Научная статья на тему 'Научные основы использования проектной деятельности при изучении культурологии как средства формирования профессиональных компетенций у студентов архитекторов (профессиональноориентированный подход)'

Научные основы использования проектной деятельности при изучении культурологии как средства формирования профессиональных компетенций у студентов архитекторов (профессиональноориентированный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVE PROJECT / COMPETENCE APPROACH / INNOVATIVE FORMS OF WORK / INTERACTIVE LEARNING / VOCATIONAL GUIDANCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ю.Н.

В данной статье рассматриваются возможности использования метода творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Культурология» с целью формирования профессиональных компетенций у студентов-архитекторов. Изучение дисциплины «Культурология» рассматривается с позиции профессиональноориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASIS OF USING PROJECT ACTIVITIES IN LEARNING CULTURAL STUDIES FOR THE STUDENTS OF ARCHITECTURE TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE (VOCATIONAL GUIDANCE APPROACH)

The article considers the possibility of using creative projects method in the process of learning discipline ‘Cultural Studies' in order for architectural students to develop professional competence. A study of discipline ‘Cultural Studies' is considered from the perspective of vocational guidance approach.

Текст научной работы на тему «Научные основы использования проектной деятельности при изучении культурологии как средства формирования профессиональных компетенций у студентов архитекторов (профессиональноориентированный подход)»

УДК 008

UDC 008

Ю.Н. БОРИСОВА

ассистент, кафедра социологии, культурологии и политологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: ogty-borisova@mail.ru

J.N. BORISOVA

Assistant, Department of sociology, culturology and political science, Orel State University named after

I.S. Turgenev E-mail: ogty-borisova@mail.ru

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД)

SCIENTIFIC BASIS OF USING PROJECT ACTIVITIES IN LEARNING CULTURAL STUDIES FOR THE STUDENTS

OF ARCHITECTURE TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE (VOCATIONAL GUIDANCE APPROACH)

В данной статье рассматриваются возможности использования метода творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Культурология» с целью формирования профессиональных компетенций у студентов -архитекторов. Изучение дисциплины «Культурология» рассматривается с позиции профессионально-ориентированного подхода.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, творческий проект, компетентностный подход, иннова- ционные формы работы, интерактивное обучение, профессионально-ориентированный подход.

The article considers the possibility of using creative projects method in the process of learning discipline 'Cultural Studies' in order for architectural students to develop professional competence. A study of discipline 'Cultural Studies' is considered from the perspective of vocational guidance approach.

Keywords: professional competence, creative project, competence approach, innovative forms of work, interactive learning, vocational guidance approach.

Основная цель современного высшего образования - развить у студентов устойчивую потребность к самосовершенствованию. Особое внимание при этом уделяется отбору содержания и методов организации учебного процесса, которые способствуют формированию компетенций для дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.

Для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций применяют такие технологии обучения, при которых студенты проявляют самостоятельность, становятся субъектами процесса обучения, а преподаватель - его организатором. Кроме того, в соответствии с условиями реализации компетентност-ного подхода по ФГОС требуется широкое использование в учебном процессе разнообразных интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Только таким образом, на наш взгляд, могут развиваться профессиональные навыки студентов.

Профессиональная компетентность также совершенствуется и за счет включения студентов в инновационные формы работы, которые призваны повышать мотивацию студентов к обучению поскольку стимулируют активную творческую индивидуальную и коллективную деятельность. Рефлексия позволяет каждому обучающемуся самостоятельно определять роль, место коллективной деятельности, способствует формированию индивидуальной и групповой ответственности за

внедрение проекта в практику [3].

Задачи современного образования неразрывно связаны с формированием профессиональной компетентности студентов в контексте культуры. Для обеспечения международного стандарта образования необходимо включение культурологических дисциплин в содержание обучения и для инженерных направлений подготовки. В современных условиях профессионалами считаются люди с глобальным мышлением, которые умеют наладить международные профессиональные и культурные контакты, а также обладают высоким уровнем культурной и социальной толерантности. Они должны обладать высокой коммуникативной и профессиональной культурой.

На рисунке 1 показан один из возможных подходов к формированию профессиональных компетенций в процессе изучения культурологии. Отметим, что за счет применения всех представленных в схеме технологий обучения формируются профессиональные компетенции.

