Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЕЙС / КВЕСТ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменских Надежда Алексеевна

В статье представлены подходы к изменению содержания и методики подготовки будущих учителей и как следствие подчеркнута необходимость формирования у них математической и финансовой компетентности. Для решения указанной проблемы предлагается вариант формирования общепрофессиональной компетенции у студентов направления подготовки «Педагогическое образование» через отработку умений по разработке образовательных программ, отдельных их компонентом для предметной области «Математика» и «Финансы». Предложены конкретные методические подходы к реализации дисциплины «Теория и методика преподавания математики». Разработан кейс «Инновационная программа по математике для 7 класса» с фрагментами программы по алгебре, геометрии, внеурочной деятельности «Математика вокруг нас». Также представлена логика получения методического опыта студентами направления подготовки «Педагогическое образование» по работе над междисциплинарным образовательным квестом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменских Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG FUTURE TEACHERS

The article presents approaches to changing the content and methods of training future teachers and, as a result, emphasizes the need to form their mathematical and financial competence. To solve this problem, a variant of the formation of general professional competence among students of the «Pedagogical Education» training direction is proposed through the development of skills in the development of educational programs, their individual components for the subject area «Mathematics» and «Finance». Specific methodological approaches to the implementation of the discipline «Theory and methodology of teaching mathematics» are proposed. The case «Innovative program in mathematics for the 7th grade» with fragments of the program in algebra, geometry, extracurricular activities «Mathematics around us» has been developed. The logic of obtaining methodological experience by students of the direction of training «Pedagogical education» on work on an interdisciplinary educational quest is also presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

мышц, это их способность и готовность выполнять определенные действия на максимальное количество повторений, на максимальной скорости при минимальной утомляемости и быстром восстановлении [2, 3, 8]. Для этого каждый из перечисленных нами спортсменов выполняет определенные упражнения, культуристы работают с большими весами, чтобы как можно быстрее утомить мышцу и продолжить ее проработку в таком состоянии, тем самым увеличивая их объем; боксеры и борцы редко работают с большими весами, как правило, проработка делается с весом собственного тела и с использованием турников, брусьев и резинок, при этом делая упор на скорость выполнения упражнений, количество повторений. Работы с собственным весом в большинстве случаев хватает для борьбы, так как основным является возможность поднять своего соперника для выполнения броска, а учитывая, что борьба разделена по весовым категориям, то все спортсмены, которые борются между собой примерно одного веса + (-) 5 килограмм, исключением являются борцы абсолютных категорий, где вес уже не ограничен. А для оценки непосредственно силовых показателей как правило используются различные тренажеры: брусья, перекладина, гири, гантели, штанги и многое другое. Здесь, уже наблюдается большая вариативность и все двигательные акты выбирается непосредственно тренером, каждый из которых по своему определяет силу спортсмена и у каждого свои идеалы, к которым нужно стремится его воспитанникам. Но неизменным остается тот факт, что основного внимания заслуживает выносливость мышц спортсмена, так как борцу греко-римского стиля необходимо уметь работать с весом равным ему самому на протяжении 6 минут схватки, при этом постоянно поднимая ее, отрывая от пола, отрывания от себя и умения останавливать и удерживать этот вес на себе. Например, подтягивания на перекладине и отжимания от брусий на максимальное количество повторений являются наиболее распестренными, так как они задействуют все группы мышц туловища, которыми непосредственно ведется удержание своего веса. Приседания также являются базовым, но показательным упражнением, так как непосредственно силой ног ведется отрывания противника от земли, а также умение держаться на ногах, не давая сопернику провести бросок. Можно, конечно, прибегнуть и к использованию иных тренажеров, однако в таком случае необходимо будет варьировать вес на штанге или гантели, потому что не каждому под силу поднять гантель или гирю своего веса руками [4, 6, 7].

