Таким образом, использование всех средств параграфемики позволяет создать совершенно неповторимый индивидуальный образ.
Одна из особенностей современных рекламных текстов - использование элементов дореформенной графики. Они встречаются в рекламных текстах, в названиях коммерческих предприятий и общественных организаций.
Такие случаи единичны в языковом пространстве г. Махачкалы, например, гостиница ПЕТРОВСКЪ, автозаправочная станция ГАЗПРОМЪ.
В первом примере буква "Ъ» (ер) используется по традиции. «ПЕТРОВСКЪ» - это сокращение от "Порт-Петровскъ". Так называлась когда-то Махачкала. В названии гостиницы сохраняется дореформенное написание старого названия города.
Другие так называемые «лишние» буквы в рекламных текстах г. Махачкалы не используются, что свидетельствует об отсутствии специальных знаний не только у создателей вывесок, но и у рядовых граждан, на которых рассчитана реклама.
Дореформенные буквы становятся предметом декора. Создателю заголовка или рекламного плаката, в котором используются буквы дореформенной графики, необходимо определенным образом декларировать свою приверженность старине. Старая орфография дополняется шрифтом, стилизованным под шрифт старопечатных книг.
Негативный явлением современных рекламных текстов являются многочисленные ошибки, порожденные безграмотностью создателей рекламы или обусловленные наличием в лингвистике нерешенных проблем, приводящих к орфографическому разнобою в написании одних и тех же слов или их частей.
Так, например, среди лингвистов не существует единого мнения по поводу статуса единиц типа авто-, фото-, мини-, экспресс-, электро- и др., определяемых как приставки, части сложных слов или аналитические прилагательные. От решения этого вопроса и зависит их слитное, дефисное или раздельное написание. Эта неопределенность отражается в вывесках, содержащих такие элементы:
МИНИ БАНК «ЛОМБАРД» - МИНИ-МАРКЕТ «ЛЕДИ»,
АВТО СТРАХОВАНИЕ - АВТОСТОЯНКА,
ЭЛЕКТРО ИНСТРУМЕНТЫ - ЭЛЕКТРОЭПИЛЯЦИЯ,
ФОТОСЪЕМКА - ФОТО ЭПИЛЯЦИЯ.
Если колебания в написании слов с элементами мини-, фото-, авто- имеют определенные основания в самом языке, то никаких оснований не существует для сложносокращенных слов, которые, согласно правилам русской орфографии, пишутся всегда слитно. Однако в вывесках сложносокращенные слова можно обнаружить как в слитном, так и в дефисном и даже раздельном написании: СПОРТ БАР, ХОЗ-ТОВАРЫ, СТЕКЛО-СНАБ, ШЛИФ-ЦЕНТР.
В сложносокращенных словах, пишущихся в соответствии с орфографической нормой, т.е. слитно, часты ошибки в употреблении прописных и строчных букв. Они заключаются в том, что каждый компонент в составе сложения оформляется с прописной буквы: МедСервис, МедТехСнаб и т.д.
Нами обнаружены ошибки в употреблении одиночных/удвоенных согласных (например, МОРОЖЕННОЕ, ПЕСЧАННЫЙКАРЬЕР).
Выводы. Анализируя особенности текстов рекламного характера и многочисленных вывесок в языковом пространстве г. Махачкалы, следует отметить, что при всем разнообразии способов их оформления создатели рекламных текстов должны думать не только об оригинальности формы, но и о доступности содержания для потенциальных потребителей, а также правильности написания. Вывеска с ошибкой демонстрирует не только безграмотность рекламщиков, но и навязывает неправильное написание слова тем, кто еще не обучился грамоте. Безграмотныя вывеска, на наш взгляд, является не рекламой, а антирекламой.
Если говорить о полизнаковости графического облика языкового пространства г. Махачкалы, то она не является для Дагестана чем-то непривычным, поскольку Дагестан является уникальным в языковом плане регионом, в котором изначально существовало многообразие «голосов, языков, алфавитов, шрифтов...».
Литература:
1. Григорьева Т.М. Графико-орфографические приметы современности // Активные процессы конца ХХ века: Тез. докл. междунар. конференции. - М., 2000, с. 47-49.
