Научная статья на тему 'К вопросу формирования демократической журналистики в Монголии'

К вопросу формирования демократической журналистики в Монголии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зулькафиль Маулетийн

В статье дано описание основных направлений деятельности современной медиасистемы Монголии. В ней также рассматривается влияние, которое оказали изменения в развитии монгольского государства на процессы приватизации СМИ, создания политически профилированной прессы, обогащения типологии СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question of forming of democratic journalism in Mongolia

In the article of professor Z. Maulet is given description of basic directions activity of modern mediasisteme Mongolia. Influencing, which was rendered change in development of the Mongolian state on the processes of privatization of MASS-MEDIA, creation of the politically profiled press, enriching of typology MASS-MEDIA, is also examined in it.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования демократической журналистики в Монголии»

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В МОНГОЛИИ

Зулькафиль Маулетийн

Кафедра журналистики Монгольский государственный университет Р.О Вох-551, Улан-Баатар-51, Монголия

В статье дано описание основных направлений деятельности современной медиасистемы Монголии. В ней также рассматривается влияние, которое оказали изменения в развитии монгольского государства на процессы приватизации СМИ, создания политически профилированной прессы, обогащения типологии СМИ.

Общественно-политические и экономические преобразования в Монголии в конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. оказали огромное влияние на систему СМИ страны. Почти 70 лет находившаяся в государственной собственности и подчинявшаяся приоритетам партийно-государственной системы монгольская журналистика за короткий срок превратилась в независимую, свободную журналистику.

Новая Конституция Монголии, ратифицированная в 1992 г., провозгласила плюрализм мнений и гласности во всех сферах общественной жизни, свободу слова и информации [4. С 20], что открыло новый путь развития монгольской журналистики.

Спонтанно начавшиеся процессы децентрализации, либерализации и приватизации в масс-медиа и оказали существенное влияние на появление плюралистических прессы, радио и телевидения. Газеты, журналы, радио и телевизионные программы превратились в трибуну общественных мнений и гласности; сформировался новый медиарынок, отвечающий потребностям аудитории и требованиям времени. Журналисты получили возможность писать откровенно, свободно и открыто отстаивать свою социальную позицию. Аудитория стала более восприимчивой к проблемам общества, начала откровенно выражать различные мнения, что явилось одним из важных факторов формирования независимой журналистики.

Новым явлением для деятельности СМИ стал закон «О свободе печати и информации», принятый Монгольским парламентом в 1998 г.

Этот закон имеет огромное значение в истории становления новой демократической журналистики, впервые в истории страны была упразднена цензура в деятельности государственных СМИ и запрещено создание любой организации, ограничивающей деятельность независимых СМИ. В результате принятия этого правового акта интенсивно начался процесс приватизации, ставший одним из главных направлений в деятельности новой медиасистемы Монголии.

Особого внимания заслуживает появление большого числа новых периодических изданий и электронных средств массовой информации. Если в середине

80-х гг. в Монголии издавалось всего 80 газет и журналов, работало около 25 радио- и телестанций, то в середине 90-х годов было зарегистрировано более 600 СМИ. Сегодня в Министерстве Юстиции Монголии зарегистрировано 2250 газет и журналов, работает более 250 других СМИ [9. С. 6]. Число ежедневных газет достигло 8; работает 5 общенациональных телеканалов; 44 радиостанции (34 из них FM радио), 37 телестанции (15 из них кабельное телевидение), что является свидетельством успешного развития современной монгольской журналистики [10].

Количественные изменения, произошедшие в монгольских СМИ, связаны главным образом с интенсивным развитием аймачных, городских, отраслевых и общественных СМИ, благодаря чему вся система приобрела вид горизонтальной структуры, со значительным обогащением типологии прессы, появлением новых ее видов, что сопровождалось увеличением числа существовавших категорий периодических изданий, в том числе журналов для женщин, детей и молодежи, познавательных и развлекательных журналов, расширением деятельности религиозной прессы, приходом новых кадров разных специальностей в средства массовой информации.

