Научная статья на тему 'Последствия перехода России на цифровое вещание для регионального ТВ'

Последствия перехода России на цифровое вещание для регионального ТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3032
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МУЛЬТИПЛАТФОРМЕННОЕ ВЕЩАНИЕ / КОНТЕНТ / МУЛЬТИПЛЕКС / DIGITALISATION / REGIONAL TV / MULTIPLATFORM BROADCASTING / CONTENT / MULTIPLEX

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каратаев Руслан Юрьевич

В 2018 г. Россия должна завершить переход на цифровое вещание. Трансформация меняет всю структуру рынка телевещания, определяет новые способы функционирования региональных телерадиокомпаний. При этом коренным образом меняется характер сбора, распространения, потребления и обмена информацией, приоритетной становится стратегия мультиплатформенной доставки сигнала эфир, Интернет, мобильные устройства. Эпоха аналогового эфирного телевещания подходит к концу. В 2018 г. Россия должна завершить переход на «цифру». Развитие в нашей стране сети цифрового эфирного телевидения это способ обеспечить население многоканальным телевещанием без абонентской платы. Вместе с тем процесс развития цифрового телевещания, связанный с интеграцией в ТВ новых технологий, требует своевременного и постоянного анализа и систематизации информации о происходящем в отрасли. Цифровая трансформация определяет развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). При этом коренным образом меняется характер сбора, распространения, потребления и обмена информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences of Russia’s conversion to digital broadcasting for the regional TV

In 2018, Russia is due to complete the transition to digital TV. The transfer of domestic TV to digital technologies is not just technical in nature, but it rather changes the whole structure of broadcasting market. Nowadays, the communicative media strategy is targeted on a mass audience, but in the medium term, the TV viewing will be distributed to personified channels of consumption. In terms of multimedia television, regional television needs to be redefined with the goal-setting of its existence. Television has no exact analogues in the world, it means that the experience of other countries cannot completely be applied in Russia. Therefore, it seems necessary to consider the process of digitalisation in the specific Russian conditions, to offer regional television programme of action “road map” in a selection of different strategies and models for the near and medium term. Practical significance of the research is that the identified criteria allow evaluating the strategy of the ITC during the transition to digital broadcasting and to offer possible variants of development of regional TV broadcasting in Russia.

Текст научной работы на тему «Последствия перехода России на цифровое вещание для регионального ТВ»

УДК 002:621.397

Каратаев Руслан Юрьевич

заместитель начальника службы экономики телеканала «Россия 24», Москва

[email protected]

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТВ

В 2018 г. Россия должна завершить переход на цифровое вещание. Трансформация меняет всю структуру рынка телевещания, определяет новые способы функционирования региональных телерадиокомпаний. При этом коренным образом меняется характер сбора, распространения, потребления и обмена информацией, приоритетной становится стратегия мультиплатформенной доставки сигнала - эфир, Интернет, мобильные устройства. Эпоха аналогового эфирного телевещания подходит к концу. В 2018 г. Россия должна завершить переход на «цифру». Развитие в нашей стране сети цифрового эфирного телевидения - это способ обеспечить население многоканальным телевещанием без абонентской платы. Вместе с тем процесс развития цифрового телевещания, связанный с интеграцией в ТВ новых технологий, требует своевременного и постоянного анализа и систематизации информации о происходящем в отрасли. Цифровая трансформация определяет развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). При этом коренным образом меняется характер сбора, распространения, потребления и обмена информацией.

Ключевые слова: цифровизация, региональное телевидение, мультиплатформенное вещание, контент, муль-типлекс.

Исследование перехода на цифровое телевещание регионального телевидения России обусловило актуальность темы данной работы. Перевод отечественного ТВ на цифровые технологии и мультиплатформенное, многоэкранное вещание носит не просто технический характер, но меняет всю структуру рынка телевещания, определяет новые способы функционирования телерадиокомпаний и, в первую очередь, региональных. Кроме того, цифровизация влияет на формирование новых политических, социальных и культурологических смыслов.

«Цифра» ведет к смене моделей коммуникации, переходу от «субъектно-объектных» к «субъек-тно-субъектным» отношениям. Именно поэтому в условиях многопрограммного мультимедийного телевидения с двадцатью федеральными каналами свободного доступа региональному телевидению нужно заново определяться с целеполаганием своего существования.

