ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
изобразил людей <...> Но он не мог предположить, что на заре XXI столетия мир станет ещё хуже. Насилие, убийство, секс как товар превратились в нечто банальное. Человека как никогда отличает животная похоть. Он порочен и обречен. Никакого просвета, никакой надежды на спасение» [4]. М.
Кушей создал глубоко философский спектакль о тотальном насилии, о невозможности любви и недостижимости свободы в современном мире, а опера Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» выступила здесь поводом, но не мотивом творчества режиссёра.
Примечания
1. Бялик М. Трагедия без катарсиса [Электронный ресурс] // Культура. 20.07.2006. Режим доступа: www. pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=1659155, свободный, 25.08.2013.
2. Галина Вишневская: Это была его боль всю жизнь — «Леди Макбет Мценского уезда» [Электронный ресурс] / интервью Веры Туевой // Киноведческие записки. 2008. № 87. Режим доступа: www.kinozapiski.ru/ data/home/articles/attache/66.pdf, свободный, 20.08.2013.
3. Димитрин Ю. Г. «Нам не дано предугадать...» : размышления о либретто оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Санкт-Петербург : Северный олень, 1997. 108 с.
4. коваленко Ю. От оргазма до убийства [Электронный ресурс] // Известия. 29.01.2009. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/344986, свободный, 25.08.2013.
5. Мейер 1С Шостакович: жизнь, творчество, время. Москва : Молодая гвардия, 2006. 439 с.
6. Шостакович д. д. Д. Шостакович о времени и о себе. Москва : Советский композитор, 1980. 375 с.
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ КИНОМУЗЫКИ КАЗАХСТАНА
УДК 791.43.03
Данара Мусахан
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Республика Казахстан
В статье исследуются проблемы, возникающие перед исследователями при попытке изучения киномузыки. Статья подводит некоторые итоги изучения киномузыки зарубежными и казахстанскими исследователями. Автор также затрагивает вопросы истории возникновения и формирования кинематографа Казахстана.
Ключевые слова: киномузыка, кинематограф, композитор, Казахфильм, Казахстан.
Danara Musakhan
The Kazakh National Kurmangazy Conservatory
to A QUESTION OF RESEARCH OF FILM MUSIC OF KAZAKHSTAN
This article describes problems facing researchers in the attempt to study cinema music. The article summarizes some of the results of studying of cinema music by foreign and kazakh researchers. The author also affects issues of history of origin and formation of cinematography of Kazakhstan.
Keywords: cinema music, cinematography, composer, Kazakhfilm, Kazakhstan.
244
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 244-247
В настоящее время искусство кинематографа является одним из самых востребованных областей деятельности в современной мировой культуре. Благодаря многим своим свойствам кинофильмы производят глубокое эмоциональное впечатление на аудиторию. Истинное кинопроизведение способно не только быть средством развлечения, но и средством духовного развития личности. Особенно важную роль в этом играет музыка, без которой достижение подобного эффекта довольно затруднительно. Являясь необходимым структурным элементом киноязыка, она выполняет самые различные функции — раскрывает, комментирует, динамизирует, подчёркивает, иллюстрирует, характеризует происходящее на экране действие.
В разное время выдающимися композиторами созданы блестящие образцы жанра киномузыки — достаточно вспомнить имена Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Гия Канчели, Максима Дунаевского, Нино Рота, Энио морриконе и многих других.
Удивительно, но тема киномузыки достаточно редко затрагивается музыкознанием и является, по сути, неизведанной областью. По словам польского исследователя Зофьи Лиссы, «даже кинотеоретики редко высказывают свои суждения о киномузыке, а если и высказывают, то преимущественно односторонне или даже совсем ошибочно и, как правило, недооценивая роль музыки в кино» [2, с. 13]. А между тем музыка к кинофильмам нередко представляет собой полноценное произведение, написанное на сотнях партитурных листах. Нередко этой тематике посвящали статьи и сами композиторы, в числе которых Д. Шостакович, М. Дунаевский, Т. Хренников, А. Хачатурян, Н. Крюков и др.
