К вопросу о формировании читательской деятельности учащихся с дислексией
Кузьмина Лена Январична,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания русского языка и литературы», ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]
Бочарова Екатерина Владимировна,
студент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема дислексии с точки зрения отечественного и зарубежного подхода. Отечественные определения в основном базируются на лингвистическом подходе, что недостаточно раскрывает проблему в методическом аспекте. В статье проводится попытка описания положения данного вопроса в общеобразовательных школах города Якутска, Республики Саха (Якутия). Актуальность состоит в попытке выявления количества учащихся, испытывающих трудности в связи с обучением чтению, поскольку проблема дислексии недостаточно широко раскрыта не только в Республике Са-ха(Якутия), но и в других регионах страны, требует внимания к себе и разработки новых путей решения. В связи с этим в статье предложены упражнения, направленные на запоминания графического образа букв, которые могут быть использованы учителями-словесниками при индивидуальной работе с учащимися-дислексиками.
Ключевые слова: дислексия, дисграфия, коррекция чтения, симптомы, школа, упражнение.
о с
CJ
см см
Мозг человека во время чтения каждому слову пытается придать определённое значение, исходя из контекста, но скорость и качество этого процесса зависит от уровня развития самого человека.
Зрительное восприятие текста - это усвоение целых отрезков текста (несколько подряд идущих или рядом расположенных слов), при таком восприятии опытный чтец, схватывая лишь одну конфигурацию букв, знакомое для него сочетание фонем определяет слова и из значения за доли секунды. [3] Основным симптомом дислексии принято считать нарушение, при котором проявляется стойкая неспособность к овладению слогослияни-ем и автоматизированным чтением целых слов. [1.]
В данной работе мы опираемся на исследования Лурии А.Р., Корнева А.Н., Лалаевой Р.И. и на опыт школьных специалистов - логопедов и психологов.
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несфор-мированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [4]. Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности. В 1896 году английский врач П. Морган описал четырнадцатилетнего мальчика, испытывавшего огромные трудности в чтении и письме. Он был сообразительным ребенком, успевал по алгебре, но с огромным трудом выучил алфавит и не мог научиться читать. В 1897 году аналогичный случай описал тоже англичанин, Д. Кер, а уже в 1905 году вышла работа, обобщившая наблюдения ста случаев подобных нарушений. [1.]
Западные исследователи обычно включают в круг дислексии нарушение письма, терминологически не выделяя последние. Дислексию принято рассматривать, как огромный комплекс связанных между собой заболеваний (дислексию, дисгра-фию, дизорфографию, дискалькулию, диспрак-сию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые в отечественных исследованиях относят к разным нарушениям. Российские специалисты в данной области (подавляющее их большинство - логопеды) терминологически чаще выделяют специфическое нарушения письма -дисграфию и дизорфографию, но значительно реже - дислексию, приравнивая это явление к «нарушениям чтения» в широком смысле слова или используя последние два термина как синонимы.
В основном причиной этому стало то, что к данному вопросу был преимущество лингвистический подход. Так основой для развития исследований данной проблемы в России становится психолингвистика, так как с точки зрения психолингвистики письмо и чтение - это два разных сложно организованных навыка. Первый навык - прохождение высказывания по правилам письменного языка и их реализации в письменной форме, а второй навык - декодирования письменного текста и понимание письменных высказываний. [2]
В западных странах существует специально разработанная программа для дислексиков, которая предусматривает так же наличие специальных учебников и пособий, преимущественно содержащих иллюстративный материал, а в некоторых случаях только иллюстративный материал. Программа направлена на возможность обучения дислексиков другими путями, обходя трудности чтения и письма, опираясь на образное восприятие учащихся. В России не так часто выделяют дислексию как самостоятельное заболевание, гораздо чаще она приравнивается к задержкам развития речи (ЗРР) или тяжелым нарушениям речи (ТНР). В связи с этим родители и даже учителя вынуждены обращаться за помощью в коррекционные школы или же не ставят проблему во внимание, списывая на лень и «необучаемость» своего ребенка. Такое положение доказывает, что данный вопрос в нашей стране и, в частности, в нашем регионе (Республике Саха (Якутия) недостаточно раскрыт и требует привлечения внимания родителей, учителей, специалистов (психологов, логопедов), ученых-исследователей для разработки новых подходов к работе с учащимися с дислексией.
