Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / САДОВОДСТВО / ОГОРОДНИЧЕСТВО / ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ / УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ / ГОЛОСОВАНИЕ / КВОРУМ / ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СОБРАНИЯ В СУДЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

Предметом рассмотрения в статье является анализ правового регулирования товариществ собственников недвижимости, касающегося осуществления корпоративных процедур (таких как, создание товарищества, утверждение устава, избрание правления и председателя правления, избрания ревизора, ревизионной комиссии. Автор анализирует судебную практику и дает конкретные предложения относительно регулирования корпоративных вопросов в Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации и в специальных законах, регулирующих деятельность товариществ собственников недвижимости в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества. Отмечено, что растет количество решений общих собраний собственников недвижимости, выборов в правление и иных корпоративных процедур, которые обжалуются в судебном порядке. В связи с этим, настоятельно необходимо провести упорядочение правового регулирования ТСН (внесение изменений в ГК РФ, ЖК РФ и специальные законы в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN VECTORS OF CORPORATE MANAGEMENT DEVELOPMENT IN REAL ESTATE OWNERS' ASSOCIATIONS

This article is devoted to the legal regulation of the of corporate procedures of real estate owners’ associations (such as the establishment of an association, approval of its charter, election of the management board and the chair of the management board; the election of the controller). The author analyzes the related court practice and gives certain proposals on the regulation of corporate issues in the Civil Code of the Russian Federation, the Housing Code of the Russian Federation and in special laws regulating the activities of real estate owners' associations in the area of housing and utilities services, gardening and horticulture. It was noted that the number of decisions of general meetings of real estate owners, elections to the board and other corporate procedures that are appealed in court is growing. In this regard, it is imperative to streamline the legal regulation of EOA (amendments to the Civil Code of the Russian Federation, the Housing Code of the Russian Federation and special laws in the field of housing and communal services, horticulture and truck farming).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ»

4. ФАС в СМИ: в 2019 году выросло количество выявленных картелей // Федеральная антимонопольная служба [сайт]. - URL: https://fas.gov.ru/publications/20707 (дата обращения: 18.05.2021)

5. Московское УФАС России раскрыло картель на торгах по оказанию услуг охраны бюджетным учреждениям г. Москвы // Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве: [сайт]. - URL: https://moscow.fas.gov.ru/news/18544 (дата обращения: 18.05.2021)

6. Бочкова Ю.А. Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок // Проблемы современной экономики. 2014. № 2. С. 117-120.

7. Даниловская А.А., Тенишев А.П. Об уголовной ответственности за сговоры на торгах // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1. С. 119-131.

8. Тюменское УФАС России привлекло IT-компании к административной ответственности за сговор на торгах // Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области: [сайт]. - URL: https://tyumen.fas.gov.ru/news/11270 (дата обращения: 24.05.2021)

9. Что такое «картель» и как с ним бороться? М.: ФАС России, 2017.

10. История проекта // Бюро расследований ОНФ: [сайт]. - URL: http://zachestnyezakupki.onf.ru/Public/ContentPage/Detail/5 (дата обращения: 22.05.2021)

11. Раскрытие картельных сговоров экономит бюджетные средства // Федеральная антимонопольная служба: [сайт]. - URL: https://fas.gov.ru/news/31208 (дата обращения: 25.05.2021)

12. Костылева Г.В. О взаимодействии антимонопольных и правоохранительных органов в ходе расследования ограничения конкуренции // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. №3. С. 109-115.

13. Теория и практика: риски уголовного преследования за картель [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/story/223306/ (дата обращения: 16.05.2021)

References and Sources

1. Statistika // Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok: [sajt]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ home.html#statAnchor (data obrashcheniya: 20.05.2021)

2. Chukicheva N.V. Prestupleniya v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd kak ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2019. №2. S. 265-270.

3. Lapina S.B. Kartelizaciya torgov pri provedenii goszakupok kak odin iz faktorov tenevizacii ekonomicheskih processov v Rossii: sushchnost' i mery protivodejstviya // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. №3. S. 264-271.

