Научная статья на тему 'Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст'

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1361
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное пространство / популярная культура / киномузыка / пространство кино- музыки / статус и модус киномузыки / соотношение киномузыкальных пространств / трансформация тек- стов киномузыки / cultural space / popular culture / film music / space of film music / status and modus of film music / the ratio of the films music spaces / transformation texts of film music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соковиков Сергей Степанович

Анализирутся феномены киномузыки в культурном пространстве и пространства киномузыки в ихсоотношении как относительно самостоятельные явления в содержательном, функциональном и процес-суальном аспектах. Показана значимость изучения проблем киномузыки в связи с состояниями художест-венной культуры, в том числе музыкального искусства, а также других культурных явлений внехудожест-венного характера. Раскрываются специфичные черты различных форм существования текстов киному-зыки как в структуре самого фильма, так и при включении их в контексты более широкого масштаба.Отмечается длительная история традиции обращения к проблемам музыки кино начиная со времени «не-мого» кинематографа. Связь и различие пространства киномузыки и киномузыки в культурном простран-стве рассматривается через соотношение категорий «род – вид», «статус – модус». Показана контек-стуальная обусловленность категориальных соотношений для явлений киномузыки. Аргументируются ос-нования выделения «киномузыки в культурном пространстве» как специфичного в теоретическом и пред-метном смыслах концепта, представляющего реальное, относительно самостоятельное, структурно ифункционально сложное явление. Особо рассматривается ситуация номинальной связи киномузыки ифильма в разных вариантах. Приводятся и анализируются типичные ситуации трансформации музыкаль-ных текстов при переходе из одних сфер культурного пространства в другие. Особое внимание уделяетсяиспользованию классической музыки в кино, а также феномену формирования новой музыкальной классикина основе киномузыки. Отмечается контекстуальная значимость популярной культуры, понимаемой вавторской трактовке как наиболее органичной и созвучной киномузыке среды. Обосновывается необходи-мость более полного и глубокого изучения феномена киномузыки в культурном пространстве как недос-таточно исследованного явления. В анализе материалов применяются принципы контекстуального и ка-тегориального анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPACE OF FILM MUSIC AND FILM MUSIC IN THE CULTURAL SPACE: POPULAR CULTURE CONTEXT

Analized phenomens of film music in the cultural space and space of film music in their ratio as a relatively independent phenomenon in a meaningful, functional and procedural aspects. Shows the importance of studying the problems of film music in connection with the state art and culture, including music, and other cultural phenomena non-fiction character. Describes specific features of different forms of existence of texts of film music, as in the structure of the film itself, so when you include them in contexts broader scale. Marked by a long history of tradition to address to the problems of music movies since “silent” cinema. The connection and distinction of the space of film music and film music in the cultural space is considered through the ratio of categories such as “genus – species”, “status – mode”. Shows contextual nature of such ratios for categorical phenomena of film music. Reasoned grounds selection of “film music in the cultural space” as in specific theoretical and substantive meanings of the concept of representing real, relatively independent, structurally and functionally complex phenomenon. Particularly focuses on the situation of the nominal connection of film music and film in different ways. There are analyzed the typical situations of transformation of musical texts in the transition from one cultural space to another. Special attention is given to the use of classical music in film, as well as the phenomenon of formation of new classical music on the basis of film music. It is noted contextual significance of popular culture, understood in the author's interpretation as the most organic and in tune with the film environment. The necessity of more detailed and in-depth study of the phenomenon of film music in the cultural space as insufficiently studied phenomenon. In the analysis of materials apply the principles of contextual and categorical analysis.