Выводы. В заключении отметим, что греко-римская борьба - весьма популярный среди юношеской молодёжи вид спорта, который к тому же имеет огромное воспитательное, оздоровительное и практическое значение. Занятия греко-римской борьбой в полной степени обеспечивают становление значимых двигательных умений и навыков. Однако, изменения в правилах проведения соревнований по греко-римской борьбе обуславливают надобность поиска новых путей подготовки борцов данного стиля, в том числе и за счет увеличения эффективности тренировочного процесса борцов с использованием более активных средств и способов специальной физической подготовки. При этом вопросы развития силы у борцов греко-римского стиля во время тренировочного процесса на протяжении длительного времени остается темой весьма злободневной. Так как силовая подготовка борцов греко-римского стиля, как и любого другого, важная составляющая всех занятий, нужно уделять время не только общим упражнениям, но и специализированным. Выбор их зависит от индивидуальных потребностей и задач. Можно рекомендовать для обще силовой подготовки применить движения, которые нацелены на усиление рук, суставов ног и возможности высокоэффективного и безопасного разгибания тела. Именно на эти группы мышц нацелена самая существенная нагрузка на состязаниях. Желательно уделять им как можно больше внимания. Так будет идти не только рост мышечной массы, но и действительное увеличение мощности [5].

Литература:

1. Акопян, А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах единоборств / А.О. Акопян. - М.: Советский спорт, 2013 - 48 с.

2. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 200 с.

3. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

4. Закарьяев, А.И. Методика развития скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов / А.И. Закарьяев // Спортивная борьба: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. - 2012. - С. 49-54

5. Калмыков, И.Ю. Технология разработки средств стимуляции и оптимизации восстановительных процессов у борцов греко-римского стиля на специально-подготовительном этапе / И.Ю. Калмыков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №9-2 (60). - С. 29-31

6. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. -1996. - №7. - С. 2.

7. Кузнецов, А.С. Построение тренировочного процесса борцов греко-римского стиля с учётом средств восстановления / А.С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. Т. 16. - № 3. - С. 11-19

8. Соколов, В.В. Влияние восстановительных средств на уровень физической подготовленности борцов греко-римского стиля / В.В. Соколов, О.В. Четайкина // В сборнике: Наука и прогресс: время перемен. Сборник научных трудов. Казань. -2021. - С. 107-112

Педагогика

УДК 378.1

кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье представлены подходы к изменению содержания и методики подготовки будущих учителей и как следствие подчеркнута необходимость формирования у них математической и финансовой компетентности. Для решения указанной проблемы предлагается вариант формирования общепрофессиональной компетенции у студентов направления подготовки «Педагогическое образование» через отработку умений по разработке образовательных программ, отдельных их компонентом для предметной области «Математика» и «Финансы». Предложены конкретные методические подходы к реализации дисциплины «Теория и методика преподавания математики». Разработан кейс «Инновационная программа по математике для 7 класса» с фрагментами программы по алгебре, геометрии, внеурочной деятельности «Математика вокруг нас». Также представлена логика получения методического опыта студентами направления подготовки «Педагогическое образование» по работе над междисциплинарным образовательным квестом.

Ключевые слова: педагогическое образование, кейс, квест, функциональная грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность.

Annоtation. The article presents approaches to changing the content and methods of training future teachers and, as a result, emphasizes the need to form their mathematical and financial competence. To solve this problem, a variant of the formation of

general professional competence among students of the «Pedagogical Education» training direction is proposed through the development of skills in the development of educational programs, their individual components for the subject area «Mathematics» and «Finance». Specific methodological approaches to the implementation of the discipline «Theory and methodology of teaching mathematics» are proposed. The case «Innovative program in mathematics for the 7th grade» with fragments of the program in algebra, geometry, extracurricular activities «Mathematics around us» has been developed. The logic of obtaining methodological experience by students of the direction of training «Pedagogical education» on work on an interdisciplinary educational quest is also presented.

Key words: pedagogical education, case study, quest, functional literacy, financial literacy, mathematical literacy.

Введение. Содержание и пространство педагогического образования в России динамично трансформируется под влиянием современных тенденций, возможностей, внутренних ресурсов, а также стратегических факторов внешней среды. Подчеркнем, что в настоящее время произошла переориентация в подготовке будущего учителя. В спектре формируемых у него компетенций первостепенное место занимает функциональная грамотность (далее- ФГ). Под данным видом грамотности будем понимать совокупность знаний и навыков, которые будут необходимы для оптимального участия человека в культурно-общественной, социально-экономической жизнедеятельности общества, а также для собственного личностного развития [1]. В декомпозиции ФГ мы увидим математическую, читательскую и естественно-научную грамотность. Отметим, что финансовая грамотность, 4К сегодня также являются объектами пристального внимания педагогического сообщества.

