Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования проектной компетентности студентов - архитекторов при изучении культурологии'

Теоретическая модель формирования проектной компетентности студентов - архитекторов при изучении культурологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT COMPETENCE / CULTUROLOGY AS AN ACADEMIC DISCIPLINE / ARCHITECTURAL PROJECTS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурковская Т.В., Борисова Ю.Н.

В результате педагогического исследования подготовки бакалавра-архитектора спроектирована теоретическая модель формирования проектной компетентности. Определены практико-ориентированные технологии обучения. Выявлены педагогические условия формирования проектной компетентности студентов в процессе изучения культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурковская Т.В., Борисова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF ARCHITECT-STUDENTS'' PROJECT COMPETENCE FORMATION IN STUDIES OF CULTUROLOGY

As a result of pedagogical research of a Bachelor-architect, a theoretical model for project competence is designed. Practice-oriented educational technologies are determined. Pedagogical conditions for students’ project competence formation in studies of culturology are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования проектной компетентности студентов - архитекторов при изучении культурологии»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.026.9 (072.8) БУРКОВСКАЯ Т.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Е-таП: bиrkovskaya. tat@yandex.ru БОРИСОВА Ю.Н.

ассистент кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: ogy-borisova@maiI.ru

UDC 378.026.9 (072.8)

BURKOVSKAYA T.V.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of Professional education theory and teaching techniques, Orel State University named after

I.S. Turgenev. e-mail: burkovskaya.tat@yandex.ru BORISOVA YU.N.

Assistance lecture, Philosophy and culturology department, Orel State University named after I.S. Turgenev.

E-mail: ogy-borisova@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

THEORETICAL MODEL OF ARCHITECT-STUDENTS' PROJECT COMPETENCE FORMATION IN STUDIES OF CULTUROLOGY

В результате педагогического исследования подготовки бакалавра-архитектора спроектирована теоретическая модель формирования проектной компетентности. Определены практико-ориентированные технологии обучения. Выявлены педагогические условия формирования проектной компетентности студентов в процессе изучения культурологии.

Ключевые слова: проектная компетентность, культурология как учебная дисциплина, архитектурные проекты, проектная деятельность.

As a result of pedagogical research of a Bachelor-architect, a theoretical model for project competence is designed. Practice-oriented educational technologies are determined. Pedagogical conditions for students' project competence formation in studies of culturology are revealed.

Keywords: project competence, culturology as an academic discipline, architectural projects, project activity.

Компетентностную модель бакалавра-архитектора мы представляем в виде двух частей: функциональной, формирующей профессиональные знания, и гуманитарной, носящей профессионально-личностный характер.

В основном в высшем образовании в технических направлениях подготовки используется технократический подход к организации процесса обучения, который развивает техницизм мышления и несколько одностороннюю подготовку профессионала. Однако данный подход не в полной мере соответствует задаче ориентации инженерного образования на усвоение духовно-культурных ценностей как основы развития современного специалиста.

Разработанная модель представляет собой воспроизводство процесса формирования проектной компетентности будущего архитектора через методологические возможности дисциплины «Культурологи».

Существенной частью системы культурологического образования, ее важнейшей структурной единицей выступает имеющий определенные организационные формы и научно обоснованные методические принципы процесс обучения науке о культуре - культу рологии. Обучение, с точки зрения современной педагогики, - это «совместная

целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание» [1. с. 66]. Обучение культу рологии в опорном вузе на технических направлениях подготовки должно быть сконцентрированной, научно обоснованной, методически эффективной передачей студентам тех знаний и представлений о культуре, которые придают процессу обучения глубокое теоретическое осмысление.

Учебная дисциплина «Культурология» - смысловое ядро культурологического образования. Л.М. Мосолова определяет культурологию как самостоятельную область, включающую в себя теорию культуры, историю мировой культуры, социологию культуры, культурную антропологию, этнологию культуры, историю культурологической мысли, семиотику культуры и многообразную прикладную культурологию [2, с. 98]. С точки зрения учебного процесса культурология с необходимостью включает в себя культурологические элементы различных направлений науки. В то же время особенности конкретных образовательных систем, заставляют поставить вопрос о степени учета специфики этого образования, его содержания и организации учебного процесса при разработке технологии обучения культурологии.