Текст научной работы на тему «Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст»

УДК 008

С. С. Соковиков

канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств

E-mail: [email protected]

ПРОСТРАНСТВО КИНОМУЗЫКИ И КИНОМУЗЫКА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОНТЕКСТ

Анализирутся феномены киномузыки в культурном пространстве и пространства киномузыки в их соотношении как относительно самостоятельные явления в содержательном, функциональном и процессуальном аспектах. Показана значимость изучения проблем киномузыки в связи с состояниями художественной культуры, в том числе музыкального искусства, а также других культурных явлений внехудожественного характера. Раскрываются специфичные черты различных форм существования текстов киномузыки как в структуре самого фильма, так и при включении их в контексты более широкого масштаба. Отмечается длительная история традиции обращения к проблемам музыки кино начиная со времени «немого» кинематографа. Связь и различие пространства киномузыки и киномузыки в культурном пространстве рассматривается через соотношение категорий «род - вид», «статус - модус». Показана контекстуальная обусловленность категориальных соотношений для явлений киномузыки. Аргументируются основания выделения «киномузыки в культурном пространстве» как специфичного в теоретическом и предметном смыслах концепта, представляющего реальное, относительно самостоятельное, структурно и функционально сложное явление. Особо рассматривается ситуация номинальной связи киномузыки и фильма в разных вариантах. Приводятся и анализируются типичные ситуации трансформации музыкальных текстов при переходе из одних сфер культурного пространства в другие. Особое внимание уделяется использованию классической музыки в кино, а также феномену формирования новой музыкальной классики на основе киномузыки. Отмечается контекстуальная значимость популярной культуры, понимаемой в авторской трактовке как наиболее органичной и созвучной киномузыке среды. Обосновывается необходимость более полного и глубокого изучения феномена киномузыки в культурном пространстве как недостаточно исследованного явления. В анализе материалов применяются принципы контекстуального и категориального анализа.

Ключевые слова: культурное пространство, популярная культура, киномузыка, пространство киномузыки, статус и модус киномузыки, соотношение киномузыкальных пространств, трансформация текстов киномузыки

Для цитирования: Соковиков, С. С. Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст / С. С. Соковиков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 36-43.

В современности киномузыка занимает положение Золушки по отношению к музыкальной классике, авангардным сочинениям и океану популярной музыки. Между тем по масштабам распространения она не уступает поп-текстам, а по содержанию, по сути, изоморфна всей мировой музыкальной культуре в ее синхронном и диахронном срезах. Ей не чужды утонченность элитарных явлений, простота и действенность масскульта, задушевность и специфичная мелодика традиционных

народных музыкальных форм. При этом все названное получает перевоплощение в пространстве киноискусства и, что важно, транслируется в широкое общекультурное пространство. Столь значимый феномен вместе с тем не получил, на наш взгляд, достойного освещения. Предлагаемый текст - скромная попытка хотя бы в какой-то степени уменьшить подобную дефицитность.

Прежде всего необходимо кратко обозначить наше понимание культурного пространства.

36

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

При всем многообразии подходов к его определению, оптимальной формой их суммации, на наш взгляд, выступает представление о культурном пространстве как феномене, образуемом совокупностью структурированных соотношений субъектов культуры, объективирующих само культурное пространство посредством телеологически направленных взаимодействий и опредмечивающих их в формах культурной деятельности [10, с. 18]. Важным является то, что культурное пространство многомерно и предполагает множественность различных подпространств, образующих в совокупности мир культуры, но обладающих и собственной специфичностью [11, с. 38-40].

Далее следует дать предельно краткое определение нашего понимания популярной культуры с тем, чтобы дальнейшие рассуждения виделись именно в этом контексте. Под популярной культурой мы понимаем универсальный тип неспециализированной культурной рефлексии социально-психологических общностей в отношении контекстных для них социокультурных коллизий [11, с. 74]. Проще говоря, это чрезвычайно распространенные культурные практики «профанного», простонародного восприятия, переживания и самодеятельного культуротворчества в актуальных ситуациях бытия, требующих самопроявления этого в опредмеченных формах, не «отягощенных» деятельностью специализированных институций. Относительно конкретных предметов нашего внимания достаточно вспомнить, например, ситуации «массового» заимствования в популярной культуре 1930-1960-х гг. музыки, особенно песенной, из фильмов этого, как очевидно, весьма протяженного и социокультурно кардинально различного в своих исторических фазах периода.

