Широковских Маргарита Сергеевна
ТЕКСТИЛЬНЫЕ РИСУНКИ БОРИСА МИГАЛЯ ДЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФАБРИКИ "НОВОСТЬ"
В статье отражены результаты исследования ассортимента текстильно-галантерейных изделий, выпущенных в 1970-1980-х гг. одним из промышленных предприятий Ленинграда. Задача статьи - анализ художественных качеств в рисунках платков. На основе вещественных и фотоматериалов из частных коллекций выявлены характерные типы текстильных орнаментов и их вариации в проектах Б. Мигаля. Рассмотрены проблемы, ключевые для определения творческой индивидуальности художника. Выводы апробированы в учебном процессе.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-1/60.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 211-215. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
5. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 41-62.
6. Connell R. W. Masculinities. Cambridge, UK: Polity Press, 2005. 497 p.
7. Sekher T. V., Hatti N. Discrimination of Female Children in Modern India: from Conception through Childhood [Электронный ресурс]. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/resource-pdl/UNFPA_Publication-39865.pdf (дата обращения: 16.05.2016).
GENDER SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY
Churkina Nataliya Anatol'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
The article attempts to reveal the mechanism of the gender self-determination of an individual in the conditions of the domination of both the patriarchal picture of the world and the transformation of contemporary culture. Socio-cultural, socio-economic and socio-political processes occurring in the society act as determinant factors of the system of the values of a contemporary man that significantly affects the process and result of gender self-determination.
Key words and phrases: gender self-determination; gender mentality; picture of the world; patriarchy; violence.
УДК 745/749 Искусствоведение
В статье отражены результаты исследования ассортимента текстильно-галантерейных изделий, выпущенных в 1970-1980-х гг. одним из промышленных предприятий Ленинграда. Задача статьи - анализ художественных качеств в рисунках платков. На основе вещественных и фотоматериалов из частных коллекций выявлены характерные типы текстильных орнаментов и их вариации в проектах Б. Мигаля. Рассмотрены проблемы, ключевые для определения творческой индивидуальности художника. Выводы апробированы в учебном процессе.
Ключевые слова и фразы: платок; Борис Мигаль; текстильная промышленность; растительный мотив; геометрический орнамент.
Широковских Маргарита Сергеевна, к. искусствоведения
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица [email protected]
ТЕКСТИЛЬНЫЕ РИСУНКИ БОРИСА МИГАЛЯ ДЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФАБРИКИ «НОВОСТЬ»
Борис Мигаль (1946-1999) - выпускник кафедры художественного текстиля Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, выдающийся мастер гобелена, являлся одним из представителей «идеи пластического взрыва» [6, с. 372]. Работы художника в области ручного ткачества заставили обратить на себя внимание еще когда он был студентом; в 1970-1980-е гг. художественная ценность произведений зрелого автора не вызывала сомнений, его гобелены достаточно часто освещались в периодике [1; 2, с. 249]. С 1992 по 1999 гг. Б. Мигаль преподавал на кафедре художественного текстиля Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица [6, с. 374].
Ранние работы Б. Мигаля демонстрировали интерес к новым формам текстиля, характерным для 1970-х гг. [5, с. 118]. Художник окончил училище в 1970 г. и по распределению был направлен на производственное объединение «Новость». Творческий почерк художника, воплощенный в изделиях серийного производства, не был рассмотрен ранее. В связи с этим автор данной статьи осуществил попытку исследовать ряд платков и тканей, выпущенных фабрикой «Новость» по эскизам Бориса Мигаля, определить их тематику и художественные особенности.
В процессе подготовки статьи были использованы различные группы источников: вещественные (платки, ткани, эскизы), литературные (статьи, диссертации), интервью (Ф. И. Лейбович, Т. В. Слезина).
