Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ОНЛАЙН-КУРС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / ОНЛАЙН-КУРС / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков Александр Владиславович

Формирование математической грамотности учащихся основной школы является актуальной проблемой современного математического образования. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных решению этой проблемы, в педагогической науке до сих пор остаются недостаточно проработанными методические вопросы формирования у учащихся основной школы действий, направленных на построение математической модели практико-ориентированной ситуации и интерпретации математических результатов. Это, в свою очередь, требует пересмотра программы подготовки студентов бакалавриата с двумя профилями подготовки, одним из которых является «Математика». В данной работе представлен опыт построения онлайн-курса, направленного на подготовку будущих учителей математики к формированию математической грамотности учащихся основной школы. В настоящей статье указывается его назначение, место в структуре подготовки будущего учителя математики, планируемые результаты, модули, из которых состоит онлайн-курс, а также рассказано, каким образом планируется осуществлять работу по его использованию. Подчёркивается, что структура курса должна задаваться тремя модулями. Тогда содержание первого информационного модуля позволит осознать студентам значимость проблемы формирования математической грамотности у учащихся основной школы. Второй проектировочный модуль будет способствовать приобретению теоретических знаний и практических умений студентов, благодаря которым они научатся строить различные математические модели, а также конструировать соответствующие обучающие задания для школьников. Наконец, третий методический модуль будет направлен на организацию деятельности студентов, позволяющей строить учебные занятия со школьниками на основе методов и приёмов формирования действий по построению математической модели и интерпретации математического результата. В ходе исследования было выяснено, что для включения студентов в активную деятельность по достижению планируемых результатов обучения занятия в онлайн-курсе необходимо проектировать с опорой на технологию развивающего обучения. В работе охарактеризованы важные дидактические принципы, лежащие в основе онлайн-курса. К таким принципам были отнесены принципы сознательности и активности обучаемых, наглядности, систематичности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде. Приведён фрагмент рейтинг-плана как механизма реализации обратной связи и способов оценивания достижений студентов. Разработанный онлайн-курс дополняет процессуальную основу методической подготовки будущего учителя математики. Представленный в статье опыт разработки онлайн-курса может быть полезен преподавателям высшей школы при проектировании онлайн-курсов для студентов педагогического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычков Александр Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COURSE FOR PREPARING A FUTURE TEACHER FOR THE FORMATION OF MATHEMATICAL LITERACY OF PUPILS

The formation of functional mathematical literacy among pupils of the basic school is an actual problem of modern mathematical education. Despite a significant number of studies devoted to solving this problem, in pedagogical science there are still insufficiently developed methodical issues of the formation of actions in pupils of the basic school aimed at building a mathematical model of a practice-oriented situation and interpreting the obtained mathematical results. This, in turn, requires a revision of the program of the undergraduate preparation with two profiles of training, in which "Mathematics" meets. This article presents a description of the experience of building an online course that implements such training, which should be co-directed with the process of formation functional mathematical literacy among basic school pupils. The proposed online course indicates its purpose, place in the special preparation of the future mathematics teacher, planned results, modules that make up the course, and also described how it is planned to carry out work on its use. It is emphasized that the structure of the course should be given by three modules. Then the content of the first information module will allow students to realize the importance of the problem of the formation of mathematical literacy among basic school pupils. The second design module will contribute acquisition of theoretical knowledge and practical skills of students, thanks to which they will learn to build various mathematical models, as well as design for schoolchildren. Finally, the third methodical module will be aimed at organizing the activities of students, which will allow building training sessions with schoolchildren based on methods and receptions for formation actions to build a mathematical model and interpret the mathematical result. During the study, it was found that in order to include students in active work to achieve the planned learning outcomes, classes in an online course must be designed based on the developmental learning technology. The paper characterizes the important didactic principles underlying the online course. Such principles included the principles of consciousness and activity of trainees, visibility, systematic and consistency, scientific character, accessibility, connection between theory and practice, interactive interaction in the information and communication environment. A fragment of the rating plan is given as a mechanism for implementing feedback and evaluating students' achievements. The developed online course complements the procedural component of the methodical training of the future mathematics teacher. The experience of developing an online course presented in the article can be useful for higher education teachers when designing online courses for students of the pedagogical direction.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