Недостаточное внимание музыковедов и киноведов, возможно, объясняется тем, что даже в мировом пространстве киномузыка долгое время считалась жанром вторичным и прикладным. Т. ф. Шах в монографии «Музыка в структуре медиатекста» [5] выявляет причины, по которым «музыка медийных
жанров» и до настоящего времени не воспринимается самостоятельным элементом.
Необходимо заметить, что сама специфика так называемой «фоновой» музыки кино предполагает трудности и даже невозможность применения традиционных методов музыковедческого исследования. Таких трудностей немало. Прежде всего к ним относятся: отсутствие единообразной стилистики киномузыки (как в рамках одного фильма, так и в творчестве одного композитора); «перебивание» музыки в фильме различными шумовыми и звуковыми эффектами, речью; отсутствие полноценно завершённых музыкальных форм, использование композиторами (при условии свободы выбора исполнительских составов) разнообразных электронных преобразований звука. Особо проблематичен и сам поиск нотного материала, без которого полноценное исследование невозможно. В большинстве случаев музыка к кинофильму записывается исполнителями на студии единожды и редко исполняется вторично (за исключением отдельных образцов). Поэтому нотный материал, который нигде не издавался и зачастую не сохранился, довольно-таки сложно найти. А в настоящее время у создателей многих кинокартин, к сожалению, не имеется достаточного количества средств для записи живого оркестра, и нанятый композитор вынужден делать запись сугубо студийными звуковыми возможностями. В этом случае записанная музыка сдаётся в электронном виде, а нотный материал и вовсе не предоставляется. Кроме того, для более качественного анализа необходимо изучение сопутствующих материалов — режиссёрских сценариев, рабочих обсуждений, различных архивных материалов.
Говоря о методах музыковедческого исследования киномузыки, нельзя не отметить, что в настоящее время не существует единых методических принципов изучения киномузыки, вследствие чего каждый исследователь предлагает свои способы её изучения. Более того, ещё не сложилось единой классификации киномузыки, исходя из её функций. зарубежные исследовате-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
ли, в разное время обращавшиеся к проблеме функций киномузыкальных единиц, создали свои теории классификаций по принципам соотношений звукового и зрительного рядов (С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Александров), описания звуковой сферы (А. Андриевский), взаимодействия музыки и изображения (Б. Балаш, П. Шеффер) и т.д.
Не менее интересной (особенно в условиях постоянного расширения технических возможностей) в плане профессионального анализа предстаёт проблема создания киномузыки композитором, талант которого в данном случае определяется не только способностью создать неповторимую музыку, но и умением понять творческий замысел режиссёра, постичь идею кинопроизведения, тонко воссоздать портреты киногероев, а также грамотно выбрать стилистику, исполнительские составы, тембральные краски. Огромное значение для кинокомпозитора имеют его профессиональная компетентность, а также свойственные данной профессии особый тип мышления и способность к эмпатии, психологизму.
Жанр музыки к кинофильмам в Казахстане также остаётся почти не изученным отечественными исследователями, несмотря на то, что в этом направлении были задействованы многие ведущие композиторы республики разных поколений, темы жизненного и творческого пути которых не раз затрагивались в многочисленных исследованиях, — Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди, Мукан Тулебаев, Еркегали Рахмадиев, Нургиса Тлендиев, Газиза Жубанова и многие другие.
Киноискусство Казахстана имеет уже почти вековую историю, если учитывать тот факт, что ещё в 1910 году в городе Верном (в настоящее время Алматы) появились первые частные кинотеатры и состоялись первые киносеансы. Конечно, о повсеместном распространении кино говорить ещё было очень рано. Тем не менее, несмотря на низкий уровень техники, разбросанность населения, возможность показа кинофильмов лишь в некоторых крупных городах и экономические причины, интерес к новому виду искус-
ства постепенно возрастал. В начале ХХ века в республике насчитывалось 13 установок для показа кино. После Октябрьской социалистической революции 1917 года большое внимание власти стали уделять «политическому просвещению», в связи с чем кинематограф занял одно из ведущих мест среди средств пропаганды коммунистических идеалов. Таким образом, с данного периода на территории Казахстана кинематографистами со всего СССР были созданы десятки как документальных, так и художественных фильмов [3, с. 11].
