Научная статья на тему 'Классификация региональных телекомпаний в подготовительный период их перехода на цифровое вещание'

Классификация региональных телекомпаний в подготовительный период их перехода на цифровое вещание Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
925
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ / ЦИФРОВОЙ МУЛЬТИПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОМПАНИИ / САМОПРОГРАММИРУЕМЫЙ КАНАЛ / ВИДЕОКОНТЕНТ / СЕТЕВОЙ ПАРТНЕР / НЕЭФИРНЫЕ СРЕДЫ ВЕЩАНИЯ / DIGITAL BROADCASTING / DIGITAL MULTIPLEX / REGIONAL TV / SELF PROGRAMMING CHANNEL / VIDEO CONTENT / NETWORK COOPERATOR / NON-AIR MEDIA BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданова И. В.

Исследуются проблемы, с которыми столкнулись региональные телевещатели в период перехода телевидения на цифровой формат. Проведен анализ существующих рекомендаций по поводу того, каким должен быть канал, претендующий на вхождение в цифровой мультиплекс. Приводится классификация региональных телекомпаний по возможности их попадания в первый, второй или третий мультиплексы. Тем телекомпаниям, которые не смогут выиграть конкурс на цифровую частоту, предлагается выбор других сред вещания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF LOCAL TV COMPANIES DURING THE TRANSITION TO THE DIGITAL BROADCASTING1“Tula”-channel

In my work I research the problem facing the TV regional broadcasters in the predigital period. I analyze the recommendations for TV channel, which will broadcast in digital frequency. I classify regional TV broadcasters on the possibility to go to the first, second and third digital line-up. I offer the broadcasting time in the other nets for TV company, who are not able to win the tender for digital broadcasting

Текст научной работы на тему «Классификация региональных телекомпаний в подготовительный период их перехода на цифровое вещание»

УДК 323

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИХ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ

И.В. Богданова

Исследуются проблемы, с которыми столкнулись региональные телевещатели в период перехода телевидения на цифровой формат. Проведен анализ существующих рекомендаций по поводу того, каким должен быть канал, претендующий на вхождение в цифровой мультиплекс. Приводится классификация региональных телекомпаний по возможности их попадания в первый, второй или третий мультиплексы. Тем телекомпаниям, которые не смогут выиграть конкурс на цифровую частоту, предлагается выбор других сред вещания.

Ключевые слова: цифровое вещание, цифровой мультиплекс, региональные телекомпании, самопрограммируемый канал, видеоконтент, сетевой партнер, неэфирные среды вещания.

Вопрос о том, что произойдет с региональным телевидением при переходе на цифровой формат вещания, пока открыт. Часть каналов перейдет на собственное программирование и войдет в локальные мультиплексы, другая часть, возможно, сохранит партнерство с федеральными сетями, с условием производства конкурентоспособных программ, интересных общероссийскому зрителю. НАТ (Национальная ассоциация телевещателей), проводя совещания с руководителями региональных электронных СМИ в течение двух лет, каждый раз указывает на то, что среди задач, определенных Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы отнесены к категории «обязательных общедоступных» [5]. Тем не менее до сих пор нет точных правил, а только рекомендации по поводу того, каким должен быть региональный канал, который может претендовать на вхождение в первый мультиплекс. Известно, что канал должен иметь как минимум большой объем собственного вещания.

Почти в каждом городе есть местная телекомпания и, как правило, не одна. Поэтому региональных телеканалов значительно больше, чем число средних и крупных городов в России. Сегодня в городах с населением более 10 тысяч человек вещают в общей сложности 921 муниципальный и региональные телеканалы. В крупных городах - более шести на город. Но только 49 из них - это самостоятельные каналы «полного дня», обеспечивающие собственным контентом и программированием вещание в течение 18-24 часов в сутки. Остальные региональные телеканалы (их

подавляющее большинство) вещают в партнерстве с общенациональными телесетями и размещают собственный контент в эфире в среднем один-три часа в сутки. 496 телекомпаний вещают до двух часов в сутки. И только один канал в каждом субъекте федерации получит возможность вещать в первом цифровом мутиплексе наряду с восьмеркой федеральных каналов: Первым, Россией, НТВ и т.д.[1].