При дислексии включается образное мышление, так как наиболее активно развито правое полушария, а левое, наоборот, работает в замедленном темпе. По этой причине часто происходит запоминание внешнего облика целого слова и его образа, иногда даже заучивание наизусть, то есть происходит, так называемое, угадывающее чтение.
Наиболее частые симптомы появление орфографических и дисграфических ошибок, неумение использовать правила грамматики на практике, учащийся может прекрасно знать, что «корова» пишется через букву «о», но написать «карова», «корава» или «карава», так как попросту не заметит этого. Дисграфические ошибки - это замена букв, перестановка их в словах, зеркальное написание, которое так же может проявляться не в каждом слове и не всегда. Все это влияет на почерк учащегося - он убегает с линии, совершает повторы, замены, неправильно графически выводит буквы, а главное не может самостоятельно прочесть свой текст и тем более понять смысл. Такое может проявляться и с цифрами. Для дислексика, написанный знак (буква или цифра) может выглядеть как непонятный бессмысленный «крючок».
У дислексиков присутствуют симптомы СДВГ, повышенная тревожность и эмоциональная неста-
бильность, стремление уйти от действительности, трудности с ориентацией в пространстве (последнее может проявляться не только в понятиях лево/право, вперед/назад, но и в таких вопросах как «Где я? Кто я? Моя ли это рука?»). Им сложно найти начало/конец текста при чтении, зафиксировать внимание на определенном отрывке текста, поэтому о дислексиках часто говорят, что они летают в своем мире. Но все эти трудности компенсируются сильно развитым эстетическим чувством, наклонностями к творчеству, недаром дислексию называют «болезнью гениев». В свое время о ней узнали Пабло Пикассо (художник), Альберт Эн-штейн (ученый-физик), Стивен Спилберг (режиссер), Стив Джобс (основатель компании Apple) и многие другие. [7]
В условиях ФГОС дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в общеобразовательной школе. В связи с этим программа коррекционной работы в общеобразовательной школы должна обеспечивать создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и учебной деятельности. [6]
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться в специальных корректировочных школах (школах-интернатах) или в общеобразовательных школах, но право такого выбора остается за их законными представителями. В большинстве случаев в коррекци-онные образовательные учреждения обращаются родители, чьи дети имеют сложные заболевания или целый спектр нарушений, а работы дома и у специалистов общеобразовательной школы недостаточно. Так по данным публичного отчета за 2021 год ГКОУ РС (Я) «РС (К)ШИ для обучающихся с ТНР» в школе 25 классов, где обучаются 195 учащихся, 92 из них имеют инвалидность, 98 по состоянию здоровья отнесены к третьей, 95 к четвертой группам здоровья.[5]
Находясь в процессе изучения проблемы, первоначальным мы считаем проследить количество учащихся с дислексией в городе Якутск, РС (Я).В данной работе мы концентрируем внимание на легкой форме дислексии и относящимся к ней симптомам, поэтому предлагаем рассмотреть ситуацию в общеобразовательных школах города Якутска. (Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов. / Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов. / Средняя общеобразовательная школа № 27)
В первом случае на учете у логопеда находятся 28 человек, имеющих проблемы с письмом и чтением. Из них 7 случаев - дислания (неправильное воспроизведение отдельных звуков при отсутствии проблем со слухом или артикуляционным аппаратом), 10 - дизатрия (расстройство речи, проявляющееся в затрудненном произношении или искажении некоторых звуков, слов), 13 - фонетические недоразвития письма и чте-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ния. А так же 3 учащихся с ЗРР (задержка развития речи), которые прошли ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия) и обучаются по вариантам обучения 5.2/5.1. С учащимися ведется работа с 1 по 4 класс, проводится диагностика, индивидуальные и групповые занятия (по 3-4 ученика с одинаковой похожей проблемой). По результатам последней диагностики в 1 классе 15 учащихся имеют проблемы с чтением, письмом и речью. После 4 класса дополнительная работа с учащимися почти не ведется, и полностью ложится на родителей. При этом все учащиеся обучаются очно по традиционной форме и успешно получают диплом об общем образовании. В основном все поступают в СПО после 9 класса, случаев перевода учащихся в коррекционные учреждения не случалось (по данным представленным школой).
