УДК 372.8 \
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ ДЛЯ УЧЕНИКОВ-ДИСЛЕКСИКОВ
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент, главный редактор методического интернет-портала Eduneo.ru для преподавателей и учителей, лингвист-эксперт, Москва
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ, ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ-ДИСЛЕКСИКАМИ. ПОДРОБНО ОПИСАНЫ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ТАКИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ДРУГИХ МЕТОДОВ.
• дислексик • речевая симптоматика • восприятие текстов • адаптация текстов • упрощение заданий • коррекционно-логопедические задания
Одной из дискуссионных и популярных проблем не только в логопедии, но и в смежных направлениях на сегодняшний день по-прежнему является устранение дислексии и помощь учащимся с дислексией/дисграфией в рамках общеобразовательной школы.
Дислексию рассматривают в различных аспектах: психолого-педагогическом (Г.А. Каше [5], Р.Е. Левина [10], А.Г. Иншакова [4], Н.А. Никашина [12], Л.Ф. Спирова [14], Г.В. Чиркина [15], А.В. Ястребова [16] и др.), клинико-психологическом (А.Н. Корнев [7], С.С. Мнухин [11] и др.), психолингвистическом (Р.И. Лалаева [8]), психофизиологическом (О.В. Левашов [9] и др.), нейро-психологическом (Т.В. Ахутина [1], Э.Г. Симерницкая и др.).
Причинами столь разносторонних подходов являются стабильно высокие показатели численности школьников, страдающих дислексией. При этом дислексия — серьёзное препятствие в усвоении школьных навыков.
Один из наиболее известных отечественных специалистов по дислексии А.Н. Корнев даёт следующее определение: «Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточ-
ный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения» [7]. Несмотря на то что этому определению уже более 20 лет, оно до сих пор остаётся одним из лучших, за исключением слов про «оптимальные условия обучения». Оптимальные условия учитывают особенности дислексиков и направлены на развитие недостающих функций.
Учёные разных областей знаний отмечают, что дислексия и дисграфия проявляется не только в родном языке.
Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Рассмотрим, какие ошибки допускают дис-лексики.
Речевая симптоматика дислексии
• Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).
• Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно, «бухштабируются».
• Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, в добавлениях, перестановках звуков, в пропусках, перестановках слогов.
• Нарушение понимания прочитанного, которое проявляется на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
• Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и син-
тетическои ступенях овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончании, согласования существительного и прилагательного, окончании глаголов и др.
• Часто наблюдаются в анамнезе нарушения звукопроизношения.
• Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В лёгких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
Дислексия вызывается несформированнос-тью психических функции, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлении,фонематического анализа и синтеза).
Сегодня в образовательный курс школ, помимо изучения русского языка, всё чаще входят даже не один, а два иностранных языка, что приводит к тому, что детеи-дис-лексиков подстерегают трудности в освоении программы по нескольким предметам. Поэтому считаем необходимым привлекать учителей-предметников, учителей русского и иностранного языка (в нашем случае английского) к адаптации учебных дидактических материалов и включению коррекцион-ных упражнений в рабочие листы для учеников с дислексией и дисграфией [2, 6].
При описании способов адаптации материалов будем опираться в первую очередь на сильные и слабые стороны учеников-дислексиков. То есть, чтобы грамотно подобрать способ, необходимо учитывать трудности, возможности и причины. Волшебной таблетки не существует; только зная возможности учащегося, можно облегчить ему усвоение материала.
Особенности восприятия текстов дислексиками
1. Видят текст, слова, буквы иначе, чем все остальные. Рекомендация: когда вы даёте ученику рабочий лист, его не нужно выравнивать по ширине. Чтобы текст был доступен, выровняйте его по левому краю.
2. Напечатанный текст лучше давать без засечек, следовательно, нужно использовать шрифты Arial, Tahoma или Helvetica. А также есть специально разработанные шрифты для дислексиков. Не следует использовать курсив.
Внедрение
3. Текст лучше разбивать на небольшие смысловые куски, части, разделы. Так как ученики не могут охватить весь текст целиком.
4. Без искажений воспринимаются только визуальные объекты. Следовательно, максимально применяем визуализацию: схемы, алгоритмы, инфографику, иллюстрации, пошаговые инструкции, образцы.
Способы преодоления трудностей
• Изменение последовательно сти формируемых навыков и изучаемых тем (не всегда это можем сделать в условиях общего класса).