2. Дьяков А.И. Англоязычные варваризмы в языке города // Лингвистический ежегодник Сибири. -Вып. 1. - Красноярск, 1999, с. 113-120.
3. Лубенко А.Н. Параграфемные явления в их взаимоотношении. Семантический аспект // Лингвистический ежегодник Сибири. - Вып. 3. - Красноярск, 2001, с. 185-187.
4. Шмелева Т.В. Письменность городской среды // Фонетика - орфография - письмо в теории и практике. - Красноярск, 1997.
Педагогика
УДК 377
адъюнкт Иванов Максим Григорьевич
ФГКОУ ВО «Военный университет» МО РФ (г. Москва)
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
Аннотация. В статье анализируется вопрос формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы в повседневной жизнедеятельности войск, как одного из педагогических путей повышения эффективности воспитания эстетической культуры военнослужащих контрактной службы. Автором определена сущность, представлена цель и решаемые задачи в данном процессе, а также обозначены педагогические условия его реализации.
Ключевые слова: формирование, воспитание, потребности, военнослужащие контрактной службы, эстетика.
Annotation. The article analyzes the issue of forming the aesthetic needs of servicemen of contract service in the
daily life of the troops, as one of the pedagogical ways of increasing the effectiveness of educating the aesthetic culture of servicemen of contract service. The author defines the essence, presents the goal and the tasks to be solved in this process, and also outlines the pedagogical conditions for its implementation.
Keywords: formation, education, needs, military servicemen of contract service, aesthetics.
Введение. Современные условия развития Вооружённых Сил, требуют выработки новых подходов к формированию у военнослужащих по контракту эстетических потребностей в повседневной жизнедеятельности войск. Опираясь на теоретические основы воспитания военнослужащих и практики работы с личным составом, становится очевидным, что военный педагог строит свою деятельность с учетом духовной сферы личности воспитанника, которую воспитанник не демонстрирует публично, храня в себе установки, эмоциональные оценки и отношения. Духовная сфера личности рассматривается как относительно самостоятельная и одновременно взаимосвязанная с разумом и волей контрактника. Воздействуя на эмоции и чувства, мы одновременно влияем на всю личность, военнослужащего контрактной службы.
Изложение основного материала статьи. Главная побудительная сила деятельности контрактника -его потребности [4, С. 149]. Эстетическая потребность - это нужда в эстетических переживаниях, заинтересованность военнослужащего контрактной службы в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического военнослужащим в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной., в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде человека [4, С. 150].
Эстетическая потребность органически связана со всеми другими потребностями и интересами личности, представляющими концентрацию потребностей и интересов общества. Она является как бы особым, духовно-эмоциональным срезом потребности и интересов личности.
Особенностью эстетической потребности является ее активный поисковый характер. Она может активизироваться не только под воздействием эстетических ценностей или норм, но и самостоятельно, спонтанно. «В этом случае предмет, обуславливающий действие каждой из этих сил, субъекту или его силам предлагается уже не извне, подневольно, а внутренне, автономно», он как бы подыскивает, открывается субъектом. В этой связи важно заметить, что потребность - «состояние неуравновешенного организма с его жизненной средой, побуждающее организм к деятельности, проявляющееся в его объективных нуждах, в определенных требованиях к среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания процесса жизнедеятельности». В свою очередь эстетическая потребность может выражаться как интерес. Он -своеобразный вектор потребности, которая, насыщаясь гаммой эстетических интересов, выступает как эстетическая направленность личности, ориентированное отношение к предмету нужды.
Потребность есть основа формирования мотивов поведения человека. Мотивы бывают (согласно общей психологии) простые и сложные.
Простые: влечения, желания, хотения.
Сложные: интересы, идеалы, установки, ценности, ориентации, убеждении.
Без мотивов не возможна постановка цели деятельности.
Эстетические потребности согласно пирамиды А. Маслоу находятся на предпоследнем месте, пропуская на вершину пирамиды потребности в самоактуализации [6]. Согласно его представлений, только после удовлетворения эстетических потребностей появляются потребности в реализации своих целей, способностей развития собственной личности.
