Научная статья на тему 'Роль органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан'

Роль органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1833
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ТРУД / ОПЛАТА ТРУДА / ПРОКУРОРСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / РАЗМЕР ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / PROSECUTORIAL SUPERVISION / LABOR RIGHTS / LABOR / REMUNERATION / PROSECUTORIAL RESPONSE / DETECTION OF VIOLATIONS / PROSECUTION / LABOR CODE / LABOR CONTRACT / SALARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шадрин И. А.

В работе исследованы вопросы роли органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан, целей, поставленных перед надзорным ведомством в данной сфере и практические аспекты их достижения, а также соотношение указанной деятельности с функциональными задачами органов исполнительной власти государства специально уполномоченных на контроль (надзор) за соблюдением требований трудового законодательства. При написании статьи проанализированы статистические показатели работы Федеральной службы по труду и занятости и органов прокуратуры Российской Федерации, достигнутые в результате реализации возложенных на них полномочий в сфере защиты трудовых прав. Кроме того, в работе приведены характерные примеры практической деятельности органов прокуратуры на данном направлении работы выявленные нарушения и принятые меры реагирования, направленные на их устранение и восстановление нарушенных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of prosecutors in the protection of labor rights of citizens

The paper investigates the role of prosecutors in the protection of labor rights of citizens, the goals set before the Supervisory authority in this area and the practical aspects of their achievement, as well as the ratio of this activity with the functional tasks of the Executive authorities of the state specially authorized to monitor (supervise) compliance with the requirements of labor legislation.

Текст научной работы на тему «Роль органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 1. - С. 215-224.

УДК 3.08

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ

ГРАЖДАН

Шадрин И. А.

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

В работе исследованы вопросы роли органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан, целей, поставленных перед надзорным ведомством в данной сфере и практические аспекты их достижения, а также соотношение указанной деятельности с функциональными задачами органов исполнительной власти государства специально уполномоченных на контроль (надзор) за соблюдением требований трудового законодательства. При написании статьи проанализированы статистические показатели работы Федеральной службы по труду и занятости и органов прокуратуры Российской Федерации, достигнутые в результате реализации возложенных на них полномочий в сфере защиты трудовых прав. Кроме того, в работе приведены характерные примеры практической деятельности органов прокуратуры на данном направлении работы - выявленные нарушения и принятые меры реагирования, направленные на их устранение и восстановление нарушенных прав.

Ключевые слова: прокурорский надзор, трудовые права, труд, оплата труда, прокурорское реагирование, выявление нарушений, привлечение к ответственности, трудовой кодекс, трудовой договор, размер заработной платы.

Принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации в 1993 году, как констатация верховенства права и закона провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - первоочередной обязанностью государства.

Согласно постулатам, зафиксированным в основном законе государства, одним из важнейших направлений защиты прав и свобод является защита социальных и в частности трудовых прав граждан [1].

Как правило, с таких мыслей начинаются большинство статей и публикаций, посвящённых трудовым правам граждан и их защите.

Для более глубокого понимания смысла, вложенного в указанные формулировки, необходимо обратиться к сущности деятельности человека, называемой трудом.

Русский писатель, этнограф и лексикограф Даль В.И. в своем труде «Толковый словарь живого великорусского языка» определил труд как работу, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет [2].

Советский лингвист, лексикограф Ожегов С.И. автор «Толкового словаря русского языка» признал труд целесообразной деятельностью человека, направленной на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей

[3].

Изучаемая история человечества свидетельствует об определяющем влиянии труда человека на его формировании и развитии как личности, так и составной части общества. Труд является первым и основным условием всей сознательной и

бессознательной человеческой жизни. Бытуют категорические утверждения, что непосредственно труд создал самого человека в его естественном понимании.

