СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ МОНГОЛИИ
Ганбаатар Мэндхуу
Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются основные этапы и проблемы развития телевещания в Монголии. Особое внимание уделяется коммерческим и общественним каналам страны.
Ключевые слова: этапы развития, государственное телевидение, коммерческое телевидение, источник финансирования, экспериментальное вещание, закон об общественном радио и телевидении
Телевидение в Монголии появилось в 1967 г., когда был построен телецентр в столице страны Улан-Баторе. Развитие телевидения Монголии можно разделить на три этапа:
1) период зарождения телевидения (1967—1970 гг.);
2) период развития государственного телевидения (1970—1990 гг.);
3) период становления коммерческого и общественного телевидения (с 1990 г. до наших дней).
Как и во всем мире, процесс становления телевидения в Монголии вызвал большой резонанс в обществе. Прежде чем анализировать современное состояние монгольского телевидения, необходимо разобраться, на каком фундаменте оно зарождалось. В 1964 г. на заседании Плановой комиссии Монголии был обсужден вопрос о создании телевидения. С этого момента руководство страны начало подготовку журналистских и технических кадров для нового канала СМИ. В октябре 1965 г. Министерство связи Монголии направило на обучение в СССР 40 человек, которые должны стать первыми сотрудниками будущего технического центра. Часть из них уже являлись специалистами по радиотехнике, остальные были отобраны по результатам конкурса среди выпускников общеобразовательных школ. После обучения эти специалисты вернулись в Улан-Батор и начали работать на строительстве телецентра совместно с советскими специалистами. Фундамент первого телецентра был заложен 29 марта 1966 г. [2. С. 28].
16 мая 1966 г. для обучения в Москву была отправлена группа будущих творческих сотрудников монгольского телевидения в составе 45 человек. До середины 1967 г. они проходили стажировку в Московском телецентре и специализировались по профессиям режиссера, телеоператора, звукорежиссера. По некоторым специальностям обучение велось в Монголии. В мае 1967 г. был организован 45-дневный курс обучения телевизионных осветителей. Подготовка сотрудников будущего телецентра одновременно шла и за рубежом, и в Монголии. Нужно подчеркнуть, что эти люди долгие годы работали плодотворно в телецентре, став ведущими мастерами монгольского телевидения.
В газете «Унэн» от 9 июля 1967 г. было опубликовано интервью главного инженера телецентра В.И. Алыщиркова, который объявил о готовности техниче-
ского центра телевидения к эксплуатации. На следующий день состоялась первая экспериментальная передача. До конца сентября 1967 г. монгольское телевидение провело несколько пробных выходов в эфир, после чего было принято решение начать регулярное вещание. 27 сентября 1967 г. на площади у главного входа в здание телецентра состоялись праздничный митинг и церемония открытия монгольского государственного телевидения. Вопрос о формировании администрации монгольского телевидения обсуждался на самом высоком уровне. По решению Политбюро Центрального Комитета МНРП был создан Государственный комитет по телерадиовещанию, в структуру которого входило семь редакций, технический и административно-хозяйственный отделы, группа операторов, цех звукозаписи, отдел осветительной техники и киностудия. До 1970-х гг. монгольское телевидение вело вещание четыре раза в неделю (понедельник, четверг, суббота и воскресенье). Общее эфирное время составляло 20 часов в неделю [3. С. 14]. В период становления телевещания большинство передач шло в прямом эфире, а использование фотографии было наиболее распространенным методом. Другим распространенным способом иллюстрирования телепередач был наглядный показ материалов во время эфира. Для этого в студию доставлялись ценные картины, исторические экспонаты из музеев, выставок или из частных собраний.
