Научная статья на тему 'К вопросу формирования психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации'

К вопросу формирования психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КУРСАНТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкин Вадим Маратович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации. Проводится анализ становления российского военно-педагогического образования. Выделены критерии уровней сформированности психолого-педагогической компетенции у курсантов (мотивационный, знаниевый и деятельностный), раскрыты критерии и показатели данных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашкин Вадим Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of formation of psychology and pedagogical competence of cadets of military higher education institution of the National Guard Troops of the Russian Federation

The article deals with issues related to the formation of psychological and pedagogical competence of cadets of the military higher school of the National Guard of the Russian Federation. The analysis of the formation of the Russian military-pedagogical education has been carried out. The criteria of the levels of formation of psychological and pedagogical competence of the cadets (motivational, knowledge and activity) are highlighted, the criteria and indicators of these levels are disclosed.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации»

УДК 355.23

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вадим Маратович Дашкин, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации. Проводится анализ становления российского военно-педагогического образования. Выделены критерии уровней сформированности психолого-педагогической компетенции у курсантов (мотивационный, знаниевый и деятельностный), раскрыты критерии и показатели данных уровней.

Ключевые слова: формирование, курсант, психолого-педагогическая компетентность, военный вуз, обучение, воспитание.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vadim Maratovich Dashkin, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Annotation

The article deals with issues related to the formation of psychological and pedagogical competence of cadets of the military higher school of the National Guard of the Russian Federation. The analysis of the formation of the Russian military-pedagogical education has been carried out. The criteria of the levels of formation of psychological and pedagogical competence of the cadets (motivational, knowledge and activity) are highlighted, the criteria and indicators of these levels are disclosed.

Keywords: formation, cadet, psychological and pedagogical competence, military college, training, education.

Опыт мировой и отечественной истории свидетельствует, что подготовка личного состава, подготовка мобилизационных ресурсов, влияющих на обороноспособность и боеготовность Российской Федерации, напрямую зависят от готовности офицера к педагогическому взаимодействию с подчиненными.

Исторический опыт России и других государств указывает на то, что почти все реформы, направленные на динамичный рост экономики, укрепление безопасности и обороноспособности страны, были основаны на развитии системы образования. Преобразования в отечественном образовании всегда были связаны с развитием духовного начала российского народа, формированием его национального самосознания, максимально возможной реализацией человеческого фактора. Возрастание значимости образования, приобретение военной наукой и подготовкой офицерских кадров высокого государственного и общественного статуса необходимые условия создания сильного государства и современной армии, которая способна к обеспечению надежной защиты его национальных интересов [1, c. 28].

Современная модернизация армии, разнообразные изменения в сфере военного дела существенно влияют на систему военного образования и ее военно-педагогическую составляющую. Система военного образования является сложным многоуровневым объектом, который объединяет различные направления и виды образовательной деятельности, ориентированные на подготовку квалифицированных военных кадров с целью эффективного обеспечения безопасности страны. Военно-педагогическое образование является процессом поиска и усвоения курсантами профессиональных знаний, навыков и умений, а также результатом такого усвоения, который выражается в уровне развития их

педагогической способностей, военно-профессиональных и морально-психологических черт, которые обеспечивают обучение и воспитание курсантов в контексте современных образовательных требований [2, а 122].

Процесс становления российского военно-педагогического образования указывает на его взаимозависимость со сложившейся в России системой обучения и воспитания, теорией и практикой подготовки военных кадров. Появившись в качестве выражения необходимости в организации обучения и воспитания военнослужащих, военно-педагогическое образование постепенно выделилось в отдельное направление обучения военных кадров. В разные исторические периоды оно не всегда было востребовано на должном уровне, поскольку религиозные, философско-этические и идеологические ориентиры ограничивали его формирование и развитие, приспосабливали к имеющимся социально-политическим и экономическим условиям.

