Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / PEDAGOGICAL DESIGN / PROJECT / DESIGN ACTIVITY / DEFECTOLOGICAL EDUCATION / TRAINING OF UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Архипова Суола Николаевна

В статье рассмотрены вопросы подготовки студентов программы магистратуры дефектологического образования к проектной деятельности. Представлены направления, формы и средства образовательного процесса, как разработка студентами учебных, исследовательских и социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Архипова Суола Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF MAGISTRANTS OF A DEFECTOLOGICAL DIRECTION FOR DESIGN ACTIVITY

The article deals with the preparation of students of the master's program in defectology education for design activities. The directions, forms and means of the educational process are presented, such as the development by students of educational, research and social projects.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(программа игровой деятельности, методические рекомендации, дидактические материалы) / И. В. Гладченко. — К.: 2012. — 110 с.

3. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. [Электронный ресурс] / Сара Ньюмен; пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 7-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 242 с.). — М.: Теревинф, 2015.

4. Трикоз С. В. Комплекс программно-методического обеспечения «Содержание коррекционно-направленного обучения и воспитание умственно отсталых детей в специальных дошкольных заведениях» (программа сенсорного воспитания, методические рекомендации, дидактические материалы) / С. В. Трикоз. — К.: 2012. — 112 с.

5. Чеботарёва О. В. Комплекс программно-методического обеспечения «Содержание коррекционно-направленного обучения и воспитание умственно отсталых детей в специальных дошкольных заведениях» (программа трудового воспитания, методические рекомендации, дидактические материалы) / О. В. Чеботарёва. — К: Poligrand, 2012. - 110 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Панина Светлана Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Архипова Суола Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы подготовки студентов программы магистратуры дефектологического образования к проектной деятельности. Представлены направления, формы и средства образовательного процесса, как разработка студентами учебных, исследовательских и социальных проектов.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проект, проектная деятельность, дефектологическое образование, подготовка магистрантов.

Annotation. The article deals with the preparation of students of the master's program in defectology education for design activities. The directions, forms and means of the educational process are presented, such as the development by students of educational, research and social projects.

Keywords: pedagogical design, project, design activity, defectological education, training of undergraduates.

Введение. Согласно Национальному проекту «Образование» отечественной образовательной системе необходимы мобильные, конкурентноспособные, обладающие высоким уровнем профессионализма, управленческим и проектным мышлением педагогические кадры [3].

Подготовка современного магистранта в системе педагогического вуза требует совершенствование качества учебно-методического обеспечения. Реализация проектной деятельности магистрантами прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте 3++ по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Согласно вышеназванному стандарту выпускник в соответствии с универсальными компетенциями должен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2). Указывать на усвоения данной компетенции будет способность студента к формулированию на основе поставленной проблемы проектной задачи, во-вторых, реализацию проектного управления.

Общепрофессиональные компетенции указывают на способность выпускника проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2); способность проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3); способность проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6); способностью проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8).

Проектная деятельность студентов дефектологического направления строится в учебной, научно-исследовательской и социально-значимой работе. Цель данного исследования изучить подготовку магистрантов дефектологической направленности к проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Проектирование мотивирует педагога к творческому поиску, исследовательской деятельности тем самым совершенствует профессиональное развитиеь. Именно владение технологией проектирования считается высшим уровнем профессиональной компетентности современного работка образования. Так Ибрагимов Г.И. справедливо отмечает, что в системе образования педагоги имеют дело с проектами разного уровня и иерархии [5].

В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки «проектная деятельность педагога» (табл. 1).

Таблица№ 1

Проектная деятельность педагога

№ Трактовка Исследователи

1. предварительная разработка этапов предстоящей деятельности; предположение идей, способов, приемов, алгоритмов решения; прогнозирование и меделирование результатов деятельности Мирзоева М.М. [7]

2. обеспечение профессиональной подготовки, создание такой организации педагогического взаимодействия, при которой достигается наибольшая эффективность образовательной организации Беляева А.П. [2]

3. Результат креативной, творческой или исследовательской деятельности Маркова С.М. [6]

4. Функция педагога не менее значимая, чем организаторская, гностическая или коммуникативная Безрукова Е.С. [1]

Рассмотрев определения исследователей, считаем, что проектирование - целенаправленная деятельность педагогов по созданию проекта, представляющий собой, инновационную модель педагогической системы и ориентированный на более широкое применение.