Цифровое телевещание - телевидение нового поколения, которое предлагает больше возможностей: больше каналов (на одной частоте становится возможным поместить несколько телеканалов), лучшее качество изображения и звука и множество других нововведений. Цифровое телевидение - это новый способ кодирования и передачи сигнала. Звук и «картинка», полученные от телеканала, превращаются в биты информации и посылаются через спутник, эфир, телефонную линию, Интернет или кабель. Затем этот сигнал раскодируется и снова превращается в изображение и звук. Более высокое качество изображения и устойчивость к помехам -не единственные достоинства цифрового телевещания. Оно еще и более экономичное: мощность потребления электроэнергии цифрового передатчика в пересчете на одну телепрограмму в несколько раз ниже, чем при передаче аналогового сигнала.

Отечественное телевещание не имеет точных мировых аналогов, это означает, что опыт других стран не может полностью быть применен в Рос-

сии. Поэтому видится необходимым рассмотреть процесс цифровизации в специфических российских условиях, чтобы предложить региональному телевидению программу действий, «дорожную карту» в выборе различных стратегий и моделей на ближайшую и среднесрочную перспективы. Каким станет региональное телевидение, как оно рансформируется благодаря новейшим технологиям в ближайшем будущем?

Вопрос полного отключения аналога в России будет рассматриваться в 2018 г. Предложение перенести обсуждение поступило от Минкомсвязи. «Аналог будет вещать, пока за него будут платить, однако субсидии государства на вещание каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек будут выделяться только до 2018 г. Затем большие каналы уйдут из аналога, и услуги точно станут дороже. Рынок аналогового ТВ начнет «экономически схло-пываться» с 2019-2020 года» [1]. На сегодняшний день нет экономических возможностей для запуска третьего мультиплекса (англ. multiplex - набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу). Так как в России нет региональных компаний, способных выделять 12 млрд. руб. в год только на передачу цифрового эфирного сигнала. Региональным компаниям приходится уходить в кабель, мобильные приложения, ОТТ, Интернет. И здесь для них важной темой становятся измерения: если региональные ТВ-каналы не смогут продать рекламодателю эту аудиторию, то смысла в техническом прогрессе для них нет.

Объективную потребность в поиске возможных путей эволюции регионального телевещания обозначает В.Г. Лившиц, который предполагает, что «за пределами мультиплексов тоже есть жизнь. Так что ничего с ними не будет. Они будут распространяться с таким же успехом, как и распространяются сейчас, то есть будут распространяться посредством спутников, посредством кабельных сетей, в интернет среде. Они пойдут по вне эфир-

150

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

© Каратаев Р.Ю., 2017

ному пути и не только... и это будет новая история вещания в России» [7].

Сегодня коммуникативная стратегия СМИ ориентирована на массовую аудиторию, но в среднесрочной перспективе (на горизонте 10-15 лет) телесмотрение будет распределяться на персонифицированные каналы потребления. По мнению профессора Е.Я. Дугина, актуализация социально-психологической составляющей информационно-коммуникативных процессов может придать новый импульс, принципиально обновить теоретическую парадигму, методологические подходы к исследованиям СМИ: «Если раньше исследовательская парадигма СМИ оперировала категориями массового сознания, то теперь целесообразным представляется ставить вопрос о применении методов и методологий, основанных на анализе интерперсональных (межличностных) коммуникаций, на психологических особенностях индивидуализированных форм восприятия, потребления и производства информации» [2].

Можно предположить, что по мере освоения цифровых технологий, типологические модели телепрограмм будут определяться субъективными факторами, ценностными ориентациями, вкусами, информационно-культурной активностью аудитории. Потому что цифровые технологии предоставляют возможность зрителю не только выбирать и потреблять контент, но и создавать «собственную телепрограмму», в зависимости от своих ценностных ориентаций, информационных и культурных предпочтений.

Отмеченный методологический поворот, связанный с переходом от «субъектно-объектных» к «субъектно-субъектным» отношениям в коммуникации, ставит исследователей перед сложной проблемой выработки принципиально новой парадигмы регионального телевидения. Ключевым элементом этой парадигмы, вероятно, могут стать различные модели активного взаимодействия телевидения с аудиторией.

