст научной работы на тему «Ориентация конструктора швейных изделии в творческой деятельности в процессе формирования профессиональных компетенций»

УДК 378.14.026.9:687.016.5Р3 КАРПЕЕВА С. А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: karpeevas@bk.ru СТЕБАКОВА Т.Г.

кандидат технических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tanyastebakova@yandex.ru

UDC 378.14.026.9:687.016.5P3 KARPEEVA S.A.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of fashion industry, Orel State University E-mail: karpeevas@bk.ru STEBAKOVA T.G.

Candidate of technical Sciences, associate Professor offashion

industry, Orel State University E-mail: tanyastebakova@yandex.ru

ОРИЕНТАЦИЯ КОНСТРУКТОРА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ORIENTATION OF THE DESIGNER OF GARMENTS IN CREATIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMATION

OF PROFESSIONAL COMPETENCES

Статья посвящена проблеме улучшения качества образования в области конструирования швейных изделий в процессе повышения уровня подготовки студентов в вузе.

Рассмотрена система организации педагогического процесса, общие дидактические методы их реализации в конструкторской деятельности в обучении конструированию швейных изделий.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, формирование компетенций, конструкторская деятельность, студент, проблема, метод обучения, конструирование швейных изделий, дидактические методы, система.

The article is devoted to the problem of improving the quality of education in the design of garments in the process of improving the level of training of students in high school.

The system of organization ofpedagogical process, General didactic methods of their realization in design activity in training in designing of garments is considered.

Keywords: professional competence, the formation of competencies, development activities, student, problem, learning method, constructing garments, didactic methods, the system.

В экономических условиях нашей страны и постоянно меняющемуся спросу на рынке труда в области легкой промышленности возрастают требования к профессиональной компетентности специалистов. Стремительное развитие сферы швейной промышленности, направленной на удовлетворение желаний различных категорий граждан, ставит систему профессионального образования вуза перед внедрением современных, адаптивных педагогических технологий, позволяющих осуществлять качественное ориентированное обучение.

Специальность конструктор швейных изделий в нашей стране не новая и универсальная. Выпускник вуза должен быть ориентирован и адаптирован к новым экономическим требованиям, предъявляемым к легкой промышленности и соответственно к классификации специалистов на рынке труда. Конструктор проектирует облик рождающейся моды. Он занимается поиском новых конструктивных форм, новых образцов, новой философии в одежде современного человека. Творческая деятельность такого специалиста определяет эстетический идеал своего времени и формирует, таким образом, наши вкусовые предпочтения.

Особое значение имеет необходимость формирования профессиональных компетенций, что приводит к

развитию умений и навыков творческой деятельности в подготовке конструктора швейных изделий, связанных с художественно-конструкторской работой в области производства швейных изделий.

Конструктору швейных изделий необходимо обладать творческим потенциалом в конструкторско-художественной деятельности, соединяющей

художественные и конструкторские задачи и требующей формирование профессиональных компетенций, отвечающих принципам технического и художественного творчества.

Прогрессивная составляющая, отвечающая современным требованиям подготовки конструктора швейных изделий возможна только на основе приобщения его как к художественной, так и к технической культуре. В условиях обучения конструированию швейных изделий в современном вузе, когда с каждым годом стремительно нарастает объем знаний, необходимо, чтобы создавалось множество различных вариантов индивидуального овладения студентами новыми знаниями, умениями и навыками в их профессиональной деятельности.

Перед каждым педагогом вуза всегда стоят задачи по стимулированию студентов в вопросах

© Карпеева С. А., Стебакова Т.Г. © Karpeeva S.A., Stebakova T.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018

систематического ускоренного процесса овладения новым материалом, и активизации познавательной деятельности, что непосредственно ведет к формированию профессиональных компетенций.

Прочность сформированных профессиональных компетенций зависит от эффективной подачи новой учебной информации. Применение конструкторских средств обучения при выполнении заданий различных упражнений имеет большую значимость в процессе формирования профессиональных компетенций конструктора швейных изделий.