Таким образом, одним из ярких явлений, образующих специфические подпространства в современной культуре, выступает киномузыка. Получившая широчайшее распространение и популярность, она потенциально способна так или иначе репрезентировать весь многообразный мир музыкальной культуры. Более того, именно киномузыка оказалась действенным

фактором поддержания, в условиях поп-экспансии, более сложных, содержательных музыкальных явлений, в частности, симфонической музыки, написанной по академическим правилам, поскольку «сохранить крупную художественную форму в музыке двадцатого века действительно оказалось возможным только в кинематографе - и это замечательно реализовали в своих работах... кинокомпозиторы» [3].

То, что проблемы киномузыки волновали деятелей культуры задолго до появления звукового кино, подтверждает, например, выход в 1912 г. книги А. В. Голдобина и Б. М. Азан-чеева «Пианист иллюстратор кинематографических картин» [2]. Достаточно объемная (264 с.) и обстоятельная, включающая в том числе раздел «Роль музыки в кинематографе и ее средства выражения», но в целом методическая по характеру, книга тем не менее вызвала оживленную дискуссию на страницах нескольких номеров журнала «Сине-фоно», самого основательного в России того времени периодического издания, посвященного киноискусству [1, с. 304].

Однако, несмотря на обилие работ о киномузыке, появившихся за прошедшие десятилетия, проблематичность в понимании этого феномена отнюдь не снизилась. Дело прежде всего в интенсивном, не всегда логически улавливаемом характере развития самого искусства кино и сопряженных с ним культурных явлений, что в том числе порождает широчайшую вариативность и трансформацию киномузыки.

Поэтому можно согласиться с тем, что «...проблемы, связанные с музыкой кино, весьма разнообразны, и кинематограф в своем развитии постоянно расширяет границы их исследования. Часть из этих проблем пока что не нашла своего отражения в искусствоведческой науке... постановка и изучение данных проблем - дело ближайшего будущего» [4]. Стоит только несколько скорректировать приведенное высказывание Т. К. Егоровой: границы исследования этих проблем расширяет не только кинематограф, но и множество иных явлений и обстоятельств, выступающих контекстуальными по отношению к такому проблемному полю. Отсюда не-

37

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

обходимость обращения к последнему с позиции интегрированных подходов, среди которых одним из наиболее плодотворных выступает культурологический. Но справедливо отмеченная Т. К. Егоровой недостаточная разработанность этих проблем даже в постановочном плане объясняет то, что данная статья посвящена, скорее, проблематизации означенной в ней темы, чем изложению полностью аргументированных положений.

Прежде всего следует точнее определить наше понимание содержания концептов пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве и их соотношения.

Эти понятия не получили категорического, общепринятого толкования. В нестрогом смысле их можно видеть и как синонимичные. Но анализ коннотативных значений показывает их определенное различие. В первом приближении их соотношение можно рассматривать как родовидовое. Тогда понятие пространство киномузыки означает ‘возникновение и функционирование музыкальных (с включением ауди-ально-шумовых эффектов) структур в тексте фильма’, а киномузыка в культурном пространстве представляет ‘всю совокупность существования киномузыкальных материалов, в том числе и выходящих за пределы собственно пространства кинопроизведения’. Последнее включает, например, такие формы, как концертное исполнение киномузыки, создание на ее основе других произведений (ремиксов, песен, хореографических произведений и пр.), использование этих музыкальных материалов в театрализованных действах (праздниках, представлениях, ритуалах и др.), рекламе, музыкальных заставках в СМИ, рингтонах и т. д. При данном походе киномузыка в культурном пространстве образует родовой кластер определенных явлений музыкальной культуры (в широком ее понимании), а пространство киномузыки представляет один из его видов. Вырисовывается следующая структурно-логическая цепочка соотношений: музыкальное искусство как класс (тип); киномузыка в пространстве культуры как род музыкальной культуры; пространство киномузыки как вид, входящий в этот род.