Происходящая в настоящее время информационная революция способствует усилению влияния телевидения на общество. Ее значение не менее важно для общества, чем значение промышленной революции прошлого века.

Переход на «цифровое вещание» становится важной вехой в развитии как мирового телевещания в целом, так и российского регионального ТВ в частности. Цифровизация заставляет телекомпании вести жесткую борьбу на свое существование. По мнению Е.Я. Дугина, «конкурентная борьба за зрителя заставила телерадиокомпании вести нешуточные «визуальные воийны», «битвы образов» и т.п. Телевизионная «картинка», цвет, образ, динамика подачи материалов, становятся совокупностью определяющих факторов при выработке общественного мнения и моделей поведения людей, обоснования личностных мотиваций для при-

нятия решений о миграции в ту или иную страну и даже... основой управленческих решений» [2].

С появлением виртуальной и дополненной реальности должны меняться методология, методики и исследовательские теоретические модели изучения и анализа медиа, которые привнесли в реальную жизнь новые качественные изменения. С помощью научных методов могут и должны быть выработаны коммуникативные стратегии региональных телекомпаний, изменение содержательных, тематико-жанровых и адресных структур телепрограмм в условиях перехода на цифровые форматы вещания. Для адаптации региональных телекомпаний к новой цифровой реальности и разработки эффективных коммуникативных стратегий может оказаться полезным применение стратегического анализа, методологическим основанием для которого служит положение Хэмела о том, что «главной задачей компаний является переосмысление и перестройка себя и своих отраслей». Иными словами, теоретическая модель исследования должна опираться на теоретико-методологические основы и на прагматические составляющие, пригодные для формирования коммуникативных стратегий развития региональных телекомпаний, работающих в условиях перехода на цифровые технологии, так и для медиаиндустрии в целом.

В настоящее время стало очевидно разделение центрального и регионального телевидения по задачам, которые они должны решать в современном российском обществе. Если федеральные телеканалы выполняют главную интегрирующую функцию, пытаясь информационно объединить общероссийское пространство, то региональное телевидение акцентирует внимание на событиях и проблемах, близких для людей, проживающих на конкретной территории, отчасти дифференцирует общероссийские проблемы и события применительно к конкретному региону, выделяет их из общего потока, проецирует происходящее в стране на местную социально-экономическую действительность.

С переходом России на цифровое вещание после 2018 г. государство должно завершить процесс тотального подчинения регионального ТВ. Контроль государства над региональным вещанием фактически был закреплен постановлением главы государства. Согласно Указу В.В. Путина от 20 апреля 2013 г., ВГТРК должен создать региональный общедоступный телеканал в каждом субъекте Российской Федерации. Правительство, в свою очередь, должно обеспечить лицензирование телевещания в регионах.

Применение цифровых технологий корректирует сегодня и саму форму подачи программ на ТВ, превращая их в специфические жанры. К примеру, выдающего блок новостей ведущего в прямом эфире сопровождает не просто «картинка», как было раньше, а, интреактивные графические профайлы, карты и/или другая визуальная информация, зара-

нее подготовленная или получаемая из другой точки планеты в режиме реального времени.

Эффектная визуализация данных - один из приоритетов любого телеканала, стремящегося всеми способами заставить зрителя оставаться как можно дольше на его «кнопке». Десятки разнообразных сервисов охотно включаются в эту игру - от геолокации и траффика до генетических атласов городов, показывающих популяционные изменения на протяжении истории человечества.

Один из новых жанров, которые активно осваивают в последнее время телекомпании, - это съемки и прямые включения с радиоуправляемых дронов - коптеров (небольшие вертолёты с дистанционным управлением). По прогнозам экспертов, дроны уже становятся интерактивными и вскоре сами превратятся в медиасреду (как отдельные носители информации).

Сегодня цифровые технологии создают новые жанры, как когда-то, когда творческая задача формировала технологическое решение. Появляется возможность отражения происходящих событий в режиме on-line и непрерывного обновления информационных ресурсов, к известным способам подачи информации добавляются новые.