Цель статьи: представить методические подходы к формированию ФГ у будущих учителей.

Задачи статьи:

• актуализировать необходимость формирования общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Педагогическое образование»;

• предложить методические подходы к реализации дисциплины «Теория и методика преподавания математики»;

• представить кейс «Инновационная программа по математике для 7 класса» с фрагментами программы по алгебре, геометрии, внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»;

• рассмотреть логику получения методического опыта студентами направления подготовки «Педагогическое образование» по работе над междисциплинарным образовательным квестом.

Изложение основного материала статьи. Актуальность обращения к теме ФГ связана со статистическими данными итогов международного тестирования PISA-2018. Проведенный анализ результатов данного исследования, и в след за этим разработка, адаптация и внедрение соответствующих успешных практик в образовательный процесс направлены на повышение математической и финансовой компетентности учащихся 7-9 классов за счет изменения содержания и методики обучения, что безусловно требует изменение подходов в подготовке будущих учителей.

Нормативно-правовая база, регулирующая образовательный процесс во многих странах, например, стандарты, подчеркивает необходимость связи школьной математики с жизненными кейсами. В России также был сделан акцент на необходимость формирования у обучающихся умений по применению разнообразных знаний в обыденной жизни. Так, в ФГОС ООО 2010 г. четко определены позиции-требования к освоению обучающимися программы школьного курса математики: «Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить осознание значения математики и информатики в повседневной жизни».

Отметим, что определяемые стандартом требования к предметным результатам изучения математики, например, такие как: исследование построенных моделей с использованием языка алгебры, умение применять изученные методы для решения задач из смежных дисциплин [5] и другие, не могут дать достаточно четкого представления о том, как именно педагог должен разрабатывать и выстраивать свой курс, чтобы у обучающихся сформировались компетенции по применению математических знаний в обыденной жизни. Затрагивая еще один вид функциональной грамотности-финансовую, подчеркнем, что кроме внедрения в образовательный процесс компетенций, направленных на применение в разных жизненных ситуациях конкретных финансовых инструментов, важна также методическая подготовка учителей, умеющих формировать финансовую грамотность у обучающихся.

Одним из путей решения данной комплексной проблемы является новый формат формирования общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Студенты должны владеть компетенциями по методической разработке структурных элементов образовательных программ для таких областей как «Математика» и «Финансы».

Представленная автором ниже методическая разработка имеет тесную связь с реализацией учебного плана для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с одним профилем подготовки «Математика». Будут предложены конкретные практикоориентированные задания для достижения результатов обучения, которые связаны с дисциплиной «Теория и методика преподавания математики». Данная дисциплина привязана к компетенции ОПК-2. На рисунке 1 представлена схема формирования данной компетенции ОПК-2, которая содержит выборку индикаторов достижения общепрофессиональной компетенции в соответствии с «Ядром высшего педагогического образования» [4].

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ)

ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов

Рисунок 1. Схема формирования компетенции ОПК-2

Одним из средств для достижения указанных на схеме образовательных результатов является кейс, который предлагается студентам для анализа. Кейс разработан на кафедре математики и экономики и реализован в школе-партнере [3].

Кейс. В МОУ СОШ №12 для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия С.М. Никольского, которая охватывает 5 лет обучения.

«Инновационная программа по математике для 7 класса» составлена на основе ФГОС нового поколения, учебного плана МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов на 2019-2020 учебный.

При проведении уроков части «Алгебра» и «Геометрия» используется учебно-методическое пособие по формированию математической компетентности учащихся 7-8 классов «Жизнь как математический сюжет», авторов-разработчиков университета: Сачкова Е.Н., Бухаренкова О.Ю., Каменских Н.А., Мишина О.С., Пшеницына Н.С., Серов А.С.

В разработанную программу включены эффективные элементы, с помощью которых происходит развитие метапредметных универсальных учебных действий обучающихся.

