обеспечивает обратную связь в ходе объяснения учебного материала. Смонтировав необходимый видеоматериал, преподаватель имеет возможность добавить к нему вопросы, тестовое задание, на которые студент должен обязательно ответить на данном этапе, или комментарий. Для просмотра студент должен авторизоваться, поскольку сервис обеспечивает отображение достижений каждого. В дальнейшем, анализируя присланные ответы, преподаватель имеет возможность оценить уровень осознания и усвоения учебного материала. При необходимости, ответ на вопрос можно уточнить или скорректировать в комментариях [5]. Такая форма работы способствует более качественному изучению учебного материала и повышению познавательного интереса.
Что касается обязательных письменных работ, в том числе и решения задач, авторы также использовали платформе Moodle. Например, преподаватель в отведенном блоке формулирует задание, которое студент после выполнения прикрепляет к «форме». В настройках предусмотрена возможность оценивания каждого задания и автоматическое суммирование набранных баллов за заполнение всей «формы».
Из опыта практической реализации дистанционного обучения [6, 7, 8] авторы выделяют следующие методические советы:
- наряду с асинхронным режимом обучения целесообразно периодически проводить синхронное обучение;
- целесообразность использования так называемой технологии «перевернутого обучения»;
- рекомендуется тщательно подбирать тестовые программы для проверки учебных достижений. Целесообразно использовать тестовые программы, где есть ограничение времени на выполнение каждого задания. Поэтому лучше подбирать задания средней сложности, не требующие длительных по времени расчетов, которые бы проверяли знание сути изучаемой темы;
- для итогового оценивания стоит использовать задания творческого характера.
Выводы. В статье представлены результаты обзора и сравнение технических и дидактических возможностей различных облачных сервисов при организации дистанционного обучения студентов физике. В представленной статье представлен опыт авторов по использованию интернет сервисов при организации дистанционного обучения студентов физике.
Из анализа опыта практической реализации дистанционного обучения выделены методические советы по проведению занятий и оцениванию учебных достижений студентов: использование синхронного режима обучения, структурирование и визуализация учебной информации, использование тестовых программ проверки уровня усвоения учебного материала с ограниченным временем ответа на вопрос, и заданий творческого характера.
Дальнейшего исследования требует проблема организации и проведения лабораторных работ и экспериментальных исследований по физике в дистанционном режиме.
Литература:
1. Погибельский А.П., Погибельская Н.Б. Информационные технологии в преподавании естественных наук, научно-практическая конференция Практика внедрения интерактивных технологий в учебный процесс.
- НИУ «МИЭТ». - Москва. - 2016. - 120 с.
2. Погибельский А.П., Погибельская Н.Б. Интерактивные методы обучения на занятиях по физике // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2018. - №3. -С. 95-98.
3. Погибельский А.П., Погибельская Н.Б. Применение онлайн образования в естествознании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2020. - №2. -С. 92-95.
4. Bulla C., Hunshal B., Mehta S. Adoption of Cloud Computing in Education System: A Survey // International Journal of Engineering Science and Computing. - 2016. - Vol. 6(6). - pp. 63-75.
5. Scheid E.J., Minato L.H., Stein B.deO., Charäo A.S. Cloud computing with Google Apps for education: An experience report // Journal of Applied Computing Research. - 2012. - 2 Vol. (2). - pp. 60-67.
6. Koch F., Assunjäo M.D., Cardonha C., Netto M.A. Optimizing resource costs of cloud computing for education // Future Generation Computer Systems. - 2016. - 55. - pp. 473-479.
7. Scheid E.J., Minato L.H., Stein B.deO., Charäo A.S. Cloud computing with Google Apps for education: An experience report // Journal of Applied Computing Research. - 2012. - 2 Vol. (2). - pp. 60-67.
8. Ананченко И.В. Облачные технологии в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии.
- 2015. - № 5. - С. 48-52.
Педагогика
УДК 159.931
кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования навыков чтения у младших школьников с оптической дислексией средствами наглядности Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характерна, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т.к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Целью данной статьи является разработка на основе использования средств наглядности основных методов и приемов коррекции оптической дислексии.
Ключевые слова: оптическая дислексия, коррекционно-логопедическая работа, средства наглядности, система упражнений, младшие школьники.
