Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ БЕДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ'

К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ БЕДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / ВОСТОЧНАЯГЕРМАНИЯ / ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ / ДЕТСКАЯ БЕДНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯБЕДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

В статье представлен анализ состояния детской бедности в ФРГв начале XXI в. Несмотря на высокий уровень жизни в стране, в современной Германии растет разрыв в уровне благосостояния отдельныхкатегорий граждан. Особое место среди них занимают дети. Детскаябедность возникает в следствии низкого уровня доходов родителей,миграционного происхождения и пр. Существенной проблемойявляется образовательная бедность, т. е. рост числа школьников, незавершивших обучение, что приводит к уменьшению их профессиональной конкурентоспособности и как следствие низкого качествавзрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CHILD POVERTY IN THE CONTEXT OF REGIONAL DISPROPORTIONIN MODERN GERMANY

The article presents the analysis of child poverty in Germany atthe beginning of the XXI century. Despite the high standard of livingin the country, in modern Germany the gap between the levels of wellbeing of certain categories of citizens is growing. Children occupy aspecial place among them. In Germany, one in five children suffers frompoverty. Child poverty is caused by low income of parents, migrationorigin, etc. The most common cause of child poverty in Germany isparental unemployment. Child poverty in Germany is not synonymouswith homelessness or lack of food. Families suffering from poverty havea secure existence, but often live only on the most basic necessities. Thus,poverty is not a material problem, but a social one. Educational poverty isa serious problem. There is an increase in the number of students who didnot complete their studies. This leads to a decrease in their professionalcompetitiveness and, as a result, a low quality of adult life. The greatestimpact of educational poverty is in the migration context. The reasonsare: higher unemployment of migrants, lower income of families. Migrantchildren are at risk. The risk of poverty for migrant children is 3 timeshigher than for German children. Migrant children often live in houseswith a smaller area per person and do not attend grammar schools. Oneof the facets of child poverty is poor nutrition. Currently, in Germany,the government and the public pay much attention to overcoming childpoverty. The crisis caused by the coronavirus pandemic in 2020 hassignificantly affected child poverty.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ БЕДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ»

УДК 94(430).087

Т. Г. Хришкевич

К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ БЕДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

В статье представлен анализ состояния детской бедности в ФРГ в начале XXI в. Несмотря на высокий уровень жизни в стране, в современной Германии растет разрыв в уровне благосостояния отдельных категорий граждан. Особое место среди них занимают дети. Детская бедность возникает в следствии низкого уровня доходов родителей, миграционного происхождения и пр. Существенной проблемой является образовательная бедность, т. е. рост числа школьников, не завершивших обучение, что приводит к уменьшению их профессиональной конкурентоспособности и как следствие низкого качества взрослой жизни.

Ключевые слова: ФРГ, региональная диспропорция, Восточная Германия, Западная Германия, детская бедность, образовательная бедность.

На протяжении XX в. в западноевропейских странах шли политические и социально-экономические процессы, ориентированные на создание государства «всеобщего благосостояния» и «общества 2/3». Последовательные с оциальные реформы принесли плоды и к конну 1990-х пл. в европейских странах заговорили о «благоденствии». Однако в начале XXI в. исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показали, что в последние два десятилетия по всей Европе возросло имущественное неравенство, но нигде так резко как в ФРГ. В связи с этим ОЭСР призвало к увеличению поддержки групп с низкими доходами.

Бедность является постоянным спутником человечества. Неравное распределение материальных благ существует в любом обществе, но оценка бедности не является однозначной. С началом индустриализации бедность стала пониматься не как индивидуальная судьба конкретного человека, а как следствие экономических и социальных процессов. В конце XIX в. начинается постепенное реформирование социаль-

ной сферы, затрагивающей отдельные категории населения. В современном обществе необходимость борьбы с бедностью обосновывается ущемленностью человеческого достоинства, препятствием возможностям саморазвития, а также экономическими и политическими последствиями бедности, такими как преступность, миграция и т. д.

В европейском научном и по литическом дискурсе обсуждение проблемы бедности в стремлении определить относительную и абсолютную бедность опирается на широкий ряд индикаторов. Абсолютная бедность, согласно определению Всемирного банка, достигается, когда пострадавшие имеют в своем распоряжении менее одного доллара в день для жизни, причем около 70 % находящихся за чертой бедности в мире это дети в возрасте 15 лет и старше, не имеющие школьного образования или имеющие некоторое базовое образование1. Данный тип бедности легко измерить, если в стране существует достаточно развитая статистика доходов. Относительно бедным считается тот, кто располагает доходом менее 60 % от среднего дохода по стране.

