Научная статья на тему 'Медиакоммуникации в цифровом развитии России'

Медиакоммуникации в цифровом развитии России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
730
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕДИАСИСТЕМЫ / ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / DIGITAL ECONOMY / MEDIA SYSTEMS / UPPER CHAMBER OF THE RUSSIAN PARLIAMENT / REGIONAL TELEVISION / DIGITAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дугин Евгений Яковлевич

В статье рассматривается взаимосвязь между стратегией цифрового развития России и переходом телевидения на цифровой формат вещания. Автор анализирует роль верхней палаты российского парламента в реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в отстаивании интересов населения регионов страны в ситуации отключения аналогового телевидения и рассматривает перспективы регионального телевидения в условиях цифрового развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMMUNICATIONS IN THE DIGITAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The article considers the relationship between the strategy of digital development of Russia and the transition of television to digital broadcasting. The author analyzes the role of the upper chamber of the Russian Parliament in the implementation of The State Program of Digital Economy of the Russian Federation, in defending the interests of the population of the regions in the situation with the disconnection of analog television. The article discusses the prospects of regional television in the digital development of the country.

Текст научной работы на тему «Медиакоммуникации в цифровом развитии России»

Глобализация и цифровое общество

ДУГИН Евгений Яковлевич — доктор социологических наук, профессор; член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ (e.dugin@yandex.ru)

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между стратегией цифрового развития России и переходом телевидения на цифровой формат вещания. Автор анализирует роль верхней палаты российского парламента в реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в отстаивании интересов населения регионов страны в ситуации отключения аналогового телевидения и рассматривает перспективы регионального телевидения в условиях цифрового развития страны.

Ключевые слова: цифровая экономика, медиасистемы, верхняя палата российского парламента, региональное телевидение, цифровое развитие России

Ряд ключевых направлений развития цифровой экономики соотносится с задачами и функциями информационно-коммуникативных медиасистем. Симбиоз медиа и цифрового развития актуализирует проблему исследования медиакоммуникаций в цифровом развитии страны [Дугин 2018: 160]. Одна из первостепенных задач цифровизации медиакоммуникаций - создание телекоммуникационной инфраструктуры глобальной низкоорбитальной и высокоорбитальной спутниковых группировок с целью сделать доступной связь при помощи отечественной телекоммуникационной системы, а не через спутники НАТО, как это осуществляется в настоящее время. В России разработано и запущено в серийное производство оборудование, способное обеспечить потребности операторов связи и крупных заказчиков не менее чем на 85%1.

Однако влияние цифровых технологий на развитие страны далеко от совершенства. Прежде всего, слабо функционирует инфраструктура науки и инноваций, несмотря на многочисленные технопарки, бизнес-инкубаторы, институты развития компетенций и т.п. Похожая ситуация сложилась и в медиаин-дустрии. Оставляют желать лучшего мероприятия по отключению аналогового телевидения и переходу на цифровой формат вещания. Об издержках перехода на цифровой формат вещания предупреждала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая заявила, что непродуманная реформа телевидения может вызвать резкий рост социальной напряженности. Профессиональное медиакоммуникативное сообщество оценило методы перехода на цифровое телевидение как фактический запрет на деятельность региональных телекомпаний из-за угрозы непосильной финансовой нагрузки на частные, муниципальные и региональные вещательные компании не только цифрового, но и аналогового наземного вещания. В резолюции форума современной журналистики «Вся Россия - 2018» отмечается, что «выбранная форма реализации ФЦП "Развитие телерадиовещания на 2009-2018 годы" нарушает права граждан на доступ к информации, создает препятствия к ведению предпринимательской деятельности и будет иметь крайне тяжелые социально-политические последствия»2.

1 Доклад заместителя председателя правительства РФ М.А. Акимова на 448-м заседании Совета Федерации 11 декабря 2018 г.

2 Резолюция форума современной журналистики «Вся Россия - 2018» по вопросу об обеспечении права региональных телевизионных вещателей на осуществление профессиональной и предпринимательской деятельности. Принята 11 октября 2018 г. в г. Сочи, доработана 24 октября 2018 г.