Ценностное самовоспитание военнослужащих контрактной службы нацелено на формирование и развитие у контрактников таких потребностей, как: потребность в развитии эстетических вкусов, чувств, к выработке и соблюдению эстетических привычек, манер; потребность в прекрасном и возвышенном в окружающей действительности, в военной службе, в коллективе, в людях, в природе, в искусстве; потребность к непрерывному повышению культуры речи, постоянному поддержанию опрятного внешнего вида; потребность в планомерной деятельности по достижению культурного уровня воинской среды.
Основная характеристика потребностей военнослужащих - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребностей, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [5, С. 515].
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у военнослужащего разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера [5, С. 515].
Мотивы - это активные внутренние силы, побуждающие военнослужащего контрактной службы к постановке целей, действиям, поступкам и деятельности в целом по достижению этих целей. Это внутренние осознанные побуждения, субъективное, отраженное, функция ряда психологических образований; мировоззрения, убеждений, интересов, идеалов, установок и т.д.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни «деятельности или материальных обьектах».
«Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется» [5, С. 515].
Формирование эстетических потребностей - это чрезвычайно сложный и длительный процесс. Практически он начинается с раннего детства в семье, дошкольных учреждениях, продолжается в школе, вузе, и наконец в воинском коллективе.
Следовательно, на военную службу по контракту приходят люди с различным уровнем сформированности эстетических потребностей, разными эстетическими вкусами, взглядами, идеалами, с тем или иным уровнем развития эстетических чувств, представлениям о красоте поведения, с определенными привычками и стереотипами.
Процесс формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы в повседневной жизнедеятельности войск диалектичен и сложен. Диалектичность его проявляется в присущих ему противоречиях, изучение которых дает возможность организаторам воспитательного процесса избежать
стихийности в действиях, управлять этим процессом на научной основе.
В Вооруженных Силах Российской Федерации сложилась определенная система эстетического воспитания. Она включает в себя совокупность объективных условий, а также средства, способы, методы, воспитания и эстетического воздействия, используемые для целенаправленного влияния на военнослужащего контрактной службы в целях его всестороннего и гармоничного развития, расширения эстетических знаний, формирования вкусов, взглядов, потребностей и эстетического поведения.
Эстетические потребности военнослужащих контрактной службы прежде всего формируются всем армейским укладом жизни, ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой работой с личным составом должностных лиц воинской части, подразделения.
Эстетические потребности военнослужащих по контракту формируются: в интересной служебной деятельности; в культурном просвещении; в коммуникабельности; в уважении окружающих; в поддержании внутреннего порядка; в опрятности и подтянутости и др.
Однако, учитывая тот значимый факт, что эстетические потребности шире, чем, например, нравственные, правовые, и т.д., то и объективные факторы, воздействующие эстетически на военнослужащего контрактной службы, его сознание, повседневную практику, тоже значительно шире. Это и природа, и окружающая контрактников предметно-вещевая среда, сам процесс воинского труда, общение и создание искусства.
Данные правила предполагают: рассмотрение всех элементов процесса воспитательной деятельности во взаимосвязи и взаимозависимости; использование специфических воспитательных функций войсковых учреждении культуры в комплексе всех воспитательных мер, проводимых в воинской части; сочетание массовых, коллективных и групповых форм воспитательной деятельности войсковых учреждений культуры в ходе работы с военнослужащими контрактной службы; комплексное применение традиционных и инновационных методов в организации воспитательных мероприятий в части (гарнизоне) и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы было обнаружено, что важным условием процесса формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной служба в повседневной жизнедеятельности войск является учет возрастных особенностей военнослужащих по контракту, определяющих характер их эстетических интересов и предпочтений.
Согласно вышеизложенному, следующим условием, определяющим эффективность формирования эстетических потребностей военнослужащих, является использование эффективных приемов, форм и методов при организации процесса формирования эстетических потребностей контрактников в повседневной жизнедеятельности войск.