Рассмотрим еще одно не менее важное понятие -интерактивное обучение. Это обучение, которое цели -ком погружено в общение. В интерактивном обучении сохраняются конечная цель и основное содержание процесса обучения, но транслирующие формы меняются на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

© Ю.Н. Борисова

© J.N. Borisova

интерактивные технологии обучения

традиционные технологии обучения

самостоятельная работа студентов

профессиональные компетенции

Рис. 1. Схема формирования профессиональных компетенций в процессе изучения культурологии.

На сегодняшний день в вузах недостаточно разработаны теоретические основы использования интерактивных форм, средств и методов обучения в органическом сочетании с традиционными, в массовой практике подготовки бакалавров в области архитектуры на занятиях по гуманитарным дисциплинам, в том числе культурологи редко используются интерактивные технологии обучения.

Применяя интерактивные технологии обучения на занятиях по культурологии, можно обеспечить не только высокий уровень усвоения учебного материала большинством студентов, но и их творческое развитие и самостоятельную активность. Так как интерактивное обучения является специальной формой организации познавательной деятельности, она имеет конкретные цели. Одной из этих целей можно назвать создание комфортных условий обучения, при которых студенты смогут почувствовать личную успешность, повышение интеллектуального уровня. При этом процесс обучения становится более продуктивным и дает возможность каждому обучающемуся раскрыть и развить свои творческие способности [8].

Мы определяем следующие педагогические условия, которые могут повысить эффективность применения интерактивных технологий обучения для формирования профессиональных компетенций студентов в процессе изучения культурологии (рис. 2).

Раскрытие творческих способностей обучающихся, предоставление им возможностей проявить свои способности - отличительная черта формирования профессиональных компетенций студентов-архитекторов в процессе изучения культурологии. Студенты, которые обучаются с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты, обучающиеся с применением только традиционных способов обучения (Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, 2001, П.К. Петров, 1999, Д.М. Полев) [7].

В современных, быстро изменяющихся социально -экономических условиях, которые заставляют личность постоянно изменять себя, проблема использования

поэтапное усвоение знании, умении и навыков и развитие творческих способностей л ичности студентов

учет принципов личностно-ориентированного подхода к образованию

профессиональной направленности обучения

активизации творческой деятельности студентов

педагогики сотрудничества при организации процесса обучения

структурирование содержания обучения на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов

использование интерактивных технологий обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола»и другие) в учебном процессе комплексно

Рис. 2.

личностного профессионально-творческого потенциала для формирования профессиональных компетенций студентов-архитекторов в процессе изучения культурологии требует новых путей решения. Особенно актуальным становится проблема необходимости создания условий для развития творческого потенциала студентов инженерных специальностей.

Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла имеют большой потенциал для формирования профессиональных компетенций, так как они развивают умственные действия, такие как анализ, синтез, умение учиться, проводить эксперименты, универсальные способы деятельности и их применение для решения инженерных задач в дальнейшей профессиональной деятельности. Изучение культурологии может быть направлено на формирование таких профессиональных компетенций, как:

• способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях: от эскизного проекта - до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы (ПК-1);

• способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (ПК-2);

• способность взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели (ПК-3);

• способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов (ПК-4);

• способность применять знания смежных и со-

путствующих дисциплин

разработке проектов,

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (72), 2016 г.

Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 72. 2016

действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных средств (ПК-5) [18].

На современном этапе значение дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла для становления архитектора определяется требованиями работодателей к профессиональной компетентности выпускника, помимо профессиональной квалификации должен обладать большим набором профессиональных компетенций, а также ролью культурологических знаний в создании базы, способствующей более эффективному восприятию дисциплин профессионального цикла и дальнейшему личностному и профессиональному росту [5]. Для того чтобы в процессе изучения культурологии начали формироваться профессиональные компетенции, необходимо создать научно-обоснованную теоретическую базу по организации образовательного процесса.

Одной из основных функций профессионального и, как его части, гуманитарно-экономического и социального образования является обеспечение фундаментальности полученных знаний, необходимой для усвоения и переработки постоянно нарастающего потока информации, повышения профессиональной мобильности, непрерывного образования.

Поэтому при проектировании содержания образования необходимо учитывать культурное наследие, культурные ценности и предшествующий опыт.

Требования к подготовке профессионально компетентного бакалавра указаны в следующих документах: в Национальной Доктрине образования в Российской Федерации, Стратегии модернизации содержания общего образования, декларациях о присоединении к Копенгагенскому и Болонскому процессам, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, новых образовательных стандартах и другие.