Традиционные СМИ постепенно вводят новые технологии информации и коммуникации в процесс взаимодействия с аудиторией, отвечая на ее потребность быть активным пользователем. Эта тенденция соседствует с появлением новых элементов в сфере on-line. Например, блоги сегодня становятся альтернативой ТВ, зачастую сообщая информацию, которую трудно найти у традиционных СМИ. Кроме того, блог позволяет сочетать различные среды - видео, аудио, визуальную и текстовую.

Телевидение быстро интегрируют новые возможности развития технологий в собственное вещание. В этом ключе «цифра» позволяет зрителю в любой момент посмотреть любую программу, выпуск новостей или отдельно взятый сюжет, уже используя не только традиционный телевизор, но и любой другой «коммуникатор», например, специальные приложения на смартфоне, где контент можно не только смотреть, но и комментировать. В результате конвергенции телевизионный продукт принимает любую «медиаупаковку».

Если сегодня в целом анализировать местное телевещание, то нужно отметить, что спектр тематических направлений сужается до информационно-развлекательного. В регионах постепенно исчезают аналитические программы. С экранов уходит публицистика, культурно-просветительские и образовательные программы. Детские программы заменяются на сериальные мультфильмы. Спортивное ТВ представляет собой в лучшем случае трансляции футбольных и хоккейных матчей. Есть вещатели, которые кроме рекламы ничего своего больше в ретранслируемые программы не вставляют. Однако региональные телеканалы не могут

выжить на одних новостях. Изобилие информации ведет к тому, что зритель «устает» и порой теряет канву развития событий.

Развитие цифрового вещания устраняет барьеры доступа к контенту. Поэтому технические нюансы больше не могут быть помехой для телекомпаний, т.е. региональные телеканалы по технологическому уровню вещания приближаются к общефедеральным. Следовательно, в парадигме унификации технологий федеральные и региональные телеканалы становятся в одинаковой мере равнодоступными для зрителя. В таких условиях решающими факторами в борьбе за зрительскую аудиторию становятся качественный контент и грамотное программирование по продвижению эфирного продукта.

Создание третьего мультиплекса - пожалуй, самый обсуждаемый аспект цифровизации. Для региональных вещателей, это едва ли не единственная реальная возможность сохранить компанию в прежнем качестве, не переходя на смежные сферы и не уходя в другие среды. Однако ситуация с третьим мультиплексом до сих не понятна. В то время, когда в правительстве РФ и профессиональном ме-диасообществе продолжают обсуждаться планы и механизмы по переходу регионалов на цифровое вещание, в рамках существующих мультиплексов, Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) с 2015 г. уже активно запускает местные цифровые каналы. Согласно распоряжению Президента РФ В.В. Путина [12], предполагается, что региональные каналы будут создаваться на базе филиалов ВГТРК с привлечением финансовых, технических и программных ресурсов, имеющихся в субъектах федерации региональных и местных (частных или муниципальных) телекомпаний. К началу 2016 г. о переходе на цифровое вещание заявили десятки ГТРК, среди которых первыми стали «Регион-Тюмень», «Самара», «Кубань», «Псков», «Ставрополье», «Башкортостан», «Томск» и др.

Выжить региональным ТРК в жестких условиях конкуренции поможет стратегия горизонтального объединении двух, трех, нескольких местных телеканалов по географическому, национальному и другим признакам. Этот вариант развития выгля-дет привлекательным с точки зрения расширения возможностей каждого из региональных телеканалов, но имеет и свои минусы. Во-первых, учредители местного ТВ (как правило, это местная власть - губернатор и/или местная элита) в этом видят исключительно негативный смысл - в уменьшении собственного политического и экономического влияния на местную аудиторию. Во-вторых, никто не хочет смешивать финансовую структуру.

Помимо непосредственного объединения в одну компанию, возможен такзже вариант партнерского объединения на местном уровне, когда несколько вещателей занимают одну частоту и делят ее вещание, осуществляя самостоятельное программирование лишь по несколько часов в сутки.

152

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

Наконец, еще одна стратегия, которой может воспользоваться тот или иной региональный вещатель, заключается в межрегиональном объединении или создании глобальной системы регионального вещания (по-сути, это концепция вещания телеканала «Мир», которую менеджмент канала так и не сумел реализовать).

