Научная статья на тему 'Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата'

Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
734
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / КОЛЛЕКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ВООБРАЖАЕМОЕ СООБЩЕСТВО / TV / TERRITORY / REGION / COLLECTIVE IMAGINATION / IMAGINED COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ершов Юрий Михайлович

Рассматривается роль телевидения в конструировании регионов и иных воображаемых сообществ, предлагаются новые типологические подходы к определению телеканалов. Анализируются существующие и возможные классификации медиа по охвату территории. Материал может быть интересен журналистам; исследователям федерального, регионального и местного телевещания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territory defines the policy framework and social relationships. The territory is the basis of identity by providing symbols and myths to imagined communities. But the Humanities ignore area as a factor in cultural differences. So far, nobody has given a definition of regional television and drawn a demarcation line between regional and local broadcasting. This article is devoted to the conceptual development of the categories of regional television in scientific research. Relevance of this topic is also connected with the government plans to include one of the regional channels into the second multiplex (digital TV package compulsory for distribution). The article deals with historical changes in views on TV in its spatial dimension. In the Soviet era, only the republics − the most autonomous territorial units − recognized regional specificity. With the deployment of the satellite system of the Central Television local television stations were abolished or reduced to information branches of the Central Television at the causes of the financial constraints of the local broadcasters, constant technological upgrading of the regional TV stations and unnecessary competition between the local TV stations and the All-Union programs. In the television space regionalization of 1990 was reflected in the creation of many private broadcasters, who began their broadcasting activities as an alternative to the Central Television and an opposition to the official forms of culture. The «regional» status that lacked in the Soviet taxonomy appeared in the lexicon of politics, and in the context of mass media. Telecasting is a modern structure of the type of representation of the region and the nation as the highest categories of community. It is due to television that modern people find reasons to believe that other people fancy the same things. A television station of cities and regional studios realize itself if it does not copy or try to imitate the Central TV, but pursues its content strategy and its own programming policy. Its own broadcasters and its authentic television programs are features of the region as a territorial community. Its own infrastructure, including local broadcasters, cable networks and extensive development of Internet resources is a basic life quality indicator in this region. Regional television is a set of broadcasters, covering its entire territory, and partly neighbouring territories and districts. Regional television helps forming a community of people living in the area, through the creation of general information agenda and discusses their common problems. The studies of regional TV in the context of political, economic and social relations are an urgent task of journalism theory and practice.

Текст научной работы на тему «Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата»

2011 Филология №1(13)

УДК 654.197

Ю.М. Ершов

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МЕДИА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ОХВАТА

Рассматривается роль телевидения в конструировании регионов и иных воображаемых сообществ, предлагаются новые типологические подходы к определению телеканалов. Анализируются существующие и возможные классификации медиа по охвату территории. Материал может быть интересен журналистам; исследователям федерального, регионального и местного телевещания.

Ключевые слова: телевидение, территория, регион, коллективное воображение, воображаемое сообщество.

Вслед за радио телевидение появилось как система связи на расстоянии, привязанная к определенной территории. Этимологически термин телевидение (греч. т^Хе - далеко и лат. video - вижу) также фиксирует пространственный характер данного СМИ. Дальновидение, как его еще называли на заре становления, в доспутниковую эру было привязано к передатчику той или иной мощности и охватывало территорию в радиусе до 80-100 километров. Чтобы увеличить радиус охвата территории до 400 километров, необходимо поднять передатчик в стратосферу на высоту 20 километров (к примеру, на дирижабле). Использование космических спутников связи в инфраструктуре телевизионных трансляций создало потенциальную возможность трансграничного телевидения всемирного охвата, однако возможность всемирного ТВ осталась нереализованной в силу доминирования государств-наций.

Территория задает рамки политики и социальных взаимоотношений. Любое суверенное государство является территориально определенной политической единицей. Легитимность власти ограничивается той или иной территорией, как и гражданство с его комплексом прав. Территория - это и ключевое понятие рыночной экономики. Пространственная близость рыночных игроков способствует товарным обменам, облегчает доступ к сырью и к коммуникациям, привлекает трудовую миграцию. В равной степени территория -это движущая сила в воспроизводстве культуры, языка, диалектов и местных традиций. Территория служит основой идентичности, поставляя символы и мифы для воображаемых сообществ и коллективной имаджинерии [1. С. 4].