Учитывая, что Федеративная Республика Германии является государством с одной из наиболее успешных экономик в мире с невысоким уровнем безработицы, интерес к теме бедности в этой стране становится в последние годы все более и более пристальным. Анализом уровня бедности населения и его отдельных категорий, таких как, например, пенсионеры или мигранты, занимаются Германский институт экономики в Кельне (Institut der deutschen Wirtschaft Köhl, IW)2, Вестфальский Институт экономических исследований (Das Rheinisch-Westfälische Institut für Wirtschaftsforschung, RWI)3,

1 Overview. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.world-bank, org/ en/topic/poverty/overview (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

2 Schröder С., Stockhniisen M. Mit Arbeit und Bildung gegensteuern. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrichten/beitrag/ christoph-schroeder-maximilian-stockhausen-mit-arbeit-und-bildung-gegensteuern. html (Behandlungsdatum 26.10.2020) ; Hüther M., Horn G. "Es gibt kein Problem mit Altersarmut". [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/interviews/beitrag/mi-chael-huether-und-gustav-a-horn-auf-zeit-online-es-gibt-kein-problem-mit-altersarmut-301739.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

3 Das Rheinisch-Westfälische Institut für Wirtschaftsforschung, RWI. [Elektronische Ressource]: URL: http//www.rwi-essen.de/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Институт экономических исследовании в Галле (Halle Institute for Economie Research, IWH)4, Институт исследования рынка труда и карьеры в Нюрнберге (Instituts fiir Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, IAB)5, Фонд Конрада Аденауэра (Die KonradAdenauer-Stiftung, KAS) и др. Особое место в этом ряду занимают исследования, посвященные уровню детской бедности. В отечественной исторической науке интерес к уровню бедности населения, как в России, так и в Европе крайне невысок и в настоящее время отсутствуют значительные комплексные исследования, посвященные проблеме бедности. Возможной причиной может являться ряд трудностей, возникающих при анализе уровня бедности. В первую очередь это касается детской бедности.

Измерение бедности взрослого населения представляет собой учет совокупности множества индикаторов, связанных с возможностью получения ими дохода, т.е. в первую очередь экономическими показателями, в частности, уровня зарплаты, но уровень детской бедности не отражает все многообразие социальных причин и последствий этого явления. Бедность может являться как причиной, так следствием отсутствия социальных контактов, хорошего образования, образа жизни, зависимостей, что существенно затрудняет изучение данного феномена. Помимо этого, существует понятие «скрытой нищеты», когда родители скрывают информацию о материальном положении своей семьи из-за стыда или иных обстоятельств.

В случае детской бедности индикаторами могут выступать: уровень доходов родителей, наличие в семье только одного работающего взрослого, сиротство, отсутствие доступа к школьному образованию, происхождение из семьи мигрантов и т.п. В ФРГ важным показателем является также аспект региональной диспропорции государства, т. е. проживание в новых или старых землях. В це лом имеющиеся данные об уровне детской бедности в ФРГ являются относительными. Комплексные эмпирические исследования на эту тему эпизодичны и в основном ведутся фондом Берте.льсмана (Bertelsmann Stiftung).

4 Halle Institute for Economie Research, IWH. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwh-halle.de/en/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

5 Instituts fiir Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, IAB. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iab.de/de/forschung-und-beratung.aspx (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

В настоящее время в Германии проведено несколько отдельных исследовании, посвященных анализу экономических и образовательных причин детской бедности. К ним можно отнести публикации фонда Берте.льсмана и исследовательской программы «Новая социальная рыночная экономика» (Initiative Neue Soziale Marktwirtschaft, INSM). Например, согласно исследованиям, проведенным Институтом экономических и с оциальных наук (WSI) в 2016 г. в Германии каждый пятый ребенок страдал от бедности. Это около 2,8 млн детей и подростков, т. е. 21,3 % в возрасте до 18 лет". Каждый четвертый живет в так называемой относительной бедности. Это дети, живущие с одним родителем, зарабатывающим в месяц 781 евро и меньше. Для семейных пар это доход, составляющий 1171 евро и ниже. Для семьи из четырех человек доход должен составлять менее 1926 евро в месяц. При этом речь идет о средних показателях по стране. Данные по федеральным землям будут отличаться. На востоке Германии пропорционально больше детей живет в относительной бедности, чем, например, в Баварии или в целом на западе Германии. Так, в Восточной Германии доля детей, получающих базовое обеспечение, сократилась с 22,1 % в 2014 г. до 16,9 % в 2019 г. В Западной Германии эта цифра на протяжении нескольких лет сохраняется примерно на уровне 13 %7.