4. FAS v SMI: v 2019 godu vyroslo kolichestvo vyyavlennyh kartelej // Federal'naya antimonopol'naya sluzhba [sajt]. - URL: https://fas.gov.ru/publications/20707 (data obrashcheniya: 18.05.2021)

5. Moskovskoe UFAS Rossii raskrylo kartel' na torgah po okazaniyu uslug ohrany byudzhetnym uchrezhdeniyam g. Moskvy // Upravlenie Federal'noj antimonopol'noj sluzhby po g. Moskve: [sajt]. - URL: https://moscow.fas.gov.ru/news/18544 (data obrashcheniya: 18.05.2021)

6. Bochkova Yu.A. Sgovory na torgah pri osushchestvlenii gosudarstvennyh zakupok // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2014. № 2. S. 117-120.

7. Danilovskaya A.A., Tenishev A.P. Ob ugolovnoj otvetstvennosti za sgovory na torgah// Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. №1.

8. Tyumenskoe UFAS Rossii privleklo IT-kompanii k administrativnoj otvetstvennosti za sgovor na torgah // Upravlenie Federal'noj antimonopol'noj sluzhby po Tyumenskoj oblasti: [sajt]. - URL: https://tyumen.fas.gov.ru/news/! 1270 (data obrashcheniya: 24.05.2021)

9. Chto takoe «kartel'» i kak s nim borot'sya? M.: FAS Rossii, 2017.

10. Istoriya proekta // Byuro rassledovanij ONF: [sajt]. - URL: http://zachestnyezakupki.onf.ru/Public/ContentPage/Detail/5 (data obrashcheniya: 22.05.2021)

11. Raskrytie kartel'nyh sgovorov ekonomit byudzhetnye sredstva // Federal'naya antimonopol'naya sluzhba: [sajt]. - URL: https://fas.gov.ru/news/31208 (data obrashcheniya: 25.05.2021)

12. Kostyleva G.V. O vzaimodej stvii antimonopol'nyh i pravoohranitel'nyh organov v hode rassledovaniya ogranicheniya konkurencii // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2018. №3. S. 109-115.

13. Teoriya i praktika: riski ugolovnogo presledovaniya za kartel' [Elektronnyj resurs]. - URL: https://pravo.ru/story/223306/ (data obrashcheniya: 16.05.2021)

ЯКОВЛЕВА-ЧЕРНЫШЕВА АННА ЮРЬЕВНА - доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела научных исследований Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (ayach@mail.ru).

ДАНЕЛЯН РУЗАННА НОРИКОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Сочи (ruzka@yandex.ru).

ЯКОВЛЕВ-ЧЕРНЫШЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - студент Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Сочи (basil.yakovlev@mail.ru).

YAKOVLEVA-CHERNYSHEVA, ANNA Yu. - Doctor of Economics, Associate Professor, Chief Research Officer, Scientific Research Department, Sochi branch of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Sochi. DANELYAN, RUZANNA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Sochi branch of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Sochi (ruzka@yandex.ru). YAKOVLEV-CHERNYSHEV, VASILIY A. - student of the Sochi branch of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Sochi (basil.yakovlev@mail.ru).

УДК 347.1 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-2-110-119

ВИЛЬДАНОВА М.М. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Ключевые слова: товарищества собственников недвижимости, жилищно-коммунальное хозяйство, садоводство, огородничество, проведение общих собраний собственников недвижимости, уведомление о проведении собрания, голосование, кворум, обжалование решения собрания в суде.

Предметом рассмотрения в статье является анализ правового регулирования товариществ собственников недвижимости,

касающегося осуществления корпоративных процедур (таких как, создание товарищества, утверждение устава, избрание правления и председателя правления, избрания ревизора, ревизионной комиссии. Автор анализирует судебную практику и дает конкретные предложения относительно регулирования корпоративных вопросов в Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации и в специальных законах, регулирующих деятельность товариществ собственников недвижимости в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества. Отмечено, что растет количество решений общих собраний собственников недвижимости, выборов в правление и иных корпоративных процедур, которые обжалуются в судебном порядке. В связи с этим, настоятельно необходимо провести упорядочение правового регулирования ТСН (внесение изменений в ГК РФ, ЖК РФ и специальные законы в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества).

VILDANOVA, M M.