Может вызвать удивление то обстоятельство, что хотя для понимания политических процессов и рыночных обменов территория играет ключевую роль, в гуманитарных и социальных науках локус и территория как факторы часто оставались без внимания. Возможно, вездесущность территории приводит к тому, что ее считают чем-то самоочевидным или просто не берут в расчет в качестве источника различий в культуре и политической жизни. Этот недостаток присущ и теории журналистики, включающей типологию телевизионных вещателей. Без должного обоснования у нас используют как синонимы термины «центральное телевидение», «федеральный телеканал», «национальный вещатель», «общероссийское ТВ». Никто до сих пор не дал

определения «регионального телевидения» и не провел разграничительной черты между «региональным» и «местным» ТВ, хотя количество защищённых диссертаций на материале региональной прессы составляет несколько десятков [2]. Не очень ясно, в каких отношениях находятся телевещание регионов и федеральные телеканалы (подчинение, взаимодополнение, компенсация, параллелизм).

Настоящая статья посвящена концептуальному обоснованию понятия регионального телевидения в научных исследованиях. Она призвана сблизить экономическую географию, геополитику и регионалистику с коммуникативи-стикой и теорией журналистики, тогда как сегодня категориальные аппараты этих областей знаний совершенно не совпадают. Развитие телевидения в регионах давно уже опередило теоретическое осмысление территориальных параметров телевещания. Появились новые типы вещателей, которые не зафиксированы ни в нормативно-правовых актах, ни в профессиональной статистике, ни в научно-прикладных исследованиях. Актуальность этой темы связана также и с правительственными планами включения во второй мультиплекс (пакет цифровых телепрограмм, обязательных к распространению) одного из региональных телеканалов. Чтобы что-то включать или исключать, надо понимать природу этого канала, его функциональные свойства и типологические характеристики.

Для начала надо рассмотреть исторические изменения взгляда на ТВ в его пространственном измерении. Термины «регион» и «региональное ТВ» в советскую эпоху ни в документах партии и правительства, ни в специальной литературе не применялись. Связано это с особенностями территориальноадминистративного устройства СССР. Вся территория страны делилась на 15 республик, в некоторых из которых были края и области, разделенные далее на округа и районы. Республика была самой крупной и наиболее автономной территориальной единицей. Именно республики в СССР были полноправными регионами и могли иметь свое региональное ТВ. Оно и было у них, хотя называлось республиканским. В середине 1980-х гг. большинство зрителей, проживавших на территории РСФСР, могли смотреть только двухпрограммное ТВ. А, например, в Казахстане в то же самое время было уже пятипрограммное телевещание на двух языках. То есть в некоторых отношениях республиканское (региональное) ТВ опережало в развитии федеральное (центральное).

Что касается краев, областей, автономных республик и округов, их статус в СССР был существенно ниже и далеко не во всех региональных центрах этого уровня была своя телестудия. Все телестудии по определению считались местными, кроме Московской, которая с самого начала распространения телевизионных технологий в стране получила название «Центральная» (ЦТС). Руководство партии и правительства понимало, что телевизионные технологии, равно как и радиовещательные, предназначены для охвата больших аудиторий и дальних территорий. Но пока не были внедрены спутниковые технологии раздачи телесигнала, власть мирилась с местным (кустарным, или любительским, как его еще тогда называли) характером телевещания в стране. С 1967 г. оформляется система Центрального телевидения, которая не

подразумевает местных телестудий как самостоятельно хозяйствующих субъектов и начинает их последовательно упразднять.

В запале борьбы с «художественной самодеятельностью» на местных телестудиях руководство Гостелерадио поспособствовало закрытию некоторых автономных вещательных центров. Так, например, из всего ряда телестудий, которые в конце 1950-х гг. возникли в Алтайском крае, к 1970 г. осталась одна - Барнаульская. То же и в Тюменской области - оставили только областной телецентр. Закрытие телестудий в Бийске, Рубцовске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и в других сибирских городах надо было чем-то оправдать, и в качестве оправдания была выдвинута экономическая версия - нерентабельность малых студий и трудность их постоянной технической модернизации. Об этом пишет Э. Багиров: «Всеобщее увлечение телевидением в 1960-е годы вызвало стихийное строительство телецентров по местной инициативе без учета общегосударственных возможностей их систематической модернизации» [3. С. 16].