Под готовностью магистранта к проектной деятельности понимается функциональное состояние, совокупность личностных качеств, знаний, умений и установок на выполнение проектной деятельности [4]. Специалисты представляют структуру готовности такими составляющими, как: личностный (личностные качества); когнитивный (познавательные процессы, знание о способах проектной деятельности); деятельностный (умения реализовать проектную деятельность). Критериями оценки готовности будущего магистра к проектной деятельности выступают: сформированность составляющих готовности (личностного, когнитивного и деятельностного) и целостность структуры готовности [9, 10].

Таблица №2

Структура проектной деятельности логопеда [4]

№ Наименование компонента Содержание

1. Потребность Зависит от социальных условий

2. Мотивы Обуславливают определение цели проектной деятельности

3. Целеполагание В рамках проектной деятельности цель определяется только самим субъектом

4. Целевыполнение Наполняется своим определенным содержанием, формами, методами и средствами

5. Саморегуляция Предполагает регулирование проектной деятельности субъекта, выступает информационным процессом

Формирование проектной деятельности студентов имеет непрерывный характер в процессе теоретического и практического обучения. Так в учебном плане магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии» кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» реализуется дисциплина «Управление проектами». Цель данного курса вооружить магистрантов знаниями о сущности управления проектами, умениями принимать организационно-управленческие решения, навыками разработки педагогических проектов. Изучаются типы педагогических проектов, разработка и технология создания проектов, менеджмент качества проектов.

Во время учебного процесса формирование проектной деятельности также реализуется через решение проблемных и кейс-задач, выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработку учебных проектов.

Продуктом проектной деятельности будущего магистра является проект, сущность которого зависит от специфики его профессиональной деятельности, которая в условиях современной системы педагогического образования в России становится все более сложной и разносторонней. Поэтому по окончанию дисциплины магистранты разрабатывают педагогические проекты, как: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ДОО», «Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация», «Особый ребенок в семье», «Подготовка особого ребенка к школе (проект «С улыбой в школу»)», «Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей», «Программа работы с родителями имеющих детей с ОВЗ», «Создание специализированой психологической службы по оказанию помощи детям с ОВЗ и их родителям», «Организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ОВЗ», «Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ», «Социальное партнерство в работе с детьми с ОВЗ» и др.

Например, проект Петровой Д. (группа М-СДРП-19 ПИ СВФУ) «Вместе» разработан с целью формирования социализации и межличностного общения детей с умственной отсталостью посредством внеурочной творческой деятельности. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются средствам ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой. Проект Ядреевой Д. (группа М-СДРП-19) «Лекотека для детей раннего возраста с ОВЗ» разработан для ранней коррекции детей с ОВЗ помогает избежать усугубления ситуации. С этой целью проект предполагает создание лекотеки для детей раннего возраста с ОВЗ (от 1 года до 3-х лет), которые не посещают детский сад. Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и

коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте; так же организуется естественное взаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовые структуры личности и развитие различных психических процессов. Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие. По сути деятельности Лекотеки, все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т.е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Булдакова А. (группа М-СДРП-19) разработала исследовательский проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста с нарушениями слуха в условиях службы ранней помощи». В проекте апробированны методики Николаевой Т.В., Макото Шичидой, М. Гмошинской и С. Лупан, что свидетельствовали об эффективном результате по выявлению уровня и по развитию сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушениями слуха. Проект ««Привет, малыш!» Тарабукиной А.В. (группа М-СДРП-19) расматривает проблему как «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста с ОВЗ к условиям службы ранней помощи».