Данная программа:

• носит метапредметный подход;

• носит системный характер и реализуется совместно с программой по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»;

• включает такие педагогические технологии, как: обучение в малых группах, элементы смешанного обучения, технику «перевернутый класс», геймификацию, BYOD (технология использования мобильных приложений при обучении);

• основана на компетенциях 4К: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность;

• содержит математические задания, которые ориентированы на реальные потребности, соответствующие возрасту обучающихся и связаны с опытом жизни учеников и их родителей;

• нацелена на активное включение родителей в части внеурочной деятельности «Семейная математика»;

• предполагает психологическое сопровождение обучающихся;

• реализует систему внутренних и внешних связей («младший класс-старший класс», «школа-предприятие», «школа-вуз», «студент-ученик», «школа-семья»);

• предполагает использование многофункциональной модульной аудитории ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» для реализации элементов phenomenon-based learning.

Практическая значимость программы заключается в том, что ее реализация будет способствовать развитию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся, проектных компетенций обучающихся, развитию математической грамотности, которая необходима для решения практических задач семьи, производства, бизнеса и др.

Целью программы является формирование математической грамотности через понимание идей и методов математики, которые могут быть применимы в повседневной жизни; повышение уровня достижения метапредметных результатов, оцениваемых региональной диагностической работой; формирование навыков по разработке проектов и развитие креативности и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, в т.ч. умений работать в команде.

Фрагмент содержания и общая характеристика программы представлена в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1

Фрагмент. Содержание и общая характеристика программы. Алгебра

Тема Содержание Примеры заданий и формы организации урока, соответствующие финской системе образования

Действительные числа Разработано на основе примерной программы • Математические путешествия по странам мира с использованием знаний о числе. • Расчет семейного бюджета. • Решение заданий из сборника «Жизнь как математический сюжет: учебно-методическое пособие по формированию математической компетентности учащихся 7-8 классов».

Таблица 2

Фрагмент. Содержание и общая характеристика программы. Геометрия

Тема Содержание Примеры заданий и формы организации урока, соответствующие финской системе образования

Начальные геометрические сведения Разработано на основе примерной программы. • «Юный строитель» (вычисление измерений класса, школы, дома, клеим обои, стелим ламинат и др.). • Определение времени по солнечным часам (занятия на природе, измерение углов). • Решение заданий из сборника «Жизнь как математический сюжет: учебно-методическое пособие по формированию математической компетентности учащихся 7-8 классов».

Таблица 3

Фрагмент. Содержание и общая характеристика программы. Внеурочная деятельность

«Математика вокруг нас»

Тема Содержание Примеры заданий и формы организации урока, соответствующие финской системе образования

Семейная математика 1. Расчет доходов и расходов семьи. 2. Составление семейного бюджета. 3. Оплата счетов. Способы оплаты счетов. 4. Выбор оптимального тарифного плана. 5. Ремонт моей комнаты. 6. Семейное путешествие. Сколько нужно откладывать каждый месяц? 7. Наши секреты экономии. 8. Тайм-менеджмент: учимся планировать время всей семьи. • Семейный бюджет за чашкой чая. • Совместные уроки с родителями и родственниками. • Измерение пространства комнаты, класса. • Работа с реальными бумажными и электронными счетами. • Тренинг по тайм-менеджменту. • Квест «Математическое путешествие по России» [6].

Задания к кейсу. 1.Проведя анализ фрагмента программы, укажите какие метапредметные универсальные учебные действия могут быть сформированы у обучающихся? 2. Предложите конкретное задание, которое позволило бы использовать технологию BYOD (технология использования мобильных приложений при обучении) на уроке математики в рамках программы.Разработайте задания с использованием знаний о числе на тему «Математические путешествия по странам мира».

Отметим, что в представленном кейсе, а именно в содержании программы по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» прослеживается интеграция с «Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых», утвержденной Министерством финансов России и Банком России [7].

Опишем практический опыт студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математика» по работе над междисциплинарным образовательным квестом. Сюжетной линией для квеста послужила ситуация [2] (рис. 2), которую надо было решить, ответив на вопросы и выполнив задания, которые демонстрируют применимость знаний на практике. Содержание сюжета квеста также было определено междисциплинарным подходом, интересами обучающихся, актуализацией знаний по истории 8 класса, ориентировано на возможность творчески осваивать новый опыт.