Офицер является не только военным специалистом, но и руководителем, учителем, воспитателем подчиненных. Для него недостаточно обладать лишь теоретическими знаниями, какими бы всесторонними они ни были. Офицер должен сочетать в себе качества и педагога, и психолога, уметь применять свои знания на практике, обучать подчинённых, приходить к правильным выводам, оказывать влияние на нравственно-психологический климат в воинских коллективах. Таким образом, в обороноспособности и боеготовности Российской Федерации большую роль играют знания командирами педагогической сущности, содержания и особенностей организации процесса обучения и воспитания военнослужащих, что помогает им вдумчиво и творчески решать задачи обучения и воспитания подчиненных, структурировать свою деятельность, уверенно достигать поставленных целей [3, а 16].

Субъектами деятельности по формированию психолого-педагогической компетенции курсантов являются, прежде всего, офицеры подразделений, которые, фактически, несут ответственность за их подготовку. Чаще всего, подготовка курсантов напрямую обусловлена личными знаниями офицера, командующего подразделением.

Определённая проблема для офицерского состава, осуществляющего командование курсантскими подразделениями, заключается в выявлении критериев уровней сформиро-ванности психолого-педагогической компетенции у курсантов. Мы полагаем, что необходимо выделить следующие критерии: мотивационный, знаниевый и деятельностный. Мо-тивационный критерий предполагает осознание курсантом потребности в профессиональной педагогической деятельности; значимости воинской направленности деятельности, которая заключается в устойчивом управлении подчиненными, их обучении и воспитании; интересом к самообразованию. Знаниевый критерий подразумевает наличие педагогических знаний сущности, содержания и структуры факторов успешности в деятельности офицера; психолого-педагогических знаний; самооценки уровня собственной подготовленности к педагогической деятельности; знаний о прогнозировании поведения подчиненных. Деятельностный критерий определяет степень овладения будущим офицером педагогическими методами и приемами, педагогическим мастерством; управленческими и организаторскими навыками и умениями; навыками проведения индивидуальной работы с подчиненными, умением понимать подчиненных в разных обстоятельствах и перестраиваться в педагогических воздействиях [4, а 33].

Теоретические исследования по подготовке курсантов, изучение опыта офицеров-командиров прошлых лет, традиций воинских подразделений, специфики обучения в военных вузах составляют основу с учетом педагогической программы, обеспечивающей формирование психолого-педагогической компетенции офицерского состава. Сформирован-ность такой компетенции у будущих офицеров будет способствовать высокому уровню развития взаимоотношений в учебных группах, сплочению курсантов, выработку убеждений по вопросам, касающимся жизнедеятельности воинского коллектива в целом. Эмоциональная устойчивость офицеров, знания в области педагогики и психологии будут

способствовать гибкости в общении с подчиненными, достижению хороших и отличных результатов в учебе и службе, проведению результативной индивидуальной работы с подчиненными, а также позволят избежать самоуверенности в принятии решений, излишней агрессивности при отстаивании собственной точки зрения.

К основным педагогическим условиям, позволяющим эффективно осуществлять формирование психолого-педагогической компетенции у курсантов, можно отнести: организацию офицером диагностики взаимоотношений будущих офицеров и подчиненных (социальная активность, коммуникативный потенциал, организаторские качества); координацию деятельности офицеров и преподавателей в решении сложных учебно-служебных задач; включенность будущих офицеров в деятельность по сплочению коллектива. Важнейшим условием является реализация специальной педагогической программы, включающей лектории, беседы, факультативные занятия по военной педагогике и психологии. Для организации диагностики курсантов целесообразно использовать: анкеты, методики и тесты; экспертную оценку курсовых офицеров; программы для ЭВМ, выявляющие ценностные ориентации личности [5, с. 282].

В рамках педагогической программы целесообразно организовывать социально-психологические тренинги, темы которых будут посвящены проблемам сплоченности коллектива, личностного саморазвития, достижения социально-нравственной зрелости в юношеском возрасте. Курсовые офицеры, оценивая работы курсантов, должны учитывать их индивидуально-психологические особенности и уровень сформированности у них психолого-педагогической компетенции. При проведении офицерами индивидуально-воспитательной работы с курсантами, а также при их аттестации (составлении на них характеристик и т.д.) следует фиксировать не только уровень социальной активности, наличие организаторских и моральных качеств, но и степень сформированности их психолого-педагогической компетенции. Это будет представлять собой своеобразный ориентир для подразделений, в которых будущий офицер будет проходить дальнейшую службу.