В последние несколько лет в Санкт-Петербурге прошли выставки, посвященные творчеству Бориса Ми-галя (2012, 2013, 2016). На одной из них («Б. Г. Мигаль. Избранное», Елагиноостровский дворец-музей) были представлены платки и эскизы набивных рисунков ленинградской фабрики «Новость». Известно, что художник отдавал предпочтение гобелену, считая проектирование орнаментов для промышленного текстиля работой второстепенной и недостаточно интересной. Тем не менее в контексте изучения истории текстильного дизайна его проекты представляют интерес в первую очередь как пример взаимодействия художественной школы и серийного производства.
Рис. 1. Платок с растительным орнаментом. Штапельное полотно, печать; 1970-1980 гг.
Автор проекта Б. Г. Мигаль
Коллектив мастерской фабрики «Новость» состоял из профессионалов со специальным художественным образованием: Ф. И. Лейбович, В. А. Самошкин, А. Г. Сахенберг, А. Кардашев и пр. На должности разрисовщиков нередко принимались молодые выпускники ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (так, например, в цехе росписи, расположенном в Пантелеймоновской церкви на Соляном переулке, сразу после окончания училища работала Н. Н. Менкович, которая впоследствии стала главным художником фабрики им. В. Слуцкой).
Ассортимент фабрики был ограничен платками, косынками, галстуками, кашне; выпускались и декоративные ткани, но они составляли небольшой процент от общего объема. Тематика рисунков нередко определялась заказами на сувенирную продукцию (например, чемпионат по хоккею среди юниоров, коммунистические праздники и юбилейные даты), но художники умели работать с мотивом на плоскости, поэтому им удавалось превратить в текстильный орнамент даже советскую символику. У каждого из них была собственная тематическая линия, привносившая в каждую «тиражную» вещь ощущение авторского произведения. Борис Мигаль в этом отношении был автором узнаваемым: он работал в основном с цветочными мотивами. Коллеги отмечают, что в его проектах платков часто присутствовали изображения роз.
Дизайн всегда следует за наукой, и дизайн текстиля являет собой яркий пример этой взаимосвязи. Развитие селекции сделало некоторые виды редких, требовательных в уходе и даже экзотических (например, орхидея "Phalaeшpsis") растений привычными для жителей городов и впоследствии традиционными для раппорт-ных рисунков. Появление в отечественном текстиле мотива розы имеет свою историю. Внешний вид этого растения с обилием лепестков, привычный для нас, стал характерен для розы лишь после XVI в. [3, с. 56]. Нередко розами называли растения из семейства мальвовых (просвирник) и вересковых (рододендрон). Шелковые ткани, произведенные по рисункам Филиппа де Лассаля, оказали большое влияние на распространение данного мотива: розы появились не только в русских шелковых тканях, ситцах, платках, но и в жостовской росписи по металлу. Отечественные мастера-рисовальщики преобразовали розу в сторону усиления ее декоративных качеств. В русском текстильном рисунке роза - это всегда синоним праздника; «сарафанный» ситец с крупными соцветиями или шерстяной павловопосадский платок неотделимы от понятия «русский стиль», несмотря на то, что их история распространяется менее чем на два столетия.
Рис. 2. Текстильный календарь. 1983 г. Ленинградская фабрика «Новость». Автор проекта Б. Г. Мигаль
Творчество Бориса Мигаля ассоциируется с монументальными произведениями, утонченно-лаконичными по цвету и выверенными по композиции. Его гобелены не просто соответствовали «ленинградской школе гобелена», они вместе с работами М. Б. Ганько, Н. В. Першиной, И. М. Рахимовой, Н. З. Еремеевой, А. С. Давыдовой, С. А. Бусыгиной, Г. В. Бушуевой эту школу формировали; кроме того, они идеально вписывались в архитектурную среду своего времени. Обращение Б. Мигаля к столь пышному мотиву как роза при разработке платочных композиций кажется неожиданным. В его проектах нашло отзвук многоцветие павловопосадских платков. В одном из сохранившихся изделий художником предложена классическая композиционная схема: крупные соцветия и листья, дополненные изящно проработанными травами, создают широкую кайму. Набивной рисунок выполнен «в один цвет» красным по белому фону, и благодаря детальной разработке элементов (штриховка в крупных элементах, четкие силуэты мелких травных орнаментов) автору удалось построить насыщенную динамичную плоскость (Рис. 1).