«Умение - это способность выполнить действие, иными словами, способность достичь поставленной цели. Эта способность приобретается в процессе обучения. Поэтому можно сказать, что умение конструировать есть способность выполнить задание по конструированию с применением необходимых инструментов (сантиметровая лента, линейка, манекен и т.п.).

По мере повторения действий умения совершенствуются, а сами действия выполняются быстро, четко, рациональными способами. В результате многократных повторений, действия могут перейти в навык. Формирование навыков относится в основном к действиям, которые стабильны по своему характеру

Навыки относятся к приемам выполнения действий, а не к их цели и условиям. Автоматизация освобождает сознание от контроля им самим осуществления моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, из которых складывается действие. В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения выполнение действия в целом становится более сознательным. В основе формирования навыков лежат пробные попытки и отбор. Без повторных практических попыток формирование навыков невозможно. Это относится к построению базисных сеток, конструктивных узлов по различным методикам (построение плечевых и нагрудных вытачек, горловины, проймы и т.д.)» [4].

С одной стороны, никакое действие студента по конструированию швейных изделий не бывает до конца автоматизированным (т.е. удаленным из сознания), потому что оно, в конечном счете, вызывается и управляется сознательной целью, с другой - фактически любое действие студента частично автоматизировано благодаря навыкам, которые в значительной мере осуществляются без участия сознания. Студент никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля (автоматизация имеет важное значение, так как облегчает полноценное выполнение всякой деятельности). Автоматизация отдельных сторон действий изменяет и совершенствует их структуру [2].

Для эффективного формирования профессиональных компетенций в области конструирования швейных изделий можно рассмотреть один из путей формирования профессиональных компетенций требующий опоры на чувственные ориентиры. Здесь предметные упражнения должны осуществляться на стандартных элементах, формальных задачах. «Решению таких задач способствует знание результата и удовлетворение при его достижении и закре-

плении элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической. Здесь отражена поэлементная формально аналитическая методика.

При аналитическом подходе сначала формирование профессиональных компетенций идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако, затем возникают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Формирование профессиональных компетенций замедляется, а сформированные навыки оказываются иногда шаблонными и негибкими» [8]. Необходимо обращать внимание на допускаемые ошибки и действия выполненные «нечисто» для того чтобы проанализировать и ускорить обучение где сформированные навыки будут отличаться гибкостью и легкой приспосабливаемостью в процессе обучения.

Успешность формирования профессиональных компетенций по конструированию швейных изделий требует от преподавателя знания основных явлений и закономерности процесса обучения и соблюдения ряда условий. Сложность этого процесса обучения объясняется тем, что на него оказывают влияние самые разнообразные факторы: характер осваиваемых конструкторских действий, особенности организации и методов обучения конструированию швейных изделий, степень подготовленности обучающихся ранее, возрастные и индивидуальные особенности студентов и т. д. Влияние этих факторов необходимо учитывать при проведении занятий по конструированию швейных изделий в процессе формирования профессиональных компетенций.

К основным условиям, определяющим успешность формирования профессиональных компетенций в области конструирования швейных изделий, можно отнести следующее: заинтересованность в достижении успеха; отношение к учебным заданиям и упражнениям; применение методов обучения, соответствующих особенностям формируемых профессиональных компетенций; четкое понимание студентами критериев правильности выполнения действий; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов.

Главный критерий занятия - включение в учебную творческую деятельность всех без исключения студентов на уровне их профессиональных возможностей. С этой целью используют индивидуальные задания - обязательные и добровольные. Менее подготовленные студенты выполняют работу по образцу готовой конструкции, лучше усвоившим программу студентам, предоставляется право выбора в рамках изученной темы.

Процесс овладения студентами конструкторскими действиями сводится к тому, чтобы, во-первых, они достигли удовлетворенного качества (точности) выполняемых действий и, во - вторых, чтобы они ориентировались в действиях процесса выполнения упражнений программы и могли осуществить самоконтроль.

Успех любого занятия по конструированию швейных изделий - в его тщательной подготовке со стороны преподавателя. Это разработка плана ведения занятия, дидактическое и материально - техническое обеспечение. Преподаватель должен планировать как свои действия, так и работу каждого студента, предусматривать моменты трудностей, пути поддержки их преодоления, в процессе

развития познавательного интереса.