в качестве педагогического источника. Хочется верить, что эту непростую задачу современная система образования в России способна решить. Для этого необходимо:

1. Осознать (не формально, а фактически) русский язык и русскую классическую литературу как мощнейшее средство консолидации народов Российской Федерации, историческую и генетическую скрепу, важнейший фактор государственного суверенитета и национальной безопасности, что в свою очередь неизбежно должно привести к увеличению часов на изучение данных дисциплин в школьном и вузовском образовательном процессе.

2. Создать единую гуманитарную педагогическую парадигму учебных дисциплин гуманитарного профиля, в рамках которой обеспечить их взаимодействие в процессе образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.

3. Возродить и реализовать потенциал русской классической литературы как средства становления и формирования духовно-нравственной культуры у подрастающего поколения в масштабах системы гуманитарного образования в России.

4. Раскрыть и расширить образовательные и воспитательные возможности культурно-образовательной среды Отчего края, в том числе путем включения и расширения объема материалов по литературному краеведению, лингвокультурологии, историографии в учебные программы гуманитарных дисциплин (в первую очередь лингвистических и литературоведческих, исторических и смежных с ними) в общеобразовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.

Литература:

1. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие отчего края: в контексте профессионального становления / Е.П. Белозерцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 282, №1. - С. 197-206.

2. Бунеева, Е.В. Формирование патриотизма у курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку с опорой на православную традицию / Е.В. Бунеева // Инновационная парадигма развития современной педагогики: сб. ст. Международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.И. Ивановской. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. -С. 125-129.

3. Волконский, С.М. Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного / С.М. Волконский. - Париж: YMCA Press, 1978. - 229 с.

4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901839539 (дата обращения: 12.04.2022).

5. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 т.: около 160000 слов / Т.Ф. Ефремова. - Москва: Астрель: АСТ, 2006.

6. Ковалев, Г.Ф. Пушкин и имя / Г.Ф. Ковалев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - 218 с.

7. Лихачев, Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. - Санкт-Петербург: Logos, 2001. - 672 с.

8. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования: коллективная монография / под ред. Е.П. Белозерцева. - 2-е изд. - Москва: АИРО-XXI, 2017. - 592 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН, Ин-т русского языка. 3-е изд., доп. - Москва: АЗЪ, 1995. - 928 с.

10. Пушкин, А.С. Собр. Соч. в XVI т. / А.С. Пушкин. - Москва: АНССР, 1937.

11. Тарасов, Б.Н. Дом, где развиваются сердца / Б.Н. Тарасов // Российская газета. - 2007. - С. 14 - URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2007/02/28.html (дата обращения: 15.04.2022).

12. Тендряков, В.Ф. Умение жить с другими / В.Ф. Тендряков //15 встреч в Останкине: сб. / сост. Т. Земскова. -Москва: Политиздат, 1989. - С. 50-67.

13. Ушинский, К.Д. Родное Слово. В 2 ч. Ч. 1 / К.Д. Ушинский. - Москва: Юрайт, 2018. - 233 с.

14. Фетисов, В.П. Возвращение в мир: Книга обо всем и ни о чем. / В.П. Фетисов - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2000. - 148 с.

15. Флобер, Г. Избр. соч. / Г. Флобер. - Москва: Художественная литература, 1947. - 648 с.

16. Чершышевский, Н.Г. Литературно-критические статьи. / Н.Г. Чернышевский. - Москва: Советская Россия, 1983. - 72 с.

17. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, Cognition, and Personality. - Sage, 1990. -Vol. 9. - P. 185-211.