Annotation. The article deals with the problems of the formation of reading skills in younger schoolchildren with optical dyslexia by means of visual aids, reading disorders have a negative impact on the entire learning process, on the mental and speech development of the child. The modern identification of these disorders, the exact determination of their pathogenesis in each individual case, the differentiation of dyslexia from reading errors is not characteristic, is extremely important for building a system of speech therapy work with children. The reading speed of lagging, failing children is much lower than normal, and this causes a negative attitude to the reading process itself, because information is poorly absorbed, reading becomes mechanical with multiple errors, without understanding the material. The purpose of this article is to develop, based on the use of visual aids, the main methods and techniques for correcting optical dyslexia.
Keywords: optical dyslexia, correctional speech therapy work, visual aids, exercise system, junior schoolchildren.
Введение. Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано ее большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения ограничен. Поэтому овладение навыками чтения - одна из важнейших задач в работе учителей начальных классов.
Чтение является достаточно сложным психофизиологическим процессом, с помощью которого школьники получают основной объем знаний и информации. На начальных этапах обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что чтение, как деятельность, играет важную роль в жизни человека: во-первых, оно стимулирует его психическое развитие; во-вторых, обеспечивает общеобразовательную подготовку; в-третьих, влияет на формирование личности [2; 4].
Нарушения чтения довольно часто встречаются у детей с нормальным интеллектом. Так, в европейских странах отмечается до 10% детей с дислексией. По данным А.Н. Корнева, это расстройство встречается у 23% учеников общеобразовательных школ и у 50% детей, обучающихся во вспомогательных школах. У мальчиков нарушения чтения выявляются в 4-6 раз чаще, чем у девочек [8].
Изложение основного материала статьи. Одной из основных составляющих коррекционной работы при дислексии является организация обследования. У школьников с нарушениями чтения и письма проводится развернутое обследование устной речи и орфографических и грамматических навыков, а также компонентов функциональной системы чтения и письма [3].
Такой анализ позволяет логопеду обнаружить «слабые» стороны, определяющие возникновение дислексии и дисграфии. В зависимости от структуры обнаруженных у ребенка нарушений коррекционная работа направляется на развитие тех компонентов функциональных систем чтения и письма, которые недостаточно сформированы» [3].
О.М. Мошкова выделила характерные ошибки, свойственные обучающимся на начальной ступени образования [12].
Таблица 1
Характерные ошибки, свойственные обучающимся на начальной ступени образования
Период обучения чтению Доминирующие группы ошибок
2 класс смешения и замены гласных букв в словах, пропуски букв, слогов, слов, замены слов на основе оптического сходства, неправильная постановкаударения и нарушения правил орфоэпического чтения
3 класс замены и смешения согласных букв в словах, контаминации букв, вставки и перестановки слов, замены слов на основе смыслового сходства, аграмматизмы в словах
4 класс персеверации и антиципации букв,ошибки при чтении окончаний зависимых слов, а также потери строки
Коррекционная работа по преодолению дислексии основывается на общепринятых дидактических (системности, последовательности, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов, поэтапности формирования умственных действий), а также логопедических (комплексности, патогенетический, учета зоны «ближайшего развития», симптоматики и степени выраженности дислексий, психологической структуры процесса чтения, полимодальный) принципах.
М.Н. Русецкая выделяет следующие основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дислексии и дисграфии, которые соответствуют функциональному составу чтения и письма:
- развитие и коррекция речевых функций.
- развитие и коррекция переработки зрительной информации.
- развитие и коррекция переработкиполимодальной информации.
- развитие и коррекция серийной организации движений.
- развитие и коррекция программмирования, регуляции и контроля деятельности» [1; 51.
Традиционно на логопедических занятиях в процессе коррекции дислексии используются средства
наглядности как важный элемент коррекционного обучения.
Как отмечают Г.Г. Зиганшина, Н.А. Куренова, Ф.Г. Хабибуллина средства наглядности - это реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению [71.
Теоретический анализ исследований показал, что к настоящему моменту существует достаточно много классификаций средств наглядности или наглядных средств: предметные (натуральные предметы и их заменители); изобразительные: словесные («словесное рисование», отрывки из худлжественных произведений), образные (макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации и т.п), символические (схемы,
чертежи, карты, символы) [11].