Поставленная цель может быть достигнута только в том случае, если к занятиям будут тщательно подготовлены как преподаватель, так и студенты.

При организации лабораторных работ по конструированию швейных изделий необходимо учесть теоретический материал. Основное требование к лабораторному занятию в вузе - выбор такого содержания учебного материала и формы организации занятия, которые бы способствовали развитию познавательной деятельности, формированию профессиональных компетенций у студентов и их самостоятельности.

Основная цель проведения лабораторных работ состоит в том, чтобы научить студента решать конкретные задачи и применять их результаты на практике. Большое значение в обучении конструированию швейных изделий имеет инструктаж действий и обоснование применения теоретических знаний. Например, преподаватель разъясняет этапы построения базовых конструкций. Затем каждый студент приступает к выполнению пробных действий. После этого преподаватель указывает студентам их основные ошибки, и объясняет более подробно построение с направлением допущенных ошибок каждому. Объяснение дополняет сведениями о способах определения положения конструктивных точек. Дальнейшее совершенствование формирование профессиональных компетенций происхо-

дит в процессе выполнения других упражнений.

Необходимо указать одну важную особенность формирования профессиональных компетенций в обучении конструированию швейных изделий. Овладение профессиональными компетенциями обеспечивает образование умений и навыков высокого уровня общности. И недооценка этого положения может привести к педагогическим просчетам.

Чем выше уровень общности формируемых профессиональных компетенций, тем большую роль в них играют знания студентов. Имеет большое значение способность студентов применять полученные знания на практике. Параллельное теоретическое и практическое обучение (закрепление теории на практике) обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности. Студенту перед решением практической задачи, необходимо мобилизовать для ее решения знания которыми он обладает. Следовательно, просто уметь применять свои знания на практике, что ведет к постоянному укреплению сформированных профессиональных компетенций.

Таким образом, одной из важных задач процесса формирования профессиональных компетенций конструктора швейных изделий, в творческой деятельности является формирование конструкторских умений и навыков, развития конструктивного мышления и способности применения знаний в практической деятельности.

Библиографический список

1. ГусароваЕ.Н. Современные педагогические технологии [Текст]/Е.Н. Гусарова. М.:АПК и ППРО, 2005. 176с.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал.проф.пед. ун-та,2000.

3. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель)// Проблемы качества образования. Кн.2.М. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. Карпеева С.А. Методические аспекты формирования умений и навыков у студентов при конструировании костюма. //Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал №1. Орел 2008.С.276.

5. КукушинВ.С. Общие основы педагогики. М. -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2006.

6. Образцов П.И., Коломов Д.В., ПимоновР.В. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып.4Часть 2 Тула: Изд-во ТулГУ2014.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Москва - Орел, 1997. 208 с.

8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002.

References

1. GusarovaE.N. Modern pedagogical technologies [Text]/E. N. Gusarova. M.:AIC and continuing education for educators, 2005. 176 p.

2. ZeerE.F. Psychology of personality-oriented professional education. Yekaterinburg: publishing house of Ural.prof. PED.UN-TA, 2000.

3. Zimnyaya I.A. Socio-professional competence as a holistic result of vocational education (idealized model)// Problems of the quality of education. kN.2.M.-Ufa: Research center of problems of quality of training of specialists, 2005.

4. KarpeevaS.A. Methodical aspects of forming skills and abilities of students in the design of a suit. // Uchenye zapiski Orel State University. Scientific journal №1. Eagle 2008. C.276.

5. Kukushin VS. General basics of pedagogics. M -Rostov n/D: Publishing center "March",2006.

6. ObraztcovP.I., KolosovD.V., Pimonov R.V. Interdisciplinary approach as the basis of modelling of process of formation of professional competences of students // proceedings of the Tula state University. Humanities. Vol.4 part 2 Tula: Izd-vo Tulgu, 2014.

7. UmanA.I. Technological approach to learning: theoretical foundations [Text]/AI Uman. - Moscow-Orel, 1997.-208 p.

8. Shamova T.I., TretyakovP.I., Kapustin N.P. Management of educational systems. Moscow: Vlados, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.