Педагогика

УДК 378.14

аспирант кафедры физики, математики и физико-математического образования Бычков Александр Владиславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОНЛАЙН-КУРС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Формирование математической грамотности учащихся основной школы является актуальной проблемой современного математического образования. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных решению этой проблемы, в педагогической науке до сих пор остаются недостаточно проработанными методические вопросы формирования у учащихся основной школы действий, направленных на построение математической модели практико-ориентированной ситуации и интерпретации математических результатов. Это, в свою очередь, требует пересмотра программы подготовки студентов бакалавриата с двумя профилями подготовки, одним из которых является «Математика». В данной работе представлен опыт построения онлайн-курса, направленного на подготовку будущих учителей математики к формированию математической грамотности учащихся основной школы. В настоящей статье указывается его назначение, место в структуре подготовки будущего учителя математики, планируемые результаты, модули, из которых состоит онлайн-курс, а также рассказано, каким образом планируется осуществлять работу по его использованию. Подчёркивается, что структура курса должна задаваться тремя модулями. Тогда содержание первого информационного модуля позволит осознать студентам значимость проблемы формирования математической грамотности у учащихся основной школы. Второй проектировочный модуль будет способствовать приобретению теоретических знаний и практических умений студентов, благодаря которым они научатся строить различные математические модели, а также конструировать соответствующие обучающие задания для школьников. Наконец, третий методический модуль будет направлен на

организацию деятельности студентов, позволяющей строить учебные занятия со школьниками на основе методов и приёмов формирования действий по построению математической модели и интерпретации математического результата. В ходе исследования было выяснено, что для включения студентов в активную деятельность по достижению планируемых результатов обучения занятия в онлайн-курсе необходимо проектировать с опорой на технологию развивающего обучения. В работе охарактеризованы важные дидактические принципы, лежащие в основе онлайн-курса. К таким принципам были отнесены принципы сознательности и активности обучаемых, наглядности, систематичности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде. Приведён фрагмент рейтинг-плана как механизма реализации обратной связи и способов оценивания достижений студентов. Разработанный онлайн-курс дополняет процессуальную основу методической подготовки будущего учителя математики. Представленный в статье опыт разработки онлайн-курса может быть полезен преподавателям высшей школы при проектировании онлайн-курсов для студентов педагогического направления.

Ключевые слова: математическая грамотность, подготовка будущего учителя математики, онлайн-курс, математическое моделирование, учащиеся основной школы.

Annotation. The formation of functional mathematical literacy among pupils of the basic school is an actual problem of modern mathematical education. Despite a significant number of studies devoted to solving this problem, in pedagogical science there are still insufficiently developed methodical issues of the formation of actions in pupils of the basic school aimed at building a mathematical model of a practice-oriented situation and interpreting the obtained mathematical results. This, in turn, requires a revision of the program of the undergraduate preparation with two profiles of training, in which "Mathematics" meets. This article presents a description of the experience of building an online course that implements such training, which should be co-directed with the process of formation functional mathematical literacy among basic school pupils. The proposed online course indicates its purpose, place in the special preparation of the future mathematics teacher, planned results, modules that make up the course, and also described how it is planned to carry out work on its use. It is emphasized that the structure of the course should be given by three modules. Then the content of the first information module will allow students to realize the importance of the problem of the formation of mathematical literacy among basic school pupils. The second design module will contribute acquisition of theoretical knowledge and practical skills of students, thanks to which they will learn to build various mathematical models, as well as design for schoolchildren. Finally, the third methodical module will be aimed at organizing the activities of students, which will allow building training sessions with schoolchildren based on methods and receptions for formation actions to build a mathematical model and interpret the mathematical result. During the study, it was found that in order to include students in active work to achieve the planned learning outcomes, classes in an online course must be designed based on the developmental learning technology. The paper characterizes the important didactic principles underlying the online course. Such principles included the principles of consciousness and activity of trainees, visibility, systematic and consistency, scientific character, accessibility, connection between theory and practice, interactive interaction in the information and communication environment. A fragment of the rating plan is given as a mechanism for implementing feedback and evaluating students' achievements. The developed online course complements the procedural component of the methodical training of the future mathematics teacher. The experience of developing an online course presented in the article can be useful for higher education teachers when designing online courses for students of the pedagogical direction.