Региональных и муниципальных телевещателей, имеющих шансы на работу в цифровом формате, можно классифицировать:

• по типу канала вещания (эфир, спутник, кабель);

• по охвату вещания (региональная телекомпания, покрывающая

2/3 субъекта федерации, или муниципальная);

• по типу программирования (самопрограммируемый канал или сетевой партнер федерального канала);

• по типу финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъект федерации или частные инвесторы);

• по технической готовности к вещанию в формате DVB-T2;

• по инвестиционной привлекательности.

Филиалы ВГТРК в регионах, вещающие в эфире, попадают в первый цифровой мультиплекс как региональные вставки на канале «Россия 1». Все остальные телеканалы, вне зависимости от того, каким образом их сигнал доходит до аудитории, имеют возможность принять участие в конкурсе по распределению региональных цифровых лицензий, то есть за право вхождения в первый мультиплекс 9 слотом. Больше всего шансов на победу имеют самопрограммируемые региональные телекомпании, которые вещают 24 часа в сутки. Например, Новгородское областное телевидение - ведущая телерадиокомпания на медиарынке Новгородской области, широко освещающая все многообразие жизни региона. Эта телекомпания - единственный региональный ресурс, осуществляющий собственное ежедневное круглосуточное вещание почти во всех населенных пунктах Новгородской области. Учредителем телекомпании является администрация Новгородской области. Или, например, двуязычный канал «Татарстан - Новый Век (ТНВ)». Это единственный телеканал в Поволжье с самым большим покрытием сигнала в аналоговом режиме. По форме собственности - это ОАО, и у канала есть серьезный конкурент, учредителем которого являются республиканские власти [4].

Причем каналы, имеющие поддержку региональных властей, например губернаторские каналы, оказываются в более выигрышном положении. В состав федеральной конкурсной комиссии войдут три представителя от региональной власти: один от правительства РФ, второй - от областного законодательного органа (Думы) и третий от правительства региона. И как пишет А. Корнышева в статье «Цифра, покрытая мраком» (журнал «Медиапрофи», 2012, №5), «выбрать кандидата на конкурс должен

глава региона, что также вызывает опасения в правильности данного подхода у местных коммерческих вещателей, не связанных с властями региона». Эта информация пока не нашла подтверждения в официальных источниках[1].

В конкурсе на вхождение в первый мультиплекс смогут принять участие и телеканалы, работавшие в партнерстве с федеральными сетями, учредителями которых являются региональные власти. Дело в том, что большинство федеральных партнеров (ТВ Центр, СТС, ТНТ и другие) вошли во второй федеральный мультиплекс, оставив небольшие региональные окна, или вовсе отказались от них уже в этом году. Региональному каналу, имея финансовую поддержку местных властей, можно наладить круглосуточное вещание, например, в кабельных сетях. Тем более, что пока сроки объявления конкурса на вхождение в 9 слот первого мультиплекса откладываются. И есть время закупить и наладить оборудование для цифрового вещания. Так, ОАО «Телерадиокомпания РТР», контрольным пакетом акций которой владеет администрация Тульской области в лице Минкомимущества, с февраля 2013 года начала круглосуточное вещание во всех кабельных сетях области, тем самым обеспечивая себе шанс участвовать в конкурсе на вхождение в первый мультиплекс. Госучреждение Тульской области «Телеканал «Тула», на базе которого работает ОАО, имело всего 1,5 часа в сутки собственного вещания на канале ТВ Центр. В планах учредителей ОАО уменьшить госпакет и привлечь частных инвесторов.

Тем телекомпаниям, которые выиграют в конкурсе на цифровую частоту, придется самостоятельно оплачивать услуги связи, осуществлять техническое переоснащение и обучать сотрудников работе на новом оборудовании. Обеспечение вещания в первом цифровом мультиплексе для региональной телекомпании потребует помощи властей, прежде всего финансовой. Ведь доставка сигнала по всей территории субъекта будет стоить в разы дороже, чем доставка по городу. Пока не ясно, сколько придется оплачивать региональной телекомпании за доставку цифрового сигнала на территории субъекта федерации. НАТ озвучила сумму, которую будут платить федеральные каналы за распространение цифрового сигнала на территории РФ. Это 1 миллиард 100 миллионов рублей в год [5].