Казалось бы, представленная структура выстроена вполне логично и без остатка объемлет названные компоненты. Можно признать, что в определенных контекстах она отражает действительные соотношения. Но принять ее как достаточно полную и верифицированную мешает ряд обстоятельств, обнаруживаемых при содержательно-тематическом анализе компонентов структуры. Во-первых, музыкальное искусство, входящее в сферу художественной культуры, является художественным феноменом по определению и по природе. Но явление киномузыки в пространстве культуры представлено не только в качестве художественной ипостаси музыкальной культуры, а и в других статусах, в том числе внехудожественных, например, как продукт в рыночных отношениях или знаковый конструкт социокультурной эмблематики, в которых художественное само по себе не столь значимо, а преобладают иные статусные характеристики. Во-вторых, само пространство киномузыки непосредственно входит синтезированным элементом в целостную структуру кинопроизведения, обретая именно кинематографический, а не субстанциально обособленный музыкальный статус.

Сказанное отнюдь не дезавуирует представленную выше структуру, но показывает ее недостаточность по отношению к выявлению социокультурной специфичности каждого из ее компонентов. Используя возможности категориального анализа, можно установить некоторые аспекты этой специфичности, применяя категории статуса и модуса. Не разделяя мнения тех, кто полагает эти термины синонимичными, мы придерживаемся более обоснованной, на наш взгляд, позиции, согласно которой взаимодействие статуса и модуса можно представить соотношением категорий общее и особенное. Из этого следует, что модус дополняет или ограничивает общий статус, конкретизирует и контекстуально корректирует его. Такие дополнения и ограничения касаются не только статуса вообще, а существуют и на более конкретном уровне той или иной сферы, к которой «принадлежит» или на которую ориентирован модус. Специфичное (мо-

38

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

дус) структурно и функционально не всегда полностью адекватно общему (статусу), а конкретизировать статус на уровне отдельных явлений призваны (способны) отнюдь не все его элементы (либо даже контекстуально иные элементы) [8, с. 88].

Подобный подход является достаточно релевантным в отношении анализируемых явлений и представляющих их концептов, поскольку показывает общий принцип их соотношений (каждый «низлежащий» элемент структуры выступает модусом «высшего»), и, что для нас важно, объясняет некоторые ста-тусно-модусные девиации. Вместе с тем последние являются отчетливыми индикаторами того, что соотношение рассматриваемых музыкальных явлений может быть иным, при котором они обнаруживают свою статусную самостоятельность, не теряя, разумеется, взаимосвязи. В этом случае центрирующим концептом выступает киномузыка, поскольку его семантическое поле образуется в пересечении концептов музыкальное искусство, пространство киномузыки и музыка в пространстве культуры. В такой оптике киномузыка играет роль статуса, а другие концепты представляют его модусы. Но нас в большей мере интересует иной ракурс этого построения: контекстуальная релятивность [5], при которой каждый из «модусных» концептов в свою очередь демонстрирует свою статусность, образуя спектр контекстуально обусловленных модусов в специфичном для него локусе культурного пространства.

Речь идет о том, что киномузыка предстает в таком подходе в двух основных ипостасях: пространстве киномузыки и киномузыки в пространстве культуры.

В первом случае музыка представлена как составляющая структуры самого фильма и его функционирования как кинопроизведения, т. е. в ходе его непосредственного восприятия аудиторией (здесь даже не совсем был бы точен термин кинозрители, поскольку они одновременно выступают и в роли слушателей). Исходя из функциональных особенностей, пространство киномузыки включает два подпро-