Подобная трактовка собранных в группы флоральных мотивов присутствовала в его проектах оформления текстильных календарей, выпуск которых в 1970-1980-х гг. решал сложную производственно-творческую проблему обновления и совершенствования ассортимента трудно реализуемых синтетических непластичных тканей (Рис. 2).
В художественной мастерской фабрики «Новость» не было специализации каждого художника на оформлении платков или тканей определенного артикула и использовании одного вида орнамента, тем не менее, в работах Феликса Лейбовича, Арсена Кардашева, Владимира Самошкина, Бориса Мигаля появились излюбленные темы, доминирующие ритмы и цвета.
В своих проектах Б. Мигаль излишне не усугублял текстильное пространство, он стремился всячески выявить и акцентировать плоскостный характер текстильного изображения. В платки с традиционной цветочно-растительной орнаментировкой художник включал шахматную клетку, сохраняя при этом ясное соотношение изобразительных элементов. В трактовке крупных бутонов роз он свободно нарушал близость к натуре, чаще обращался к крупномасштабным построениям.
Одно из самых интересных текстильно-галантерейных изделий, выпущенных по его эскизу - черно-белый платок с вьющимися ветками и мелкомасштабной клеткой. В орнаментальном решении данного платка художник использовал только один растительный мотив, ветвь с цветами и листьями, поданную силуэтом с незначительной проработкой, которая заполняет два противоположных угла изделия; другие два угла обозначены равномерными ритмами диагональных полос. Крупный средник поделен автором на четыре части и выстлан равномерной черно-белой шахматной клеткой. Тонкая черная однородная кайма завершает логически выстроенную статичную композицию (Рис. 3).
Рис. 3. Платок. 1970-1980 гг.; печать, шелк. Автор проекта Б. Г. Мигаль
Принцип шахматной клетки художник использовал и в проекте платка с розами, заключив простейший раппортный рисунок в квадратную форму и ограничив его узкой каймой. Квадраты с изображением крупных роз чередуются с сегментами, равномерно заполненными мелкомасштабной клеткой (Рис. 4).
Сетчатая плоскость была использована художником для заполнения фона в серии платков на тему сказочного водного мира. Группы символических изображений тритонов и русалок Б. Мигаль вписывал в строгий язык графики, не забывая о функциональной роли узора, его связи с назначением ткани, ее фактурой.
Подобный подход при изложении избранной темы использовала художник московского шелкового комбината «Красная Роза» Н. М. Жовтис. Сувенирные платки, спроектированные ею в конце 1960-х гг. («Сочи», 1968; «Останкинская башня», 1968), демонстрировали эстетическую взаимосвязь между изобразительными элементами (архитектура, транспорт) и геометрическим рисунком, заполняющим кайму, средник или углы платка [4, с. 100-101].
Рис. 4. Платок. 1970-1980-е гг. Ленинградская фабрика «Новость»
Работа с геометрическим орнаментом, на первый взгляд представляющаяся ограниченной слишком узкими рамками, раскрывает для профессионала большое разнообразие направлений. В русле общих стилевых изменений, происходивших в советском декоративно-прикладном искусстве в 1970-1980-х гг., в изделиях фабрики «Новость» активизировались поиски новых орнаментальных тем и композиционных решений. Среди изделий с традиционным растительным рисунком появились образцы с новыми формами орнамента. Шотландский мотив "hounds tooth" («собачий клык», англ.) в отечественной практике известный как «гусиная лапка» был освоен художниками фабрики Ф. И. Лейбовичем и Б. Г. Мигалем. Но если Феликс Лейбович совмещал его с изображениями экспонатов оружейной палаты, то Борис Мигаль вводил этот элемент в цветочные композиции. На выставке в Елагиноостровском музее в 2013 г. была представлена одна из таких работ: кайма и стилизованная крупная цветочная розетка с плоскостной трактовкой мотивов заполнены вариациями "hounds tooth".