Таким образом, особенности деятельности будущего офицера в составе учебной группы военного вуза способствуют усилению потребности в многогранной творческой личности, которая способна быстро реагировать на происходящие изменения, готова принимать участие в инновационных процессах, самореализовываться в различных проблемных ситуациях. Курсанты, обладающие сформировавшейся психолого-педагогической компетентностью, характеризуются самостоятельным переносом ранее обретённых психолого-педагогических познаний, методов, приемов, навыков и умений, способов деятельности в новые учебно-служебные, профессиональные ситуации; у них есть видение актуальной проблемы с различных ролевых позиций и в контексте применяемых педагогических подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 363 с.

2. Бисько, И.А. Развитие теории и практики взаимодействия преподавателей и курсантов как фактор формирования личности будущего офицера в военно-морской школе : дис. ... д-ра пед. наук / Бисько И.А. - СПб., 2004. - 443 с.

3. Волынкина, Н.В. Метод проектов на занятиях по иностранному языку как основа развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза / Н.В. Волынкина, В.А. Авдонина, Д.А. Рыбин // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 4. - С. 16-18.

4. Комиссаров, С.М. Формирование позитивного внутри коллективного взаимодействия курсантов в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук / Комиссаров С.М. - Омск, 2009. - 201 с.

5. Стрельцов, Р.В. Компетентностный подход как основополагающий элемент профессиональной подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий / Р.В. Стрельцов // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур : сборник статей. - Пермь : [б.и.], 2016. - С. 282-284.

REFERENCES

1. Andreeva, G.M. (2016), Social psychology, Aspect Press, Moscow.

2. Bisko I.A. (2004), The development of the theory and practice of interaction between teachers and students as a factor in the formation of the personality of the future officer in a naval school, dissertation, St. Petersburg.

3. Volynkina. N.V. Avdonina, V.A. and Rybin, D.A. (2015), "The method of projects in the classroom in a foreign language as a basis for the development of the intellectual and creative potential of cadets of a military college", New Science: Strategies and Vectors of Development, No. 4, pp. 16-18.

4. Komissarov, S.M. (2009), Formation ofpositive intra-collective interaction of cadets in a military college, dissertation, Omsk.

5. Streltsov, R.V. (2016), "Competence-based approach as a fundamental element of the professional training of officers in the field of information and communication technologies", The current state and ways of development of the system for training security professionals: collection works, Perm, 2016, pp. 282-284.

Контактная информация: dashkin.vadik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2019

УДК 796.062

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ IT-СИСТЕМ

Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Роман Дмитриевич Карпов, бакалавр, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье рассматриваются специфические особенности IT-систем в сфере спорта, их актуальность и необходимость в развитии экономики. Информационные технологии помогут решить проблемы синхронизации информации. В процессе исследования были выявлены положительные результаты информационных технологий в спортивном бизнесе, а именно: увеличение занятости населения, снижение издержек производства и увеличении производительности труда.

Ключевые слова: IT-система, бизнес, спортивная индустрия, менеджмент инфраструктуры, инфраструктура крупных спортивных организаций, информационная экономика.

SPECIFIC FEATURES OF SPORTS IT-SYSTEMS Irina Leonidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Roman Dmitrievich Karpov, the bachelor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The article discusses the specific features of IT-systems in the field of sports, their relevance and the need for economic development. Information technology will help solve information synchronization problems. In the course of the research, positive results of information technologies in the sports business were revealed, namely: increase in employment, decrease in the production costs and increase in the labor productivity.

Keywords: IT-system, business, sports industry, infrastructure management, infrastructure of large sports organizations, information economy.

Целью исследования является определение специфических особенностей IT-систем с целью повышения эффективности деятельности спортивных организаций.

В настоящий момент практически в каждом городе можно найти спортивный клуб, связанный с тем или иным видом спорта, а также в каждой стране имеются спортивные федерации и лиги по видам спорта. Сегодня профессиональный спорт ассоциируется с довольно высокой прибылью, что логично, учитывая растущую популярность многих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.