ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
УДК 070 ББК 76.01
Баасансурэн Тугалхуу
доктор журналистики, профессор, заведующий кафедрой журналистики университета Улаанбаатар Эрдэм, район Чингэлтэй, 4 хороо, Улан-Батор, Монголия, e-mail: [email protected]
Baasansuren Tugalhoo
Dr in Journalism, professor, Chief of the Department of Journalism, the Ulaanbaatar Science University Chingeltei district, 4th khoroo, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ПРЕССЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Для российских медиаисследователей научный интерес представляют не только отечественные массмедиа, но и средства массовой информации других стран. В настоящее время особенно актуальным становится изучение средств массовой информации азиатских стран — Китая, Японии, Кореи. В этом же ряду — журналистика Монголии. Этим определяется актуальность статьи. В статье дана краткая история монгольских средств массовой информации, определены главные проблемы, стоящие перед монгольскими журналистами, поставлены насущные задачи трансформации монгольских средств массовой информации.
Ключевые слова: монгольская пресса, история монгольской журналистики.
THE CURRENT STATE OF MONGOLIAN PRESS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
Russian scientists of media are interested not only in domestic mass media, but also in media of other countries. Currently becomes particularly relevant study media of Asian countries — China, Japan and Korea. In the same series — journalism of Mongolia. This determines the relevance of the article. The article gives a brief history of the Mongolian media identified the main challenges facing the Mongolian journalists put imperatives transformation Mongolian media.
Keywords: Mongolian press Mongolian history of journalism.
Этот 2013 год — особенный для монгольских журналистов. Ровно 100 лет назад 6 марта 1913 г. в столице Урга, нынешний Улан-Батор, был выпущен первый номер газеты «Шинэ толь хэмээх бичиг» («Новое зеркало»). Это была первая общенациональная газета, плод труда и ума наших прогрессивных интеллигентов во главе с основоположни-
© Баасансурэн Тугалхуу, 2014
ком монгольской журналистики Цэ-вээн Жамсрана.
Газета «Шинэ толь хэмээх бичиг» являла собой образец новой, свободной прессы, была рупором всего нового и прогрессивного, следовала политике просвещения и образования, популяризации науки и естествознания. Цэвээн Жамсрана и его соратники неустанно провозглаша-
17
ли идею независимости Монголии и придерживались линии на сближение с царской Россией и другими европейскими державами.
В 1913-1914-х гг. было опубликовано 20 номеров газеты «Шинэ толь хэмээх бичиг», а в последующих 1914-1920-х гг. было выпущено 103 номеров, но уже под названием «Нийслэл ХYрээний сонин бичиг» («Столичные новости»). Почти все номера этих двух газет теперь хранятся в библиотеке Санкт-Петербурга.
Монгольская журналистика, отмечающая свое столетие, сегодня достигла качественно новых вершин в своем развитии. В 1921 г. было создано национальное информационное агентство, в 1934 г. появилось радио, в 1967 г. — монгольское национальное телевидение, а в 1990-х гг. — интернет-журналистика.
В 1920-е гг. появились ежеквартальные и ежемесячные журналы, затем появились отраслевые газеты и журналы, с 1941 г. стали издаваться аймачные, то есть областные газеты, а с 1963 г., с появлением новых городов, таких, как Дархан, Эрдэнэт, стали издаваться городские газеты. С 1935 г. в Монголии стали известны такие понятия, как документальный фильм, фотография.
Потребовалось почти 90 лет, чтобы эти средства массовой информации сформировались в единую, целостную систему, и мы, монголы, помним и глубоко благодарны за тот значительный вклад, который внесли российские вузы, в том числе Иркутский государственный университет, в становление и укрепление монгольских средств массовой информации, в дело подготовки национальных кадров.