Во втором случае школьным логопедом ежегодно, а так же незапланированно с вновь прибывшими учащимися, проводится диагностика учащихся, которая включает проверку чтения, связной речи, грамматического строя, словарного запаса, словарной структуры, фонетического слуха и звукопроизведения. Диагностические задания так же содержат вопросы об общей осведомленности, например, «какой сегодня день недели/ месяц /время года?» Так в 2022 учебном году в среднем на класс из 30 учащихся у пяти были выявлены затруднения. На данное время на учете у логопеда состоят 38 учащихся, занятия проводятся группами по 6 человек два раза в неделю. Логопед ведет личную карту каждого учащегося, в школе есть учащиеся, которые делают успехи в технических предметах (математика), но испытывают сложности, связанные с чтением и осмыслением прочитанного и написанного. Например, один учащийся не может правильно написать свое имя (пропускает, переставляет буквы, все слова пишет слитно: без пробелов и знаков препинания (по данным представленным школой).
В третьем случае, ситуация сложнее, чем в выше описанных, так как логопункт (логопедический кабинет) в школе был открыт лишь в 2021 году. На данное время обработаны данные не всех учащихся, а дополнительная работа проводится лишь с учащимися первых классов. На учете у логопеда находятся 15 первоклассников, из них у 8 дислексия, 3 - дизартрия. Групповые занятия (малые группы) проводятся 2 раза в неделю, индивидуальные 4 раза в неделю.
В данных школах дополнительная работа ведется преимущественно с начальными классами, так как на школы с количеством в среднем 1500учащихся предусмотрен только один логопед, который физически не успевает проводить работу со всеми учащимися. В школах так же отмечают минимальное участие родителей в коррекционной ° работе, которая чрезвычайно важна и могла бы " облегчить и улучшить весь процесс обучения. При ^ этом многие семьи отказываются или затягивают ^ с прохождением ПМПК (так как проблемы выявля-Ц ются поздно и работать с ними гораздо сложнее).
В целях изучения проблемы нами был посещен вебинар, организованный Ассоциацией родителей детей с дислексией «Занимательные задания и игры при коррекции нарушения письма и чтения», просмотрены пособия и рабочие тетради, содержащие различные упражнения на коррекцию дислексии и дисграфии. На их основе мы предлагаем следующие разработанные нами задания.
Упражнение «А давай оживим букву?» Так как среди учащихся с симптомами дислексии часто отмечают неординарно мыслящих, творческих людей. Человеку с таким мышлением, особенно ребенку запомнить что-либо внешне проще, если есть представления о том, что нужный предмет, в нашем случае буква, схожа с чем-либо в быту. Так буква «С» может напоминать яркий месяц на ночном небе, буква «О» баранку, съеденную с чаем, а буква «Ч» - вешалку для верхней одежды. Все сходства зависят от фантазии и внутреннего восприятия учащимся окружающего мира. Учитель предлагает учащемуся представить, на что похожа определенная буква и изобразить ее с помощью рисунка (стилизовать данную букву). Данное упражнение помогает провести аналогию между буквами и окружающими нас вещами, что проще помогает запомнить буквы, если присутствует проблема различия графически схожих букв. Прекрасным сочетанием будет слово (название предмета схожего с графической формой буквы), в котором присутствует данная буква. Так в выше предложенном варианте («С» - похожа на месяц) в слове «меСяц» присутствует буква С.
Упражнение - игра «Превратись-ка в букву». Порядок выполнения упражнения: необходимо изобразить определенную букву с помощью своего тела (движения конечностей, головы, туловища). Например, буква «Ф» - стойка прямо, ноги вместе, руки на пояс. Буква «В» - правая рука вдоль туловища, левая рука на поясе, левая нога согнута в колене, левая ступня касается правого колена. «Р» - стойка прямо, руки образуют круг, направленный в левую сторону. «Я» - стойка прямо, руки образуют круг, направленный в правую сторону, правая нога вытянута на шаг в сторону. Данное упражнение поможет улучшить ориентацию в пространстве, и запомнить форму букв, пропустив ее через физическое восприятие телом. Так же упражнение дополнительно развивает логическое и творческое (нестандартное) мышление. Упражняющийся может сам придумать стойку похожую на ту или иную букву или следовать инструкциям учащихся. При групповых занятиях, таким образом, можно составлять короткие слова. При индивидуальных занятиях можно предложить показать свое имя (буквы поочередно) или первую/вторую/последнюю букву определенного слова.