Рис. 5. Кашне; шелк, печать; 1970-1980-е гг. Автор проекта Б. Г. Мигаль
Работу над проектами кашне и косынок Б. Мигаль вел в таком же сдержанном двух-трехцветном колорите, используя несложную композицию с преобладанием открытого фона, лаконичных рисунков, выразительной графики (Рис. 5). Сохранились образцы текстильно-галантерейных изделий фабрики, произведенные по эскизам Б. Мигаля, в оформлении которых использованы этнические орнаменты (Рис. 6), фрукты и ягоды, антропоморфные изображения, что свидетельствует о весьма разносторонних проектных возможностях художника. Тем не менее, его авторские предпочтения оставались на стороне графического принципа построения изображения с богатой ритмической аранжировкой геометрических мотивов и относительно плотным заполнением плоскости изделия орнаментом.
В проектах Бориса Мигаля для ленинградского текстильно-галантерейного объединения «Новость» холодная отвлеченность геометрических элементов часто преобразовывалась в зернистую мерцающую поверхность; его рисунки дизайнерского характера при всей простоте использованных средств демонстрировали развитие в одной композиции масштаба орнамента от мелких элементов к крупным. Кроме того, проекты платков художника отвечали требованиям производства и соответствовали возможностям технологической базы (печать плоскими шаблонами).
Рис. 6. Платок с этническим орнаментом; печать, полиэстер; 1970-1980 гг. Автор проекта Б. Г. Мигаль
Знакомство с историей работы мастерской ленинградской фабрики «Новость» еще раз убеждает в том, что художник на производстве занимал ответственное место. Разнообразие тем и композиционных вариантов платков свидетельствует о большой степени свободы, предоставленной художникам руководством объединения. Их платки отвечали не только требованиям бытового использования, но и экспозиционным задачам -они неоднократно были представлены на выставках.
Практическую значимость данного материала определяет возможность его использования дизайнерами и художниками как при автоматизированном проектировании, так и при традиционном ручном способе создания эскизов. Разработки текстильных рисунков на ленинградских текстильных предприятиях, почти не изученные в искусствоведческой практике, способны оказать помощь при оформлении изделий массового промышленного производства. Практической реализацией результатов является также использование данного материала в учебном процессе на кафедре художественного текстиля Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (лекционный курс «История текстильного дизайна» по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн).
Список литературы
1. Василевская И. Борис Мигаль // Декоративное искусство СССР. 1987. № 10. С. 28-29.
2. Габриэль Г. Н., Софьина К. Ф. Выставка ленинградского текстиля // Советское декоративное искусство. 1983. № 7. С. 247-251.
3. Соловьев В. Л., Болдырева М. Д. Ивановские ситцы. М.: Легпромбытиздат, 1987. 221 с.
4. Стриженова Т. Наталья Жовтис // Советское декоративное искусство. 1987. № 9. С. 90-113.
5. Стриженова Т. Созвучие времени // Советское декоративное искусство. 1983. № 7. С. 112-122.
6. Цветкова Н. Н. Выставка «Борис Мигаль. Художник и учитель» // Искусство и диалог культур: VI Международная межвузовская научно-практическая конференция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. Вып. 6. С. 372-375.
TEXTILE DRAWINGS OF BORIS MIGAL' FOR LENINGRAD FACTORY "NOVOST"
Shirokovskikh Margarita Sergeevna, Ph. D. in Art Criticism Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design [email protected]
The article reflects the results of the study of the range of textile fancy goods that were issued in the 1970-1980s by one of the industrial enterprises of Leningrad. The task of the paper is the analysis of the artistic qualities of drawings on scarves. On the basis of materials and photographs from private collections the author identifies the specific types of textile ornaments and their variations in B. Migal's projects. The article also considers the key problems for the determination of the artist's creative personality. The conclusions have been tested in academic process.
Key words and phrases: scarf; Boris Migal'; textile industry; floral motive; geometric ornament.