Научная статья на тему 'Об особенностях проектирования примерных основных образовательных программ по ФГОС 3++'

Об особенностях проектирования примерных основных образовательных программ по ФГОС 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
44.03.05 "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)" / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / 44.03.05 "PEDAGOGICAL EDUCATION (WITH TWO TRAINING PROFILES)" / AN APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / MODULE / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьяных Елена Георгиевна

Рассматривается опыт физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по разработке примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в контексте требований ФГОС ВО 3++. Представлены примерные основные образовательные программы, особенности их проектирования и реализации. Программы имеют модульную структуру. Описаны дидактические особенности модулей. Основной акцент сделан на особенности конструирования методического и предметно-содержательного модуля по профилям. Материалы статьи могут быть использованы при разработке основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по стандартам ФГОС ВО 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьяных Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PECULIARITIES OF DESIGNING APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS ACCORDING TO FSES HE 3++

The experience of the Faculty of Physics and Mathematics of Tomsk State Pedagogical University on the development of exemplary basic educational programs in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ is considered. Presents exemplary basic educational programs, features of their design and implementation. Within the framework of the program, the obligatory part and the part formed by the participants of educational relations are distinguished. Programs have modular structure. The didactic features of the modules are described. The main emphasis is placed on the design features of the methodological and subject module on profiles. These modules make a great contribution to the formation of professional competencies. The methodical module contains not only disciplines, but also practices, training and production practices. The main task of the subject module is to provide high-quality substantive training in the field of mathematics, physics, and computer science, corresponding to the modern level of science. The materials of the article can be used in the development of basic educational programs in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) according to the standards of the Federal State Educational Standart of Higher Education 3++.

Текст научной работы на тему «Об особенностях проектирования примерных основных образовательных программ по ФГОС 3++»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

йО! 10.23951/2307-6127-2019-3-9-19

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОС 3++

Е. Г. Пьяных

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается опыт физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по разработке примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в контексте требований ФГОС ВО 3++. Представлены примерные основные образовательные программы, особенности их проектирования и реализации. Программы имеют модульную структуру. Описаны дидактические особенности модулей. Основной акцент сделан на особенности конструирования методического и предметно-содержательного модуля по профилям. Материалы статьи могут быть использованы при разработке основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по стандартам ФГОС ВО 3++.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», примерная основная образовательная программа, профессиональный стандарт педагога, модуль, профессиональные компетенции.

Педагогическое образование России находится в ситуации постоянных реформирований. Очередные изменения связаны с вступлением в силу ФГОС ВО 3++. Это ставит перед вузами задачу не просто обновления, а проектирования и разработки новых основных образовательных программ. Однако разработка образовательных программ в соответствии с новым ФГОС имеет ряд отличительных особенностей, поскольку ФГОС ВО 3++ вводит новые понятия - «универсальные компетенции», «обобщенная трудовая функция», «примерная основная образовательная программа» и др. [1]. При этом сам ФГОС ВО 3++ неразрывно связан с профессиональным стандартом, что накладывает дополнительные требования к разработке образовательной программы.

Для начала следует определиться с понятием «примерная основная образовательная программа». Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации», примерная основная образовательная программа (ПООП) - «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные

условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» [2].

Представленная авторами примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень „бакалавриат")» направленности (профили) «Математика и информатика», направленности (профили) «Математика и физика» разработана научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) и, в частности, научно-педагогическим сообществом физико-математического факультета. ПООП является комплексным методическим документом, рекомендованным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по соответствующему направлению подготовки, профилю и уровню высшего образования. Примерная основная образовательная программа предназначена для разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ на основе соответствующего ФГОС ВО 3++ и с учетом профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью выпускников.

Согласно действующим нормативно-правовым документам, ПООП прошла в установленном порядке экспертизу, одобрена ФУМО по УГСН «Образование и педагогические науки», размещена в Реестре ПООП, являющемся государственным информационным ресурсом [3].

Представленная ПООП ориентирована на профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный номер 30550), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный номер 36091) и от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный номер 43326) [4].

Тип задач профессиональной деятельности выпускников определен как педагогический. Сформулированы следующие задачи профессиональной деятельности: проектирование образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования; реализация образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.