THE MAIN VECTORS OF CORPORATE MANAGEMENT DEVELOPMENT IN REAL ESTATE OWNERS' ASSOCIATIONS

Key words: real estate owners' association, housing and utilities services, gardening, horticulture, holding general meetings of property owners, notification of meetings, voting at the meeting, quorum, appeal against the decision of the assembly in court

This article is devoted to the legal regulation of the of corporate procedures of real estate owners' associations (such as the establishment of an association, approval of its charter, election of the management board and the chair of the management board; the election of the controller). The author analyzes the related court practice and gives certain proposals on the regulation of corporate issues in the Civil Code of the Russian Federation, the Housing Code of the Russian Federation and in special laws regulating the activities of real estate owners' associations in the area of housing and utilities services, gardening and horticulture. It was noted that the number of decisions of general meetings of real estate owners, elections to the board and other corporate procedures that are appealed in court is growing. In this regard, it is imperative to streamline the legal regulation of EOA (amendments to the Civil Code of the Russian Federation, the Housing Code of the Russian Federation and special laws in the field of housing and communal services, horticulture and truck farming).

Понятие товариществ собственников недвижимости (ТСН) было введено с 1 сентября 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Согласно пп. 4 п. 3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ТСН, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Исходя из указанной формулировки, перечисленные товарищества являются видами ТСН. С 2015 г. товарищества собственников жилья начали регистрировать в организационно - правовой форме ТСН. Законодательство, регулирующее товарищества собственников жилья, стало применяться к ТСН. При этом перерегистрация созданных до 23.05.2015 г. товариществ собственников жилья в ТСН не требовалась, а уставы должны были быть приведены в соответствие с новыми требованиями при первом их изменении.

1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 217). Регулировавший деятельность садоводческих и огороднических товариществ Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66 - ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Закон № 66-ФЗ) был отменен. По ранее действовавшему закону граждане имели право создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Закон № 217 - ФЗ (п.1 ст.4) оставил возможность создания садоводческого некоммерческого товарищества и огороднического некоммерческого товарищества, которые, как указано выше, являются видами такой организационно-правовой формы, как ТСН.

Итак, ТСН - это объединение собственников разных видов недвижимости для совместного владения, пользования и распоряжения общим имуществом. ТСН, как форма управления недвижимостью, имеет более широкий спектр объектов управления, по сравнению с ранее существовавшими на основании различных законов формами управления. Это альтернатива для тех, кто хочет иметь возможность управлять не только жилыми, но и нежилыми объектами. Кроме того, введение такой организационно-правовой формы как ТСН направлено на обеспечение возможности эффективного управления укрупненным объемом работы.

Однако регулирование ТСН представляется не совсем удачным по следующим причинам:

- при введении института ТСН целесообразно было бы внести соответствующие изменения в ЖК РФ, где фигурируют только товарищества собственников жилья, которые не являются какой-либо организационно-правовой формой некоммерческих корпораций;

- в ст. 4 «Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества» Закона № 217-ФЗ четко не описано, что является организационно-правовой формой некоммерческой организации и указано лишь, что могут создаваться садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, которые являются видами ТСН. Исходя из норм ГК РФ следует, что ТСН является организационно-правовой формой некоммерческих корпораций, но тогда в тексте закона должно было быть предусмотрено, что собственниками садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки, могут создавать ТСН;

- как в ЖК РФ, так и в Законе № 217 - ФЗ, содержатся правовые нормы, касающиеся корпоративных процедур, которые не являются предметом регулирования указанных законов и должны быть описаны в ч. 5 п.6 гл.4 ГК РФ (в противном случае не имеет смысла создание такой организационно-правовой формы, как ТСН и установление регулирования на уровне ГК РФ);

- некоторые корпоративные вопросы (создание ТСН, порядок проведения общих собраний собственников, избрание органов управления и ревизионной комиссии), касающиеся управления юридическим лицом, являются предметом регулирования ведомственных актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое регламентирует вопросы строительства и ремонта, признания аварийным жилья и обеспечения обслуживания помещений, в результате чего возникает коллизия норм ГК РФ и ведомственных актов, либо «чрезмерное» регулирование (т.е. повторение одних и тех же) правовых норм.