Труд как понятие научное и бытовое проявление является категорией социально-экономической. Люди, в стремлении сделать комфортнее быт и улучшить имеющиеся условия существования, влияют на среду обитания бесконечно преобразовывая ее. Человек стремиться надолго и надежно сделать свою жизнь качественнее и безопаснее. В желании удовлетворить свои первичные потребности в еде, жилье и одежде человек совершает цепочку взаимосвязанных и последовательных действий, взаимодействуя с окружающей средой, используя материалы природы, которые в свою очередь позволяют ему создать необходимые более удобные условия жизнедеятельности. Природные материалы он использует и преобразует на пользу и на благо себе. Изначально именно такая деятельность связана с трудом. Однако в современном и в большинстве своем развитом обществе человеку социальному также необходимо прикладывать усилия по поддержанию состояния своего здоровья, получению некоторого образования, а также по защите предусмотренных законодательством его юридических прав, и в последствии оказанию необходимой помощи при возникновении нетрудоспособности.

Как следствие труд, под влиянием стремления человека к развитию и динамически меняющегося общества, становился более разнообразным, все совершеннее и многостороннее.

Неизбежно в процессе осуществления действий, образующих собой непосредственно труд, человек прямо и опосредованной вступает в различного рода отношения с другими людьми и различными социальными группами, в результате, чего происходит определенные изменения некоторых состояний самого человека, вовлеченных социальных групп и как результат общества в целом. Таким образом, труд в любом его проявлении, является важной основой жизни и деятельности не только отдельного индивидуума - человека, но и общества в целом [4].

Как нормативную реализацию установления высшей ценности и значимости труда на государственном уровне Конституция Российской Федерации в статье 37 закрепляет свободу труда, свободу каждого на право распоряжаться любыми своими способностями к труду, возможность выбирать по желанию род деятельности и интересующую профессию. При этом запрещая труд принудительный. Также гарантировано право трудится в безопасных и гигиенических условиях, на получение вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом, а также быть защищенным от безработицы.

Трудовые споры, как индивидуальные, так и коллективные, тоже отнесены к праву работника при условии использования способов, предусмотренных законодательством и в том числе крайней меры - забастовки.

Гарантировано и право отдыхать, в том числе работать, не превышая установленной законодательством продолжительности рабочего времени, иметь выходные и соответствующие праздничные дни, а также, безусловно, ежегодный оплачиваемый отпуск [5].

Однако, не смотря на закрепление постулатов о важности и значимости труда и ценности трудовых прав на высшем государственном уровне, нарушение таковых

не носит единичный характер и деятельность по их охране и защите требует особого внимания.

Детально закрепляет и регламентирует трудовые права граждан и их реализацию Трудовой кодекс Российской Федерации. Кроме того, положениями данного нормативного правового акта предусмотрен и порядок защиты нарушенных прав, а также установлены государственные органы, призванные надзирать за неукоснительным соблюдением установленных прав граждан в данной сфере и при необходимости применять соответствующие меры реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Анализ положений ст. 353, ст. 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -кодекс) показывает, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства призвана осуществлять федеральная инспекцией труда. Надзор за безопасностью работ в различных сферах осуществляется соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а ведомственный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствующем, установленном законодательством порядке.

При этом прокуратура как один из основных надзорных органов государства в данной сфере в положениях Трудового кодекса не указана. Предусмотрена только необходимость федеральной инспекции труда осуществлять свою деятельность во взаимодействии, в том числе с органами прокуратуры (ст. 365). Также в ст. 391 кодекса прокурор упоминается как лицо, уполномоченное обращаться в суд с заявлениями в защиту нарушенных трудовых прав граждан в том случае, если принятое решение комиссии по трудовым спорам не соответствует нормам трудового права.

Кроме того, в кодексе имеется ссылка на возможность проведения внеплановой проверки на основании требования прокурора, при этом направленного только в рамках надзорной деятельности, осуществляемой исключительно по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям (ст. 360).

И в заключение, статьей 413 прокурор приравнен к работодателю, на ровне с которым имеет право обращаться в соответствующие судебные органы с заявлением о признании забастовки незаконной [6].

Однако, осознавая высшую ценность прав человека, а также возложенную государством ответственность за обеспечение соблюдения и исполнения, установленных законодательством требований, прокуратура Российской Федерации своими внутренними организационно-распорядительными документами установила приоритетность работы на ниве защиты трудовых прав граждан, максимально реализуя в данной сфере предоставленные законодателем полномочия и надзорные функции.