Key words: functional mathematical literacy, preparation of a future teacher of mathematics, online course, mathematical modeling, basic school pupils

Введение. В условиях перехода на новые образовательные стандарты одной из важнейших проблем российского образования является формирование у учащихся основной школы математической грамотности. В силу своей значимости данная проблема изучалась различными исследователями (Е.Е. Алексеева, Л.О. Денищева, Н.В. Дударева, Е.А. Утюмова, Т.А. Иванова, О.В. Симонова, Л.О. Рослова, Ю.Н. Ковшова, Е.Н. Перевощикова, О.К. Подлипский и др.), в том числе её оценке посвящено международное исследование PISA. Вопросам совершенствования действующей подготовки будущего учителя к формированию у учащихся математической грамотности посвящены работы Н.М. Евтыховой [5]; О.С. Кипятковой, И.В. Налимовой [9]; Н.В. Поселенновой [11]; С.И. Десненко и Е.Я. Зверевой [4]. Поскольку в нашем исследовании мы опираемся на определение «математической грамотности», принятое в международном исследовании PISA, в формулировке которого, в свою очередь, отражено владение методом математического моделирования [13], то важно также указать исследования, направленные на исследование вопросов овладения школьниками этим методом: В.С. Абатурова [1], А.В. Бобровская [2], B.C. Былков [2], М.В. Егупова [6], Т.В. Малкова, В.М. Монахов [7], В.А. Стукалов [12] и др.

Однако, как показал анализ этих исследований, в настоящее время в педагогической науке:

1. Недостаточно проработаны методические вопросы формирования у учащихся основной школы действий, направленных на построение математической модели ситуации, представленной на естественном языке, и интерпретацию полученных математических результатов.

2. Сложившаяся система подготовки учителя математики не ориентирована в достаточной мере на формирование у учащихся указанных групп действий. В то же время простое добавление содержания, связанного с подготовкой будущего учителя математики к осуществлению такой деятельности, в действующий курс технологии и методики обучения математике перегружает его, что требует поиска оптимального подхода, позволяющего реализовать такую подготовку.

Обозначенные выше проблемы послужили основанием для разработки специального онлайн-курса, дополняющего процессуальную основу методической подготовки будущего учителя математики к формированию математической грамотности учащихся основной школы, что и стало целью нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Разработанный онлайн-курс предназначен для студентов-бакалавров 5 курса по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, одним из которых является «Математика». В качестве планируемых результатов обучения нами были отобраны профессиональные компетенции: ПК-1, ПК-3 в совокупности с общепрофессиональной компетенцией ОПК-8 [8].

Сам онлайн-курс состоит из трёх модулей. Первый информационный модуль «Проблема формирования функциональной математической грамотности у учащихся основной школы» направлен на создание у студентов потребности в изучении материала, связанного с их профессиональной подготовкой к формированию функциональной математической грамотности у школьников. Так, в ходе знакомства с данным модулем предполагается, что студенты познакомятся с диагностическим инструментарием международного исследования PISA, направленным на оценку функциональной математической грамотности; теоретическими аспектами понятий «функциональная математическая грамотность» и «математическое моделирование»; осознают связь этих понятий; узнают о дефицитах школьников, выявленных российскими экспертами, и сделают выводы о необходимости формирования функциональной математической грамотности у учащихся основной школы на уроках математики; познакомятся с действиями, которым потребуется научить