Исследователи Фонда Берте.льсмана проанализировали уровень бедности детей в Германии, сопоставив пять так называемых кластеров: дети, находящиеся на постоянном обеспечении; временно не обеспеченные; дети с неустойчивым доходом; дети, проживающие в семьях, получающих пособия и не имеющие доходов. Самую большую группу можно отнести к кластеру «постоянно обеспеченные» (68,9 %). Таким образом, почти 70 % детей в стране находятся за чертой выше уровня бедности и являются материально обеспеченными. Остальные дети в возрасте до 18 лет относятся к группе находящейся за чертой бедности. Из них временно не обеспечены

6 Kinderarmut in Deutschland wächst weiter — mit Folgen fürs ganze Leben. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bertelsmann-stiftung. de/de/themen/ aktuelle-meldungen/2016/sept ember / kinder-armut-in-deutschland-waechst-weiter-mit-folgen-fuers-ganze-leben/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

7 Все суммы приводятся в нетто-показателях.

— 9,9 %. Дети, проживающие в семьях с неустойчивым доходом — 3,7 %. Остальные — 17,5 % это дети в семьях, получающие пособие — 5,9 % и 11,6 % — постоянно не обеспеченные8.

Наиболее распространенной причиной детской бедности в Германии является безработица родителей. Особенно в случае, если невозможно найти достаточные средства дня ухода за своим ребенком на полный день, что приводит к занятости на неполный рабочий день. Кроме того, детская бедность часто встречается в семьях с тремя или более детьми, особенно если только один родитель работает. К другим причинам детской бедности следует отнести: проживание в семьях, в которых родители имеют «миграционный фон» и низкое образование. В таком случае возникает ситуация, когда родители испытывают трудности на рынке труда, зарабатывают мало денег или получают пособие по безработице.

В первые два десятилетия XXI в. в Германии наблюдается систематическое снижение уровня безработицы. Значительную роль в этом сыграл экономический подъем, конъюнктура на рынке труда и социальная реформа Agenda 2010. Средние показатели уровня безработицы снизились с пиковых 11,7 % в 2005 г. до 6 % в 2020 г.9 С учетом региональной диспропорции между западной и восточной Германией снижение демонстрирует аналогичную тенденцию. В то же время сохраняется высокая доля лип, получающих пособие по безработице. Для анализа детской бедности доля детей, чьи родители получают пособие Hartz IV, не является точным индикатором, так как оно не является единственным источником дохода в семьях с детьми.

Социальная помощь Hartz IV должна обеспечить прожиточный минимум, чтобы позволить получателю вести жизнь, соответствующую достоинству человека. Таким образом, социальная помощь, наоборот, является фактором,

8 Kinderarmut in Deutschland wächst weiter — mit Folgen fürs ganze Leben. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bertelsmann-stiftung. de/de/themen/ aktuelle-meldungen/2016/sept ember / kinder-armut-in-deutschland-waechst-weiter-mit-folgen-fuers-ganze-leben/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

9 Arbeitslosenquote in Deutschland nach Geschlecht von 1999 bis 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statistacom/statistik/daten/Studie/ 198946/ umfrage/erwerbslosenquote-invjahr-2010-in-deutschland-und-der-europaeischen-union/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

улучшающим материальное положение. Исследования, посвященные детской бедности, обосновывают невозможность учета пособия Hartz IV как причины нахождения за чертой бедности тем, что в таком случае государство совершило ошибку устанавливая социальную помощь в том размере, в каком оно есть сейчас. Следовательно, социальная помощь не может быть показателем бедности. Скорее, она измеряет предотвращенную бедность. В противном случае это приводит к парадоксу: социальная помощь Hartz IV приводит к результатам, которые не соответствуют его намерениям. Страны с хорошей системой социальной помощи имеют много бедных, в то время как страны без развитой базовой системы не имеют бедных. Другими словами — расширение помощи увеличивает бедность, а значит, эффективная борьба с бедностью может быть осуществлена путем сокращения или отмены социальной помощи

