Научная статья на тему 'К вопросу о двойственности восприятия образа инспектора ГИБДД участниками дорожного движения'

К вопросу о двойственности восприятия образа инспектора ГИБДД участниками дорожного движения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
306
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двойственность / образ (имидж) инспектора Госавтоинспекции / восприятие инспектора Госавтоинспекции участниками дорожного движения / формальные и неформальные правила дорожного движения / эмпирическое исследование / комплексное информационное воздействие / duality / image of the inspector of traffic police / perception of the road traffic police inspector / formal and informal rules of the road / empirical research / complex information impact

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Анатольевна Черникова

Важнейшей характеристикой образа сотрудника ГИБДД, работающего «на земле», является его двойственность. В локальном сообществе города Хабаровска в 90-е годы помимо формальных сложились неформальные правила дорожного движения, и расхождение между ними было невероятно сильным за счет появления новых объективных факторов, влияющих на организацию дорожного движения. Впоследствии острота ситуации постепенно снижалась. Для преодоления сложностей, возникающих при восприятии участниками дорожного движения действий и образа сотрудника ГИБДД, необходимо комплексное информационное воздействие, способное переломить господствующие в обществе социальные стереотипы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елена Анатольевна Черникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the duality of the perception of the image inspector of traffic police road. For example, the city of Khabarovsk

The most important characteristic of the image of a traffic police officer working «on the ground» is his duality, tn the local community of the city of Khabarovsk in the 1990s, informal rules of the road developed in addition to the formal ones, and the discrepancy between them was incredibly strong due to the appearance of new objective factors affecting the organization of traffic. Subseguently, the severity of the situation gradually decreased. A comprehensive information impact is needed for breaking social stereotypes prevailing in the society To overcome the complexities arising from the perception by road users of the actions and the image of the traffic police officer

Текст научной работы на тему «К вопросу о двойственности восприятия образа инспектора ГИБДД участниками дорожного движения»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10160

К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ИНСПЕКТОРА ГИБДД УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

На примере города Хабаровска

Елена Анатольевна ЧЕРНИКОВА, Академия управления МВД России E-mail: [email protected]

Аннотация. Важнейшей характеристикой образа сотрудника ГИБДД, работающего «на земле», является его двойственность. В локальном сообществе города Хабаровска в 90-е годы помимо формальных сложились неформальные правила дорожного движения, и расхождение между ними было невероятно сильным за счет появления новых объективных факторов, влияющих на организацию дорожного движения. Впоследствии острота ситуации постепенно снижалась. Для преодоления сложностей, возникающих при восприятии участниками дорожного движения действий и образа сотрудника ГИБДД, необходимо комплексное информационное воздействие, способное переломить господствующие в обществе социальные стереотипы.

Ключевые слова: двойственность, образ (имидж) инспектора Госавтоинспекции, восприятие инспектора Госавтоинспекции участниками дорожного движения, формальные и неформальные правила дорожного движения, эмпирическое исследование, комплексное информационное воздействие.

Annotation. The most important characteristic of the image of a traffic police officer working «on the ground» is his duality, tn the local community of the city of Khabarovsk in the 1990s, informal rules of the road developed in addition to the formal ones, and the discrepancy between them was incredibly strong due to the appearance of new objective factors affecting the organization of traffic. Subseguently, the severity of the situation gradually decreased. A comprehensive information impact is needed for breaking social stereotypes prevailing in the society To overcome the complexities arising from the perception by road users of the actions and the image of the traffic police officer.

Keywords: duality, image of the inspector of traffic police, perception of the road traffic police inspector, formal and informal rules of the road, empirical research, complex information impact.

Образ (имидж) работника любой профессии является одним из основных компонентов при исполнении им своих непосредственных обязанностей. Этот момент уже не раз отмечали исследователи1. Благодаря имиджу формируется система ожиданий в отно-

шении его носителя, организуется то или иное внешнее взаимодействие, в том числе властное воздействие2. Это имеет непосредственное отношение и к работе Госавтоинспекции.

Проведенное нами эмпирическое исследование, а также многочисленные схожие работы по

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

---------------------------------------------------------------------------------- 135

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

исследованию отношения населения к органам МВД3 доказывают, что противоречивость является определяющей характеристикой и самой позиции представителя военизированных структур гражданского назначения, и отношения к ним населения4.

Важнейшей характеристикой образа сотрудника ГИБДД, работающего «на земле», является его двойственность. Он как участник дорожного движения и как представитель государства оказывается погружен в разные смысловые контексты, вступает в разные фигурации. Двойственность тем сильнее, чем сильнее расхождение между формальным положением на дорогах (требованиями к организации дорожного движения) и реальной ситуацией, складывающейся здесь и сейчас5.