Выражая глубокую озабоченность положением дел в региональном и муниципальном телевидении, участники форума «Вся Россия - 2018» призвали все институты власти и общества, обладающие правом законодательной инициативы, выступить за изменение тех норм закона, которые позволяют дискриминировать региональных телевещателей1.

Этот призыв медиакоммуникативного сообщества был услышан в Совете Федерации. Сенатор Л.Н. Бокова довольно точно обрисовала ситуацию перехода на цифровое телевизионное вещание в стране: «.. .в этом году заканчивается действие программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы". В связи с этим прекращается ее финансирование из федерального бюджета и планируется отключение аналогового наземного эфирного вещания с 10 января 2019 года. В результате 800 тысяч домохозяйств не будут иметь доступа к цифровому эфирному вещанию, что составляет 1,4 процента общего числа домохозяйств на территории Российской Федерации. Также существует проблема с распространением региональных телеканалов (в настоящее время их более 70), и отключение аналогового вещания еще больше усугубит проблему распространения таких телеканалов. <...> И очень важно проработать возможные меры по поддержке незащищенных слоев населения в части приобретения комплектов оборудования, которое обеспечит прием сигнала спутников операторов связи, <...> требуется проработать комплекс мер по поддержке региональных телеканалов, в том числе с сохранением для них аналоговых частот»2.

В защиту регионального телевидения высказался и сенатор Н.И. Рыжков, который отрицательно оценил предложения Минсвязи о переводе аналогового телевидения на спутниковое вещание. «У нас на селе пенсия 10-11 тысяч, чтобы заключить договор на спутниковое телевидение нужно заплатить пять тысяч рублей. Больше половины своей пенсии надо отдать на доступ к телевидению. <...> Мы считаем, что должна быть четкая программа действий. Не первого января надо прекращать вещание, а составить график и сказать, когда будут выделены специальные частоты, когда будет специальное оборудование, как решать финансовые вопросы. И постепенно, шаг за шагом убирать аналоговое телевидение и переводить на цифровое»3.

Верхняя палата российского парламента давно озабочена проблемой перехода телевидения на цифровое вещание и в этой связи - судьбой региональных телекомпаний. Год назад, 17 января 2018 г., вопрос о переходе на цифровое теле -визионное вещание был включен в повестку дня заседания Совета Федерации. Сенатор А.Д. Башкин заявил, что переход на цифровое телевизионное вещание, наряду с повышением качества предоставляемых услуг, «приведет к исключению из телевизионной системы страны региональных и местных телевизионных каналов. Но региональный телеканал необходим, он близок местному сообществу, он вызывает чувство причастности к жизни субъекта Российской Федерации. <...> Кому как не нам, палате регионов, озаботиться дальнейшей судьбой региональной телевизионной среды, выступить за сохранение права регионов и их жителей на доступный, качественный, бесплатный и, самое главное, собственный телеканал?»4

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко поддержала выступление коллег: «На прошлом заседании Совет Федерации высказал свою серьезную

1 Там же.

2 Стенограмма 445-го заседания Совета Федерации. 7 ноября 2018 г.

3 Там же.

4 Стенограмма 427-го заседания Совета Федерации. 17 января 2018 г.

тревогу наступающим цифровым неравенством, отключением огромного количества регионов вообще от телевидения, необходимостью выработки дополнительных мер поддержки незащищенных слоев населения по приобретению специальных приставок, замене старых телевизоров, которые никак невозможно подключить к сети цифрового телевидения»1.