Детская бедность в Германии не является синонимом бездомности или отсутствия пищи Семьи, страдающие от бедности, имеют обеспеченное существование, но часто живут только самым необходимым, например, ежедневная горячая еда не является само собой разумеющейся. Такие дети должны отказаться от многого, что является нормой для их сверстников. Поэтому бедность это не столько материальная, сколько социальная проблема. Коща в шко ле предстоятклассные поездки или посещение театра, некоторые дети должны оставаться дома, потому что родите ли не могут собрать на это деньте. Они не ходят в школу, как другие, с новыми книгами, ручками и ранцами. Родители не могут позволить себе дополнительные занятия или репетиторство. Бедным детям труднее найти друзей. Они не могут привести друзей домой, потому что их квартира насто лько мала и у них нет собственной комнаты. Они не могут купить себе еду и напитки по собственному желанию. Если их приглашают на дни рождения детей, они не могут принести дорогие подарки, как одноклассники. Бедные дети не имеют собственного смартфона и не могут носить модную брендовую одежду. Зимой некоторые замерзают, потому что родители не могут купить теплую одежду. Карманные деньте для них также не велики, либо отсутствуют. Нет денег на бассейн, кинотеатр, спорт, уроки музыки. Во многих случаях родители не имеют автомобиля.

Отдельный аспект — это образовательная бедность. Многие дети нуждаются в помощи с домашними заданиями. Но либо родители недостаточно хорошо владеют немецким языком, либо они слишком мало заботятся об образовании собственных детей. Без успешного окончания школы детям трудно освоить профессию, с помощью которой они могут зарабатывать деньга самостоятельно, став взрослее. На протяжении последнего десятилетия в ФРГ не прекращается научная и общественная дискуссия о необходимости преодоления причины разрыва в уровне образования современных немецких школьников10. Речь идет о так называемой Bildungsarmut — «образовательной бедности», понимаемой довольно широко. Она трактуется как жизнь в нестабильной ситуации или как бедность родителей, которая ограничивает возможности школьника/ выпускника. Нередко она понимается как крайне низкий уровень компетентности, вплоть до полной неграмотности. Авторы работ, посвященных образовательной бедности, подчеркивают, что неравенство в образовании приводит к массовым социальным отклонениям, таким как исключение из нормальных интеграционных процессов11.

В исследовании INSM за 2017 г. один из индикаторов «образовательной бедности» расшифровывался как «трудность с переходом в трудовую жизнь из-за отсутствия компетентности»12. В данном случае явной региональной зависимости «восток-запад» не прослеживается. Наиболее позитивной выглядела ситуация в Саксонии, где 97,5 % выпускников не испытывали трудности в дальнейшем определении уровня образования и трудовой деятельности. На втором месте находится Бавария (90,4 %). Далее идут Бранденбург (79,2 %), Тюрингия (79,1 %), Саксония-Анхальт (74,6 %), Шлезвиг-Гольштейн (71,3 %), Мекленбург-

10 Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Wiesbaden, 2017; Bestandsranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.insm-bildungsmonitor.de/2017_best_i_bildungsarmut.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

11 Opielkn M. (Hrsg.) Bildungsreform als Sozial reform Zum Zusammenhang von Bildungs- und Sozialpolitik. Wiesbaden 2005. S. 46.

12 Dynamikranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_dyn_i_bil-dungsarmut.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Передняя Померания (71,3 %), Рейштанд-Пфальц (65,9 %), Баден-Вюртемберг (65,0 %), Саар (63,2 %). Замыкают список Нижняя Саксония (61,8 % ), Гбер.линеессен (60,8 % ), Северный Рейн-Вестфалия (47,6 % ), Гамбург (41,8 % ), Бремен (24,9 % ), Берлин (16,4 %). Таким образом, прямой зависимости между «образовательной бедностью» в понимании «отсутствие компетентности» и уровнем социально-экономического развития земель нет.