Сформулирован перечень профессиональных компетенций (ПК) для подготовки бакалавров педагогического образования:

- ПК-1: способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности;

- ПК-2: может конструировать содержание образования в предметной области в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- ПК-3: умеет осуществлять обучение учебному предмету, включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий;

- ПК-4: готов обеспечить педагогическое сопровождение достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ОВЗ;

- ПК-5: способен обеспечить создание инклюзивной образовательной среды, реализующей развивающий и воспитательный потенциал учебного предмета, разрабатывать индивидуально ориентированные коррекционные направления учебной работы [5].

«Методологи инновационных преобразований в системе педагогического образования в контексте требований ФГОС ВО 3++ (Н. О. Верещагина, Е. И. Казакова, Е. В. Караваева, С. А. Пилипенко и др.) нацеливают научно-педагогическое сообщество российских вузов на построение современных ООП педагогического образования посредством использования модульного подхода» [6]. Поэтому отличительной особенностью новой образовательной программы является ее модульная структура. Будем понимать модуль так, как это уже сложилось в научно-педагогическом сообществе ТГПУ Для нас это «структурный элемент основной образовательной программы, обеспечивающий формирование группы компетенций, объединенных по какому-либо общему основанию (смыслу). Модуль представляет собой самостоятельную завершенную единицу содержания образования в структуре ООП» [6].

Далее рассмотрим модули примерной основной образовательной программы. Содержание и особенности реализации некоторых модулей подробно описываются в работе Л. Г. Смышляевой, М. П. Войтеховской, Д. М. Матвеева [6]. Поэтому по ряду модулей ограничимся лишь коротким описанием.

Психолого-педагогический модуль является комплексным модулем. Рекомендуемая общая трудоемкость модуля 32 з.е. В состав модуля входят дисциплины: введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры, психология, педагогика, технологии инклюзивного образования, основы вожатской деятельности. Модуль направлен на формирование следующих компетенций: УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5.

Структура модуля включает две практики - учебную ознакомительную практику (психолого-педагогическая), производственную педагогическую практику (летняя вожатская).

Учебно-исследовательский модуль. Общая рекомендуемая трудоемкость модуля 17 з.е. Дисциплины модуля: основы проектной деятельности. Модуль участвует в формировании всех общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также компетенций УК-1, УК-2. Основной акцент в модуле сделан на учебную практику - научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) и производственную практику. Тип производственной практики в учебно-исследовательском модуле - научно-исследовательская работа, которая нацелена на обобщение и систематизацию материалов выпускной квалификационной работы бакалавра как проектно-ис-следовательской педагогической разработки.

Мировоззренческий модуль. Изучение дисциплин модуля (истории (история России, всеобщая история), философии, культурологии, основ права) является широко распространенным в мировой практике способом формирования самосознания высококвалифицированных профессионалов в области образования. Общая трудоемкость модуля 14 з.е. Содержание модуля формирует следующие компетенции: УК-2, УК-5, ОПК-1.

Коммуникативный модуль. Общая рекомендуемая трудоемкость модуля 11 з.е. В состав модуля входят дисциплины: русский язык и культура речи, иностранный язык, информатика и информационно-коммуникационные технологии, основы финансовой грамотности. Модуль формирует универсальные компетенции: УК-1, УК-2, УК-4; общепрофессиональные компетенции: ОПК-1, ОПК-2.

Здоровьесберегающий модуль. Общая трудоемкость модуля 6 з.е. Изучение дисциплин модуля (физкультура и спорт, возрастная анатомия, физиология и гигиена, безопасность жизнедеятельности, элективный курс по физической культуре и спорту) является

способом формирования понимания закономерностей физического функционирования организма человека на разных возрастных этапах его жизни, принятия ценностей и норм здо-ровьесберегающего поведения у профессионалов в области образования. Модуль формирует компетенции: УК-7, УК-8, ОПК-3, ОПК-8.

Рассмотрим следующие модули более подробно. Методический модуль включает дисциплины: методика обучения математике, методика обучения информатике; методика обучения физике (в зависимости от профилей обучения), информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общая рекомендуемая трудоемкость модуля 27 з.е.