Сегодня в Монголии издается 135 газет, из которых 16 являются ежедневными. Также издается 99 ежемесячных, ежеквартальных,
ежедекадных и еженедельных журналов. Из 104 телевизионных каналов 71 являются кабельными. Есть телеканалы с иностранными капиталовложениями, такие как Российский «АИСТ», китайский «Одон». 16 телеканалов имеют вещание на всю страну. Если в 2004 г. этого могло себе позволить только Монгольское общественное телевидение, то начиная с 2005 года список пополнился М№5, ^-5, ^-9 и другими. Их среднесуточное эфирное время составляет 16-18 часов. Такие телеканалы, как Монгольское общественное телевидение, ^-5, ^-9 работают 24 часа в сутки. Из 84-х радиостанций 77 являются FM-радио. Добавлю, что на рынке конкурируют также 66 веб-сайтов. На каждый аймак в среднем приходится 4-7 средств массовой информации. Для маленькой Монголии это достаточно высокий показатель. После демократической революции 1990-го г. газеты, радиостанции, телеканалы росли, как грибы после дождя. Политики, олигархические группировки, политические партии не прочь установить контроль над мощными средствами массовой информации и пользоваться ими по собственному усмотрению.
В результате конкуренции некоторые газеты и журналы незаметно исчезают, с другой стороны явно прослеживается тенденция, когда различные виды средств массовой информации концентрируются в руках одного владельца.
На сегодняшний день такие меди-амагнаты, как «Монгол Ньюс», «Монгол мисс медиа», «Эх гоеот медиа» сохраняют лидирующие позиции на монгольском рынке. Скорее всего такая ситуация сохранится в обозримом будущем.
Вряд ли тиражи ежедневных газет будут расти в дальнейшем. Связано это со многими факторами, в том числе и ценами. 10 лет назад подписка на
БААСАНСУРЭН ТУГАЛХУУ
ежедневную газету за квартал составляла в среднем 7 500 тугриков, в то время как в 2012 г. эта сумма возросла в два раза и составляла уже 14 500 тугриков. Не секрет, что большинство ежедневных газет держится скорее на размещении рекламы, нежели на информации. Если в 2005 г. стоимость на размещение рекламного текста составлял в среднем 310 тыс. тугриков за полосу в ежедневной газете, то в 2011 г. цена выросла до 510 тыс. тугриков и до 850 тыс. тугриков за размещение полноцветной рекламы.
Совершенно иная картина наблюдается в отношении ежемесячных, ежеквартальных, ежедекадных и еженедельных журналов, для которых наступила золотая эра в Монголии.
Журналы подразделяются на такие тематические типы, как красота и здоровье, одежда и мода, жизнь звезд и так далее. Трудно сказать, как долго продлится такая идиллия, но на сегодня издатели журналов могут быть довольны своей жизнью. Тиражи журналов за последнее десятилетие выросли в 11 раз. В Монголии за год продается 4,7 млн журналов. Для страны с населением в 2,9 млн человек, из которых более половины составляют дети и молодежь, — это очень высокий показатель.
На сегодняшний день телевидение пока сохраняет статус наиболее мощного и эффективного средства массовой информации. Оно продолжает пользоваться наибольшей популярностью среди большинства населения.
Несмотря на эти реалии, невольно обращает на себя внимание, как электронная и мобильная форма информации стремительно завоевывает монгольский рынок.
По статистике, число абонентов сотовых операторов в Монголии достигло 3-х млн человек, в то время как услуги Интернета давно перешагнули границы городов и стали доступ-
ны в сельской местности. Опять же, по статистике, число пользователей Интернета в Монголии составляет 709,9 тыс. человек. И это, возможно, приводит к падению тиража ежедневных, еженедельных, ежедекадных газет, сокращению количества телезрителей. Например, если в 2011 г. индекс просмотра телевидения составлял 92 %, то в сентябре 2013 г. он снизился на 6 пунктов до 86 %. Тенденция такова, что скорость передачи информации по Интернету и мобильной связи все чаще превосходит скорость газет, радио и телевидения.
