Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗАКОН НОВЫЙ, НО ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗАКОН НОВЫЙ, НО ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО / ЧЛЕНЫ ТОВАРИЩЕСТВА / ПРОТОКОЛ СОБРАНИЯ / РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТОВАРИЩЕСТВА / ЗАЯВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Король Ирина Геннадьевна

Автор рассматривает практические и теоретические правовые проблемы функционирования садоводческого некоммерческого товарищества, связанные с исполнительными органами юридического лица. В статье предлагается способ их разрешения посредством совершенствования действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Король Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ACTIVITIES OF HORTICULTURAL NON-PROFIT ASSOCIATIONS OF PROPERTY OWNERS: THE LAW IS NEW, BUT THE PROBLEMS ARE OLD

The author considers practical and theoretical legal problems of functioning of a horticultural non-profit partnership related to the executive bodies of a legal entity. The article suggests a way to resolve them by improving the current legislation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗАКОН НОВЫЙ, НО ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗАКОН НОВЫЙ, НО ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ КОРОЛЬ Ирина Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». E-mail: 2050459@mail.ru

Краткая аннотация: Автор рассматривает практические и теоретические правовые проблемы функционирования садоводческого некоммерческого товарищества, связанные с исполнительными органами юридического лица. В статье предлагается способ их разрешения посредством совершенствования действующего законодательства.

Abstract: The author considers practical and theoretical legal problems of functioning of a horticultural non-profit partnership related to the executive bodies of a legal entity. The article suggests a way to resolve them by improving the current legislation.

Ключевые слова: садоводческое товарищество, члены товарищества, протокол собрания, решение собрания, председатель товарищества, заявление, юридическое лицо, товарищество собственников недвижимости.

Keywords: horticultural partnership, members of the partnership, protocol of the meeting, decision of the meeting, chairman of the partnership, statement, legal entity, partnership of real estate owners.

На сегодня вот уже в течение полутора лет действует Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ [1]. Небезызвестный закон «66-ФЗ» [2] канул в прошлое. Означает ли это что «Я» или «Вы» перестали быть собственниками имущества - дома, садового земельного участка и т.д. Ответ разумеется отрицательный.

Существующее или создаваемое вновь садоводческое товарищество как и прежде является некоммерческим юридическим лицом, но в иной организационно-правовой форме. Так, п. п. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ, а также п. 3 ст. 4 Федерального закона № 217-ФЗ, указывает, садоводческое или огородническое товарищество являются разновидностью товарищества собственников недвижимости. «Введение в гражданский оборот такой организационно-правовой формы, как «товарищество собственников недвижимости», является закономерным и необходимым, так же как, например, упразднение дачного хозяйства с 1 января 2019 года ввиду отсутствия существенных отличий правового регулирования дачного хозяйства и садоводства» [3, 80].

Наряду с этим граждане вправе вести садоводство без создания товарищества, т.е. без образования юридического лица. Также собственники или правообладатели садовых земельных участков, не являющиеся членами товарищества могут вести садоводство без участия в товариществе.

В соответствии с п. 1 ст. 123.12 ГК РФ товарищество собственников недвижимости это «добровольное объединение собственников недвижимого имущества (... жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами».

Так, специальным Законом предусмотрено, что граж-

дане, собственники садовых земельных участков, объединяясь в товарищество преследует цель, а именно, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 217-ФЗ: «управление имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.». К имуществу общего пользования законодатель относит «объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения» причем «расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства. для собственных нужд» для обеспечения граждан, собственников земельных участков водоснабжением и канализацией, электричеством и тепловой энергией, природным газом, сбором твердых бытовых отходов, в т. ч. необходимым движимым и иным имуществом (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ). Если товарищество не имеет имущества общего пользования, то соответственно гражданам, собственникам земельных участков нечем управлять, то и смысла в товариществе как в юридическом лице нет.

Исполнительными органами товарищества (на основании положения п. 2 ст. 123.14 ГК РФ) являются председатель товарищества и правление товарищества, которые избираются не на два года как ранее, а на срок «не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием», причем одни и те же лица могут избираться постоянно «неограниченное количество раз» закрепляет п. 5 ст. 16 Федерального закона № 217-ФЗ. Соответственно в уставе товарищества необходимо установить конкретный срок (год, два, три и т. д.) избрания и процедуру избрания исполнительных органов. При этом исключительная компетенция по этим вопросам принадлежит общему собранию членов товарищества устанавливает п. п. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ.