Как отмечает О.Ф. Бородина, целью коррекции оптической дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций, является обучение младшего школьника способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения. Задачи коррекционно-педагогической работы состоят в развитии и коррекции гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Методика включает в себя два блока:
1) развитие и коррекция гностических зрительных функций;
2) объектом коррекционного воздействия второго блока являются моторные функции зрения [6; 9].
В процессе развития и коррекции зрительно-моторных функций большое значение имеет работа над точностью прослеживающих движений глаз, формированием стратегии сканирования перцептивного поля, зрительно-пространственных представлений и выработке зрительно-моторных координаций.
Методика работы по формированию устойчивого навыка слежения взором в направлении слева направо и сочетания этого навыка с синхронным движением руки разработана О.Б. Иншаковой. В логопедической практике применяются материалы зрительных диктантов, разработанных И.Т. Федоренко. Приемы запоминания лежат в основе мнемотаблиц, разработанных Н.А. Гурьевой [10].
Согласно Р.И. Лалаевой, при устранении оптических дислексий осуществляется и работа по уточнению представлений детей о форме, величине, цвете [4].
Обобщение методических рекомендаций таких ученых и логопедов-практиков, как Р.И. Лалаева, позволило сделать вывод, что в процессе коррекции оптической дислексии немаловажным является работа над уточнением у обучающихся представлений о пространственном расположении различных фигур и букв.
Таким образом, процесс коррекции оптической дислексии включает следующие направления: формирование зрительного восприятия и узнавания на материале предметов, геометрических фигур и букв; формирование навыков звукового и зрительного анализа и синтеза; развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах.
При осуществлении процесса коррекции оптической дислексии на логопедических занятиях используются разнообразные средства наглядности: картинный, речевой материал, карточки, пособия, игрушки и т.п., позволяющие повысить эффективность логопедического воздействия.
Было проведено исследование уровня сформированности навыков чтения (чтение вслух) у младших школьников с оптической дислексией. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Оренбурга.
Экспериментальную группу составили 20 учащихся 2 класса, имеющих по результатам логопедического заключения «оптическую дислексию», в возрасте 8-9 лет (7 девочек и 13 мальчиков). Биологическое зрение у школьников по данным медицинской карты в норме. Все испытуемые обучаются по программе общеобразовательной школы.
Обследование осуществлялось с каждым обучающимся индивидуально, в тихом изолированном помещении.
В ходе обследования была использована стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А.Н. Корнева (задание на чтение вслух) [8].
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики младших школьников с оптической дислексией по методике А.Н. Корнева на констатирующем этапе исследования (в баллах)
И.Ф. учащегося Параметры техники чтения У ровень
Способ Темп Кол-во и характер ошибок техника чтения понимания прочитанного
Сабрина Б. букв. 20 сл/мин 26 ош. (замена звуков, букв, смешение букв, ошибки ударения) I В Н/ср
Александр С. сл/пл 22 сл/мин 20 ош. (перестановка букв, замена букв) I В Н/ср
Дима Г. ц.сл. 40 сл/мин 6 ош. (ошибки ударения, пропуск зв.) III Б Сред.
Даниил М. ц.сл. 34 сл/мин 21 ош. (перестановка и смешение букв и слог.) II В Н/ср
Оля Л. букв. 37 сл/мин 20 ош. (ошибки ударения, пропуски букв) II В Н/ср
Миша Н. букв. 17 сл/мин 22 ош. (замена и смешение графически сходных букв) I В Н/ср
Сергей Т. сл/пл 21 сл/мин 21 ош. (замена и смешение зв.) I В Н/ср
Влад Е. сл/пл +ц.сл. 39сл/мин 20 ош. (ошибки ударения, пропуск букв, угадывающее чтение) I В Н/ср
София В. ц.сл. 33 сл/мин 20 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) II В Н/ср
Адам Б. ц.сл. 41сл/мин 6 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) III Б Сред.
Катя К. букв. 20 сл/мин 26 ош. (замена звуков, букв, смешение букв, ошибки ударения) I В Н/ср
Ульяна К. сл/пл 22 сл/мин 20 ош. (перестановка букв, замена букв) I В Н/ср
Саша Б. ц.сл. 40 сл/мин 6 ош. (ошибки ударения, пропуск зв.) III Б Сред.