Содержание модуля направлено на изучение вопросов законодательства Российской Федерации в области образования, локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; требований ФГОС основного и среднего общего образования в части предметных областей «Математика», «Информатика», «Физика» (в зависимости от профилей); изучается содержание примерных (типовых) программ, учебных пособий; требования профессиональных стандартов и иных нормативных актов; методологические основы проектирования и разработки учебных программ, учебно-методического обеспечения и оценочных средств; современные образовательные технологии, теоретические основы и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности; возрастные и психофизические особенности развития обучающегося, в том числе одаренных, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями здоровья; требования к дидактическому оформлению учебных кабинетов; требования охраны труда при проведении учебных занятий и внеучебных мероприятий; меры ответственности за жизнь и здоровье обучающихся; способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Задача модуля - способствовать формированию профессиональной компетенции учителя по анализу примерных типовых программ, оценке и выбору учебников, учебных и учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов и иных материалов; разработке и обновлению рабочих программ, оценочных средств по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика» с учетом требований ФГОС, науки и техники, требований рынка труда, возрастных, индивидуальных и образовательных потребностей обучающихся; формированию тем проектных, исследовательских работ обучающихся; использованию педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов организации учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики учебных предметов.

Содержание дисциплин модуля обеспечивает овладение обучающимися методиками анализа образовательных потребностей обучающихся в личностных, предметных и мета-предметных результатах обучения; методами анализа нормативно-правовой документации; приемами составления и оформления рабочих программ, оценочных средств и учебно-методической документации по учебным предметам; методами организации и проведения учебных и внеучебных занятий в рамках предметной области; консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения; способами осуществления текущего контроля, оценки динамики подготовленности и мотивации на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся; приемами организационно-педагогической поддержки обучающихся и индивидуально-личностного развития. Обучающиеся овладевают методами и технологиями использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя.

Содержание модуля способствует формированию всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В ходе освоения модуля рекомендуется применять исследовательские и проектные методы обучения с использованием проблемного, личностно ориентированного, проектного обучения, а также интерактивных и компьютерных технологий. Задания для аудиторной и самостоятельной работы должны предусматривать решение практико-ориентированных, ситуационных задач.

Структура модуля включает практики: учебную технологическую практику (по методике обучения по профилю «Математика», профилю «Информатика», профилю «Физика» (в зависимости от профилей подготовки)), производственную педагогическую практику.

Учебная технологическая практика направлена на последовательное формирование у обучающихся знаний и умений по теории и методике обучения математике, информатике, физике. Содержание практики направлено на развитие у обучающихся практических знаний и умений по методике обучения математике, информатике, физике. Важной задачей практики является развитие у обучающихся интереса к профессии учителя. Учебная технологическая практика реализуется на четвертом курсе (восьмой семестр), продолжительность практики 2 недели. Рекомендуется использовать рассредоточенную форму учебной технологической практики. Это позволяет организовывать практику на базе образовательных учреждений общего образования и проводить раз в неделю в режиме «школьного дня». Распределение двухнедельной практики на весь семестр способствует лучшему усвоению полученных знаний и опыта.

Программа практики состоит из нескольких взаимосвязанных тематических разделов, каждый из которых задает траекторию деятельности обучающегося в период практики, и предусматривает три этапа. На организационно-подготовительном этапе проводится установочная конференция, обучающиеся знакомятся со структурой и содержанием практики, требованиями к отчетной документации. Также определяются индивидуальные задания по практике, проводится инструктаж по технике безопасности. Основной этап предполагает выполнение заданий, связанных с анализом методической документации, обеспечивающей организацию образовательного процесса, а также освоение приемов планирования образовательного процесса и применение различных методов обучения и образовательных технологий на уроках математики, физики и информатики (в зависимости от профилей подготовки). Итоговый этап практики предполагает рефлексию и подготовку отчета по практике. Результаты практики публично защищаются на итоговой конференции.

Производственная педагогическая практика реализуется на пятом курсе в девятом семестре. Продолжительность практики 8 недель. Эта производственная практика, по сути, является квинтэссенцией всего процесса обучения. В ходе проведения уроков и внеклассных занятий по предмету обучающиеся приобретают первый серьезный педагогический опыт. Кроме того, деятельность обучающихся в рамках производственной педагогической практики направлена на знакомство с основными функциями учителя математики, физики, информатики: информационной, организационной, проектной, конструктивной, коммуникативной, коррекционно-развивающей. Производственная педагогическая практика ориентирована на подготовку обучающихся к проектированию и реализации образовательного процесса по математике, физике и информатике в образовательном учреждении общего образования. Выполнение программы практики предполагает составление тематического и поурочного планирования, отбор содержания, методов, средств обучения и образовательных технологий, направленных на достижение личностных, предметных и мета-предметных результатов обучения и др.