Однако была другая причина, не называвшаяся открыто, но правильно понимавшаяся региональными тележурналистами и партийными функционерами. Ряд местных телестудий, еще слабо осознавая свое назначение как информационно-публицистического филиала ЦТ на местах, продолжали готовить передачи всеохватной тематики, обрекая себя на ненужное соперничество с общесоюзными программами. В середине 1980-х гг. руководство ЦК КПСС осознает наконец, что допустило очередные перегибы на местах, закрывая вещательные центры, которые хотя и были технически маломощными, недостаточно укомплектованными профессиональными кадрами, но антисоветскими никогда не были. Однако к тому времени уже вся эта громоздкая и излишне централизованная система Центрального телевидения выработала свой пропагандистский ресурс и крутилась вхолостую, приближая крах СССР.

Сложившийся за десятилетия строй жизни резко изменился на рубеже 1980-1990-х гг. Поскольку «новая общность людей» - советский народ - на глазах распадалась, людям надо было зацепиться за какую-то другую воображаемую общность. Таким сообществом стали регионы, которые вдруг осознали себя как угнетаемые центром территории. В регионах появились новые лидеры, образовавшие на Съезде народных депутатов СССР «демократическую фракцию» - Межрегиональную депутатскую группу. Именно МГД как легальная оппозиция запустила процессы регионализации, которые позволили новой элите вскоре перехватить власть у ослабших коммунистов. Сутью регионализации было возвращение исторической справедливости и суверенитета. Для советских социалистических республик это было обретение полной независимости от Москвы, для краев и областей - невиданных доселе прав и большей автономии от Центра. Во время визита в Татарстан первый президент РФ Б. Ельцин высказал формулу регионализации: «Берите суверенитета столько, сколько сможете». Ту же самую формулу можно переиначить и применительно к телевещанию: «Берите эфира столько, сколько сможете заполнить контентом».

В телевизионном пространстве процессы регионализации отразились в создании множества негосударственных телекомпаний, которые начинали

свою вещательную деятельность как альтернатива ЦТ и оппозиция официальным формам культуры. Впервые местные вещатели не встраивались в телевизионную систему на правах младших партнеров, не дополняли программу «Время» своими местными новостями, как это было прежде, а занялись контрпрограммированием. В регионах быстро поняли, что надо выпускать в эфир то, что ЦТ выпускать не хотело или не могло (например, боевики, эротические фильмы, передачи о садоводах и собаководах и т.п.). Со временем новые вещатели поняли и как сделать имя на своей провинциальности и на региональной специфике. Так обозначил себя новый вектор развития отечественного ТВ - региональный. Отсутствующее в советской систематике обозначение «регионального» появилось и в лексиконе политики, и в контексте массмедиа.

Вместе с тем понятие региона - это ускользающее понятие, включающее различные территориальные уровни и очень широкое социальное содержание. Можно было бы определить регион как промежуточную территорию между государственным и местным уровнем, но и это минимальное понятие довольно широко и почти ничего не говорит о его территориальных масштабах, так как некоторые регионы в этом смысле больше некоторых государств. Британский социолог Майкл Китинг считает, что регионы можно рассматривать в соответствии с географическими критериями как физические пространства [4. С. 242]. Но у таких пространств могут быть подвижные или неопределенные границы. К примеру, Тюменская область в Советском Союзе была частью Сибири, а при президенте Б. Ельцине отошла в Уральскому федеральному округу. Никто не скажет, где кончается Урал и начинается Сибирь. А потому регион - это всегда политический компромисс.

Регионы могут определяться по культурным критериям в соответствии с языком, диалектами и моделями социальной коммуникации или описываться в соответствии с чувством идентичности, переживаемым гражданами и политическими акторами. Правда, чувства региональной идентичности в некоторых регионах может и не быть вовсе. К примеру, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке оно ослаблено в силу редкой заселенности территорий и повышенной текучести населения, связанной с суровыми климатическими условиями и с низким качеством жизни. И даже там, где чувство региональной идентичности есть, его политические смыслы могут варьироваться от обычного регионального лоббирования в политике через требования автономии вплоть до полного отделения. В центральных областях привязанность к государству, как правило, сильнее, чем в периферийных зонах, которые часто и экономически тяготеют к соседним странам.