Кроме того, регулирование вопросов жилищного-коммунального хозяйства в ряде случаев недостаточно. Так, в ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием. Однако в ЖК РФ отсутствует правовое регулирование домов блокированной застройки. Определение таких домов дается в Градостроительном кодексе Российской Федерации, а понятие многоквартирного дома в 2018 году исключено из этого кодекса. В связи с этим, не ясно, регулируются ли корпоративные правоотношения в поселках с домами блокированной застройки положениями ЖК РФ. Согласно ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

При толковании термина «дома блокированной застройки» иногда утверждается, что признаки многоквартирного дома содержатся в п. 6 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. В частности, указывается, что многоквартирным домом является совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому, или в помещения общего пользования в таком доме. Вместе с тем, принципиальным отличием домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также в большинстве случаев - отсутствие помещений общего пользования многоквартирного дома. Как ранее отмечалось, жилые дома блокированной застройки не являются многоквартирными, если каждая блок-секция имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем [1, с.4]. Кроме того, в ч. 6 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 340 - ФЗ) прямо указано на то, что существуют дома блокированной застройки и многоквартирные дома. Однако не дается различие между указанными объектами.

В 2016 году был подготовлен законопроект №1028984 федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предполагалось урегулировать статус малоэтажных жилых комплексов (коттеджных поселков) и/или многоквартирных жилых домов (поселков блокированных домов). Формирование территории такого комплекса должно было осуществляться застройщиком на этапе разработки проекта планировки, а собственники помещений в малоэтажном жилом комплексе не вправе были осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество комплекса (в том, числе на землю, по которой проложены дороги, и в недрах которой находятся сети инженерно-технического обеспечения). Законопроект не был принят и вопросы остались нерешенными.

Об имеющихся пробелах нормативных актов уже было отмечено в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2017 г. №Д23и -1328 «О жилых домах блокированной застройки». В частности, было упомянуто, что Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия «многоквартирный дом», «жилой дом блокированной постройки», «жилой блок». Однако до настоящего времени такие нормативные документы не приняты.

В связи с вышеизложенным представляется, что целесообразно дать в ЖК РФ определение многоквартирных домов и домов блокированной постройки, а также указать, что данные объекты являются жилыми домами в смысле, определенном ЖК РФ. При этом вопросы о корпоративных процедурах в жилых домах ТСН должны регулироваться ГК РФ и уставами ТСН.

В настоящее время общими нормами, подлежащими регулированию ГК РФ, являются положения об уставе ТСН; о возможности преобразования ТСН; об особенностях управления и других положений, отличающих ТСН от иных организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и др. Но эти нормы не в полной мере обеспечивают подходы к решению вопросов управления в конкретных товариществах.

Полагаем, что, прежде всего, целесообразно обозначить следующие направления деятельности ТСН, которые бы соответствовали потребностям собственников жилья:

- определение приоритетных направлений деятельности ТСН, утверждение плана/программы их реализации, осуществление мероприятий, предусмотренных планом/программой; контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности ТСН;

- организация обеспечения чистой экологической среды проживания собственников недвижимости (уборки помещений, уборки мусора, оплаты пользования электроэнергией и газом, своевременный ремонт домов и сетей инженерно-технического обеспечения, а также других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений, озеленения придомовой территории, обеспечения сохранности водных источников, расположенных на близлежащей территории и т.д.);

- создание благоприятной социальной обстановки (установление справедливого соотношения мужчин и женщин при выборах в органы управления товариществом; организация и проведение оздоровительных мероприятий для детей и взрослых; организация обустройства детских площадок и спортивных сооружений на придомовых территориях и на землях, находящихся в собственности и др.).

Несмотря на имеющиеся положительные результаты в развитии управления по итогам последних лет деятельности ТСН, существуют еще целый ряд аспектов работы, требующих пристального внимания и дальнейшего совершенствования (т.е. основные векторы развития корпоративного управления). Речь идет о таких векторах развития, как:

- совершенствование методов и процедур корпоративного управления ТСН, которое осуществляется на основе унифицированного и упрощенного правового регулирования;

- прозрачность корпоративного управления и бухгалтерского учета, обеспечение раскрытия информации товарищества с целью соблюдения прав всех собственников жилья;

- повышение качества корпоративного управления за счет осуществления контрольных процедур за деятельностью товарищества, в том числе, за такой деятельностью ТСН, которая направлена на создание доходов и их использование для удовлетворения нужд товарищества и его членов.

Для выполнения поставленных задач нужно упростить на уровне ГК РФ и унифицировать во всех видах ТСН порядок проведения (включая, процедуру уведомления, определение кворума, особенности выдвижения кандидатов в органы управления, процедуру голосования и оформления протоколов) как учредительных, так и общих собраний собственников ТСН, а также порядок создания органов управления и основные принципы их деятельности.