© Бурковская Т.В., Борисова Ю.Н. © Burkovskaya T.V. Borisova Yu.N.,

Возможности применения культурологического знания непосредственно в профессиональной деятельности для обучающихся по техническим направлениям подготовки в образовательной среде опорного вуза несколько ниже, чем для бакалавра, получившего гуманитарное образование. Следовательно, в технической среде высшей школы значение приобретают аспекты общей цели культурологического образования, относящиеся к развитию личности обучающегося, то есть те, которые помогут использовать полученные знания в профессиональной практической деятельности. Сумма теоретических знаний о культуре как целостности выступает в этом случае как необходимая база научности и масштабности понимания учащимся культуры, умение же ориентироваться во внутренних проблемах науки о культуре в значительной степени отходит на второй план - как в силу принципиальной сложности и недостаточной научной разрешенности многих из этих проблем, так и по причине неизбежной ограниченности возможностей опорного вуза в этой сфере.

Для осуществления этой цели культурологическое образование в опорном вузе должно решать следующие задачи:

• обеспечивать студентов необходимым запасом знаний о феномене культуры в целом, о культуре как о способе бытия человека, как о «системной, исторически образовавшейся и исторически изменяющейся многосторонней целостности специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов -материальных, духовных и материально-духовных (художественных)» [3, с. 441:

• формировать у студентов научное представление о структуре культуры, об особенностях ее функционирования в качестве саморазвивающейся системы;

• предоставлять студентам знание о генезисе культуры и ее историческом развитии;

• знакомить студентов с историей развития культурологической мысли, становления и развития науки о культу ре и о структуре культурологии как интегратив-ной гуманитарной дисциплины;

• вводить студентов в курс основных понятий культурологии;

• формировать у студентов необходимые умения и навыки, позволяющие им ориентироваться в культурологической проблематике;

• обучать студентов методам изучения явлений культуры;

• формировать потребность в сознательном и активном отношении к культуре, способствуя тем самым становлению гуманистической личности, осознающей себя носителем и творцом культуры;

• продолжать начатое школьным курсом МХК воспитание у учащихся ценностного отношения к культуре;

• воспитывать у студентов понимание будущей профессиональной инженерной деятельности как деятельности культурной, направленной на сохранение и развитие культурных ценностей нации.

Перечисленные задачи культурологического образования в опорном вузе группируются вокруг трех основных направлений, первое из которых ориентировано на освоение студентами научных знаний о культу ре. второе - на формирование у них необходимых для осознанного бытия в культуре практических умений, а третье выявляет воспитательный, гуманитаризирую-щий характер культурологического образования.

Итогом реализации этих задач должно стать достижение заявленной цели культурологического образования в опорном вузе - приобщение студентов к культурному наследию своего народа и их самоопределение в культуре настоящего, и тем самым - самореализация в культуре личности будущего профессионала, как носителя культурно-исторических ценностей.

Таким образом, культурологическое образование в опорном вузе выступает как комплексная программа ин-культурации студентов, как путь достижения целей гуманитаризации технической сферы образования.

Исходя из тенденций к усилению культурологического компонента в содержании дисциплины «Культурология» с одной стороны, и определенных целей образования применительно к опорному вузу - с другой, необходимо найти целесообразные структуру, содержание и методы данной дисциплины.

Можно предположить, что специфике содержания образования в наибольшей степени будет соответствовать такая трактовка содержательного наполнения дисциплины «Культурология», в которой основной акцент будет ставиться не на теоретической, а на историко-культурной, практико-ориентированной составляющей культурологического знания.

По нашему мнению, ключом к решению данной задачи для направления подготовки «Архитектура» может стать обращение к творческим проектам, направленных на изучение памятников мировой архитектуры.