Отметим, что эстетические потребности, как и другие духовные свойства личности военнослужащего контрактной службы, не даются природой. Они формируются в процессе накопления социального опыта и воспитания. Формирование эстетических потребностей продолжается в течение всей жизни человека. Эстетические потребности - показатель не только эстетической культуры личности, но и ее культуры в целом.
Проведенное исследования подтверждает готовность военнослужащих контрактной службы к глубоким сопереживаниям, склонность к творческому воображению и поэтическому домысливанию, к выработке правильных критериев оценки нравственно-эстетического поведения. Формирование и развитие эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы в повседневной деятельности войск зависит от культурного содержания воинской среды. Это еще одно важное условие формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы [3, С. 4].
Формирование эстетических потребностей контрактников в повседневной жизнедеятельности войск -многоплановый процесс, в котором принимают участие стихийные факторы (влияние массовой и военной культуры, повседневное общение, предметно-вещевая среда, учебно-воспитательный процесс и др.), а также имеет место система целенаправленного формирования эстетических потребностей, где важное значение приобретает педагогический потенциал социально-культурной среды с ее огромным багажом форм и методов воспитательного воздействия на личность контрактника.
Формирование эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы достигается четкой организацией воспитательной деятельности войсковых учреждений культуры, научно-обоснованным и педагогически целенаправленным планирование их деятельности. Это предполагает разработку в частях (гарнизонах) перспективных, текущих и оперативных планов работы с каждым учреждением культуры. Вместе с тем, содержание планирования деятельности Домов офицеров, клубов, библиотек, музеев, военного оркестра, комнат информирования и досуга подразделений должно быть подчинено цели - воспитанию эстетической культуры военнослужащих контрактной службы, формированию у них эстетических потребностей, необходимых для выполнения служебно-боевых задач. Кроме того, планирование воспитательной деятельности войсковых учреждений культуры части (гарнизона) должно сочетаться с планированием организации воспитательной работы всех субъектов воспитания соединения (части) и морально-психологического обеспечения в целом.
Планируя и организуя работу, направленную на формирование эстетических потребностей контрактников, военный педагог обязан так организовать дело, чтобы демонстрируемые фильмы, проводимые встречи, тематические вечера, устные журналы, концерты и читательские конференции, каждая прочитанная книга оставляли эмоциональный след личности профессионала-контрактника, помогали яснее представить свое место в строю, вызывали в душе контрактника эстетический интерес и чувства [2, С. 39].
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования в случайно отобранных воинских частях свидетельствует, что более 75% военнослужащих контрактной службы стремятся стать высоко подготовленными профессионалами, обладающими развитыми эстетическими потребностями, осознают необходимость профессионального-эстетического развития. Эстетическая потребность в воинской деятельности, как переживаемая нужда, становится для них источником эстетической активности к самообразованию и самовоспитанию, их мотивом.
В ходе проведенного эксперимента, были актуализированы изучаемые характеристики эстетических потребностей. В результате диагностирующего эксперимента выделены три группы военнослужащих контрактной службы с различным уровнем развития эстетических потребностей. 1 группа — 35,2% — с низким уровнем развития эстетических потребностей; 2 группа — 43,3% — средний уровень; 3 группа — 21,5% — с высоким уровнем эстетических потребностей (в диссертации дана детальная характеристика
каждого уровня).
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях повседневной жизнедеятельности воинской части в рамках запланированного служебного времени. Для каждой из групп было разработана программа коррекции, в каждой группе одни и те же руководители или исследователь. В формирующем эксперименте использовались приемы создания эмоционально ярких учебно-воспитательных ситуаций, актуальные и значимые для профессионалов-контрактников средства, способы приобретения эстетических знаний; происходило вовлечение военнослужащих контрактной службы в ситуации, вызывающие чувство неудовлетворенности наличием уровня развития эстетических потребностей; создание ситуаций успеха в профессиональной деятельности [1. С. 115].
Динамика процесса фиксировалась по количественной представленности контрактников в группе, а также по качественным изменениям в структуре эстетических потребностей в пределах группы у каждого из военнослужащих контрактной службы.