Содержание производственной педагогической практики включает задания, способствующие установлению социального взаимодействия в студенческом коллективе (диспуты,

коллективный анализ педагогической деятельности, обсуждение и критическая оценка педагогических задач и ситуаций и др.). Задания, предлагаемые для выполнения в реальных условиях образовательных учреждений, содействуют формированию у обучающихся соответствующих компетенций.

Производственная педагогическая практика организовывается преимущественно на базе образовательных учреждений общего образования.

Предусмотрено три этапа выполнения данной практики. На организационно-подготовительном этапе проводится установочная конференция, обучающиеся знакомятся со структурой и содержанием практики, требованиями к отчетной документации. Также определяются индивидуальные задания по практике, проводится инструктаж по технике безопасности. Основной этап предполагает выполнение общего и индивидуального заданий. Общее задание направлено на разработку планов-конспектов (технологических карт), проведение и анализ обязательных еженедельных учебных занятий по предметам из каждого профиля подготовки (количество занятий определяется утвержденным календарно-темати-ческим планом для конкретного класса). Также задание включает организацию, проведение и анализ одного внеурочного образовательного мероприятия. Индивидуальное задание разрабатывается выпускающей кафедрой и руководителем практики. Возможно выполнение индивидуального исследовательского задания в рамках темы выпускной квалификационной работы (тексты статей, анкетирование, тестирование, проведение диагностики, разработка и проведение олимпиад, конференций, проектов и др.). Возможно предложение индивидуального задания от руководителя с места прохождения практики. На итоговом этапе оформляется отчет о проделанной работе. Результаты практики публично защищаются на итоговой конференции.

Форма промежуточной аттестации по методическому модулю - экзамен.

Форма проведения экзамена может быть различной. Экзамен может носить междисциплинарный характер, проводиться по итогам производственной педагогической практики и учитывать результаты освоения дисциплин «Методика обучения математике», «Методика обучения физике», «Методика обучения информатике», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Другой вариант экзамена - проведение обучающимися пробных демонстрационных уроков с их представлением экспертному сообществу, в состав которого входят преподаватели вуза и представители работодателей - независимые эксперты.

По своей сути это демонстрационный экзамен, который предполагает оценку компетенций путем наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к реальной трудовой деятельности. Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании, но чаще имели место в системе среднего профессионального образования (СПО), это квалификационный экзамен по завершении программы профессионального обучения или промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО. Начиная с 2017 г. демонстрационный экзамен в системе СПО преимущественно проводится по стандартам WorldSkills. Многие исследователи полагают, что перспектива подготовки педагогических кадров в системе высшего образования также ориентирована на стандарты WorldSkills. На взгляд авторов, здесь не должно быть прямого копирования, однако модель оценки компетенций по стандартам WorldSkills может быть применена и в системе высшего образования. Например, при оценке сформированности профессиональных компетенций через демонстрационный экзамен по итогам производственной педагогической практики.

Одна из важных составляющих подготовки бакалавра - его предметная подготовка. В настоящее время наблюдается снижение уровня физико-математического образования в России, о чем говорят многие исследователи и практики (Е. П. Богомолова, В. А. Далингер, О. А. Саввина, А. Г. Мордкович, Н. В. Харина и др.) [7-9]. Необходима фундаментальная физико-математическая подготовка учителя, обеспечивающая ему действенные предметные знания в пределах, далеко выходящих за рамки школьного курса, и формирование профессиональных компетенций [10].

Поэтому в ходе разработки примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень „бакалавриат")» направленности (профили) «Математика и информатика», направленности (профили) «Математика и физика» особое внимание уделялось предметно-содержательному модулю. Основная задача модуля - обеспечить качественную предметную подготовку в области математики, физики, информатики, соответствующую современному уровню развития науки.

Предметно-содержательный модуль ориентирован на формирование базовых знаний в предметных областях «математика», «физика», «информатика» и включает дисциплины, составляющие основу классического высшего образования в области математики, физики, информатики.

