Научная статья на тему 'К вопросу мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры'

К вопросу мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / РАБОТНИК ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ / MEASURES / SOCIAL PROTECTION SYSTEM / PROSECUTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Древаль Павел Викторович

В статье проанализированы сущность мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры. Определены и охарактеризованы виды мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of prosecutors social protection measures

The article analyzes the essence of the system of prosecutors social protection measures. Identified and characterized the types of measures of prosecutors social protection.

Текст научной работы на тему «К вопросу мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры»

Dreval Pavel Viktorovich, Deputy Head of Compliance with the law in criminal proceedings control advocacy, anti-corruption and crime in the transport sector of the Main management of protection of the rights and freedoms of citizens and the interests of the state anti-corruption and crime in the transport sector of the General Prosecutor’s Office E-mail: dreval.pavel@mail.ru

On the issue of prosecutors social protection measures

Abstract: The article analyzes the essence of the system of prosecutors social protection measures. Identified and characterized the types of measures of prosecutors social protection.

Keywords: measures, the social protection system, prosecutors.

Древаль Павел Викторович, заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законов в уголовном производстве управления правозащитной деятельности, противодействия коррупции и преступности в сфере транспорта Главного управления защиты прав и свобод граждан и интересов государства, противодействия коррупции и преступности в сфере транспорта Генеральной прокуратуры Украины

E-mail: dreval.pavel@mail.ru

К вопросу мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры

Аннотация: В статье проанализированы сущность мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры. Определены и охарактеризованы виды мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры.

Ключевые слова: меры, система социальной защиты, работник органов прокуратуры.

Конституция Украины и Закон Украины «О прокуратуре» играют основополагающую роль в нормативно - правовом обеспечении и в правовом регулировании социальной защиты работников органов прокуратуры. Ст. 46 Конституции Украины провозглашает, что все граждане (включая и такую категорию работников как прокуроры и следователи прокуратуры) наделены правом на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях,

предусмотренных законом. Таким образом, необходимо рассмотреть сущность существующих мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры для понимания смысла социальной защиты работников органов прокуратуры.

Проблемные вопросы мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры исследовали в своих трудах такие ученые, как: М. М. Бурбика,

Н. И. Иншин, Р. А. Онайко, С. М. Прилипко, И. С. Ярошенко и др. Однако, до сих пор не было конкретно единого подхода к определению мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры, что и обусловливает необходимость проведения более глубокого научного анализа этой проблемы.

Целью статьи является исследование мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать сущность мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры, определить и охарактеризовать виды мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры.

В ст. 50 Закона Украины «О прокуратуре» указано весь перечень действующих мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры [1], среди которых: 1) обязательное государственное страхование жизни и здоровья работников прокуратуры (главный): а) компенсация прокурору или следователю прокуратуры в случае увечья или инвалидности, произошедших в связи с выполнением служебных обязанностей; б) выплата единовременного пособия семье или иждивенцам погибшего прокурора или следователя прокуратуры в связи с выполнением служебных обязанностей и назначение им пенсии в связи с потерей кормильца в размере его месячного должностного оклада; 2) другие (дополнительные): а) ответственность лиц за нанесение телесных повреждений в отношении работника органа прокуратуры; б) возмещение государством убытков или повреждений, причиненных имуществу работников органов прокуратуры в процессе выполнения ими служебных обязанностей; в) право ношения огнестрельного оружия.

Обязательное страхование осуществляется на основе законодательства, которым определяются общие условия и порядок проведения обязательного страхования [2,80]. В ст. 50 Закона Украины «О прокуратуре» указано, что в случае увечья или инвалидности, которые произошли в процессе выполнения служебных обязанностей, работник органа прокуратуры получает денежную компенсацию, размер которой составляет 1-5 лет денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности, а в случае гибели в связи с исполнением служебных обязанностей семье или иждивенцам погибшего выплачивается единовременное пособие, размер которого составляет десятилетнее денежное содержание по последней должности, состоящий из должностного оклада и надбавки за классный чин, и назначается, кроме этого, пенсия в связи с потерей кормильца, размер которой составляет месячный должностной оклад.

Говоря об обязательном государственном страховании жизни и здоровья работников прокуратуры, следует отметить, что определяющим при этом является Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка и условий выплаты компенсации в случае увечья или инвалидности работника прокуратуры или одноразовой помощи в случае его гибели» [3]. Однако, чтобы установить насколько потеряно работоспособность работника органа прокуратуры, надо пройти определенную процедуру [4]. Приказ Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Инструкции об установлении групп инвалидности» регулирует порядок определения инвалидности [5]. Это касается и прокуроров и следователей органов прокуратуры. Критерии установления инвалидности предусмотренные Положением о порядке, условиях и критериях установления инвалидности [6].

На основе проведенного анализа, можем выделить следующие характеристики главной меры системы социальной защиты работников органов прокуратуры - обязательного государственного страхования жизни и здоровья работников прокуратуры: 1) компенсационный характер - работнику органа прокуратуры или его члену семьи или иждивенцам компенсируется причиненный вред здоровью или жизни; 2) материальное выражение - выплаты происходят в денежном выражении; 3) основанием для выплаты является юридический факт - смерть или инвалидность работника органа прокуратуры; 4) основанием начала обязательного государственного страхования является приобретение правового статуса работника органа прокуратуры; 5) периодичность - выплаты (кроме одноразовой) осуществляются ежемесячно; 6) продолжительность (непостоянство) - выплаты осуществляются не на постоянной основе и непрерывно, а имеют четко определенный промежуток времени (до 10-ти лет). Конституционный Суд Украины определил позицию, согласно которой Конституция выделяет определенные категории граждан Украины, требующих дополнительных гарантий социальной защиты со стороны государства [7, 283]. К ним относятся и работники органов прокуратуры.