учащихся основной школы для применения метода математического моделирования при разрешении различных практико-ориентированных ситуаций. Чтобы студенты лучше осознавали проблемы, связанные с обучением школьников данному методу, на втором лекционном занятии им может быть предложено исследовательское задание, в ходе которого потребуется проанализировать задачный материал, имеющийся в действующих учебниках по алгебре и геометрии на предмет представленности заданий для формирования действий, используемых в процессе построения математической модели практико-ориентированной ситуации и интерпретации полученных результатов, и сделать соответствующие выводы. Второй, проектировочный модуль «Методические основы конструирования заданий на умение строить математические модели» направлен на актуализацию умений студентов по выполнению действий, лежащих в основе осуществления этапа формализации ситуации, представленной на естественном языке; на приобретение умений строить математическую модель по имеющемуся словесному описанию практико-ориентированной ситуации, и на разработку заданий с целью проводить этап формализации ситуации, представленной на естественном языке. Наконец, в третьем, методическом модуле «Методика обучения школьников действиям, необходимым для построения математических моделей и интерпретации математических результатов в процессе решения практико-ориентированных задач» планируется, что студенты познакомятся и научатся применять приёмы и типы заданий, необходимые для формирования отдельных действий, входящих в этап формализации ситуации, представленной на естественном языке, и интерпретации математических результатов.

При проектировании содержания онлайн-курса мы опирались на следующие дидактические принципы:

1. Принцип сознательности и активности обучаемых. Данный принцип, прежде всего, реализуется за счёт формата обучения студентов, построенного с использованием онлайн-курса. Необходимый теоретический материал представлен в формате небольших видео, внутри которых студентам задаются тестовые вопросы, направленные на понимание только что изученного фрагмента теоретического материала. Выбор такой организации объясняется тем, что мы ставили перед собой цель оперативно реагировать на возможные ошибки, связанные с пониманием теоретического материала студентами, и способствовать повышению уровня усвоения ими теоретических знаний во время просмотра обучающих видео. Также в курсе предложены практические задания, которые требуют от студентов учебно-познавательной деятельности.

2. Принцип наглядности. В онлайн-курсе реализованы следующие виды наглядности: звукоизобразительная (видеолекции со звуком); символическая и графическая (схемы, диаграммы в материалах к учебным занятиям).

3. Принцип систематичности и последовательности. В предлагаемом онлайн-курсе все изучаемые темы выстроены в определённом порядке, где каждая предыдущая тема логически связана с последующими и преследует перед собой цель подготовить студентов к изучению нового.

4. Принцип научности. В соответствии с данным принципом во время работы на нашем онлайн-курсе студенты познакомятся с достоверными сведениями о состоянии математического образования в России с позиций международного исследования PISA, узнают современную и актуальную информацию про метод математического моделирования в науке и образовании, приобретут знания и сформируют умения, необходимые в профессиональной деятельности для обучения школьников применять метод математического моделирования при разрешении различных практико-ориентированных ситуаций.

5. Принцип доступности. Данный принцип реализуется, во-первых, за счёт осуществления процесса обучения студентов на последнем курсе обучения, что означает достаточную теоретическую и практическую подготовку студентов к изучению материала, т.к. уже ранее ими были изучены педагогика, психология, технология и методика обучения математике, специальные математические дисциплины, в том числе связанные с информатикой, и получен небольшой опыт профессиональной деятельности в ходе осуществления педагогической практики. Во-вторых, при самостоятельной работе с онлайн-курсом используется интуитивно-понятный интерфейс, при выполнении заданий даётся подробное описание работы, которую необходимо выполнить.

6. Принцип связи теории с практикой. Реализуется за счёт того, что в ходе изучения методики формирования действий, необходимых для проведения этапа формализации ситуации, представленной на естественном языке, и интерпретации полученных результатов, студенты получат ответ на вопрос когда и каким образом в процессе обучения математике для формирования у школьников функциональной математической грамотности можно применить получаемые во время изучения онлайн-курса знания и умения.

7. Принцип интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде предполагает взаимодействие между преподавателем и студентами, между студентами и онлайн-курсом, между студентами с помощью форума.

