«говорит и показывает...»
переход на цифровое вещание региональных
телекомпаний в 2015 году
Молоденков Александр Александрович
преподаватель кафедры экономики, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», филиал«Котельники» logo-waz@mail.ru
_Аннотация
В данной статье автор проводит экономическое исследование, посвященное готовности к переходу региональных телекомпаний на цифровое вещание в 2015 году. Автором для получения необходимой информации также было проведено социологическое исследование на предмет готовности телезрителей в регионах к переходу с аналогового на цифровое телевидение. Дано альтернативное решение по проблеме перехода на цифровое вещание региональных телекомпаний.
Ключевые слова: экономическое исследование, региональные телекомпании, региональные телезрители, цифровое вещание, федеральная целевая программа, Интернет-телевидение
Телевидение, как и любая другая отрасль, не стоит на месте. Оно также подвержено про-грессам и изменениям. И такое грандиозное изменение должно произойти в 2015 году: цифро-визация всей отрасли медиа. В данной статье мы не будем говорить о всей отрасли, а коснемся лишь телевидения, причем одной её части - регионального телевидения, которую рассмотрим не только с позиции телекомпаний, но и телезрителей.
Рыночный вклад медиаотрасли
3 декабря 2009 года было подписано постановление «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 20092015 годы» [1], которое и определило дальнейшую судьбу телевизионной отрасли страны. В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь
с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, воспитания патриотизма.
За последние 10-15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. В настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП составляет 1,4%, он сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5-4,5%.
Согласно прогнозу к 2015 году оборот отрасли может превысить 1250 млрд рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30%. Кроме того, Россия имеет ряд предпосылок для успешной конкуренции на мировом меди-арынке и может занять одну из лидирующих позиций в экспорте продукции электронных СМИ. В то же время в различных регионах и населенных пунктах Российской Федерации доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована.
В силу географических, социальных и экономических причин для 88,5% населения страны единственным источником получения программ телевизионных каналов и радиоканалов является аналоговое эфирное вещание. Возможность получить программы одновременно через эфирные и кабельные сети имеют 11% и через системы спутниковой непосредственной трансляции - около 0,9% зрителей страны. В ближайшее десятилетие эфирное телевидение и радио сохранят свои позиции основного источника социально значимой информации для населения [2].
Будущее телевидения
Федеральной целевой программой цифровиза-ции будет организовано 3 цифровых эфирных пакета (мультиплекс). Первый мультиплекс отдадут Государственным федеральным телеканалам
медиарынок - *— -
Россия имеет
ряд предпосылок
(«Первый канал», «Россия» и т.д.). Во второй мульти-плекс войдут крупнейшие медиа-холдинги («СТС», «ТНТ» и т.д.). Региональные телеканалы попадут в третий цифровой пакет (мультиплекс). Но серьезной преградой для региональных телекомпаний станет стоимость услуг связи в условиях цифрового вещания. Примерные расчёты озвучил гендиректор РТРС Алексей Малинин: «Если сейчас за распространение своего сигнала телеканал СТС платит 10 миллионов долларов в год, то в мультиплексе будет платить 25-30 миллионов долларов в год». Предполагается, что плата для региональных телеканалов, которые захотят попасть в 3 мультиплекс будет составлять 10-15 миллионов долларов в год. Телеканалы, которые не смогут попасть в мульти-плекс или не найдут альтернативные решения для перехода на цифровое вещание, вынуждены будут покинуть рынок.