странства. Первое образуется участием музыки в процессе создания фильма и приобретением ею завершенной формы с окончанием этой работы. Второе возникает как сфера, порождаемая прямым взаимодействием кинопроизведения и его публики. Обе этих сферы остаются в пространстве киномузыки, поскольку непосредственно входят в мир кино и выражают его музыкальную составляющую. Разумеется, пространство киномузыки (и в процессе создания фильма, и в ситуации его восприятия) не изолировано от влияния более широких социокультурных контекстов. Оно в том числе втягивает, включает, преломляет звучание средо-вых факторов (условий) культурного пространства. И все же функционально и процессуально пространство киномузыки воплощается достаточно локализовано, в формах кинопроизводства и киновосприятия. Исходя из нашего понимания культурного пространства (см. выше), пространство киномузыки образуется и существует посредством деятельности конкретных акторов, субъектов по производству, трансформации, трансляции и восприятию музы-кальых материалов в непосредственных пределах мира кино (композиторов, кинорежиссеров, музыкальных редакторов фильмов, киноаудитории). Но уже упоминание в этом перечне фигуры композитора представляется не совсем однозначным. Дело в том, что, строго говоря, сам процесс сочинительства композитором музыки к фильму вряд ли можно безраздельно отнести к категории киномузыки. Есть множество примеров тому, что такие музыкальные материалы в итоге не входили в структуру фильма или претерпевали существенные изменения уже без участия композитора [См., напр.: 7; 12], т. е. исходные, аутентичные сочинения не становятся фактом пространства киномузыки, оставаясь (при условии публикации) явлением музыкальной культуры.

Понятие киномузыка в культурном пространстве очерчивает принципиально иную ситуацию. В этом случае музыкальный материал, прозвучавший как органический компонент кинопроизведения (независимо от того, создан ли он специально для фильма или в последнем

39

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

использована уже существовавшая музыка), совершает своего рода трансгрессию в культурную среду вне пространства самого кинопроизведения. Напомним, что кинопроизведение понимается здесь не только как текстфильм, но в непосредственном восприятии его аудиторией, вступающей в сотворчество с авторами фильма. Выходя за пределы кинопроизведения, музыка не просто ретранслируется, но в результате такого перемещения трансформируется, «превращается», включаясь в разнообразные внекинематографические контексты и формируя их, иррадиируя в различных вариантах, вариациях и модусах. Сохраняя «память» о кинопроисхождении, эта музыка приобретает статус относительно самостоятельного существования, прежде всего потому, что она становится материалом для деятельной активности множества субъектов, порождающих спектр модусов бытия киномузыки в различных социокультурных контекстах. Родовая связь с киномиром как истоком подобной трансгрессии и вместе с тем размещенность в иных по отношению к кинопроизведению культурно-пространственных координатах,

принадлежность иным социокультурным ситуациям, позволяет обозначить этот феномен как киномузыка в культурном пространстве.

С точки зрения формальной логики такое определение не совсем корректно, ведь и пространство киномузыки, казалось бы, также принадлежит континууму киномузыка в культурном пространстве. Но на деле некорректность здесь мнима. Не прибегая к развернутой аргументации, отметим главное: в пространстве киномузыки именно кино (произведение) субстанциально, а музыка - атрибутивна. В случае бытия киномузыки в культурном пространстве именно музыка играет субстанциальную роль, полагающую разнообразие атрибутивных проявлений, определяемых социокультурными контекстами. Это и порождает функциональную и смысловую множественность перевоплощений киномузыки в широком, многоаспектном культурном пространстве. Один из диапазонов этой множественности образуется по признаку дистантности музы-

кальных текстов от первичного кинопроизведения: от мелодий, полностью утративших в культурном сознании его носителей связь с кинотекстом, до тех, воспроизведение которых возвращает в воображение яркие, остро переживаемые и достаточно полные образы фильма. Причем даже некоторые упрощенные варианты таких культурных практик не лишаются специфичной культурной значимости. Так, признанный в сфере киноискусства профессионал композитор В. Дашкевич не без юмора прокомментировал новую жизнь своих киноопусов: «...все эти ремиксы - свидетельство долгой жизни моего творчества. Пять моих мелодий продаются в виде рингтонов, и мне это нравится. Если так продолжится лет триста, то можно будет считать, что я сочинил хорошую музыку» [3].