Для проектирования современных зданий, нужно знать архитектуру прошлого. В процессе изучения дисциплины «Культурология» студенты могут знакомятся с историей архитектурных памятников, с шедеврами научно-технического и художественного творчества, с характеристиками различных типов зданий, с терминологией, с особенностями архитектурных стилей, направлений, с историей строительной науки, техники и пр.

Одним из главных условий эффективного изучения памятников архитектуры является использование творческой деятельности в процессе обучения. Творческие практические задания (творческие проекты) способствуют повышению мотивации для обучения. прививают трудолюбие, способствуют проявлению самостоятельности, активности в творческом процессе.

Проектную компетентность будущего архитектора мы трактуем как способность и готовность выпускника создавать архитектурные проекты, используя специальные проектные знания и умения, современные технологии и средства проектирования.

Деятельное содержание проектной компетентности определяется как единство компонентов: целевого.

содержательного, технологического, результативно-оценочного. Каждый компонент проектной деятельности связан с развитием его характеристик и свойств.

При разработке структурно-функциональной модели формирования профессиональных проектных компетенций у студентов-архитекторов при изучении культурологии мы опирались на профессиограмму направления подготовки, паспорт проектных компетенций, содержание обучения, проектную деятельность как основное условие формирования профессиональных проектных компетенций при изучении культурологии. (Рисунок 1)

Предлагаемая модель формирования проектной компетентности основана на методологии практико-ориентированного подхода и отражает существенные свойства, связи и отношения исследуемой области. Модель содержит следующие компоненты: целевой (постановка целей), содержательный (содержание профессиональных проектных компетенций, знания, умения, владение), технологический (построение практико-ориентированной технологии обучения, инновационные формы организации обучения, методы, средства, технология развития профессиональных проектных компетенций, проектная деятельность) и результативно-оценочный (критерии, показатели, методика, диагностика, уровни развития профессиональных проектных компетенций студентов-архитекторов, результат выражается через знания, умения, овладение профессиональными проектными компетенциями). Представленная модель представлена теоретической основой процесса формирования профессиональных проектных компетенций студентов-архитекторов в реальной практике.

Современное общество нуждается в компетентных архитекторах, у которых хорошо развиты воображение, творческое мышление, креативность, художественный вкус. Обучение должно соответствовать государственному образовательному стандарту, а профессиональное образование иметь компетентностную направленность. Целевой компонент мы реализуем посредством планирования деятельности, которые направлены на удовлетворение потребностей общества. В соответствии с социальным заказом общества разработана профессио-грамма специальности архитектора.

В связи с этим определяется основная цель - формирование профессиональных проектных компетенций при изучении культурологии

Содержательный компонент модели формирования профессиональных проектных компетенций состоит из содержания рассматриваемых компетенций (знания, умения, овладение навыкам), содержания процесса обучения.

Содержательный компонент включает знания, умения и навыки, ориентированные на проведение процессов анализа, синтеза, сравнения, решения проблемных проектов. В данном компоненте концентрируется содержание обучения с целью решения поставленных педагогических задач.

Участники процесса формирования профессио-

нальный проектных компетенций знакомятся с такими понятиями как архитектурный проект, учебный проект, проектная деятельность, проектная компетентность, творческий проект, технология организации деятельности по разработке проекта. Формирование знаний должно быть осознанным, прочным, гибким, оперативным. Умения и навыки служат для определения уровня сформированное™ профессиональных проектных компетенций.

Выпускник по направлению подготовки 270100 «Архитектура» должен обладать следующими профессиональными проектными компетенциями (ПК):

• способностью разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях: от эскизного проекта - до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы (ПК-1);

• способностью использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (ПК-2);

• способностью взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели (ПК-3);

• способностью демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов (ПК-4);

• способностью применять знания смежных и сопутствующих дисциплин при разработке проектов, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных средств (ПК-5). [4]

Технологический компонент представлен профессионально-ориентированной технологией обучения, включающей как традиционные технологии обучения, так и инновационные, в виде творческих проектов. Творческие проекты направлены на формирование адаптивных навыков, умений ориентироваться в создающихся проблемных ситуациях, навыки работы группой (в коллективе). В процессе выполнения творческого проекта будущие архитекторы учатся ставить цели, формулировать задачи, планировать структуру и содержание проектной деятельности, искать необходимую информацию, проводить ее анализ и синтез необходимых положений.