В процессе становления новой прессы сформировались и новые типы периодических изданий. Политический плюрализм способствовал выделению политически профилированной прессы. Противоречивость политических взглядов, отсутствие сбалансированного представления событий и фактов снизили доверие к прессе, поэтому тиражи партийной прессы начали резко снижаться. Если тираж газеты <^нэн» («Правда») — органа Монгольской народной революционной партии, первой ежедневной и в 2005 году отмечающей свое 85-летие газеты — в середине 80-х годов достиг 195 тысяч (рекордный показатель в истории монгольской журналистики), то в начале 90-х годов она выходила всего лишь двухтысячным тиражом. Сегодня из 22 партий, проводящих свою политическую деятельность в стране, только три партии имеют свои печатные органы. Тиражи этих газет колеблются от 3 до 8 тысяч экземпляров. По сравнению с другими влиятельными газетами это очень низкий показатель.

В процессе приватизации и коммерциализации появились новые печатные издания, которые объявили себя политически независимыми. Эти независимые газеты имеют разные типы и направления: экономические, экологические, образовательные, научно-популярные, познавательные, рекламные, даже эротико-порнографические и др.

Они быстро завоевали большую часть информационного рынка. Их содержание отвечало потребностям экономически активной части массовой аудитории. Многие независимые издания предоставляли конкретную фактическую информацию скандального характера, перешли на таблоидный формат, использовали новый дизайн западного типа и более живой языковой стиль в отличие от официального, не допускавшего употребления жаргонизмов. С целью привлечения внимания читателей использовались яркие, кричащие скандальные заголовки, иногда противоречащие содержанию газетных публикаций. Эти газеты служили основой развития бульварных газет, или «желтой прессы», в монгольской медиасистеме,

которая сегодня привлекает значительную часть аудитории периодических изданий. Тиражи новой прессы быстро превысили тиражи политических изданий. Независимые газеты установили контроль над производственным циклом, создали собственную сеть распространителей, завладели расширяющимся рекламным рынком. В монгольских СМИ возник медиарынок с такими неотъемлемыми его атрибутами, как предложение, спрос и конкуренция. Иными словами, информация превратилась в товар, пользующийся большим спросом и одним из важных показателей функционирования рынка информации стала реклама. Для коммерческих СМИ это основа их существования, а для общественных — важное пополнение собственных доходов. Сегодня в Монголии выходит около 15 специализированных рекламных газет, от 40 до 60 процентов всех материалов ежедневных газет занимает реклама. По словам профессора Л. Норовсурэна, за короткий срок реклама превратилась в неотъемлемую часть деятельности СМИ, став своеобразным источником финансирования и гарантией существования» [6. C. 26].

Одной из отличительных черт современной монгольской медиасистемы является внедрение в деятельность СМИ новых технологий кабельное и спутниковое вещание, интерактивный видеотекст, телетекст, цифровое радио, телевидение высокой четкости, компакт-диски, видеокассеты, цифровые аудиокассеты и др.

Сегодня Интернет становится одним из самых перспективных СМИ для нашей страны. Из года в год увеличивается число интернет-центров, интернет-кафе, потребителей Интернета, активно внедряются в практику такие новые формы интернет-обслуживания, как электронная почта, электронная пресса, нетворк-брод-кастин и электронные версии газет. Телеканалы ТВ-5, UBS TB, «25-канал» и несколько FM радиостанций передают свои программы через интернет, все крупные газеты и журналы имеют свои электронные версии, функционируют более 20 онлайн-газет. Благодаря этим новым видам СМИ монголы, проживающие в разных уголках земного шара, регулярно и оперативно получают информацию о своей Родине.