Непосредственно в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [7] в спектре реализации положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 [8], приказано считать надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина одним из основных видов деятельности. Призвано акцентировано внимание на охране трудовых прав граждан в ходе чего необходимо поддавать анализу выполнение работодателем обязанностей по безопасности труда, а

также соблюдению требований по своевременности выплаты заработной платы. Кроме того, прокурорам приказано принимать меры к руководителям предприятий по повышению их ответственности за нарушение трудовых прав работников.

В некоторых субъектах, при наличии необходимости, руководители прокуратур принимаю отдельные организационно-распорядительные документы в указанной сфере.

Так, в прокуратуре Республики Крым действует Указание прокурора республики № 63/7/1 от 16.05.2014 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на оплату труда».

Согласно данного документа, с учетом многочисленных нарушений прав работников со стороны работодателей, в целях обеспечения действенного надзора в указанной сфере, прокурор субъекта обязал городских, районных и межрайонных прокуроров организовать во взаимодействии со специалистами уполномоченных органов и представителями профсоюзных организаций мониторинг реального положения дел в сфере оплаты труда. Прогнозировать складывающуюся ситуацию и обеспечивать превентивную направленность надзора, использовать предостережение в целях недопущения нарушения прав граждан на оплату труда. В целях предотвращения роста задолженности по заработной плате на поднадзорной территории по причине появления новых организаций-должников обеспечить поступление сведений о наличии скрытой, просроченной задолженности по заработной плате из органов статистки, обращения граждан, сообщения средств массовой информации, данных органов местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий и учреждений), сведений службы судебных приставов о поступающих исполнительных документах о взыскании задолженности по заработной плате, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о задолженности работодателей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Особое внимание прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав граждан на оплату труда акцентировано на предприятиях-должниках, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также организациях, занимающих ведущее место в сфере экономических правоотношений муниципальных образований. Указано на необходимость использования оперативно-розыскных возможностей уполномоченных органов, а также данных контролирующих органов посредством которых своевременно выявлять имеющие признаки банкротства предприятия, в том числе не подпадающие под официальное статистическое наблюдение. Проверять обоснованность произведенных расходов, исполнение обязанностей по формированию и сохранению конкурентной массы, соблюдение порядка удовлетворения требований кредиторов. Инициировать проверки сомнительных операций по выводу активов. Прокурорам необходимо обеспечить своевременное и комплексное реагирование на выявленные нарушения, в том числе мерами судебного принуждения. Неукоснительно добиваться их реального устранения. Прокуроры ориентированы на то, что количество предъявленных заявлений (исков) в суд должно соответствовать количеству работников организации, перед которыми имеется задолженность по заработной плате (за исключением случаев самостоятельного обращения граждан в суд). При направлении исковых заявлений в суд необходимо применять положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации о денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы. При наличии оснований иницииро-

вать привлечение работодателей к административной ответственности по части 1 и части 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), а по фактам скрытой задолженности также решать вопрос о привлечении их к ответственности по ст. 19.7 КоАП Российской Федерации. При повторных нарушениях в сфере оплаты труда добиваться дисквалификации руководителей. Произошедшие акции протеста работников, организованных в связи с нарушением их прав на своевременное вознаграждение за труд взяты на особый контроль. В связи с их возникновением необходимо принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта и защите нарушенных прав граждан и давать оценку действиям Инспекции по вопросам труда Республики Крым, региональных органов государственной власти, местного самоуправления. Необходимо пресекать факты осуществления деятельности по управлению коммерческой организацией лицами, ранее дисквалифицированными судом за нарушение законодательства об оплате труда. В обязательном порядке проверять соблюдение работодателями условий коллективных договоров и соглашений, а также требований о выплате заработной платы не ниже прожиточного минимума. Ежеквартально проверять в подразделениях службы судебных приставов исполнительные производства по взысканию задолженности по заработной плате. При выявлении нарушений мерами прокурорского реагирования добиваться надлежащего исполнения службой судебных приставов полномочий по принудительному исполнению документов о взыскании задолженности по оплате труда. При установлении фактов невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат свыше двух месяцев организовывать проведение соответствующих проверок, а при наличии основании и доследственных проверок в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Наладить действенный надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства при принятии, учете, регистрации и разрешении органами предварительного расследования заявлений и сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК Российской Федерации, а также об иных уголовно-наказуемых деяниях, повлекших несвоевременную выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (статьи 159, 196, 315 и др. УК Российской Федерации). Обеспечить полноту реализации полномочий прокурора по обеспечению надзора за проведением предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных, в том числе ст. 145.1, 159, 196, 315 и др. Уголовного кодекса Российской Федерации, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Соответствующие материалы для проверки законности принятых решений о приостановлении расследования, прекращении уголовных дел, (уголовных преследований) истребовать незамедлительно. Обеспечить контроль за законностью окончательных процессуальных решений [9].