В локальном сообществе города Хабаровска в 90-е годы помимо формальных сложились неформальные правила дорожного движения, и расхождение между ними было невероятно сильным за счет появления новых объективных факторов, влияющих на организацию дорожного движения. Это и слабое развитие дорожно-транспортной сети города, и отсутствие необходимого числа парковок и стоянок, и резкое возрастание числа участников дорожного движения при частичном снижении качества вождения6.

Впоследствии острота ситуации постепенно снижалась — увеличивалось количество автошкол, повышалось качество обучения в них, ужесточались требования при приеме экзаменов у будущих водителей, совершенствовалась система организации техосмотра, сокращалось время при регистрации (снятии) с учета автотранспортных средств. О том, что ситуация упрощается и нормализуется, упоминали и многие респонденты (проведенное нами неформализованное (экспертное) интервьюирование, 20 респондентов: 16 водителей и 4 инспектора ДПС):

«В прежние годы, особенно в 90-е или в начале двухтысячных, чтобы поставить машину на учет, получить номера, зарегистрировать права собственности, нужно было иногда дня три потратить. Потому и ездили «по доверенности». Машина уже пять владельцев сменила, а числится все на «Васе». Потом, скажем, ДТП или еще что-нибудь. И ищут «Васю». А он уже и забыл, как машина выглядела. Теперь как-то проще стало. Ну, не проще, а, например, быстрее. Оформляешь все за пару часов» (мужчина, 57 лет, стаж вождения 36 лет).

Конечно, проблем в этой сфере остается немало, но ситуация катастрофой уже не грозит. Можно сказать, что положение дел в этой обла-

сти выправляется. Есть сдвиги и в развитии самой дорожно-транспортной сети города7, улучшается качество автодорог, строятся дороги-дублеры, «развязки» на сложных перекрестках.

Не исчезнувшие полностью сложности на дорогах города Хабаровска и приводят к сохранению неформальных правил их преодоления, не всегда предусмотренных ПДД, соответственно, сохраняется двойственность положения сотрудника ГИБДД.

Сложившиеся в 90-е годы неформальные институты вождения и поведения на дорогах обладают существенной устойчивостью8. Они сохраняются даже тогда, когда реальная потребность в них снижается. Они предстают в качестве социальной нормы, покушение на которую воспринимается как нарушение прав водителя, даже если оно совершается с позиции легальной нормы. Это тоже создает сложности при коммуникации на дорогах9. В то же время попытки преодолеть эти сложности за счет отказа от коммуникации, частичной замены работников ГИБДД автоматизированными структурами, по мнению участников дорожного движения, обладают ограниченной эффективностью. Даже самые убежденные сторонники информационного и дистанционного контроля над осуществлением дорожного движения сегодня понимают, что обойтись без этих работников пока невозможно.

Понимают это и участники предпринятого нами эмпирического исследования. Например, в одном из интервью респондент отмечал, что активность инспектора ДПС на своем участке способствует активности муниципальных властей по уборке снега на дорогах. Встречались и иные примеры, иллюстрирующие необходимость сотрудника Госавтоинспекции на дорогах города.

Несмотря на такой вполне лояльный взгляд, проявляющийся в неформализованных интервью, выделяются два качественно различных уровня восприятия сотрудника ГИБДД населением города:

■ то, что «знают все»;

■ то, что я понял на личном опыте вождения.

В первом случае перед нами предстает образ наиболее коррумпированной структуры в государстве, сотрудники которой сами не всегда знают те нормы и правила, следить за исполнением которых они призваны. При этом во многих случаях, не только в нашем исследовании, отмечались грубость, невнимательность, бестактность при общении, иные негативные характеристики при коммуникации работника ГИБДД с во-

136

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

дителем или с пешеходом10. Важно то, что отмечалось это не как знание, полученное из личного опыта, а как общая информация, своего рода фоновое знание", детерминирующее отношение к социальному агенту данного типа и систему ожиданий в отношении этого агента.

Совершенно иная картина изображается во втором случае. Здесь работник ГИБДД (прежде всего инспектор ДПС) тоже не предстает «ангелом». Однако оценка его действий гораздо выше12. Даже в том случае, когда респондент не одобряет действий работника ГИБДД, он склонен находить им объяснения, оправдывать их тем или иным образом.