• Адаптация методики обучения (творческий подход со стороны учителя: методика глобального чтения, мнемотаблицы, интеллект-карты). Сначала учим конкретным вещам, а потом даём абстрактные определения.
• Адаптация способа преподнесения/подачи учебного материала (разбивка заданий на максимально удобное количество шагов).
• Адаптация учебного материала (упрощение инструкции к заданию, дополнительная визуальная поддержка, минимализа-ция двойных требований, сокращение объёма заданий).
Остановимся на некоторых аспектах.
1. Упрощение инструкции к заданию.
Следует разделить одно большое задание на несколько маленьких. Обязательно используем визуальную поддержку. Перед работой с текстом обязательно отрабатываем лексику урока.
Приведём пример стандартного задания на уроке русского языка.
Русский язык 1 класс Стандартное задание
Инструкция: Спиши слова. Поставь под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение.
^Рука,небо,стол,кошка,собака,лужа,крыша,лицо^
Адаптируем задание для детей-дислексиков согласно рекомендациям.
2. Индивидуализация стимульных материалов. Используйте любимых героев, современные технологии.
Например, для пересказа можно применять «облака слов» [4].
Clumsy
tome'™' funny no псу _ ""■"»•
Облако было сделано
к книге для чтения Ната- ..„ _ „ „
" рг.г* butterfly
ЛИИ Поддубной «Clumsy '"a strange note
.Clumsy
и __..fHifSiJ..—
. .. CIL'muy -я strange note
:: -funny™* rjT'PJ
------ , twes
and Grasie» [17].
3. Дополнительная визуализация. Можно использовать пиктограммы, значки действий, шаги.
Например, задания по русскому и английскому языку с дополнительными рядами.
sunny
putter'flu
Jb.
Monday™
Monday-
. f ar-far away sings a sonl-? little brown Dear.....
;*..go to school
— ^...Н^'ПЭт
bees- ' Bees
funny
Poor Poor
^Monday
crying """"J..
Bees honey funny -----
sotoscfibdj
4. Сокращение объёма заданий при сохранении уровня их сложности. Выделяем главное задание. Снабжаем таблицами, схемами, алгоритмами.
5. Упрощение содержания задания (альтернативные задания).
Адаптация может быть только индивидуальной.
• Если ребёнок испытывает трудности со списыванием, предложите бланк с уже имеющимися словами. А остальное задание остаётся таким же.
• Если скорость письма низкая, то можно обозначить место для письма. Или сразу предложите бланк с подсказками.
Например, работа с текстом на уроках английского языка.
а
/ а
Адаптированное задание
Инструкция: Поставь под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение.
Рука, небо, стол, кошка, собака.
Ps
л У Find a mistake
Right Put Find a mistake-1 Find a mistake-2
honey h.ney haney Hony
bees b.es bies Beis
strange Str.nge strenge Strang
Connect and get the sentence
Bees likes playing in the water with thefish
After breakfast bears see the beautiful picture of bright f lowers
Clumsy can fly far-far away
I've got build houses
The bees go to school
Builders draw cars
Engineers a big body and strong paws
Pupils go swimming in the river
Или пример по работе с альтернативными заданиями на уроках русского языка.
Адаптированное задание
Инструкция: вставь, где нужно, Ь. Определи род имён существительных.
ОН ОНА
м.р. ж.р.
она он она Лунная ноч_, душистый ландыш_, золотая рож ,
он он она солнечный луч_, резиновый мяч_, красивая реч_,
он она она высокий камыш_, скорая помощ_, летучая мыш_,
он он она детский плач_, тяжелый багаж , горячая печ_.
6. Кроме адаптации материалов учебника, можно предложить учащимся некоторые коррекционно-логопедические задания.
1. Для работы со словом и предложением:
шифровки с использованием цифр и букв.
2. Для работы с буквой и словом: нахожде-
ние одинаковых или отличающихся букв в словах.
3. Для работы со словом и предложением.
Чтение сплошного текста.
( • ^
Альтернативное задание
Инструкция: Соедини слова стрелками по образцу. Подчеркни букву Ь.
лоси голуби тюлени дни лебеди цепи
день • лось лебедь цепь тюлень голубь
и" 1 2 3 4 5
1 A B C D E
2 F G H I/J K
3 L M N O P
4 Q R S T U
5 V W X Y Z
1.V3H1+V1H1+V1H5+V5H1
2.V4H1+V2H4+V5H1+V1H1+V2H3
3. V3H5+V1H1+V4H5 Cave, dream, way
Важно понимать, что правильно выбранная методика работы с такими детьми способна привести к успеху и учителя, и ученика.