Все эти изменения вместе с научно-техническими достижениями требуют от руководств средств массовой информации пересмотреть свои ориентиры и планы в отношении публикаций и вещания, расширения научно-исследовательской деятельности со стороны экспертов, специализирующихся на теории журналистики.
4 октября этого года в Монголии прошла вторая общенациональная конференция руководящих работников средств массовой информации. Целый день был посвящен докладам и обмену мнением на тему «Свободная пресса».
Прошло 15 лет с тех пор, как парламент Монголии утвердил в 1998 г. «Закон о свободе прессы». В 2005 г. был принят «Закон об Общественном радио и телевидении», а в 2011 г. — «Закон о прозрачности информации и праве граждан на информацию».
Но, несмотря на эти достижения, нам пришлось констатировать, что юридические и правовые нормы для развития свободной прессы в Монголии созданы частично, не полностью.
Для привлечения общественного внимания к этой теме прошлой весной университет Улаанбаатар Эрдэм организовал «Научную конференцию — 2013», вызвавшую большой общественный резонанс.
Парламент Монголии сталкивается с необходимостью выработки законов, регулирующих общественные средства массовой информации. Созрели все условия для обновления «Закона о свободе прессы» от 1998 г. Ждет своего часа «Закон о национальном новостном агентстве».
В 2003 г. парламент Монголии утвердил «Национальную программу по правам человека», взяв тем самым определенные обязательства перед международным сообществом, в том числе и Комитетом по правам человека ООН.
В рамках данной программы монгольские власти взяли на себя обязательство завершить переход своих средств массовой информации под общественный контроль, иными словами, придать им общественный статус. Хотя с 2005 г. центральное телевидение и радио приобрело общественный статус по соответствующему закону, агентство МОНЦАМЭ все еще остается в ведении правительства.
Конфиденциальность источника информации; создание института консула по этическим вопросам, независимого от правительства; независимость средств массовой информации от политических и экономических группировок; создание необходимых условий во избежание коррупции; поддержка журналистского расследования; государственная политика и экономические рычаги, благоприятствующие развитию критики и исследовательской деятельности в журналистике — вот неполный перечень вопросов, ожидающих своего решения в Монголии.
Все это указывает на необходимость выработки не единичных законов, а целого ряда законов, нацеленных на развитие свободной прессы. Недостаточно одного только устного признания «четвертой ветви власти», чрезвычайно важно создать благоприятную правовую среду, чтобы
иметь реальную возможность работать в свободных условиях.
Монголия стремится к построению демократического и гуманного общества, где права и свободы человека уважаются. Одна из главных ценностей демократического общества состоит именно в развитии свободной прессы. Без свободной прессы бесполезно говорить о развитии демократического общества, защите демократических ценностей.
Народ имеет право знать правду. И мы, монгольские журналисты, служим этой цели. Эта своеобразная особенность нашей деятельности требует развития свободной прессы в Монголии. Чувствуется, что на данном этапе развития Монголии читатели, зрители, слушатели, граждане заинтересованы в быстрейшем развитии таких жанров, как журналистское расследование, экологическая журналистика. Можно даже сказать, что это стало своего рода заказом монгольского общества.
Согласно исследованиям последних лет, проведенными такими авторитетными международными организациями как «Фридом хаус», «Журналисты без границ», Монголия — в числе стран с полусвободной прессой. Мы, монгольские журналисты, полны решимости добиться, чтобы пресса в Монголии была полностью свободна. Конечно для этого нам придется много и упорно трудиться. Но назад пути нет. Только вперед. Придется сделать очень многое. Мы, монгольские журналисты, отдаем себе отчет, что только борьбой можно приобрести свободу, в том числе и свободу прессы. Бесполезно ждать, что свобода придет сама.
Монгольская журналистика полна проблем и вызовов такого рода. И я рад, что имею возможность вкратце ознакомить своих российских коллег с некоторыми из них.