Ориентируясь на технологию развивающего обучения, в структуре каждого занятия онлайн-курса нами были выделены мотивационно-ориентировочный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный этапы, что позволяет включить студентов в деятельность по подготовке к формированию функциональной математической грамотности учащихся основной школы в качестве активного субъекта деятельности. Отметим, что важным условием эффективности процесса обучения студентов при использовании онлайн-курса является обратная связь между обучающимися и преподавателем. С этой целью на вводном занятии преподаватель должен познакомить студентов с организацией работы на онлайн-курсе, рассказать им про механизм выполнения и оценивания заданий, про периодичность прохождения каждого занятия. В нашем онлайн-курсе предусмотрены два типа заданий: обучающие, которые в курсе не оцениваются, но позволяют преподавателю своевременно выявлять студентов с возможными затруднениями, и контрольные. После обнаружения студентов с затруднениями в понимании материала преподаватель приглашает их на консультации посредством, например, электронной почты. Заметим, что возможность проведения консультаций может быть организована не только очно, но и через онлайн-конференции.

Для оценки сформированности компетенций, и реализации обратной связи со студентами нами также был разработан рейтинг-план, при разработке которого мы опирались на исследование, проведенное Е.Н. Перевощиковой [10]. В предложенном рейтинг-плане указывается, какие образовательные результаты (знания и умения) потребуется продемонстрировать студенту в рамках онлайн-курса, виды учебной деятельности, выполняемые на различных занятиях, и соответствующие средства оценивания. Показателями сформированности компетенций выступили степень полноты, степень правильности, степень обоснованности, степень соответствия профессиональному стандарту педагога. Для каждого задания в рейтинг-плане мы рассчитали максимальный и минимально возможный балл, который может набрать студент, справившись с заданием. Эти баллы рассчитывались в соответствии с принятой шкалой: 86-100% - оптимальный, 71-85% -допустимый; 55-70% - критический; < 55% - недопустимый. Чтобы оценить, на каком уровне находится сформированность компетенций ПК-1 и ПК-3, отбираются образовательные результаты, относящиеся к выбранной компетенции, суммируются максимальные баллы, которые можно получить, выполняя задания для их оценки, и в соответствии с указанной выше шкалой оценки рассчитываются границы баллов. В то же время компетенция ОПК-8 специально не проверяется, а оценивается опосредованно путём пересчёта количества баллов, которые можно набрать за весь курс, по описанной выше шкале. Приведём ниже фрагмент рейтинг-плана для модуля 2 «Методические основы конструирования заданий на умение строить математические модели» (Таблица 1).

Таблица 1

Фрагмент рейтинг-плана для модуля 2

№ Образовательный результат Вид учебной деятельности обучающегося Средство оценивания Балл

мин макс

1 Знает схему, по которой осуществляется процесс построения математической модели, и приёмы конструирования заданий по построению Заполнение схемы построения математической модели практико-ориентированной ситуации. Тестовое задание открытого типа. 7 12

математической модели. Выполнение теста на знание приёмов конструирования заданий по построению математической модели практико-ориентированной ситуации. Тестовое задание открытого типа. 4 7

2 Умеет строить математическую модель ситуации, представленной на естественном языке. Построение математической модели практико-ориентированной ситуации. Практико-ориентированная задача. 3 4

3 Конструирует задания по построению математической модели. Составление задания на построение математической модели практико-ориентированной ситуации по заданному приёму. Контекстная задача. 3 4

Выводы. Таким образом, подводя итог вышесказанному, важно отметить, что при проектировании содержания онлайн-курса, направленного на подготовку будущих учителей математики к формированию у учащихся основной школы математической грамотности, следует придерживаться принципов сознательности и активности обучаемых, наглядности, систематичности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде. Кроме того, для формирования мотивационных и целевых установок студентов, приобретения ими опыта практической деятельности, необходимой для разрешения практико-ориентированных ситуаций методом математического моделирования, методической и педагогической деятельности, направленной на формирование функциональной математической грамотности у учащихся основной школы, в содержание такого курса необходимо включить лекционные занятия, связанные с осознанием проблемы формирования функциональной математической у учащихся, и важности её решения; практические занятия, направленные на овладение действиями, лежащими в основе построения математических моделей практико-ориентированных ситуаций, и интерпретации математических результатов, а также на получение и применение методических знаний и умений для формирования у учащихся функциональной математической грамотности.