Телевидение, перешагнувшее местный охват и претендующее на региональный статус, безусловно, конструирует регион как воображаемое сообщество. Люди, проживающие на определенной территории, подчинены специфическим обычаям этой местности и называют себя по имени данной территории (пермяки, сибиряки, уральцы и т.д.). Воображаемое сообщество позволяет им поддерживать друг друга в экстремальных ситуациях и вне родного края. Воображение служит самоидентификации персоны, и этот момент приобщения исключительно важен для налаживания социальных связей индивида. Воображаемое сообщество строится на ценностных представлениях. К

примеру, сибиряки представляются рассудительными, основательными, хозяйственными. Воображаемое сообщество до какой-то степени открыто для чужаков. В регион постоянно приезжают новые люди, и кто-то из жителей населенного пункта перебирается в центр, поближе к столице. Однако для того, чтобы идентифицировать себя с коренными жителями региона, надо некоторое время здесь прожить. Теперь хотя бы несколько лет, а ранее - всю жизнь.

Телевещание есть современная структура формы воображения и региона, и нации или человеческой цивилизации как высших категорий общности. Именно в телевизионных передачах современный человек находит основание полагать, что и другие люди интересуются теми же вещами, думают как он, разделяют его убеждения. Уже то, что миллионы людей в одно и то же время смотрят одну и ту же программу, объединяет их. Только телевидение с его многомиллионной аудиторией обращено ко всем россиянам. Газеты давно уже не репрезентируют нацию как воображаемое сообщество. Однако сила воображения неодинакова. Нация как воображаемое сообщество актуализируется в моменты внешней агрессии, войны. А регион - в моменты распада некогда гомогенной национальной аудитории на сегменты. То есть у воображения того или иного сообщества есть пиковые моменты и спады активности. В настоящий момент наша имаджинерия (коллективное воображение) находится в фазе сна, и когда поиски новой идентичности возобновятся, предсказать трудно.

Чтобы государственная система не развалилась в одночасье, как это было с советским режимом власти, правительство должно тщательно продумывать и координировать молодежную, демографическую, миграционную, региональную, социальную и информационную политику. Хотя информационная политика упомянута в последнюю очередь, на деле именно от нее зависит поддержка населением властных решений и лояльность граждан к государству вообще. При этом речь уже не может идти о единой информационной политике, формируемой одним центром. Это уже и в советском тоталитарном обществе при гомогенной аудитории того времени не получалось. Телевидение краев и областей, городов и районов в той мере реализует себя, в какой оно не копирует центральное, не пытается ему подражать, но отстаивает свою контент-стратегию и собственную программную политику. Сложность терминологических определений связана с неравномерностью экономического развития территорий и информационным неравенством регионов, в некоторых из которых действительно нет своего эфирного пространства и собственных вещателей.

Мы полагаем, что существование собственных телевещателей и наличие своих телевизионных программ входит в характеристику региона как территориальной общности. То есть факт регионального телевидения позволяет состояться региону и, наоборот, состоявшийся регион заботится о региональном телевидении как о своей инфраструктуре. В зарубежной практике местные органы власти обычно ведут политику протекционизма, предоставляя льготы и преимущества региональным издателям и вещателям, которым по понятным причинам трудно конкурировать с общенациональными СМИ. Наличие собственной инфраструктуры, включающей местных вещателей, про-

тяженные кабельные сети и развитые интернет-ресурсы, является одним из базовых показателей качества жизни в данном регионе. При этом телевещание в регионах следует поставить прежде других электронных СМИ, поскольку по показателям охвата ТВ до сих пор превосходит и радио, и Интернет.

Региональное телевидение - это совокупность вещателей, охватывающих своим сигналом всё (большую часть) пространство края, области и частично территории соседних административных единиц. Региональное телевидение встроено в систему средств массовой информации данной территории и образует вместе с другими СМИ региональное информационное пространство. Региональное телевидение служит воображению сообщества людей, проживающих на данной территории, через формирование единой информационной повестки дня и обсуждению общих для них проблем. Как это происходит в медийной практике, можно увидеть, к примеру, на материалах конкурса журналистского мастерства «Сибирь - территория надежд», который уже десять лет проводится под эгидой Союза журналистов России и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [5]. Региональное ТВ имеет сущностные отличия от федерального телевидения в политических взаимодействиях с властью, в экономической организации производства программ и вещания, в выполнении общественных функций. Исследование регионального ТВ в контексте политики, экономики и общественных отношений - актуальная задача журналистской теории и практики.