Нужно помнить, что ученики с дислексией и другими нарушениями, как правило, быстро устают и утомляются, поэтому рекомендуется достаточно часто менять вид деятельности. Необходимо тщательно дозировать информацию, подлежащую усвоению, работать последовательно. И основным, конечно, является поддержание интереса и состояния успеха у учащихся, для которых сам процесс освоения является очень сложным ввиду их особенностей развития. □
Clumsyistired.Hehashadaverybusydaytoday.Sohegoeshome.Heliv
esínacave.Thecaveisdeanandcosy.Therearetwowhitewindowsand
onebrowndoorinthecave.ThepurpIecurtainsonthewindowareveryn
ice.Thereisasmallbrowntablebythewindowandasmallyellowchairb
ehindthetable.Andthereisabiggreenbedbythecupboard.Thebearve
rymuchwantstosleep.Sohegoestobed.lt'sdarkandwarminthecave.
AndthebearsIeeps.Heisdreamingabouthisday.Thenaughtysquirrel
saredancingandplayingwiththenaughtygirlfromtheblackcity.Theh
edgehoggrowswormsinthegardeninwinter.Theowlissingingsongsa
Внедрение
Insert words
Hide-and-seek is a very funny game. But Clumsy is tired and hungry.
He is sad. He always has raspberry jam for lunch, but__grow only in the
dark wood. The bees can't help him; they__in the meadow. The frogs
can give him only flies for lunch. But who likes_? The fish can give him
worms and grass. But bears don't eat__. So the bear goes to the wood.
The old__is dark and spooky. You can't see the sun in the
afternoon or the moon and the stars at night. Strange birds and animals live in the wood. Wicked wolves and cowardly hares__there.
raspberries work flies worms wood live owl jam a spooky
Инструкция: напиши слова в два столбика. Подчеркни букву Ь.
Г!
Find and write down the same letters in words and in brackets
1. Night (m I L h d g)
2. Puzzled (R e h z a b o)
3. Noise (m a e c v s)
4. Animal (o h m e l d n)
Альтернативное задание
ОН МОЙ ОНА МОЯ
Мяч, ландыш, мышь, печь, камыш, помощь, багаж, ночь, плащ.
Литература
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. — М.: Изд-во Моск. социально-гуманитар. инта, 2006. — С. 14-23.
2. Ермолаева Ж.Е. Применение дидактических заданий на основе «Облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № V12. — С. 44-52. — URL: http:// e-koncept.ru/2018/186125.htm.
3. Ермолаева Ж.Е. Коррекция дисграфии на уроках русского языка // Вестник гуманитарного научного образования. — 2012. — № 2(16). — С. 49-51.
4. Иншакова А.Г. Различные типы дислексии и их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2008. — Т. 14. — № 2. — С. 190-196.
5. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Просвещение, 1966. — С.105-129.
6. Китаева Н.Н., Николаева И.А. Современный подход к коррекции дислексии у учащихся общеобразовательных школ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2015. — Т. 3. — Вып. 1. — С. 15-22.
7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.
8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб. пособие. — СПб.: Лениздат; Союз, 2002. — 224 с.
9. Левашов О.В. Нарушения зрительного восприятия при дислексии. Теории и гипотезы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. — М.: Изд-во Моск. социально-гума-нитар. ин-та, 2004. — С. 146-156.
10. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей (Алексия и аграфия). — М.: Учпедгиз, 1940. — 72 с.
11. Мнухин С.С. О врождённой алексии и аграфии // Логопедия: Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. — В 5 кн. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — С. 7-11.
12. Никашина Н.А. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма у учащихся первых классов // Вопросы логопедии (Недостатки речи, чтения
и письма у учащихся младших классов) / под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Изд-во АПН, 1959. — С. 75-134.
13. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: моногр. — СПб.: КАРО, 2007. — 192 с.
14. Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма // Вопросы логопедии (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) / под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Изд-во АПН, 1959. — С. 75-134.
15. Чиркина Г.В. Теория и практика устранения дислексии — логопедический аспект проблемы // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 57-58.
16. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
17. Поддубная Н.А. Clumsy and Grasie. — М., 2018. — C. 45.