Чтение положения 19 февраля 1861 годя. Г.Г. Мясоедов

Ситуация. Покровский уезд Владимирской губернии. «Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в которых излагались основные условия отмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», т. е. усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел, включавший в себя пахотные, пастбищные и сенокосные земли. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Вопрос. Как крестьянин мог бы использовать землю?

Рисунок 2. Сюжетная линия квеста

В заданной рамке к квесту была выбрана конкретная предметная область по финансовой грамотности -предпринимательство из «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых». В качестве образовательных предметных результатов заданы:

- иметь представление об условиях развития бизнеса;

- иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли.

Дополнительными условиями стала актуализация знаний по обществознанию за 8 класс по вопросам предпринимательства, понятийному аппарату (доход, издержки, роль государства в экономике), также по математике на тему «Перевод величин из одних единиц измерения в другие».

В процессе разработки квеста студенты реализовали следующие шаги:

- подобрали вариант бизнес-модели;

- адаптировали бизнес-модель для школьников (ценностное предложение, целевая аудитория, доходы, расходы, возможности, риски);

- разработали дополнительное задание (измерение и перевод пяди, косой сажени, перевод десятин в сотки (душевой надел 4 1/2 десятин));

- разработали раздаточный материал и маршрутный лист (модель в виде чемодана делового человека, карточки, содержащие факторы для бизнес-модели (Пример. Налог на десятину, торфяные машины, болотистая местность, взносы в городскую управу, купцы и пр.)).

Перед участниками квеста стояла задача проанализировать и распределить карточки-факторы по элементам бизнес-модели для производственного предприятия (ткацкой фабрики, торфоперерабатывающего предприятия), предприятия сферы сельского хозяйства (животноводство, растениеводство), предприятия сферы услуг (доходный дом, питейное заведение).

Выводы. Итак, в статье актуализирована необходимость нового подхода по формированию общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Сделаны предложения к реализации дисциплины «Теория и методика преподавания математики». Автором представлены практикоориентированные задания на формирование функциональной грамотности - исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации из реальной жизни требует привлечения самых разных знаний и умений. Представлен кейс «Инновационная программа по математике для 7 класса» с фрагментами программы по алгебре, геометрии, внеурочной деятельности «Математика вокруг нас», также описана логика получения методического опыта студентами по работе над междисциплинарным образовательным квестом.

Литература:

1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.

2. Зайончковский, П.А. Отмена крепостного права в России / П.А. Зайончковский. - М., 1968. - 293 с.

3. Каменских, Н.А. Феномен финского образования: лучшие практики для программы по математике 7 класса / Н.А. Каменских, С.А. Рогова // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: материалы IX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.А. Каменских. -Орехово-Зуево, 2021. - С. 96-102

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 23.11.2021 г. № АЗ-935/08 «О проекте основных требований к подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию «Ядро высшего педагогического образования». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2022).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1l0255/(дата обращения: 03.09.2022).

6. Сачкова, Е.Н. Пшеницына Н.С. Практикоориентированные математические задания: методические подходы и опыт внедрения / Е.Н. Сачкова, Н.А. Каменских, Н.С. Пшеницына // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 198-204

7. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=69544sistema_ramka_finansovoi_kompetentnosti_dlya_uchashchikhsya_shkolnogo_vozras ta(дата обращения: 10.09.2022).

Педагогика

УДК 378.14.015.62:376.112.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования Капустина Наталья Геннадьевна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет» (г. Сургут); старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования Багнетова Екатерина Михайловна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет» (г. Сургут)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. В данной статье представлены результаты изучения представлений о ребенке с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) у студентов-дефектологов разных курсов. Авторы исходят из предположения, что образ ребенка с ОВЗ является одним из системообразующих факторов необходимых и целесообразных трансформаций технологий профессионального образования студентов-дефектологов. Целью исследования стало выявление особенностей изменения образа ребенка с ОВЗ у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», в процессе обучения в ВУЗе. В исследовании приняли участие студенты с 1 по 4 курс. Всего 98 человек. В результате обработки и интерпретации полученных данных были сделаны выводы о том, что у студентов-первокурсников образ ребенка с ОВЗ носит диффузно-фантазийный характер. Под влиянием обучения этот образ изменяется: уточняется и дополняется, приближается к реальным характеристикам. Вместе с тем установлено изменение в когнитивной составляющей образа при минимальных изменениях в эмоционально-рефлексивной, базовой составляющей отношения человека. Сделанные выводы позволили авторам статьи сформулировать предположение о недостаточной обращенности к эмоциональной сфере студентов в учебном процессе, преодолеть которую позволит разработка и апробация соответствующей технологии.