Создать библиотеку или банк контента для региональных вещателей пытаются сегодня на базе многих профессиональных теле- и кинообъединений, архивов, компаний и СМИ. Но купить контент высокого качества региональному телеканалу в наши дни не позволяет бюджет. Все, что остается регионам - это покупать контент, прошедший в эфире федеральных сетей 3-4 раза, либо показывать низкопробные сериалы и программы. Гипотетически, создание от пяти до нескольких десятков платформ качественного цифрового контента для региональных СМИ может стать для части из них реальным шансом выживания и развития в современных условиях (правда, по действующим условиям регулятора, вещатель имеет право на присутствие в эфире, если он производит до 75% собственного контента).

«Переход на кабельное вещание» - данный вариант рассматривается многими ТРК, как приоритетный путь развития. Это подтверждается и в стратегии развития телерадиовещания на период до 2025 г., которую разработало Минкомс-вязи [3]. В свою очередь, переход «на кабель» приведет к частичной потере аудитории канала, поскольку многие зрители не хотят никаких изменений - их устраивает простота и минимальное количество кнопок, а технологические инновации им не интересны, тем более, что зрители не готовы за них платить, а в особенности платить за контент порой сомнительного качества.

Интернет-вещание сегодня - это многообразие и смешение входящих источников - цифровое наземное ТВ, кабельное, спутниковое, каналы YouTube (видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки, показа и монетизации видео), PERISCOPE (служба публичной трансляции потокового видео через специализированные приложения для Android и iOS, принадлежащая компании Twitter), социальные сети и пр.

Решение перейти на вещание в Интернет рассматривает большинство региональных телекомпаний, но только как часть стратегии развития, в совокупности с другими путями, например, с уходом в кабельное вещание. Кроме того, многие телеканалы уже осуществляют вещание в Интернете, но пока это параллельное вещание, а не исключительное.

Интернет-стратегия выживания в условиях перехода на «цифру» недооценивается региональными игроками медиарынка. Хотя эффективных примеров вещания в Интернете более чем достаточно.

Варианты стратегий, приведенные ниже, отчасти перекликаются с вариантом перехода на интернет-вещание, т.к. в основе этих подходов лежит идея смены среды вещания. Эти стратегии могут стать особенно актуальными для небольших компаний, не играющих особой роли на региональном телевизионном рынке. В этой связи можно рассматривать сразу несколько платформ: мобильные приложения, IP-телевидение (IPTV или телевидение по протоколу интернета, от англ. Internet Protocol Television - технология (стандарт) цифрового телевидения в сетях передачи данных по протоколу IP), ОТТ-сервисы, game-платформы, соцсети, телевидение в формате LTE (англ. Long-Term Evolution -долговременное развитие, часто обозначается как 4G LTE - стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных телефонов и других терминалов, работающих с данными), SMART-TV (с англ. умное телевидение - технология интеграции интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения, а также в техническом симбиозе между компьютерами и телевизорами), HbbTV (англ. Hybrid Broadcast Broadband Television, гибридная широкополосная трансляция - ТВ-стандарт для передачи дополнительных предложений из интернета на телевизор) и прочие варианты. Некоторые из них сегодня кажутся экзотическими, но завтра могут завоевать огромное пространство распространения контента.

Ключевая проблема в выборе дальнейшего варианта развития для участников рынка заключается, прежде всего, в том, что в процессе реализации ФЦП «Переход на цифровое вещание» возникает много не столько технологических, но экономических и социальных позиций, решение по которым до сих пор не принято. А ведь это имеет существенное значение не только для формулирования среднесрочной стратегии развития, но и существования региональных телекомпаний и каналов в будущем. До сих пор на стадии рассмотрения находится вопрос асинхронного распространения региональных каналов в каком-либо мультиплексе. Нет принципиального решения о формировании собственного регионального мультиплекса (видимо, решения не будет до президентских выборов в 2018 г.). Наконец, не решен вопрос стоимости услуг связи и технического переоснащения для вещания в цифровом формате, из-за чего региональные вещатели не могут оценить возможность сохранения своей позиции на данном рынке. И таких нерешенных моментов в ФЦП очень много.