Общее собрание членов товарищества - высший орган юридического лица может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.

На сегодня определенный в ст. 65.3 ГК РФ перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпорации, квалифицируется как приблизительный, поскольку законом и учредительным документом ТСН к исключительной компетенции его высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Представляется, что возможен и иной подход, т.е. установление в ГК РФ небольшого исчерпывающего перечня наиболее существенных вопросов, подлежащих рассмотрению общим собранием в обязательном порядке (в частности, утверждение и изменение устава, образование органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов в товариществе; определение приоритетных направлений деятельности, принципов использования имущества ТСН; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСН; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; а также избрание ревизора или ревизионной комиссии). Более широкий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции, нецелесообразен, т.к. собрание собственников не всегда можно собрать ввиду пассивности или занятости некоторых собственников и отсутствия кворума. Иные вопросы могут быть отнесены к компетенции органов управления и излагаться в уставе ТСН, который должен содержать как обязательные положения, так и те, которые включаются по инициативе собственников недвижимости. На наш взгляд, такое соотношение императивного и диспозитивного регулирования будет способствовать однозначному пониманию собственниками недвижимости корпоративных процедур в товариществе и оперативному принятию решений.

Наряду с указанным регулированием корпоративных вопросов целесообразно детализировать в специальных законах особенности деятельности ТСН в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества, что обусловлено конкретным целями создания каждого вида ТСН.

Обратимся к анализу действующего корпоративного регулирования в различных видах ТСН. С появлением новой организационно-правовой формы юридических лиц (ТСН) законодатель не отменил понятия «товарищество собственников жилья». Создание и деятельность ТСЖ, правовое положение его участников по-прежнему регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства о ТСН (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее - Постановление Пленума №25) [2].

В ЖК РФ определены положения, которые должны содержаться в уставе, но указанные положения во многом дублируют нормы ГК РФ. В связи с этим, представляется, что такое регулирование является «чрезмерным», и целесообразно было бы ограничиться регулированием в ГК РФ определения положений, которые должны содержаться в уставе.

В настоящее время порядок проведения собраний регулируется ЖК РФ, в том числе ст. 146 ЖК РФ, согласно которым уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания собственников недвижимости. Уведомления в ТСН в области садоводства и огородничества направляются

членам товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения (пп.1 п.13 ст. 17 Закона № 217). Представляется, что целесообразно установить единые достаточные сроки уведомления до собрания, к примеру, 14 дней.

В домах блокированной застройки, ввиду небольшого количества квартир, целесообразно буквальное применением норм ГК РФ о ТСН, т.е. принятие решений на общих собраниях членов ТСН. В отношении многоквартирных домов ситуация несколько иная. Положения ЖК РФ и Минстроя России иногда приходят в противоречие с нормами ГК РФ. Так, в ст.136 ЖК РФ предусмотрена возможность создания ТСН в одном многоквартирном доме и в нескольких многоквартирных домах. В связи с этим возникает вопрос о том, каков порядок проведения общих собраний в ТСН, включающих ряд многоквартирных домов (в ТСН или в каждом многоквартирном доме в ТСН, а также какой порядок определения кворума и подведения итогов).

В ст.136 ЖК РФ предусмотрен следующий порядок определения кворума при создании товариществ:

- создание собственниками помещений в одном многоквартирном доме одного товарищества собственников жилья. При этом решение о создании товарищества принимается на общем собрании собственников, и оно считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме;

- создание товарищества собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме;

- собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. При этом решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников домов.

В Законе № 217 - ФЗ предусматриваются особенности принятия решения об учреждении товариществ в области садоводства и огородничества, которые принимаются гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования. Поскольку введение единогласного порядка принятия решения порой ведет к невозможности его принятия, постольку предлагается установить максимально возможный порог принятия решений, равный квалифицированному большинству в 2/3.

Во всех видах ТСН на уровне специальных законов предусмотрена возможность проведения собраний путем проведения в очной, заочной и очно-заочной форме собраний за исключением случаев, указанных в этих законах.