Подготовка компетентного архитектора является целью ФГОС ВПО третьего поколения и заключается в формировании определенных компетенций, а именно качеств и способностей обучающегося к активной профессиональной деятельности, в том числе к творчеству. При этом знания и умения в традиционном обучении трансформируются в средство развития личности студента. Поэтому использование интерактивных методов обучения будет способствовать максимальной творческой активности обучающихся для формирования профессиональных компетенций.

По нашему убеждению, метод проектов в курсе культурологии будет помогать формировать указанные профессиональные компетенции у студентов-архитекторов.

Для будущих архитекторов важно осознавать свою

профессиональную направленность, понимать сущность инженерного мировоззрения. Понимание основ и смысла техники, архитектуры и технического творчества является формой развития технического мышления, инженерного самосознания [16]. Мы трактуем техническое мышление как своеобразный синтез логического и образного мышления, их равнозначность.

265

Мышление архитектора должно включать в себя: системное мышление (экологическое, эргономическое, экономическое, эстетическое, управленческое и коммуникативное), логическое, научное, практическое, творческое мышление и образно-интуитивное. Для формирования компетентной личности, который будет обладать системным мышлением, необходимо расширить взгляд на цель, задачи обучения учебной дисциплины, т.е. создать комплексный, специальный и гуманитарно-психолого-педагогический базис научных представлений [11].

Среди современных интерактивных технологий проектная деятельность является наиболее целесообразной для формирования профессиональных компетенций [1]. Метод проектов мы рассматривает как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, основой которой считается идея развития познавательных навыков учащихся, творческой активности, самостоятельности, умения находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Проектная деятельность, как правило, ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, выполняемые студентами за определенный промежуток времени [17]. С точки зрения Е.С. Полат, данный метод можно применять только при наличии действительно важной проблемы, для решения которой необходимо провести какое-либо исследование [15].

Выпускник-архитектор должен обладать большим набором знаний и умений их применять. Это подтверждает необходимость использования при обучении будущих архитекторов проектов практической направленности. Приобретенный опыт практической деятельности можно использовать при решении проблем, возникающих на производстве [6].

Профессионально-ориентированные практические задания по культурологии смогут повысить эффективность процесса обучения и формирования профессиональных компетенций студентов.

Метод проектов появился достаточно давно - в начале 20 века в США [12]. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые были разработаны американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Они предлагали построить обучение на активной базе, через целенаправленную деятельность учащегося. Очень важным считалось, что обучающиеся должны были осознать свою личную заинтересованность в получаемых знаниях, которые нужны будут им в жизни и в профессиональной деятельности. Для этого нужно было обозначить проблему, для решения которой учащиеся должны будут активизировать все свои знаний в изучаемой области и найти и получить новые недостающие знания, которые помогут решить проблему.

Педагог может указать, где можно найти инфор-

мацию, направить мысли обучающихся в нужном на-

правлении, обеспечив тем самым их самостоятельный поиск, однако решить проблему, применив все полученные и найденные знания, студенты должны самостоятельно, чтобы получить наиболее ощутимый результат. Таким образом, вся самостоятельная работа над проблемой приобретает вид проектной деятельности.

Со временем идея метода проектов несколько изменилась. В настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - активизировать интерес студентов к различным проблемам, который будет направлен на решение данной проблемы через получение определенной суммы знаний и умений через проектную деятельность.

Русские педагоги заинтересовались методом проектов также в начале 20 века. В 1905 году С.Т. Шацким была организована группа педагогов, которые внедряли проектные методы в процесс обучения. Позднее, уже при советской власти, эти идеи были широко внедрены в систему образования, однако они были недостаточно продуманы и последовательны и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток внедрить данный метод в процесс обучения. Вместе с тем в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах он активно и весьма успешно развивался.

Основным отличием метода проектов от учебно -исследовательской деятельности является получение практического результата помимо всестороннего и систематического исследования проблемы [9].

При выполнении творческого проекта студенты вовлекаются в активный творческий процесс, при этом происходит и закрепление уже полученных знаний, и получение новых. Помимо этого формируются исследовательские, коммуникативные и организационно-управленческие компетенции, а также навыки работы в коллективе и др.

В культурологии творческий проект - это активное обучение через целенаправленную деятельность студента. Творческий проект повышает интерес будущих архитекторов к определенным проблемам, которые предполагают наличие некоторой суммы знаний и посредством проектной деятельности предусматривают решение поставленных проблем посредством практического применения знаний.