Литература:

1. Абатурова, В.С. О формировании и развитии у учащихся умения применять математическое моделирование при решении мотивационно-прикладных задач / В.С. Абатурова // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2021. -№ 1(21). - С. 9-15.

2. Бобровская, А.В. Обучение методу математического моделирования средствами курса геометрии педагогического института: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бобровская Алла Валериановна. - СПб., 1996. - 232 с.

3. Былков, B.C. Формирование понятия о математическом моделировании средствами курса алгебры и начал анализа 9 и 10 классов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Былков Владимир Станиславович. - Москва, 1986. - 195 с.

4. Десненко, С.И. Подготовка будущего учителя математики к формированию у школьников математической грамотности / С.И. Десненко, Е. Я. Зверева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16. - № 5. - С. 56-66.

5. Евтыхова, Н.М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов / Н.М. Евтыхова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № T9. - С. 81-85.

6. Егупова, М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе как предмет методической подготовки учителя / М.В. Егупова. - Москва: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)", 2014. - 284 с.

7. Малкова, Т.В. Математическое моделирование - необходимый компонент современной подготовки школьника / Т.В. Малкова, В.М. Монахов // Математика в школе. - 1984. - № 3. - С. 46-49.

8. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»): [одобрено Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г]. - 27 с.

9. Налимова, И.В. Компетентностный подход к формированию математической грамотности будущих учителей начальных классов / И.В. Налимова, О.С. Кипяткова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2021. - Т. 12. - № 1. - С. 186-189.

10. Перевощикова, Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2(23). - С. 9.

11. Поселеннова, Н.В. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию функциональной математической грамотности младших школьников / Н.В. Поселеннова // Поволжский педагогический поиск. - 2018. -№ 2(24). - С. 106-117.

12. Стукалов, В.А. Использование представлений о математическом моделировании в обучении математике: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Стукалов Виктор Анатольевич. - Москва, 1975. - 31 с.

13. PISA 2021 Mathematics framework (DRAFT), 2018. - URL: https://www.oecd.org/pisa/sitedocument/PISA-2021-mathematics-framework.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

Педагогика

УДК 37.042.2

кандидат психологических наук, доцент Васина Вероника Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Минуллина Аида Фаридовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. Современные повышенные требования к специалистам-дефектологам обострили проблему психологического благополучия лиц, работающих с неблагополучными клиентами. Анализ научной литературы показал, что различаются толкования и наполнения термина «психологическое благополучие». В связи с этим возникает необходимость изучения предикторов психологического благополучия личности студентов-дефектологов (качества жизни, психологического здоровья и социально-психологической адаптации) как показателя личностной готовности к профессиональной деятельности. В своей работе мы опирались на концепции психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; на представления о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. Представлено эмпирическое исследование 40 студентов-дефектологов 1 курса Казанского (Приволжского) федерального университета по 3 методикам: Опросник SF - 36 «Оценка качества жизни» (John E. Ware и Cathy D.), «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина). Корреляционный анализ Пирсона охватил 24 параметра (шкалы). В результате проведенного исследования, обнаруженные корреляционные взаимосвязи шкалы нервно-психической устойчивости почти со всеми шкалами двух других методик, свидетельствуют о том, что она является системообразующей в качестве жизни, психологическом здоровье и благополучии студентов-дефектологов. Психологическое благополучие студентов-дефектологов складывается из того, что у них физическое здоровье несколько лучше, чем психическое (но средние результаты невысокие), у 60% результаты ниже среднего значения по адаптивности и качеству жизни, что говорит о необходимости мониторинга и построения коррекционно-образовательных программ на первом этапе обучения в ВУЗе. Полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами и психологами общеобразовательных учебных заведений, а также при подготовке методических материалов по работе со студентами, при чтении соответствующих курсов в вузе и на кафедрах повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: предикторы, психологическое благополучие, студенты-дефектологи, личность.