Как видно из обсуждения в парламенте и в медиакоммуникативном сообществе, проблема перехода на цифровой формат вещания и судьба регионального телевидения уже переросла из технической в социально-политическую из-за непродуманных действий Минсвязи. Методы реализации перехода телевидения на цифровые платформы вещания оказались сродни проведению пенсионной реформы. Обе реформы ставят под удар самые социально незащищенные слои населения. Только после вмешательства Совета Федерации Минсвязи развило бурную деятельность, оперативно провело в Тверской обл. опросы населения с целью определить число домохозяйств, перешедших на прием цифрового сигнала, устроило пышную презентацию, на которой регион был объявлен «территорией без аналогового вещания». Но эти меры не решают важного вопроса о судьбе регионального телерадиовещания.

Совет Федерации в конце 2018 г. снова вернулся к обсуждению проблемы цифровизации телевидения. Вице-спикер палаты А.А. Турчак, изучив опыт Тверской обл., заявил: «...переход на цифровое телевидение вызывает большие опасения, так как жители области сталкиваются с определенными трудностями. В тверской глубинке ситуация с реформой телевещания еще более напряженная, чем в областном центре. В регионе в сотне деревень, где аналоговый сигнал и так проходил только в хорошую погоду, телевизоры селян ловили буквально пару-тройку каналов, да и те с "рябью". На какие только хитрости не шли местные мужики: привязывали на антенны металлические детали, утяжелители, усилители. Теперь они должны озаботиться переходом на "цифру", иначе реформа вообще оставит их, по сути, без единственной доступной формы досуга. <...> Планирует ли правительство принять комплексные меры по ликвидации этих рисков и реализовать единую программу обеспечения малоимущих граждан абонентским оборудованием или планируется эту ответственность опять, как всегда, возложить на региональные и муниципальные власти? Ну и, соответственно, какие механизмы поддержки граждан будут предусмотрены министерством?»2 Но эти вопросы остались без ответа.

Отмеченные сложности связаны с инфраструктурным характером цифровой экономики. Например, для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выделены бюджетные средства на 25 главных распорядителей. Анализ Счетной палаты РФ показал, что пока не создан механизм их взаимодействия на основе единой государственной информационной системы, не предусмотрен контроль общего результата. Налицо риски дублирования, велика вероятность излишних затрат на выполнение государственной программы цифрового развития. «Один из главных изъянов реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" заключается в том, - заявила заместитель руководителя Счетной палаты В.Е. Чистова, - что ее паспорт до сих пор не утвержден, а подходы, которые определены в целевых показателях, не сформулированы в виде эффектов, конечных результатов. Единственный показатель, на который приходится ориентироваться, это

1 Стенограмма 446-го заседания Совета Федерации. 23 ноября 2018 г.

2 Стенограмма 448-го заседания Совета Федерации. 11 декабря 2018 г.

внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников финансирования. Но это не эффект, а показатель внутренних затрат»1.

Для решения проблемы регионального телевидения Совет Федерации предложил «рекомендовать правительству РФ рассмотреть возможность создания в 2020-2021 годах третьего мультиплекса, в состав которого будут включены региональные телевизионные каналы». Однако замминистра Минсвязи

A.К. Волин не согласился с позицией Совета Федерации. На заседании комитета по экономической политике Совета Федерации он заявил, что перевод региональных компаний в структуру третьего мультиплекса возможен исключительно на условиях регионального финансирования. Выступая на различных совещаниях и конференциях, Волин многие годы рассказывал, что у региональных каналов есть 3 способа выжить: финансироваться за счет собственных средств, уйти в кабель и Интернет. Но все эти пути вели к одному - закрытию местных студий телевидения. В парламенте чиновник заявил, что использование федеральных бюджетных средств для реализации региональных проектов противоречит положениям Бюджетного кодекса, как будто кодекс был принят недавно и потому его положения нельзя было учитывать при реализации программы цифровизации.

Оценку упущенных возможностей в переходе телевидения на цифру из-за некомпетентных действий Минсвязи дала председатель Совета Федерации

B.И. Матвиенко, обращаясь к руководителю ведомства К.Ю. Носкову: «Программа цифрового телевещания готовится четыре последних года. У вас было четыре года, чтобы проанализировать, привлечь волонтеров, посчитать, оценить, сколько нужно денег, найти ресурсы, реализовать. <...> Этот вопрос будет под жестким контролем Совета Федерации»2.