О значительной роли органов прокуратуры Российской Федерации также, безусловно и красноречиво свидетельствуют статистические данные, освещающие показатели результатов работы на данном направлении.

Для наглядности целесообразно представить данные показатели в сравнении с органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Трудовым кодексом РФ. При этом необходимо

акцентировать внимание на том, что федеральная служба по труду и занятости с ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, является специально созданным органом исполнительной власти уполномоченным осуществлять государственный контроль (надзор) в конкретной узкой сфере только трудовых правоотношений, а органы прокуратуры осуществляют указанную деятельность в комплексе других многочисленных сфер надзора охватывая весь спектр возникающих отношений в обществе и вместе с тем не должны подменять соответствующие государственные органы, непосредственно призванные законодателем защищать трудовые права граждан.

И так, для последующего сравнения приведем данные по работе на исследуемом направлении федеральной службы по труду и занятости, территориальными органами которой в 2017 году в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 149 030 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства, что на 10,7% больше, чем в 2016 году.

В ходе надзорных мероприятий проведенных в 2017 году, выявлено свыше 462 200 нарушений законодательства, что составило только 97,1% от общего количества выявленных в 2016 году нарушений.

В целях устранения данных нарушений выдано более 93 600 предписаний, что также меньше чем в предыдущем периоде и составило 99,5% прошлогоднего показателя.

Количество работников, отстраненных от работы оказалось в 1,2 раза меньше, чем в 2016 году и составило 29 100.

К административной ответственности в виде предупреждений привлечено 39 995 лиц, что превысило показателя предыдущего года в 1,6 раза.

Всего административных штрафов наложено на общую сумму 3 555 400 рублей, что оказалось ниже аналогичного показателя в 2016 году на 253 500 рублей - 6,7 %.

Судами, по результатам рассмотрения административных протоколов, составленных работниками федеральной инспекции труда, приняты решения о привлечении к ответственности 8 483 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей [10].

Работу органов прокуратуры будем рассматривать через призму имеющихся в ее распоряжении правовых инструментов, а также в динамике соответствующих показателей.

Несмотря на прослеживающуюся, согласно данных официальных статистических отчетов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, динамику по снижению количества нарушений трудовых прав граждан, их уровень остается довольно значительным.

И так, всего органами прокуратуры Российской Федерации в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2017 году выявлено 2 623 583 нарушения (2016 - 3 164 209) что ниже на 17,1%.

Из них в сфере оплаты труда установлено 519 452 нарушений, что составляет 19,7% от общего количества выявленных нарушений в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (2016 - 708 145, составляет 22,4% от общего количества) -26,6%.

С целью устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к предусмотренной законодательством ответственности в суды направлено 284 621 исков и заявлений (2016 - 333 624) -14,7%, из которых удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 264 882 дел (2016 - 310 750) -14,8%. Внесено 33 409 представлений (2016 - 36 006) - 7,2%, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 24 367 лиц (2016 - 26 394) - 7,7%. По результатам рассмотрения постановлений прокуроров к административной ответственности привлечено 24 951 виновное лицо (2016 - 28 705) -13,1%. При этом наблюдается положительная динамика в вопросе уголовно-правового преследования виновных лиц, а именно: для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК Российской Федерации направлено 1 224 материала (2016 - 1 091) +12,2% по которым возбуждено 1 050 уголовных дел (2016 - 925) + 13,5% [11].