Разножанровые кинокартины, снятые в разное время на киностудии «Казахфильм», отличаются друг от друга и ярким музыкальным решением. Процесс становления кинематографического искусства Казахстана этого времени шёл в тесном развитии с киноискусством России и других республик бывшего Советского Союза. В годы войны в Алма-Ату были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», что послужило мощным толчком к развитию казахского кино. На основе слияния Московской, Ленинградской и Алма-Атинской студий была создана Центральная Объединённая Киностудия (ЦОКС). В условиях эвакуации цОКС сняла огромное количество фильмов. На Объединённой Киностудии работали высококвалифицированные деятели культуры — режиссёры С. Эйзенштейн, братья Пудовкины, И. Пырьев, Г. Рошаль, Г. Раппапорт, Я. Посельский, ф. Эрмлер, А. файнциммер, Э. Шуб, Ю. Райзман, А. Роом, Г. Козинцев, А. Столпер, А. Птушко, Л. Трауберг, Б. Иванов, операторы А. Москвин, Б. Волчек, Б. Горбачев, Л. Косматов, А. Гальперин, Э. Тиссэ, А. Головня, актёры Б. Блинов, Л. Смирнова, Н. Крючков, Б. Бабочкин, В. Ванин, Н. Черкасов, П. Кадочников, М. Ладынина, Б. Чирков, М. Жаров, В. Марецкая, документалисты А. Медведкин, Я. Посельский, Д. Вертов, И. Венжер, Р. Кармен, М. Слуцкер, А. Ованесова, а также специалисты производственных цехов, лабораторий и представители многих других профессий, связан-
ных с киноискусством. Кроме того, в Алма-Ату был временно переведён Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВгИК).
В числе фильмов, созданных на киностудии «Казахфильм», — жемчужины казахского кинематографа: «Песни Абая» (1946, композитор латиф Хамиди), «Девушка-джигит» (1955, композитор Василий Соловьев-Седой), «Джамбул» (1952, композиторы Николай Крюков, Мукан Тулебаев), «Наш милый доктор» (1957, композитор Антон Зацепин), «Ангел в тюбетейке» (1968, композитор Антон Зацепин), «Кыз Жибек» (1970, композиторы Е. Брусиловский и Нургиса Тлендиев) и т.д. В вышеназванных и других фильмах, так или иначе, присутствуют все функции киномузыки, выдвинутые в разные годы исследователями. Помимо это-
го, композиторы активно применяли методы стилизации, цитаты, использования тембров народных инструментов, а также самые различные способы взаимодействия музыки и кадра: закадровая, внутрикадровая, «шумовая», конкретная музыка, песни, и т.д. Всё это требует внимательного и детального изучения.
В заключение хочется отметить, что современному этапу развития музыковедения, в том числе и казахстанскому, открываются проблемы, которые ещё недавно не рассматривались как возможные области отдельного исследования. Киномузыка, несмотря на недостаточную изученность, в настоящее время является наиболее востребованным жанром в творчестве композиторов и, даже более того, уже сложилась в самостоятельную отрасль композиторского творчества.
Примечания
1. Боскресенская М. н. Звуковое решение фильма. Москва, 1984.
2. Лисса З. Эстетика киномузыки. Москва, 1970.
3. Ногербек Б. Р, Смайлова Т. К. Национальный кинематограф Казахстана // Киноэнциклопедия Казахстана. Алматы, 2010.
4. Фролов А. Введение в киномузыку [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://froland.ru/myart. htmPm9.txt.
5. Шах Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста. Краснодар, 2010.
(ПЕРСИДСКАЯ ЖИВОПИСЬ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ИРАНА
УДК 75.03
Монирех Шабанпур
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье предпринят анализ персидской живописи как одного из значимых видов искусства Древнего Ирана. Автор, опираясь на эмпирический материал, а также работы иранских культурологов, эстетиков и историков, делает вывод, что персидская живопись является не феноменом исламской культуры, а феноменом традиционной культуры Ирана.
Ключевые слова: иранское искусство, живопись, символ, Ахемениды, Сасаниды.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 247-250
247