Так, в отношении вида других (дополнительных) мер системы социальной защиты работников органов прокуратуры, то в ст. 50 Закона Украины «О прокуратуре» отмечается, что нанесение телесных повреждений, оскорбление, угроза в отношении работника прокуратуры или его близкого родственника, а также уничтожение их имущества, другие насильственные действия, связанные с выполнением прокурором или следователем прокуратуры своих служебных обязанностей влекут за собой установленную законом ответственность. Такая же ответственность наступает в случае совершения указанных правонарушений в отношении пенсионера из числа работников прокуратуры или членов его семьи и близких родственников в связи с выполнением им служебных обязанностей в прошлом. Такая мера, по на-

шему мнению, повышает престижность правового статуса работника органа прокуратуры, указывает на повышенный уровень социальной защиты такой категории работников, свидетельствует об общественной значимости таких лиц.

Последним мероприятием системы социальной защиты работников органов прокуратуры является право ношения огнестрельного оружия. Конечно, право ношения огнестрельного оружия предоставлено работникам органов прокуратуры как для выполнения служебных обязанностей - применение в случае крайней необходимости, а также и для их социальной защиты. Так, как известно в ст. 3 Конституции Украины отмечается, что жизнь и здоровье человека, а также его безопасность являются наивысшими социальными ценностями. Исходя из этого, работникам органов прокуратуры огнестрельное оружие предоставляется именно с целью защиты своей жизни и здоровья, обеспечения безопасности в опасных ситуациях, когда существует угроза.

Итак, на основе проведенного выше исследования, можем резюмировать, что меры системы социальной защиты работников органов прокуратуры - это комплексная совокупность мероприятий, которые осуществляются с целью обеспечения жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности работника органа прокуратуры как высших социальных ценностей. По сути, они отражают на специальной категории работников (работников органов прокуратуры) механизм реализации общего права для всех граждан, установленного в Основном Законе Украины.

Список литературы:

1. Про прокуратуру: Закон Укра!ни вщ 05.11.1991 № 1789-XII // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1991 р. - № 53. - ст. 793.

2. Я. Ф. Медвщь. Страхування в Украши поняття i види класифшацп // Науков1 пращ МАУП, 2010. - вип. 4 (27). - с. 77-82.

3. Про затвердження Порядку та умов виплати компенсаций у разi калщтва чи швалщносп пращвника прокуратури або одноразово! допомоги у разi його загибели Постанова Кабшету Мшс^в Укра!ни вщ 24.02.2010 № 174 // Офщшний вюник Укра!ни. - 2010 р. - № 13. - стор. 44. - ст. 623.

4. Про затвердження Порядку та Критерпв встановлення медико-сощальними екс-пертними комюшми ступеня стшко! втрати професшно! працездатност у вщсо-тках пращвникам, яким заподшно ушкодження здоров’я, пов’язане з виконанням трудових обов’язюв: Наказ МОЗ Украши вщ 05.06.2012 № 420 // Офщшний вюник Укра!ни. - 2012 р. - № 71. - стор. 208. - ст. 2887. - код акту 63415/2012.

5. Про затвердження 1нструкцп про встановлення груп швалщностп Iнструкцiя МОЗ Укра!ни вщ 05.09.2011 № 561 // Офщшний вюник Укра!ни. - 2011 р. -№ 91. - стор. 251. - ст. 3319. - код акту 59196/2011.

6. Питания медико-сощально!' експертизи: Постанова Кабшету MiHicTpiB Укра-1ни вiд 03.12.2009 № 1317 // Офщшний вшник Украши. - 2009 р. - № 95. -стор. 52. - ст. 3265.

7. Право сощального забезпечення в Украши пiдpучн. [2-ге вид. переробл. i до-повн.] / за заг. ред. Т.А. Занф1рово1, С.М. Прилипка, О.М. Ярошенка. - Х. : Ф1НН, 2012. - 640 с.

Dmitry Vladimirovych Zhuravlev, PhD of law sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Department of notaries, financial monitoring of legal services and bar associations, the Ministry of Justice of Ukraine E-mail: dmitro.zhuravlov@mail.ru

Formation and development of the central authorities of executive power

Abstract: The article considers the formation and development of central authorities of executive power in historical perspective. Analyzed the nature and significance of the issue.

Keywords: central authority of executive power, Hetmanate, directory, history.

Журавлев Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Департамента нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и адвокатских объединений, Министерство юстиции Украины E-mail: dmitro.zhuravlov@mail.ru

Формирование и развитие центральных органов исполнительной власти

Аннотация: В статье рассмотрено становление и развитие центральных органов исполнительной власти в исторической ретроспективе. Проанализировано сущность и значение данного вопроса.

Ключевые слова: центральный орган исполнительной власти, Гетманат, Директория, история.

Исходя из того, что каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.