В 1972 г. была основана студия «Телекино», которая выпускала телевизионные фильмы, мультфильмы и киноконцерты, благодаря чему программа передач монгольского телевидения стала более разнообразной. До 1990 г. студия «Телекино» выпустила в общей сложности 4000 часов телепродукции [4. С. 10]. С момента образования телевидение Монголии тесно сотрудничало с телевидением социалистических стран, в первую очередь с телевидением СССР. В 1980 г. монгольское телевидение приобрело новую технику для видеозаписи и видеомонтажа. В этом же году телевидение стало цветным. Значительно увеличился объем вещания. Монгольское телевидение транслировало передачи с 6 до 23 часов вечера шесть дней в неделю, кроме понедельника [3. С. 14]. Образовательным, просветительским передачам отводилось значительное место в сетке вещания. Передачи о героях социалистического труда, телепостановки, телеочерки, учебно-познавательные передачи для детей вышли на первый план.
До 1990-х гг. на государственном телевидении сложилась сетка вещания характерная для выполнения функций, присущих социалистическим СМИ. Телевидение стало каналом проведения в жизнь государственной политики. В начале 1990-х гг. произошли большие перемены во всех сферах Монголии. Политическая система Монголии претерпела коренные изменения. Монголия отказалась от однопартийной системы и приняла демократические принципы общественного строя. Экономический сектор страны перешел на рыночные отношения. Эти годы историки называют периодом демократизации. Монголия переживала экономический кризис. СМИ Монголии в целом, включая государственное телевидение, почувствовали на себе последствия кризиса. Телевизионная техника, смонтированная в начале 1980-х гг., устарела и не отвечала современным требованиям. Средства, выделяемые государством, были недостаточны. Оборудование государственного
телевидения давало сбои. Только в 1992 г. смена руководителей произошла семь раз. Все это вызвало недовольство сотрудников, которые были готовы объявить забастовку [2. С. 97].
Только с 1995 г. ситуация начала стабилизироваться, государство смогло оснастить телевидение новым оборудованием. В результате всех этих преобразований государственная политика в области СМИ получила новый курс. Общественно-политическое положение нашло отражение в программах телевидения. К середине 1990-х гг. на телевидении заметно уменьшилось количество телеочерков и телепьес. Учебно-познавательные, образовательные, просветительские передачи отошли на второй план. В эфире появились передачи, которые затрагивали тему репресий, коррупции и общественной несправедливости. В этот период начинают выходить в эфир рекламные передачи «Телемагазин» и «Телебиржа» и др.
В 1992 г. администрация столицы учредила свою телестудию на базе студии «Телекино». Городская телестудия «Улаанбаатар» выходила в эфир по понедельникам. Затем эта студия была реформирована в телестанцию. Таким образом, появился второй телеканал в Монголии. Телестанция «Улаанбаатар» финансировалась из бюджета столицы.
Развитие коммерческих телестанций берет начало в 1996 г. с созданием ме-диахолдинга Mongol news [5]. В состав медиахолдинга входили общественно-политическая газета «Оноодор» («Сегодня»), еженедельная спортивная газета «Таван цагараг» («Пять колец»), была основана газета UB POST, рассчитанная на иностранную аудиторию, еженедельная детская газета «Би Би Би» («Я, Я, Я»), еженедельный журнал Weekend и телестанция «25-й канал». Основателями этой телестанции выступили известные тележурналисты, ранее работавшие на государственном телевидении. «25-й канал» позиционировал себя как общественно-политическую телестанцию. Кроме общественно-политических программ в сетке вещания большое место занимали художественные программы, рассчитанные на все слои зрителей. В этом же году в Монголии появилась первая телестанция, специализировавшая на религиозной и новостной тематике под названием «Бур-гэд» (Eagle), финансируемая американскими христианскими обществами. Первые месяцы телестанция «Бургэд» занималась переводом передач с английского на монгольский язык и ретрансляцией программ американского телеканала CNN, благодаря чему монгольские телезрители имели возможность смотреть программу "CNN" на монгольском языке [6]. Спустя два месяца телестанция «Бургэд» создала свою информационную службу, которая готовила собственные информационные выпуски. Метод подачи передач значительно отличался от национальных телестанций, что помогло «Бургэд» некоторое время завоевать телеаудиторию.