Метод проектов по культурологии базируется на развитии познавательных навыков обучающихся, умениях самостоятельно выстраивать свои знания, умениях свободно ориентироваться в информационных источниках, развитии творческого мышления [13]. Говоря о методе творческих проектов в культурологии, мы предполагаем способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Этот результат мы можем увидеть, осмыслить, потрогать, ис-

пользовать в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата, необходимо, чтобы студенты научились самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Отличительными чертами метода творческих проектов при обучении культурологии от традиционных методов обучения являются следующие:

• участники проекта принимают инициативу от кого-либо из жизни;

• участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

• участники проекта самостоятельно развивают проектную инициативу;

• участники проекта организуют себя на выполнение проекта;

• участники проекта информируют друг друга о ходе выполнения проекта;

• участники проекта дискутируют друг с другом.

Целью обучения с использованием метода творческих проектов по культурологии является создание условий, при которых студенты будут:

• самостоятельно приобретать недостающие знания из различных информационных источников;

• использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач;

• приобретать коммуникативные навыки при работе в группах;

• развивать у себя исследовательские умения (определение проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, разработка гипотезы, синтез);

• развивать системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

• в центре внимания находится обучающийся, развитие его творческих способностей;

• образовательный процесс построен не в логике учебной дисциплины, а в логике практической деятельности, что повышает его мотивацию;

• индивидуальный график работы над проектом обеспечивает развитие каждого студента на индивиду -альный уровень;

• комплексный подход к разработке творческих проектов способствует оптимальному развитию основных психических функций обучающегося;

• глубокое усвоение знаний обеспечивается посредством их универсального применения в различных ситуациях.

Основные требования к использованию метода творческих проектов при изучении культурологии:

1. Наличие важной в исследовательском плане задачи, решение которой требует интегрированных зна-

ний, проведения исследовательского поиска.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (72), 2016 г.

Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 72. 2016

3. Самостоятельная активная деятельность обучающихся.

4. Разработка структуры содержательной части творческого проекта.

Применение исследовательских методов предпола- гают следующую последовательность действий при выполнении творческого проекта:

• определение проблемы и постановка задач исследования;

• построение гипотезы ее решения;

• выбор методов исследования;

• выбор способа оформления результата (презентация, защита, творческого отчета, просмотр и др.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление проекта, его презентация;

• выводы.

Параметры внешней оценки проекта по культурологии:

• важность и актуальность исследуемой проблемы;

• корректность применяемы методов проведения исследования и методов обработки входящих результатов;

• активность каждого участника проекта;

• коллективный характер принимаемых решений;

• уровень общения и оказания помощи участникам проекта, их взаимодополняемость;

• глубина исследования проблемы;

• привлечение необходимых для выполнения проекта знаний из других областей;

• наличие доказательств для принимаемых решений, умение найти аргументы для выводов;

• эстетика оформления конечных результатов;

• умение ориентировать в проекте, отвечать на вопросы оппонентов, краткость и аргументированность ответов каждого члена проекта.

Проекты по культурологии можно разделить на виды согласно типологическим признакам [14].

Для типологии проектов мы предлагаем использовать следующие типологические признаки:

1. Деятельность, которая доминирует в творческом проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная, ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: одиночный проект (используется одна область знания), междисциплинарный проект.

3. Координация творческого проекта: непосредственная (жесткая, гибкая), скрытая (неявная, имити-

рующая участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одного вуза, группы, города, региона, страны, стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Время выполнения проекта.

Реализация метода творческих проектов при изучении культурологии на практике ведет к изменению позиции преподавателя данной дисциплины. Если раньше он считался носителем готовых знаний, то теперь он становится организатором исследовательской деятельности обучающихся. При этом необходимо изменение психологического климата в группе, так как преподаватель должен переориентировать свою учебно-воспитательную деятельность и деятельность студентов на различные виды самостоятельной работы, на выход на первый план деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Необходимым условием также является организация внешней оценки проектов, так как только так есть возможность отследить качество выполнения проекта, его эффективность, необходимость внести коррективы. Характер этой оценки будет зависеть от типа проекта, от его темы, его содержания, условий выполнения. Если это исследовательский проект, то он должен включать этапность проведения, причем эффективность выполнения всего проекта будет во многом зависеть от правильно организованной работы на всех этапах [2].

Целесообразно рассмотреть общие подходы к структурированию творческого проекта по культурологии:

1. Начинать необходимо всегда с определения темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее преподаватель должен определить возможные варианты проблем, по которым нужно провести исследования в рамках намеченных тем. Сами же проблемы могут выдвигаться студентами с подачи педагога.

3. Распределение задач по группам, выбор методов исследования, определение информационных источников, предполагаемых творческих решений.