Как известно, правительственная комиссия по телерадиовещанию определила график отключения аналогового вещания телеканалов, входящих в первый и второй мультиплексы. Сенаторы под протокол приняли заверения руководителя Минсвязи, что до конца первого полугодия 2019 г. в России не останется ни одного домохозяйства без возможности доступа к телевизионному вещанию.

Однако замминистра А.К. Волин продолжил поиск очередных аргументов, чтобы только уйти от выполнения постановления верхней палаты парламента. Буквально накануне очередного заседания Совета Федерации, 10 декабря 2018 г. он заявил, что затраты федерального бюджета на продление аналогового телевещания в стране до середины следующего года составят 30 млрд руб.3 Откуда взялась эта цифра? Заместитель генерального директора РТРС В.Н. Пинчук оперирует другими данными, утверждая, что бюджет программы перевода телевещания на цифру составил 63,4 млрд руб., из них федеральных средств -43 млрд руб.4 По подсчетам Волина выходит, что продление аналогового телевещания на полгода обходится государству чуть ли не в половину объема бюджетных средств, выделяемых на реализацию всей программы. По данным газеты «Известия», переход на цифровой формат вещания в России в течение 10 лет потребовал 174 млрд руб., из которых государство вложило 97 млрд руб., остальное - частные компании телекоммуникационного сектора. С учетом затрат на переходный период цифровую революцию ценой 204 млрд руб. оплатил крупный бизнес и частично население - за счет налогов5.

1 Там же.

2 Там же.

3 https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/12/11/

4 Telesputnik.ru/ materials (проверено 30 ноября 2018 г.)

5 Волобуев А., Воловатов В. Аналога не имеет. - Известия. 2019. 28 янв.

Как видим, цифры расходов перехода на цифровой формат вещания не сходятся. Согласно информации Минсвязи, около 1,2 млн чел. (менее 1% населения) не имеют технической возможности принимать цифровой сигнал. А по оценкам агентства TelecomDaily, таковых насчитывается около 5 млн. с учетом удаленности антенн РТРС и отсутствия подходящих телеприемников1. Каким цифрам можно доверять? Любопытно было бы посчитать, в какую сумму обошлись непродуманные действия Минсвязи и упущенные возможности по реализации программы перевода телевидения на цифровой формат вещания? Заместитель руководителя Счетной палаты В.Е. Чистова так выразила свою позицию: «Никакая правительственная комиссия, никакая автономная некоммерческая организация, никакие центры компетенций не заменят ответственность федерального органа исполнительной власти, который в силу полномочий обязан отвечать за достижение конкретной цели, - и это Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций»2.

Анализ показывает, что вместо разработки научно обоснованных стратегий медиакоммуникаций в цифровом развитии страны (хотя такие наработки ученых имеются) чиновники Минсвязи заняты поиском причин и аргументов, чтобы отключить аналоговое телевидение, закрыть региональные телекомпании и лишить миллионы телезрителей их конституционного права на получение местной информации.

Список литературы

Дугин Е.Я. 2018. Медиасоставляющая цифровой экономики. - Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 4. С. 159-175.

DUGIN Evgeniy Yakovlevich, Dr.Sci. (Soc.), Professor; Member of the Scientific Expert Council under the Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation (e.dugin@yandex.ru)

MEDIA COMMUNICATIONS IN THE DIGITAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Abstract. The article considers the relationship between the strategy of digital development of Russia and the Conversion of television to digital broadcasting. The author analyzes the role of the Upper Chamber of the Russian Parliament in the implementation of The State Program of Digital Economy of the Russian Federation, in defending the interests of the population of the regions in the situation with the disconnection of analog television. The article discusses the prospects of regional television in the digital development of the country.

Keywords: digital economy, media systems, Upper Chamber of the Russian Parliament, regional television, digital development of Russia

1 Там же.

2 Стенограмма 448-го заседания Совета Федерации. 11 декабря 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.