Таким образом, можно сделать обоснованные выводы о том, что выполняя возложенные государством надзорные функции, в том числе непосредственно в сфере соблюдения трудового законодательства, несмотря на наличие действующих специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих работу исключительно в данной сфере, органы прокуратуры выявляют значительное количество нарушений и принимают существенные и комплексные меры, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и привлечение виновных к установленной законодательством ответственности.

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда свидетельствует о том, что проблемы несоблюдения прав граждан на получение причитающихся им выплат, приема граждан на работу без оформления трудовых договоров, установления им заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, уклонения от начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера являются крайне распространенным явлением.

Повсеместно прокурорами в целях пресечения такого неправомерного явления инициировано административное и уголовное преследование виновных лиц, для взыскания задолженности по оплате труда установлены в судебном порядке факты наличия между гражданами и хозяйствующими субъектами трудовых отношений. К примеру, прокуратурой Приморско-Ахтарского района Краснодарского края выявлено, что ООО «Возрождение-Агро» к сезонным работам привлекались граждане Республики Дагестан, с которыми заключались договоры подряда, фактически регулирующие трудовые отношения. При этом заработная плата работникам в сумме 1,8 млн. рублей не выплачена.

По исковым заявлениям прокурора района 28 гражданско-правовых договоров были признаны судом трудовыми, по направленным в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации материалам проверки возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В результате нарушения законодательства устранены, долги перед работниками погашены. Не оформление трудовых отношений в установленном порядке послужило основанием для возбуждения прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону и Красносулинской городской прокуратурой Ростовской области дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об администра-

тивных правонарушениях и внесения работодателям представлений об устранении нарушений закона. Требования прокуроров удовлетворены, права граждан восстановлены. Аналогичные факты выявлены прокурорами в республиках Калмыкия, Крым, Астраханской и Волгоградской областях, г. Севастополе, в результате принятых мер реагирования они устранены. Случаи начисления заработной платы ниже минимального размера оплаты труда пресечены прокурорами в республиках Калмыкия, Крым, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, г. Севастополе. К примеру, по постановлению прокурора г. Феодосии Республики Крым следственным органом возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 145.1 УК РФ в отношении индивидуального предпринимателя, нарушившего в том числе права 2 работников. В результате вмешательства прокуратуры причитающиеся работникам суммы выплачены. По инициативе прокуроров в Республике Калмыкия и Краснодарском крае за такие действия 4 работодателя привлечены к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, гражданам доначислена заработная плата. Прокурорами в Волгоградской области принимались меры реагирования в связи с неисполнением юридическими лицами регионального соглашения о минимальном размере оплаты труда на территории области. По материалам проверки, направленным прокурорами в государственную инспекцию труда в области, виновные лица привлечены к административной ответственности по статье 5.31 КоАП РФ, по результатам рассмотрения представлений прокуроров нарушения закона устранены.

Прокурорскими проверками пресекались факты несоблюдения прав работников на получение доплат, надбавок и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера. Так, по иску прокурора г. Керчи Республики Крым признан недействительным приказ главного врача ГБУЗ РК «Керченская городская больница № 2» о приостановлении выплат врачам за квалификационную категорию. Прокуратурой Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах учителей в суд направлены заявления о взыскании с образовательных учреждений компенсации, не выплаченной педагогам за выслугу лет. Миллеровским межрайонным прокурором Ростовской области главному врачу МБУЗ «ЦРБ Миллеровского района» внесено представление по факту непредоставления сотрудникам выплат стимулирующего характера за проведение диспансеризации взрослого населения, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда в суд направлены заявления о перерасчете размера заработной платы работникам ООО «ТерраСтройИнжиниринг», выполнявшим трудовые обязанности в районах Крайнего Севера и не получившим за это процентные надбавки. Требования прокуроров удовлетворены, права работников восстановлены. Прокурорами в Республике Крым, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях выявлены факты выплаты гражданам неофициальной, так называемой «серой» заработной платы. Например, прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону установлена выдача заработной платы в ООО «Навесофф» под видом премии и без перечисления в налоговые органы налога на доходы физических лиц. Во исполнение представления прокурора района нарушения закона устранены, обществом в бюджет перечислен налог. Основанием для вмешательства прокурора Приволжского района Астраханской области послужила выплата индивидуальными предпринимателями работникам заработной платы ниже минимального размера оплаты труда и

ежемесячное предоставление им дополнительных денежных средств. По постановлениям прокурора района предприниматели привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, нарушения законодательства устранены. Однако анализ практики прокурорского надзора показал, что прокурорами выявляются лишь единичные факты выплаты работникам «серой» заработной платы. Вместе с тем такая форма оплаты труда является одним из способов уклонения от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц, что напрямую влияет на последующее пенсионное обеспечение работника.