Айдар З. ц.сл. 34 сл/мин 21 ош. (перестановка и смешение букв и слог.) II В Н/ср
Гоша С. букв. 37 сл/мин 20 ош. (ошибки ударения, пропуски букв) II В Н/ср
Лиза М. букв. 17 сл/мин 22 ош. (замена и смешение графически сходных букв) I В Н/ср
Семен П. сл/пл 21 сл/мин 21 ош. (замена и смешение зв.) I В Н/ср
Данил Л. сл/пл +ц.сл. 39сл/мин 20 ош. (ошибки ударения, пропуск букв, угадывающее чтение) I В Н/ср
Гриша Б. ц.сл. 33 сл/мин 20 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) II В Н/ср
Маша З. ц.сл. 41сл/мин 6 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) III Б Сред.
Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод, что у 6 испытуемых определен II уровень (ниже среднего) (Даниил М., Оля Л., София В., Айдар З., Гоша С., Гриша Б.). Количество ошибок было большим (20-21 ошибка).
В данной выборке школьников только у 4 учащихся (Дима Г., Адам Б., Саша Б. и Маша З.) обнаружен III уровень (средний) техники чтения вслух. Количество ошибок при чтении было небольшим (6 ошибок).
При этом в экспериментальной группе обучающихся с IV (высоким) уровнем по исследуемому параметру не выявлено.
Качественный анализ полученных данных позволил заключить, что 8 младших школьников с оптической дислексией читают целыми словами. Побуквенное чтение отмечается у 6 респондентов (Сабрина Б., Миша Н., Оля Л., Катя К., Гоша С., Айдар З.). Низкая скорость чтения и наличие большого количества ошибок явились предрасполагающими факторами плохой техники чтения и непонимания читаемого.
Слоговое чтение имеют 6 младших школьника с оптической дислексией (Александр С., Сергей Т., Влад Е., Ульяна К., Семен П., Данил Л.).
Преобладающими ошибками в чтении второклассников с оптической дислексией оказались пропуски, замены и смешения звуков и букв в словах, пропуски букв, слогов, слов, замены слов на основе оптического сходства, а также ошибки ударения. Больше всего ошибки обучающиеся делали при чтении трехсложных и четырехсложных слов, при стечении согласных (камнями, лакомятся, шиплются, отпускал, следует и др.). Полученные данные соотносятся с результатами исследования О.М. Мошковой.
Норму техники чтения смогли выполнить только 4 испытуемых - Дима Г. и Адам Б. У других школьников скорость чтения ниже нормы, значительное количество ошибок и чтение по буквам и слогам. Самый медленный темп чтения показал Миша Н.
Следует отметить, что только у 2-х респондентов (Дима Г., Адам Б., Саша Б. и Маша З.) уровень понимания прочитанного соответствует норме, они смогли ответить на 7 вопросов по тексту.
Большая часть респондентов 16 школьников не смогли ответить точно и правильно на многие вопросы (1. Сколько ручейков текут в деревне? 3. В каких местах ловят раков? 6. Чего захотелось мальчику? и др.). Этих испытуемых мы отнесли к группе школьников с уровнем ниже среднего (правильно ответили на 5 вопросов) понимания прочитанного.
В целом, полученные результаты позволяют заключить, что доминирующая часть младших школьников с оптической дислексией имеет низкий уровень сформированности навыка чтения вслух и понимания прочитанного.
Таким образом, результаты проведённого нами исследования позволяют сделать вывод, что младшие школьники с оптической дислексией нуждаются в логопедической помощи.
Перейдем к рассмотрению результатов повторной диагностики по методике исследования навыка чтения А.Н. Корнева представленные наглядно в таблице 3.
Таблица 3
Результаты по методике А.Н. Корнева на контрольно-оценочном этапе исследования (в баллах)
И.Ф. учащегося Параметры техники чтения У ровень
Способ Темп Кол-во и характер ошибок техника чтения понимания прочитанного
Сабрина Б. сл/пл 29 сл/мин 18ош. (замена букв, ошибки ударения) I В Н/ср
Александр С. ц.сл. 31сл/мин 11ош. (перестановка букв) II Б Сред.
Дима Г. ц.сл. 52 сл/мин 4 ош. (ошибки ударения, пропуск букв.) III Б Сред.