Упражнение «Буквенный пазл». Порядок выполнения: для данного упражнения необходимо заранее подготовить буквенный пазл. Для этого на листе плотной бумаги или картона нужно распечатать или нарисовать изучаемую букву (кон-
тур буквы, как и размер, должен быть достаточно широкий, цвет самой буквы ярким, но нена-прягающим глаза), разрезать ее на несколько частей, части перемешать между собой. Предложить собрать такой пазл, назвать полученную букву. В дальнейшем пазл можно усложнять (можно заменить букву на слог / увеличить количество частей пазла / добавить дополнительные задания - назови слова на данную букву, найди букву в предложении и др.)
Представленные упражнения направлены на коррекцию восприятия букв, которые вызывают затруднения в восприятии и запоминании внешнего графического вида, что в свою очередь приводит к дисграфическим ошибкам на письме и остановкам (затруднениям) при чтении.
В последние десятилетия количество случаев выявления дислексии и ряда схожих по симптоматике проблем только увеличивается, тем самым привлекая к себе внимание исследователей в данной области. При дислексии учащийся испытывает трудности различного характера, которые преследуют его не только на уроках, но и в различных социальных вопросах, по этой причине работа с учащимися-дислексиками требует комплексного подхода и совместной работы специалистов, и родителей. К сожалению, ситуация во многих школах (нехватка специалистов, времени для проведения индивидуальной работы, малое участие родителей в процессе коррекции) подтверждает недостаточное раскрытие проблемы в регионе.
Литература
1.
2.
3.
4.
Корнев А. Н., Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков / Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / под общ.ред. Вели-ченковой О.А. - М: Логомаг, 2018-6 с. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие - Санкт-Петербург: КАРО, 2019 Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1999
5. Публичный отчет за 2021 год - Государственное казенное общеобразовательное учреждение РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» [Электронный ресурс], Якутск: 2021 Режим доступа: rskshi5vida.ruсвободный]
6. ФГОС основного общего образования / статья 18.2.4 Программа коррекционной работы. [Электронный ресурс], М: 2010 Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo. doc свободный]
THE ISSUE OF THE FORMATION OF THE READING ACTIVITY OF STUDENTS WITH DYSLEXIA
Kuzmina L. Ya., Bocharova E.V.
North -Eastern federal university named after M.K. Ammosov
The article deals with the problem of dyslexia from the point of view of domestic and foreign approach. The domestic definitions are mainly based on the linguistic approach, which does not reveal the problem in the methodological aspect. The article makes an attempt to describe the position of this question in the general education schools of the city of Yakutsk and the Republic of Sakha (Yakutia). The relevance consists in an attempt to identify the number of students experiencing difficulties in connection with learning to read, since the problem of dyslexia is not widely disclosed not only in the Republic of Sakha (Yakutia), but also in other regions of the country, requires attention to themselves and the development of new solu-tions.In this regard, the article offers exercises aimed at memorizing the graphic image of letters, which can be used by foreign teachers-philologist in individual work with dyslexic learner.
Keywords: dyslexia, dysgraphia, reading correction, symptoms, school, exercise.
References
1. Kornev A. N., Fundamentals of speech pathology of childhood: clinical and psychological aspects. - St. Petersburg: Speech, 2006.
2. Kornev A.N. Step-by-step formation of operational units of writing and reading as a basic algorithm for mastering these skills / Violations of writing and reading in children: study and correction: scientific monograph / under the general ed. Velichenko-va O.A. - M: Logomag, 2018-6 p.
3. Lalaeva R.I. Reading disorders and ways of their correction in younger schoolchildren: textbook - St. Petersburg: KARO, 2019
4. Logopedics. Textbook for universities / Edited by L.S. Volkova and S.N. Shakhovskaya. - M.: Vlados, 1999
5. Public report for 2021 - State educational institution of Republic of Sakha (Yakutia) "Republican special (correctional) boarding school for students with severe speech disorders" [Electronic resource], Yakutsk: 2021 Access mode: rskshi5vida.ru free]
6. Federal State Educational Standard of Basic General Education / Article 18.2.4 Program of correctional work. [Electronic resource], M: 2010 Access mode: http://www.fgos-kurgan.narod. ru/Doc/fgos-ooo.doc free]
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со