В некоторых случаях при отсутствии должных знаний среди членов товарищества либо заведомо с нарушением закона председатель товарищества избирается не из числа членов товарищества, при отсутствии кворума на общем собрании, с нарушением и несоблюдении регламента проведения общего

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

собрания, собранием членов правления товарищества. Представляется, что такие решения не легитимны и не подлежат исполнению, а в случае исполнения должны быть признаны судом недействительными. Верховный Суд РФ в одном из обзоров указал: «Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания.» [4].

Существует ряд иных проблем, порой просто нет желающих кандидатов на роль членов правления или председателя, граждане пассивны, боятся и не хотят брать на себя ответственность, тратить время, по сути, на общественную деятельность весьма не высоко, а порой и вовсе не оплачиваемую. Зачастую фактически председатель в одном лице оформляет и сдает пусть и «нулевую» отчётность в организации, ведет делопроизводство как секретарь, отвечает на жалобы, заявления, письма и др. документы членов товарищества и организаций (органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства, пожарного надзора, полиции, налоговых органов и др.). Есть и обратная сторона, когда в товариществе много членов, желающих предложить свою кандидатуру в качестве председателя товарищества.

В любом случае проведение собрания предполагает оформление протокола общего собрания членов товарищества или заседания правления. Еще десять лет назад подготовка протокола не составляла особого труда, но сегодня необходимо вооружиться специальными знаниями главы 9.1 ГК РФ «Решения собраний» [5, С. 199-200].

Несомненно, если товарищество располагает свободными финансовыми средствами участников товарищества, то председателю товарищества проще воспользоваться правом в соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона № 217-ФЗ и принять на работу в товарищество работника по трудовому договору (юриста, секретаря, бухгалтера, инженера, сантехника, электрика и др.). Это идеальный вариант деятельности товарищества. Но в тоже время это проблема дополнительных денежных расходов. В реальной ситуации, если товарищество состоит из 20-70 членов, а не нескольких сотен или тысячи граждан, то пишем, так как можем, понимаем и умеем. В конечном итоге выбрали правление и председателя. Но это еще далеко не конец, это начало пути.

Для того чтобы кандидатуру председателя легализовать необходимо провести процедуру регистрации. Согласно ст. 51 ГК РФ, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести изменения. В реестр вносятся изменения, «касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанные с

внесением изменений в учредительные документы юридического лица» [6]. На основании все этой же статьи закона заявителем, т.е. в нашем случае «вновь избранным председателем» подается «подписанное заявителем заявление» по форме № Р 14001. Причем в случае, если заявление подается «непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность» «свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя» на основании абз. 2 п. 1.2. ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ на заявлении не требуется.

Таким образом, с одной стороны нормы Федерального закона № 217-ФЗ усложняют деятельность товарищества способствуя усилению контроля со стороны его членов (например, при уплате взносов исключительно на расчетный счет товарищества), но с другой стороны видно насколько бесконтрольна процедура выборов и регистрации в регистрирующем органе председателя товарищества. Кроме того, «ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в Единый федеральный реестр» в соответствии с нормой п. 4 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ несет лицо, которое такие сведения внесло. На основании п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ «регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных» законом.

Отсутствие требования нотариального удостоверения подписи заявителя на заявлении в данном случае указывает не только и не столько на гибкость правового регулирования, снижение чрезмерного бюрократизма процесса, а на уменьшение контроля и ответственности перед законом и государством со стороны заявителя, который в нашем случае является председателем садоводческого некоммерческого товарищества.

На практике это приводит к тому, что любой член товарищества, который, по своему, «видит закон» беспрепятственно может зарегистрироваться в налоговых органах в качестве председателя садоводческого некоммерческого товарищества, т.е. руководителя юридического лица1. Хотя, на основании п. 3 ст. 51 ГК РФ еще до «государственной регистрации... включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр». Такая проверка достоверности сведений, в соответствии с нормой п. 4.2. ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ «включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим орга-

1 Так, межрайонной инспекцией ФНС по Московской области согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2020 № ЮЭ9965-20-102912320 в должности председателя правления СНТ 10.09.2019 зарегистрирован член товарищества, избранный на основании Протокола от 13.07.2019 заседания членов правления СНТ, присутствующих в количестве 5 человек. Протокол в регистрирующий орган по понятным причинам не предоставлялся.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 7(187)

ном в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц». Любой член товарищества как заинтересованное лицо вправе заявить о недостоверности сведений, но для этого как минимум необходимо знать о своих правах и о том, что такая регистрация имеет место быть.