Для того чтобы предметнее показать соотношение и различия представленных культурно-пространственных явлений, обратимся к примерам вполне типичных ситуаций.

Первый касается обращения в кинопроизведениях к музыкальной классике. Классическая музыка используется в кино в самых разных вариациях и модальностях. В целом эта тема исследована достаточно объемно. Но подавляющее большинство работ посвящено именно особенностям музыкальной классики в контексте кинопроизведения [См., напр.: 9]. В гораздо меньшей степени затрагиваются вопросы последующей судьбы таких музыкальных материалов в более широких социокультурных контекстах. Между тем из множества связанных с этим ситуаций можно отметить хотя бы одну, но вполне значимую. Пройдя неизбежную и существенную модификацию в структуре кинотекста, классический опус уже в этой форме ретранслируется в «открытое» культурное пространство и именно в такой версии воспринимается далее аудиторией (публикой). Более того, этот вариант классики выступает как самодостаточный, интенсивно распространяющийся и сильнодействующий. Возникает своеобразный эффект отнюдь не «зеркального» сосуществования в одном культурном простран-

40

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

стве как минимум двух версий классического музыкального произведения, причем «кинематографический» вариант нередко оказывается приоритетным по силе воздействия. Представляется, что в таком модусе музыкальные формы недостаточно исследованы с позиции их смысловой содержательности, специфики функционирования, эффекта последствий для различных сфер культуры (эстетической, художественной, коммуникативной, меморативной и др.).

Другой пример являет собой ситуация превращения части текстов киномузыки в новую классику музыкальной культуры (не ограниченную академическими традициями). Причем речь идет не столько об их широкой популярности, знаковой узнаваемости и закрепленности в культурном пространстве. Это именно формирование особого пласта музыкальной классики со всеми приличествующими классике атрибутами: закрепленностью и воспроизводимостью в качестве культурных паттернов; пиететным характером оценочности; знаковой модальностью в культурной коммуникации и пр. Само это явление заслуживает особого разбора. Отметим только один аспект. Не так уж редко музыкальный текст, созданный специально для кинопроизведения, вышедший за его пределы и получивший статус музыкальной классики, уже в этом состоянии подвергается обратной рецепции, т. е. включается в структуру нового кинопроизведения, но уже в иных контекстах.

Специфичный пример представляет возникающая за пределами непосредственного кинопространства номинация «Музыка (мелодия) из кинофильма (к фильму)...». Отметим, что она является не только индексальным знаком, отсылающим к кинотексту. Во-первых, такое обозначение превращается в своеобразное «имя собственное» этого музыкального опуса, бытующего обособленно от кинопроизведения, которое к тому же может и не сохраняться актуально в культурной памяти в визуально-образной форме. Во-вторых, такой но-

минатив опосредованно свидетельствует о контекстах пространства киномузыки, в которых она обретает особую значимость, демонстрирует специфичную выразительность, «сцепленность» со знаковыми моментами фильма. Это составляет предпосылки к обособлению музыкального кинотекста, что и происходит в форме отмеченной номинации. Упрощая, можно обозначить три типа подобных контекстов: музыка «слабее» фильма (в его немузыкальных компонентах), и тогда киномузыка выполняет в большей мере эмблематическую роль, маркируя фильм во внекинематографическом пространстве; музыка и фильм конгениально адекватны, в этом случае воспроизведение музыки анимирует целостный образ кинопроизведения; музыка «сильнее» фильма, что составляет действенные предпосылки художественно самодостаточного ее существования, даже при сохранении номинальной связи с фильмом.

Разумеется, представленные примеры затрагивают лишь некоторые аспекты обозначенной проблематики. Сколь-нибудь полное видение феномена киномузыки в культурном пространстве требует системного выявления совокупности существенных параметров этого живого, полнокровного явления культуры.