4. Самостоятельная работа студентов над проектом по творческим задачам.

5. Обсуждения промежуточных результатов в группах.

6. Защита творческих проектов.

7. Коллективное обсуждение, выводы [10].

На сегодняшний день метод творческих проектов стал одним из самых популярных как в России, так и во всем мире, так как он позволяет эффективно сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Библиографический список

1. Барангулова С. М. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность. // Молодой ученый. 2012. №7. С. 247-249.

2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003. 152 с.

3. ГорячевА.В. Проектная деятельность в образовательной системе. М., 2004.

4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы, № 6, 1996. 110 с.

5. Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки. автореф... дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Москва, 2012. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

6. Зуева М.Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании клю- чевых компетенций. http://vestnik.yspu.org/release/pedagogika_i_psichologiy/33_1/

7. Кирьякова А.В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий Компетентность и технологии об- разования: Материалы научно-практической конференции. Хорсенс: Университетский колледж Витуса Беринга. Дания, 2008. 297 с.

8. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 392 с.

9. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005, 59 с.

10. Мазур И.И. Управление проектами. Москва, 2005. 655с.

11. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя [текст]: дис. докт. пед. наук. Ульяновск, 2003. 120 с.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2000. 272 с.

13. Новые педагогические и информационные технологии. Под ред. Е.С.Полат. М., 1999. 333 с.

14. Полат Е.С. Метод проектов: режим доступа -http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

15. Столбов П.В. Психологические условия формирования профильных профессиональных компетенций у студентов вуза (на примере строительных специальностей). автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Нижний Новгород. 2011.

16. Фатеева И.А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова. // Молодой ученый. 2013. №1. С. 376-378.

17. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 200100

«Архитектура».

18. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы,

№ 3. 1998 .

References

1. Barangulova S.M. Pedagogical conditions that form professional students' competence from technical college through research work.Young scientist. 2012. №7. Pp. 247-249.

2. BuharkinaM.Y. The Development of educational project. M. , 2003, 152 p.

3. GoryachevA.V. Project activities in the Educational system. Moscow, 2004

4. Guzeev V.V. "The project method" as a particular case of integrated learning technology. Schoolmaster, № 6, 1996. 110 p.

5. Dvulichanskaya N.N. Didactic system that forms professional students competence from institutions of secondary vocation education of natural - science training. / Abstract diss. to receive the doctoral degree of pedagogical sciences. Moscow, 2012. 13.00.08 - theory and methods of professional education.

6. Zueva M.L. The Comparative analysis of the possibilities of the projects method and adaptive learning system in the formation of core skills. http://vestnik.yspu.org/release/pedagogika_i_psichologiy/33_1/

7. Kiryakova A.V. The value orientation bases of competence technology / competence and education technologies: Materials of scientific-practical conference. Horsens: Vitus Bering University College, Denmark, 2008. 297 p.

8. Kozyrev V.A., Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Competence approach in teacher education: Collective monograph / Ed.by Prof.

V.A Kozyrev, prof. N.F Radionova and prof. A.P Tryapitsyna. SPb.: Publishing house RGPU named after A.I Herzen, 2012. 392 p.

9. Kralya N.A. The method of project-based learning as means of activation of students' educational activity: teaching manual. Ed. By

U.P Dubenski. Omsk: Omsk State University Publishing House, 2005, 59 p.

10. MazurI.I. Management of projects. Moscow, 2005. 655p.

11. Nikitin N.N. Formation of culture of professional and personal teacher's self-determination [text]: diss. Doctor. ped. science. Ulyanovsk, 2003. 120 p.

12. New pedagogical and informational technologies in education system: Textbooks for students ped. universities and

the system upgraded . Qualify. ped. personnels / E.S. Polat, M.Y. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. M.: Academy, 2000. 272 p.

13. New pedagogical and informational technologies. Ed. E.S.Polat. M., 1999. 333 p.

14. Polat E.S. Method of projects: access mode- http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.

15. Stolbov P.V. Psychological terms of formation of profile and professional competences among students of the university (for example, building specialties) / dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of psychological sciences, Nizhny Novgorod. 2011.

16. Fateeva I.A. Method of projects as a priority innovative technology in education / I.A .Fateeva, T.N. Kanatnikova // Young scientist. 2013. №1. Pp. 376-378.

17. The state educational standard of higher professional education for specialty 20 01 00 « Architecture »

18. Chechel I. D. Method of projects or attempt to get rid a teacher of duties as a teacher omniscient oracle.// Headmaster, №3, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.