Различия в характеристиках федеральной, региональной и местной аудитории пролегают по признакам «общее - особенное», «гомогенное - гетерогенное», «далекое - близкое». В массе телезрителей всей Российской Федерации региональные особенности снимаются, нивелируются, а общее выходит на первый план. К примеру, в каком-нибудь дагестанском ауле мужчин на двадцать процентов больше, чем женщин, а с высшим образованием из тысячи селян только два человека. Но в масштабе страны эта индивидуальная особенность зрительской группы данной местности не имеет никакого значения. В России живет больше женщин, а доля людей с высшим образованием, как показывают данные Всероссийской переписи населения, составляет около 20 процентов. Учитывая только усредненные показатели «температуры по больнице», федеральный телеканал никогда не удовлетворит информационные запросы конкретной местной аудитории, которая к тому же может говорить и мыслить на другом языке.

Территория - это промежуточный фактор, который формирует разные структурные переменные и определяет их значение. Так, например, религия и этнос есть факторы политического поведения лишь в определенных регионах и ни в каких других. Где-то церковь призывает людей голосовать за националистов, где-то - за коммунистов. В одном контексте мелкие предприниматели-лавочники консервативны, а в другом - крайне радикальны. Поэтому территорию необходимо считать не независимой переменной, обусловливающей сосуществование в общественной жизни классовых, национальных, религиозных и других структурных моментов, а опосредующим фактором, благодаря которому остальные постигаются и наделяются смыслом. Пространственные медиа, которые привязаны к локусам и держатся на охвате территории,

призваны конструировать воображаемые сообщества и придавать смысл поиску чувства идентичности в социальном пространстве.

Насколько по-разному региональные медиа поддерживают чувство социального пространства, можно рассмотреть в сравнительном анализе национальных медиасистем. В ряде компактных стран нет ни регионов, ни региональных СМИ (Португалия, Греция, Ирландия). Во Франции и Италии государственные и негосударственные телеканалы вещают в национальном масштабе, а региональные телекомпании практически отсутствуют. Другое дело - Германия, в которой электронные СМИ децентрализованы и регулируются землями. Крайне регионализировано телевидение Бельгии, каналы которого освещают все вопросы либо с валлонских, либо с фламандских позиций. В Великобритании национальная телекомпания имеет общественный характер, а коммерческие телеканалы появились и продолжают существовать как региональные, противостоящие Би-би-си. А в Китае с 1960-х гг. и поныне сильные региональные телекомпании являются частью Центрального телевидения, равно как и Пекинское ТВ - один из множества элементов ЦТ. Каждая из 33 китайских провинций имеет свой канал, который могут принимать и в других регионах - сигнал передается через спутник.

Регионы - это не данность и не исторический анахронизм, а постоянно меняющаяся социальная конструкция. Так же и региональные СМИ - побочный продукт региональной политики, если таковая есть в государстве. В одних условиях региональные медиа расцветают, в других - вытесняются центральным ТВ и федеральным радио. В Советской России политическому руководству не хватало последовательности, оно шарахалось из одной крайности в другую. Так, в 1920-е гг. процветали так называемая «украинизация» и «белоруссизация» школ, «языковое строительство» и выпуск газет на языках малых народностей. Этот период называли «коренизацией», т.е. увеличением доли национальных местных кадров в партийной и советской администрации национальных окраин с целью укрепления большевистской власти на местах. Но уже в начале 1930-х эти региональные процессы были свернуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. В 19371938 гг. произошел возврат к имперской русификации.

В 1950-е гг. при проведении телефикации страны коммунистическая партия и советское правительство полагались на энтузиазм масс не местах и позволили соорудить первые телецентры методом «народной стройки», потому что бюджетных денег на все стройки социализма не хватало. Однако местные телестудии не могли устроить верховную власть уже в силу различия своих местных физиономий. Советское государство было мощной силой насаждения культурного единообразия посредством всеобщего образования, официальной языковой и информационной политики. И телевидение, по замыслу руководства страны, должно было крепить единство СССР, а не разводить местечковость. Как только появилась техническая возможность строительства системы Центрального телевидения, телестудии регионов оказались в опале за мелкотемье и злоупотребление местным колоритом.

В 1965 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения местных студий телевидения РСФСР», сущность которого сводится к

требованию укрепления материально-технической базы телевидения и усиления идеологической направленности вещания. Руководство партии заявляло, что вводит в эксплуатацию десятки приемных станций спутниковой связи «Орбита» в районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера. Это современное и весьма дорогое оборудование, которое никогда не поставили бы за счет средств местного бюджета. Коммунистическая партия перестает закрывать глаза на ту «художественную самодеятельность», которая царила на местных телестудиях с 1950-х гг. Партии было надо, чтобы телевидение наглядно демонстрировало преимущества советского образа жизни, иначе нечего было и городить всю эту спутниковую систему. Даже в обезличенной официальной форме партийного постановления едва удается скрывать презрение к культурам и языкам периферии.