Ключевые слова: образ, образ ребенка с ОВЗ, студенты-дефектологи, представления, формирование образа, эмоционально-рефлексивный компонент образа, технология профессионального образования, системообразующий компонент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. This article presents the results of the study of ideas about a child with disabilities (HA) among students of speech pathologists of different courses. The authors proceed from the assumption that the image of a child with disabilities is one of the system-forming factors of necessary and expedient transformations of technologies of professional education of students-defectologists. The purpose of the study was to identify the features of changing the image of a child with disabilities among students studying in the training direction 44.03.03 "Special (defectological) education" in the process of studying at a university. The study involved students from 1st to 4th year. There are 98 people in total. As a result of processing and interpretation of the data obtained, conclusions were drawn that the first-year students have a diffuse-fantasy image of a child with disabilities. Under the influence of training, this image changes: it is refined and supplemented, it approaches real characteristics. At the same time, a change in the cognitive component of the image has been established with minimal changes in the emotional-reflexive, basic component of a person's attitude. The conclusions made allowed the authors of the article to formulate an assumption about the insufficient appeal to the emotional sphere of students in the educational process, which will be overcome by the development and testing of the appropriate technology.

Key words: image, image of a child with disabilities, students-defectologists, representations, image formation, emotionalreflexive component of the image, technology of vocational education, system-forming component.

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения научно обоснованных трансформаций в подготовке к будущей профессиональной деятельности студентов-дефектологов. Методологические основания деятельностного подхода в русле которого осуществляется проводимое исследование, свидетельствуют о том, что основным компонентом, определяющим качество и успешность любой деятельности, является ее ориентировочный компонент. В свою очередь его ядро - образ ребенка с ОВЗ у обучающихся. Проблемы формирования образа принадлежат к числу фундаментальных, поскольку именно они отражают восприятие человеком окружающей реальности и формируют содержательное наполнение психической деятельности субъектов познания. Понятие образа складывается не только на основе знаний о природе человека, но и исходя из его знаний об его особенностях развития, ценностно-смысловых категориях, возможностях и способностях. [1, 2, 3, 6, 8 и др.].

Данные об изучении образа обучающихся с нормотипичным развитием в сознании будущих и работающих педагогов представлены в работах В.Л. Ситникова [8], Е.Ю. Протасовой [6] и др. Проводятся аналогичные исследования и в коррекционной педагогике. Так, например, И.Н. Нурлигаянов показывает общие и специфические черты представлений о людях с ОВЗ у дефектологов и «обывателей» [4, 5]. Во всех упомянутых трудах подчеркивается системообразующий характер образа субъекта профессионального взаимодействия. Необходимость и важность его изучения не подвергается сомнению. Вместе с тем, особенности образа ребенка с ОВЗ у будущих дефектологов на текущий момент изучены недостаточно полно. Это значительно осложняет понимание того, что и как следует изменить в подготовке дефектологов на уровне вузовского образования для обеспечения качества их подготовленности к будущей профессиональной деятельности.

Отражение в сознании студентов представлений о ребенке с ОВЗ могут содержать не только существенные характерные черты, но и поверхностные, несущественные, ситуационные характеристики личности ребенка с ОВЗ. Вместе с тем на основании образа ребенка начинающий специалист выстраивает свое взаимодействие с ним, разрабатывает направления коррекционной деятельности, на его основе у будущего дефектолога возникает и отношение к ребенку с ОВЗ. Последнее важно особенно, т.к. не всегда осознаваемое самим начинающим профессионалом, оно, тем не менее, определяет успешность или не успешность всей коррекционно-развивающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.