В 2020 г. довольно высокой остается «образовательная бедность» в трактовке — «доля школьников, не завершивших обучение». В данном случае региональная диспропорция имеет ярко выраженный характер. В первую очередь это касается Восточной Германии. Самое большое число молодых людей, не закончивших школу, проживает в Саксонии-Анхальт — 11,1%, на втором месте находится Берлин — 9,6 %. Далее — Тюрингия — 9,2 %, Мекленбург-Передняя Померания — 8,8 %, Саксония — 8,6 %. В старых землях чис ло завершивших обучение больше. Средний показатель не получивших аттестата о среднем образовании на западе — 6 %. Цифры колеблются от 4,9 % в Гессене, 5,5 % в Баварии, 6,1 % в Северной Рейн Вестфалии, до 7,1 в Сааре13. Таким образом, менее экономически успешные восточные земли с более низким уровнем благосостояния населения вынуждают детей раньше идти на работу, не завершив школьного обучения. В таком случае молодежь пополняет нишу низко квалифицированного труда, в том числе переезжая в западные земли. Возникает замкнутый круг воспроизводства бедного взрослого населения, причем на западе количество лиц, находящихся за чертой бедности больше, чем на востоке. Так, в 2019 г. на западе она составляла — 16,29 % от общего ко личества насе ления (с 11,9 % в Баварии до 24,9% в Бремене) и 17,93 % на востоке (с 15,2 % в Бранденбурге до 19,5 в Саксонии-Анхальт)14.

13 Bestandsranking, sortiert nach Schulabbrecherquote. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.insm-bildungsmonitor.de/2020_best_i_ schulabbrecherquote.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

14 Armutsgefährdungsquote in Deutschland nach Bundesländern im Jahr 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/ statistik/ daten/ studie/164203/umfrage/armutsgefaehrdungsquoten-in-den-bundeslaendern/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Наиболее очевидно влияние образовате льной бедности в миграционном контексте. Учитывая такие факторы как более высокий уровень безработицы у лиц с миграционным фоном и более низкий уровень доходов семей, детей мигрантов возможно рассматривать как группу риска. Так, например, на основе официальной статистики федеральной земли Баден-Вюртемберг выявляется существенное неравенство между учащимися с миграционным фоном и без него. Только 58,9 % детей мигрантов переходят из начальной школы в основную15.

В мониторинге INSM коэффициент отсева детей с миграционным фоном показывает, как изменилась доля выпускников школ без диплома по отношению к общему количеству выпускников школ между 2013 и 2017 гг. По ложите льная динамика отмечена в Мекленбурге-Передней Померании. Здесь на 78,3 % увеличилось количество школьников из семей с миграционным фоном, получивших аттестат об окончании школы. На втором месте находится Гессен (28,2 %), далее следуют Бремен (17,4 %), Гамбург (16,2 %), Бранденбург (12,5 %), Баден-Вюртемберг (10,6 %), Нижняя Саксония (10 %), Северный Рейн-Вестфалия (1,8 %). Отрицате льную динамику, т.е. увеличение чис ла окончивших без диплома демонстрируют Тюрингия (60,8 % ), Берлин (47,9 % ), Саксония-Анхальт (42,3 % ), Саксония (24,3 % ), Бавария (23,1 %), Саар (13,3 %), Шлезвиг-Гольштейн (10,2 %), Рейнланд-Пфальц (8,2 %)1ь. Следует подчеркнуть, что эти результаты не связаны с общим числом мигрантов в землях. Восточная Германия имеет меньше всего лиц с миграционным фоном (за исключением Берлина, их общая численность насчитывает не более 5 % от общей численности населения в каждой земле)17.

В настоящее время Германия демонстрирует тенденцию к все более разнообразному обществу. Каждый пятый человек в Германии имеет корни за рубежом, таким образом, 36 % всех

15 Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Wiesbaden, 2017. S. 38.

16 Dynamikranking, sortiert nach Schulabbrecherquote Ausländer. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor. de/2017_dyn_i_schulabbrecherquote-auslaender.html (Behandlungsdatum 26.10.2020).