Результативно-оценочный компонент отражает эффективность протекания процесса формирования профессиональных проектных компетенций у будущих архитекторов при изучении культурологии. Содержание этого компонента ориентирует на целостность процесса, составление прогноза и качественные показатели достижения цели. Он определяет критерии, методики, показатели, диагностические материалы для оценки уровня сформированности профессиональных проектных ком-

Рис. 1. Модель процесса формирования проектной компетентности у студентов-архитекторов при изучении культурологии.

петенций, обуславливает поиск методик их оценивания. Все это послужило базой для определения критериев уровня сформированное™ профессиональных проектных компетенций при изучении культурологии:

• осознание цели и задачи проекта;

• применение синтеза технических и культурологических знаний в решении проблемных задач, поиск доказательной базы:

• выполнение проекта;

• анализ и контроль результатов.

По данным критериям будет происходить определение уровней сформированности проектной компетентности. Применяя метод проектов обучения на занятиях по культурологии, можно обеспечить не только высокий уровень усвоения учебного материала большинством студентов, но и их творческое развитие и самостоя-

тельную активность. Так как метод проектов является специальной формой организации познавательной деятельности, он имеет конкретные цели. Одной из этих целей можно назвать создание комфортных условий обучения, при которых студенты смогут почувствовать личную успешность, повышение интеллектуального уровня. При этом процесс обучения становится более продуктивным и дает возможность каждому обучающемуся раскрыть и развить свои творческие способности.

Мы определяем следующие педагогические условия для формирования проектной компетентности студентов в процессе изучения культурологи (рисунок 2).

Раскрытие творческих способностей обучающихся, предоставление им возможностей проявить свои способности - отличительная черта формирования проектной компетентности студентов-архитекторов в процессе

изучения культурологи. Студенты, которые обучаются с применением метода проектов, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты, обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.

Описанная модель не раскрывает «технологию»

подготовки бакалавра-архитектора в рассматриваемой предметной области, но позволяет выделить и определить целевые, содержательные и контрольно-оценочные характеристики процесса формирования профессиональных проектных компетенций при изучении культурологии.

i- £ и В

S » 5 = Я

а с

-& я

■е- а

* о

в &

3 Я

2 &

I £

поэтапное усвоение знаний, умений и навыков и развитие творческих способностей личности студентов

учет принципов личности о-ориентированно го подхода к образованию профессиональной направленности обучения активизации творческой деятельности студентов

I &

педагогики сотрудничества при организации процесса обучения

структурирование содержания обучения на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов

использование интерактивных технологий обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола»и др.) в учебном процессе

комплексно

Рис. 2. Педагогические условия, для формирования проектной компетентности студентов в процессе изучения культурологи.

Библиографический список

1. Краевстш В.В. Обучение. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т.2. С. 66.

2. Мосолова Л.М., Токарев С.Н. Структура культурологического знания и особенности технологического обеспечения учебного процесса. // Подготовка специалиста в области образования: Технологии образования. СПб, 1997. Вып. V. С. 98-120.

3. КаганМ.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб: Петрополис, 2000. 368 с.

4. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» (уровень бакалавриата) от 21 апреля 2016 г. N 463.

References

1. ХтшШу V.VEdncation. // Russian Pedagogical Encyclopedia. In2 vols. / Ch. Ed. V.VDavydov. M.: Great Russian Encyclopedia, 1998 V.2. Pp. 66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Mosolova LAI., Tokarev S.N. The structure of culturological knowledge and features of educational process techno logical supporting. //Training in Education: Educational Technologies. St. Petersburg, 1997. Vol. V. Pp. 98120.

3. JQqganM.S. Introduction to--the history of world свЦвге. Bk. 1 St. Petersburg: Petropolis, 2000. 368 p.

4. Order on the approval of the Federal state educational standard of higher education, specialization 07.03.01 "Architecture" (Bachelor level) April 21,2016.N463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.