Наряду с унификацией правового регулирования всех видов ТСН и его упрощением, в связи с современным трендами цифровизации корпоративного управления с использованием новейших технологий, в том числе, обусловленным обстоятельствами пандемии коронавируса, на законодательном уровне предполагается внесение норм, определяющих, в том числе порядок проведения общих собраний путем использования современных коммуникационных технологий. В частности, предполагается, что общее собрание может проводиться путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, предлагается установить общий порядок уведомления участников собрания (заседания) в электронной форме, а также порядок

предоставления информации (материалов) при подготовке к проведению указанного общего собрания или заседания.

На практике важно соблюдение требований нормативных правовых актов при оформлении протокола общего собрания. Согласно ст.136 ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений недвижимости в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений. При этом следует отметить, что п. 24 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр (далее - Требования, утв. Приказом от 28.01.2019), относительно подписания собственниками помещений в многоквартирном доме протокола общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, подчеркивает приоритет ЖК РФ, которые должны применяться буквально. Наряду с этим в том же приказе Минстроя России предусмотрены случаи, когда подписание бюллетеней (решений) собственниками недвижимости считается подписанием протокола.

Вызывает вопросы отнесение регулирования корпоративных процедур к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (т.е. Минстроя России). По сути, регулирование корпоративных вопросов должно содержаться в ГК РФ. Кроме того, до отмены указанного регулирования необходимо все-таки обеспечить приоритет норм ГК РФ над нормами ведомственных актов.

Относительно учреждения ТСН в области садоводства и огородничества в Законе №217-ФЗ содержится указание, аналогичное ст.136 ЖК РФ в отношении протоколов в многоквартирных домах, т.е. решение об учреждении ТСН в области садоводства и огородничества оформляется в виде протокола собрания и подписывается председательствующим, секретарем и учредителями товарищества. При этом учредителей (членов товарищества) не может быть менее семи.

Ранее в Законе № 66 указывалось на возможность проведения общего собрания его членов в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные представители избирались из числа членов такого объединения и не могли передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого и огороднического объединения. Избрание уполномоченных осуществлялось в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливалось число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный, срок его полномочий и порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней).

При этом одни юристы считали, что если собрание проходится в форме собрания уполномоченных, то никаких проблем с обеспечением кворума для открытия общего собрания не возникнет [3, с.9], а другие - называли эту форму «застарелой организационной "болячкой" всех садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений» [4, с.16]. Поскольку в Законе №66-ФЗ отсутствовал порядок избрания уполномоченных, срок их полномочий, основания их прекращения или ограничения, то нельзя было исключить злоупотреблений со стороны уполномоченных, членов правления и председателя правления.

Ныне в Законе № 217-ФЗ не содержится таких норм и не установлено обязанности личного присутствия членов товарищества на собрании. Вопрос с отсутствием кворума в случае нежелания или невозможности участия решается путем выдачи доверенности одним членом ТСН или несколькими членами ТСН на любого другого члена ТСН.

Вместе с тем, вопрос об уполномоченных регулярно поднимается на законодательном уровне. Так, в проекте Федерального закона № 1028984-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» было предусмотрено, что в случае, если состав малоэтажного жилого комплекса входят более 100 жилых помещений, общее собрание собственников жилых помещений может проводиться в форме собрания уполномоченных, порядок проведения которых должен был утверждаться общим собранием собственников. Из этого следует, что вопрос о полномочиях решен недостаточно удобно для собственников жилья и, видимо, целесообразно рассмотреть возможность совершенствования порядка передачи полномочий не только в порядке выдачи доверенности.

Согласно ч.1 ст. 46 ЖК РФ; п. 2 Требований, утв. Приказом от 28.01.2019, протокол общего собрания в многоквартирном доме составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных дней с даты проведения общего собрания. В случае заочного или заочной части очно-заочного собрания этот срок фиксируется с момента окончания приема письменных решений собственников, установленного в сообщении о проведении общего собрания. По общему правилу протокол подписывают председатель, секретарь собрания и члены счетной комиссии п. 4 раздел II Требований, утв. Приказом от 28.01.2019. Вопросы об их выборе также должны были быть указаны в решениях собственников.

Решения об избрании правления принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов. Решения об избрании органов садоводческого и огороднического товарищества принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества. С нашей точки зрения, целесообразно установление единых подходов, которые бы упрощали проведение процедур. Так, предпочтительнее апеллировать к большинству голосов от присутствующих с обязательным соблюдением установленного кворума.