Региональные телекомпании явно не смогут попасть в третий эфирный пакет. Сумма для них очень высока. К тому же население регионов не готово пойти на такой шаг. Причиной тому является необходимость покупать специальную цифровую приставку к телевизору для просмотра цифрового контента (телепрограмм в цифровом качестве). Стоимость приставки варьируется от 2500 до 10 000 тысяч рублей. А также пока телезрители смогут смотреть только 1 пакет муль-типлекс, который состоит из 8-и обязательных телеканалов. Для эффективного привлечения телезрителей и мотивации спроса на новую цифровую приемную технику мало транслировать один мультиплекс обязательных общедоступных телеканалов. Два канала у телезрителей уже наверняка есть, еще два есть у 75-85% населения, новой для телезрителей будет меньшая часть пакета программ. Наибольший спрос и проникновение ЦЭТВ наблюдается в населенных пунктах с населением менее 20 тыс. человек, где мало кабельных сетей, эфирного телевидения и Интернета. А в больших городах, возможно, придется проводить какие-то специальные кампании по привлечению телезрителей к ЦЭТВ [3]. Для подтверждения или опровержения готовности населения в регионах приобрести специальные приставки и перейти на цифровое телевидение, было проведено соци-
ологическое исследование с использованием метода интервью. Было опрошено 3000 (по 1000 человек в каждой области) местных жителей в Московской, Ярославской и Тверской областях. Результаты получились следующие. На вопрос «Готовы ли Вы перейти с аналогово на цифровое телевидение и приобрести цифровую телевизионную приставку стоимостью в 2500 рублей для просмотра 8-и телеканалов в цифровом качестве?» респонденты в Московской области ответили так: «Да» - 7 %, «Нет» - 85% «Затрудняюсь ответить» -8% , в Ярославской области: «Да» - 3 %, «Нет» - 87% «Затрудняюсь ответить» - 10% и в Тверской области: «Да» - 4%, «Нет» - 91% «Затрудняюсь ответить» - 5% (см.рис. 1). Как видно из проведенного исследования, основная масса региональных телезрителей не готова к переходу на цифровое вещание.
Интернет-вещание
Альтернативным направлением для региональных телекомпаний и телезрителей является Интернет-телевидение. Просмотр видео в Интернете - это
.;■■.,;■! Про: / .11 V ■■.,:ч Тверская обл.
■ "Да" ■" Н ет" ■ "Затрудня юс ь ответить"
Рис. 1. Результаты опроса респондентов: «Готовы ли Вы перейти с аналогово на цифровое телевидение и приобрести цифровую телевизионную приставку стоимостью в 2500 рублей, для просмотра 8-и телеканалов в цифровом качестве?»
основная масса
региональных телезрителей
очень популярный сервис среди пользователей. Интернет дает возможность совершенно легально смотреть огромное количество контента - как телевизионного, так и фильмового [4]. Это инновационное и самое перспективное направление на сегодняшний день. У Интернет-телевидения есть совершенно очевидные преимущества - это активное восприятие контента, возможность влиять на него, управлять им. Интернет дает возможность персонифицированному восприятию, а также интерактивности. При создании данного направления не требуется больших финансовых затрат. Согласно исследованиям компании «ТШ Россия», объём Интернета с широкополосным доступом (ШПД) в регионах достиг 50% от всего объёма подключенных к сети Интернет домохозяйств. С увеличением скорости доступа в Интернет решается важная проблема скачивания информации и просмотра тяжелого контента. Основной тренд в сети - видео. Плюс ко всему Интернет-телевидение даёт неограниченный выбор контента в тот момент, когда это нужно пользователю. И это далеко не все преимущества данного направления.
Вывод
Бизнес-модель, по которой сейчас работает российское телевидение, в ближайшие несколько лет кардинально изменится. А состав игроков на рынке будет переформирован. Причина - неизбежная цифровизация телерадиовещания 2009-2015 г., которая меньше всего шансов на выживание оставляет региональным телеканалам. Они не входят в круг интересов федеральных властей и крупных каналов, представители которых играют ключевую роль в выборе модели перехода на цифровое вещание.
Как установлено нашим исследованием, региональные зрители пока не готовы к переходу на цифровое телевидение в том виде, который предложен в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». На сегодняшний день альтернативой для региональных телекомпаний и телезрителей является Интернет-телевидение.
омика, 2011, № 8
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. N 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» (с изменениями от 24 декабря 2010 г.).
2. Концепция «Развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р.
3. О. Кислов. Телезрители цифрового эфирного телевещания // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2010. - №5.
4. Юлия Митрович. Новая эра телесмотрения // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. -2011. - №3.
Интернет дает возможность совершенно легально смотреть огромное количество контента -как телевизионного, так и фильмового
Aleksandr A. Molodenkov
Lecturer, Chair of Economics,
International University of Nature, Society and Human "Dubna", Branch "Kotelniki"
Conversion of regional television companies to digital broadcasting in 2015
_Abstract
The paper presents economic research, devoted to readiness of regional television companies for conversion to digital broadcasting in 2015. The author held sociological research on the topic of readiness of the audience in regions to conversion from analogue television to digital. The author suggests alternative solution for conversion of the regional television companies to digital broadcasting.
Keywords: economic research, regional television companies, regional audience, digtal broadcasting, federal target program, Internettelevision