Протокол (решение) общего собрания членов товарищества является основанием возникновения полномочий правления и руководителя товарищества никто не видит: подлинность подписи нотариусом может не удостоверяться и нотариус не обязан хранить в деле копию протокола о выборах председателя товарищества - руководителя юридического лица, нет обязанности предоставить его в налоговые органы. В случае запроса суда о предоставлении копии протокола общего собрания «инспекция федеральной налоговой службы указывает на непредставление в регистрирующий орган обжалуемого протокола об избрании правления» [7] и председателя товарищества.

Между тем, протокол (решение) общего собрания членов некоммерческого садоводческого товарищества важный документ его жизнеобеспечения, это право возникающий для одних и право прекращающий юридический факт для других лиц. Для «старого» и «нового» правления» товарищества.

Гражданин, зарегистрированный председателем товарищества получает право открытия счетов в банках, доступа к уже имеющимся счетам товарищества и денежным средствам, подписи на финансовых документах, заключении договоров и т.д. Конечно, информация из единого государственного реестра юридических лиц в открытом виде доступна в сети-интернет на портале федеральной налоговой службы, но какой «садовод» отслеживает ее ежедневно, большинство даже понятия не имеют об этом.

Таким образом, применение норм абз. 2 п. 1.2. ст. 9 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в случае с садоводческим (огородническим) некоммерческим товариществом собственников недвижимости просто не допустимо.

Библиография:

Это влечет за собой признание недействительным решения общего собрания членов садоводства, исключение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, отмену регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Также последует недействительность договоров, документов, которые заключил (подписал), оплатил такой «председатель». Заметим, единственным источником доходов в садоводческом товариществе (в большинстве случаев) являются взносы членов товарищества, уплачиваемые сегодня на расчетный счет в банке. Одни члены уплачивают их из пенсии, другие из заработной платы или дохода от предпринимательской деятельности. Это тоже своего рода проблема для садоводческого товарищества. Банковский счет необходимо финансово содержать, а это дополнительные средства из «карманов садоводов».

Весьма справедливо замечено, А.И. Бутовецким «реформа гражданского законодательства о юридических лицах не принесла каких-либо ощутимых положительных изменений для садоводческого, огороднического или дачного движения нашей страны. Напротив, в некоторых вопросах. ситуация стала более запутанной» [8, С. 110-111].

В целях совершенствования российского права, устранения правовых проблем в практике применения как минимум п. 2 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должен предусматривать, на ряду, с подачей подписанного заявителем заявления о внесении изменении в ЕГРЮЛ не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган обязательное предоставление решения (протокола) общего собрания членов садоводческого товарищества собственников недвижимости о выборах исполнительных органов. Обязанностью регистрирующих органов по данному вопросу должно быть не только получение решения общего собрания о выборах исполнительных органов, но и проверка его содержания на соответствие закону.

1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 31.07.2017. № 31 (Часть I), ст. 4766.

2. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ. 20.04.1998. № 16. ст. 1801.

3. Серегина Т.С. Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества как вид товариществ собственников недвижимости // Гражданское право. 2019. № 4 (211). С.80.

4. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1, январь. 2015.

5. Более подробно о протоколе общего собрания СНТ см.: Король И.Г. Новое правовое регулирование деятельности садоводческих некоммерческих товариществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2 (85). Часть III. 2016. C. 199 - 200.

6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). ст. 3431.

7. Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 18.03.2020 № 33-1827/2020 по делу № 2-3971/2019. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата доступа 30.06.2020).

8. Бутовецкий А.И. Некоторые вопросы о правовом положении некоммерческих объединений граждан (садоводческих, огороднических и дачных объединений) // Вестник РГГУ. Серия: «Экономика. Управление. Право». 2017. № 2. С. 110-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.