Изучение модуля направлено на формирование следующих компетенций: УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2.

Рекомендуемый перечень предметных дисциплин для профилей «Математика и физика»: математический анализ, элементарная математика, алгебра, геометрия, дифференциальные уравнения, теория функций комплексной переменной, теория вероятностей и математическая статистика, математическая логика, естественно-научная картина мира, элементарная физика, общая физика, теоретическая физика, астрономия.

Рекомендуемый перечень предметных дисциплин для профилей «Математика и информатика»: программное обеспечение ЭВМ, элементарная математика, алгебра, геометрия, математический анализ, программирование, дискретная математика, дифференциальные уравнения, архитектура компьютера, практикум по решению предметных задач по информатике, теория функций комплексной переменной, модели данных в информационных системах, теоретические основы прикладной математики и информатики, теория вероятностей и математическая статистика, исследование операций, математическая логика, решение предметных задач с применением информационных технологий, основы микроэлектроники, естественно-научная картина мира, инфокоммуникационные системы и сети.

В структуру модуля входит учебная практика по профилям. Продолжительность практики 4 недели. Реализуется на первом курсе (второй семестр).

Учебная практика по типу является ознакомительной и организуется на базе образовательной организации. В ходе практики целесообразно посещение образовательных учреждений общего образования. Основным видом деятельности обучающихся является анализ особенностей профессиональной деятельности учителя математики, физики и информатики, в ходе которого развиваются универсальные и профессиональные компетенции. Знакомство с профессионально-педагогической средой способствует развитию у будущих педагогов личностных и профессиональных качеств, необходимых в трудовой деятельности и коммуникации, а также стимулирует развитие профессионально-педагогической мотивации.

На организационно-подготовительном этапе проводится установочная конференция. Обучающимся разъясняются основные цели и задачи практики, обучающиеся знакомятся со структурой и содержанием практики, требованиями к отчетной документации. Также на

организационно-подготовительном этапе согласовывается индивидуальное задание и проводится инструктаж по технике безопасности. На основном этапе выполняются задания, включающие анализ особенностей профессиональной деятельности учителя математики, физики, информатики (в зависимости от профилей), анализ научно-методических (научно-педагогических) направлений деятельности образовательных учреждений (подразделений, отделов). Обучающиеся изучают нормативную документацию. Также предусмотрена организация и проведение мастер-класса. Индивидуальное задание разрабатывается с учетом специфики профилей и может включать написание рефератов, статей, эссе. На итоговом этапе результаты проделанной работы оформляются в форме отчета. Проводится итоговая конференция, обеспечивающая публичную защиту результатов практики.

Форма промежуточной аттестации по модулю - экзамен. Промежуточная аттестация может осуществляться в форме промежуточной аттестации по отдельным дисциплинам, входящим в модуль, или по результатам междисциплинарного экзамена. Междисциплинарный экзамен может быть:

- в форме итогового тестирования (в формате ЕГЭ для школьников), охватывающего все дисциплины, входящие в модуль;

- в форме двух междисциплинарных экзаменов (тестирования) по предметной области «Математика и информатика» либо «Математика и физика».

В рамках программы бакалавриата выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В примерных основных образовательных программах по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень „бакалавриат")» направленности (профили) «Математика и информатика», направленности (профили) «Математика и физика» в часть, формируемую участниками образовательных отношений, предлагается включить модули (в зависимости от профилей), связанные с основами предметных знаний по профилям. В частности, нами предлагается три таких модуля: «Основы предметных знаний по профилю „Математика"», «Основы предметных знаний по профилю „Физика"», «Основы предметных знаний по профилю „Информатика"».

Модули содержат дисциплины по выбору, углубляющие и расширяющие базовые знания по предметам обязательной части, а также дисциплины, связанные с региональными особенностями профессиональной деятельности и особенностями научных исследований образовательной организации.

Набор дисциплин по выбору образовательная организация определяет самостоятельно. На взгляд авторов, есть ряд направлений в подготовке учителя математики, физики, информатики, которые необходимо поддержать курсами по выбору.