Во время прохождения учебной проектно-технологической практики в службе ранней помощи магистранты знакомятся с деятельностью специалистов по коррекционно-развивающему направлению, изучили документацию. На основе результатов психолого-педагогического обследования детей раннего возраста с проблемами в развитии составляют проекты индивидуально-ориентированных образовательных программ на обследованных детей, включающие в себя коррекционно-развивающие занятия, домашнее визитирование, взаимодействие с родителями детей. Студенты в течение проектно-технологической практики реализовывают составленные ими индивидуально-ориентированные образовательные программы, где формировались профессиональные компетенции по проектированию и осуществлению коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ с использованием инновационных психолого-педагогических технологий. В дневнике практики указывают не только содержание, но и анализ проделанной работы, что способствовует лучшему осмыслению и экспертной оценке реализации проектов индивидуально-ориетированных образовательных программ в службе ранней помощи.

Проектная деятельность является основополагающей базой в научно-исследовательской работе студента. Научные изыскания магистрантов дефектологического направления строятся на основе спроектированной нормативной модели исследования. При выборе тем научного исследования большое внимание уделяется региональным аспектам коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ. Так, исследование Степановой Н. направлено на изучение вопроса влияние билингвизма на построение взаимодействия логопеда с родителями по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Нормативная модель данного научного исследования спроектирована с учетом диагностики доминантного языка у детей, повышения компетентности родителей с учетом результатов речевого обследования.

Одним из актуальных вопросов является ранняя помощь детям с кохлеарной имплантацией, в связи с этим исследовательский проект Соловьевой Т. рассматривает особенности познавательного развития у детей раннего возраста с нарушениями слуха. Нормативная модель исследования студентки строится по двум основным направлениям: коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха и взаимодействие с семьей по повышению педагогической компетентности.

Проектно-исследовательская работа студентов магистратуры, обучающихся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии» прежде всего, строится на семейно-центрированном подходе, где центральное место занимают детско-родительские отношения [8]. При построении проектной деятельности особое внимание уделяется изучению семейного воспитания, специфическим особенностям психического развития, а также повышению педагогической компетенции родителей.

Проектная деятельность в социальной жизни является еще одним направлением, где студенты могут проявить многогранность своей личности, организаторский, творческий потенциал, свое духовно-нравственное начало и многие другие качества, необходимые для педагога-дефектолога. Социальный проект «Подари детям праздник» включает в себя ежегодный Новогодний утренник, организованный силами студентов кафедры специального (дефектологического) образования. Данная проектная деятельность имеет целью помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья. В подготовительный этап социального проекта входят разнообразные виды деятельности: благотворительная акция по сбору подарков и призов, где активную роль принимает профессорско-преподавательский коллектив педагогического института, составление сценария, декорирование помещения, ежедневные многочасовые репетиции, поиск и пошив костюмов. Само новогоднее представление дает возможность студенту погрузится в незабываемый яркий мир детских эмоций, которые к великому сожалению, могут быть омрачены слабым состоянием здоровья, лишением родительской любви и заботы. Данный проект носит гуманитарную направленность, который воспитывает в студентах эмпатию, сплоченное студенческое содружество, организаторские способности, творческое начало.

Проектная деятельность в социально-значимых процессах осуществляется не только в развлекательно-досуговых мероприятиях для детей с ОВЗ, но и в помощи при организации олимпиад для школьников с особыми образовательными потребностями, благотворительных акциях.

Проектная деятельность является связующим звеном теории и практики в учебной, научно-исследовательской, социальной деятельности студента-дефектолога. Успешность проекта зависит, прежде всего, от глубины изучаемого вопроса, от верно составленного плана деятельности, который вбирает в себя множество факторов, а это в свою очередь, дает целостное понимание решение проблемы. Именно в проектной деятельности важную роль играет самоорганизованность студента, осознанное отношение к обучению. Проектная деятельность вносит в образовательный процесс гностический характер.

На современном этапе качественно меняются требования к деятельности педагога, и одним из основных запросов является умение проектировать развивающую социальную среду детей с ОВЗ, способность осуществлять личностно-ориентированное обучение.