По итогам формирующего эксперимента не был зафиксирован низший уровень развития эстетических потребностей, возросла в процентном отношении группа, обладающая высоким уровнем эстетических потребностей до 47,2% Число немотивированных ответов сократилось в два раза: с 43,3% до 16,1%.
Несмотря на положительные тенденции в армию и на флот приходят люди с недостаточно сформированными эстетическими потребностями, а их эстетическое сознание и эстетическая деятельность бывают на столько деформированы, что речь уже идет не об улучшении уже сложившихся эстетических потребностей, а об исправлении допущенных деформаций, то есть практически о работе заново.
Как показало проведенное исследование, социально-культурная деятельность несет в себе огромный педагогический потенциал в воинской части, для реализации которого должны организовываться такие мероприятия по формированию эстетических потребностей военнослужащих, которые будут включать в себя не только беседы, концерты художественной самодеятельности, конкурсы поэзии, поделок, песен, но и работу по возрождению национальных традиций в сфере военного фольклора, создание этнографических коллективов, организацию просветительской деятельности для тех, кто изучает историю армии, ее культуру.
Автором было выявлено, что в процессе формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы целесообразно использовать заложенные в разных видах и жанрах искусства познавательные, идейно-нравственные, рекреативные (снятия усталости), коммуникативные (общение) и другие возможности. Умелый подбор и чередование художественных произведений позволит реализовать перечисленные функции искусства. Размытость ценностно-ориентационных начал в жизни нашего общества сегодня особо ставит перед этим направлением работы с контрактниками задачу формирования чувства прекрасного, умение отличить истинно прекрасное от ложного, умение осознать и понять значимость и величие ратного труда, всю полноту его социального звучания. Эстетические чувства закрепляются в эстетической деятельности, пронизывающей всю жизнь человека, включая и художественное творчество как неотъемлемую часть его бытия. Теоретические основы эстетического знания опираются на учет законов и закономерностей проявления и действия эстетических потребностей в деятельности военнослужащего контрактной службы.
Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что формирование эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы является актуальным педагогическим путем воспитания их эстетической культуры и должно осуществляться на научной основе. Эффективность формирования эстетических потребностей военнослужащих контрактной службы возрастает в результате реализации следующих педагогических условий: соблюдения эстетических принципов в реализации положений Общевоинского устава Вооруженных сил Российской Федерации; учета возрастных особенностей военнослужащих контрактной службы, определяющих характер их эстетических интересов и предпочтений; использования эффективных приемов, форм и методов организации процесса формирования эстетических потребностей контрактников в повседневной жизнедеятельности войск; обогащения эстетического опыта контрактников, развития их умений и навыков эстетической деятельности; создания условий для включения контрактников в активную творческую деятельность; приобщения военнослужащих контрактной службы к искусству - литературе, музыки, изобразительному искусству, театру и кино.
Литература:
1. Герасимова, Т.Н., Иванов М.Г. Модель воспитания эстетической культуры военнослужащих по контракту Вооруженных сил Российской Федерации: в сб. науч. тр. / Пермский военный ин-т войск национальной гвардии РФ. 2017. С. 113-120.
2. Герасимова, Т.Н., Иванов, М.Г. Воспитание эстетической культуры военнослужащих контрактной службы в российской армии: история, современность и перспективы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. №6. С. 37-40.
3. Иванов, М.Г. Теоретические основы воспитания эстетической культуры военнослужащих по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации // Вестник адъюнкта. 2018. № 1 (1). С. 4.
4. Калинин М.А. Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту // Общественные науки. Социология. 2017. № 2 (42). С. 149-151.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. 115 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. С. 515.
7. BrainApps.ru [сайт]. URL: https://brainapps.ru/blog/2017/04/piramida-potrebnostey-maslou/ (дата обращения 20.11.2018).
Педагогика
УДК: 371
ассистент Игнатова Ольга Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В
ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению интерактивных методов обучения и их роли при формировании ключевых компетентностей у будущих специалистов по транспортным системам авиационной отрасли.
Ключевые слова: деловые игры, имитационные игры, интерактивные методы обучения, метод анализа конкретных ситуаций, метод инсценировки, метод инцидента, метод кейсов, тренинг.