В завершение отметим, что пространство киномузыки получило довольно основательное и многоаспектное освещение. Достаточно вспомнить фундаментальную работу З. Лис-сы, появившуюся еще в 1960-х гг., но во многом не потерявшую актуальность и сегодня [6], или серьезные современные исследования [См., напр.: 4]. В отличие от этого, тема киномузыки в культурном пространстве еще ждет системного, полномасштабного изучения, поскольку речь идет о явлении распространенном, многогранном и социокультурно значимом. Особым и, на наш взгляд, чрезвычайно плодотворным может быть дальнейшая, более основательная разработка подобной проблематики в контексте популярной культуры, что, конечно же, требует специального обращения.

41

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

1. Вишневский, В. Е. Библиография отдельных и периодических изданий дореволюционной кинематографии / В. Е. Вишневский // Киноведческие записки. - 2001. - № 51. - С. 302-325.

2. Голдобин, А. В. Пианист иллюстратор кинематографических картин: рук. и библиогр. указ. муз. материала для ил. и кинематографии / А. В. Голдобин, Б. М. Азанчеев. - Кострома: Изд. А. В. Голдобина и М. С. Трофимова, типолитогр. А. Н. Чемоданова, 1912. - 264 с.

3. Дашкевич, В. С. Приватизация песни [из интервью с Аллой Гераскиной и Надеждой Багдасарян] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/music/composer/dashkevich/interview.html. -Дата обращения: 19.08.2015.

4. Егорова, Т. К. Теоретические аспекты изучения музыки кино [Электронный ресурс] / Т. К. Егорова // Медиамузыка: электрон. науч. журн. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_1.html. - Дата обращения: 17.08.2015.

5. Кондаков, И. В. Культурология - контекстология XXI века [Электронный ресурс] / И. В. Кондаков // Российская культурология как феномен отечественной культуры. - 2011. - № 4 (6). - Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/104.html&j_id=8. - Дата обращения: 18.08.2015.

6. Лисса, З. Эстетика киномузыки / З. Лисса; пер. с нем. А. О. Зелениной; предисл. Б. Ярустовского. - Москва: Музыка, 1970. - 495 с.

7. Нусинова, Н. Актуальные исследования: Шостакович и кино / Н. Нусинова // Киноведческие записки. -2006. - № 74. - С. 322-328.

8. Ровный, В. В. О категории «правовой модус» и ее содержании / В. В. Ровный // Государство и право. -1998. - № 4. - С. 86-88.

9. Рычков, К. Н. Классическая музыка в голливудском кино / К. Н. Рычков // Научный вестник Московской консерватории. - 2012. - № 1. - С. 148-169.

10. Соковиков, С. С. О проблеме единства культурного пространства / С. С. Соковиков // Единое культурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - С. 14-19.

11. Соковиков, С. С. Популярная культура: аспекты исследования: моногр. / С. С. Соковиков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 206 с.

12. Цукерман, В. С. Культурное пространство как интегрирующая категория культурологии / В. С. Цукерман // Из работ прошлых лет: сб. ст. - Челябинск, 2007. - 181 с.

13. Артемьев, Э. Как поют деревья (беседа с композитором) [Электронный ресурс] / Э. Артемьев // Искусство кино. - 2007. - № 4. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2007/04/n4-article3. - Дата обращения: 20.08.2015.

Получено 26.10.2015

S. Sokovikov

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected]

THE SPACE OF FILM MUSIC AND FILM MUSIC IN THE CULTURAL SPACE:

POPULAR CULTURE CONTEXT

Abstract. Analized phenomens of film music in the cultural space and space of film music in their ratio as a relatively independent phenomenon in a meaningful, functional and procedural aspects. Shows the importance of studying the problems of film music in connection with the state art and culture, including music, and other cultural phenomena non-fiction character. Describes specific features of different forms of existence of texts offilm music, as in the structure of the film itself, so when you include them in contexts broader scale. Marked by a long history of tradition to address to the problems of music movies since “silent" cinema. The connection and distinction of the space offilm music and film music in the cultural space is considered through the ratio of categories such as “ge-

42

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

С. С. Соковиков

Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве...