Так, целесообразно в число дисциплин по выбору включить дисциплины, направленные на освоение способов организации внеурочной деятельности по предметам; дисциплины, связанные с олимпиадной подготовкой по предметам; дисциплины, позволяющие овладеть современными моделями обучения, современными способами оценивания результатов обучения и т. д. В представленных ПООП это дисциплины: решение олимпиадных задач по математике/физике/информатике, современные модели обучения математике, развивающие технологии в обучении математике, развивающие технологии в обучении физике, интеллектуальное воспитание средствами математики, развитие творческих способностей в процессе обучения математике.

Современные подходы в образовании требуют от учителя умения ориентироваться в различных вопросах. Сегодня все больше внимания вновь уделяется инженерному образованию [11]. Потому уместно в подготовку будущего учителя физики/математики/информа-

тики включить такие дисциплины, как «Практикум по решению инженерно-математических задач», «Технологизация в математическом образовании» и др.

На волне всплеска интереса к инженерному образованию сформировалось такое новое направление, как образовательная робототехника. Все большее число школьников проявляют интерес к образовательной робототехнике, погружаясь в увлекательный процесс проектирования и программирования робототехнических устройств.

Образовательная робототехника становится инструментом, задающим прочные основы системного мышления, интеграции информатики, математики, физики, естественных наук с развитием инженерного творчества. Поэтому образовательную робототехнику как дисциплину по выбору целесообразно включить в программу подготовки бакалавра.

В рамках освоения модулей по основам предметных знаний по профилю предполагаются учебные практики. Предлагаемый тип учебных практик - ознакомительный.

Учебные ознакомительные практики по профилям реализуются на базе образовательной организации и направлены на получение первичных навыков исследовательской работы по математике, физике, информатике, практических навыков по использованию теоретических знаний и решению задач.

Основным видом деятельности обучающихся является решение практико-ориентиро-ванных задач в области математики, физики, информатики, благодаря чему развиваются универсальные, профессиональные компетенции. Навыки решения предметно ориентированных задач необходимы будущему педагогу в профессиональной деятельности.

Форма промежуточной аттестации по модулям «Основы предметных знаний по профилю» определяется на выбор образовательной организации.

Промежуточная аттестация может осуществляться в форме промежуточной аттестации по отдельным дисциплинам, входящим в модуль, или по результатам междисциплинарного экзамена. Междисциплинарный экзамен может быть в форме:

- междисциплинарного экзамена «Математика»;

- междисциплинарного экзамена «Физика»;

- междисциплинарного экзамена «Информатика»;

- итогового тестирования, охватывающего дисциплины, входящие в модуль.

Государственная итоговая аттестация по рассматриваемой ПООП включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственная итоговая аттестация призвана проверить сформированность всех компетенций и готовность выпускника осуществлять трудовые действия в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Таким образом, представленные примерные основные образовательные программы аккумулировали весь опыт ТГПУ в подготовке педагогических кадров, в том числе в области физико-математического образования. Модульная структура программ, интеграция системно-деятельностного и контекстно-компетентностного подходов позволят готовить специалиста в соответствии со всеми требованиями ФГОС ВО 3++ и профессиональным стандартом.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.03.2018. Регистрационный номер 50358). 1)И.: http://fgosvo.ru/uploadf¡les/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_ 16032018.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. № 303, 31.12.2012.

3. Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования. URL: httpV/пооп.рф/ (дата обращения: 31.01.2019).

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 06.12.2013. Регистрационный номер 30550). URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 25.01.2019).

5. Смышляева Л. Г., Сартакова Е. Е. Проектирование образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в вузе // Человек и образование. 2017. Вып. 3 (53). С. 184-189.

6. Смышляева Л. Г., Войтеховская М. П., Матвеев Д. М. Особенности модульных образовательных программ подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 155-162. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-155-162.

7. Далингер В. А. Вернем лидирующее положение в мире российскому математическому образованию // Математическое образование сегодня и завтра: материалы Междунар. конф., Москва, 28-29 ноября 2013 г. М.: Изд-во ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», 2014. С. 21-24.

8. Богомолова Е. П. Диагноз: математически малограмотный // Математика в школе. 2014. № 4. С. 3-9.

9. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 8-15.

10. Жидова Л. А., Мудрук В. И., Холмухаммад Ф. О проблеме формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики и физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 84-88. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-84-88.

11. Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. А. И. Рудской, А. А. Александров, П. С. Чубик, А. И. Боровков, П. И. Романов. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017. 57 с.