17 Mgrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.statistik-portal.de/BevoelkGebiet/Indika-toren/BV-BS_migranten.asp (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

детей в ФРГ имеют миграционный фон. Из 13,4 мпн детей это 4,9 мпн, таким образом, у детей с миграционным фоном риск бедности почти в три раза выше, чем у детей без миграционного фона. Дети с миграционным фоном живут в семьях с более низким доходом, в домах с меньшей ппощадью на одного человека и не посещают гимназию. Одной из граней детской бедности является ппохое питание. Родители редко тратят деньте на здоровую пишу. Из-за отсутствия сбалансированного питания, медицинской помощи и достаточных физических упражнений здоровье детей страдает в долгосрочной перспективе. В результате дети из семей мигрантов часто остаются бедными всю свою жизнь.

В настоящее время в ФРГ правительство и общественность уделяют много внимания преодолению детской бедности. Одним из примеров может являться социальный проект «Детская бедность»18. Это организация детского досуга, такого как «Конные лагеря», «Цирковые каникулы», «Молодежные общежития», «Городские индейцы». Проект существует на пожертвования и направлен на проблемных детей из неблагополучных семей.

Заметно повпияп на детскую бедность кризис, вызванный пандемией коронавируса в 2020 г. Многие родите ли были вынуждены работать неполный рабочий день, что значительно снизипо их доходы. Кроме того, переход на дистанционное обучение поставипо семьи перед проблемой обеспечения детей компьютерами с доступом к интернету.

Бедность определяется в первую очередь как «жизненная ситуация». Это долгосрочная, а не краткосрочная проблема. Федеральное правительство Германии выделяет индикатор «постоянный риск бедности» когда человек страдает от бедности в течение двух из трех предыдущих лет. Однако имеющиеся результаты исследований, как правипо, оперируют данными за один год, отсюда уже упоминаемая объективная исследовательская проблема, не позволяющая увидеть картину детской бедности в динамике. Аналогичная трудность в определениях возникает в отношении семей с несколькими детьми. Существует представление о том, что каждый дополнительный член семьи при одинаковом образе

18 Kinderarmut in Deutschland. [ElektronischeRessource]: URL: https:// www.kinderarmut-in-deutscliland.de/ (Behandlungsdatum 26.10.2020).

жизни нуждается в меньшем доходе, потому что различные блага используются совместно, таким образом подсчитать ее почти невозможно.

Таким образом, обращаясь к вопросу о детской бедности можно до некоторой степени получить представление скорее о ее социальных последствиях, чем о реальном экономическом уровне. Очевидно, что бедность может привести к социальной изоляции, ухудшению здоровья, худшим возможностям в образовании и меньшему участию в обществе в целом. Но является ли это непреложным фактом? Другим важным аспектом является вопрос о культурном, а также политическом участии, которое осложняется для детей и подростков, живущих в бедности и находящихся под угрозой нищеты. Бедность влияет на все сферы жизни, на жизненные возможности, на самосознание и среду обитания. Для такой богатой экономики, как Германия, экономические показатели которой постоянно превозносятся, это бо лее чем бо лезненная и имиджево позорная проблема, учитывая отсутствие прогресса в ее решении. Являясь не столько материальной, сколько социальной «язвой» она не может быть решена исключительно с помощью финансовых вливаний, хотя их доля весьма велика для обеспечения адекватным питанием, хорошим здравоохранением, жилищными условиями, подходящей одеждой или возможностями участвовать в культурных и развлекательных мероприятиях. Необходимо преодоление и «классовых различий», которые нередко «наследуются». Место людей на нижней ступени социально-экономической лестницы в худшем случае может предопределить позицию на всю жизнь. Согласно Всеобщей декларации прав че ловека и Конвенции ООН по правам детей, ребенок имеет особое право на заботу и поддержку, что подчас забывается политическими институтами. Личные проблемы одного ребенка спустя несколько лет становятся проблемами общества, которое сталкивается с неустроенностью, маргинализацией, а нередко и криминализацией молодежи. Они оказываются более подвержены популистским лозунгам и пополняют ряды экстремистских организаций. Политическая пропаганда падает на благодатную почву, взращивая радикализм молодых людей, готовых на более активные действия, чем их родители. Бедность детей — это го социальное неравенство, которое надо преодолевать всеми средствами.