nus - species”, “status - mode ”. Shows contextual nature of such ratios for categorical phenomena offilm music. Reasoned grounds selection of “film music in the cultural space” as in specific theoretical and substantive meanings of the concept of representing real, relatively independent, structurally and functionally complex phenomenon. Particularly focuses on the situation of the nominal connection of film music and film in different ways. There are analyzed the typical situations of transformation of musical texts in the transition from one cultural space to another. Special attention is given to the use of classical music in film, as well as the phenomenon of formation of new classical music on the basis of film music. It is noted contextual significance of popular culture, understood in the author's interpretation as the most organic and in tune with the film environment. The necessity of more detailed and in-depth study of the phenomenon of film music in the cultural space as insufficiently studied phenomenon. In the analysis of materials apply the principles of contextual and categorical analysis.

Keywords: cultural space, popular culture, film music, space of film music, status and modus of film music, the ratio of the films music spaces, transformation texts offilm music

For citing: Sokovikov S. 2015. The space of film music and film music in the cultural space: popular culture context. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 36-43.

References

1. Vishnevskii V. 2001. Bibliographies of the separate and periodicals pre-revolutionary cinema. Kinovedcheskie zapiski [Film critic notes]. № 51: 302-325. (In Russ.).

2. Goldobin A., Azancheev B. 1912. Pianist illyustrator kinematograficheskikh kartin [Pianist-Illustrator of cinematic paintings]. Kostroma: Ed. Goldobina A. and Trofimova M., lithograph Chemodanov A. 264 p. (In Russ.).

3. Dashkevich V. Privatizatsiya pesni [Privatization of songs] [from an interview with Alla Gerakina and Nadezh-da Bagdasarian] [Electronic resource]. Available from: http://forum.grushinka.ru/viewtopic.php?p=26997 (accessed 19.08.2015). (In Russ.).

4. Egorova T. 2014. Theoretical aspects of film music [Electronic resource]. Mediamuzyka [Mediamusic]. № 3. Available from: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_1.html (accessed 17.08.2015). (In Russ.).

5. Kondakov I. 2011. Cultural studies - contactology the 21 century [Electronic resource]. Rossiyskaya kul'turologiya kak fenomen otechestvennoy kul'tury [Russian cultural studies as a phenomenon of Russian culture]. № 4 (6). Available from: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/104.html&j_id=8 (accessed 18.08.2015). (In Russ.).

6. Lissa Z. 1970. Aesthetics of film music [Zelenina A., translated from German; Iaroslovskii B., introduce]. Moscow: Muzyka. 495 p. (In Russ.).

7. Nusinova N. 2006. Current research: Shostakovich and the cinema. Kinovedcheskie zapiski [The notes of Film studies]. № 74: 322-328. (In Russ.).

8. Rovnyi V. 1998. On the category “legal mode” and it’s content. State and law. № 4: 86-88. (In Russ.).

9. Rychkov K. 2012. Classical music in Hollywood cinema. Journal of Moscow Conservatory. № 1: 148-169. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sokovikov S. 2009.On the problem of the unity of the cultural space. Edinoe kul'turnoe prostranstvo: teoreti-cheskie i upravlenchesko-tekhnologicheskie problemy [Unified cultural space: a theoretical and managerial-technological problems]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. P. 14-19. (In Russ.).

11. Sokovikov S. 2014. Populyarnaya kul'tura: aspekty issledovaniya [Popular culture: aspects of research]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 206 p. (In Russ.).

12. Tsukerman, V. Cultural space as an integrating category culture. Iz rabot proshlykh let [From the works of previous years]. Chelyabinsk, 2007. 181 p. (In Russ.).

13. Artemiev E. 2007. The singing trees (interview with the composer) [Electronic resource]. Iskusstvo kino [The art of cinema]. №. 4. Available from: http://kinoart.ru/archive/2007/04/n4-article3 (accessed 20.08.2015). (In Russ.).

Received 26.10.2015

43

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.