Некогда федеральные каналы покорили страну, опираясь на поддержку партнеров - региональных телекомпаний. Однако с переходом на цифру их помощь будет уже не нужна. Не менее важной задачей становится сохранение у региональных ТК самостоятельного программирования и объемов собственного производства. Хотя немногочислен-

ные примеры показывают, что можно выжить без синдикации и сетевого партнерства. В регионах производится множество профессиональных качественных работ, которые не имеют шансов получить федеральный эфир, но могут составить конкуренцию на региональном рынке. По этому пути могут пойти телестудии - объединять усилия по производству и создавать контент для конкретного региона. Именно по этой причине каналам нужно сохранять собственное программирование - это позволит им не только больше заработать, но и сберечь свою индивидуальность.

Стоит отметить, что при оценке стратегий большое значение имеет степень развития регионов: чем более благополучен регион, тем больше потенциальных вариантов есть у вещателя.

Каким станет телевидение будущего? Цифровым, качественным? Да, в этом смысл. Но есть нюансы. К 2018 г. все российские телеканалы должны перейти на цифровой формат вещания. Перейдут или уйдут в кабель и Интернет региональные каналы - третьего не дано. Кроме того, сама возможность войти в цифру - удовольствие дорогое. Например, место во втором мультиплексе стоило 36,1 млн. руб. только в качестве единовременной платы, к тому же компании, «вошедшие» в пакет, оплачивали расходы ФГУП РТРС на строительство «цифровой» инфраструктуры и распространение сигнала. Распространение во втором мультиплексе цифровых телеканалов стало обузой для его участников. В условиях падения рекламного рынка они не могут оплачивать вещание, обходящееся каждому примерно в 150 млн. руб. в год, не считая авансовых платежей в размере 840 млн. руб. до конца 2018 г., и почти не приносящее дополнительной аудитории. Это означает, что регионалы должны задуматься над тем, каким образом им «раздавать» сигнал своим зрителям - «уходить в кабель», вести вещание в сети Интернет или совсем уходить из эфира.

В настоящее время при выделении регионального телевидения принято использовать лишь один единственный критерий - охват территории и локальную общность аудитории. Но уже сегодня в сочетании с другими типологическими признаками региональное телевидение представляет собой более значительное разделение на форматы, классы и прочие виды. Будет ли через 15-20 лет существовать само понятие «региональное телевидение» или «региональное вещание»?

Бесспорно, для такой многонациональной и мультикультурной страны, с самой большой территорией, особенно важно сохранить региональное телевидение, ведь местное вещание остается самым важным, а иногда и единственным источником информации в отдаленных районах провинции. Значение регионального ТВ велико. Только местное телевидение способно уделять региональной специ-

фике и своим локальным проблемам место в эфире. Поэтому руководителям региональных телеканалов очень важно четко понимать задачи на ближайшее время, а также пути дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Волин А.К. Цифровое вещание и новые способы доставки видеоконтента. Интерактивные услуги в современных сетях. - М.: Доклад на VI Международной конференции «Digital&Connected TV Russia 2015». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/34182/ (дата обращения: 20.08.2017)

2. Дугин Е.Я. Региональное телевидение: стратегии развития или судьба? // Журналист. Социальные коммуникации. - 2017. - № 1 (23-24). - С. 7-15.

3. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999. - С. 19. 414.

4. Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период // Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. - 1997. - №5. - С. 17-28.

5. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 2010. -№ 6. - C. 42-51.

6. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист - 1998. - № 11. - С. 54-59.

7. Лившиц В.Г. О моделях региональных телеканалов. Сборник материалов НАТ представляет. Цифровое ТВ и региональное вещание. НАТ. -М.: Информационно-аналитический центр НАТ, 2010. - 144 с.

8. Постановление Правительства РФ № 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3606/ (дата обращения: 20.08.2017)

9. Цвик В.Л.Телевизионная журналистика: история, теория, практика. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

10. Юровский А.Я. История тележурналистики в России. Телевизионная журналистика / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского- М.: Высшая школа, 2002. - 237 с.

11. Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. - М.: Best Business Books, 2007. - 212 с.

12. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 26, ст. 3169; 2011, № 20, ст. 2796; 2012, № 17, ст. 1915; № 41, ст. 5584.

13. McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. - N.Y., 1968. - 469 p.

Вестник КГУ .J № 3. 2017

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.