Literatura
1. Akhutina T.V. Neyropsikhologicheskiy podkhod k izucheniyu trudnostey pis'ma i chteniya // Rannyaya diagnostika, profi-laktika i korrektsiya narusheniy pis'ma i chteniya: Materialy II Mezhdunar. konf. Rossiyskoy assotsiatsii disleksii. — M.: Izd-vo Mosk. sotsial'no-gumanitar. in-ta, 2006. — S. 14-23.
2. Yermolayeva Zh.Ye. Primeneniye didakti-cheskikh zadaniy na osnove «Oblaka slov» v korrektsionnoy rabote uchitelya russkogo yazyka kak nerodnogo // Nauchno-metodi-cheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2018. — № V12. — S. 44-52. — URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
3. Yermolayeva Zh.Ye. Korrektsiya disgrafii na urokakh russkogo yazyka // Vestnik guma-nitarnogo nauchnogo obrazovaniya. — 2012. — № 2(16). — S. 49-51.
4. Inshakova A.G. Razlichnyye tipy disleksii i ikh vzaimosvyaz' s narusheniyami rechevo-go razvitiya u mladshikh shkol'nikov // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. — 2008. — T. 14. — № 2. — S. 190-196.
5. Kashe G.A. Preduprezhdeniye narusheniy chteniya i pis'ma u detey s nedostatkami proiznosheniya // Nedostatki rechi u uchas-hchikhsya nachal'nykh klassov massovoy shkoly. — M.: Prosveshcheniye, 1966. — S.105-129.
6. Kitayeva N.N., Nikolayeva I.A. Sovremen-nyy podkhod k korrektsii disleksii u uchash-chikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. — 2015. — T. 3. — Vyp. 1. — S. 15-22.
7. Kornev A.N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detey. — SPb.: MiM, 1997. — 286 s.
8. Lalayeva R.I. Narusheniya chteniya i puti ikh korrektsii u mladshikh shkol'nikov: ucheb. posobiye. — SPb.: Lenizdat; Soyuz, 2002. — 224 s.
9. Levashov O.V. Narusheniya zritel'nogo vos-priyatiya pri disleksii. Teorii i gipotezy // Izu-cheniye narusheniy pis'ma i chteniya. Itogi i perspektivy: Materialy I Mezhdunar. konf. Ros. assotsiatsii disleksii. — M.: Izd-vo Mosk. sotsial'no-gumanitar. in-ta, 2004. — S. 146156.
10. Levina R.Ye. Nedostatki chteniya i pis'ma u detey (Aleksiya i agrafiya). — M.: Uchped-giz, 1940. — 72 s.
11. Mnukhin S.S. O vrozhdonnoy aleksii i agra-fii // Logopediya: Metodicheskoye naslediye / pod red. L.S. Volkovoy. — V 5 kn. — M.: VLADOS, 2003. — Kn. IV: Narusheniya pis'mennoy rechi: Disleksiya. Disgrafiya. — S. 7-11.
12. Nikashina N.A. Opyt preodoleniya nedosta-tkov proiznosheniya, chteniya i pis'ma u uchashchikhsya pervykh klassov // Voprosy logopedii (Nedostatki rechi, chteniya i pis'ma u uchashchikhsya mladshikh klassov) / pod red. R.Ye. Levinoy. — M.: Izd-vo APN, 1959.— S. 75-134.
13. Rusetskaya M.N. Narusheniya chteniya u mladshikh shkol'nikov: Analiz rechevykh i zritel'nykh prichin: monogr. — SPb.: KARO, 2007. — 192 s.
14. Spirova L.F. Sootnosheniye mezhdu nedos-tatkami proiznosheniya, chteniya i pis'ma // Voprosy logopedii (Nedostatki rechi, chteniya i pis'ma u uchashchikhsya mladshikh klassov) / pod red. R.Ye. Levinoy. — M.: Izd-vo APN, 1959. — S. 75-134.
15. Chirkina G.V. Teoriya i praktika ustraneniya disleksii — logopedicheskiy aspekt proble-my // Defektologiya. — 2007. — № 1. — S. 57-58.
16. Yastrebova A.V. Korrektsiya narusheniy rechi u uchashchikhsya obshcheobrazova-tel'noy shkoly. — M.: Prosveshcheniye, 1984. — 159 s.
17. Poddubnaya N.A. Clumsy and Grasie. — M., 2018. — C. 45.