Annotation. This article examines interactive teaching methods and their role in the formation of key competencies for future professionals of aviation transport systems.
Keywords: business games, simulation games, interactive teaching methods, case study method, method of staging, a method of incident, method of case studies, training.
Введене. В условиях модернизации образовательного пространства, важное значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных креативных учителей начальной школы, способных обеспечить всестороннее развитие ребенка как целостной личности, развития ее творческих способностей и дарований и обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, формирования гражданина России. Эффективность решения указанных задач во многом зависит от профессионализма учителя к построению такого процесса обучения в начальной школе и, прежде всего, на уроках математики, который укреплял бы интерес ребенка к познанию, открытию нового, обеспечивал бы прочность и надежность усваиваемых знаний, и в то же время, способствовал формированию в каждой ребенку рис познавательной активности, реально и творчески мыслящей, самокритичной личности [6].
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что только творческая личность может воспитать такую же творческую личность. Из этого следует, что актуальность и значимость профессиональной подготовки учителя начального звена образования к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках математики стимулируется современными достижениями науки, а также изменениями, происходящими в социально-экономической сфере общественной жизни.
Ориентация современных образовательных реформ на формирование специалиста-профессионала ставит повышенные требования к подготовке учителя начальных классов, особенно в аспекте профессионально-педагогического творчества. Приоритет при этом отдается творческому развитию будущего учителя, его открытости к инновациям, экспериментам, педагогического артистизма, способности к самопознанию, саморазвитию и самоактуализации в профессиональной деятельности [4].
Творчество в педагогической деятельности требует формирования у будущих учителей начальных классов широкого круга профессионально-творческих, профессионально-методических умений, навыков и способностей. Однако, как показывает школьная практика, готовности педагога начальных классов к оригинальному конструирования учебного материала, применение нестандартных форм, методов обучения и воспитания, их сочетание и внедрение в учебной и внеурочной воспитательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, способность к сотрудничеству, сотрудничества, сотворчества с различными субъектами образовательного процесса, не всегда является достаточным, что негативно может сказаться на творческом развитии школьников. Поэтому, выявленные противоречия, между:
- изменениями в содержании педагогической деятельности учителя начальной школы, обусловленными реформированием современной системы образования, и содержанием и формами его подготовки в образовательных организациях высшего образования;
- имеющимся и требуемым уровнями готовности будущих учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности по развитию творческой личности учащихся актуализировали выбранное нами направление научного поиска [2].
Анализ исследований, связанных с проблемой творчества, творческой личности, ее творческих способностей и творческой деятельности, позволяет констатировать значительный интерес ученых к различным ее аспектам. Вопросу природы, сущности и содержания творчества посвящены исследования Д. Богоявленской, Л. Выготского, В.Моляко, А. Менегетти, В. Николко, Я. Пономарева, В. Роменца и др.. Формирование творческой личности учителя исследуется в научных трудах Н. Гузий, В. Загвязинского, И. Зязюна, С. Коновец, Н. Кичук, М. Никандрова, О. Пехоты, С. Сысоевой и др.. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей стала предметом исследования научных трудов Н. Демьяненко, О. Дубасенюк и др.
Однако, несмотря на значительные достижения ученых в указанном направлении, считаем, что вопрос готовности будущих учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности по развитию творческого потенциала младших школьников, их творческих способностей, решается все еще частично. Часто стереотипы педагогического мышления учителя начальных классов не обеспечивают триединство обучающей, воспитательной и развивающей функций современного образования учащихся младшего школьного возраста. Традиционно усилия учителей сосредоточены на формировании знаний, умений и навыков, решении чисто учебных задач и совершенно недостаточно внимания уделяется развитию творческого мышления младших школьников, их способности к оригинальности рассуждений, изобретательности, генерированию новых идей, развитости воображения, фантазии, интуиции, способности к нахождению оптимального решения из нескольких возможных и др.. Итак, анализ научной литературы показывает, что в большинстве научных исследований сконцентрировано внимание на повышении качества подготовки учителей к выполнению профессионально-педагогических обязанностей, но недостаточно внимания уделяется творческому компоненту этой подготовки [3].