В годы демократических преобразований как ответ на запросы времени и социальных потребностей возникли новые направления и информативно-коммуникативные формы в монгольской журналистике. Одним из таких направлений является журналистское расследование, возникшее в журналистике нашей страны в начале 90-х гг. прошлого века, как результат неизбежной потребности масс в более полной и достоверной информации. Это новое и яркое направление журналистики у нас в стране, как и в других цивилизованных странах с демократическим устройством, становится основным фактором в реализации «четвертой властью» функции общественного контроля. Крупные СМИ проводят работу по журналистскому расследованию, хотя имеют небольшой опыт в этом направлении. Примером этого является то, что в редакциях крупных газет страны созданы отделы расследовательской журналистики, некоторые независимые газеты и отдельные журналисты специализируются по этому направлению, в крупных вузах, готовящих будущих журналистов, изучаются предметы раследовательской журналистики.

Главной проблемой этого направления журналистской деятельности является недостаточно четкая юридическая база (например, отсутствие законного акта о засекречивании источника информации).

Обогащение и углубление методологической базы деятельности журналистики оказало положительное влияние на информационную насыщенность, оперативность, качество и мастерство публикаций и передач, новизну фактов, гласность, актуальность и плюрализм освещаемых вопросов, правдивость и др. Информационная, познавательная, развлекательная функции стали ведущими функциями, а правдивость, оперативность, доступность главными принципами деятельности журналистики. Эти новые явления, присущие практике СМИ, содействовали резкому улучшению содержания журналистских выступлений.

Расширяется тематический диапазон освещаемых вопросов, уменьшается круг закрытых для журналистской критики зон, активно действуют работники СМИ для восстановления исторической правды. Печать, радио и телевидение стали действенной трибуной гласности и плюрализма мнений. Заметно уменьшилось количество «официальных» отчетов, передовых статей, различных советов и «дневников» активистов печати. Многие вопросы, закрытые прежде для СМИ, стали главными темами сегодняшней журналистики. Например, можно назвать такие проблемы, как жизнь заключенных, недостатки в деятельности вооруженных сил, банковские аферы, «белые пятна» истории, различные крупные преступления, коррупция, взяточничество, отчетность о материнской и детской смертности и многие др.

СМИ активно вторгаются в гущу действительности, в них большое место занимает реальная информация, уменьшается число хвалебных материалов и лирических отступлений, журналисты стараются делать правдивые выводы, показать явление и событие в том виде, какими они есть, раскрывать причины недостатков и искать пути их устранения. Все это положительно влияет на действенность публикаций и передач, эффективность всей работы СМИ. Вместе с тем повышается и активность масс, часто обращаются они к СМИ с конкретными предложениями. Это одно из заметных явлений, присущих практике нашей журналистики.

Деловитость и аналитичность — важные особенности выступлений СМИ в переходный период. Деловитость в журналистике — это умение ставить вопросы конкретно, с учетом всей многосложности общественного развития, не отставать от жизни и искать ответы на стоящие перед страной вопросы. В публикациях наших газет наблюдаются такие тенденции, как уменьшение числа общих фраз и рассуждений, повторения общеизвестных истин, приукрашивания и лакировки действительности. Журналисты к любому вопросу относятся по-деловому, пишут конкретно, коротко. Аналитичность означает способность проникать в суть явлений, находить закономерные взаимосвязи между ними. Журналисты активно работают для своевременного информирования людей об актуальных, общественнозначимых событиях дня, дают оценки, толкование, анализ фактов, явлений повседневной действительности.

При положительной оценке работы наших СМИ итоги исследования дают основания отметить наличие различных недостатков и упущений в деятельности

монгольской журналистики: во многих газетах недостаточно аналитических материалов не только с анализом положительного опыта, но и выявления причин недостатков, часто они уходят от глубокого анализа сложных проблем; при проведении общественно-организаторской работы больше внимания обращают на ее количественную сторону, что связано с отсутствием последовательности, непрерывности, качественного развития и гармоничности информационных связей; слишком большое место занимают сенсационные материалы без анализа и доказательства неоспоримыми фактами. Из-за отсутствия четко разработанной программы публикаций страницы газет нередко заполняются случайными, второстепенными материалами и часто дублируют другие издания, поэтому иногда трудно определить, какая тематика для газеты является основной, т.е. определяющей ее индивидуальность; мало используются аналитические, художественно-публицистические жанры, по-прежнему живуч схематизм и шаблон в разработке выбранной темы; многим газетам и другим СМИ не хватает оперативности, что является одной из причин снижения эффективности. Эти недостатки, несомненно, связаны с недостаточным профессиональным умением и знанием работников СМИ.