Даниил М. ц.сл. 40 сл/мин 16 ош. (перестановка и смешение букв и слогов) II Б Сред.
Оля Л. ц.сл 43сл/мин 5ош. (пропуски букв) II Б Сред.
Миша Н. сл/пл 25 сл/мин 17ош. (замена и смешение графически сходных букв) I В Н/ср
Сергей Т. сл/пл 30 сл/мин 15ош. (замена и смешение букв.) 1 В Н/ср
Влад Е. сл/пл+ц.сл. 44 сл/мин 5 ош. (ошибки ударения, пропуск букв) III Б Сред.
София В. ц.сл. 42 сл/мин 12 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) II Б Сред.
Адам Б. ц.сл. 54 сл/мин 3ош. (повтор слов.) А Выс
Катя К. сл/пл 29 сл/мин 18ош. (замена букв, ошибки ударения) I В Н/ср
Ульяна К. ц.сл. 31сл/мин 11ош. (перестановка букв) II Б Сред.
Саша Б. ц.сл. 52 сл/мин 4 ош. (ошибки ударения, пропуск букв.) III Б Сред.
Айдар З. ц.сл. 40 сл/мин 16 ош. (перестановка и смешение букв и слогов) II Б Сред.
Гоша С. ц.сл 43сл/мин 5ош. (пропуски букв) II Б Сред.
Лиза М. сл/пл 25 сл/мин 17ош. (замена и смешение графически сходных букв) I В Н/ср
Семен П. сл/пл 30 сл/мин 15ош. (замена и смешение букв.) 1 В Н/ср
Данил Л. сл/пл+ц.сл. 44 сл/мин 5 ош. (ошибки ударения, пропуск букв) III Б Сред.
Гриша Б. ц.сл. 42 сл/мин 12 ош. (изменение падежных окончаний в сл.) II Б Сред.
Маша З. ц.сл. 54 сл/мин 3ош. (повтор слов.) IV А Выс
В ходе контрольно-оценочного этапа исследования была выявлена положительная динамика почти у всех испытуемых, что свидетельствует о результативности осуществленной логопедической работы по коррекции оптической дислексии.
Если первоначально в данной экспериментальной группе не был обнаружен высокий уровень развития навыков чтения вслух, то при повторном обследовании у 2 респондента (Адам Б. и Маша З.) был определен высокий уровень техники чтения. У других участников исследования мы также отметили повышение результатов по параметрам задания методики по сравнению с первичным обследованием.
Данный факт подтверждают результаты повторного обследования, которые позволили сделать вывод, что количество ошибок при чтении текста сократилось (первоначально у 10 младших школьников были ошибки в диапазоне 20-21, при повторном обследовании таких обучающихся стало 6 чел. диапазон ошибок стал 15-18).
У отдельных испытуемых качественные изменения произошли и в характере ошибок. Сабрина Б., Катя К. при чтении стали реже смешивать буквы при чтении. Адам Б., Маша З. освоили падежные формы, при этом они сделали одну ошибку при чтении четырехсложного слова (лакомятся).
В ходе исследования мы обнаружили, что слоговое чтение присутствует у 8 второклассников (Сабрина Б., Миша Н., Сергей Т., Влад Е., Катя К., Лиза М., Семен П., Данил Л.).
Большинство респондентов овладели чтением целыми словами.
Положительным моментом следует отметить то, что показатели техники чтения также возросли. Четыре ученика (Дима Г., Адам Б., Саша Б., Маша З.) на контрольно-оценочном этапе смогли прочитать больше 50 слов в минуту.
Все это в целом отразилось на повышении понимания смысла прочитанного у всех участников исследования.
Выводы. Анализ данных, полученных в ходе первичного обследования, показал, что у большей части младших школьников с оптической дислексией был выявлен низкий уровень развития навыка чтения.
Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод, что испытуемые нуждаются в логопедической помощи.
Младшие школьники с оптической дислексией испытывают трудности при понимании прочитанного, из-за отсутствия формирования различных компонентов речи: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи. Учащиеся испытывают сложности с определением основной мысли произведения, неправильными ответами на вопросы и с трудностями при повторном изложении текста. Вышеуказанная проблема говорит о том, что у обучающихся недостаточно развит навык чтения, который в будущем приведет к трудностям в обучении.