Таким образом, роль органов прокуратуры в сфере защиты трудовых прав граждан переоценить сложно, однако вопросы нормативного урегулирования разграничения сфер деятельности и повышения уровня ответственности органов исполнительной власти, призванных законодателем осуществлять контроль (надзор) на данном направлении требуют дополнительной проработки.

Список литературы

1. Прокурорский надзор за исполнением законов о труде Большов В. Я., Текаев Х. А., Викторов И. С., Алексеева Д. Г., Швецов А. Б. [Электронный ресурс] https://law.vl.ru/analit/show_m.php?id=241&pub_name

2. «Толковый словарь живого великорусского языка» Даль В.И. [Электронный ресурс] https://slovar.cc/rus/dal/578371.html

3. «Толковый словарь русского языка». Ожегов С.И. [Электронный ресурс] TP://OZHEGOV.INFO/SLOVAR

4. Экономика и социология труда Иванова Н., Жулина Е. [Электронный ресурс] https://www.ereading.club/chapter.php/88407/4/Ivanova%2C_Zhulina_Ekonomika_i_sociologiya_truda._Shp argalka.html.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] - URL https://www.constitution.ru/.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации РФ от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

9 Указание прокурора Республики Крым 63/7/1 от 16.05.2014 [Электронный ресурс] http://rkproc.ru/.

10. Статистический отчет Федеральной службы по труду за 2017 год [Электронный ресурс] https://www.rostrud.ru/.

11. Статистический отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] https://www.genproc.gov.ru/.

Shadrin LA The role of prosecutors in the protection of labor rights of citizens // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 1. - Р. 215-224.

The paper investigates the role of prosecutors in the protection of labor rights of citizens, the goals set before the Supervisory authority in this area and the practical aspects of their achievement, as well as the ratio of this activity with the functional tasks of the Executive authorities of the state specially authorized to monitor (supervise) compliance with the requirements of labor legislation.

Keywords: prosecutorial supervision, labor rights, labor, remuneration, prosecutorial response, detection of violations, prosecution, labor code, labor contract, salary.

Spisok literatury

1. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov o trude Bol'shov V. YA., Tekaev H. A., Viktorov I. S., Alekseeva D. G., SHvecov A. B. [EHlektronnyj resurs]

https://law. vl.ru/analit/show_m. php?id=241 &pub_name

2. «Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka» Dal' V.I. [EHlektronnyj resurs] https://slovar. cc/rus/dal/578371 .html

3. «Tolkovyj slovar' russkogo yazyka». Ozhegov S.I. [EHlektronnyj resurs] TP://OZHEGOV.INFO/SLOVAR

4. EHkonomika i sociologiya truda Ivanova N., ZHulina E. [EHlektronnyj resurs]

https://www.ereading.club/chapter.php/88407/4/Ivanova%2C_Zhulina_Ekonomika_i_sociologiya_truda._Shp argalka.html.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [EHlektronnyj resurs] - URL

https://www. constitution.ru/.

6. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 11.10.2018) [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

7. Prikaz General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii RF ot 07.12.2007 № 195 (red. ot 21.06.2016) [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

8. Federal'nyj zakon «O prokurature Rossijskoj Federacii» ot 17.01.1992 № 2202-1 (red. ot 30.10.2018) [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

9 Ukazanie prokurora Respubliki Krym 63/7/1 ot 16.05.2014 [EHlektronnyj resurs] http://rkproc.ru/.

10. Statisticheskij otchet Federal'noj sluzhby po trudu za 2017 god [EHlektronnyj resurs] https://www.rostrud.ru/.

11. Statisticheskij otchet General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii za 2017 god [EHlektronnyj resurs] https://www.genproc.gov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.