Таким образом, общественно-политические и экономические преобразования, осуществившиеся на рубеже 80-х и 90-х гг. в Монголии, оказали огромное влияние на разрушение существовавшего порядка в системе СМИ и реконструкцию его по требованию нового времени и потребностям масс. Результатом этого стали:

— ликвидация государственной монополии в области СМИ и упразднение института цензуры (1989 г.), введение в практику нового закона о выпуске новых СМИ и их регистрации (1992 г.);

— принятие новых правовых актов, регулирующих деятельность СМИ. В августе 1998 г. Монгольский парламент принял закон «О свободе печати и информации», в феврале 2005 г. закон «Об общественном радио и телевидении», которые создали новую правовую базу для деятельности всех СМИ Монголии;

— дифференциация форм собственности СМИ в Монголии с учетом различных форм собственности от государственной до частной;

— технический и технологический прогресс в связи с появлением современных полиграфических предприятий (созданы около 200 таких предприятий), модернизацией работы в редакциях, внедрением спутникового радио и телевидения, созданием «цифровых платформ», расширением кабельной сети передач, радиостанций FМ и развитием Интернета;

— появление некоторых иностранных инвесторов и создание совместных СМИ. Хотя этот процесс идет очень медленно, сегодня наблюдаются некоторые положительные сдвиги в этом направлении;

— количественные и качественные изменения в деятельности СМИ, что повлекло за собой изменения и в системе журналистского образования в Монголии, переживающего уже много лет небывалый расцвет; Это проявляется в росте количества вузов по подготовке кадров для СМИ (сегодня в 22 вузах страны готовят будущих работников СМИ).

За годы революционного обновления, общественно-политических и экономических перемен монгольская журналистика сыграла огромную роль в разрушении старой формации и создании нового, гражданского, демократического общества. Несмотря на неудачи и преграды, встречавшиеся во время переходного периода, монгольская журналистика приблизилась к мировому уровню свободнодемократической журналистики, что является одним из главных достижений нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дэлэг Г. Монгольская печать (на монг. яз.). Т. I, II. — Улан-Батор, 1971—1972.

[2] Зулькафиль М. Современная монгольская журналистика (на монг. яз.). — Улан-Батор, 1998.

[3] Зулькафиль М. Основные тенденции развития монгольской журналистики: вопросы истории, теории и практики: Автореф. дисс. ... докт. наук. — Улан-Батор, 1997.

[4] Конституция Монголии (на монг. яз.). — Улан-Батор, 1997.

[5] Норовсурэн Л. Исторический обзор монгольской журналистики. Т. III. — Улан-Батор,

2003.

[6] Норовсурэн Л. Основные проблемы теории и истории монгольской журналистики: Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. — Улан-Батор, 2004.

[7] Нямсурэн Д. Мастерство журналиста (на монг. яз.). — Улан-Батор, 1987.

[8] Мониторинг СМИ Монголии. Отчет научного проекта (на монг. яз.). — Улан-Батор,

2004.

[9] Современные состояния и проблем развития монгольской журналистики. Материалы научно-теоритической конференции (на монг. яз.). — Улан-Батор, 2005.

[10] «вдрийн сонин» («Газета дня»). — 2005.11.21. № 280.

TO QUESTION OF FORMING OF DEMOCRATIC JOURNALISM IN MONGOLIA

Zulkaphil Maulet

Department of journalism National University of Mongolia P.O. Box-551, Ulanbaatar-51, Mongolia

In the article of professor Z. Maulet is given description of basic directions activity of modern mediasisteme Mongolia. Influencing, which was rendered change in development of the Mongolian state on the processes of privatization of MASS-MEDIA, creation of the politically profiled press, enriching of typology MASS-MEDIA, is also examined in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.