Источники

Arbeitslosenquote in Deutschland nach Geschlecht von 1999 bis 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/ statistik/daten/studie/198946/umfrage/erwerbslosenquote-im-jahr-2010-in-deutschland-und-der-europaeischen-union/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Armutsgefährdungsquote in Deutschland nach Bundesländern im Jahr 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https:// de.statista.com/statistik/daten/studie/164203/umfrage/ armutsgefaehrdungsquoten-in-den-bundeslaendern/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Bestandsranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_ best_i_bildungsarmut.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Bestandsranking, sortiert nach Schulabbrecherquote. [Elektronische Ressource]: URL: https ://www.insm-bildungsmonitor. de/2020_best_i_schulabbrecherquote.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Dynamikranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_ dyn_i_bildungsarmut.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Dynamikranking, sortiert nach Schulabbrecherquote Ausländer. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_dyn_i_schulabbrecherquote-auslaender.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Kinderarmut in Deutschland wächst weiter - mit Folgen fürs ganze Leben. [Elektronische Ressource]: URL: h ttps://www.bertelsmann-stiftung.de/de/themen/ aktuelle-meldungen/2016/september/kinderarmut-in-deutschland-waechst-weiter-mit-folgen-fuers-ganze-leben/ (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.statistik-portal. de / Be voelkGebiet/ Indikatoren / BV-BS_migranten.asp (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Overview. [Elektronische Ressource] : URL: https:// www.worldbank. org/en/topic/poverty/overview (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Литература

Htither М., Нот G. "Es gibt kein Problem mit Altersarmut" [Elek troiiische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/ interviews/beitrag/michael-huether-und-gustav-a-horn-auf-zeit-oiilme-es-gibt-kem-problem-mit-altersarmut-301739.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020). Opielka M. (Hrsg.) Bildungsreform als Sozial reform Zum zusammenhang von Bildungs- und Sozialpolitik. Wiesbaden, 2005.

Schroder C., Stockhausen M. Mit Arbeit und Bildung gegensteuern. [Elektronische Ressource]: URL: https://www .iwkoeln. de/presse / iw-nachrichten/beitrag/ christoph-schroeder-m aximilian-s to ckhaus en-mi t-arbeit-und-b ildung-gegensteuern.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020). Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulubertritts. Wiesbaden, 2017.

Хришкевич Татьяна Георгиевна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории и регионоведения (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: faschoda@mail.ru.

On Child Poverty in the Context of Regional Disproportion in Modern Germany

The article presents the analysis of child poverty in Germany at the beginning of the XXI century. Despite the high standard of living in the country, in modern Germany the gap between the levels of well-being of certain categories of citizens is growing. Children occupy a special place among them. In Germany, one in five children suffers from poverty. Child poverty is caused by low income of parents, migration origin, etc. The most common cause of child poverty in Germany is parental unemployment. Child poverty in Germany is not synonymous with homelessness or lack of food. Families suffering from poverty have a secure existence, but often live only on the most basic necessities. Thus, poverty is not a material problem, but a social one. Educational poverty is a serious problem. There is an increase in the number of students who did not complete their studies. This leads to a decrease in their professional competitiveness and, as a result, a low quality of adult life. The greatest impact of educational poverty is in the migration context. The reasons are: higher unemployment of migrants, lower income of families. Mgrant children are at risk. The risk of poverty for migrant children is 3 times higher than for German children. Mgrant children often live in houses with a smaller area per person and do not attend grammar schools. One of the facets of child poverty is poor nutrition. Currently, in Germany,

the government and the public pay much attention to overcoming child poverty. The crisis caused by the Coronavirus pandemic in 2020 has significantly affected child poverty.

Key words: Germany, regional disproportion, East Germany, West Germany, level of poverty, child poverty.

Tatiana Khrishkevich, Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of World History and Area Studies (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: faschoda@mail.ru.

References

Hüther M., Horn G. "Es gibt kein Problem mit Altersarmut" [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/interviews/ beitrag/michael-huether-und-gustav-a-horn-auf-zeit-online-es-gibt-kein-problem-mit-altersarmut-301739. html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Opielkn M. (Hrsg.) Bildungsreform als Sozial reform Zum Zusammenhang

von Bildungs- und Sozialpolitik. Wiesbaden, 2005, Schröder C., Stockhausen M. Mit Arbeit und Bildung gegensteuern. [Elek tronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrichten/beitrag/christ oph-schroeder-maximilian-stockhausen-mit-arbeit-und-bildung-gegensteuern.html (Behandlungsdatum: 26.10.2020).

Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Wiesbaden, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.