В СССР к региональной культуре часто относились как к чему-то отсталому и реакционному. Причем провинциальное считалось противоположным не только федеральному, но и универсальным ценностям кодекса строителя коммунизма. Модернизация в нашей стране всегда рифмовалась с централизацией, а регионализация - с контрреволюцией и фрондой. После парада региональных суверенитетов 1990-х настала пора «собирания земель» под властью Кремля. Показательно, что президентство В. Путина началось с установления контроля над федеральными телеканалами. К окончанию первого срока президентства В. Путина в федеральном эфире не осталось ни одной телекомпании, которая посмела бы критиковать деятельность или бездеятельность правительства. В этот период значительно ослабли и государственные телерадиокомпании, ставшие филиалами ВГТРК и, по сути дела, корпунктами, осуществляющими только информационное вещание.

Появившиеся с начала 1990-х в регионах негосударственные телекомпании подверглись недружественным поглощениям и выдавливанию из эфира телевизионными сетями. Вот как анализируют эти процессы исследователи регионального ТВ. А. Данилов пишет: «Главным отличием процесса концентрации СМИ в регионах от столичного является влияние федеральных компаний и капиталов... московские бизнесмены «средней руки», не претендующие на власть в столицах, покупают СМИ в регионах, стремясь получить дополнительную прибыль, а также создать благоприятные условия для своего бизнеса, поскольку размещение рекламы в подконтрольных СМИ гораздо эффективнее и дешевле» [6. С. 180]. Заместитель редактора «Санкт-Петербургских ведомостей» А. Юрков свидетельствует: «Я член комиссии по выдаче лицензий на все СМИ. На комиссии мы отмечаем, что сегодня телевизионный эфир все больше захватывается московскими каналами, местные предприниматели не в состоянии поднять вещание в течение 10-12 часов, поэтому они цепляются к московскому каналу, добавляя свои два часа вещания...» [7. С. 164].

По мере укрепления вертикали власти и телевизионной централизации губернаторы на местах создают свои телевизионные компании, которые стали называть губернскими. В Сибири первым организовал региональную телекомпанию глава администрации Омской области Л. Полежаев (ОРТРК «12 канал»). Вскоре его примеру последовал глава Кемеровской области А. Тулеев («СТС-Кузбасс»). Губернские компании появилась в Новосибир-

ской области (ОТС) и в Красноярском крае («Енисей-регион»). Официально создание губернской телекомпании оправдывается необходимостью охватить всю территорию края (области); дойти до самых маленьких деревень, где прежде была возможность принимать только первые две программы из Москвы, а сигнал местной ГТРК не всегда доходил до селян. Однако помимо трогательной бюджетной заботы о разнообразии телевизионного меню жителей сельской глубинки при создании областных телесетей присутствовал и куда более прозаический момент, а именно роль широкоохватной телекомпании в предвыборной агитации сельских масс.

Каждые четыре года у нас проводятся выборы президента, депутатов Госдумы, выборы губернатора (проводились до 2007 г.), выборы законодателей местного парламента. В зависимости от результатов тех или иных выборов Кремль решает, насколько губернатор контролирует политическую ситуацию на данной территории. Если выборы начинают носить непрогнозируемый характер, то губернатора могут и отстранить от руководства областью. Поэтому каждый глава администрации стремится подстраховать свое политическое будущее телевизионным инструментом электорального влияния. Таким инструментом и стали губернские (по сути губернаторские) телекомпании. В некоторых случаях губернские телекомпании использовались как инструмент политической борьбы с оппозиционными губернаторам мэрами областных центров. Главы городских администраций в свою очередь создают послушные им муниципальные телекомпании. В отсутствие полноценных партий и дееспособных парламентов телекомпании губернаторов, мэров и поддерживающих их промышленно-финансовых групп становятся ареной политической борьбы.