Обострится вопрос получения (самостоятельного производства или покупки) качественного контента. Покупая дешевый контент, например сериалы прошлых лет, телекомпания рискует потерять зрительскую аудиторию. Для того чтобы оставаться конкурентоспособной, придется создавать не менее, чем 18-часовую собственную программу в сутки или заказывать у местных продакшн-студий. Примерную цифру озвучил Игорь Болдырев (г. Киров): чтобы «придержать у экрана зрителя», необходимо тратить на контент около 50 тысяч евро в месяц, а в идеале - около 300 тысяч. Чтобы выжить в кризис, «СТС-Киров», «Канал 49» (г. Новосибирск)

и другие компании уменьшали затраты, покупая контент не в Москве, а у региональных продакшн-центров [3].

Ранее в Минкомсвязи сообщали, что трансляции телеканалов во втором мультиплексе может осуществляться с местными или региональными вставками, при этом стоимость услуг по трансляции одного телеканала второго мультиплекса определяется как отношение стоимости затрат на трансляцию всего мультиплекса к количеству телеканалов в нем. Сейчас положение изменилось. Большинство федеральных каналов, которые вошли во второй мультиплекс, скорее всего, начнут цифровое вещание без региональных партнеров.

Региональные телекомпании, которые не попадут в первый мультиплекс, и мелкие муниципальные вещатели смогут претендовать на место в третьем мультиплексе, который формируется из четырех муниципальных телеканалов и одного телеканала в формате высокой четкости. Причем требования к ним будут такими же, как и к остальным: наличие большого объема собственного вещания и возможность оплачивать распространение сигнала. Рассматривался вариант объединения нескольких региональных телекомпаний для того, чтобы время вещания канала составляло 12-15 часов. НАТ планирует помогать региональным вещателям с налаживанием собственного программирования. Например, лоббированием государственной программы поддержки производителей отечественного контента, созданием Национального фонда (банка) видеоконтента, разработкой проекта специального спутникового канала, концепция которого предусматривала бы возможность использования его контента региональными компаниями [5].

Те же региональные телекомпании, которые выиграют конкурс на вхождение в первый мультиплекс, могут предоставлять эфирное время для местных студий. Крупные телеканалы получат местный контент, а маленькая телестудия - эфирное время на цифровой частоте. И, в свою очередь, региональные телекомпании, выигравшие в конкурсе на вхождение в третий мультиплекс, могут предложить федеральным каналам, не вошедшим во второй мультиплекс, стать их сетевыми партнерами.

Представители Минкомсвязи и Роскомнадзора высказывали мнение, что не все каналы «потянут» переход на цифру. В качестве выхода из данной ситуации чиновники предлагают развивать вещание в других средах и через другие каналы связи: неэфирные среды вещания, спутниковое вещание, кабельный канал, интернет-телевидение, мобильное вещание. Но в этих средах уже нельзя распространять такую же продукцию, что и в эфире. В кабеле и Интернете есть возможность обратной связи и интерактива. Бизнес-модель, на основе которой строятся бюджеты эфирных каналов одна, - рекламная. Опасения учредителей в том, что с переходом в другие среды вещания при потере аудитории канал теряет и рекламные заказы. Но в неэфирных средах принята другая бизнес-модель - абонентская

плата. Чтобы ее получать, необходимо формировать программную политику исходя из того, что нужно потребителю, то есть изучать запросы аудитории и им соответствовать.

«Вот в этом случае и произойдет изменение сетевого партнерского принципа телевещания на сетевое аудиторное телевидение взаимодействия. А в этом, на наш взгляд, и есть смысл существования регионального ТВ, Телевидения Нового Поколения», - утверждает руководитель информационно-аналитического центра НАТ Владимир Лившиц [2].