После 2000 г. в Монголии увеличилось количество частных коммерческих телестанций. Главным источникам финансирования коммерческих телестанции являлось реклама и заказные передачи. Государственное телевидение также не отказалось от рекламы, так как бюджет из государственной казны не покрывал его расходов. На каналах коммерческих телестанции ведущее место заняли развлекательные программы и рекламные передачи.
2004 г. стал для монгольского общества переломным моментом. 24 июня 2004 г. в Монголии прошли выборы в парламент страны. На выборах правящая Монгольская народно-революционная партия и оппозиционная Демократическая коалиция получили ровное количество мест — по 36. Независимые кандидаты завоевали три депутатских мандата, одно место в парламенте получила Республиканская партия. Демократическая коалиция заранее провозгласила свою победу на выборах в парламент. Спустя несколько дней после голосования представители Демократической коалиции захватили здание государственного телеканала в столице и потребовали от директора телеканала предоставить эфирное время. Оппозиция обвиняла руководителей телевидения в том, что в период предвыборной агитации оно поддерживало правившую партию и не предоставляло эфирного времени оппозиции, что и послужило причиной захвата телецентра [7].
После этих событий депутаты нового парламента обещали принять закон об общественном радио и телевидении. 28 августа 2004 г. спикер парламента Н. Энх-баяр (Монгольская народно-революционная партия), премьер министр Ц. Элбэг-дорж (Демократическая партия) на пресс-конференции сообщили журналистам о том, что государственное телевидение будет реформировано общественное [8]. До принятия закона об общественном вещании в Монголии прошли многочисленные дискуссии по этой проблеме. Журналисты, политики, юристы обсуждали принцип работы общественного радио и телевидения на встречах, круглых столах и семинарах, проводимых различными государственными и общественными организациями. Отдельные журналисты, представители неправительственных организаций высказывали свое мнение на страницах общественно-политических газет и специализированных изданий. Исследователи СМИ предлагали принять стандарт общественного телевидения зарубежных стран, таких как ФРГ, Великобритания и Япония. 27 января 2005 г. парламент Монголии принял «Закон об общественном радио и телевидении» [9], который вступил в силу 1 июля 2005 г. Таким образом, в Монголии появилась принципиально новая вещательная организация, которая должна была удовлетворять потребности в информации всех слоев общества. По закону запрещался показ коммерческой рекламы, общественное телевидение должно финансироваться за счет абонентской платы. Из государственного бюджета ежегодно должна была выделяться определенная сумма.
Шесть лет прошло с тех пор, как государственное телевидение стало общественным. Но шестилетный опыт дает немало поводов для того, чтобы сделать выводы о его работе. После образования общественного телевидения его сетка вещания обновилось коренным образом. В эфире увеличилось доля учебно-познавательных и развлекательных передач. Заметно уменьшилось число передач, затрагивавших борьбу политических партий страны. В период предвыборной агитации в парламент 2008 г. телевидение предоставило 60 минут эфирного времени всем кандидатам независимо от партийнной принадлежности. В период предвыборной агитации по выборам президента 2009 г. наблюдалась аналогичная ситуация. Всем кандидатам на пост президента было предостовлено равное эфирное время. На телевидении начали производить собственные телесериалы, которые пользовались большой популярностью среди телезрителей.
В настоящее время в Монголии функционирует более 50 телестанций. Половина из них находится в Улан-Баторе. Создание новых телестанций дало несколько преимуществ. Во-первых, усилилась конкуренция между телестанциями, в результате возросла оперативность передаваемых сообщений. Во-вторых, зрителям предоставляется возможность выбора телепередач. В третьих, расширилось время для передачи рекламных материалов. И наконец, создаются новые рабочие места для молодых журналистов и технических специалистов. С другой стороны, в тележурналистике наблюдаются негативные явления. Несмотря на то, что количество передач увеличились за счет появления новых телестанций, тематика, затрагиваемая в телепередачах, не расширилась. Основные темы передач на коммерческих телеканалах — криминальная хроника, политические скандалы и сенсационные сообщения об известных людях страны.