Пьяных Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.02.2019.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-3-9-19

ON THE PECULIARITIES OF DESIGNING APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS ACCORDING TO FSES HE 3++

E. G. P'yanykh

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The experience of the Faculty of Physics and Mathematics of Tomsk State Pedagogical University on the development of exemplary basic educational programs in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ is considered. Presents exemplary basic educational programs, features of their design and implementation. Within the framework of the program, the obligatory part and the part formed by the participants of educational relations are distinguished. Programs have modular structure. The didactic features of the modules are described. The main emphasis is placed on the design features of the methodological and subject module on profiles. These modules make a great contribution to the formation of professional competencies. The methodical module contains not only disciplines, but also practices, training and production practices. The main task of the subject module is to provide high-quality substantive training in the field of mathematics, physics, and computer science, corresponding to the modern level of science. The materials of the article can be used in the development of basic educational programs in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) according to the standards of the Federal State Educational Standart of Higher Education 3++.

Keywords: Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's degree in the direction of training 44.03.05 "Pedagogical Education (with two training profiles)", an approximate basic educational program, professional standard of a teacher, a Module, professional competencies.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. no. 125 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki)" (zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii RF 02.03.2016. Registratsionyy no. 41305) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from February 22, 2018 No. 125 "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's degree in training 44.03.05 "Pedagogical education (with two training profiles)" (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on Marh 15, 2018. Registration No. 50358)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018. pdf (accessed 15 December 2018).

2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (red. ot 25.11.2013; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014) [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On education in the Russian Federation (as amended on November 25, 2013; amended and added, entered into force on January 1, 2014)]. Rossiyskaya gazeta, no. 303, December 31, 2012 (in Russian).

3. Reyestr primernykh osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya [Register of sample basic educational programs of higher education] (in Russian). URL: http://noon.p$/ (accessed 31 January 2019).

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 no. 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Order of the Ministry of Labor of Russia from October 18, 2013 No. 544n "On the approval of the professional standard of "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 6, 2013. Registration No. 30550)] (in Russian). URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed 25 January 2019).

5. Smyshlyaeva L. G., Sartakova E. E. Proyektirovaniye obrazovatel'nykh programm bakalavrskoy podgotovki pedagogov v vuze [Basics of designing educational programs for bachelor's training of teachers in university]. Cheloveki obrazovaniye - Man and Education, 2017, no. (53), pp. 184-189 (in Russian).

6. Smyshlyayeva L. G., Voytekhovskaya M. P., Matveyev D. M. Osobennosti modul'nykh obrazovatel'nykh programm podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Specific features of modular educational programs for training bachelors in pedagogy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 8 (197), pp. 155-162 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-155-162.

7. Dalinger V. A. Vernem lidiruyushcheye polozheniye v mire rossiyskomu matematicheskomu obrazovaniyu [Let's return the leading position in the world to Russian mathematical education]. Matematicheskoye obrazovaniye segodnya i zavtra: materialy Mezhdunarodnoy konferentsii, Moskva, 28-29 noyabrya 2013 [Mathematical education today and tomorrow: materials of the International Conference, Moscow, November 28-29, 2013]. Moscow, Moscow Institute of Open Education Publ., 2014. Pp. 21-24 (in Russian).

8. Bogomolova Ye. P. Diagnoz: matematicheski malogramotnyy [Diagnosis: mathematically illiterate]. Matematika vshkole, 2014, no. 4, pp. 3-9 (in Russian).

9. Kharina N. V. Professional'noye obrazovaniye v Rossii: problemy, puti resheniya [Professional education in Russia: problems, solutions]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 8-15 (in Russian).

10. Zhidova L. A., Mudruk V. I., Kholmukhammad F. O probleme formirovaniya professional'nykh kompetentsiy budushchikh uchiteley matematiki i fiziki [About a problem of formation of professional competencies of future mathematics and physics teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 4 (181), pp. 84-88 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-84-88.

11. Rudskoy A. I., Aleksandrov A. A., Chubik P. S., Borovkov A. I., Romanov P. I. Strategiya razvitiya inzhenernogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Proyekt [Development strategy for engineering education in the Russian Federation for the period until 2020. Project]. Saint Petersburg, Polytechnic university Publ., 2017. P. 57 (in Russian).

P'yanykh E. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.