В связи с отказом законодателя от изменения ЖК РФ после введения института ТСН порой возникают ситуации, когда корпоративные процедуры осуществляются без учета организационно-правовой формы ТСН, предусмотренной ГК РФ. В результате получается, что, с одной стороны, к исключительной компетенции высшего органа ТСН (т.е. общего собрания членов ТСН) относится образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, а, с другой стороны, органы управление (правление) ТСН избираются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Подобное регулирование влечет возникновение правовой неопределенности и широкое поле для злоупотреблений.

Во всех видах ТСН решение об избрании председателя правления товарищества принимается на общих собраниях собственников помещений большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, если иное не установлено уставом товарищества. В уставах иногда устанавливается, что председатель правления избирается членами правления.

Довольно часто на практике возникает вопрос о том, можно ли избрать председателем ТСН лицо, не являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в котором функционирует данное ТСН. Отвечая на вопрос, следует отметить следующее. На основании ч. 1 ст.143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения (ч.2 ст.143 ЖК РФ). Частью 1 ст.147 ЖК РФ установлено, что руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Как указано в ч.2 ст. 147 ЖК РФ, правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. В ч.3 ст.147 ЖК РФ установлено, что правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества. Из изложенного следует, что председатель товарищества должен являться собственником помещения в доме, который входит в состав конкретного товарищества, и быть членом его правления. Таким образом, избрать председателем ТСЖ несобственника помещений в доме неправомерно.

Кандидатуры членов правления и председателя заявляются за десять дней до проведения собрания. Представляется целесообразным указать в ГК РФ на то, что собственникам недвижимости до собрания должна представлять информации о соответствующих кандидатах. Выборы правления считаются состоявшимися только тогда, когда больше 50% проголосовали за конкретную кандидатуру.

Относительно избрания членов правления на собрании о создании товарищества, носит спорный характер, поскольку данный вопрос часто включается в повестку дня, при этом часть судебной практики говорит о том, что правление и ревизионная комиссия избираются из членов

товарищества общим собранием членов товарищества. Однако на дату проведения собрания собственников по вопросу создания товарищества, членства в товариществе ни у кого не возникло и возникнуть не могло, лица, проголосовавшие за создание, его членами автоматически не становятся, а значит, не имели права избирать членов правления (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 03.10.2017 по делу N 33-9586/2017).

Важным вопросом, не вызывающим существенных разночтений, является выборы ревизионной комиссии или ревизора, избираемых на срок, не превышающий два года. Ревизорами и лицами, входящими в состав ревизионной комиссии товарищества собственников недвижимости, не могут быть члены правления товарищества. Повышение качества корпоративного управления осуществляется за счет выполнения ревизорами/ревизионной комиссией контрольных процедур в ТСН. Такие процедуры должны распространяться на весь спектр осуществляемой деятельности, начиная с соблюдения конкурсных процедур при выборе конкретных контрагентов при оказании услуг ТСН и заканчивая деятельностью товарищества, которая направлена на создание доходов и их использование для удовлетворения нужд ТСН и его членов.

Важным фактором достижения прозрачности корпоративного управления является обеспечение раскрытия информации товарищества с целью соблюдения прав всех собственников жилья на информационных стендах и в ином порядке, предусмотренном Уставом товарищества.

Собственник недвижимости вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований закона, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Обжалование решений общих собраний довольно часто встречается во всех видах товариществ. При этом одной из самых острых проблем признания действительными решений общего собрания являются несоблюдение порядка подготовки к общему собранию; процедурные нарушения в ходе проведения такого собрания; отсутствие кворума, установленного законом. Отсутствие кворума может быть связано с самыми разными причинами - от недостаточной гражданской активности самих членов ТСН до умышленного злоупотребления правом. Это является наиболее труднопреодолимым дефектом, препятствующим работе ТСН.