На новых коммерческих телестанциях доля собственных передач занимает в среднем 45% от общего эфирного времени. Многие коммерческие телестанции заполняют свои программы иностранными кинофильмами, южнокорейскими телевизионными сериалами и развлекательными передачами зарубежных телекомпаний с переводом на монгольский язык. Увеличение числа коммерческих телестанций можно объяснить тем, что многие предприниматели и крупные компании создают информационные каналы для рекламирования своих услуг и деятельности. За новыми коммерческими телестанциями стоят влиятельные политики или владельцы крупных компаний. Некоторые коммерческие телестанции создаются при финансовой поддержки иностранных инвесторов [10. С. 127]. Именно эти причины становятся основными при создании множества мелких коммерческих телестанций. Предприниматели, которые стремятся стать депутатами парламента, или отдельная группа политиков, нуждающаяся в поддержке со стороны избирателей, учреждают телестанции и другие виды СМИ с целью манипулировать их сознанием, создать благоприятный имидж в глазах общественности и рекламировать продукцию своих компаний. В условиях современной Монголии принцип правдивости и объективности теряется. Для получения объективной и взвешенной информации необходимо просматривать несколько материалов на одну тему, сравнивая их различия и сходства. Однако у телезрителя нет времени для анализа событий.
В дневные часы коммерческие телестанции прибегают к прямому контакту студии с телезрителями по телефону. Концерт по телефонной заявке или выбор кинофильма по SMS-сообщению мобильного телефона на специальный номер стал распространенной формой заполнения эфирного времени в дневные часы и частью дохода. В последнее время речь ведущих подвергается критике со стороны исследователей журналистики и лингвистов. В сетке вещания коммерческих телеканалов встречается множество передач, в названии которых встречаются английские слова, такие как CITY NEWS, Hello music, yes and No, UBS music, Total Sport. В монгольском языке имеются слова аналогичные по значению, однако с целью привлечь внимание молодежи коммерческие телестанции идут на этот шаг. Не только ведущие, но и телезрители в разговорной речи склоняют по падежам и используют эти иностранные слова как монгольские.
Для совершенствования работы монгольских телестанций необходимо принять целый комплекс мер. Во-первых, каждой телестанций необходимо определить свое направление и разработать редакционную политику. Для этого нужно провести творческий поиск и найти новые формы передач. Во-вторых, при наборе сотрудников обращать внимание на их мастерство и профессионализм. В третьих, необходимо повышение внутреннего контроля с целью улучшить работу телестанции. При этом нельзя путать термин внутренний контроль и цензура. В четвертых, ужесточить правило получения лицензий в телевизионной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Цвик В.Л. Телевизионная журналистики: История, теория, практика. — М.: Аспект Пресс, 2004.
[2] Дожоодорж Д., Шаравдорж Н. Телевидение вместо Алтаря. — Улан-Батор, 1997.
[3] Наранжаргал Х. Телевизийн сэтгуул зуй (Телевизионная журналистики). — Улан-Батор: Хаан принтинг, 2006.
[4] Дэлгэрцэцэг М. Телевиз (Телевидение). — Улан-Батор: Их Монгол, 2006.
[5] Сайт медиахолдинга "Mongol News". — URL: www.mongolnews.mn
[6] Официальный сайт телестанции «Бургэд» (Eagle Tv). — URL: www.eagle-tv.mn
[7] Информационный портал Рол. — URL: http://www.rol.ru/news/misc/news/04/07/01_031.htm
[8] «Зууны мэдээ». 28 августа 2004.
[9] «дрийн шуудан». 26 января 2005.
[10] Зулькафиль М. Сэтгуул з йн онолын зарим асуудал. (Некоторые теоретические вопросы журналистики). — Улан-Батор: МУИС, 2008.
[11] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М: РИП -Холдинг, 2000.
CURRENT STATUS OF BROADCAST OF MONGOLIA
Ganbaatar Mendkhuu
Department of Theory and History of Journalism People's Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the given work it is considered the basic problems of development of telecasting in Mongolia. The special attention is given to commercial and public television broadcasting stations of the country.
Key words: development stages, the state television, commercial television, a financing source.