В любом случае первоначальная истерия о том, что «цифра» убьет все региональное телевидение, прошла. И учредители, и сотрудники телекомпаний в регионах России понимают, что цифровое вещание открывает много новых возможностей. И если у телеканала есть своя аудитория, она останется ему верна. Не важно, где можно будет увидеть любимые программы любимой местной телекомпании: в эфире, на кабельном канале, в Интернете и даже в собственном смартфоне. И еще неизвестно, кто останется в выигрыше: смартфон-то всегда под рукой.

Список литературы

1. Корнышева А. Цифра, покрытая мраком// МедиаПрофи. 2012.

№5.

2. Лившиц В., «Аналоговое мышление в цифровую эпоху» уступает ТНП// Новости СМИ. 2012. № 9.

3. Порошина А.А. Региональное телевидение и цифровизация: проблемы переходного периода. М.: ИПК РТ и РВ, 2011.

4. Протопопов К., Глухих И. Дискуссия на тему «Региональное телевидение в период перехода на цифровое вещание». ТЭФИ-регион 2012: Екатеринбург, http: //www.freevideoklip .ru/video/.. .html

5. Информационно-аналитический центр НАТ

http://www.nat.ru/?an=news nat page&uid=10809

Богданова Инна Викторовна, шеф-редактор телеканала «Тула», inna bogdanova/aJisLru, Россия, Тула, ГУ ТО «Телеканал «Тула».

CLASSIFICATION OF LOCAL TV COMPANIES DURING THE TRANSITION TO THE DIGITAL BROADCASTING

I.V. Bogdanova

In my work I research the problem facing the TV regional broadcasters in the predigilal period. I analyze the recommendations for TV channel, which will broadcast in digital frequency. I classify regional TV broadcasters on the possibility to go to the first, second and third digital line-up. I offer the broadcasting time in the other nets for TV company, who are not able to win the tender for digital broadcasting

Key words: digital broadcasting, digital multiplex, regional TV, self programming

channel, video content, network cooperator, non-air media broadcasting.

Bogdanova Inna Vicktorovna, -Tula”-channel chief editor,

inna bogdanovaaJisLni, Russia, Tula, -Tula”-channel.

УДК 323

ПЕРВАЯ ТУЛЬСКАЯ ГАЗЕТА К 175-летию выхода первого номера газеты «Тульские губернские ведомости»

Б.А. Играев

Рассматриваются предпосылки организации в России местных периодических изданий - «Губернских ведомостей» и планы создания подобной газеты в Туле. Показывается становление и развитие первой тульской газеты, ее типологические характеристики, сообщается о первом редакторе.

Ключевые слова: губернские ведомости, типография, номер, содержание, объявление, редактор.

История тульской печати задержалась на 135 лет, если вести отсчет от «Ведомостей» Петра I. Первое периодическое издание - «Тульские губернские ведомости» - вышло в 1838 году и оставалось единственной газетой региона еще в течение 23 лет, не говоря о развитии частной прессы, активное становление которой пришлось только на первое десятилетие XX века.

Еще до выхода в свет первой газеты тульские губернские корреспонденты активно сотрудничали с ведущими московскими и петербургскими периодическими изданиями. И.Ф. Афремов, Н.Ф. Андреев, М.Н. Макаров, А.Г. Глаголев, И.П. Сахаров, другие тульские авторы печатались в журналах «Отечественные записки», «Сын Отечества», «Московский телеграф», «Телескоп», «Галатея», «Энциклопедический лексикон», «Северный архив», «Современник», в первой частной ежедневной газете «Северная пчела» и ряде других.

В 1821 году была предпринята попытка начать издание своей местной еженедельной газеты «Тульские ведомости». Идея принадлежала так называемому нечаевскому кружку - культурообразующей группе передовых тульских дворян, занимавшихся просвещением, писательством, изданием книг. Сам Степан Дмитриевич Нечаев служил директором училищ Тульской губернии, активно сотрудничал в 1820-1823 годах в знаменитых декабристских альманахах - «Полярной звезде», «Мнемозине», журналах «Вестник Европы», «Сын Отечества». Директор Тульской гимназии Е.Н. Воронцов-Вельяминов печатал свои работы в лучшем русском журнале того времени «Вестник Европы». Преподаватель Тульского Александров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.