Таким образом, в последние два десятилетия медиасистема России кардинальным образом изменилась, породив новые типы коммуникаторов. Во-первых, появились негосударственные СМИ и частно-государственное партнерство как организационно-правовая форма фирмы медиа. Чем больше преференций и бонусов руководителю современной фирмы медиа удается получить от государственной власти, тем более он уважаем современными профессиональными кругами, среди которых все меньше журналистов и все больше менеджеров. Характерно, что Россия осталась едва ли не единственной из бывших республик СССР, в которой из-за правового нигилизма и алчности олигархов так и не создано общественное телевидение ни в национальном, ни в региональном масштабе.

Во-вторых, появились новые пространственные измерения электронных СМИ, которых в советскую эпоху не было в принципе. Вместо примитивной дихотомии «ЦТ - местная студия» появились международные (трансграничные) телекомпании и иновещательные телеканалы («Euronews» и «Russia Today»), более десятка федеральных телеканалов, национальные («Татарстан Новый век», «Саха») и общенационадьные телеканалы («Первый» и «Россия»), региональные (губернские, краевые и окружные) вроде «НТК», «Ени-сей-регион» и др. Но наиболее заметное изменение пространственных характеристик телевидения связано с проникновением ТВ в малые аудиторные группы на уровне муниципального образования, городского района или даже квартала. Многообразие форм собственности массмедиа вместе с разнообра-

зием пространственных измерений СМИ и привели к столь разительным ме-диаморфозам последних десятилетий.

В советскую эпоху минимальным или последним уровнем телевизионного охвата была область (край). Только в нескольких городах областного подчинения вроде промышленного центра Кузбасса Новокузнецка была своя городская телестудия. Как правило, в городах с населением менее полумиллиона никакой телестудии не полагалось, как не полагалось «Вечерки», метро и некоторых других «благ цивилизации». Процессы регионализации 1990-х гг. привели ТВ на городской или муниципальный уровень и благодаря кабельным сетям даже на уровень квартальный и поселковый. Появились корпоративные, университетские и школьные вещательные центры. Технологические новации (постоянная миниатюризация и удешевление телевизионного оборудования) снизили порог для локальных вещателей до уровня деревни, аула или улуса. Все эти новые вещатели создавали свою аудиторию и, по сути дела, конструировали воображаемые сообщества. И как уже было отмечено, в условиях распада государства гражданам было исключительно важно зацепиться за какую-то идентичность.

Территориальные идентичности - это составляющая установок граждан, но они податливы и меняются в зависимости от обстоятельств. Часто они оказываются неустойчивыми и непротиворечиво входят в более широкие идентичности. То есть было бы ошибочно воспринимать их в рамках оппозиций «центральное прогрессивно и модерново, а провинциальное маргинально и реакционно». Территория может быть использована как основа для мобилизации и коллективного действия в преследовании экономических и социальных целей. И региональное телевещание может стать в этой политике главным инструментом. Но для этого необходимо несколько условий. Во-первых, политическая воля строить региональную и национальную политику через местное самоуправление. Во-вторых, развитое региональное законодательство, включая и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения производителей и распространителей телевизионного контента. В-третьих, государственные льготы для региональных вузов, которые готовят кадры тележурналистов, редакторов, технических специалистов телевизионного производства и вещания.

Еще древние римляне сформулировали: «Лучше не давать вовсе, чем дать и тут же отнять». Эта максима в полной мере применима к процессам регионализации, развернутым в 1990-е гг. и свернутым в следующее десятилетие. Сокращение эфирного времени региональных государственных телекомпаний, предпринятое в 2004 г. ВГТРК, было воспринято в регионах как небывалая трагедия. «В результате того, что теперь на канале Россия нет больше передач для детей и молодежи, страдают в регионах. «Тулвий» больше не может выходить в большом формате. Есть ли будущее у марийского телевидения, журналистики? .У марийского народа никогда не было выбора. И хорошее и плохое - все было на одном канале. А теперь и здесь притесняют» [8]. Народный поэт Чувашии В. Тургай подчеркивал, что «сокращение времени вещания чувашского телевидения и радио равносильно национальной катастрофе». Президент Чувашского национального конгресса Г. Архипов отметил, что реорганизация «приведет к катастрофическим последствиям в

деле развития национальной культуры и пропаганды чувашского языка. Это еще один шаг к уничтожению и так еле заметных признаков государственности чувашского народа» [9].