«Подходит, скажем, гаишник. Я понимаю, что я прав. Да, я как бы нарушил. Но иначе бы могло ДТП случиться. А он мне штраф не хилый выписывает. Ну, думаю, с... А потом смотрю, лейтенант там дальше стоит, пасет его. Тут понятно. Он сам, может, меня и отпустил бы. Он же понимает, что я прав. Но не может. Подневольный человек» (мужчина, 47 лет, стаж вождения 23 года).

Достаточно часто приводились в интервью и примеры помощи водителю со стороны инспектора, его способности быстро и успешно преодолеть сложную ситуацию, организовать полноценное движение на дорогах.

Расшифрованные тексты неформализованных интервью с водителями были подвергнуты контент-анализу. Результаты этого анализа сравнивались с текстами публикаций в СМИ (контент-анализ СМИ13), текстами анекдотов14 «про гаишников».

Наиболее частотными характеристиками в анекдотах и публикациях СМИ были следующие концепты: «взятка», «придирается», «тупой», «наглый», «ленивый», «трусливый». Как видно,

ряд состоит из ярко выраженных негативных концептов.

В тех случаях, когда речь шла о «ГАИ вообще» (макроуровень), совпадение выделенных концептов и концептов (слов) в интервью составляло более 67%. При этом нужно отметить, что синонимы мы отмечали как совпадения. Это говорит об очень высокой корреляции между СМИ и текстами интервью.

В тех же случаях, когда речь шла о том, что респондент видел или пережил сам, число совпадений существенно снижалось. В разных интервью оно колебалось от 3 до 7%. Иными словами совпадений оказывалось минимум. Наиболее частотными здесь были характеристики: настырный, нормальный, свой, торопящийся, профессиональный и некоторые другие. Эти характеристики тоже нельзя назвать полностью положительными (кроме характеристик — свой и профессиональный), но негатива здесь существенно меньше.

Такую ситуацию можно объяснить наличием сложившегося социального дискурса (социального стереотипа), детерминирующего отношение к ГИБДД. В период 90-х годов, судя по имеющимся исследованиям15, он имел под собой основание. В условиях, когда нарушение инструкции было неизбежным, особенно в городах Дальнего Востока, оно часто совершалось с материальной выгодой для самого работника. Об этом говорилось и в интервью с сотрудниками ГИБДД.

При проведении формализованного анкетного опроса (430 респондентов) водителям г. Хабаровска был задан вопрос; «Оцените работу ДПС в последние годы». Варианты ответов на этот вопрос распределились следующим образом (см. табл.).

Таблица

Результаты опроса участников дорожного движения о работе сотрудников ДПС в последние годы

№ Варианты ответа Число ответивших, в проц.

1. Можно сказать, что работа дорожно-постовой службы (ДПС) улучшилась 42,6

2. Можно сказать, что работа ДПС осталась без изменений 33,4

3. Можно сказать, что работа ДПС стала хуже, чем раньше 12,2

4. Затрудняюсь ответить 11,8

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 137

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как видно из линейного распределения ответов, самая большая группа респондентов считает, что работа ГИБДД (ДПС) улучшилась, мнение, что работа стала хуже, высказало меньшинство респондентов, а это достаточно высокая оценка работы, проделанной структурой.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что объективных условий для возникновения неформальных правил поведения на дороге становится все меньше. Следовательно, компенсируется двойственность положения инспектора ГИБДД, причины которой описаны выше. Становится возможным точное или максимально близкое к точному следование легальным Правилам дорожного движения.

Конечно, работа в этих направлениях должна быть продолжена и усилена. Есть и направления работы ГИБДД, которые до самого последнего времени оставались в «тени» более важных направлений. За постсоветские годы была существенно снижена просветительская часть деятельности, пропаганда корректного поведения на дорогах со стороны водителей и пешеходов16. Остаются пока в «тени» мероприятия в школах и вузах, направленные на формирование устойчивых знаний Правил дорожного движения17.

Для преодоления сложностей, возникающих при восприятии участниками дорожного движения действий и образа сотрудника ГИБДД, необходимо комплексное информационное воздействие, способное переломить господствующие в обществе социальные стереотипы. Причем, как нам представляется, воздействие это должно осуществляться в нескольких направлениях: артикуляция и кодификация позитивных примеров работы сотрудников ГИБДД, создание кинематографических по-человечески притягательных персонажей, а также телепередач, в которых профессиональные журналисты освещали бы материалы по заказу ГИБДД. 1

1 Бердинских М.В. Особенности формирования имиджа организации у различных социальных субъектов //Дискуссия. 2012. № 12 (30). С. 67—73.