Annоtation. Modern increased requirements for speech pathologists have exacerbated the problem of psychological well-being of persons working with disadvantaged clients. The analysis of scientific literature has shown that there are different interpretations and content of the term "psychological well-being". In this regard, there is a need to study the predictors of psychological well-being of the personality of students-defectologists (quality of life, psychological health and socio-psychological adaptation) as an indicator of personal readiness for professional activity. In our work, we relied on the concepts of psychological well-being of N. Bradburn, K. Riff; on the ideas about the structure of psychological well-being of K. Riff, A.V. Voronina, P.P. Fesenko, T.D. Shevelenkova, O.S. Shiryaeva. An empirical study of 40 lst-year students of defectologists of KFU using 3 methods is presented: SF - 36 questionnaire "Quality of life assessment" (John E. Ware and Cathy D.), "Individual model of psychological health" (A.V. Kozlov), Multilevel personality questionnaire "Adaptability" (A.G.Maklakova and C.B.Chermyanina). Pearson's correlation analysis covered 24 parameters (scales). Strong correlations of the scale of neuropsychiatric stability with almost all scales of the other two methods have been found, which suggests that it is systemically important in the quality of life, psychological health and well-being of defectology students. The psychological well-being of students-defectologists consists of the fact that their physical health is somewhat better than their mental health (but the average results are low), 60% of the results are below the average in terms of adaptability and quality of life, which indicates the need to monitor and build correctional educational programs at the first stage of study at the university. The results of the study can be used to study the psychological well-being of the individual by teachers and psychologists of general educational institutions, as well as in the preparation of methodological materials for working with students, when reading relevant courses at the university and at the departments of advanced training of educational workers.

Key words: predictors, psychological well-being, defectology students, personality.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования увеличиваются запросы к подготовке кадров в учебных заведениях. Весомой является не только степень профессиональной готовности будущего специалиста, но и степень его личной готовности, являющейся необходимым условием профессиональной работы.

Учеными продолжается поиск личностных образований, необходимых для эффективной работы в сфере профессий «человек-человек». В качестве центрального такого образования возможно рассматривать психологическое благополучие личности.

В психологической литературе были изучены факторы психологического благополучия личности (далее ПБ) [1, 7, 8], предложена его модель [15], структура [15, 9, 12], выявлены связи благополучия с осмысленностью жизни [9], ценностно-смысловыми образованиями [10], профессиональной деятельностью [11].

Личность дефектолога можно представить как необходимое условие для обеспечения качества оказываемой им профессиональной помощи. Исследователями были выделены требования к личности педагога-дефектолога, содержание которых отражает основные компоненты ПБ, а именно: личностный рост, автономия, наличие жизненной перспективы, принятие себя и окружающих.

В связи с этим, актуальным представляется изучение факторов психологического благополучия личности будущих дефектологов (качества жизни, психологического здоровья и социально-психологической адаптации) как маркеров их готовности к будущей деятельности.

Изложение основного материала статьи. В современной научной литературе встречаются понятия, отражающие разное представление о ПБ и его показателей: «субъективное благополучие», «личностное благополучие», «душевное благополучие», «эмоциональное благополучие», «эмоциональный комфорт», «социальное благополучие», «материальное благополучие», «физическое благополучие», «позитивное психическое здоровье», «полноценно функционирующая личность», «хорошее функционирование», «зрелость личности», «профессиональное благополучие», «благополучный человек», «позитивный стиль жизни», «качество жизни», «психологическое здоровье» [1, 2, 3, 4, 10, 11, 13, 15, 16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.