В ходе контрольно-оценочного этапа исследования, мы оценили эффективность проведенной коррекционной работы. Сравнительный анализ показал положительную динамику по коррекции проявлений оптической дислексии у младших школьников.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Научная монография. Под общей редакцией О.А. Величенковой. - М.: Логомаг, 2018. - С. 76-95.
2. Бабина, Г.В. Трудности смысловой обработки текста учащимися с нарушениями речи / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: МГСИ, 2004. - С. 39-44.
3. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников / 3.И. Бекшиева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 318 с.
4. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №2. - С. 200-204.
5. Гаранина, Л.А. Особенности понимания текстов различных функциональных стилей школьниками с тяжелыми нарушениями речи / Л.А. Гаранина, Е.Н. Российская // Логопедия, 2005. - № 2. - С. 5-9.
6. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
7. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учеб.-метод. пособие / О.М. Коваленко. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 157 с.
8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2007. - 286 с.
9. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды - М.: АРКТИ, 2005. - 221 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2014. - 173 с.
11. Польшина М.А., Суслова Н.М. Логопедическая работа в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями / М.А. Польшина, Н.М. Суслова. - Наука сегодня: теория, практика, инновации. XI Международная научно-практическая конференция: Изд-во «Перо». Москва, 2016. - С. 242-247.
12. Пузина, Е.А. Предупреждение оптической дисграфии и дислексии у дошкольников / Е.А. Пузина. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). - С. 1525-1527. - URL: https://moluch.ru/archive/115/30620/
13. Сивкина В.Н., Тишина Л.А. Изучение проявлений оптической дислексии у младших школьников / В.Н. Сивкина, Л.А. Тишина. - Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва). - 2020. - С. 185-191.
14. Simos P.G., Fletcher J.M., Sarkari Sh., Billingsley R., .... and Papanicolaou A.C. Early Development of Neurophysiological Processes Involved in Normal Reading and Reading Disability: A Magnetic Source Imaging Study. Neuropsychology, 2005, Vol. 19, No. 6, 787-798
15. Yu X., Raney T., Perdue M.V., Zuk J., Ozernov-Palchik O., Becker B. Raschle N.M., Gaab N. Emergence of the neural network underlying phonological processing from the prereading to the emergent reading stage: A longitudinal study. Hum Brain Mapp. - 2018; 39: 2047-2063.
Педагогика
УДК 376.32
кандидат педагогических наук, доцент Проглядова Галина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); магистрант Рябкова Ирина Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); бакалавриат Чимрова Яна Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В статье описаны особенности проведения обследования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с разной степенью нарушения зрения в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598 министерства образования и науки РФ). Обязательным элементом структуры учебного плана является «коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, а также система специальных условий реализации АООП НОО, определяющая направление коррекционной или реабилитационной работы. Дан краткий анализ зарубежных и отечественных подходов к проведению психолого-педагогического обследования и использованию данных результатов в дальнейшей коррекционной работе. Авторами предложены способы адаптации диагностического и специально-коррекционного материала для разного рода зрительных нарушений.
Ключевые слова: методика обследования детей с нарушением зрения, дети дошкольного возраста с нарушением зрения, зрительное восприятие, корковые нарушения, церебральные нарушения, визуальные предпочтения, поведенческие зрительные реакции.
Annоtation. The article describes the features of conducting a visual perception survey in preschool children with varying degrees of visual impairment in accordance with the Federal State Educational Standard for Primary General Education of students with Disabilities (order of December 19, 2014 N 1598 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation), a mandatory element of the curriculum structure is the "correctional and developmental area", implemented through the content of correctional courses, as well as a system of special conditions for the implementation of AOOPNOO, determines the direction of correctional or rehabilitation work. A brief analysis of foreign and domestic approaches to the psychological and pedagogical examination and the use of these results in further correctional work is given. The authors propose ways to adapt the stimulus material for various types of visual disturbances.
Keywords: methods of examination of children with visual impairment, preschool children with visual impairment, preschool age, visual perception, cortical disorders, cerebral disorders, visual preferences, behavioral visual reactions.
Введение. В медицине на сегодняшний день диагностировать разные болезни глаз и слуха не составляет труда, так как современные аппараты дают достоверные результаты о нарушениях зрительных функций. Но как эти данные использовать в педагогической работе, понять, как видит ребенок, остается актуальной