2 Морякина А.Р., Жигунова Г.В. Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 734—740 // URL https://moluch.ru/archive/93/20885/ (Дата обращения: 21.01.2018)

3 Степанов Н.Л., АгранатД.Л. Институциональные противоречия гражданского общества и военизированных организаций // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. X. № 3-4. С. 394-400.

4 Пашин Л.А. Особенности социального развития военизированных организаций гражданского назначения (на материалах ГИБДД): Автореф. дис.... д-ра социол. наук. М., 2001.

5 Российское городское пространство: попытка осмысления / Под ред. В.В. Вагина. М.: Моек, обществ, научный фонд, 2000.

6 Бадулин В.И. Совершенствование региональной системы учета дорожно-транспортных происшествий ГИБДД МВД России. М., 2000.

7 Пугачев И.Н. Дорожное движение и безопасность городской жизни // Направление — Дальний Восток. 2009. № 3. С. 84-87.

8 Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

9 Шакалов И.И. Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения) // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 3. С. 64—70.

10 Абдулъзянов А.Р. Социальные детерминанты минимизации рисков в дорожном движении // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 8. С. 218-223.

11 Дудоладова М.М. Эвристические возможности концепции фоновых практик: к постановке вопроса // Вестник КГУ. 2014. № 6 // URL: http://cyberleninka.ru/article/ii/ evristicheskie-vozmozhnosti-kontseptsii-fonovyh-praktik-k-postanovke-voprosa (Дата обращения: 27.01.2018)

12 Жирякова Е.С. Культура автомобилистов, их лояльность друг к другу и к пешеходам // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 4. С. 120-122.

13 Газеты «ДВ Вести», «АИФ-Дальинформ», таблоид Amurmedia. Рассматривались материалы, посвященные ГИБДД и безопасности дорожного движения.

14 Трахтенберг Р. Бонна анекдотов. М.: ACT, 2005.

15 Кильдеев М.В. О некоторых аспектах проведения мониторинга общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 гг. // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 8-17.

16 Жирякова Е.С. Указ. соч.

17 Волков В.С., Лукъянчиков А.И. Обзор методов повышения безопасности дорожного движения пешеходов и их оценка // Воронежский научно-технический вестник. 2013. № 1 (3). С. 57-61.

Библиографический список

1. Абдулъзянов А.Р. Социальные детерминанты минимизации рисков в дорожном движении // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 8. С. 218—223.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

138 ----------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. АузанА. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 160 с.

3. Бадулин В.И. Совершенствование региональной системы учета дорожно-транспортных происшествий ГИБДД МВД России. М., 2000. 24 с.

4. Бердинских М.В. Особенности формирования имиджа организации у различных социальных субъектов //Дискуссия. 2012. № 12 (30). С. 67-73.

5. Волков В.С., Лукьянчиков А.И. Обзор методов повышения безопасности дорожного движения пешеходов и их оценка // Воронежский научно-технический вестник. 2013. № 1 (3). С. 57-61.

6. Газеты «ДВ Вести», «АИФ Дальинформ», таблоид Amurmedia. Рассматривались материалы, посвященные ГИБДД и безопасности дорожного движения.

7. Дудоладова М.М. Эвристические возможности концепции фоновых практик: к постановке вопроса // Вестник КГУ. 2014. № 6 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskie-vozmozhnosti-kontseptsii-fonovyh-praktik-k-postano vke - voprosa

8. Жырякова E.C. Культура автомобилистов, их лояльность друг к другу и к пешеходам // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компе-тентностный подход. 2013. Т. 4. С. 120—122.

9. Кылъдеев М.В. О некоторых аспектах проведения мониторинга общественного мнения по

проблемам безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг. // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 8-17.

10. Морякина А.Р., Жигунова Г.В. Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 734-740 // URL https: //moluc h. ru/archiv e/93/20885/

11. Пашин Л.А. Особенности социального развития военизированных организаций гражданского назначения (на материалах ГИБДД): Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001. 45 с.

12. Пугачев И.Н. Дорожное движение и безопасность городской жизни // Направление — Дальний Восток. 2009. № 3. С. 84—87.

13. Российское городское пространство: попытка осмысления. М.: Моек, обществ, науч. фонд, 2000. Сер.: Науч. доклады, 116. 165 с.

14. Степанов Н.А., Агранат Д.Л. Институциональные противоречия гражданского общества и военизированных организаций // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. X. № 3-4. С. 394-400.

15. Трахтенберг Р. Тонна анекдотов. М.: ACT. 2005.

16. Шакалов И.И. Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения) // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 3. С. 64—70.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.