Ввиду нечеткости формулировок закона на практике довольно часто встречаются споры относительно правомерности решений собраний. При обжаловании решений суды обращают внимание на общий порядок оспаривания решений собраний, установленный главой 9.1 ГК РФ, в которой устанавливается обязанность лица, оспаривающего решение собрания, уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества (т.е. в данном случае собственников недвижимости в товариществе) о намерении обратиться с иском в суд и предоставить иную информацию, имеющую отношение к делу. Вопрос о том, каким образом уведомление должно быть осуществлено, не решен на уровне законов. Вместе с тем, в соответствии со статьей 152.2 ГК РФ информация о месте пребывания и месте жительства относится к частной жизни гражданина, на обработку которых необходимо согласие субъекта. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 года № 152 - ФЗ «О персональных данных» любая информация прямо или косвенно определяющая физическое лицо (субъект персональных данных), является персональными данными. Таким образом, информация о месте пребывания и месте жительства, а также данные о фамилии, имени и отчестве может предоставляться с согласия субъекта персональных данных.

По аналогии с принятыми решении собрания собственников, упомянутыми в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума № 25) общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации на доске

объявлений, в средствах массовой информации, сети "Интернет", на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение. Но следует заметить, что такой вид уведомлений не доказывает ознакомление каждого собственника недвижимости с информацией и какие-либо документы (кроме фотографий в определенных момент времени) представить в суд невозможно. В связи с этим, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, позволяющие незатруднительным образом истцам исполнять решения судов.

В соответствии с ч.1 ст.136 ГПК РФ суд, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных ст.131 и ст.132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и представляет ему разумный срок для исправления недостатков. Если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, заявление будет считаться поданным в день его первоначального представления в суд. В противном случае заявление будет считаться не поданным и будет возвращено заявителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершении хотелось бы отметить, что в настоящее время значительное количество решений общих собраний собственников недвижимости, выборов в правление и иных корпоративных процедур обжалуется в судебном порядке. В связи с этим, настоятельно необходимо провести упорядочение правового регулирования ТСН (внесение изменений в ГК РФ, ЖК РФ и специальные законы в области жилищно-коммунального хозяйства, садоводства и огородничества), упрощение процедур управления и их унификацию, а также широкое внедрение цифровых технологий в работу общих собраний и органов управления. Все это должно повлечь устранение правовой неопределенности при осуществлении корпоративных процедур, снижению количества споров и обеспечение надлежащей защиты прав собственников недвижимости.

Литература и источники

1. Кириченко О.В., Накушнова Е.В. «Права и обязанности граждан-собственников жилых помещений в многоквартирных домах: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2019.

2. Система КонсультантПлюс: Российское законодательство (версия Проф).

3. Калинин Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М.: Дружба народов, 1999.

4. Афанасьев О.Н. Садовод и закон. Практический комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». 4-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2004.

References and Sources

1. Kirichenko O.V., Nakushnova E.V. «Prava i obyazannosti grazhdan-sobstvennikov zhilyh pomeshchenij v mnogokvartirnyh domah: Uchebnoe posobie. M.: Yusticinform, 2019.

2. Sistema Konsul'tantPlyus: Rossijskoe zakonodatel'stvo (versiya Prof).

3. Kalinin N.I. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 15 aprelya 1998 g. N 66-FZ «O sadovodcheskih, ogorodnicheskih i dachnyh nekommercheskih ob"edineniyah grazhdan». M.: Druzhba narodov, 1999.

4. Afanas'ev O.N. Sadovod i zakon. Prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O sadovodcheskih, ogorodnicheskih i dachnyh nekommercheskih ob"edineniyah grazhdan». 4-e izd., pererab. i dop. M.: Os'-89, 2004.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA, M.M. - PhD in Law, leading research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.73 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-2-119-123

ВАСИЛЬЕВА Е.Г.

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ

Ключевые слова: инновационная форма финансирования, правовые формы, краудфандинг, аутсорсинг капитала.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием новой инновационной формы финансирования сделок, в частности, с краудфандингом. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с правовыми формами краудфандинга в России в условиях развития цифровой экономики. В статье предпринята попытка комплексного исследования правовой природы краудфандинга, его правовых форм в России. Автором рассмотрены понятие, отличительные черты краудфандинга. В статье проанализированы характерные особенности, главные достоинства правовых форм краудфандинга. В ходе проведенного исследования выявлены и проанализированы отдельные характеристики новой формы инновационного финансирования, предложены дальнейшие разработки мер по законодательному регулированию соответствующих сделок. Выявлены положительные черты и отмечены определенные сложности в процессе реализации краудфандинга, в финансировании предпринимательской деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.