В региональном развитии мы катастрофически отстаем. Москва отдаляется от регионов по уровню жизни. Сейчас инфраструктурная связанность территории России в десятки раз меньше, чем даже в 1960-1980-х гг. За годы реформ в России не появилось ни одного нового центра экономического и культурного развития. Даже те города-миллионники, которые прежде играли роль таких центров, начинают терять свои функции. Региональное информационное пространство не сшивается окружными телеканалами и радиостанциями, которые слушали бы во всех областях и краях. В итоге жители этих регионов воспринимают свою территорию уже не как неразрывную часть целого, а как отпадающую периферию или отсталую окраину. Пограничная ситуация способствует центробежным силам и сепаратизму.

Разумеется, региональное вещание, как и региональное информационное пространство в целом - это только один аспект региональной политики в государстве, решающем комплекс социальных и экономических задач территорий. Но это как стремнина в реке - наиболее подвижная и изменчивая часть течения жизни. Поддержав региональную прессу и поставив перед ней реформаторские задачи, можно изменить сам ход модернизации страны. Масс-медиа просвещает, мобилизует, воспитывает и влияет на поведение больше, чем какой-либо другой социальный институт. Так в 1860-е гг. земства вытащили реформу местного самоуправления в России и вывели на рубеже веков страну в мировые лидеры.

Чтобы упрочить шансы на успех, сибирской, дальневосточной или кубанской телекомпании нужно найти партнеров в регионе. Завязать контакты с такой же местной телестанцией, решающей те же самые проблемы один на один с малобюджетным рынком и административным давлением. Нужно обмениваться лучшими программами, учиться друг у друга. Региональным телекомпаниям надо создавать ассоциации, профессиональные гильдии, союзы, чтобы не пропасть поодиночке. Взять тот же вопрос включения региональных вещателей во второй мультиплекс каналов, обязательных к распространению. Почему этот вопрос должна решать какая-то комиссия в Москве? Что они там, в столице, лучше знают местные условия и региональные возможности? Но один голос из глубинки не будет услышан. А вот согласованное мнение всего регионального ТВ обязательно будет учтено.

Итак, территория как социальная и коммуникационная система состоит из нескольких пространственных уровней. Можно выделить, по меньшей мере, восемь таких уровней: мировой (глобальный), транснациональный (континентальный) государственный (федеральный), региональный (республиканский и/или окружной), областной (краевой), городской (муниципальный), районный (квартальный), соседский (домовой). На каждом из названных уровней формируются свои пространственные медиа, призванные реализовать охват и близость к своей аудитории. Развитие массмедиа происходит одновременно и в сторону все большей глобализации и в направлении индивидуального информационного меню.

Территориальные измерения охвата могут никак не отражаться в самоназвании СМИ и в определении его типа. Это может быть просто телекомпания - одна из сотен государственных и негосударственных, информационно -развлекательных телекомпаний. Однако пространственные характеристики деятельности ее определяют больше миссию вещателя и свойства контента, чем форма собственности, источники финансирования и проч. Территория представляет рамку восприятия социальных и политических проблем через систему ценностей и культурных норм, которые укоренены в воображаемом сообществе региона. Территория, как система коммуникации, воспроизводит эти ценности, распространяет их через свои пространственные медиа и включает новые проблемы в систему ценностных координат. Неспособность принять это в расчет лежит в основе множества провалов годами проводимой государством региональной политики.

Литература

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.

2. Ярославцева А.Е. Современные исследования телевидения Сибири // Телевидение Сибири / Под ред. А.Е. Ярославцевой. Томск, 2010. С. 65-81.

3. Багиров Э. Телевидение 70-х: некоторые особенности развития // Телевидение '84: вчера, сегодня, завтра. М., 1985.

4. Keating М. The New Regionalism in Western Europe. Territorial Restructuring and Political Change (Edward Elgar, 1998).

5. Сайт межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь - территория надежд»: URL: http://www.ossp.ru/social/stn/ (дата обращения: 12.01.2011).

6. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI в. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской Республик). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 484 с.

7. Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Университет Тампере, 2004. Доступ к электронной версии диссертации http://www.uta.fi/~si60221/pastinkiria.pdf свободный.

8. Пехметова С., Васильев А. Почему ТАК случилось?.. Или есть ли будущее у марийского телевидения // Независимый финно-угорский портал. URL: http://www.kominarod.ru/ gazeta/ papers/paper 78.html (дата обращения: 12.01.2011).

9. Уничтожение национального телевидения - национальная трагедия // Regnum: информационное агентство. URL: http://www.regnum.ru/news/420094.html (дата обращения: 12.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.