Мониторинг результатов трудоустройства и занятости выпускников педагогов-дефектологов показывает высокую обеспеченность работой. Положительные отзывы работодателей свидетельствуют об

удовлетворенности профессиональными компетенциями выпускников, в формировании которых ведущую роль играет проектная деятельность.

Выводы. Проектная деятельность является одним из основных образовательных средств в компетентностной модели подготовки будущих педагогов-дефектологов, которая осуществляется в трех основных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской и социально-значимой.

В учебном процессе проектная деятельность формируется при решении проблемных и кейс-задач, выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий, разработке учебных проектов. В научно-исследовательской деятельности при выполнении курсовых работ, проектировании коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ на проектно-технологических практиках, написании магистерских диссертаций. В социально-значимой деятельности проектируется работа для организации развлекательно-досуговых мероприятий для детей с ОВЗ; подготовке и проведении олимпиад для школьников с особыми образовательными потребностями; благотворительных акций, направленных на индивидуальную помощь детям со сложными нарушениями в физическом и интеллектуальном развитии.

Одним из основных критериев сформированности у выпускников магистратуры дефектологического направления универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций является положительные отзывы работодателей, а это в свою очередь свидетельствует о развитой способности молодого специалиста к проектной деятельности.

Литература:

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбур г: Деловая книга, 1996. - 344 с.

2. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб., 1999. - 480 с.

3. Национальный проект «Образование» [электронный ресурс] // Режим доступа: https://obraz.tmbreg.ru/images/doc/proekt/2018/NPO081018.pdf

4. Жаркова Ю.В. Методика исследования готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2017. - №9. - Режим доступа: http://joumal.mrsu.ru/arts/metodika-issledovaniya-gotovnosti-budushhego-uchitelya-logopeda-k-proektnoj-deyatelnosti (дата обращения 02.05.2020).

5. Ибрагимов Г.И Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятия и сущность // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 1. С. 6-10

6. Маркова С.М., Горлова В.Г. Подготовка педагога профессионального обучения к проектной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) Modern Research of Social Problems. 2015 №4 (48). С. 21-28.

7. Мирзоева М.М. Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 173-180.

8. Разенкова Ю.А., Коваленко Ю.Ю. Выявление проблем в развитии раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2. С. 54-60.

9. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. - 2018. -№ 6. - С. 261-265; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37068 (дата обращения: 23.04.2020).

10. Харченко Н.К. Технологическая модель профессиональной подготовки логопеда в педагогическом вузе. Автореф.к.пед.н. Ставрополь, 2003. - 24 с.

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье изучаются проблемы совершенствования современного профессионального туристского образования. В работе определены основные теоретические аспекты его реализации в современных экономических и социокультурных условиях, а именно: цель, задачи, компоненты (этапы) профессиональной подготовки, компоненты содержания профессионального образования, дидактические принципы, закономерности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка менеджеров туристической сферы и гостиничного сервиса, система высшего профессионального образования, теоретические основы, методологические подходы, профессиональная компетентность, готовность к профессиональной деятельности, компоненты профессиональной подготовки, компоненты содержания профессионального образования, принципы.

Annotation. The article examines the problems of improving modern professional tourism education. The paper defines the main theoretical aspects of its implementation in modern economic and socio-cultural conditions, namely: the purpose, objectives, components (stages) of professional training, components of the content of professional education, didactic principles, laws.

Keywords: professional training of managers of tourism and hotel services, the system of higher professional education, theoretical foundations, methodological approaches, professional competence, readiness for professional activity, components of professional training, components of the content of professional education, principles.

Введение. Сегодня государство и общество, переживающее постиндустриальный период своего развития, нуждается в специалистах, стремящихся к накоплению опыта решения проблем и нестандартных задач, опыта общения и взаимодействия, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и себе самому. Современный специалист сферы туризма и гостиничного сервиса должен обладать умением учиться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.